Инвестиционная привлекательность
Становление Республики Ингушетия, как самостоятельного субъекта, начиная с 1992 года, совпало с периодом перехода Российской Федерации на рыночные отношения. Несмотря на все трудности, возникшие перед молодой республикой, руководству удалось добиться положительных результатов в различных направлениях экономической и социальной сферы.
Инвесторы начали проявлять интерес к экономике Республики Ингушетия. И у нас есть все необходимое, чтобы добиться более высоких результатов. Богатая минерально-сырьевая база, благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение.
Ингушетия расположена на склонах Большого Кавказского хребта в зоне благоприятных климатических условий. Сырьевая база республики представлена месторождениями нефти и газа, мраморных известняков, доломитов, нерудных строительных материалов и кирпичных глин высокого качества, минеральных и родниковых вод. Важный природный ресурс Ингушетии-леса. Они занимают 140 тыс. га, в основном смешанные широколиственные, включающие ценные породы деревьев (бук, дуб, чинар и др.). Общий запас древесины составляет около 11 млн. м3. Почвы республики черноземные, плодородные. Климат континентальный. Природно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. Республика располагает значительным гидроэнергетическим потенциалом, величина которого по предварительным расчетам составляет около 1,5 млрд. кВт/ч.
Базовой отраслью экономики Ингушетии является нефтедобыча. Разведанные промышленные запасы нефти составляют около 11 млн. тонн. Перспективы развития нефтекомплекса связаны с дальнейшей разведкой нефтяных месторождений и созданием нефтеперерабатывающих предприятий. Одной из важных отраслей республики является агропромышленный комплекс. Благоприятные климатические условия, плодородные почвы позволяют выращивать широкий ассортимент сельскохозяйственных культур, развивать животноводство. Значительные сельскохозяйственные ресурсы являются базой для пищевой промышленности.
Происходящий в Ингушетии строительный бум способствует увеличению объемов производства промышленности строительных материалов, основанной на собственной значительной ресурсной базе. Активно ведется строительство новой столицы Ингушетии — города Магас.
Первостепенными задачами инвестиционной политики руководства республики являются снижение инвестиционных рисков, совершенствование системы правового регулирования по защите прав инвесторов, создание оптимальных условий для вложения отечественного и зарубежного капитала в приоритетные отрасли экономики за счет предоставления государственной поддержки по наиболее эффективным инвестиционным проектам.
Основными правовыми документами в инвестиционной и предпринимательской деятельности Республики Ингушетия являются: Закон Республики Ингушетия «Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия», Закон Республики Ингушетия «О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия», Закон Республики Ингушетия «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Ингушетия».
Понимая важность развития предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии, Правительство республики ведет интенсивную работу в данном направлении. Принят ряд нормативно-правовых документов, среди которых Закон Республики Ингушетия «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Ингушетия» от 9 июля 2003 года № 44-РЗ и Закон Республики Ингушетия «О налоговых льготах отдельным категориям налогоплательщиков» от 9 июля 2003 года № 42-РЗ. Указанными законами нормативно-правовые документы Республики Ингушетия, касающиеся инвестиционной деятельности, приведены в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, данным законодательством определен следующий механизм поддержки инвесторов. Каждый предприниматель, вкладывающий финансовые средства на территории Республики Ингушетия в промышленную сферу, рыбное и лесное хозяйство на сумму свыше 500 тыс. руб. имеет право получить свидетельство соответствия организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории РИ. Свидетельство выдается Министерством экономики Республики Ингушетия. В день выдачи свидетельства с инвестором заключается инвестиционный договор.
Организация, получившая данное свидетельство пользуется льготами по следующим видам налогов:
— налог на имущество предприятий, в части суммы налога, зачисляемой в республиканский бюджет;
— земельный налог, в части суммы налога зачисляемой в республиканский бюджет;
— налог на прибыль, в части снижения ставки налога зачисляемой в республиканский бюджет в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, Минэкономики РИ оказывает инвестору необходимое содействие для реализации инвестиционного проекта в части решения возникающих вопросов с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными российскими организациями.
В настоящее время в республике действует механизм государственной поддержки в форме компенсации 3/4 процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в кредитных организациях РФ для реализации инвестиционного проекта на территории РИ. Реализация данного механизма осуществляется через Региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия.
Также, в целях привлечения внебюджетных инвестиций в развитие промышленности и агропромышленного комплекса 12 мая 2003 г. принято Постановление Правительства РИ № 413 «О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия». Указанным постановлением предусматривается следующий механизм государственной поддержки.
Организация, любого масштаба, получающая кредит в российских кредитных учреждениях для реализации инвестиционного проекта в сфере промышленного производства и агропромышленного комплекса на территории РИ имеет право на получение государственной поддержки в форме возмещения 2/3 процентной ставки по данному кредиту. То есть, если организация получает кредит в банке под 23 процента, то из них 15,3 оплачивается из республиканского бюджета, а предпринимателю остается оплатить только 7,7 процентов.
В настоящее время на рассмотрении в Народном собрании Республики Ингушетия находится разработанный Министерством экономики Республики Ингушетия и одобренный Правительством Республики Ингушетия проект Закона РИ «О Бюджете развития Республики Ингушетия», которым предусматривается оказание предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории РИ, государственную поддержку в форме:
— предоставления государственных гарантий;
— кредитования инвестиционных проектов путем оплаты счетов за товары и услуги, необходимые для реализации указанных проектов;
— вложения прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций.
Все вышеперечисленные нормативные правовые акты составляют единый механизм оказания всесторонней государственной поддержки предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия. В целом данный механизм заключается в следующем. Предприниматель, планирующий заняться инвестиционной деятельностью на территории Республики Ингушетия, обращается в Министерство экономики Республики Ингушетия с просьбой оказать государственную поддержку в реализации инвестиционного проекта. Предприниматель может обратиться с собственным инвестиционным проектом либо выбрать один из нижеследующих, приоритетных инвестиционных проектов. Минэкономики РИ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также администрациями районов и городов, на территории которых будет реализовываться данный проект, проводит экспертизу представленных материалов и делает заключение об экономической эффективности и целесообразности проекта. Далее Минэкономики РИ направляет в Конкурсную комиссию по поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Ингушетия при Правительстве Республики Ингушетия, краткое описание инвестиционных проектов, заключение об экономической эффективности и целесообразности реализации данных проектов, а также предложения по вариантам оказания государственной поддержки. По решению конкурсной комиссии предприниматель может получить один или несколько из вышеперечисленных видов государственной поддержки. То есть:
— предоставление налоговых льгот;
— субсидирование части процентной ставки по кредитам банков;
— предоставление государственных гарантий;
— кредитования инвестиционных проектов путем оплаты счетов за товары и услуги;
— необходимые для реализации указанных проектов;
— вложения прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих;
— инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;
— оказание помощи в приобретении или получении в аренду земельных участков, зданий и сооружений.
Весь процесс, от подачи предпринимателем заявления до вынесения Правительством РИ окончательного решения по предоставляемым данному предпринимателю видам государственной поддержки, длится не более 45 дней.
В настоящее время в республике практически сформирован благоприятный инвестиционный климат, в этой связи руководство республики приглашает всех заинтересованных предпринимателей к взаимовыгодному сотрудничеству и гарантирует всестороннюю поддержку в сфере реализации инвестиционных проектов на территории Республики Ингушетия. Мы также приглашаем всех к сотрудничеству по реализации идеи строительства новых объектов в г. Магас.
Учитывая постепенную стабилизацию обстановки на Северном Кавказе, можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе инвестиционная привлекательность Ингушетии и всего региона значительно возрастет.
Сегодня Ингушетия представляет собой перспективный регион России со стремительно растущим населением и соответственно потребительским рынком.
Молодая, развивающаяся республика предоставляет широкие возможности предпринимателям в освоении еще незанятых ниш рынка.
«Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия»
Республики Ингушетия 15 августа 1996 г.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Ингушетия как российских, так и иностранных инвестиций и их эффективного использования в целях ускорения структурной перестройки, стабилизации и роста эффективности экономической, социальной и духовной сфер, повышения уровня жизни населения республики.
Статья 1. Законодательная основа инвестиционной деятельности.
Инвестирование в Республике Ингушетия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия в области инвестиционной деятельности.
В случае противоречия законодательства Республики Ингушетия в области инвестиционной деятельности законодательству Российской Федерации действуют нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере инвестиции.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Статья 2. Принципы инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность осуществляется при соблюдении следующих основных принципов:
— равенства прав всех инвесторов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
— свободы гражданско-правового договора;
— недопущения незаконного вмешательства в деятельность инвесторов;
— предоставления гарантий и обеспечение надежной защиты имущест —
венных и иных прав инвесторов;
— привлечения в качестве инвестиций любых средств, не запрещенных действующим законодательством и международными обязательствами Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Статья 3. Инвестиции
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объект предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социально-экономического эффекта.
Статья 4. Инвестиционная деятельность.
Инвестиционная деятельность есть процесс вложения инвестиций в объекты инвестирования, представляющий собой систему последовательных практических действий по осуществлению этих вложений в формах, предусмотренных настоящим Законом. Инвестиционная деятельность регулируется нормами гражданского законодательства.
В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, другие участники инвестиционного процесса.
Статья 5. Объекты инвестирования.
Инвестиции могут вкладываться во вновь создаваемые, модернизируемые основные фонды, оборотные средства и фонды целевого назначения, ценные бумаги, научно-техническую продукцию, интеллектуальную собственность, землю и другие природные ресурсы республики в соответствии с установленным режимом их использования и целевым назначением.
Запрещается инвестирование в объекты, создание, владение и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, экологических и иных норм, установленных действующим законодательством.
Статья 6. Инвесторы.
Инвесторами являются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами в Республике Ингушетия могут быть обладающие статусом юридического лица органы государственной власти и органы местной власти и управления, уполномоченные управлять соответственно государственной и муниципальной собственностью, российские юридические лица и граждане, которым законами Российской Федерации и Республики Ингушетия не запрещено заниматься инвестиционной деятельностью.
Инвесторами могут быть также иностранные государства и юридические лица, иностранные физические лица и лица без гражданства, международные организации. На территории республики могут создаваться и действовать коммерческие организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, с долевым участием иностранных инвесторов, их дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, филиалы и представительства.
Имущество и финансовые средства, инвестируемые в Республике Ингушетия, могут объединяться с ресурсами других субъектов Российской Федерации и органов местной власти и управления для финансирования проектов, в том числе межтерриториальных, социально-экономического и культурного развития.
Статья 7. Права инвесторов.
Использование инвестором имущественных и финансовых прав, интеллектуальной собственности применительно к объектам инвестиционной деятельности в формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия, признается его неотъемлемым правом и охраняется законом.
— самостоятельно определять направления, формы и объемы инвестиций;
— привлекать к инвестиционной деятельности на договорной основе граждан и юридических лиц при условии наличия у них лицензии на соответствующий вид деятельности;
— приобретать необходимое им имущество у граждан и юридических
лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Республики Ингушетия;
— приобретать государственные и муниципальные ценные бумаги в соответствии с действующим законодательством;
— брать в аренду любые имущественные объекты, включая природные ресурсы;
— владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций;
— участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, включая объекты незавершенного капитального строительства на территории республики, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия;
— самостоятельно и на договорной основе устанавливать цены на продукцию (работы, услуги), за исключением случаев, когда цены регулируются органами государственной власти и органами местной власти и управления;
— свободно реинвестировать на территории республики полученную прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей;
— по своему усмотрению осуществлять страхование имущества и рисков;
— использовать свою собственность для обеспечения всех видов обязательств;
— требовать в установленном законом порядке возмещения причиненных убытков, включая упущенную выгоду;
— осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Статья 8. Обязанности и ответственность инвесторов.
— иметь лицензию на право осуществления соответствующей деятельности;
— выполнять требования государственных органов и органов местной власти и управления, а также их должностных лиц, предъявляемых в пределах их компетенции;
— уплачивать установленные налоги и сборы;
— в соответствии с установленным порядком предоставлять налоговым
органам по месту их регистрации декларацию об источниках доходов и
объемах осуществления инвестиций;
— проводить экспертизу инвестиционных проектов;
— соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Республики Ингушетия, а также международных договоров в области инвестиционной деятельности;
— вести в соответствии с действующим законодательством и представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность.
При нарушении законодательства или несоблюдении договорных обязательств инвесторы несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия, а также заключенными договорами.
Статья 9. Формы инвестиций.
Инвесторы могут осуществлять инвестирование путем:
— создания и участия в функционировании хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных), полностью принадлежащих инвесторам;
— долевого участия в коммерческих организациях, создаваемых и функционирующих совместно с юридическими и физическими лицами республики;
— долевого участия в коммерческих организациях, создаваемых и функционирующих с участием иностранных государств, юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства;
— приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей (паев) в капитале предприятий, акций, облигаций и других ценных бумаг, иного имущества, которое в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Ингушетия может принадлежать российским и иностранным инвесторам;
— участия в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
— приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством;
— образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации паевых инвестиционных фондов за счет средств инвес —
— создания на территории Республики Ингушетия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
— осуществления иных видов деятельности, не запрещенных законами Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Статья 10. Источники инвестирования.
Инвесторы могут вкладывать средства за счет передачи:
— имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений при наличии у соответствующих юридических лиц права распоряжаться этим имуществом;
— заемных финансовых средств (банковские и бюджетные кредиты, ссуды, займы и иные средства), а также привлеченных финансовых средств (средства, получаемые от передачи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц);
— денежных средств, централизуемых объединениями (ассоциациями, союзами) предприятий в установленном порядке;
— федеральных, республиканских и местных капитальных вложений в объемах, утвержденных соответсвующими программами;
— средств внебюджетных фондов, если это предусмотрено положениями о фондах;
— средств иностранных инвесторов;
— иных не запрещенных законами источников.
Статья 11. Инфраструктура обслуживания инвестиций.
Для инвестирования отдельных объектов, установления финансовых отношений между инвесторами могут создаваться кредитные союзы, общества взаимных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечение гарантий отечественным и иностранным инвесторам при создании (реконструкции) особо значимых для республики объектов осуществляется путем создания республиканского залогового фонда. При этом предметами залогов могут выступать финансовые средства, ценные бумаги, имущество.
В целях активизации инвестиционной деятельности Правительство Республики Ингушетия формирует соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую приток инвестиции и гарантии инвесторам.
Статья 12. Размещение инвестиционных средств из республиканского бюджета.
Проектирование и строительство объектов для республиканских нужд, финансируемых из республиканского бюджета, осуществляется на основе организаций подрядных торгов и контракта (договора), заключаемого с победителем на этих торгах. Положение о подрядных торгах утверждается Правительством Республики Ингушетия.
Средства, направляемые из республиканского бюджета на строительство объектов и создание производственных мощностей выделяются на конкурсной основе.
В конкурсе могут участвовать юридические и физические лица. Информация о проведении инвестиционного конкурса публикуется в
официальных печатных изданиях.
Положение об условиях организации и проведения конкурса утверждается Правительством Республики Ингушетия.
Статья 13. Государственные займы.
В целях финансирования конкретных инвестиционных проектов как доходных, так и недоходных (несущих социальные функции) Правительство Республики Ингушетия вправе принимать решения о выпуске облигаций (ценных бумаг), определять условия, порядок выпуска, распространения и погашения этих облигаций.
Обязательным условием выпуска облигаций является установление конкретных материальных гарантий, обеспечивающих безусловную ликвидность (погашение) облигаций. В этих целях Правительство Республики Ингушетия создает региональный залоговый фонд, формируемый за счет объектов республиканской собственности, а также республиканских внебюджетных и валютного фондов. Положение о залоговом фонде утверждается Правительством Республики Ингушетия.
Статья 14. Стимулирование частных инвестиций.
Для стимулирования подготовленных с участием частных коммерческих организаций высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком окупаемости, как правило, не более двух лет создается специальный республиканский внебюджетный фонд. Средства фонда выделяются победителю конкурса проектов на получение капитальных вложений на строительство объектов и создание производственных мощностей, включенных в состав республиканских программ.
К участию в конкурсе допускаются проекты, по которым из необходимых для их реализации ресурсов не менее 60-80 процентов составляют собственные и заемные средства самих частных инвесторов. При этом не менее 30 процентов должны составлять собственные средства частного инвестора.
Статья 15. Льготы инвесторам.
Юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в Республике Ингушетия, предоставляются следующие льготы:
1. Ставки налога на прибыль, в части средств, зачисляемых в бюджет республики, снижаются:
— на 50 процентов для юридических лиц, осуществляющих создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих производств, на период с момента возникновения связанных с этим затрат до их полной окупаемости, но не более трех лет;
— на 50 процентов — для строительных организаций и любых инвесторов в части сумм, направляемых на финансирование программ жилищного строительства;
— на 50 процентов сроком на три года с момента получения прибыли
— для юридических лиц с участием инвесторов, поставляющих на экспорт более 50 процентов производимой ими продукции перерабатывающих отраслей промышленности;
— на 50 процентов в течение последующих двух лет — для юридических лиц, осуществляющих лизинговые сделки, доля доходов от которых составляет не менее 80 процентов всех доходов за отчетный год;
— на 50 процентов — для страховых организаций, осуществляющих страхование инвестиций;
— на 20 процентов — для банков, иных кредитных организаций в час —
ти сумм, направляемых для финансирования инвестиционных проектов и
программ на территории республики.
2. Налоговые льготы вводятся лишь при предоставлении претендентом на льготы технико-экономического обоснования и бизнес-плана предполагаемых инвестиций. В случае невыполнения требований, предусмотренных настоящей статьей, условиями инвестиционных проектов и бизнес-плана, суммы недополученных налогов подлежат внесению в бюджет за весь период, в течение которого предоставлялась льгота, с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статья 16. Гарантии защиты прав инвесторов.
Российские и иностранные инвестиции на территории Республики Ингушетия пользуются правовой защитой, которая обеспечивается настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации, Республики Ингушетия и международными договорами Российской Федерации и Республики Ингушетия в области инвестиционной деятельности. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических и физических лиц.
Положения настоящего Закона действуют на территории республики без какой-либо дискриминации применительно ко всем инвесторам.
Правительство Республики Ингушетия может выступать в качестве гаранта:
— по обязательствам российских юридических лиц, вытекающим из их отношений с инвесторами, в том числе гражданами республики;
Гарантии обеспечиваются соответственно республиканской и муниципальной собственностью бюджетом, недвижимым и иным имуществом. В случае прекращения инвестиционной деятельности по причинам, от него не зависящим, инвестор имеет право в судебном порядке требовать возврата вложенных им инвестиционных средств и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме на момент прекращения инвестиционной деятельности, за исключением сумм и иных материальных ценностей, которые были использованы, утрачены в результате действий самого инвестора или действий, предпринятых с их участием.
Статья 17. Гарантии использования доходов.
Доходы, полученные в результате инвестиционной деятельности, после уплаты установленных налогов и сборов могут свободно использоваться для дальнейшего инвестирования или в иных целях на территории республики, а также беспрепятственно переводиться за пределы республики, в том числе в иностранной валюте.
Такими доходами могут, в частности, выступать:
— доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов и других вознаграждений от предоставленного в пользование капитала;
— суммы, выплачиваемые на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, относящихся к инвестициям, имеющим экономическую ценность;
— суммы, полученные инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций.
Статья 18. Гарантии инвестиционной деятельности в случае изменения законодательства Республики Ингушетия в области инвестиционной деятельности.
В случае принятия Президентом Республики Ингушетия, Народным Собранием-Парламентом Республики Ингушетия и Правительством Республики Ингушетия нормативных актов, содержащих нормы, ухудшающие положение инвесторов и условия их хозяйствования, соответствующие нормы этих актов применяются в отношении инвестора, уже осуществляющего инвестиционную деятельность, только по истечении трех лет с момента вступления их в силу. Указанное положение не распространяется на изменение нормативных актов, касающихся обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, охраны окружающей среды, техники безопасности, нравственности и здоровья населения.
Статья 19. Гарантии от незаконных действий органов государственной власти и органов местной власти и управления.
Органы государственной власти и органы местной власти и управле —
ния, а также их должостные лица не вправе вмешиваться в деятельность
инвесторов, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законом и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.
Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий органов государственной власти и органов местной власти и управления либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвестору. Убытки возмещаются гарантом с последующей компенсацией этих средств в бюджет за счет средств органов государственной власти и органов местной власти и управления либо должностных лиц этих органов, виновных в причинении убытков.
Споры инвесторов с органами государственной власти и органами местной власти и управления, общественными и иными организациями, юридическими лицами, гражданами подлежат рассмотрению в установленном законом порядке в суде, арбитражном суде.
Статья 20. Экспертиза инвестиционных проектов.
Инвестиционные проекты, требующие предоставления гарантий Правительства Республики Ингушетия или участия в финансировании из средств бюджета республики, валютного и внебюджетного фондов, подлежат обязательной технико-экономической экспертизе в Правительстве Республики Ингушетия и ведомственной экспертизе отраслевых министерств.
Статья 21. Условия прекращения инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность приостанавливается по решению:
— инвесторов; при этом инвесторы возмещают убытки участникам инвестиционной деятельности;
— суда или арбитражного суда по заявлению заинтересованной стороны;
— правомочного государственного органа.
Решение государственного органа о прекращении инвестиционной деятельности может быть принята в следующих случаях:
— если выполняемая инвестиционная программа противоречит установленным законодательством санитарно-гигиеническим, архитектурным, эко —
логическим, другим нормам и не соблюдает права и интересы физических и
юридических лиц республики;
— если инвестор в установленном Законом порядке объявлен банкротом;
— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона.
Закон Республики Ингушетия «Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия» вступает в силу с момента его официального опубликования.
Правительству Республики Ингушетия в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона принять необходимые для его реализации нормативные правовые акты и привести в соответствие с ним действующие акты.
Республики Ингушетия Р. АУШЕВ
«_7___»____12____1996 г.
Многомиллиардные проекты Ингушетии
Делегация из Ингушетии принимает участие в ежегодном международном экономическом форуме в Сочи. Как стало известно, власти региона представили на этой площадке крупные инвестиционные проекты, которые при реализации позволят трудоустроить тысячи безработных. Подробнее об участии субъекта в форуме и текущем состоянии дел в секторе экономики порталу «Кавказ Сегодня» рассказала заместитель министра экономического развития республики Ася Кациева.
— Ася, как Ингушетия представлена на форуме, какие проекты регион презентовал?
— В Сочи на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016», принимает участие делегация из Ингушетии во главе с руководителем республики Юнус-Беком Евкуровым. В рамках форума глава намерен подписать ряд важных документов, которые позволят привлечь в Ингушетию новые инвестиции.
Все проекты направлены на производство импортозамещающей продукции. Это строительство молокоперерабатывающего завода, завода по производству крупногабаритного кирпича, завода по производству автомобильных аккумуляторов, создание производства кранов, завода по производству сжиженного природного газа.
В частности, речь идет реализации проектов позволяющих привлечь в реальный сектор экономики региона порядка 6,4 миллиарда рублей инвестиций и создать тысячи новых рабочих мест.
— Если говорить о текущем положении дел, то с какими показателями закрыли полугодие? Насколько динамика отличается от показателей прошлого года? Есть ли успехи или провалы в различных направлениях?
— По итогам первого полугодия у нас наблюдается хорошая динамика в сельском хозяйстве – республика занимает первое место по темпу роста среди регионов СКФО по индексу сельскохозяйственного производства. Рост составил 19% в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года. Индекс промышленного производства — 98,5%. На снижение данного показателя повлияло снижение индекса производства по добыче полезных ископаемых. За счет роста производства пищевых продуктов на 7%, индекс промышленного производства находится в положительной области в обрабатывающих производствах.
С начала года выросли инвестиции в основной капитал на 10,7% и составили 4,9 миллиардов рублей. Индекс потребительских цен в июне 2016 года снизился до отметки 101,76% к уровню декабря 2015 года. Важно отметить, что это лучший результат по снижению темпов инфляции среди регионов СКФО.
Основными проблемами, сдерживающими социально-экономическое развитие региона, по-прежнему остаются острая нехватка объектов здравоохранения — дефицит коечного фонда составляет около 42%, образования — дефицит мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях составляет 18,7 тысяч мест и 24,6 тысяч мест соответственно, а также высокий уровень безработицы и медленные темпы модернизации производства.
— Как обстоят дела с вовлечением населения в малый и средний бизнес? Как этот сектор экономики поддерживается? Предоставляется ли грантовая помощь? О каких суммах идет речь и кто ее может получить?
— В республике осуществляют деятельность около восьми тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает работой более 17 тысяч человек, что составляет 11% от общего числа занятых. В целях вовлечения населения в малый и средний бизнес ежегодно реализуются мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Ингушетия «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которых предприниматели могут получить финансовую поддержку.
Необходимо отметить поддержку, которую получают субъекты малого предпринимательства через бизнес-инкубаторы в Магасе и Карабулаке. Это предоставление необходимой для ведения бизнеса информации, консультационная поддержка, предоставление в аренду офисных помещений на льготных условиях и др.
— В последнее время разговоров ходит про стандарты АСИ. Расскажи, пожалуйста, подробно, что это за стандарты и как они внедряются в регион?
— Стандарты АСИ — комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов и повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей. В настоящее время в республике по линии Минэкономразвития Ингушетии ведется работа по внедрению двух стандартов. Это стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе – ключевой проект Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Он направлен на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает в себя 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами. В основе внедрения стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения субъекта. Итоги внедрения стандарта, т.е. исполнение его пунктов в регионе, оценивается независимой экспертной группой, создаваемой самим агентством из представителей местного бизнес-сообщества.
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации направлен на создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров. Во втором полугодие 2016 года Республика Ингушетия приступила к внедрению Стандарт развития конкуренции.
— Что касается инвестиций, наша республика интересна инвесторам? Какие инвестиционные проекты сегодня реализуются у нас?
— На протяжении последних лет велась активная работа по улучшению инвестиционного климата субъекта, что привело к активизации инвестиционных процессов. Предоставление налоговых льгот стимулировало приток внебюджетных инвестиций в экономику республики, в результате чего, объем внебюджетных инвестиций увеличился с 1,6 миллиардов рублей в 2009 году до 6,9 миллиарда рублей в 2015 году (по оценке). Инвесторами уже создано 676 рабочих мест, общим фондом оплаты труда в размере 174 миллионов рублей в год. Благодаря принятым мерам, объем внебюджетных инвестиций в экономику республики за последние три года составил более 20 млрд.рублей. Кроме того, в республике реализуются импортозамещающие проекты, по приоритетным направления развития народного хозяйства. Совокупный объем — 6,3 миллиарда рублей.
Приоритетными направлениями развития экономики Ингушетии, являются сельское хозяйство, промышленное производство, создание транспортно-логистических центров. На сегодняшний день инвестиционный портфель региона включает в себя 38 инвестиционных проектов, в различных отраслях экономической деятельности, однако, есть приоритетные направления – это промышленность, сельское хозяйство, туризм, социальная сфера.
— Иностранцы намерены вкладываться в регион? Какие планы и договоренности существуют на сегодняшний день?
— Не секрет, что иностранные инвесторы не совсем охотно идут в республики Северного Кавказа. В настоящее время прямого притока иностранных инвестиций в республике нет. Однако, в рамках визита китайской делегации в республику подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между Ингушетией и Хуасиньской китайской энергетической компанией. Основной сферой сотрудничества станет энергетическая отрасль. В частности, мы договорились о модернизации старых нефтяных скважин, разработке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства, тепличных хозяйств, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
— Много вопросов у наших граждан возникает относительно программ по поддержке молодых семей? Насколько я знаю, через Ваше ведомство проходит только одна — «1000 квартир». Расскажите о ее сути. Какие гарантии предоставляются государством? Почему нельзя получить деньги на руки и купить себе квартиру сразу? Вопрос не праздный. Если человек живет в съемной квартире, то ему надо воровать у государства, чтобы выплачивать ипотеку, жить, снимать квартиру и кормить семью одновременно.
— Разработанная Минэкономразвития Ингушетии подпрограмма «1000 квартир» в составе государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства Республики Ингушетия от 5 августа 2014 года. Основной из категорий граждан республики, имеющих приоритет на участие в программе «1000 квартир», является «молодая семья».
В рамках реализации мероприятий программы осуществляется 100 процентное погашение процентной ставки многодетным родителям, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, молодым ученым и учителям в возрасте до 35 лет, государственным гражданским служащим республики и лицам, замещающим государственные должности.
Условия на 2016 год следующие: уровень процентной ставки по ипотечному кредиту — 12% годовых, срок кредита — до 30 лет, первоначальный взнос — 20% от стоимости жилья, стоимость одного квадратного метра жилья – 24 тысячи рублей.
— И сколько семей смогли таким образом улучшить свои жилищные условия?
— Всего за период реализации мероприятий программы с 2013 года 52 семьи получили ипотечные кредиты, обязательства перед ними по ежемесячному субсидированию начисленных банком процентов выполняются в полном объеме. Дополнительных гарантий для исполнения правительством республики Ингушетия обязательств по финансированию мероприятий подпрограммы «1000 квартир» не требуется.
— Ася, речь идет о том, что человек, условно, берет ипотечный кредит уже сегодня, а квартира ему будет строиться какое-то время, явно, не месяц и не два. Все это время человек выплачивает кредит, и арендную плату за квартиру, в которой проживает. Финансово очень сложно для большинства, а мы говорим как раз о тех людях, которые нуждаются в поддержке. Нельзя ли предоставить возможность заемщику самому найти себе квартиру в любом городе и купить квартиру в уже построенном доме?
— Ипотечный кредит выделяется банком-исполнителем для участия жителей республики в долевом строительстве, многоквартирный дом строится в сроки, в соответствии с утвержденным графиком строительства, если многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию, ипотечные кредиты на данный объект банком не выдаются.
Подрядная организация, участвующая в программе и предоставляющая квартиры участникам, должна иметь всю разрешительную документацию (разрешение на строительство, разрешение на земельный участок, проектно-сметную документацию, страхование объекта и т.д.). В случае предоставления возможности приобретения участниками квартир на свое усмотрение (у любого подрядчика), возникает риск невозможности оформления ипотечного кредита в банке, невозможности получения участником права собственности на квартиру в регистрационном органе и т.д. Речь не идёт об иногородних подрядных организациях (в других регионах), так как их обслуживают отделения банков, находящиеся на территории данного региона. При этом главная задача республиканских властей – развитие жилищного строительства на территории Республики Ингушетия, и никак не переселение граждан в другие регионы. Программные мероприятия финансируются только за счет средств республиканского бюджета, что является поддержкой для местных строителей (инвесторов), позволяет обеспечить жильем часть граждан, не подпадающих под реализацию других жилищных программ.
— Теперь все стало понятнее. Недавно, президент РФ Владимир Путин заявил, что доллар больше не привязан к ценам на нефть в России. Иными словами на цены внутреннего продукта цена барреля больше не должна влиять и соответственно, цены местных производителей должны упасть. Однако этого не происходит. В чем причина? Можно на примере Ингушетии.
— Основными нефтедобывающими предприятиями отрасли являются ОАО «Ингушнефтегазпром» и ОАО «РН «Ингушнефть». На сегодняшний день вся добываемая этими предприятиями нефть с 2011 года реализуется по среднерыночной цене на нефть (Brent) ПАО «НК «Роснефть».
Что касается цен на продукцию, не так давно Минэкономразвития Ингушетии проводило сравнительный анализ на строительные материалы, производимые в республики со среднероссийскими ценами, так цена на щебень у двух самых крупных производителей республики ГУП «Ингушское карьероуправление» и ООО «Гранит-М» составляет 280 рублей за кубический метр. Это второе место по стране, ниже лишь в РСО-Алания. При этом по трем позициям с начала года цена на пиломатериалы, щебень, кирпич строительный в республике не выросла.
Несмотря на то, что продукты питания в республику на 65% завозятся из соседних субъектов, индекс потребительских цен на продовольственные товары в июне 2016 года составил 99,87%. Кроме того, индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции с начала года постоянно снижался.
— Глава Ингушетии заявил, что все социальные объекты (больницы, интернаты, дома престарелых и т. д.) Ингушетии будут снабжаться продуктами, исключительно местного производства. Означает ли это, что они будут на порядок дешевле, а в связи с ростом конкуренции в тендерах на поставку улучшится их качество?
— В последнее время, в условиях кризиса, руководством республики уделяется огромное внимание собственному производству, в том числе производителям сельхозпродукции. Собственное производство исключает промежуточные звенья, обуславливающие увеличение цены продукции для конечного потребителя за счет транспортных расходов и торговых наценок.
В целях обеспечения успешной реализации продукции местных производителей планируется активное проведение на территории республики ярмарок, на которых у населения республики имеется возможность приобретать продукты и сельскохозяйственную продукцию по ценам ниже рыночных. Вместе с тем продукция, выпускаемая в регионе, будет отвечать одному из основных критериев – сниженной цене, что позволит производителям товаров заключить контракт с государственными и муниципальными заказчиками на поставку продукции.
— Как организовать контроль за необоснованным повышением цен, когда даже бабушка продающая зелень на улице увеличивает ее цену эквивалентно росту доллара при прежней себестоимости той же зелени? Кто будет этим заниматься и вообще, насколько это реально — обуздать цены и заставить их снижаться?
— Минэкономразвития еженедельно ведет работу по сбору информации о ценовой ситуации на продовольственных рынках республики. Мониторинг цен проводится на основании данных, представленных администрациями городов и районов, и данных статистических служб. Кроме того, еженедельно проводится анализ цен по СКФО, отмечая динамику цен по субъектам. Сравнивая цены по регионам, стоит отметить, что в республике самые низкие цены на мясную продукцию и хлебобулочные изделия.
Регулярно проводятся ярмарочные мероприятия по реализации сельскохозяйственной продукции республиканских производителей по ценам ниже рыночных. В качестве целевого ориентира для изучения рыночной ситуации, чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции.
В первом полугодии 2016 года по данным Росстата индекс потребительских цен составил 101,76 % к декабрю предыдущего года. По данному показателю среди регионов СКФО республика занимает последнее место. И следует отметить, что Ингушетия показывает снижение темпа инфляции, как в сравнении предыдущими месяцами, так и к уровню прошлого года. Это говорит о стабилизации цен и об отсутствии кризиса или дефицита на продовольственных рынках.
В настоящее время зафиксировано снижение цен на овощную и молочную продукцию и отмечен незначительный рост цен на некоторые виды цитрусовых. На остальные виды продовольственных товаров наблюдается стагнация цен.
— Ингушетия — один из основных поставщиков и производителей сельхозпродукции в регионе, однако, небольшие фермерские хозяйства не в состоянии конкурировать с крупными производителями и сдавать свою продукцию по предложенной государством цене просто невыгодно. Они сработают себе в убыток. Выход — только самостоятельная реализация. Но это не поможет в случае большого количества продукции. Не успеют реализовать. Все просто сгниет в амбарах. В результате — в проигрыше и государство и фермеры. Принимаются ли местными властями какие-то меры, чтобы дать стимул мелким фермерам?
— Минэкономразвития Ингушетии по итогам 2015 года был проведен анализ потребности республики в важнейших видах продукции. Анализ показал, что население обеспечено продуктами питания собственного производства от рекомендуемых размеров потребления лишь картофелем на 174,4%. По двум пунктам — рыбопродукты и масло растительное, маргарин — полностью не обеспечены. По остальным восьми продуктовым наборам — хлебопродукты, овощи, фрукты и ягоды, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, молокопродукты, яйца и прочие продукты — от 2% до 55,7%.
Одной из мер роста показателей местного производства и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств является госпрограмма развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В рамках реализации этой программы оказывается поддержка, в том числе, субсидирование, на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств химической защиты растений, на развитие элитного семеноводства, снижение процентной ставки по кредитам и многим другим направлениям.
В общем, создаются все возможные условия для развития фермерских хозяйств и привлечения новых людей в эту отрасль.
Источники: http://www.ingushetia.ru/about/invest.php, http://pandia.ru/text/78/279/77365.php, http://kavtoday.ru/21243
Источник: