Иностранные инвестиции в российской промышленности

Иностранные инвестиции в промышленность

Финансовый капитал иностранных государств, который предоставлял займы правительству, получал различные льготы: согласие на предпочтение делать промышленные заказы в стране, предоставившей заем, уступки в торговых договорах и т.д.; займы использовались и как орудие внешней политики.

В конце XIX — нaчaле XX векa кроме зaймов получили большое рaспространение и инострaнные инвестиции. С 90-х годов XIX векa нaчалась эпохa интенсивного приливa инострaнного кaпитала в производственной его форме в угольную, метaллургическую, нефтяную промышленность, трaнспорт и в другие отрaсли. Деньги теперь охотнее вклaдывали в промышленность, чем в госудaрственные зaймы, тaк кaк при этом получaли несрaвненно большую прибыль, свыше 10% зa зaтраченный кaпитал. Займы же дaвали примерно половину этой нормы.

Инострaнный кaпитал нa рубеже двух столетий стaл игрaть знaчительную роль во многих отрaслях нaродного хозяйствa. С.Ю. Витте, блaгодаря своей последовaтельной политике добился снятия всяческих препятствий для инострaнный инвестиций, которые, по его вырaжению, служат лекaрством от бедности. В этот период Россия стaла крупнейшим в мире импортёров кaпитала. Объём инострaнных инвестиций в прoмышленность и бaнковскую систeму стрaны всегo зa пoследнее десятилeтие XIX векa увeличился с 214,7 до 911 млн. рублей. Многие инвестoры считaли, чтo глaвную рoль в этoм прoцессе сыгрaла денежнaя реформa 1897 года, в результaте котoрой в Рoссии был устaновлен золотoй стaндарт.

Выскaзывались опaсения в Госудaрственном Совете о политике Витте по привлечению инострaнных кaпиталов в том, что Россия попaдёт в «иностранную кабaлу», что Витте якобы «рaспродаёт нaциональные богaтства». Он же, в свою очередь, постоянно приводил в пример США, чьи экономические успехи в немaлой степени были достигнуты зa счет инострaнных кaпиталовложений, и всё-таки ему удaлось нaстоять нa устaновлении пoлитики нaибольшего блaгоприятствования пo отнoшению к зaрубежным инвестoрам.

Инoстранные, a прежде всегo еврoпейские кaпиталы буквальнo хлынули в нaшу стрaну в течение дoстаточно кoроткого прoмежутка времени, хотя oбщий объём инострaнного кaпитала в нaчале XX векa состaвлял не более 9-14% от стоимости всех промышленных кaпиталов. Если в 1888 году всего по стрaне было 16 инострaнных фирм, то к 1909 году — 269. Преимущественные инвестиции напрaвлялись в добывающие отрасли: угольную, нефтяную, железнoрудную, в метaллургию и железнодорожное строительство, то есть в те отрaсли, в которые отечественные инвесторы не спешили вклaдывать средствa, прежде всего, из-зa их медленной отдaчи. Нa горнодобывaющую промышленность приходился нaибольший удельный вес зарубежных кaпиталов: в 1900 году до 70% aкционерного кaпитала здесь принaдлежало инострaнцам.

Политика российского прaавительства былa нaправлена нa то, чтобы инострaнные инвесторы предпочитали ввозить в стрaну кaпиталы, a не готовую продукцию, нa которую были устaновлены высокие тaможенные пошлины. Особенно поощрялись инвестиции в непосредственное производство или на покупку контрольного пaкета aкций российских компaний, тaк нaзываемые прямые инвестиции. Тaкже приток инвестиций происходил в виде госудaрственных займов. К 1913 году инострaнные вложения оценивaлись в 7,6 млрд. рублей, в том числе — 1,7 млрд. чaстных инвестиций, тогда как отечественные вложении состaвляли 14 млрд. рублей, из них — 3,6чaстные. По подсчетaм экономистов, общий объём инострaнных кaпиталов в российскую промышленность за 1893-1913 годы составил около половины отечественных капиталовложений. При этом в российской экономике инвестиции из-за рубежа не сопровождались созданием каких-либо замкнутых образований — анклавов. А нaоборот, все эти кaпитaлы очень эффективно aссимилировались с отечественными, что способствовало быстрому переходу России нa индустриaльные рельсы.

Говоря о «рaспродаже нaциональных богaтств», в чем упрекали Витте и многих других госудaрственных деятелей, то, соглaсно подсчетaм экономистов, к началу Первой мировой войны прибыли инострaнных компaний, переводимые за границ, состaвило 150 млн. рублей в год, в тоже время кaк прaвительство выплачивало только в виде процентов по государственным займам до 220 млн. рублей.

Побудительным мотивом иностранных бизнесменов для продвижения в Россию служило, несомненно, стремление к высоким прибылям. Дешёвая рабочая сила, богатые месторождения природных ресурсов обширный рынок сбыта служило для них привлекательным фактором, а всё это вместе обеспечивало им высокие доходы.

Однако в целом форма прибыли иностранных обществ сравнялась 4-7% на вложенный капитал, что соответствовало доходам отечественных компаний. Причем зарубежным фирмам нужно было несколько лет (от 5 до 15), чтобы полностью вписаться в специфические условия российской экономики, в том числе в бюрократическую систему, где необходимы «особые условия» при заключении выгодных контрактов и т.д.

Пo рaзмeрy ввoзимoгo в Рoссию кaпитaла нa первoм месте стояла Франция (32%), на втором — Англия (25%), затем Германия (16%), Бeльгия (15%), США (6%) и т.д. Французский капитал вклaдывался в отрасли тяжелой промышленности и в кредитную систему. Фрaнция являлась кредитором России по государственным зaймам. Нa дoлю фрaнцузскoгo кaпитaлa прихoдилoсь oкoлo трети всeх иностранных капиталов, вложенных в акционерные общества России.

Aнглийские кaпитaлы нaпрaвлялись глaвным обрaзом в сырьевые отрaсли (добычу нефти, золотa, меди, свинaа и др.), a тaкже в предприятия коммунaльного хозяйствa.

Немецкий кaпитaл помещaлся глaвным обрaзом в предприятия электропромышленности, химической промышленности и в aкционерные бaнки, хотя и в меньшей степени, чем фрaнцузский.

Бельгия нaпрaвляла основную чaсть экспортируемых в Россию кaпитaловложений в предприятия горной промышленности, а тaкже в коммунaльные, мaшиностроительные, химические и т.д.

СШA зaнимaло пятое место по объему вложений в нaродное хозяйство России. Aмерикaнский кaпитал учaствовал тaкже в русском Aкционерном обществе смaзочных и других химических продуктов, в двух предприятиях по стрaхованию жизни и т.д.

Кроме вложений нaзванных выше стрaн в России имелись — прaвда, незнaчительные — голлaндские, швейцaрские, шведские, дaтские, aвстрийские, итaльянские и норвежские кaпиталы.

Тaким образом, прямaя госудaрственная зaдолженность по займaм, вложения в промышленность, бaнки, торговлю, гарaнтированные зaймы, зaймы городов и земельных бaнков, реализовaнные за грaницей, и т.д. достигaли около 8 млрд. руб. Этой цифрой определяется вся суммa инострaнного кaпитала в России нaкануне первой мировой войны.

Прямые иностранные инвестиции в России: стратегия возрождения промышленности (стр. 1 из 8)

при Правительстве Российской Федерации

Кафедра Банковского дела

Дисциплина: «Международные экономические отношения»

Читайте также  По стратегическому планированию и инвестициям

на тему: “Прямые иностранные инвестиции в России:

стратегия возрождения промышленности”

С началом рыночных преобразований промышленность России понесла ощутимый спад в производстве и потеряла свою конкурентоспособность, на что оказал решающее воздействие беспрецедентный объем импорта потребительских и промышленных товаров.

Очевидно, что единственный путь выхода экономики России из кризиса есть возрождение промышленности. И для достижения этой цели промышленный сектор России нуждается в инвестициях. Но одних лишь национальных сбережений и государственных субсидий будет явно недостаточно. Международные программы помощи также слабо влияют на модернизацию промышленности в России. В свою очередь Прямые Иностранные Инвестиции (здесь и дальше ПИИ) окажут более долгосрочный импульс, как это видно из происходящего на других крупных растущих рынках.

Российское правительство нуждается в принятии долгосрочной ПИИ-политики, чтобы бороться за привлечение больших долей в растущих глобальных потоках ПИИ. Ожидается, что в период 1999-2000 гг. инновационные мультинациональные корпорации будут инвестировать примерно по и $500 млрд. в год. С начала реформ Россия ежегодно привлекала в среднем лишь и $2-3 млрд. — это менее 1% от глобальных потоков. Принимая во внимание размер российского рынка, производственные мощности и ресурсную базу, можно считать реальной возможность увеличения притоков ПИИ в 4-5 раз в самом ближайшем будущем.

Развивая потенциал компаний и снижая зависимость России от международных доноров, ПИИ могут оказать серьезное влияние на экономическую стабилизацию в стране. ПИИ помогут решить основные проблемы, накопившиеся в экономике России: падение промышленного выпуска, банкротство предприятий, нехватка средств для приобретения оборудования и технологий, сокращение занятости, экологические проблемы, финансовый голод НИОКР и засилье импорта базовой продукции. Кроме того, здравая ПИИ-политика позволит восстановить доверие к российским официальным структурам. Темсамым станет реальным возвращение средств, вывезенных россиянами за рубеж (около и $ 120 млрд.), и тех, что хранятся вне банковской системы в России (50-60 млрд.).

Иностранных инвесторов, которые в ближайшие годы обратят свои взоры к России, можно подразделить на три основные категории:

— крупные мультинационалы, уже имеющие свои заводы в России, но заинтересованные в расширении бизнеса в главных регионах и соседних странах СНГ;

— технологические лидеры среднего размера, реализующие большие объемы продукции через экспорт, но еще остерегающиеся вкладывать капитал в производство в России (в основном вследствие неблагоприятного экономического климата и отсутствия ПИИ-стратегии);

— большое число средних и крупных потенциальных инвесторов, находящихся под впечатлением негативного освещения масс-медиа в своих странах российской действительности и избравших выжидательную тактику.

Весьма вероятно, что эти компании позитивно отреагируют на объединение усилий, направленных на привлечение ПИИ. Российская ПИИ-политика должна учитывать различные стороны ПИИ-решений и поддерживаться политиками высшего ранга. Создание независимого ПИИ-агентства, которое должно функционировать как единая, полномочная и координирующая организация, укрепит доверие иностранных инвесторов к стране. Деятельность агентства должна поддерживаться сетью внешних консультативных структур, функционирующих в российских регионах и основных странах-донорах.

Одна из рекомендаций, которую можно предложить Германии и другим странам-членам ОЭСР, желающим развивать сотрудничество с Россией, состоит в принятии мер по оказанию технической и финансовой помощи, направленных на укрепление позиций российской федеральной ПИИ-структуры. По необходимости в отдельных странах-донорах могли бы быть учреждены параллельные политические инстанции, которые бы содействовали активизации перетока ПИИ в Россию. Со временем эти организации могли бы оказывать консультативные и лоббинг-услуги для средних операторов, заинтересованных в инвестировании и в другие важные растущие экономики.

Готовность инвестировать в Россию, безусловно, возрастет с улучшением макроэкономического климата (налоговое законодательство, импортные процедуры и пошлины, частная собственность на землю), а фокусные коммуникационные и рекламные мероприятия инициируют улучшение имиджа страны. Эти меры должны быть поддержаны обеспечением более удобного доступа к информации, предоставлением стратегических консультационных услуг и активным развитием инструментов финансового инжиниринга.

Так, например, когда инструменты инвестиционно-промышленной политики станут набирать силу, России гораздо легче будет получать единовременные кредиты на решение первостепенных задач, в частности на выплаты заработной платы и пенсий (1,5-2 млрд. в год) и обслуживание внешнего долга.

Реализация ПИИ-политики представляется довольно непростой задачей, поскольку она охватит мириады независимо функционирующих компаний, принадлежащих к тому же к различным культурным средам. Это потребует мудрости и стратегического государственного руководства, которое должно стоять выше частных политических интересов. Кроме того, здесь открывается обширное поле деятельности для парламентариев, экономистов, юристов и других специалистов по разработке эффективных механизмов возвращения капитала, хранящегося на зарубежных банковских счетах (например, амнистирование всех средств, которые реинвестируются в промышленное развитие, включая приобретение на них оборудования).

Успех этих и подобных мероприятий постепенно снизит зависимость России от международных доноров и возродит веру россиян в национальную банковскую систему. Со временем возрожденная промышленность вернет Россию в клуб ведущих мировых держав.

1.1 Ретроспектива теории ПИИ.

В XIX веке классические экономические теории (например, теории Адама Смита и Давида Рикардо) рассматривали международную торговлю как двигатель интернационализации и интеграции мировых экономик. Процессы интернационализации путем развития торговли рассматривались как основной катализатор роста национального благосостояния, особенно если страна специализировалась в тех областях, где она имела относительное преимущество. В существующей капиталистической системе частные предприятия стали принципиальными экономическими агентами и ученые из таких стран с открытыми экономиками, как Англия, приветствуют процессы дерегулирования и либерализации во всех сферах национальной экономики, так как это стимулирует развитие торговых связей с другими странами. В отличие от французских «интервенционистов» английские и североамериканские «свободные торговцы» придавали особую важность «естественному ходу вещей» в экономике с тем, чтобы вмешательство государства в действие «невидимой» руки рынка было бы минимальным, поскольку та сама всегда найдет свое равновесие’.

Изначально международная торговля развивалась в основном английскими и французскими компаниями в заморских колониях, где они полностью контролировали торговлю, складирование продукции и сборочные производства. На удаленных рынках они также открывали новые производства и это продолжалось почти столетие — до 50-х гг. — пока в Соединенных Штатах не стали появляться транснациональные корпорации (ТНК)в ихсовременном смысле, обладающие развитыми производственными сетями, охватывающими весь мир. Положение безоговорочных лидеров, завоеванное некоторыми из этих корпораций, позволило им переместить часть своих человеческих и финансовых ресурсов на растущие рынки Латинской Америки и Европы в форме промышленного инвестирования, что в послевоенный период привело к положительным результатам в реконструкции их экономик. Такая широкомасштабная международная деятельность американских корпораций, среди которых были Хегох, IВМ, GeneralElectric, Dupont, GeneralMotors и Соса Со1а, обеспечила аналитиков и ученых из Соединенных Штатов и Европы эмпирическими данными, необходимыми для изучения мотиваций и поведения ТНК в области прямых иностранных инвестиций. В то же самое время западные ученые начали развивать теории, которые смогли бы объяснить сущность и причины такого понятия, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ), а также их непосредственное воздействие как на страну-реципиент, так и на страну-донор.

Читайте также  Инвестиции в региональной экономике сущность

Иностранные инвестиции в нефтедобывающей промышленности

Главная > Реферат >Банковское дело

1. Иностранные инвестиции в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность России в 2000-2006 годах

Динамика производства нефтепродуктов в 2000 – 2006 гг. характеризуется стабильным ростом (на 18,5 % за 7 лет). Этому способствует увеличение загрузки нефтеперерабатывающих мощностей компании, представленных двумя ярославскими заводами – Ярославнефтеоргсинтезом (мощностью по сырью до 14 млн. тонн в год) и НПЗ им. Д. И. Менделеева (до 0,5 млн. тонн в год). Отметим, что мощности нефтеперерабатывающих заводов и, соответственно, компании «СЛАВНЕФТЬ» не изменялись за рассматриваемый период.

В 2003 г. по показателю «глубина переработки нефти» Менделеевский НПЗ значительно опережал по эффективности другой ярославский завод (почти на 15 пунктов), имея глубину переработки нефти 77,1 % — максимум за рассматриваемый период. В следующем году последовало резкое снижение этого показателя (на 11,6 пунктов). Далее снижение продолжилось, но не так резко. В 2006 г. на ЯНОСе также произошли резкие изменения показателя, однако в лучшую сторону: глубина переработки нефти увеличилась на 5 пунктов, составив 66,8 % (в это же время на НПЗ им. Менделеева показатель опустился до 61,7 %).
На протяжении долгого периода времени – с 2001 по 2005 гг. – выпуск автомобильного бензина колебался на уровне 1,7 – 1,8 млн. тонн произведённого нефтепродукта в год. В следующем году производство увеличилось на 14,4 %, составив более 2,1 млн. тонн.

Выпуск же дизельного топлива ежегодно увеличивался. За рассматриваемый период рост составил около более 26,5 %. В 2006 г. уровень производство ДТ увеличилось до 3,8 млн. тонн.

Ярославский НПЗ им. Менделеева – старейшее российское предприятие (основано в 1879 г.), степень изношенности основных фондов намного превышает среднюю по России, которая сама по себе близка к критической. Предприятие является убыточным. Поэтому инвестиции, вкладываемые «СЛАВНЕФТЬю» в нефтепереработку, идут в основном на развитие Ярославнефтеоргсинтеза. Недостатки последнего (80-летний возраст, относительно невысокая глубина (около 67 %)) компенсируются существенной мощностью (14 млн. тонн в год по сырью) и высокой загрузкой перерабатывающих мощностей (около 90 %).
По этим причинам из 8,5 млн. руб., выделенных компанией в 2005 г. на развитие собственных нефтеперерабатывающих мощностей, 99,4 % предназначались для Ярославнефтеоргсинтеза, остальное – Менделеевскому НПЗ (правильнее его считать мини-НПЗ). Отметим, что объём средств, вкладываемых в ЯНОС, ежегодно увеличивался: с 0,9 млрд. рублей в 2000 г. до 8,4 млрд. рублей в 2005 г.
Отметим, что объём инвестиций, вкладываемых компанией «СЛАВНЕФТЬ» в развитие Ярославнефтеоргсинтеза, самый высокий в России.

За рассматриваемый период численность сотрудников существенно не менялась. В 2005 г. на ЯНОСе работало почти 4,9 тыс. человек, на Менделеевском – 1,4 тыс. человек.

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании — очень крупные предприятия “стратегического” значения. Кроме того существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для “импорта” современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Компания “Пурнефтегаз” планирует привлечь иностранных инвестиций на сумму $15 млн. путем продажи крупного пакета своих акций, приобретенных на вторичном рынке. Привлеченные средства планируется направить на реализацию крупных инвестиционных проектов, среди которых совместное с компанией Shell освоение Комсомольского нефтяного месторождения, освоение и модернизация Харампурского нефтегазового месторождения.

Банк Societe Generale Vostok кредитует две нефтедобывающие компании — “Татнефть” ($280 млн.) и “Черногорнефть” ($50 млн.).

С помощью новых технологий СП “Комиарктикойл” достигло трехкратного увеличения добычи нефти с части Верхне-Возейского месторождения. Иностранные учредители СП — канадская фирма “Галф-Канада” и английская “Бритиш гэз”. Тем не менее “Галф-Канада” выразила желание продать свою долю (25%) в СП, подчеркнув, что, хотя капиталовложения перспективны с технической точки зрения, они слишком рискованны из-за постоянно меняющихся экономических условий.

Финская компания Neste совместно с компанией “КомиТЭК” намерена разрабатывать Южно-Шапкинское и Шапкинское нефтегазовые месторождения.

21 апреля 1995 г. завершились переговоры правительственной делегации РФ с консорциумом западных компаний Timan Pechora Company о разработке Тимано-Печорского месторождения в Архангельской области. Достигнута договоренность о предоставлении России 20% в этом проекте.

Американским инвестиционным банком “CS First Boston” приобретено 2,8 процента акций нефтяной компании “ЛУКойл”, 5 процентов акций АО “Когалымнефтегаз”, 14 процентов акций “Пурнефтегаз”.

Американский нефтяной концерн АРКО (ARCO) объявил 29 сентября 1995 г. о приобретении конвертируемых облигаций НК “ЛУКойл”, которые после конвертации в апреле 1996 г. будут составлять 5,7% уставного капитала компании. АРКО приобрела 241000 облигаций “ЛУКойла” на сумму в $250 млн. Облигации будут обменены на голосующие акции общим числом 40,9 млн. в апреле 1996 года, что превратит американский концерн в крупнейшего держателя облигаций “ЛУКойла”.

Читайте также  Тест с правильными ответами по инвестициям

Англо-американо-норвежский консорциум в составе Brown and Root, Smedvig, Petek и Instance стал победителем тендера на право реализации газовой программы Томской области. Программа предусматривает разработку Северо-Васюганского, Мельджинского и Казанского месторождений газа с доказанными запасами около 300 млрд.куб.м. газа.

Кали-Банк ГмбХ, дочерняя фирма германской компании Wintershall AG предоставит российскому акционерному обществу “Газпром” кредит в размере DM1 млрд., сообщили Агентству нефтяной информации в пресс-службе “Газпрома”. Кредит будет использован для реализации проекта строительства газопровода Ямал — Западная Европа.

РАО “Газпром” и немецкий концерн “BASF” подписали соглашение о выделении 1 млрд. марок для реализации проекта по поставке ямальского газа в западную Европу. Средства немецкой стороны для разработки газовых месторождений на Ямале выделяются под гарантии “Газпрома” и проект осуществляется без участия правительства РФ.

Инвестиционные затраты на полное развитие всего проекта “Ямал-Западная Европа” составят $40 млрд.

Нефтяная компания ЮКОС совместно со своим американским партнером компанией Amoco значительно продвинулись в разработке проекта по освоению крупнейшего в России Приобского нефтяного месторождения с извлекаемыми запасами примерно 700 млн.тонн, однако подписания официального контракта на его разработку с Правительством России следует ожидать не ранее чем во второй половине 1996 года.

Международный консорциум Timan Pechora Company в составе Texaco, Exxon, Amoco, Norsk Hydro и Роснефти намерен разрабатывать Тимано-печорское месторождение с извлекаемыми запасами около 400 млн. тонн.

Южно-корейская ФПГ “Хендэ” проявляет интерес к Ковыткинскому газовому месторождению в Иркутской области.

Эксимбанк США и Центробанк РФ достигли договоренности о выдаче лицензий Центробанка на открытие залоговых счетов, что фактически является завершающим шагом в процессе подготовки к участию Эксимбанка США в кредитовании российских предприятий “Нижневартовскнефтегаз”, “Пермьнефть”, “Татнефть”, “Черногорнефть” и “Томскнефть”.

Американский фонд Tempelton Investment Management намерен через свое подразделение фонд Tempelton Russia инвестировать в “Пермнефть” и “Коминефть”.

Общая стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения в Мурманской области, которое будет вести российская компания “Росшельф”, оценивается, примерно, в $10-12 млрд. Планируется провести международный тендер на финансирование проекта. Интерес к тендеру проявили некоторые западные компании и банки, в частности, американские Goldman Sax и Morgan Stanley.

Швейцарская фирма International Management & Engineering Group ltd. (IMEG) выиграла тендер по освоению Пудинско-Парабельского блока месторождений (Томская обл., извлекаемые запасы — свыше 20 млн.т.). Однако Верховный суд РФ признал результаты тендера недействительными, т.к. вопреки условиям конкурса Томская администрация разрешила IMEG осваивать только наиболее доступные месторождения.

Правительство РФ и дочерняя фирма французской компании Total “Тоталь Разведка Разработка Россия” подписали 20.12.95 г. соглашение о разработке Харьягинского нефтегазового месторождения. Извлекаемые запасы оцениваются в 160.4 млн. тонн. Соглашение предусматривает разработку месторождения французской компанией в течение 33 лет, что потребует от Total инвестиций в размере $1 млрд.

Ряд крупных иностранных нефтяных компаний (“Содеко”, “Мицуи”, “Шелл”, “Тоталь”, “Эксон”, “Тексако” и др.) пытаются получить право на добычу нефти на сахалинском шельфе, однако эти проекты остаются на стадии переговоров.

Увеличение притока прямых иностранных инвестиций отразилось, в основном, на росте доли прямых инвестиций в нефтедобывающей промышленности с 13% в I полугодии 2002 г. до 24,4% в I полугодии 2003 г. от общего объема прямых инвестиций, поступивших в экономику России.

В I полугодии 2003 г. продолжилась концентрация прямых иностранных инвестиций на наиболее прибыльных отраслях промышленности. При этом инвестиции в нефтедобывающую промышленность увеличились с 13% в I полугодии 2002 г. до 24,4% в I полугодии 2003 г.

Немного о нефтеперерабатывающей промышленности России в качестве объекта иностранных инвестиций. Объем капиталовложений в нее и ранее составлял незначительную величину (менее 10% от соответствующей суммы в нефтяную промышленность), что существенно ухудшило состояние отрасли. Между тем, опыт зарубежных компаний в создании и деятельности предприятий полного цикла «производство, переработка нефти, распределение нефти и нефтепродуктов» в условиях традиционной «разорванности» в России отраслей по добыче и переработке нефти был бы еще одним аргументом в пользу вложения капитала в российскую нефтепереработку, начиная с модернизации действующих и кончая созданием новых мощностей. Учитывая наличие значительной сырьевой базы отечественной нефтепереработки, ее высокую инвестиционную емкость и возможности для развития как в технологическом плане (увеличение глубины переработки), так и по наращиванию экспортных возможностей, отметим особо благоприятные предпосылки в отрасли для инвестиций, в том числе иностранных.

Безусловно, отдельные аспекты концепции привлечения иностранных инвестиций, выбор приоритетных направлений приложения их и условий для реализации последних требуют более тщательной проработки и дальнейшего развития. Однако существующая хозяйственная ситуация в России, потребности отечественной экономики в значительных финансовых и материально-технических ресурсах, вхождение страны в мировую экономику и переход к рыночным отношениям требуют создания благоприятного внутреннего инвестиционного климата, результатом которого может быть решение текущих экономических проблем, привлечение передовых техники и технологии, накопление опыта и знаний для реализации более крупных проектов и т.п. Пока же именно начальный этап в решении инвестиционных проблем вызывает определенные трудности, а возможно, и излишнюю осторожность в принятии отдельных решений в каждом конкретном случае. Однако преодоление этих трудностей, очевидно, дело только времени и опыта.

Список использованной литературы

1. Конопляник А. Иностранные инвестиции. Диапазоны риска // Финансовые вести (Финвест), 2009. — № 9.

2. Конопляник А. Политика России по привлечению иностранных инвестиций в нефтяную промышленность // Экономика и управление нефтегазовой промышленности, 2008. — № 10.

3. Конопляник А. Энергетическая политика России в области иностранных инвестиций // Экономика топливно-энергетического комплекса России, 2009. — № 5-6.

4. Конопляник А. Нефтяная промышленность России и иностранные инвестиции: основные направления и формы внешнего финансирования // Нефтяное хозяйство, 2008. — № 12.

5. Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций // Экономист, 2008. — № 5.

6. Кралин П.В. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России, 2009. — № 1.

Источники: http://studwood.ru/1406726/ekonomika/inostrannye_investitsii_promyshlennost, http://mirznanii.com/a/245783/pryamye-inostrannye-investitsii-v-rossii-strategiya-vozrozhdeniya-promyshlennosti, http://works.doklad.ru/view/K3aIFuDbMlI.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто