Иностранные инвестиции в условиях глобализации

Глава 2. Международное инвестиционное право

2.1. Особенности правового регулирования международных экономических отношений (МЭО)

2.1.1. Международные инвестиции в условиях глобализации: благоприятные возможности и риски

Расширение международного инвестиционного сотрудничества является ведущей тенденцией в современной системе международных экономических отношений. Более того, поток международных инвестиций приобрел большее значение в глобализационных процессах мировой экономики, чем международная торговля товарами и услугами. На рубеже XX и XXI вв. суммарный объем инвестиционного оборота превзошел последние. Сегодня практически в мире нет стран, которые не участвовали бы в международной инвестиционной кооперации. Даже такие государства, как Куба, Северная Корея, пытаются в последние годы привлечь иностранные инвестиции.

Современные тенденции на мировом рынке в целом и в национальных экономиках в частности свидетельствуют о несомненном интересе развивающихся стран и стран переходной экономики к более широкому привлечению иностранного капитала. Это особенно характерно для России и других стран СНГ в связи с их активным участием в мировом экономическом процессе и членством в ведущих международных экономических организациях. Они, обладая широкими природными ресурсами и рабочей силой, постепенно ощущают недостаток в капиталах, новых технологиях, ноу-хау, которыми в избытке обладают индустриальные государства. Очевидно, что устойчивое развитие первых трудно представить без активного вовлечения в мировой экономический процесс и эффективного использования благоприятных в преимуществе прямых иностранных инвестиций.

Транснациональные связи между государственными реципиентами и зарубежными частными инвесторами способствуют более выгодному освоению полезных ископаемых, что выгодно как первым, так и вторым. Как правило, заключая инвестиционные соглашения, иностранные инвесторы вводят в действие промышленные, сельскохозяйственные или коммерческие.

При этом между развитыми странами произошла существенная перегруппировка сил. До конца 90-х гг. XX в. государства Европейского союза были крупнейшим источником прямых инвестиций, главным образом обменивая капиталы между собой. В отличие от американских инвесторов они проявляли интерес к другим регионам — реципиентам капитала. Но в 1998-1999 гг. произошла заметная активизация европейского капитала как внутри ЕС, так и за его пределами, прежде всего на американском рынке. Во многом благодаря массированным инвестициям национальных фирм в экономику США Англия в 1998 г. впервые смогла опередить мирового лидера и выйти на первое место в качестве источника прямых иностранных инвестиций.

Структура мировых инвестиционных потоков объясняется тем, что от мирового финансового кризиса в наибольшей степени пострадали развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Большинство из них в конце 1990-х гг. пережили хозяйственный спад или в лучшем случае замедление экономического роста. В развитых странах нестабильность международных финансовых рынков меньше отразились на состоянии реального сектора.

Таким образом, преобладающая доля ввоза и вывоза прямых инвестиций по-прежнему будет приходиться, по мнению ведущих специалистов, на зону индустриального и постиндустриального ядра мировой экономики. В обозримом будущем основными сферами притяжения таких инвестиций останутся финансово-банковский сектор, сфера услуг, прежде всего информационная, фармацевтика, биотехнология, электронная промышленность, наука и техноемкое машиностроение. В менее развитых регионах мира сохранят свою привлекательность такие геостратегические отрасли, как нефте- и газодобыча, некоторые секторы зарождающегося машиностроения, а также отдельные подотрасли аграрно-промышленного комплекса [93].

Важное значение в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций имеет дальнейшая либерализация международных экономических связей. Финансовые потрясения 1997-1998 гг. еще раз подтвердили эту истину. Дело в том, что эти события не переросли в серьезный экономический кризис мирового масштаба благодаря во многом приверженности правительств как пострадавших, так и остальных стран мирового сообщества принципам свободной торговли и обязательствам, взятыми на себя в рамках многосторонних соглашений под эгидой ГATT/ВТО. Если бы некоторые крупные государства поддались соблазну защитить свои внутренние рынки от наплыва подешевевших товаров из стран, валюты которых в 1997 и 1998 гг. сильно девальвировались, цепная реакция протекционизма могла бы, как в 20-х гг. XX в., охватить большую часть мирового рыночного пространства. В том, что этого не произошло, несомненная заслуга сложившихся к 1990-м гг. правил поведения государств на мировой арене и ВТО как мирового института, обеспечивающего их соблюдение [94]. Следует признать, что некоторые государства вынуждены были использовать защитные меры, но не выходя в основном за пределы положений ГАТТ/ВТО. И все же опасность рецидива протекционистских тенденций сохраняется.

Суммарный приток прямых иностранных инвестиций в страны-реципиенты достиг на рубеже XX и XXI вв. почти 700 млрд. долл. США против 28 млрд. долл. в 1975 г. По темпам роста трансграничное движение инвестиционных ресурсов в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) далеко оторвалось от соответствующих показателей, характеризующих в масштабах всего мирового хозяйства динамику ВВП, промышленного производства, международной торговли [95].

Что касается России, то на фоне глобальных мировых масштабов в привлечении и использовании иностранных инвестиций в последней четверти XX в. наша страна занимала очень скромную позицию [96].

В свете вышеизложенного абсолютно бездоказательными представляются высказывания отдельных политических лидеров левого толка о засилии иностранного капитала в России. Кстати, боязнь иностранных капиталов в России является не новой. Не случайно еще Д.И. Менделеев в свое время призывал российскую власть и деловых людей не бояться прихода иностранного капитала, рассматривая это как очень полезное явление для развития страны.

Незначительные масштабы привлечения иностранных инвестиций в экономику России обусловлены общим неблагоприятным инвестиционным климатом — политическая нестабильность, затянувшийся кризис, незавершенность процесса перестройки экономики, коррупция и т.д. Не последнюю роль здесь играют и сложные проблемы в правовом регулировании иностранных инвестиций в России, в частности определенное несоответствие отечественного инвестиционного законодательства международно-правовым нормам, что также является целью нашего исследования.

Влияние глобализации на развитие инвестиционных процессов в национальной экономике

Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е гг., хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х гг.

Глобализация мировой экономики — процесс увеличивающейся взаимозависимости экономик различных стран мира вследствие роста трансграничных перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы. По сути, глобализация является логическим выражением растущей интернационализации хозяйственной жизни .

Читайте также  Роль инвестиций в расширенном производстве

Для более полного понимания феномена глобализации в области инвестиций, необходимо выделить три основных составляющих этого понятия:

глобализация экономики — это исторический процесс, постоянно развивающийся на протяжении исторического развития человечества и каждому ее периоду соответствуют свои специфические черты и особенности;

глобализация подразумевает универсализацию инвестиционных процессов, выработку и принятие единых принципов инвестиционного взаимодействия, унификацию инвестиционных механизмов и инструментов приверженность единым, интегральным технологиям, следование единым обычаям и нормам обслуживания субъектов инвестиционного рынка, стремление все универсализировать и интегрировать;

глобализация — это признание растущей взаимозависимости инвестиционных процессов и явлений, главным следствием которой является постепенное разрушение национального государственного суверенитета под напором мирового капитала, международных корпораций, международных инвестиционных институтов, транснациональных управленческих структур, которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с самими государствами .

Не учитывать происходящие процессы глобализации, развивать региональные экономики вне основных тенденций развития мировой экономики — значит остаться на задворках инвестиционной мировой империи. Главная задача для экономики России — не догонять мировое сообщество, а выработать на основе анализа существующего положения опережающие решения и встать у истоков системой глобализации и упорядочения инвестиционных отношений, регулирования инвестиционного рынка.

У России, расположенной между двумя концами света — Западом и Востоком и вобравшей в себя многое из традиций и того, и другого, есть, пожалуй, самые разнообразные возможности для организации связей и взаимодействий с крупнейшими державами мира.

Иностранные инвестиции играют значительную роль в экономиках всех стран, исключением не является и Россия. Иностранные инвестиции обеспечивает не только мобилизацию, переток капитала, но и участвуют в организации международного разделения труда через реализации конкурентных преимуществ отдельных государств-участников.

Инвестиции, привлекаемые в страну из стран-доноров направляются в наиболее значимые и бурно развивающиеся отрасли хозяйства. В тройку видов экономической деятельности по величине накопленных средств входят: обрабатывающее производство (110 134 млрд дол.), добыча полезных ископаемых (56 326 млрд дол.), а также оптовая и розничная торговля вместе с ремонтом автотранспортных средств (55 107 млрд дол.) .

По данным Федеральной службы государственной статистики объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России пооснов- ным странам-инвесторам к концу сентября 2011 г. составил 323 178 млрд р., в том числе объем прямых инвестиций составил 126 415 млрд р., портфельных — 8 406 млрд р. и 188 357 млрд дол. — прочие инвестиции. Основными странами-донорами являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Китай, Великобритания, Ирландия, Британия, Япония и Франция, совокупный объем вложений составил 271 670 млрд р. Величина прямых инвестиций направленных в РФ из основных стран-инвесторов составляет 99 038 млрд р., портфельных — 8 406 млрд р., прочие инвестиции — 188 357 млрд р.

Изменения в структуре инвестиций, как в разрезе инвесторов, так и в разрезе отраслей обуславливаются изменениями в инвестиционном климате. За последние годы наметилась «положительная тенденция» в изменении инвестиционного климата России. Положительный эффект обуславливается изменениями законодательства и формированием более благоприятных условий для иностранных инвесторов.

Создание благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности должно проводиться посредством: совершенствования системы налогообложения; установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социальнокультурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в РФ; и проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции.

Итак, устранение причин, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, позволит увеличить объемы привлекаемых инвестиционных средств, а также повысить эффективность их использования. В этой связи, в условиях глобализационных преобразований одной из первоочередных задач по активизации инвестиционной активности в экономике государства является формирование эффективной инвестиционной политики, а также улучшение инвестиционного климата в целях привлечения иностранных и российских инвесторов в создание конкурентоспособных производств.

Л. А. Парыгина Тюменский государственный университет (Тюмень)

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

Роль иностранных инвестиций в развитии национальной экономики

В условиях глобализации экономики одной из форм взаимопроникновения в экономику других стран являются иностранные инвестиции. По сути, сегодняшняя миграция капитала через осуществление зарубежных инвестиций является формой существования вывоза капитала.

На определенном этапе развития общественного производства вывоз товаров за границу сменяется вывозом капитала. Если при вывозе товара можно получить прибыль только один раз, то вывоз капитала позволяет получать прибыль многократно. Сначала капитал вывозили только наиболее развитые страны в слаборазвитые, но постепенно движение капиталов охватило все страны, и если на первых этапах четко различались капиталовывозящие и капиталоввозящие страны, то сейчас такого строгого деления нет: практически все страны и ввозят, и вывозят капитал, даже развивающиеся. Этот вид международного сотрудничества постоянно растет. Начиная с середины 90-х гг. XX в. увеличиваются темпы вывоза: в 1995 г. через мировые рынки капитала прошло 1258 млрд долл. — на 30% больше, чем в 1994 г., и в 3 раза больше, чем в 1990 г., и с этого времени темпы прироста миграции капитала выросли в несколько раз больше, чем прирост мирового производства и внешней торговли.

Вначале вывоз капитала осуществлялся потому, что в развитых странах накапливались относительные избытки капитана

ла, не находящие прибыльного применения. В настоящее время применение капитала с достаточной прибылью можно найти и внутри страны, но использование его за границей сулит значительно большие вьподы. Большие доходы от вложения капитала можно получить в странах, где более дешевое сырье или рабочая сила. Второе условие, привлекающее иностранный капитал в данную страну, связано со стабильной политической обстановкой или благоприятным инвестиционным Клима том в ней. Привлекательность вложения капитала в другой стране возрастает в случае возможности монополизировать местный рынок.

В современных условиях вывоз капитала активизируется под воздействием изменившегося характера мирохозяйственных связей. Интернационализация производства, обусловившая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, способствует переливу капитала из одной страны в другую. Развитие транснациональных корпораций постоянно привлекает капиталы в создаваемые в разных странах филиалы. Тесное сотрудничество отдельных предприятий в рамках международной кооперации также стимулирует движение капиталов между странами.

Читайте также  Интернет инвестиции от 100 рублей

Все эти причины так или иначе учитывались при разработке теорий международного движения капиталов. Сторонники неоклассической теории строили свои концепции на теории сравнительных преимуществ. Они сравнивали норму прибыли разных национальных капиталов, предельную производительность и пришли к выводу, что перемещение капитала из страны, где его производительность низка, в страну с более высокой производительностью означает эффективную комбинацию факторов производства и увеличение национального дохода в обеих странах.

Дж. М. Кейнс и неокейнсианцы объясняли перелив капитала состоянием платежного баланса страны: капитал уходит из страны, если экспорт товаров и услуг превышает их импорт. Сторонники этого направления считали, что экспорт капитала из развитых стран в развивающиеся стимулирует деловую активность в обеих странах. Данная точка зрения послужила теоретическим обоснованием политики помощи развивающимся странам.

Современные теории движения капитала чаще всего основываются на различных модификациях корпоративных моделей и рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы (концепции ТНК, жизненного цикла товара, монополистических преимуществ и др.). На основании этих концепций английский экономист Дж. Даннинг создал так называемую эклектическую модель, обосновывающую перелив капитала и иностранные инвестиции совпадением следующих трех условий: возможность более эффективного использования ресурсов за рубежом (преимущество размещения), большая выгода от вывоза капитала в другую страну, чем от вывоза товара или услуги (преимущество интернационализации), в стране-импортере фирма обязательно обладает какими-либо преимуществами по сравнению с национальными фирмами данной страны.

В современных условиях большое значение стала играть политика отдельных государств по привлечению капиталов из-за границы. Промышленно развитие страны таким образом пытаются поддержать темпы экономического роста, а развивающиеся страны надеются с помощью вливаний иностранного капитала дать импульс для роста отечественной промышленности. В последние годы получила признание модель догоняющего развития в изменяющемся мире. Это привело к конкуренции между государствами за привлечение иностранных капиталов. Особенно эта конкуренция усилилась между странами Восточной Европы и “третьего мира” с началом реформирования экономики восточноевропейских стран.

Определенную роль сыграло и изменение экологической обстановки в мире. Загрязнение окружающей среды заставляет многие государства ужесточать нормы выбросов, правила строительства вредных производств и проч. Поэтому ряд производств перемещается в другие страны, где требования экологической безопасности менее строгие.

Вывоз капитала может осуществляться в различных формах: в виде прямых и портфельных инвестиций, международных кредитов и экономической помощи. Но всегда между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия. Первые заинтересованы в получении максимальной прибыли от вложения капиталов, вторых интересует снижение платы за получение капитала. Почти всегда преимущества имеются у экспортеров — они выдвигают свои условия, которые могут быть как экономическим, так и политическими.

Предпринимательский капитал вкладывается в создание производительного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции— это вложение капитала, предусматривающее возможность контроля над производством. Портфельные инвестиции — это вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающее возможности контроля над производством, но обеспечивающие прибыль.

Инвестиции, по сути, отражают спрос на капитал. На мировом рынке капиталов он существует в виде мировых инвестиций: когда у страны не хватает собственных средств для дальнейшего развития, она занимает их у других стран и выступает импортером капитала. Источником покрытия такого спроса будут сбережения, которые имеются в наличии у отдельных стран, которые становятся экспортерами капитала. Именно они формируют предложение капитала на мировом рынке. Таким образом, величиной мировых инвестиций является разница между внутренними инвестициями и внутренними сбережениями стран- импортеров капитала, а величина мировых сбережений— это разница между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями стран-экспортеров капитала.

В современных условиях миграция капитала стала одним из основных условий функционирования экономики, поэтому каждая, даже слаборазвитая, страна стремится и ввозить, и вывозить капитал. Мировой финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок обслуживает краткосрочные кредиты в основном для пополнения оборотных средств и обслуживания торговых операций. Мировой рынок капиталов обеспечивает среднесрочные и долгосрочные кредиты для целей развития основного капитала. Тот капитал, который обслуживает различные формы кредита, образует кредитный рынок, на котором работает ссудный капитал, а оставшаяся часть капитала, использующаяся на инвестиции и на операции с ценными бумагами, называется предпринимательским капиталом.

Инвестиции тесно взаимодействуют с внешней торговлей страны. Прежде всего, у них общая движущая сила — объем внутреннего рынка. Необходимость расширения этого рынка и выход на мировой рынок вызывают дополнительные потребности в инвестициях. В то же время расширение экспорта товаров служит условием получения валютной прибыли, которая затем превращается в капитал и может быть использована за границей. Инвестиции в производство вызывают необходимость дополнительного экспорта оборудования в страну, т.е. расширяют мировую торговлю.

Что дают иностранные инвестиции принимающей стране? Прежде всего, при недостатке собственных ресурсов для развития — это стабильный источник финансирования расширения и реконструкции производства. Одновременно с инвестициями (в первую очередь с прямыми) происходит передача технологий, торговых марок, лицензий, патентов. Как правило, расширяются связи страны с внешними рынками, стимулируется конкурентоспособность экономики. Но нужно иметь в виду, что в отдельных случаях может передаваться и устаревшая или низкокачественная технология, которую нежелательно использовать в местных фирмах передающих стран вследствие рисков загрязнения окружающей среды или по другим причинам. Приход иностранного капитала на внутренний рынок может обострить конкуренцию и привести к сокращению прибылей у национальных производителей. Поэтому в каждом отдельном случае нужна глубокая проработка договорных условий и последствий этой меры.

Для стран-экспортеров капитала инвестиции означают получение доступа к более дешевым рынкам труда и сырья, следовательно, — сокращение издержек производства, повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках, увеличение прибылей.

В соответствии с Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” под иностранной инвестицией понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами.

Читайте также  Определение и содержание понятия инвестиции

Для России проблема включения в мировое хозяйство вообще и привлечения иностранных инвестиций в экономику в частности является очень важной. Однако оценка этой проблемы со стороны как официальных властей, так и общественного мнения неоднозначна.

Официальная точка зрения состоит в признании необходимости привлечения иностранных инвестиций, создании благоприятного инвестиционного климата. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе “распродажи России” международным монополиям.

Другой, более логической, позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. К тому же они согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже.

И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Становление открытой экономики невозможно без вывоза капитала из России и его импорта в Россию. Однако наша страна обладает определенной спецификой, которая усложняет данный процесс, делает его неповторимым. Это обширность территории, неравномерность экономического развития отдельных регионов, неразвитость коммуникационной структуры. Это и определенные особенности, связанные с общей отсталостью экономического развития: наличие устаревшего производственного аппарата, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса в ущерб целому ряду гражданских производств, слабое развитие сельского хозяйства и т.п.

В значительной степени готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны, в том числе и в экономику России, зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Это совокупность политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, предопределяющих в конечном счете степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

В настоящее время, несмотря на то, что произошли некоторые позитивные изменения, инвестиционный климат в России в основном остается недостаточно благоприятным. Причинами этого являются:

  • — нефтяная зависимость России. Положительное сальдо платежного баланса формируется только за счет внешней торговли. Объем экспорта, в свою очередь, определяется долей в нем энергоносителей, т.е. ценами на нефть;
  • — внушительный объем теневой экономики;
  • — недостаточная правовая защищенность экономических субъектов вообще и иностранных инвесторов в частности;
  • — наличие множества административных барьеров;
  • — неразбериха в налоговом законодательстве;
  • — непрозрачность отчетности российских предприятий;
  • — недостаток информации о финансовых рынках и т.д.

Все это предопределяет крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира.

Тем не менее сам факт присвоения России кредитных рейтингов является положительным. Во-первых, рейтинговое признание расширяет возможности России в привлечении иностранного капитала и, во-вторых, свидетельствует о наличии обстоятельств, привлекательных для притока иностранных инвестиций в Россию. К таковым относятся:

  • — богатые природные ресурсы;
  • — квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
  • — относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
  • — огромный внутренний рынок;
  • — осуществленный процесс приватизации и возможность участия в нем иностранного капитала;
  • — отсутствие политической изоляции России;
  • — заинтересованность Европы в долгосрочных поставках нефти и газа.

Кроме того, интерес к российскому рынку со стороны лидирующих ТНК сохраняется потому, что исчерпаны возможности наращивать капитал через чистый экспорт товаров за пределы ЕС, а внутренний рынок стран Западной Европы, так же как рынок стран ЦВЕ, переполнен [1] .

Наличие этих факторов обуславливает то, что иностранные инвестиции в Россию все-таки поступают:

  • 1) по линии межправительственных соглашений;
  • 2) от национальных правительственных организаций;
  • 3) из международных финансовых институтов и банков;
  • 4) от различных частных организаций и предпринимателей.

Таким образом, иностранный капитал присутствует в России как в государственной (первые две категории), так и в частной (последняя категория) формах, а также как капитал международных организаций неправительственного типа (третья категория).

В качестве государственных инвестиций используются займы, кредиты, техническая помощь. Здесь речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями и нормами международного права.

Инвестиции неправительственных международных организаций осуществляются такими организациями, как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. Первыми активными зарубежными участниками инвестиционного процесса в России стали ЕБРР, Мировой банк, а также ряд крупных банков Запада, открывших в нашей стране свои представительства. Комиссия Европейских сообществ приняла специальную программу технической помощи, предусматривающую консультативное содействие и передачу соответствующих технических средств в рамках одобренных проектов. Названные субъекты выступили инициаторами создания особых фондов для деятельности России, ибо практика инвестирования в новые и развивающиеся рынки показала предпочтительность использования коллективных организационных форм (инвестиционных синдикатов, компаний, фондов), благодаря которым снижается риск.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику должно способствовать решению ряда проблем социально- экономического развития. Это:

  • — освоение невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях ВПК;
  • — продвижение российских товаров и технологий на мировой рынок;
  • — содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств;
  • — содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их развития;
  • — создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации труда и производства;
  • — освоение опыта цивилизованных отношений в предпринимательской сфере;
  • — содействие развитию производственной инфраструктуры.

На мировом рынке капиталов Россия выступает как экспортер и как импортер финансовых ресурсов. Масштабы притока и оттока капиталов в последние годы росли, но необходимо помнить, что широкомасштабные приток и отток капитала порождают для государства, предприятий и граждан серьезные проблемы. Особенно опасны приток и отток спекулятивного капитала, а также незаконный вывоз капиталов резидентов (бегство капитала) К таким негативным последствиям можно отнести:

  • — потерю ресурсного потенциала финансирования инвестиций;
  • — ухудшение состояния платежного баланса страны;
  • — рост фиктивного капитала и риска усиления долговой зависимости;
  • — дестабилизацию валютного рынка.

Насколько серьезны эти последствия подтверждают кризисы 1997—1998 гг. и начавшийся в 2008 г. современный финансовый кризис.

  • [1] Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок дляиностранных инвесторов // Вопросы экономики. — 2002. — № 2. — С. 84.

Источники: http://netprava.ru/ek/b32/3_1_1.htm, http://arbir.ru/articles/a_3249.htm, http://studref.com/355269/finansy/inostrannye_investitsii_osobennosti_rossii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто