Иностранных инвестиций на душу населения страны

Иностранных инвестиций на душу населения страны

Рис. 33. Иностранные инвестиции

Рис. 34. Иностранные инвестиции на душу населения

Ÿ В 1998 г. в расчете на душу населения ввезенные иностранные инвестиции увеличились в Канаде на 73,5 %, в Великобритании на 210,6 %, а в Индии не изменились (2,3 долл. на душу населения).

Ÿ Величина накопленных инвестиций в Канаде составила 54,92 млрд долл. Эта сумма деленная на численность населения показывает величину накопленных ввезенных инвестиций на душу населения в 1998г. составила 1813,1 долл/чел., в Великобритании величина накопленных инвестиций составила 155,4 млрд долл., а накопленные ввезенные инвестиции на душу населения – 2650 долл/чел. В Индии самые низкие показатели из представленных стран: накопленные инвестиции – 11,15 млрд долл., а накопленные ввезенные инвестиции на душу населения – 11,5 долл/чел.

Ÿ Накопленные с 1994г. вывезенные в 1998 г. из Канады инвестиции составили 82,15 млрд долл., что на 27,23 млрд долл. больше, чем поступило в эту страну иностранных инвестиций. На душу населения в 1998г. в Канаде было вывезено 2712,1 долл. накопленных инвестиций (на 899 долл. больше, чем получено). В Великобритании накопленные с 1994г. вывезенные в 1998 г. инвестиции составили 292,02 млрд долл., что на 136,62 млрд долл. больше, чем поступило в эту страну иностранных инвестиций. На душу населения в 1998г. в Великобритании было вывезено 4979 долл. накопленных инвестиций (на 2329 долл. больше, чем получено).

Ÿ Абсолютные значения ввезенных и вывезенных инвестиций велики, но в инвестиционном процессе они играют вспомогательную роль: в процентах от ВВП ввезенные в 1995г. инвестиции Канады составляли 1,7 %, в 1998г. – 2,8 %, а вывезенные – 2,1 % и 4,5 % соответственно. В Великобритании в процентах от ВВП ввезенные в 1995 г. инвестиции составили 1,8 %, а в 1998г. – 4,7 %, а вывезенные – 4 % и 8,5 % соответственно. В Индии в процентах от ВВП ввезенные в 1995 г. инвестиции составили 0,6 %, такой же показатель и в 1998г.

Рассчитать для Аргентины:

Ÿ процент внешнего долга от ВВП в 1990 и 1998 гг.;

Ÿ процент платежей по обслуживанию внешнего долга от стоимости экспорта в эти же годы.

Таблица 38 Внешний долг, его обслуживание, ВВП и стоимость экспорта в Аргентине

Иностранных инвестиций на душу населения страны

Сапарбек ШЕРАЛИЕВ
Гулжан ОРУЗБАЕВА

Сапарбек Шералиев, заместитель председателя Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Гулжан Орузбаева, начальник Управления прямых инвестиций Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Сегодня ни правительство, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить необходимый объем инвестиций в экономику республики. К тому же политика опоры только на внутренние инвестиции, как показывает опыт развития большинства стран мира, характеризуется длительным периодом первоначального накопления.

Одним из источников внутренних инвестиций в Кыргызстане является предпринимательство. Но структура бизнеса, адекватная рыночной экономике, еще не сложилась. Его крупный сектор только зарождается, а малый и средний находятся в стадии становления. И ему еще не по силам крупномасштабные инвестиции в развитие и модернизацию производства. Для успешного решения этих задач внутренние ресурсы необходимо сочетать с иностранными капиталовложениями.

Потребность в прямых иностранных инвестициях также возрастает в связи с тем, что большинство предприятий в долгах; растет просроченная задолженность, уменьшается государственное инвестирование промышленности, стареют основные фонды. Промышленность нуждается в новой технике и прогрессивных технологиях. Большинство предприятий стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных производств. Таким образом, импорт международного капитала в Кыргызстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления кыргызской экономики.

Прямые иностранные инвестиции способствуют появлению новых высокотехнологических производств, модернизации основных фондов, созданию дополнительных рабочих мест, активному использованию потенциала квалифицированных кадров, внедрению передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами, повышению экспорта продукции. Такие инвестиции, по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженность страны и тем самым уменьшают отток валюты за рубеж, не обременяют республиканский бюджет и, в конечном счете, позволяют направить значительные финансовые ресурсы в ключевые отрасли экономики.

Все это возможно при благоприятном инвестиционном климате. В послании президента республики “Социальному развитию народа Кыргызстана — прочный экономический фундамент” от 30 сентября 1998 года поставлена задача добиться уровня роста прямых иностранных инвестиций до 15% ВВП ежегодно.

Читайте также  Онлайн-Маркетплейс Качественной Техники «Рывок»

Растущая конкуренция в привлечении прямых иностранных инвестиций, безусловно, будет способствовать экономическому развитию и стимулировать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение крупных иностранных капиталовложений. Наличие стратегически важных ресурсов, высокий уровень образования населения, дешевизна высококвалифицированной рабочей силы, сравнительная развитость инфраструктуры и социальной сферы, близость к Евроазиатскому рынку, несомненно, дает преимущества большинству стран с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций. Однако опыт показал, что этих факторов недостаточно: необходимы всеобъемлющие структурные реформы и активная государственная поддержка.

С 1995 по 1998 годы в Кыргызстан в виде прямых иностранных инвестиций привлечено 438,5 млн. долларов США 1 .

За 9 месяцев 1999 года таких инвестиций привлечено на сумму 68,3 млн. долларов США, в том числе: в промышленность — 15,2 млн., в строительство — 13,9 млн., в торговлю и общественное питание — 19,2 млн., в информационно-вычислительное обслуживание — 11,9 млн., в сельское хозяйство — 0,6 млн. долларов США, в транспорт — 0,1 млн. долларов США, в связь — 0,1 млн. И в другие отрасли — 7,3 млн. долларов США. Следует отметить, что темпы роста объема прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 1999 года, по сравнению с аналогичным периодом 1998 года, составил 108%.

Прямые иностранные инвестиции по регионам распределились следующим образом: Джалал-Абадская область — 7,3 млн. долларов США (10,8% от общего объема), Иссык-Кульская область — 0,7 млн. (0,9% ), Нарынская область — 0,5 млн. (0,8%), Ошская область — 19,4 млн.(28,5%), Чуйская область — 2,8 млн. (4,0%), Бишкек — 37,6 млн. долларов США (55,0% от общего объема прямых иностранных инвестиций).

Из дальнего зарубежья привлечено 64,3 млн., а из ближнего зарубежья — 4,0 млн. долларов США. Наиболее крупные прямые инвесторы по странам: Великобритания (28,3 млн. долларов США), США (18,4 млн.), Турция (9,7 млн.), Италия (2,2 млн.) Россия (1,3 млн.), Канада (1,0 млн.), Германии (0,7 млн. долларов США).

Тенденция сокращения объемов прямых иностранных инвестиций в 1999 году характерна не только для Кыргызстана, но и других стран СНГ. В частности, глобальный финансовый кризис привел к сокращению объемов прямых иностранных инвестиций в Россию на 64,5% — с 6,2 млрд. долларов США в 1997 году до 2,2 млрд. долларов США в 1998 году (данные Конференции ООН по торговле и развитию). По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в 1998 году в регионе лидировали Казахстан (75,5 долларов США) и Кыргызстан (29,5 долларов США). Даже в Китае, куда было привлечено 7% мирового объема прямых иностранных инвестиций в 1998 году, на душу населения приходилось всего 37 долларов США.

Прямые иностранные инвестиции на душу населения (долларов США) в 1998 г.

Источник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях, ООН, 1999.

В 1998 году в Кыргызстане отношение объема прямых иностранных инвестиций к валовому внутреннему продукту составило 8,3%.

Источник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях,ООН,1999.

Из этой таблицы видно, что за последние годы Кыргызстан достиг определенных результатов в привлечении прямых иностранных инвестиций.

В республике зарегистрировано 4 185 предприятий с иностранными капиталовложениями. Из них реально действуют 2 649 (63,3%). В 1999 году на этих предприятиях работало около 27 000 человек, а среднемесячная заработная плата превышала среднереспубликанскую в 4,6 раза.

За 9 месяцев 1999 года эти предприятия выпустили промышленную продукцию на 6 679,1 млн. сомов (31,0% от общего объема по республике), их экспорт составил 50,7 млн. долларов (16,4% от общего объема), импортировано товаров и услуг на 142,9 млн. долларов (38,4% от общего объема импорта республики).

Наиболее крупными предприятиями с иностранными инвестициями являются “Кумтор Оперейтинг Компани”, “Кока-Кола Бишкек Боттлерс”, “Реемтсма-Кыргызстан”, “Кыргыз Петролеум Компани”, “Пласкап-Бишкек”, “Бета Кыргызстан Интернэшнл”, Корпорация КАМКО, “Центрально-Азиатская Группа”, “Хайатт Редженси Бишкек”.

Ухудшившиеся в конце 1998 года и начале 1999 года основные макроэкономические показатели, в частности, низкие темпы роста ВВП, высокая инфляция, дефицит платежного баланса, девальвация национальной валюты, введение соседними республиками (Казахстан и Узбекистан) ограничений в торговле с Кыргызстаном, кризис ряда считавшихся устойчивыми коммерческих банков, финансовая нестабильность в регионе — все это, безусловно, сказалось на инвестиционной привлекательности республики.

Однако успешные рыночные преобразования в республике повлияли на улучшение макроэкономических показателей развития экономики и инвестиционного потенциала в долгосрочном плане. В результате внедрения рыночных механизмов и целенаправленной деятельности правительства значительно изменились природа и структура секторов и отраслей промышленности.

Читайте также  Р С‹РЅРѕРє ценных бумаг Рё стимулирование инвестиций

Увеличилась доля частного сектора в производстве ВВП. Эти процессы тесно связаны с проведением приватизации, либерализации и стабилизации экономики, успехами “земельной реформы”, реструктуризацией банковской системы и развитием рынка капиталов, совершенствованием и упрощением законодательной основы деятельности юридических лиц.

По инициативе правительства внесены дополнения в закон “О лицензировании”, проведена инвентаризация существующих нормативно-правовых актов, что позволило ограничить административное вмешательство в хозяйственно-экономическую деятельность предприятий. Правительство приняло ряд постановлений по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, отменены разрешения на право торговли, которые прежде выдавали местные государственные администрации. Утверждена Программа передачи субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений, оборудования и других основных фондов, а также невостребованного в процессе банкротства имущества. Упрощен режим въезда, выезда и пребывания инвесторов. Внесены изменения в реестр государственных бесплатных и платных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, предусматривающие расширение спектра бесплатных услуг населению. Например, государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и представительств, выдача сведений из Государственного реестра юридических лиц осуществляется бесплатно.

При Государственном комитете по иностранным инвестициям и экономическому развитию создан Консультативный совет по инвестиционной политике. В работе этого совета принимают участие иностранные инвесторы и представители международных финансовых организаций. На его заседания периодически приглашают представителей заинтересованных министерств и ведомств. С помощью совета разработаны изменения и дополнения в Налоговый кодекс, предложены меры, ограничивающие административное вмешательство в инвестиционную деятельность. Кроме того, созданы структурные подразделения, которые занимаются информационным обеспечением инвесторов, ведут активный диалог и ежедневную работу с потенциальными деловыми партнерами.

В Интернете создан web-сайт Комитета по иностранным инвестициям и экономическому развитию (www.kyrgyzinvest.org). Данный сайт — самый обширный и систематизированный источник информации о Кыргызстане в электронном формате на английском и русском языках. В сайте содержатся сведения о республике, данные об экономических реформах, макроэкономических показателях, инвестиционных проектах, материалы по приватизации, законодательной базе, донорской поддержке и Комплексной основе развития, размещается оперативная информация об инвестиционных тендерах, проводимых в рамках Программы приватизации. Web-сайт является современным, высоко эффективным и экономичным способом популяризации Кыргызстана за рубежом. Новейшие технологии Интернета позволяют пользоваться различной информацией и обмениваться ею с заинтересованными лицами. Дальнейшее развитие web-сайта при активном сотрудничестве со стороны соответствующих государственных органов даст возможность повышать грамотность кыргызстанцев в области Интернет, развивать электронную торговлю и увеличивать экспорт, находить партнеров для отечественных предприятий и обеспечивать им доступ на мировой рынок, а также развивать туризм, благо в республике немало достопримечательностей.

В рамках проекта “Поддержка частных предприятий Кыргызской Республики”, который финансирует Международная ассоциации развития, оказывается техническая помощь и содействие кыргызским предприятиям в поиске зарубежных партнеров и привлечении прямых инвестиций, предоставляются финансовые ресурсы частным предприятиям.

Госинвесткомитет также привлекает прямые инвестиции международных финансовых организаций. В частности, Европейский банк реконструкции и развития работает с АО “Бишкек-Сут”, АО “Бессер”, “Кыргыз Бруери Корпорэйшн”, Международная финансовая корпорация совместно с другими инвесторами профинансировала совместное предприятие “Алтын-Ажыдар” (производство гофротары) и сельскохозяйственный кооператив “Машиноиспытательная станция”. С привлечением прямых инвестиций Фонда Ага-Хана, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, немецкой инвестиционной корпорации DEG создается Кыргызский кредитно-индустриальный банк.

Для защиты иностранных инвестиций правительство республики заключило ряд межгосударственных двусторонних соглашений. В частности, подписано 21 соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, 11 соглашений — об избежании двойного налогообложения. С Конференцией ООН по торговле и развитию ведутся переговоры о соглашении по избежанию двойного налогообложения, о поощрении и защите инвестиций со странами-донорами прямых иностранных инвестиций.

Перечень подписанных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы за 1996—1999 годы

Инвестиции резидентов РФ в экономику зарубежных стран (стр. 3 из 9)

Обычно советским контролирующим компаниям принадлежал контрольный пакет акций их дочерних компаний на Западе. Типичная советская контролирующая компания имела контрольный пакет в девяти фирмах из десяти. Наличие контрольного пакета акций проявляло естественную инвестиционную стратегию, поскольку советским фирмам хотелось сохранить прямой контроль за деятельностью созданных ими предприятий, нежели выступать в качестве, стремящихся заработать инвесторов.

Количество основных советских корпораций за границей до распада СССР не превышало 500. Несмотря на их скромное число, они играли важную роль в развитии советского экспорта. Они реализовывали более 40% советской нефти и нефтепродуктов за границей, 60% экспорта древесины, бумаги и целлюлозы и более 50% экспорта товаров народного потребления. Необходимо помнить, что деятельность советских предприятий за границей была продиктована не столько логикой предпринимательства, сколько служили целям проводимой СССР внешней политики.

Читайте также  Прямые иностранные инвестиции в татарстан

2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ И ПРЯМЫЕ РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗА РУБЕЖ.

С середины 1990-х годов многие иностранные компании активизировали свою деятельность в странах с переходными экономиками. По данным доклада Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 1994 году прямые иностранные инвестиции во все страны с переходными экономиками составили 7 миллиардов долларов США, в то время как шесть лет спустя объем прямых иностранных инвестиций превысил 25 миллиардов долларов США. К началу 2001 года объем прямых иностранных инвестиций в бывшие страны плановой экономики достиг 150 миллиардов долларов США. На Польшу, Венгрию и Чехию приходится половина всего объема инвестиций в страны с переходными экономиками. Россия же с гигантскими природными ресурсами и населением в 147 миллионов человек, т.е. примерно в 2,5 раза больше, чем население этих трех стран Центральной и Восточной Европы вместе взятое, смогла привлечь прямых иностранных инвестиций на сумму менее 20 млрд. долларов, т.е. столько же, сколько Венгрия с населением 10 миллионов и скромными природными ресурсами.

Прямые иностранные инвестиции на душу населения еще менее впечатляющие для нашей страны. Совокупный чистый объем притока инвестиций в период 1989-2000 годов в Россию составил всего 70 долларов, в то время, как соответствующий показатель для СНГ составил 170 долларов и 500 долларов для всех стран с переходными экономиками. Самыми привлекательными странами в данной категории, в отношении совокупного чистого объема прямых иностранных инвестиций на душу населения являются Чехия, Венгрия, Эстония и Латвия. Каждая из этих стран смогла привлечь более 1000 долларов США на душу населения, а Чехия собрала 2000 долларов США.

Совокупные ПИИ на душу населения в некоторые страны с переходными экономиками [3]

Анализ притока прямых иностранных инвестиций дает основания для того, чтобы предположить, что иностранные компании не участвуют в экономике России и в экономиках других бывших советских республик в той степени, в которой они участвуют в экономиках развитых стран. В том же ежегодном отчете Конференции ООН по торговле и развитию, лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций на начало 2003 года остаются Люксембург и Китай. Люксембург является лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций уже на протяжении последних 6 лет. Китайский же рынок имеет один из самых высоких инвестиционных показателей. В 2002 году Люксембург привлек прямых иностранных инвестиций на сумму 126 млрд.долларов США, тем самым заняв первое место в мире, а Китай 52, 74 млрд.долларов США. Также в группу стран с высоким инвестиционным потенциалом входят Франция, Германия и ещё Венгрия. Эти страны имеют и высокие реальные показатели по ввозу прямых иностранных инвестиций. Россия, являясь с недавнего времени страной с рыночной экономикой, тоже имеет высокий инвестиционный потенциал, но содержит низкий реальный показатель по ввозу, и пребывает в одной группе с Тайванем, Кореей, Саудовской Аравией и Японией. Только в 2002 году Российской Федерации удалось впервые обогнать Венгрию по объему прямых иностранных инвестиций, и только потому, что в Венгрию инвесторы вложили меньше на 1, 6 млрд.долларов США по сравнению с предыдущем годом, а в Россию на 100 млн.долларов США больше, всего – 2, 6 млрд.долларов США.

Хотя, стоит отметить, что ситуация с привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику начинает меняться. В 2003 году ведущее рейтинговое агентство Moody’s Investors Servicе повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного ВааЗ, т. е. прогноз был обозначен как «стабильный». Данный показатель позволил Российской Федерации в 2003 году привлечь иностранных инвестиций на сумму 29, 699 млрд.долларов. Это на 50, 1% больше, чем в 2002 году.

Поток прямых иностранных инвестиций из стран с переходными экономиками, в том числе и из России за границу является и на сегодняшний день небольшим. Например, на начало 2001 года инвестиции за границу составляли не более 20 млрд.долларов. Хотя, объем инвестиций из России составил – 60% от этого числа.

Объемы ПИИ стран с переходными экономиками, полученные и размещенные ими к концу 2000 года (в миллиардах долларов США)

Источники: http://www.newreferat.com/ref-33548-12.html, http://ca-c.org/journal/cac-09-2000/21.Sheral.shtml, http://mirznanii.com/a/270773-3/investitsii-rezidentov-rf-v-ekonomiku-zarubezhnykh-stran-3

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто