Инвестиции не резидентов российской федерации

Инвестиционная деятельность нерезидентов на территории РФ

Нерезиденты вправе осуществлять инвестиции на территории РФ согласно закону «об иностранных инвестициях в РФ» «160-ФЗ, валютному и инвестиционному законодательству РФ.

В законе об иностранных инвестиция даны основные понятия, права, обязанности иностранных инвесторов, предоставляемые им гарантии и льготы.

Согласно данному закону:

Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII ТН ВЭД СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в валюте РФ.

Согласно закону: Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам

Иностранному инвестору на территории РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными им инвестициями.

В случае осуществления иностранных инвестиций в экономику России Сведения по форме N 1-ИНВЕСТ представляют юридические лица всех форм собственности, их обособленные подразделения, получающие инвестиции из-за рубежа, в том числе:

v предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы, имеющие самостоятельный баланс;

v предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы, имеющие самостоятельный баланс;

v обособленные подразделения иностранных юридических лиц, головные организации которых находятся за пределами РФ (представительства, филиалы, отделения);

v приобретенные в полную или частичную собственность зарубежными инвесторами (в том числе зарубежными филиалами российских юридических лиц) или продавшие им свои акции и другие ценные бумаги;

v получившие кредиты из-за рубежа (в том числе от зарубежных филиалов российских юридических лиц).

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Иностранные инвестиции в банковском секторе экономики России

Кандидат юридических наук Е.Е. Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор экономики России. Особое внимание уделяется особенностям данной правовой формы иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор закономерно использует правовые формы иностранных инвестиций (ПФИИ) в зависимости от целей и направления его экономической интеграции. В условиях современного этапа в экономической системе России сложилась определенная особенность. Наибольшая концентрация национального капитала наблюдалась в банковском секторе (уступает он только энерго-сырьевому сектору). В ряде случаев такая концентрация была обусловлена наличием у коммерческих банков большого объема денежных средств, привлеченных из-за рубежа. Последующее развитие банковского сектора, в частности наращивание его капиталов, до начала мирового финансового кризиса 2008 — 2009 гг. (МФК) превратило коммерческие (и государственные) банки в основного субъекта инвестиционной деятельности, осуществляемой как на рынках капиталов, так и посредством реализации инвестиционных проектов.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут создаваться в форме как акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Кредитная организация как специальный вид хозяйственного общества подлежит исследованию. Рассмотрим правовую основу для интеграции иностранного элемента посредством учреждения (вхождения в уже созданную) кредитной организации.

В условиях развивающегося финансового кризиса вопрос об иностранных инвестициях в российский банковский сектор по-прежнему актуален. Об этом свидетельствует как статистика Банка России, отражающая продолжающееся увеличение доли иностранного капитала в совокупном зарегистрированном капитале действующих кредитных организаций, так и поступающая от участников рынка информация о проводимых переговорах с потенциальными стратегическими партнерами из-за рубежа. На фоне пока еще не воплощенных в жизнь инициатив Центрального банка РФ, направленных на упрощение процедур проведения сделок по слиянию и поглощению (далее — сделки М&А) в банковском секторе, финансовый кризис определенно поспособствовал принятию законодательными органами страны мер, направленных на упрощение порядка приобретения банков, испытывающих острую нехватку ликвидности.

В соответствии с информацией Банка России по состоянию на 1 июля 2008 г. лицензию на осуществление банковских операций в России имели 215 кредитных организаций с участием нерезидентов, расположенных в 39 субъектах Федерации, при этом большинство из них (125) — в Москве. В 70 кредитных, организациях уставный капитал сформирован за счет средств нерезидентов на 100%. По оценкам Ассоциации российских банков к 2020 г. доля иностранного участия в капитале и активах российской банковской системы может составить 30 — 35%.

В сентябре 2008 г., в самый разгар финансового кризиса в Америке и Европе, от крупных зарубежных инвесторов в капитал Инвестиционного торгового банка поступили 200 млн. долл. Это означает, что российский банковский рынок интересен зарубежным инвесторам и в условиях кризиса. Однако для более точной оценки перспектив вхождения зарубежных инвесторов в капитал российских банков следует прежде всего проанализировать правовое поле, определяющее условия таких инвестиций.

Российская Федерация не создает какие-либо необычные требования в отношении участия нерезидентов в капитале российских банков. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 1) не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами (ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации (ст. 18 Закона N 86-ФЗ).

Читайте также  Взять инвестиции у частного лица

Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории России только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории нашей страны.

Несмотря на то что Закон N 86-ФЗ и Закон N 395-1 предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., в котором, в частности, говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Вместе с тем, как указано в Заявлении, Правительство РФ и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг.

Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 г. — 127, в сентябре 2004 г. — 129, в сентябре 2005 г. — 131.

Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется соответствующим Положением Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (Приказ ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195). В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются:

  • уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
  • финансовое положение учредителей-нерезидентов;
  • деловая репутация учредителей-нерезидентов;
  • очередность подачи заявления.

Размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации на сегодняшний день не установлен, так как нет соответствующего федерального закона. 29 марта 1993 г. решением Совета директоров Банка России был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%, который не пересматривался вплоть до отмены с 1 декабря 2002 г. (указание ЦБ РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-У). Стоит отметить, что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся юридическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением «О порядке и критериях финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций» (утв. Банком России 19.06.2009 N 337-П). Приобретатель-нерезидент должен представить бухгалтерский баланс и расчет стоимости скорректированных чистых активов.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся физическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением от 19 апреля 2005 г. N 268-П «О порядке и критериях финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций». Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию «чистые активы», применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что «чистые активы» — показатель, определяемый как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей. В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием до недавнего времени являлся повышенный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. — из статьи 18 Закона N 395-1 исключили право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Таким образом, на сегодня минимальный размер уставного капитала для банков с иностранным участием такой же, как и для банков без иностранного участия — 5 млн. евро. Учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации-резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица-нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:

  • учредительные документы;
  • решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории России;
  • балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, и т.п.

Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.

Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его получения. Дальнейшие действия регулируются Инструкцией Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, содержится в главе 3 Инструкции.

Привлечение иностранных инвесторов путем продажи доли в уставном капитале банка имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка. Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к размещению акций путем открытой публичной подписки могут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Более доступным способом привлечения иностранных инвестиций в капитал банка является размещение акций путем закрытой подписки.

Однако в случае проведения размещения долей уставного капитала банка среди заранее определенного круга инвесторов, как показывает практика Инвестиционного торгового банка, много времени уходит на прохождение due diligence и подготовку письма, в котором необходимо представить подробную информацию о банке, его дочерних обществах, существенных контрактах, сомнительной задолженности, всех корреспондентских счетах банка с указанием реквизитов и остатков денежных средств, имуществе на праве собственности и аренды и др.

Другим важным фактором является размер банка, поскольку участие в акционерном капитале в объеме менее 100 млн. долл. практически не представляет интереса для зарубежных инвесторов.

До 1 января 2007 г. в соответствии со статьей 18 Закона N 395-1 кредитная организация обязана была получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являлись недействительными. Сегодня такого требования нет.

С 31 января 2007 г. признана утратившей силу глава 3 Положения N 437 «Порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов». Приобретение более 20% (долей) кредитной организации требует предварительного согласия Банка России. Порядок приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, устанавливается Инструкцией Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И.

Читайте также  Бизнес идея для мини-гостиницы

Юридическое лицо — нерезидент (включая кредитную организацию) в дополнение к документам, указанным в пункте 2.2 настоящей Инструкции, представляет решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения этого юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение указанного органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.

Физическое лицо — нерезидент дополнительно представляет «подтверждение первоклассного согласно международной банковской практике иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале)».

Аккумулирование средств в процессе эмиссии (на этапе размещения) акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается Банком России. Инструкция Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» конкретизирует данную норму.

Накопительными счетами признаются:

  • корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в Банке России в российской валюте;
  • корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в уполномоченном банке или банке за пределами территории Российской Федерации в соответствующей иностранной валюте;
  • накопительный счет со специальным режимом, который не является банковским счетом.

Последний открывается в подразделении расчетной сети Банка России, где открыт корреспондентский счет кредитной организации — эмитента. На накопительный счет со специальным режимом могут зачисляться только денежные средства, поступающие в оплату акций кредитной организации — эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций кредитной организации — эмитента должно содержать указание на то, какие накопительные счета будут использоваться при оплате акций, при этом для одного выпуска не могут использоваться счета с различными режимами.

Кредитная организация — эмитент до регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не вправе использовать в своем обороте денежные средства, находящиеся на накопительном счете со специальным режимом.

Данные денежные средства могут:

  • возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;
  • возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.

После регистрации отчета об итогах выпуска средства в российской валюте с накопительного счета со специальным режимом перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России, а накопительный счет закрывается.

Нерезиденты (юридические и физические лица) вправе оплачивать акции кредитной организации — эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. Нерезиденты оплачивают акции иностранной валютой со своих банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Для поступления средств в иностранной валюте может быть использован корреспондентский счет кредитной организации — эмитента или накопительный счет со специальным режимом. Инструкция ЦБ РФ N 128-И устанавливает требования к таким счетам. Иностранная валюта должна поступать на корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открываемый в соответствующей иностранной валюте в Сберегательном банке РФ, Банке внешней торговли или первоклассном банке «группы развитых стран» (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1), а также иностранном банке, оплачивающем не менее 50% размещаемых акций своей дочерней кредитной организации — эмитента.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и связанных с увеличением уставного капитала, кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор над ее деятельностью:

  • платежные поручения с отметкой об исполнении, свидетельствующие об оплате долей в уставном капитале кредитной организации;
  • заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях). Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что для приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества требуется получить предварительное согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы.

С момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг снимаются все ограничения и запреты на использование денежных средств и иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.

Таким образом, как показывает позитивный опыт Инвестиционного торгового банка, привлечение иностранных инвесторов в капитал банка является вполне доступным для любого российского банка с прозрачной структурой и понятным бизнесом. Процедура вхождения иностранцев в капитал стала проще и понятнее для банков и инвесторов. Некоторые сложности, встречающиеся при подготовке иностранными инвесторами документов для Банка России, носят технический характер и вполне преодолимы.

Библиография

Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2006.

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс). М.: Волтерс Клувер, 2004.

Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.

Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. 2-е изд. М.: Эксмо, 2009.

Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.

Инвестиции нерезидентов РФ (иностранные инвестиции)

Инициирование иностранных инвестиций—важная задача государства. Хотя объем иностранных инвестиций несоизмерим с общим объемом капвложений, он занимает значительный удельный вес во вложениях в финансовые активы предприятий.

Привлечение средств иностранных инвесторов особенно важно для реновации основных фондов в сырьевых отраслях экономики, машиностроении, энергетике, перерабатывающих отраслях.

Основное направление нормотворческой деятельности правительства в этом направлении —содействие улучшению инвестиционного климата в стране, т. е. комплексное регулирование всех сторон инвестиционной деятельности. В этой связи при Председателе Правительства РФ создан Консультативный совет, в который входят представители ведущих западных фирм, выступающих в России в качестве стратегических инвесторов.

Инвестиционный климат складывается из многих составляющих —

это и особенности режима использования прибыли, и налогообложение, и защита инвестиций, и экономическая безопасность, и предсказуемость законодательства, и многое другое.

Отметим лишь некоторые общие положения, уже предусмотренные действующими нормативными актами.

Прежде всего, это Закон РСФСР от 26.06.91 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Закон от 04.07.91 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г. и 19.06.95 г., а также Указы Президента РФ от 27.09.93

г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Последний документ, в частности, предусматривает, что «вновь создаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов», от 10.06.94 г. № 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельностью, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных инвестиций».

Постановлением Правительства РФ от 04.04.94 г. № 277 «Об организации работы с иностранными инвестициями и консультационнотехническом содействии» создан Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия (позже Постановлением Правительства от 02.06.95 г. № 545 преобразован в Федеральный центр проектного финансирования). Он проводит экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по кредитам, предоставляемым под гарантии правительства РФ.

При Минэкономики РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям (Постановление Правительства от 30.06.95

Постановление Правительства от 29.09.94 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» предусматривает разработку дополнений и изменений к законам об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях.

Читайте также  Инвестиции целесообразны если период окупаемости

Специальным Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 г. № 395 утвержден порядок работы с проектами, которые финансируются за счет займов Международного банка реконструкции и развития. Принят ряд нормативных актов по снижению налогов и таможенных тарифов. Привлечение иностранных инвестиций по программам TACIS Комиссии европейских сообществ осуществляется через Комиссию ЕС по вопросам консультативно-технического содействия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г. № 1454 национальным координатором этих программ от Российской Федерации является заместитель министра экономики РФ.

Анализ форм участия иностранного капитала в инвестиционной деятельности на территории России показал, что создание совместных предприятий не привело к заметному расширению участия западного капитала в обновлении экономики России. Поэтому рекомендуется шире использовать различные формы иностранных кредитов, в частности, в виде Целевых банковских вкладов с покрытием кредита товарными поставками на экспорт (компенсационные соглашения).

Первыми активными участниками инвестиционного процесса в

России стали Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, а также крупные банки Запада, которые открыли в России свои представительства, например, «Кредит Свисс» (Москва), Чейз Манхеттен Банк Интернэшнл, Ситибанк т/о Москва, «Лионский кредит (Россия)», «Сосиетеженераль (Россия)», БНП-Дрезднер Банк (Россия), Ай-Эн-Джи Банк (Русланд), АБН Амро Банк (Русланд), Банк Китая (Элос), оффшорный филиал Bank Austria —Дом Банка Австрии в Москве.

Комиссия европейских сообществ приняла специальную программу технической помощи (TACIS), предусматривающую консультативную помощь и передачу соответствующих технических средств в рамках одобренных национальным координатором проектов. В 1993 г. началось формирование специальных инвестиционных фондов для России. Одной из первых была английская инвестиционная компания «Роберт Флеминг и Ко» (ныне Fleming Russia Securities Fund). В декабре того же года английская компания «Фрамлинггон» создана Русский инвестиционный фонд (ныне Fromlington Russian Investment Fund). В 1994—1995 г. зарегистрировано несколько американских фондов для России, в частности, фонды Карригана и Блюменталя (ныне US-Russia Investment Fund), Фонд российских партнеров американского инвестиционного банка Пейн Уэббер (Paine Webber Russian Partners Fund), Новый российский фонд малого бизнеса, Корпорация помощи и поддержки малого бизнеса (Care Small Business Assistence Corporation), Фонд фармацевтической промышленности в рамках американской технической помощи по линии USAID и другие. Затем появились и другие фонды —Templeton International Fund, Defence Enterprise Fund, Newstar, New Europe East Investment Fund, First Russia-NIS Regional Fund, Icebreaker Fund, Pioneer Investment, First Russian Frontiers Trust PLC, Regent Funds. В стадии формирования инвестиционные фонды AIG/BEA, New Century и другие.

В отдельных случаях правительство РФ способствует организации работы российских предприятий с зарубежными фондами.

Один из крупнейших отечественных банков — Промстройбанк России — через свою инвестиционную компанию Promstroy Finance SA. (Женева) учредил «Первую российско-израильскую финансовую компанию» (ПРИФК).

В 1996г. ЕБРР разворачивает в России сеть из 10 венчурных фондов (EBRD Regional Venture Fund) в различных регионах России. Успешно также действуют упомянутые выше венчурные фонды «Пионер», «Пэйн

Вебер», «Рашен партнере», «Джанктион инвесторе», «Нью стар», «Флеминг». В декабре 1996 г. Правительством РФ успешно размещен первый выпуск еврооблигаций.

Работа нерезидентов с государственными долговыми обязательствами регулируется Положением Центрального Банка России от 26.07.96

г. № 02-262 («Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг).

В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 г. № 1992-1 и письмом Минфина и Госналогслужбы РФ от 02.06.94 г. № ВГ-4-06/68н суммы кредитов в иностранной валюте не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Перспективны также для привлечения иностранного капитала лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования. Соответствующая правовая база для этого создана Указом Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» и Постановлением Правительства от 29.06.95 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», которым утверждено Временное положение о лизинге. В положении определяется, что объектом лизинга может быть любое имущество, относящееся к основным фондам (Постановлением Правительства РФ от 23.04.96 г. № 538 «О внесении дополнений в Постановление Правительства от 29.06.95 г. № 633» сохранен порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды через АО «Росагроснаб» за счет бюджетных средств). Постановлением Правительства РФ от 26.02.96

г. № 167 утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации.

В дополнение Постановления Правительства о развитии лизинга от 29.06.95 г. № 633 Минфин (приказ от 25.09.95 г. № 105) утвердил Указания «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций». На январь 1997 г. Государственной регистрационной палатой было выдано 98 лицензий резидентам и 11 лицензий на лизинговую деятельность нерезидентам.

Финансовый лизинг, позволяющий относить стоимость оборудования и всех связанных с этим расходов на себестоимость, открывает возможность уменьшения налогооблагаемой базы и налоговых платежей, что особенно важно для развития малого предпринимательства.

К общим установлениям, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, относятся также положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (п. 10) о порядке допуска

иностранных инвесторов к участию в инвестиционных аукционах и конкурсах.

Впервые Федеральным законом от 26.02.97 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 г.» предусмотрена (ст. 23) разработка программы внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Россией государственных кредитов. Данная программа должна содержать конкретные направления использования привлекаемых связанных кредитов на суммы, превышающие 10 млн. долларов США. Правительству предписано представить на ратификацию в Федеральное Собрание РФ международные договоры о получении государственных кредитов (займов), а также соответствующих гарантий по ним, если привлекаемые финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.97

г. № 29-ФЗ предусмотрено выделение Бюджета развития.

Установлено, что источником формирования Бюджета развития являются связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства РФ, инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития (связанные иностранные кредиты), а также средства внутреннего заимствования в размере: всего —18147,75 млрд. руб., в том числе 10263,75 млрд. руб.—связанные иностранные кредиты и 7884,00 млрд. руб. из других источников внутреннего заимствования (ст. 86). В качестве примера можно упомянуть Постановление Правительства РФ от 07.03.97 г. № 263 «О подписании соглашения между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта послеприватизационной поддержки предприятий».

Использование средств Бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе (ст. 87), если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ (ст. 87).

Расходование средств Бюджета развития осуществляется через специальный счет в государственном органе, уполномоченном Министерством финансов (ст. 87).

Нецелевое использование средств Бюджета развития служит основанием для взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 89).

Специальным актом Министерства экологии и природных ресурсов и Министерства финансов РФ от 9.06.92 г. установлен порядок государственной экологической экспертизы предприятий с иностранными инвестициями.

Созданию благоприятного инвестиционного климата будет также способствовать законодательство о свободных экономических зонах. Первый Указ Президента РФ от 04.06.92 г. № 548 определил первоочередные меры в этой области (проект Закона о СЭЗ находится на рассмотрении в Государственной Думе). Любопытно, что в Федеральном законе № 16-ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия»», принятом в 1996 г., дается отличное от ранее принятых определений определение понятия «Иностранные инвестиции»: «иностранными инвестициями считаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли» (ст. 10).

Привлечение финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 г. было оформлено специальным Постановлением Правительства (от 23.01.97 г. № 71). Постановление касается в основном внешних облигационных займов.

Источники: http://studopedia.ru/12_171434_investitsionnaya-deyatelnost-nerezidentov-na-territorii-rf.html, http://wiselawyer.ru/poleznoe/57826-inostrannye-investicii-bankovskom-sektore-ehkonomiki-rossii, http://economy24info.com/upravlenie-investitsiyami-knigi/investitsii-nerezidentov-inostrannyie-15719.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто