Инвестиции по субъектам федеральных округов

Содержание
  1. Инвестиции по субъектам федеральных округов
  2. Список федеральных округов и субъектов Российской Федерации
  3. Содержание:
  4. I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)
  5. II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)
  6. III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)
  7. IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)
  8. V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)
  9. VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)
  10. VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)
  11. VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)
  12. IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)
  13. Нефтью единой: на 10 регионов приходится 70% инвестиций в России
  14. 10 самых удачливых
  15. Немощь и безысходность
  16. Кто сидит на бюджете

Инвестиции по субъектам федеральных округов

Уральская государственная юридическая академия, Россия

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изучение официальных статистических публикаций позволяет выделить ряд особенностей поступления иностранных инвестиций в федеральные округа Российской Федерации.

В 2010 г. объем текущих иностранных инвестиций в экономике России оценивается в 114746003 тыс. долл., в том числе в Центральном федеральном округе (ЦФО) 76700167 тыс., Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) — 9324379 тыс., Южном федеральном округе (ЮФО) — 2314125 тыс., Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) — 73561 тыс., Приволжском федеральном округе (ПФО) — 7928680 тыс., Уральском федеральном округе (УФО) — 7530536 тыс., Сибирском федеральном округе (СФО) — 3565034 тыс., Дальневосточном федеральном округе (ДФО) — 7309521 тыс. долл. [подсчитано по: 1].

По итогам 2011 г. приток текущих иностранных инвестиций достиг общей суммы 190643353 тыс. долл., включая поступления в ЦФО объемом 136252877 тыс., СЗФО — 10331906 тыс., ЮФО — 3609286 тыс., СКФО — 647751 тыс., ПФО — 6966218 тыс., УФО — 18038485 тыс., СФО — 4891152 тыс., ДФО — 9905678 тыс. долл. [подсчитано по: 2].

Приведенные подсчеты позволяют распределить федеральные округа по трем эшелонам.

Верхний эшелон представлен ЦФО. На этот округ приходится основной поток иностранных инвестиций, поступивших в национальную экономику. При этом происходит явное усиление преимущественного продвижения инвестиций в данный округ. Если в 2010 г. доля иностранных инвестиций в ЦФО составила 66,8% объема поступивших в российскую экономику инвестиций из иностранных государств, то в 2011 г. — 71,5%.

В промежуточном эшелоне разместились СЗФО, ЮФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО. Между ними разгорается конкурентная борьба по притяжению хотя и весомых, но существенно уступающих ЦФО объемов иностранных инвестиций. Если принять текущие иностранные инвестиции в экономике Российской Федерации в 2010 г. за 100%, то доля СЗФО составляет 8,1%, ЮФО — 2%, ПФО — 6,9%, УФО — 6,6%, СФО — 3,1%, ДФО – 6,4%. В 2011 г. удельный вес СЗФО равен 5,4%, ЮФО — 1,9%, ПФО — 3,6%, УФО — 9,5%, СФО — 2,6%, ДФО — 5,2%.

К низшему эшелону относится СКФО. Вместе с тем отмечается положительная динамика продвижения в него иностранных инвестиций. В 2010 г. доля округа в общем объеме текущих иностранных инвестиций в Российской Федерации оценивается в 0,1%, 2011 г. — 0,3%.

В федеральных округах наблюдаются заметные различия в объеме иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации. Для изучения этого вопроса проведем ранжирование регионов по следующим группам в зависимости от общей суммы иностранных инвестиций, поступивших в каждый субъект Российской Федерации за год: I — не менее 1 млрд. долл.; II — меньше 1 млрд., но не менее 100 млн. долл.; III — менее 100 млн. долл.; IV — иностранные инвестиции отсутствуют.

Количество регионов I группы субъектов Российской Федерации в 2010 г. составило следующие величины: ЦФО — 3, СЗФО — 2, ЮФО — 1, ПФО — 2, УФО — 3, ДФО — 2. Соответственно в 2011 г.: ЦФО — 3, СЗФО — 2, ЮФО — 1, ПФО — 2, УФО — 5, СФО — 2, ДФО — 2.

Установлено следующее количество субъектов Российской Федерации II группы регионов в 2010 г.: ЦФО — 7, СЗФО — 6, ЮФО — 3. ПФО — 6, УФО — 1, СФО — 7, ДФО — 3. Количество регионов рассматриваемой группы равно в 2011 г.: ЦФО — 9, СФО — 7, ЮФО — 3, СКФО — 1, ПФО — 7, СФО — 6, ДФО — 5.

Количество регионов III группы субъектов Российской Федерации оценивается следующими показателями в 2010 г.: ЦФО — 8, СЗФО — 3, ЮФО — 1, СКФО — 2, ПФО — 6, УФО — 2, СФО — 5, ДФО — 4. В свою очередь количество регионов указанной группы равно таким величинам в 2011 г.: ЦФО — 6, СЗФО — 2, ЮФО — 1, СКФО — 1, ПФО — 5, УФО — 1, СФО — 4, ДФО — 2.

Читайте также  Значение инвестиций в общественном воспроизводстве

Стабильно количество субъектов Российской Федерации IV группы регионов. В 2010, 2011 гг. отсутствует приток инвестиций из-за границы в 1 регион ЮФО и 5 регионов СКФО.

В каждом федеральном округе выделяется несколько или один регион, где размещается преобладающая часть иностранных инвестиций, поступивших в округ.

Из анализа статистического материала следует, что в ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, УФО, ДФО (2010, 2011 гг.) и СФО (2011 г.) основная доля инвестиционных поступлений приходится на субъекты Российской Федерации I группы регионов. Для подтверждения этого вывода приведем следующие обобщения.

В 2010 г. 3 региона I группы субъектов Российской Федерации в ЦФО (области: Калужская, Московская; г.Москва) приняли 95,9% объема текущих иностранных инвестиций, поступивших в данный округ. Соответственно 2 региона в СЗФО (Вологодская область, г.Санкт-Петербург) — 67,7%, 1 регион в ЮФО (Ростовская область) — 63,1%, 2 региона в ПФО (Республика Татарстан, Самарская область) — 67,2%, 3 региона в УФО (области: Свердловская, Челябинская; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — 90,1%, 2 региона в ДФО (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область) — 86,5%.

По результатам 2011 г. на 3 региона I группы субъектов Российской Федерации в ЦФО (области: Белгородская, Московская; г.Москва) приходится 96,8% иностранных инвестиций, направленных иностранными инвесторами в этот округ. В свою очередь 2 региона СЗФО (Вологодская область, г.Санкт-Петербург) — 70%, 1 регион ЮФО (Ростовская область) — 63,6%, 2 региона ПФО (Пермский край, Самарская область) — 51,4%, 5 регионов УФО (области: Свердловская, Тюменская, Челябинская; автономные округа: Ханты-Мансийский — Югра, Ямало-Ненецкий) — 99,6%, 2 региона СФО (Красноярский край, Кемеровская область) — 52,8%, 2 региона ДФО (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область) — 85,7%.

В 2010 г. 7 регионов СФО II группы субъектов Российской Федерации (Республика Хакасия, Красноярский край, области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская) притянули 94,7% иностранных инвестиций, поступивших в указанный округ.

На площадке СКФО в 2010 г. все иностранные инвестиции распределены в 2 субъектах Российской Федерации III группы регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край). По итогам 2011 г. в СКФО доля 1 региона (Ставропольский край) II группы субъектов Российской Федерации составила 85,5% иностранных инвестиций, поступивших в данный округ.

Исследуемые статистические материалы наглядно свидетельствуют о наличии в федеральных округах регионов, пока не привлекающих значительные порции иностранных инвестиций. Такая ситуация объясняется действием отрицательных факторов, сдерживающих поступление из-за границы весомых инвестиционных вливаний. В большинстве субъектов Российской Федерации сохраняются неблагоприятные условия для размещения и функционирования крупных инвестиций зарубежных инвесторов.

Вместе с тем объявленный курс на модернизацию российской экономики настоятельно требует формирования системы мегаинвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов на всем хозяйственном пространстве страны. Это убыстрит становление новой технико-технологической основы производства, интенсифицирует процесс подготовки армии современных высококвалифицированных работников.

Коренное улучшение инвестиционного климата на территории федеральных округов значительно облегчит осуществление объемных иностранных инвестиций. Но для организации широкоформатного доступа к мощным потокам трансграничных инвестиций необходим переход к новой государственной инвестиционной политике. Российской Федерации надлежит укрепить и развить механизмы стимулирования притока крупных национальных и иностранных инвестиций в федеральные округа.

1.Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. –С.44; Социально-экономическое положение Южного федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. –С.44.

2.Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Южного федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. –С.44.

Список федеральных округов и субъектов Российской Федерации

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Читайте также  Инвестиции по отраслям в республике татарстан

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе ( ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых, нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

Содержание:

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия — Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

Нефтью единой: на 10 регионов приходится 70% инвестиций в России

На север текут нефтегазовые деньги, центру помогает инфраструктура, а Кавказ осваивает бюджет

«Реальное время» проанализировало ситуацию с поступлением инвестиций в основной капитал (ИОК) в России. Их распределение по регионам происходит в условиях колоссального неравенства. Более 70% инвестиций делят между собой всего 10 субъектов с мощной экономикой, в которые вошел и Татарстан. В основном это регионы, которым повезло с природными ресурсами. У депрессивных субъектов возможности для маневра почти нет, их единственной надежной остается государство.

10 самых удачливых

Экономический кризис в России, вопреки всем опасениям, не снизил инвестиции в номинальном выражении. Их объем мерно увеличивался на протяжении последних 5 лет. В I полугодии 2017-го инвестиции в основные фонды в целом по стране составили 4,3 трлн рублей. За год объем вырос на 397,4 млрд рублей, а по сравнению с январем — июнем 2013 года — на 1,02 трлн рублей, подсчитало «Реальное время».

Однако распределение ИОК по регионам протекает в условиях чудовищного неравенства. Больше половины всех вложенных средств (55,5%) приходится лишь на пять российских субъектов с мощной экономикой. А 10 наиболее сильных регионов, по данным на I полугодие, делят между собой 71% всех инвестиций.

Читайте также  Факторы влияющие на спрос и предложение инвестиций

Среди лидеров по объему инвестиций в основной капитал — сырьевые регионы, чья экономика традиционно опирается на добычу углеводородов, а также столичные регионы.

Больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Фото horeman.ru

Из 85 субъектов РФ больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Доля области в общем объеме инвестиций переваливает за 21%. На втором месте — Москва, где в основные фонды было вложено 466,8 млрд рублей (10,9% от суммарного объема).

Третье место — у нефтегазового Ямало-Ненецкого автономного округа, который привлек 428,6 млрд рублей. Первую пятерку замыкают главный нефтяной регион страны — Ханты-Мансийский АО (388,2 млрд рублей) и Санкт-Петербург (195,2 млрд рублей).

В десятку лидеров по объему ИОК также входят (в порядке убывания) Московская область, Якутия, Красноярский край, Татарстан и Краснодарский край. На них в совокупности приходится еще 671,9 млрд инвестиций. Инвестиции, поступившие в Татарстан за первую половину 2017 года, составили 127 млрд рублей, что в 2,5 раза больше чем поступило в Башкирию.

В целом ситуация действительно такова, что львиную долю инвестиций делят между собой, условно говоря, 10 субъектов, констатирует Владимир Редькин, старший директор группы международных региональных финансов Fitch Ratings. Но и тут есть нюансы. Тюменская область без учета автономных округов никогда не входила в первую пятерку, говорит он. Кроме того, если сравнивать региональные инвестиции не в абсолютных цифрах, а в расчете на душу населения, то картина будет немного другой — выиграют, к примеру, некоторые регионы Крайнего Севера и прочие субъекты, население которых малочисленно.

В России инвестиции идут в субъекты с явными конкурентными преимуществами (нефтегазовые и крупнейшие агломерации), а также в регионы «больших проектов», говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Немощь и безысходность

Меньше всего в январе — июне 2017-го инвестировали в пяти республиках: Тыве, Алтае, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Общий объем ИОК в этих регионах составил всего 11,1 млрд рублей. Для сравнения: это меньше, чем в отдельных регионах-середняках, например, в Астраханской области (34 млрд), Забайкальском крае (27,9 млрд) или Удмуртии (18,8 млрд).

Многие регионы-аутсайдеры объединяет схожая структура экономики, ориентированная на сельское хозяйство. Интересно также, что в конце списка обычно оказываются республики, отмечает Редькин. Так выходит, что у депрессивных регионов нет пространства для маневра, продолжает он: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции».

Впрочем, в отдельных случаях можно попытаться изменить статус-кво, и инициатива здесь должна исходить именно от региональных властей, указывает эксперт. «Губернатор может взять в долг, направить средства в инфраструктуру и заняться, так скажем, пиаром», — объясняет Редькин. По его словам, часто проблемы связаны как раз с закрытостью и с тем, что локальные элиты не готовы пускать к себе чужаков: отсутствие конкуренции никогда не приводит к положительному результату.

Владимир Редькин: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции». Фото gov.cap.ru

Кто сидит на бюджете

В масштабах всей страны больше половины в общей сумме ИОК (56%) — это собственные средства, оставшиеся 44% — привлеченные ресурсы. Одним из основных инвесторов остается само государство. Доля средств бюджетной системы в структуре ИОК в I полугодии составила 13,4%. Чуть больше инвестиций (почти 16%) пришло в виде банковских кредитов и других ссуд.

При этом во многих случаях работает правило: чем слабее регион, тем меньшее участие в его экономической жизни оказывают банки и тем большее — бюджет. В этом нет ничего удивительного, говорит Владимир Редькин. Бедным субъектам остается надеяться на одно государство — чтобы хоть как-то подстегнуть их экономику, государство само строит больницы, инфраструктуру. «Частные инвестиции нацелены на прибыль, госинвестиции не ждут никакой отдачи», — объясняет эксперт.

Полное отсутствие банковских кредитов в структуре инвестиций характерно для республик Северного Кавказа (Ингушетии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи) и для других субъектов с неразвитой экономикой — Тывы, Калмыкии. Доля бюджетных инвестиций на Кавказе тоже гораздо больше, чем в среднем по стране: например, в Адыгее — 33%, в Карачаево-Черкессии — 43%, а в Ингушетии — 77%.

Высокой концентрацией инвестиций из бюджета обычно отличаются и те регионы, где реализуются крупные проекты, говорит Наталья Зубаревич.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/1864.htm, http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/spisok-federalnyx-okrugov-i-subektov-rossijskoj-federacii.html, http://realnoevremya.ru/articles/79327-reyting-regionov-po-investiciyam-v-osnovnoy-kapital

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто