Инвестиции в модернизацию уличного освещения

Частные инвестиции на модернизацию уличного освещения планирует привлечь мэрия Нижнего Новгорода

Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов намерен привлечь частные инвестиции для модернизации сетей наружного освещения города, заключив концессионное соглашение. С этой целью сформирована рабочая группа, которой поставлена задача подготовить конкурсную документацию в первом квартале 2019 года. Об этом 26 ноября на заседании постоянной комиссии по транспорту и связи гордумы депутатам рассказал и.о. заместителя главы администрации, директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Павел Марков, сообщает пресс-служба гордумы.

«Концессионная модель предусматривает переход на энергоэффективные светодиодные светильники, систему управления из единого городского центра с обменом данными, замену неизолированных проводов на другие способы прокладки, в том числе по территории центральной застройки. Поставлена цель – отказаться от открытых воздушных подвесов и перейти на закрытый способ прокладки с использованием существующей городской инфраструктуры», – цитирует пресс-служба директора департамента.

По словам господина Маркова, в 2017-2018 годах поддержка из бюджета сетей уличного освещения шла по двум направлениям: порядка 100 млн руб. было выделено по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», еще на 50 млн руб. выполнены мероприятия по капитальному ремонту и частичной реконструкции сетей в рамках подготовки к ЧМ.

«Понятно, что разовые вливания из федерального и областного бюджета не могут стать основой для стратегического развития системы наружного освещения», – отметил Павел Марков, добавив, что в городе насчитывается порядка 65 тыс. светильников, но нужно еще как минимум 5 тысяч для освещения проблемных участков.

Сформирована минимальная потребность в установке новых светильников и опор на 2019 год, на эти цели будут выделены 20 млн руб. из резервного фонда.

Напомним, нижегородцам обещано нормальное освещение к 800-летию города.

О разработке, финансировании и реализации программ модернизации городского освещения в Российской Федерации

О программах модернизации городского освещения

Поскольку одним их центральных направлений деятельности компании является финансирование энергосберегающих программ в области наружного и внутреннего освещения, вопросы модернизации городского освещения, проблемы, которые возникают в этой области, нас очень сильно волнуют и интересуют.

В чем важность выделения проблемы модернизации наружного освещения российских городов в качестве самостоятельной задачи? Раньше бы сказали — задачи, которая тянет на большую государственную программу. Теперь с принятием федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мы можем говорить о крупном многомиллиардном инфраструктурном проекте, который позволит качественно перестроить управление и состояние наружного освещения в российских городах и привлечь в эту сферу внебюджетные источники.

Потребность в капитальной реконструкции уличного освещения назрела еще в 90-х годах, но не могла быть реализована из-за финансовых проблем и частично из-за технических. Сегодня многие факторы соединились и дали ту самую синергию, которая позволяет реализовать намеченное. Также сильный импульс к реализации таких программ дала инициатива Президента России по реализации программы «Новый Свет».

В большинстве муниципальных образований РФ имеет место сильный физический износ осветительного оборудования, освещенность дорог ниже нормы в 2-3 раза, светильники имеют устаревшую конструкцию, в светильниках используются низкоэффективные лампы накаливания (светоотдача 12 лм/Вт) и ртутные лампы (светоотдача 55 лм/Вт). Доля старого оборудования, включая не только светильники, но и опоры, кабели, в России составляет более 60%. Схемы электроснабжения не обеспечивают необходимый уровень надежности установок наружного освещения.

Но только недавно сложились условия, которые сегодня позволяют говорить о возможности массового прорыва в этом масштабном проекте. Ведь современное освещение городов — это в определенном смысле и новое лицо России.

Очень важно, что за последние годы появились новые технологии в системах уличного освещения, а также новые классы энергоэффективных светильников, не только с использованием натриевых ламп, но и светодиодов. Эти новейшие технологии позволяют получить большой экономический эффект от реализации энергосберегающих мероприятий. При разработке наших бизнес-планов мы исходим сегодня из возможности добиться 50-60% экономии при комплексном внедрении всего набора инструментов наружного освещения и с окупаемостью проектов от пяти до семи лет.

Появились средства в субъектах федерации на реализацию программ модернизации. Сегодня капитальные программы модернизации уличного освещения осуществляются во многих городах России, прежде всего — в городах федерального подчинения. Здесь явно проявляется эффект соревновательности между регионами, руководители следят за тем, что происходит в соседних регионах, и стараются не отставать.

Наконец, что немаловажно, у частных инвесторов появилась возможность вкладывать в такие, казалось бы, непривлекательные проекты как уличное освещение, используя механизм энергосберегающих контрактов. Но скажу откровенно, на местах по многим причинам мало кто хочет пользоваться такой новой возможностью. По-прежнему все ориентируются на финансирование из бюджета.

В рамках разработанной ранее Федеральной целевой программы «Энергосбережение России» многие регионы разработали свои концепции энергосбережения, отличающиеся отдельными разделами, отражающими специфику региона, муниципального образования. Мы посмотрели программы модернизации городского освещения Саратова, Екатеринбурга, Красноярска, Архангельска, Иваново, Тюмени, Новосибирска, Самары.

Во всех программах сегодня присутствуют мероприятия, нацеленные на приведение в соответствие городского освещения с современными требованиями:

  • замена ртутьсодержащих светильников на энергосберегающие с натриевыми лампами;
  • переход на раздельный режим вечернего и ночного освещения улиц;
  • замена провода действующей сети на так называемые «антивандальные» со специальным изоляционным покрытием;
  • внедрение систем централизованного управления освещением с использованием современных каналов связи, автоматический контроль за состоянием каждой отдельной светоточки.
Читайте также  Инвестиции как фактор экономический рост

Абсолютно везде ставятся задачи снижения энергопотребления и достижения существенных показателей экономии (50-60%). Очень важно, что повсеместно ставятся задачи повышения мер безопасности, улучшения эстетического оформления городов.

Об опыте Европейских стран

Сегодня в Европе не так просто разработать и реализовать проект энергосервиса в наружном освещении. Дело не в малых размерах экономии, а в комплексности задач. Этот комплекс задач даже привел к модификации современного бизнеса — говорят о новом типе энергосервисных компаний, т.н. ЭСКО 2.0, которые делают больший упор на управление в режиме реального времени и интеграции всех процессов управления энергоэффективностью.

Сегодня при решении в области наружного освещения клиент в Европе должен выбрать или составить определенный микс из задач энергетической эффективности, экономических требований и приоритетов и требований обеспечения качества жизни населения (безопасность, визуальный комфорт, эстетика).

Основные причины модернизации уличного освещения в Европе — это необходимость:

  • улучшить управление ночным освещением города и ночным движением транспорта;
  • повысить безопасность пешеходов на улицах;
  • снизить преступность и страх преступности в ночное время;
  • сделать город более привлекательным;
  • создать дополнительные световые указатели на улицах;
  • повысить престиж города;
  • выделить наиболее важные исторические здания;
  • усилить коммерческую и рекламную составляющую.

Поэтому в России мы обязаны провести экспертизу уже разработанных программ, чтобы добавить туда все последние идеи и наработки, чтобы не переделывать снова и снова с дополнительными затратами.

Здесь упомяну об одной проблеме, которая ставится очень остро в европейских странах, а у нас пока совсем мало. Проблема борьбы со световым загрязнением окружающей среды, так называемая проблема темного неба. Эта проблема должна обязательно включаться сегодня при разработке программ модернизации наружного освещения городов.

Речь идет о мерах по уменьшению искусственного освещения на улицах, так называемого светового загрязнения, которое считается вредным для людей, животных и растений. Световое загрязнение — нарушение естественной освещенности местности в результате действия искусственных источников света. Основными производителями светового загрязнения являются крупные города и промышленные комплексы. Световое загрязнение создается уличным освещением, светящимися рекламными щитами или прожекторами. Поэтому желтый светящийся ореол ночного города уже не является тем эталоном, к чему необходимо стремиться.

А ведь подобное сияние, или засветка, наблюдается вблизи всех больших городов. По данным атласа уровня мирового искусственного ночного освещения Cinzano, световые ореолы в Европе увеличиваются на 5% в год и не позволяют жителям мегаполисов видеть 90% звезд.

Хочу подчеркнуть, что в целом речь идет не о сокращении освещения, а о его улучшении. Также важно понять, что сегодня борьба за темное небо является также источником существенной экономии энергии.

Долгосрочные задачи программ по модернизации уличного освещения и текущие проблемы

Первая — это ликвидация темных пятен — территорий, где освещение полностью отсутствует. Таких задач в современных программах модернизации уличного освещения европейских городов нет. Для российских городов это одна из самых актуальных задач, об этом говорят нам почти все руководители городского освещения в России. Устранение последствий вандализма, когда оказываются «вырезаны» и обесточены целые улицы и переулки, профилактика преступности в таких местах, борьба с травматизмом в темное время суток, улучшение общего социального климата.

Вторая — замена устаревшего, энергозатратного светового оборудования.

Крайне необходима полная замена устаревших ртутных светильников на светильники с натриевыми лампами. Это позволит экономить ежегодно десятки миллионов киловаттчасов электроэнергии. Сегодня, по нашим данным, такая работа ведется повсеместно. Кроме того, по мере отработки технических вопросов и снижения цены, постепенно будут появляться качественные и очень экономные светодиодные светильники на улицах страны.

Третья — создание эффективной системы управления наружным освещением. Устаревшие системы управления уже не позволяют получать оперативную информацию о состоянии установок наружного освещения, отказах по включению, а также осуществлять мониторинг установок в текущем режиме. Это внесет существенный энергосберегающий эффект, позволит сократить время на ликвидацию аварий, общие затраты на обслуживание, оптимизировать количество аварийных бригад и другого персонала, в том числе и в службе заказчика, контролирующего в настоящее время работу установок наружного освещения исключительно визуально.

Четвертая, тесно связанная с предыдущей — поднятие качества услуг и продукции в сфере уличного освещения.

Городское освещение это ведь не количество установленных ламп, это безопасность, имидж, экология, туризм. За все отвечают предприятия горсвета, но подрядные конкурсы часто выигрывают те, кто занижает свои заявки, а потом и пропадает вообще. С привлечением частного инвестора такие вопросы сами собой отпадают, так как у нас нет стимула завышать цены или снижать качество.

Здесь невозможно обойти молчанием вопрос о качестве светотехнической продукции, поступающей на российский рынок. Страну наводнили изделия неизвестного происхождения, качество которых не выдерживает никакой критики.

Передаю типичный разговор в эти дни. Звонит по рекомендации человек, представляющий завод в Китае по производству ламп. Русский. Говорит, что купил около Пекина предприятие и готов поставлять нам все, что нужно. Я задаю вопрос: «А что вы производите, какие типы ламп?». Ответ: «Все, что вам нужно». Я еще раз говорю: «Так какие же типы, светодиодные, КЛЛ?» Он также в ответ: «И те и другие». Я говорю: «А можно хотя бы образцы посмотреть, мы их хотим протестировать, понимаете, мы не можем рисковать, несем ответственность за гарантию качества». Он смеется и, в конце концов, говорит: «Ну, разве вы не знаете, как китайцы работают? Вы даете нам конкретный заказ, и мы вам сделаем то, что надо и по самой низкой цене».

Читайте также  Финансовые ресурсы предприятия и инвестиции

Светотехническую продукцию безусловно надо сертифицировать и жестко контролировать. Иначе можно свести на нет все усилия по реализации программы «Новый Свет». В этой связи наша миссия, если хотите, через внутреннюю тендерную процедуру в соответствии с международными правилами закупок отбирать только надежных исполнителей и поставщиков.

Наконец, пятая большая задача — решение всех административных и организационных вопросов, связанных с новыми подходами к финансированию программ модернизации освещения на основе энергосервисных контрактов.

Партнерство с энергосервисными компаниями

Что в настоящее время в наибольшей степени тормозит работу по запуску проектов в области модернизации уличного освещения за счет инвестиционных средств?

В среднем стоимость одной программы модернизация освещения для среднего российского города с населением от 100 до 200 тыс. чел. у нас составляет 30-40 млн руб., для городов до 500 тыс. чел. с 60-80 млн руб., что на самом деле совсем не много и под силу частным инвесторам.

Нашим вхождением в проекты по модернизации уличного освещения мы помогаем городским властям решить главный вопрос — нехватку финансирования всей программы в целом. Программы уже есть и интересные с точки зрения архитектурных, технических решений, но средств на полную реализацию, как правило, не хватает. Типичный пример, прекрасная и яркая программа «Огни Саратова», которая была остановлена из-за нехватки финансирования.

В этой связи помимо чистых энергосервисных контрактов мы предлагаем мэрам городов, губернаторам соинвестирование проектов на базе проведения всех работ с отсрочкой платежа, в кредит и с частичным возвратом средств из экономии. Фактически речь идет о дофинансировании действующих проектов модернизации уличного освещения.

Приходя в город как инвестиционная энергосервисная компания мы параллельно помогаем решать еще одну скрытую, но острую проблему — преодоление разделения «ответственности» за модернизацию уличного освещения. По федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» освещение улиц целиком и полностью — полномочия органов местного самоуправления независимо от того, речь идет о крупном городе или небольшом поселке.

Часто для муниципалитетов целиком проект модернизации уличного освещения неподъемный. Кроме того, если в обычной схеме муниципалитет реализует программу модернизации уличного освещения без явной заинтересованности или стимулов. Привлечение энергосервисной компании позволяет резко изменить данную систему и создать заинтересованность муниципальных органов в совместном использовании экономии. Мы не против и готовы в соответствии с условиями контракта делиться зарабатываемой экономией, как с муниципалитетом, так и с эксплуатирующими организациями с первого же дня совместной работы.

Однако наш опыт прошлого года показал, что городские власти относятся к нашим предложениям с большим подозрением. Пока не устранены не только административные и юридические барьеры, но и психологические барьеры в области реализации проектов модернизации уличного освещения. Перечислю некоторые из самых типичных:

1. Нас принимают в городах за поставщиков оборудования и отправляют сразу в подразделения, занимающиеся закупками осветительной техники для городов. Приходится разъяснять смысл инвестиционного энергосервисного контракта и как работают такие компании.

2. С нами не хотят связываться, так как оформление и подписание государственного энергосервисного контракта связано с работой в совершенно неизвестном поле и сопряжено с решением массы возникающих мелких проблем, прежде всего с казначейским регулированием выплат экономии.

3. Мы мешаем налаженной системе бюджетного финансирования городского освещения с отработанной системой «своих» поставщиков оборудования, завышенными ценами и объемами финансирования.

До тех пор пока финансирование энергосервисных работ и получение экономии ресурсов будет опираться на прямое бюджетное финансирование, работа частных энергосервисных компаний будет сталкиваться с серьезным противодействием на местах при реализации любых программ энергосбережения. К сожалению, пока государственная бюрократия по всей стране использовала приоритетный государственных проект по энергосбережению как средство получения дополнительных бюджетных средств.

Чтобы все программы модернизации уличного освещения «заработали» в полную силу и в новых условиях, необходимо четко видеть эти и другие острые проблемы, а также знать, как их решать.

Опыт реализации энергосервисного
контракта в бюджетной сфере

В заключение необходимо сказать о самой большой проблеме текущего бизнеса энергосервисных компаний — отсутствии механизма возврата экономии в бюджетных организациях.

Казалось бы, вся законодательная база подведена под заключение энергосервисных контрактов и нет никаких препятствий. На деле же опыт нашей компании по реализации первого государственного энергосервисного контракта выявил серьезные препятствия в бюджетном регулировании буквально через месяц после начала его реализации.

В октябре 2010 г. нами был заключен первый в г. Москве государственный энергосервисный контракт с Пансионатом ветеранов труда № 9 (ПВТ-9). Инвестор в лице нашей компании за свой счет и на свой риск осуществляет программу мероприятий по экономии энергоресурсов. В случае, если достигается реальная экономия в натуральном измерении, ПВТ-9 часть полученной экономии денежных средств направляет на возмещение инвестиций. По мере возврата инвестиций ПВТ-9 получает и оставляет у себя все большую долю экономии. В случае отсутствия экономии произведенные расходы возмещению не подлежат. Срок действия договора 5 лет.

Первые 3 месяца работы показали, что получена только прямая экономия электрической и тепловой энергии в размере около 100 т у.т., что эквивалентно 1,2 млн руб. Однако до настоящего момента компания согласно контракту не может получить долю сэкономленных средств для покрытия осуществленных инвестиций. Оказывается, казначейство Северо-Западного округа г. Москвы не имеет необходимых денежных средств для выплаты по коду 223 (в соответствии со ст. 72 БК РФ). По данному коду бюджетных обязательств как в 2010, так и в 2011 гг. нет и не может быть денежных средств, свободных от бюджетных обязательств. Сама сумма ассигнований назначается строго под действующие договоры на поставку энергии. В этой ситуации окружное казначейство официально отказало ПВТ-9 в открытии новых бюджетных обязательств без уменьшения действующих договоров с энергоснабжающими организациями.

Читайте также  Инвестиции в платежном балансе страны

Действия казначейства основаны на п. 4.15 «Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы . » (Утвержден потановлением Правительства Москвы от 23.11.2009 г. № 1018-ПП). Указанное постановление принималось до введения в декабре 2009 г. поправок в ст. 72 бюджетного кодекса в связи с законом РФ «Об энергосбережении . » № 261-ФЗ и, естественно, не могло учесть его специфики. Согласно ему, ПВТ-9 ежемесячно обязано пересчитывать сумму платежей энергоснабжающим организациям на размер полученный экономии и согласовывать новые суммы с МОЭК и Мосэнергосбытом. К сожалению, осуществить практически данный механизм невозможно прежде всего в силу того, что сроки согласования подобных дополнительных соглашений с МОЭК и Энергосбытом занимают значительное время и могут быть произведены после получения конкретных показаний счетчиков, т.е. после отчетного периода. А бюджетное обязательство по контракту открывается до начала работ.

В результате получается, что выполнение государственного энергосервисного контракта и возврат инвестиций зависит от решения и воли третьих лиц — энергоснабжающих организаций (МОЭК и Мосэнергосбыт) и вообще может быть осуществлен не ранее 2012 г., то есть через два года после начала энергосервисных работ.

Заключение

Проблемы бюджетного регулирования, с которыми мы столкнулись не только в г. Москве, но и в других городах страны, состоят в нахождении механизма того, как осуществлять корректировку бюджетных обязательств для выплаты полученной экономии энергосервисной компании, как осуществлять передвижку средств по коду 223 на другие статьи бюджетной классификации и т.д. Эти вопросы могут показаться недостаточно крупными, но опыт нашей компании свидетельствует, что это те самые детали, из-за которых действующий контракт по энергосервису оказался блокирован.

Поэтому сейчас важно добиться защиты интересов инвестора в данном виде бизнеса. Без такого всесторонне защищенного энергосервисного контракта с муниципалитетом или с субъектом Российской Федерации никто частные деньги инвестировать в этот сектор не будет.

В целом, модернизация городского освещения, как и многие другие энергосберегающие проекты в государственном секторе — это инфраструктурные проекты, для которых требуются длинные и дешевые деньги. Хотелось бы привлечь в эти проекты крупные инфраструктурные финансовые институты и в первую очередь российский Банк Развития — Внешэкономбанк. Сейчас им в основном финансируются проекты, связанные с теплоснабжением. Мы сейчас работаем над тем, чтобы предложить ВЭБу проекты в области освещения, но «упакованные» в крупные региональные программы.

Наш целевой показатель на 2010-2011 гг — инвестирование объемом не менее 3 млрд руб. в различные энергосберегающие программы 10 крупных регионов страны и не менее половины из этой суммы, если удастся решить указанные выше проблемы, должно пойти на модернизацию наружного освещения.

Инвестиции в модернизацию уличного освещения

За полтора года реализации проекта в области заменили 10 тыс. светильников, сообщил директор Тамбовского регионального центра энергосбережения Олег Кадыков

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Проект модернизации уличного освещения в Тамбовской области в рамках государственно-частного партнерства позволил заменить порядка 10 тыс. светильников в четырех городах и одном районном центре региона. Инвестиции составили порядка 100 млн рублей, сообщил ТАСС директор Тамбовского регионального центра энергосбережения Олег Кадыков.

Ранее Агентство стратегических инициатив отметило проект на Всероссийском конкурсе лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ, итоги которого подвели 15 февраля на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Председатель попечительского совета конкурса Дмитрий Козак вручил благодарность первому вице-губернатору Тамбовской области Александру Ганову.

«За полтора года реализации проекта по энергосервисному контракту в модернизации уличного освещения в Тамбовской области мы смогли заменить 10 тыс. светильников, сумма инвестиций компании «ААА Инжиниринг» составила около 100 млн рублей. Установка современных светильников позволяет экономить до 60% расходов муниципалитетов на оплату уличного освещения», — сказал Кадыков.

По его словам, до 2021 года власти планируют завершить модернизацию уличного освещения во всех районных центрах и крупных селах Тамбовской области. «Модернизация уличного освещения прошла в городах Кирсанове, Мичуринске, Моршанске, Уварове, райцентре Первомайском. В частности, в Кирсанове инвестиции составили около 20 млн рублей, в Мичуринске — 35 млн, в Первомайском — порядка 10 млн. Уже после модернизации уличного освещения в Мичуринске возникли еще два городских проекта — по освещению светодиодными светильниками мест отдыха горожан и всех исторических зданий», — добавил Кадыков.

Он отметил, что прорабатывается план модернизации уличного освещения в Тамбове и разрабатываются механизмы энергосервисного контракта для сельских поселений. Во втором квартале 2018 года в качестве эксперимента старые светильники на энергосберегающие заменят в райцентрах Бондари и Знаменка. «В райцентрах региона насчитывается от 1,5 тыс. до 3 тыс. светильников еще 1960 — 1970-х годов, на модернизацию в каждом из них потребуется от 5 до 15 млн рублей», — сказал директор.

Тамбовский государственный региональный центр энергосбережения создан в 2010 году, он формирует инвестиционную политику проекта «Модернизация уличного освещения на основе энергосервисного контракта» в рамках областной программы по энергосбережению и эффективности. Энергосервисный контракт является формой государственно-частного партнерства, предусматривает заключение договора с муниципалитетом на реализацию инвестиционного проекта только за счет средств инвестора, без софинансирования из областного бюджета. Затраты инвестора возмещаются за счет экономии средств после внедрения энергосберегающих технологий.

Источники: http://koza.press/news/6243, http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=155, http://tass.ru/forumsochi2018/5000280

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто