Инвестиции в культурное наследие — инвестиции в будущее
Ивлиев Г.П., Председатель Комитета Государственной Думы по культуре.
Среди принципов модернизации самый важный — необходимость закрепления в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие личности и нации в целом.
Будущее национальной культуры каждой страны во многом зависит от закрепившегося в обществе отношения к человеку и его возможностям творческого участия в преобразовании социальной среды. Важность роли культурной традиции в обновлении ценностно-смысловой деятельности россиян — вот то основание, на котором выстраивается стратегическая концепция культурной политики, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач: таких, как улучшение качества жизни людей, социальная интеграция, упрочение социального согласия, достижение солидарности и межкультурного диалога. А основу сохранения культурной традиции, исторической памяти народа создают объекты культурного наследия.
Вопрос сохранения памятников истории и культуры, их роли в развитии страны остро встал в прошлом году на совместном заседании Госсовета и Президиума Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Тогда, как мы помним, глава государства подверг серьезной критике текущее положение дел в этой сфере. За год изменилось многое. И свою лепту в это внесли и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия, и Комитет Государственной Думы по культуре. Сейчас мы совместно с общественными организациями, архитектурным, реставрационным и археологическим сообществами, Росохранкультурой работаем над внесением изменений в Федеральный закон N 73-ФЗ, с тем чтобы в стране наконец-то сложилась целостная, эффективная система сохранения объектов культурного наследия.
Сохранение памятников культуры — базис для будущего развития страны. Поэтому мы должны менять систему управления памятниками, создавать общественные и государственные формы контроля за использованием объектов культурного наследия. Сейчас важно создать условия, когда есть заинтересованность в сохранении объектов культурного наследия, а не только жажда выгоды от получения в собственность исторического объекта. Для этого объект культурного наследия должен быть защищен во всех случаях, во всех сделках, совершаемых с этим объектом. И эту норму мы четко прописываем в тексте законопроекта.
Для того чтобы объект культурного наследия был сохранен, нам необходимо связать учет объектов культурного наследия с учетом всех сделок с недвижимостью, осуществляемых в стране. Тогда любой переход права собственности, любая гражданско-правовая сделка будет всегда включать в себя обременение по сохранению объекта культурного наследия. Объект культурного наследия принадлежит всему обществу. В собственности он может находиться у государства, у муниципалитета, у частного лица, но принадлежит он всему обществу. И собственник обязан сохранять это достояние. Сейчас, к сожалению, заинтересованность частных лиц в приобретении памятника заключается только в том, чтобы получить земельный участок и сделать все, чтобы памятника нам нем «осталось» как можно меньше. Такое отношение к объектам наследия необходимо менять! Для общества важно, чтобы собственники, которые вкладывают средства в реставрацию объектов культурного наследия, ощущали, что они делают полезное для страны дело и вносят свой вклад в сохранение исторических и культурных традиций нашего государства.
В тесной связи с регулированием вопросов, касающихся сохранения памятников истории и культуры, стоит и проблема функционирования и развития отечественных музеев-заповедников. В стране их насчитывается порядка 140, и все они с нетерпением ждут федерального закона, который, наконец, закрепит их статус и позволит сохранять связанный с музеем-заповедником природный комплекс, поддерживать в должном виде архитектурные ансамбли, расположенные на территории музея-заповедника или музея-усадьбы, и, что немаловажно, — вести традиционную хозяйственную деятельность. Такой закон уже прошел первое чтение в Государственной Думе ФС РФ, и мы планируем принять его до конца года.
Многие годы музеи-заповедники и музеи-усадьбы хотели получить ясное и понятное законодательство, на федеральном уровне закрепляющее их особый статус. Специфика музеев-заповедников заключается в том, что они функционируют не только как учреждения культуры — между прочим, самые популярные в стране, — но и как хранители историко-культурного и, что не менее важно, природного наследия. Уникальные виды Михайловского, Вешенской, Константиново, ансамбли Владимиро-Суздальского музея-заповедника имеют огромное значение для формирования эстетического вкуса личности. Человек получает национальный характер тогда, когда видит, что повторенный тысячелетиями творческий облик того или иного места становится составной частью личного мировоззрения.
Благодаря активным директорам этих учреждений большинство наших музеев-заповедников и музеев-усадеб работает и старается по мере сил сохранить культурное и природное наследие. И это огромное счастье для страны, потому что именно в музеях-заповедниках сосредоточена большая часть природных богатств, соединенных с богатством историко-культурным. Но эту специфику музеев-заповедников пока не отражает законодательство. Мы не можем постоянно заставлять музеи-заповедники самостоятельно решать свои проблемы — с землей, с хозяйственной деятельностью, с сохранением природы и архитектуры. Мы должны создать все условия для того, чтобы эти учреждения культуры хорошо и эффективно работали, привлекали туристов, формировали облик России.
Работа музеев-заповедников, основанная на четко прописанных нормах, — это огромный потенциал для развития внутрироссийского туризма и формирования имиджа государства за рубежом. Когда-то мы надеялись, что туроператоры сами придут в наши музеи-заповедники и будут организовывать туристическую деятельность. Но эти ожидания не оправдались. Музеи-заповедники по мере своих сил сами стараются привлекать туристов, но для этого опять же есть масса юридических преград, которые и должен устранить разработанный Комитетом законопроект.
Если вы посмотрите сейчас на инфраструктуру «Бородинского поля», «Прохоровского поля» или «Куликова поля», вы увидите, что они не приспособлены для массового туризма и для туризма на уровне XXI в. Нам предстоит провести огромную работу, чтобы сделать эти центры национальной славы действительно оборудованными для посещения, прежде всего молодежью, школьниками. На мой взгляд, это и есть прямое развитие высказанного в Новгороде Президентом тезиса о том, что культурное наследие должно войти в социально-экономическую жизнь страны.
Предлагаемый нами для принятия во втором чтении законопроект и позволяет ввести культурное наследие в это поле, ввести в нашу жизнь и открыть музеям-заповедникам второе дыхание: дать, наконец, возможность нормально работать, выстраивать вокруг себя соответствующую инфраструктуру и сохранять историко-культурное и природное наследие.
Особняк за рубль или миллион проблем?
Программа льготной аренды столичных особняков «Один рубль за один квадратный метр в год», принятая Департаментом культуры города Москвы в 2012 году в отношении памятников архитектуры и объектов культурного наследия столицы, действует уже пятый год. По словам первого заместителя руководителя московского департамента культурного наследия Сергея Мирзояна, «тотальная инвентаризация» столичных объектов культурного наследия показала, что в столице в неудовлетворительном состоянии находятся 250 памятников. Одним из способов привлечь частные инвестиции в реставрацию памятников стала программа «Рубль за метр».
Арифметика недвижимости
Очевидно, что для города проект интересен с точки зрения сохранения и поддержания памятника культуры при минимальных затратах на реставрацию. Попробуем разобраться, насколько это начинание заинтересовало инвесторов, ведь на старте проекта многие эксперты рынка недвижимости критически отзывались о его перспективах. Потенциальных участников программы пугали и адовым кругом согласований с реставрационными комиссиями, и необходимостью воссоздания какого-нибудь наборного паркета из палисандра по определенному рисунку, и долгим сроком окупаемости инвестиций.
Тем не менее проект развивается, и сейчас по программе восстановления объектов культурного наследия в аренде у инвесторов находятся 20 зданий, представляющих историческую и культурную ценность. Семь из них уже введены в эксплуатацию и перешли на ставку один рубль за квадратный метр в год, в остальных продолжаются реставрационные и ремонтные работы. За пять лет договоров с инвесторами по программе восстановления заключено на 2,3 миллиарда рублей.
Правила игры
Цель программы — привлечение инвесторов к реставрации памятников в Москве. Все объекты реализуются с открытых торгов, информация по ним доступна на Инвестиционном портале Москвы, включая конкурсную документацию, фотоматериалы и прочее. За пять лет инвестор должен провести полный комплекс ремонтно-реставрационных работ. Льготная стоимость найма начинает действовать только после того, как зданию вернут его исторический облик. Срок аренды отреставрированного объекта по программе составляет 49 лет. При этом все это время арендатор обязан поддерживать исторический памятник в хорошем состоянии и открывать его для экскурсий, которые обычно проходят в Дни исторического и культурного наследия, например в рамках акции «Ночь в музее».
Решение о том, какие объекты включать в программу, принимает Департамент городского имущества совместно с Департаментом культурного наследия правительства Москвы. Обычно это здания, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, их степень изношенности 50 процентов и более.
Взгляд изнутри
На вопрос о мотивах участия в этом проекте инвесторы отвечали по-разному. Для одних главным был душевный порыв: узнали о новой программе и захотели спасти дом, за разрушением которого наблюдали практически каждый день. Для других решающим стало удачное место расположения объекта, удобная транспортная логистика и оптимальный размер помещения.
Ключевым мотивом участия всех компаний в проекте реконструкции памятников архитектуры и объектов культурного наследия стали именно привлекательные условия продолжительной аренды объектов без каких-либо дополнительных требований к последующей деятельности. Статус исторического наследия надежно оберегает здание от возможного сноса с последующим строительством на его месте, например, жилой многоэтажки. «С учетом нестабильной экономической ситуации в стране мы закладывали, что пять лет будем платить рыночную ставку аренды, пока отреставрируем свой дом. Тогда наши вложения окупились бы лет через пятнадцать. Но нам удалось за полтора года закончить реставрацию и выйти на договор аренды по рублю за квадратный метр в год. Стоимость реставрации сопоставима с арендой небольшого особняка в центре Москвы в течение 10 лет. Программа «Один рубль за один квадратный метр в год» гарантирует нам стабильную аренду на 49 лет, что в наших нестабильных условиях очень ценно», — рассказал уполномоченный представитель ООО «Медиа-консалтинг» Вячеслав Юрьевич Лакутин. «Когда мы только получили особняк по результатам конкурса, в нем ночевали бомжи, располагались какие-то странные заведения, если здесь когда-то и обитали привидения, то в такой компании им тут явно было неуютно. Самые жесткие требования к нам предъявлялись с точки зрения противопожарной безопасности, поскольку дом деревянный, таких в Москве сохранилось совсем немного». — пояснил он.
В процессе реконструкции некоторые участники столкнулись с необходимостью оформлять разрешения и подводить к объекту инженерные коммуникации, что заметно увеличивало инвестиции и повлияло на сроки окончания реконструкции. Инвесторы отмечали, что для объектов небольшой площади вопрос коммуникаций стал краеугольным камнем: «Если площадь объекта небольшая, метров триста, то в пересчете на квадратный метр выходило, что мы как будто подключаем к сетям двадцатидвухэтажный жилой дом. Поэтому мы искали достаточно большой по площади дом», поделился своими расчетами представитель инвестора ЗАО УК «Андреевский дом». «Хотелось бы, конечно, получать от города объекты, к которым уже подведены все инженерные коммуникации и оформлены документы на земельный участок. Это заметно повысит интерес инвесторов к программе. Мы готовы взять в аренду еще несколько объектов, но пока не выбрали подходящие нам по площади и расположению строения».
Первые результаты
«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке, 7 стал одним из первых объектов, выставленных на аукцион по программе Правительства Москвы «рубль за метр». Реставрация здания заняла около года и завершилась осенью 2013-го. Сейчас «Дом с кариатидами» отреставрирован, восстановлена лепнина, завершены все внешние и внутренние работы, а ведь еще недавно здание было на грани исчезновения.
У отреставрированного дома увлекательная история. «Дом с кариатидами» был построен для Н.Ф. Золотаревой, жены купца Золотарева. В 1896 году его купил разбогатевший крестьянин Петр Сысоев. Разбогател Сысоев благодаря своему таланту: он был лепщиком, и настолько искусным, что его привлекли к работам в интерьерах знаменитой Филлиповской булочной и гостиницы «Метрополь». Так он прославился и смог купить себе этот небольшой изящный двухэтажный особнячок, во дворе которого устроил лепную мастерскую. Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы) — в центре фасада сохранился роскошный картуш с вензелем «ПС».
Также в программу включены и другие знаменитые московские дома — «Большая Померанцевая оранжерея» на Госпитальной площади, дом знаменитого промышленника Саввы Морозова на Николоямской, 47, усадьба Колесникова-Саргина на Таганской площади, которая упоминается еще в конце XVIII столетия, и некоторые другие объекты.
Хочется верить, что эта программа реально поможет преобразить внешний облик не только исторического центра столицы, но и многих малых и средних городов, будет способствовать увеличению их туристической привлекательности и оживлению предпринимательства. В последние годы к программе льготного предоставления в аренду исторических объектов подключились Московская и Воронежская области, Тверь и Томск, Башкирия и Чувашия.
При этом похожая программа в принципе могла бы существовать и в отношении неиспользуемых корпусов муниципальных предприятий, а также административных зданий, которые также можно было бы передавать предпринимателям под низкую арендную ставку для организации там новых производств, предприятий сферы услуг, бизнес-инкубаторов или других объектов, способствующих увеличению рабочих мест.
Частные инвестиции в объекты культурного наследия в Москве
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
•Реконструкция объектов культурного наследия нежилого назначения, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Привлечение частных инвестиций в реставрацию и сохранение объектов путем предоставления их в долгосрочную аренду.
УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ:
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ:
Срок заключения договора аренды —49лет.
Ставка до начала эксплуатации: рыночная.
После начала эксплуатации —1руб/кв. м в год.
Ремонт и реставрация не могут длиться более 5 лет.
Передача инвестору посредством открытых торгов через конкурс или аукцион.
ГОРОД:
Предоставление объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения).
Гарантия прав долгосрочного пользования объектом.
ИНВЕСТОР:
Реконструкция/капитальный ремонт здания.
Эксплуатация в соответствии с охранным обязательством.
Объект программы восстановления и реставрации: «Дом с кариатидами» –г.Москва, Печатников пер., д.7
До реализации программы сохранения памятников культурного наследия
РЕЗУЛЬТАТЫ программы сохранения памятников культурного наследия
Объект программы восстановления и реставрации:
«Дом с кариатидами» –г.Москва, Печатников пер., д.7
Реализовано в 2013 и за три квартала 2014 года
Источники: http://wiselawyer.ru/poleznoe/44530-investicii-kulturnoe-nasledie-investicii-budushhee, http://lenta.ru/articles/2017/07/31/arenda1/, http://snip1.ru/house/chastnye-investicii-v-obekty-kulturnogo-naslediya-v-moskve/
Источник: