Инвестициями в здравоохранении могут быть

Инвестициями в здравоохранении могут быть

Библиографическая ссылка на статью:
Савостьянова Я.В. Анализ инвестиционной привлекательности здравоохранения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69433 (дата обращения: 23.09.2018).

В условиях рыночной экономики одной из важнейших характеристик той или иной отрасли является ее инвестиционная привлекательность. Это обусловлено прямым влиянием этого параметра на финансовую устойчивость, конкурентоспособность, перспективы развития и кредитоспособность предприятий данной отрасли.

Актуальностью данной темы является динамичное развитие и совершенствование системы здравоохранения, требующее постоянного привлечения дополнительных внешних инвестиций, способных оказать положительное влияние на данную отрасль.

Инвестиционная привлекательность — это комплекс факторов и показателей производственной, коммерческой, финансовой и управленческой деятельности, характеризующих особенности инвестиционного климата, а также свидетельствующих о целесообразности и необходимости осуществления инвестиций. Инвестициями называются вложения материальных, инфромационных или управленических ресурсов в объекты различных видов деятельности с целью получения прибыли [1].

Грамотная инвестиционная политика дает возможность привлекать дополнительные инвестиции на выгодных условиях, а также укрепить и эффективно использовать свое финансовое положение.

Здравоохранение является важнейшей социально-значимой и всеобъемлющей отраслью экономики любой страны, а уровень ее развития определяет развитие государства в целом. Система здравоохранения охватывает все уровни экономики страны. Оно тесно связано с экологией, социальными программами, охраной труда. Эти характеристики определяют инвестиционную привлекательность данной отрасли.

Здравоохранение нуждается в усиленном притоке инвестиций для создания и обеспечения оптимального уровня оказываемых услуг и взаимодействия с гражданами. Наличие благоприятных условий для положительного воспроизводства человеческого капитала определяет текущее состояние всей экономики. Из этого следует, что залогом успеха являются инвестиции в человеческий капитал. Они позволят существенно изменить качественный уровень обеспечения медицинских организаций, разработать новые программы, способные решить различные проблемы этой отрасли.

Здравоохранение издавна представляло собой сферу деятельности, которая жестко регулировалась государством. Причиной этому является то, что услуги и программы системы здравоохранени напрямую связаны с жизнью и здоровьем человека. Государственное регулирование деятельности учреждений данной отрасли, включающее контроль за управлением и ценообразованием, а также попытки полностью финансировать здравоохранение из государственного бюджета стали причиной более позднего и неполного внедрения современных методов и способов управления, в том числе маркетинга. Но здравоохранение не может существовать только за счет государства. Поэтому существенная часть расходов перекладывается на потребителей услуг и страховые организации, вследствие чего происходят изменения в финансировании учреждений здравоохранения, служащие предпосылкой к использованию новых экономических методов управления медицинскими организациями.

Причиной роста спроса на дополнительные внешние инвестиции стало сокращение государственных субсидий, контроль со стороны страховых компаний, а также этические стандарты в здравоохранении. Все коммерческие организации стремятся к получению прибыли, зависящей от качества лечения, а государственные и муниципальные учреждения должны быть конкурентоспособны, а значит, тоже совершенствовать услуги, что невозможно без привлечения дополнительных средств. Поэтому учреждения здравоохранения заинтересованы в привлечении дополнительных пациентов, предложении высококачественных услуг, наличии высококвалифицированного персонала. Эти факторы помогут сформировать положительный имидж организации в качестве надежного объекта для инвестирования, обладающего дополнительной социальной значимостью.

Причинами необходимости увеличения инвестиций в здравоохранение являются:

1) недостаточное субсидирование отрасли;

2) несоответствие оснащенности медицинских организаций современному уровню и стандартам диагностики и лечения;

3) завышение инвестиционных затрат на государственные

4) низкая эффективность применения ресурсов;

5) недостаточная степень развития частной медицины;

6) нехватка частных вложений в ккачестве источника финансирования;

7) потребность в реконструкции или совершенствовании существующих

Читайте также  Финансовые инвестиции осуществляются в формах

8) использование частного бизнеса при внедрении современных технологий лечения и инновационных методов управления финансами;

9) возможность организации частных медицинских организаций на территории муниципальных лечебно-профилактических учреждений.

Для комплексного анализа данной темы необходимо исследовать динамику размера инвестиций в здравоохранение России (Рис. 1).

Рисунок-1. Динамика изменения размера инвестиций в здравоохранение России, млрд. руб. за 2000-2015 г.г. [3].

Изучив представленные данные, можно сделать вывод о том, что размер инвестиций в здравоохранение России имеет тенденцию к росту. Своего максимума данный показатель достиг в 2012 году и составил 255,8 млрд. руб. в сопоставимых ценах.

В настоящее время существует концепция социально-экономического развития России на срок до 2020 года, где сформулированы методы и способы развития стратегического партнерства государства и бизнеса. Одним из главенствующих вопросов является ликвидация неравноправной конкурентной борьбы между государственными и частными компаниями. Рост инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения (и как следствие, формирование государственно-частных партнерств в данной области) остается ключевой задачей, дающей возможность обеспечить сокращение смертности от контролируемых факторов и причин, рост рождаемости, модернизацию предоставляемой медицинской помощи, рост продолжительности жизни и экономию средств бюджета.

Положительное влияние от инвестирования в медицину сложно переоценить, и его доходность для вкладчиков очевидна. Из этого следует, что рост инвестиций в здравоохранение существенным образом влияет на развитие данной отрасли, а именно:

  • улучшает качество предоставляемых медицинских услуг;
  • позволяет использовать современные технические разработки;
  • способствует внедрению надежных программ лечения различных
  • содействует усовершенствованию управленческого корпуса.

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения заключается в следующем: государство обязуется закупать у частного партнера на долгосрочной основе и оплачивать предоставляемые им высококачественные услуги, а частный партнер, в свою очередь обязуется оказывать услуги, в соответствии с критериями установленного государственного заказа, а также поддерживать, модернизировать или создавать новые активы, необходимые для поддержания качества и количества предоставляемых услуг. Данная концепция позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли здравоохранения и существенно повысит уровень развития этой отрасли в нашей стране [4].

Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения и, как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере являются важнейшей государственной задачей, которая позволит обеспечить население страны качественной медицинской помощью.

Инвестирование в здравоохранение – обеспечение здоровья нации

Здравоохранение является одной из всеобъемлющих и важнейших отраслей экономики любого государства. Более того уровень, на котором оно находится сегодня, свидетельствует о развитии всего государства в целом. Именно по показателям этой отрасли можно многое сказать о правильности управленческой политики страны. Как следствие, инвестиции в здравоохранение стали предметом пристального внимания вкладчиков.

Специфика инвестирования в здравоохранение

До определенного момента политика всех стран в отношении здравоохранения была несколько ошибочной, так как подразумевала полный и жесткий контроль за финансированием и развитием отрасли. Но с течением времени ситуация стала кардинально меняться в силу того, что медицинские показатели падали, а размеры дотационных вливаний росли с каждым годом.

Такой подход совершенно не сопрягается с экономическими составляющими, держит развитие отрасли на месте. Инвестиции в здравоохранение из негосударственных источников значительно влияют на сложившуюся картину в положительную сторону. В силу роста коммерциализации медицинских заведений и роста конкуренции, резко стало повышаться качество лечения, состояние технической и квалификационной базы.

Особенности вложения средств в здравоохранение

Несмотря на свою явно положительную роль, инвестиции в здравоохранение России имеют определенные ограничения и трудности, связанные со следующими факторами:

  • Отсутствие баланса между планируемым финансированием лечения граждан с необходимым уровнем обеспечения гарантий на бесплатное лечение.
  • Плохо координируемая составляющая управленческого характера в вопросах финансирования.
  • Неполное завершение перехода на обязательное страхование по медицинскому направлению.
  • Неправильное распределение выделяемых государством средств на различные направления в системе здравоохранения.
Читайте также  Квартира в европе как инвестиция

Именно переход на обязательное страхование и введение новых организационно-правовых форм в медицинских учреждениях может сдвинуть с места решение всего комплекса проблем. Инвестирование в здравоохранение дают возможность решить проблемы качества предоставления услуг, улучшить ситуацию в управленческом корпусе, проводить новую политику.

Необходимость привлечения инвестиций в отрасль

В силу стремительного роста различных секторов экономики, медицина нуждается в усиленном финансировании для создания и обеспечения нормального уровня взаимодействия с гражданами. Именно наличие условий для положительного показателя воспроизводства человеческого капитала и определяет состояние дел во всей экономике. Поэтому, инвестиции в человеческий капитал являются залогом успеха в этой отрасли.

Привлеченные инвестиции в здравоохранение позволяют не только значительно менять качественный уровень обеспечения клиник и других медицинских заведений, но и разрабатывать новые программы, решающие различные проблемы здравоохранения.

И если государственное инвестирование проводится с некоторыми трудностями, то существующие уже на этом рынке инвестиции от коммерческих структур, позволили запустить совершенно иные процессы, которые обеспечили значительно улучшить управленческий потенциал, разработать новую политику подачи услуг.

Значительную долю в общих потоках занимают иностранные инвестиции в здравоохранение России. Это серьёзным образом влияет на качество услуг, делает возможным использование лучших технических разработок, внедрение проверенных в западных странах программ и протоколов лечения различных заболеваний. Положительное влияние от инвестирования в медицину сложно переоценить, и их доходность для вкладчиков очевидна.

Проблемы инвестиционной деятельности

Организация здравоохранения характеризуется в последние годы наличием проблем, решение которых требует реформирования сложившейся здесь системы управления и финансирования. Суть этих проблем сводится к следующему:

Ш несбалансированность государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с размерами государственного финансирования этих гарантий;

Ш неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования здравоохранением;

Ш незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования и эклектичность сочетания элементов бюджетной и страховой систем финансирования здравоохранения;

Ш неэффективное распределение государственных средств на финансирование амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, приобретения лекарственных средств, медицинского оборудования, строительства и реконструкции объектов здравоохранения;

Ш воспроизводство затратного типа хозяйствования медицинских организаций.

В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных и принятых к исполнению Правительством в июне 2000 г., в качестве первоочередных задач реформирования здравоохранения на годы были установлены:

Ш формирование объединенной системы медико-социального страхования;

Ш обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций;

Ш рационализация программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Но на практике ощутимых продвижений в решении этих задач не произошло ни в 2001, ни в 2002 гг.

Реформа системы финансирования здравоохранения, проведенная в первой половине 90-х годов, создала своеобразные «институциональные ловушки» для самой этой системы. Фактический отказ от пересмотра государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания населения в сочетании с сокращением размеров их государственного финансирования привели к широкомасштабному замещению государственных расходов частными, преимущественно в формах теневых и квазиформальных платежей, при которых и государственные, и частные средства расходуются неэффективно. При этом политические и экономические издержки изменения сложившегося сочетания формальных и неформальных институтов оплаты медицинской помощи оказываются очень высокими.

Еще одна институциональная ловушка возникла вследствие введения в 1993 г. взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 3,6% от фонда оплаты труда, явно недостаточном для полноценного финансового обеспечения медицинской помощи этой категории застрахованных, что усугубляется к тому же отсутствием четких правил осуществления страховых платежей за неработающее население из местных и региональных бюджетов и ограниченностью возможностей федерального центра заставить региональные и местные власти производить такие платежи в достаточных размерах. Это породило множество эклектичных и неэффективных региональных бюджетно-страховых моделей финансирования здравоохранения, которые теперь, однако, не могут быть изменены без серьезных политических издержек.

Читайте также  Сложные и простые проценты в оценке инвестиций

Определенной проблемой стали и условия участия страховых компаний в системе обязательного медицинского страхования. Сформированная нормативно-правовая база не стимулирует развитие конкуренции между страховщиками и не ориентирует их на рост эффективности использования страховых средств и ресурсного потенциала системы здравоохранения. В результате многие страховщики стали пассивными и потому излишними посредниками в движении финансовых средств от фондов обязательного медицинского страхования к медицинским организациям. Формальные правила заключения договоров между страхователями, страховщиками и медицинскими организациями в значительной мере дополняются неформальными правилами и соглашениями, препятствующими эффективному использования страховых средств. В сложившейся ситуации административные издержки развития легальной конкуренции между страховщиками и превращения их в эффективных участников системы обязательного медицинского страхования оказываются слишком велики Шишкин С.В. Реформа финансирования Российского здравоохранения. — М.: ИЭПП, Теис, 2002. С. 74..

В итоге существующая система государственного финансирования здравоохранения оказалась в положении достаточно устойчивого, но неэффективного институционального равновесия. Ее реформирование необходимо, но трудно осуществимо без сильного внешнего давления. Нормотворческая деятельность в сфере здравоохранения в последнее время служит хорошим подтверждением данного вывода.

Это деятельность была несколько более активной, чем в году предшествующем, но произведенные институциональные инновации в весьма малой степени способствовали решению ключевых организационно-экономических проблем отрасли. Их основная направленность выражается в определенном усилении роли федерального отраслевого министерства в управления системой здравоохранения.

С 1999 г. действует механизм государственной регистрации цен отечественных производителей и импортеров лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Этот перечень включает более 750 непатентованных наименований, которым соответствует более 6 тысяч торговых наименований из более чем 14 тысяч наименований зарегистрированных медикаментов. Нововведения касаются процедуры регистрации цен. Заявляемая производителем или импортером отпускная цена на лекарственное средство должна быть согласована с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством промышленности, науки и технологий РФ. В новом постановлении решающая роль в организации процесса регистрации отведена Министерству здравоохранения РФ. Ранее оно должно было выполнять, по сути, технические функции — регистрировать цены, согласованные заявителями с указанными министерствами. Теперь необходимые для регистрации документы направляются заявителем не в Минэкономразвития, а в Минздрав, который сам направляет их в вышеуказанные министерства. Если МЭРТ и Минпромнауки имеют различные мнения о возможности согласования цены, Минздрав выполняет посреднические функции в достижении необходимого согласия. Далее именно Минздрав принимает окончательное решение о государственной регистрации предельной отпускной цены.

Критерии согласования размеров цен четко не определены, что дает простор для теневых сделок между чиновниками и заявителями. Ранее действовавший порядок предусматривал, что в согласовании и государственной регистрации цены на лекарственное средство, включенное в перечень, может быть отказано в случае, если заявитель представил недостоверную информацию, или если анализ представленной заявителем информации показал, что цена на лекарственное средство в странах Европейского союза либо в стране его происхождения при сопоставимых расходах на транспортировку и хранение существенно ниже предлагаемой для регистрации.

Анализ произведенных изменений в порядке регулирования цен на лекарственные средства заставляет сделать вполне однозначный вывод, что эти изменения служат интересам сотрудников Минздрава РФ, которые занимаются регулированием фармацевтической деятельности, и интересам крупных фирм, осуществляющих оптовую торговлю лекарственными средствами.

Источники: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69433, http://prostoinvesticii.com/drugie-investicii/investirovanie-v-zdravookhranenie-obespechenie-zdorovya-nacii.html, http://studbooks.net/2472089/meditsina/problemy_investitsionnoy_deyatelnosti

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто