Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций
Модернизация коммунального комплекса – одно из ключевых направлений работы Минстроя России. В связи с тем, что модернизировать сферу ЖКХ необходимо в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств, государство принимает меры по привлечению частных инвестиций в отрасль.
В настоящее время фактически завершена работа по подготовке нормативной базы, направленной на создание условий для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Принято порядка 30 нормативных правовых актов, в том числе 16 за последние полгода. Взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Утверждены ключевые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, формирующие новые «правила игры».
Сегодня основная задача состоит в методическом сопровождении внедрения данных правил, а также эффективном выполнении нового законодательства региональными и местными властями.
В этой связи для субъектов Российской Федерации Минстроем России подготовлен модельный комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ (модернизация коммунальной инфраструктуры, повышение качества коммунальных услуг, работа региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, повышения прозрачности отрасли и другие). Такие комплексы мер должны быть утверждены в каждом регионе в течение 2014 года и станут одним из условий предоставления финансовой поддержки регионов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что даст возможность изучать, пользоваться и тиражировать успешный опыт.
Уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвест-проектов на общую сумму более 227 миллиардов рублей. Из них более 139 миллиардов рублей (61%) составляют средства частных инвесторов.
Проблемы привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ: правовой аспект (Ушакова Е.Ю.)
Дата размещения статьи: 20.09.2016
Вне зависимости от государственного устройства и национального правопорядка жилье и условия проживания в нем являются основой существования населения.
В России, при всей значимости бюджетных вложений разного уровня в жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ), финансировать в полном объеме все проекты по строительству и обслуживанию всего комплекса коммунального хозяйства, как это было в советский период, государство не может. При этом рынок жилищно-коммунальной отрасли является самым отстающим в стране с точки зрения привлечения частных инвестиций. Соответственно, государству следует изменить устоявшуюся практику инвестиционных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Для этого необходимо внедрять новые правовые и финансовые механизмы, способные заинтересовать предпринимателей возможностью инвестирования в объекты ЖКХ.
Реализуя концепцию повышения качества и уровня жизни граждан, нормативные правовые акты разного уровня возлагают на федеральные, региональные и местные органы обязанности по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях решения различных задач, связанных с модернизацией строительства жилья, инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности последних и иного (см., например, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг») .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2337.
В 2011 г. Правительство РФ своим распоряжением от 22 августа 2011 г. N 1493-р утвердило план действий по привлечению в ЖКХ частных инвестиций и перечень пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры. Однако значительных изменений в инвестиционных отношениях государства с частным капиталом после принятия данного акта не произошло. Более того, на сегодняшний день нет и пилотных проектов, реализацию которых должны были осуществлять Минэкономразвития России и Минрегион России (последнее министерство было упразднено Указом Президента РФ от 8 сентября 2014 г. N 612) (отменены распоряжениями Правительства РФ от 9 июля 2015 г. N 1322-р и от 18 ноября 2014 г. N 2316-р) .
———————————
Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г. N 1493-р «Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития России и Минрегион России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 35. Ст. 5117.
Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. N 612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 37. Ст. 4934.
Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2015 г. N 1322-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 29 (ч. II). Ст. 4528.
Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 2316-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 47. Ст. 6630.
Следует признать, что государство пытается найти механизмы, способные обеспечить доходность жилищно-коммунальной отрасли, с учетом относительно слабой платежеспособности населения, т.к. только приносящая прибыль отрасль действительно способна привлечь частного инвестора. Для этих целей необходимо либо постоянно дотировать платежи населения, либо в полном объеме взыскивать с населения все затраты на жилищно-коммунальные нужды, а это может привести к социальному взрыву. Также существует возможность подключать к финансированию предпринимателей, причем так, чтобы у последних не было возможности избежать таких трат.
Есть еще один механизм, довольно простой и понятный, но требующий очень больших затрат. Смысл его заключается в том, чтобы инвестиции направлялись на смену устаревшего оборудования, введение новых объектов, получение современного производства в коммунальной сфере. За счет этого значительно снижается себестоимость поставляемых коммунальщиками ресурсов. Соответственно, и тарифы для населения становятся более дешевыми, приемлемыми. В этом случае за счет добавочной стоимости можно удовлетворить требования инвесторов. Однако для этого потребуется реконструкция всей жилищно-коммунальной отрасли, причем с огромными затратами как на техническую (капитальную) составляющую, так и на интеллектуальную составляющую — людские ресурсы, способные обслуживать новую технику.
В настоящее время ни у государства, ни у бизнеса таких финансовых и интеллектуальных ресурсов нет. Более того, исполнительная власть и органы местного самоуправления не стремятся к кардинальным изменениям. Для них главное — благополучно «пройти» очередной сезон . Когда же наступает следующий, государственные и муниципальные коммунальные структуры требуют новых средств из бюджета. И так год за годом. Меняется руководство, а подход — «нам бы день простоять, да ночь продержаться» — остается.
———————————
См.: Привлечение инвестиций в ЖКХ: мнение экспертов. URL: http://jkh-yamal.ru/news/2628/.
Одним из направлений создания привлекательной инвестиционной среды для частного инвестора в сфере ЖКХ является проводимая государством в последнее десятилетие политика либерализации цен в области энергоснабжения. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» , предусматривалось сформировать систему рыночного ценообразования на оптовом и розничном рынках.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3032.
При этом государство пыталось соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей. Учитывая, что более экономически незащищенными субъектами в этих отношениях являются граждане, тарифы для них на электроэнергию устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованных. Такое положение вполне оправданно для социального государства, несмотря на то, что это не соответствует принципам рыночной экономики.
До недавнего времени применялась правовая конструкция «последняя миля», предполагающая искусственное снижение для населения тарифа на электроэнергию за счет увеличения ее стоимости для хозяйствующих субъектов. Такой экономический эффект достигался в результате передачи в аренду Федеральной сетевой компанией, осуществляющей управление единой национальной электрической сетью, территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства. В результате количество участников процесса увеличивалось и потребитель-предприниматель вынужден был покупать электроэнергию не у собственника, а у непосредственного владельца участка сети высокого напряжения. Такая сделка проводилась по более высокому тарифу на электроэнергию, включающему в себя также стоимость аренды участка сети («последней мили») . За счет этого, то есть за счет потребителей-предпринимателей, удавалось сдерживать рост тарифов для населения. По мнению ряда экспертов, механизм «последней мили» (договорной мили) значительно ущемлял интересы предпринимателей и представлял собой скрытый налог или даже «узаконенное пиратство» .
———————————
См.: Аналитический обзор от 26 ноября 2013 года. Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Аналитический обзор от 26 ноября 2013 года. Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».
То, что при этом стоимость продукции за счет повышенного тарифа на электроэнергию увеличивалась, причем для того же населения, какое-то время игнорировалось государством. Причем судебная практика по данному вопросу также была противоречивой, и арбитражные суды в ряде случаев принимали сторону потребителей, обязывая арендаторов «последней мили» вернуть излишне уплаченные средства . Однако после того, как в своем Постановлении от 12 марта 2013 г. N 12435/12 по делу N А76-10850/2011 Президиум ВАС РФ признал получение повышенного тарифа арендатором сетей по конструкции «последней мили» соответствующим требованиям российского законодательства, решения арбитражных судов стали единообразными, соответствующими правовой позиции, занятой Президиумом ВАС РФ.
———————————
См.: Сергеев Б. Последняя миля, или Узаконенное пиратство в сфере электроэнергетики. URL: rusnord.ru/2011/2/29979.
См., напр.: Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2012 г. N Ф09-3505/12 по делу N А76-10850/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
Такое положение вполне устраивало инвесторов, которые могли видеть реальные финансовые потоки от потребителей-предпринимателей, гарантирующие окупаемость вложенных в энергетику средств. Тем не менее Федеральным законом от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» были внесены изменения в порядок применения конструкции «последняя миля», закрепленный в п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 12 марта 2013 г. N 12435/12 по делу N А76-10850/2011 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 8.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 45. Ст. 5797.
С 1 января 2014 г. для применения указанного механизма необходимо согласие самих потребителей. В ряде регионов России использование уже применяемой правовой конструкции «последняя миля» будет прекращено несколько позднее, что сопряжено с защитой населения от значительного и одномоментного роста тарифов на электроэнергию .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177.
Также механизмом защиты для населения от резкого повышения тарифов на электроэнергию будет служить перекрестное субсидирование, понятие величины которого было введено Федеральным законом от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ. В настоящее время существуют два типа тарифов. Первый применяется для расчетов за электроэнергию с населением и приравненными к нему категориями потребителей, для которых тарифы устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованных. Второй тип тарифа — для остальных потребителей электроэнергии, когда его размер обеспечивает компенсацию выпадающих доходов от субсидирования поставки электроэнергии населению.
Помимо этого, Правительство РФ создало единый механизм расчета размера возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, независимо от уровня бюджета .
———————————
Предусматривается возможность использования механизма «последней мили»:
— до 1 июля 2029 года на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области;
— до 1 июля 2017 года на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Постановление Правительства РФ от 1 июля 2014 г. N 603 «О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов» (вместе с Правилами расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, Правилами определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 28. Ст. 4050.
Тем не менее в связи с необходимостью обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса тарифы для населения будут значительно повышены. За счет этого будут реализовываться производственные программы и, что не менее важно, инвестиционные программы. Инвестор в этом случае получает больше гарантий возврата вложенного, плюс определенного дохода, который имеет экономическую целесообразность, когда составляет не менее 5%.
С одной стороны, такой отказ от государственных дотаций и возложение на население обязанности нести расходы за потребление коммунальных услуг в полном объеме можно считать некоторым отходом от принципов социального государства.
С другой — рыночные правила диктуют жесткие требования, при которых потребитель оплачивает услугу в полном объеме, согласно условиям гражданско-правового договора. В целом такое изменение в механизме расчетов и оплаты энергопоставок положительно влияет на развитие инвестиционных отношений в жилищно-коммунальном секторе экономики. Представляется, что настала пора изменить положение, когда все концепции развития ЖКХ сводились только к тому, что государство обязано выделять субсидии, позволяющие устанавливать повышенные тарифы на энергопоставки и иное коммунальное обслуживание для покрытия недополученных инвестором средств. Необходимо искать другие правовые механизмы самоокупаемости коммунальной сферы.
Механизм привлечения частных инвестиций в жкх
Библиографическая ссылка на статью:
Ерофеев А.А. К вопросу о формах и механизмах привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбург) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12782 (дата обращения: 23.09.2018).
В последние десятилетия, в связи с возросшими темпами строительства нового жилья в городах, жилищно-коммунальное хозяйство требует к себе повышенного внимания муниципальных образований. Объясняется это тем, что практически за весь предыдущий советский период и в конце 1990-х гг. потребности этой отрасли финансировались за счет государства. На смену прежней модели расчётов за услуги по социально низким ценам с большей долей государственной поддержки, пришла новая – с участием населения и характеристиками рыночного характера – самоокупаемостью, конкурентоспособностью, привлекательностью для частного капитала и т.д. С учетом того, что жилье стало не только объектом купли-продажи, но используется и как финансовый инструмент (объект спекуляции), произошли сокращение бюджетного финансирования и переадресация затрат по содержанию коммунальной инфраструктуры на население. В этих условиях одной из актуальных проблем в социально-экономической сфере является предоставление потребителям качественных услуг, что связано с необходимостью повышения эффективности работы ЖКХ.
Состояние современных российских городов, где проживает более 70% жителей страны и обеспечение благоприятных условий для деятельности населения, непосредственно зависит от уровня состояния ЖКХ. Качественное снабжение жилищного, производственного и транспортного фонда водой, теплом, электроэнергией, благоустройство территорий требует пристального внимания, прежде всего, органов местной власти. В частности, это касается поиска источников финансирования и выделения значительных объемов финансовых средств и ресурсов на эту отрасль.
В настоящее время причинами кризисных явлений в ЖКХ в основном являются не только устаревший жилой фонд и изношенные коммуникационные сети, зачастую требующие полной замены, но и слабое финансирование отрасли из государственного бюджета. Как следствие из-за отсутствия доступа организаций ЖКХ к долгосрочным инвестиционным ресурсам происходит неуклонный износ основных фондов, а реконструкция и совершенствование коммунальной инфраструктуры нередко осуществляется за счет повышения тарифов и увеличения стоимости услуг. Таким образом, качественное управление объектами коммунальной сферы и жилым фондом затруднено, в первую очередь, из-за недостатка финансовых средств.
Эффективность управления системой ЖКХ муниципальных образований зависит от налаженного взаимодействия с инвестиционными организациями. В современных условиях как жилищно-коммунальной отрасли в целом, так и каждому отдельному жилищно-коммунальному предприятию в частности, необходима диверсификация источников финансирования с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития.
Для привлечения финансовых средств в жилищно-коммунальное хозяйство необходимо, чтобы оно было привлекательно для инвесторов и позволяло бы им осуществлять устойчивую хозяйственную деятельность, окупая свои вложения. В первую очередь, отрасль может быть привлекательна для инвесторов постоянной востребованностью услуг, устойчивостью спроса, наличием гарантированного сбыта. Это подтверждается тем, что в России постоянно увеличивается объем жилищного фонда (2000 г. – 2787 млн. кв.м. общей площади жилого фонда, 2014 г. – 3229 млн. кв.м.) [1]. Также на привлечение частного капитала может оказать влияние использование механизмов по сбережению энергоресурсов за счет применения современного оборудования и технологий, централизованного оснащения домов и квартир приборами учета и экономии воды и электроэнергии.
Возможные варианты механизмов привлечения инвестиций в ЖКХ определены спецификой данной отрасли. При этом критериями выбора в каждой конкретной ситуации должно стать привлечение необходимых инвестиций и минимизация роста тарифов. В частности, к таким механизмам на сегодняшний день можно отнести:
1. Аренду основных фондов, являющихся муниципальной собственностью.
2. Концессии, через системы ВОТ (Build (строительство), Operate (эксплуатация), Transfer (передача)) и BOOT (Build (строительство), Own (собственность), Operate (эксплуатация) и Transfer (передача)).
3. Приватизацию основных фондов по принципу BOO (Building (строительство), Operation (эксплуатация), Own (собственность)).
4. Бюджетное финансирование.
5. Облигационные займы.
С применением этих экономико-правовых схем у инвестора, как правило, возникает право собственности либо общая долевая собственность на объект капитальных вложений.[2]
Однако, следует учитывать, что привлечение инвестиций может быть затруднено наличием рисков, которые во многом обусловлены социальной значимостью услуг, спецификой отрасли, характером взаимоотношений между производителем и потребителем услуг, неразвитостью рыночных отношений. Среди них можно выделить тарифный, законодательный, политический, социальный, финансовый, инфраструктурный, инвестиционный риски.
В целях повышения инвестиционной привлекательности структурных элементов жилищно-коммунального хозяйства, как правило, реализуются следующие мероприятия:
— проводится инвентаризация и технический аудит объектов ЖКХ, что позволяющее определить их реальное состояние с целью формирования инвестиционной программы и оценки инфраструктурных рисков;
— разрабатываются планы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, включая инвестиционные программы муниципальных предприятий, дающие инвесторам возможность окупать свои вложения;
— создаются программы постепенного вхождения в коммунальное хозяйство частного бизнеса;
— разрабатывается эффективная система учета обязательств потребителей коммунальных услуг для соблюдения платёжной дисциплины;
— формируется система преференций для инвесторов.
Немаловажное значение в современных условиях приобретает наличие в отрасли ЖКХ конкуренции, которая стала необходимой для преодоления негативных последствий монополизма отдельных организаций. Для этого органы местного самоуправления могут применять такие формы, как:
— муниципальный заказ на обслуживание жилищно – коммунальных объектов;
— создание на основе договоров системы расчетов за оказание жилищно – коммунальных услуг;
— привлечения для работы организаций с различными формами собственности
на равноправной основе и т.д.
Таким образом, несмотря на то, что бизнес-процессы в жилищно-коммунальной сфере во многом характеризуется определенной сложностью и рискованностью, все же они являются привлекательными для инвесторов. При этом роль органов местного управления заключается в формировании выгодных для всех сторон условий привлечения средств в отрасль, так как благодаря участию частного бизнеса возможно снижение нагрузки на бюджет, повышение качества услуг и уменьшение их себестоимости.
Город Екатеринбург лидирует в Уральском регионе по количеству привлеченных институциональных инвесторов, включая инвестиционные компании и фонды инвестиций. Большой потенциал имеет здесь и малый бизнес.
Направления текущей инвестиционной политики города отражены в «Стратегическом плане развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 г.», утверждённом решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 67/30 [3]. Одной из основных задач этого проекта является увеличение капиталовложений в экономику г. Екатеринбурга за счет усиления его инвестиционной привлекательности. Для достижения этой цели были определены магистральные направления, включая законодательное обеспечение, создание Экспертного инвестиционного совета с участием представителей органов самоуправления, кредитных организаций, консалтинговых компаний и отраслевых экспертных бизнес-советов и др. Выполнение этой программы призвано значительно улучшить ситуацию в экономике города и благотворно повлиять в том числе, и на сферу ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство г. Екатеринбурга – сложное образование, включающее множество объектов инженерной инфраструктуры: предприятия, организации, представляющие услуги водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, канализации, органы управления. Весь этот комплекс требует к себе повышенного внимания органов власти и управления. Так, например, только по сетям водоотведения можно отметить, что магистральные коллекторы были заложены в 30-е и 60-е годы XX века. Поскольку часть из них возводилась из железобетона (15% от общей протяженности сетей) их изношенность составляет от 70% до 100%. Остальная часть сетей водоотведения выполнялась из керамических (33%), чугунных (29,5%) и асбоцементных (19%) труб. По состоянию на 2014 г. более половины коммуникаций имеют износ свыше 70%, причем 38% (407 км) из них – 100%.[4]
Техническое состояние разводящих и потребительских сетей и сооружения водоподготовки главного предприятия в системе водоснабжения и водоотведения г. Екатеринбурга МУП «Водоканал» не обеспечивают соблюдения необходимых нормативных требований по поставке качественной питьевой воды
Для решения этих задач необходимо проведение мероприятий по организации плановых ремонтов, реконструкции существующих сетей, насосных станций и т.д.
Являясь крупным потребителем энергетических ресурсов, г. Екатеринбург испытывает острую необходимость в срочной модернизации энергетической системы.
В 2005 г. был принят «Генеральный план развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года». Наряду со строительством новых жилых домов, объектов производственного назначения и социальной инфраструктуры, в нем предусмотрено значительное снижение потребления населением холодной воды (на 30- 40%) и расхода тепловой энергии (на 20 %) [5].
Сложившаяся ранее схема управления водоснабжением и отоплением жилых зданий г. Екатеринбурга формировалась без учета установки домовых и квартирных приборов учета воды и электроэнергии. А Водоснабжение снабжение водой осуществляют организации, экономические интересы которых, нередко, не согласованы.
Для обеспечения притока инвестиций в ЖКХ органам местного самоуправления следует стремиться к формированию единой социальной и финансовой политики, руководствуясь «Планом действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций» разработанным Правительством Российской Федерации от 22 августа 2011 года (№ 1493-р) [6].
Проблема привлечения инвестиций для стратегического направления модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Екатеринбург» решается путем частно – государственного партнерства. Так, с начала 2014-го года в г. Екатеринбурге реализуется государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г.( № 1330-ПП) [7].
На сегодняшний день в Екатеринбурге из четырех инвестиционных программ, две выполнены и две находятся в стадии реализации. Причем, в каждой из них применялись свои формы и методы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ.
Программа «Развитие системы централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга на период с 2009 по 2013 годы» ставила задачи по обеспечению подключения новых объектов недвижимости к тепловым сетям путем их строительства. Для ее реализации было необходимо привлечение финансовых средств в размере 2 640 млн. руб. Финансирование программы осуществлялось путем оплаты за подключение к тепловым сетям, и краткосрочных банковских кредитов с процентной ставкой 12% годовых (общая сумма заемных средств составила 131 212 млн. руб. без учета платы за кредит). [8]
Инвестпроект «Развитие электрических сетей ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2010-2012 годы» предусматривал подключение новых потребителей к электрическим сетям и предоставление дополнительной мощности существующим путем строительства, расширения и модернизации электросетей рассчитанных на мощность (110/10 кВ.). Источником финансирования программы являлась плата за подключение к электрическим сетям, краткосрочный банковский кредит с процентной ставкой 14% годовых (320 млн. руб.), облигационный займ на 1000 млн. руб. (с выплатой купона 2 раза в год) и лизинг 264,8 млн. руб. [9]
Финансовые потребности инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал») на 2006-2015 годы» обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации услуг водоснабжения и водоотведения.Это достигается через часть надбавок к потребительским тарифам и платы за подключение к инженерно-техническим сетям, что в итоге за весь период должно составить 11,7 млрд. руб. [10]
Программа “Развитие системы теплоснабжения ЕМУП “Тепловые сети” на период с 2009 по 2013 год” была ориентирована на подключение новых потребителей к системе теплоснабжения с учетом снижения себестоимости. Финансирование осуществлялось за счет платы за подключение к сетям теплоснабжения и надбавок к тарифам на товары и услуги ЕМУП “Тепловые сети”. С учетом налога на прибыль и процентов по кредитам сумма средств на реализацию Инвестиционной программы составила 2577,43 млн. рублей.[11]
Таким образом, инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство города осуществляются путем кредитования, повышения тарифа на соответствующую коммунальную услугу и введения так называемой «инвестиционной составляющей». При таких формах инвесторами выступает население муниципального образования и сам орган местного самоуправления.
Привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга с помощью использования форм государственно-частного партнерства пока используется недостаточно.
Согласно данным исследования проведенным электронным журналом «Сити-менеджер» в 2014 г., в отношении 12 российских городов-миллионников по комплексной оценке деятельности органов местного самоуправления и оценке полноты реализации полномочий городских властей в инвестиционной сфере г. Екатеринбург занимает не последнее место.
В городе действуют программы долгосрочного социально-экономического развития и финансового планирования, внедрены механизмы корректировки и мониторинга стратегии развития города с широким участием местного сообщества, но до сих пор отсутствует четкая инвестиционная стратегия.
Уровень финансовой поддержки сферы развития инвестиционной сферы имеет среднее значение, что обусловлено недостаточно ориентацией на целевую группу. Невысокий показатель прямого участия органа самоуправления в инвестиционном развитии города обусловлен сложившимся порядком распределения полномочий между государственными и муниципальными органами власти. Низкие значения показателей организационной и методической помощи, снижения уровня административных барьеров, а также информационного и нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса свидетельствуют о недостаточной работе органа местного самоуправления.
Источники: http://www.minstroyrf.ru/trades/housing-and-utilities/21/, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20291, http://human.snauka.ru/2015/10/12782
Источник: