Механизм привлечения и управления инвестициями

Механизм привлечения и управления инвестициями

Функционирование экономико-организационного блока механизма привлечения инвестиций возможно только в совокупности с эффективным механизмом государственных гарантий и системой законодательного, нормативного, информационного обеспечения организации системы страхования и перестрахования иностранных инвестиций, содействие развитию банківсько-кредитной системы.

Целесообразной является поддержка инвестиционных проектов, которые направлены на развитие частного сектора (в первую очередь малых и средних предприятий), которые должны получить доступ к инвестиционных кредитов, создание контрактных бирж.

Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации имущества государственных предприятий при согласовании с Фондом государственного имущества. Иностранный капитал в процессе приватизации необходим, в первую очередь, в тех сферах экономики, активизация наращивания производственного потенциала в которых позволяет вывести страну из кризиса, снять социальную напряженность в обществе и преодолеть зависимость Украины от импорта.

Одним из важных аспектов разработки механизма иностранного инвестирования является осуществление гибкой и эффективной региональной инвестиционной политики. Экономическая разобщенность, обострение дезинтеграционных процессов в народном хозяйстве требуют урегулирования межрегиональных отношений.

Важной составляющей механизма привлечения иностранных инвестиций в регионы страны является развита инвестиционная инфраструктура.

Кроме коммерческих банков и инвестиционных фондов, она должна также охватывать негосударственные пенсионные фонды, коммерческие страховые общества, консорциумы негосударственных инвесторов, ипотечные банки.

Существенная роль в механизме привлечения инвестиций отведена целевым инвестиционным программам. Экономическое обеспечение реализации региональных инвестиционных программ в основном осуществляется путем улучшения финансового механизма привлечения инвестиций.

Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями

В настоящее время Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это: крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью вложений.

– средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

– компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Ориентируясь на опыт многих зарубежных стран, помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации в России эта программа должна учитывать:

– создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);

– четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

– создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;

– снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

– введение частной собственности на землю;

– создание условий страхования иностранных инвестиций.

Основными механизмами привлечения прямых и портфельных иностранных вложений в экономику России являются инвестиции, вкладываемые путем обратного поглощения; путем создания совместных предприятий; и свободных экономических зон. Рассмотрим каждый из механизмов в отдельности:

1) Обратное поглощение. Крупные российские компании, для привлечения портфельных инвестиций, уже давно оценили преимущества выхода на зарубежные рынки путём обратного поглощения уже существующих зарубежных публично торгуемых компаний – оболочек. Для реализации программы обратного поглощения подбирается вышеуказанная иностранная компания – оболочка, вышедшая в своё время на биржу, но впоследствии, в силу неблагоприятной конъюнктуры, прекратившая свою основную деятельность. Она распродает свои активы в счет покрытия обязательств и приостанавливает свою коммерческую деятельность. Не обременённая ни долгами, ни судебными разбирательствами компания-оболочка вместе с тем, не теряет своего места на электронной бирже и даже может несколько месяцев пребывать в таком «спящем» состоянии. Её акции по-прежнему зарегистрированы, имеют официальные котировки (близкие к нулю, так как активов и оборота у неё уже нет) и теоретически могут покупаться и продаваться. Приобретение подобной корпорации даёт новым владельцам предприятия быстрый и недорогой выход на зарубежный фондовый рынок.

Похожие публикации:

Изменение и дополнение коллективного договора
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторо .

История формирования
Наиболее распространенной и влиятельной в современном мире является романо-германская правовая система. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. «Романо-германская правовая семья – .

Статус Правительства Российской Федерации. Положение в системе органов государственной власти
Природа и место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти в процессе проведения с конца 80-х годов политической реформы и конституционных преобразований существенно менялись. В силу Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 27 октября .

Читайте также  Получение второго гражданства через инвестиции

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Механизмы привлечения инвестиционных ресурсов

Государство реализует различные методы поддержки инвесторов, которые охватывают следующие основные направления:

  • 1) предоставление различных льгот участникам экономических отношений;
  • 2) закупка государством продукции, работ, услуг (государственный заказ);
  • 3) государственное лоббирование и защита отечественных инновационных разработок;
  • 4) создание государственных научно-исследовательских организаций;
  • 5) подготовка государством качественных научных кадров;
  • 6) разработка программ государственно-частного партнерства;
  • 7) разработка инвестиционных программ и проектов.

В соответствии с федеральным законодательством все субъекты федерации приняли региональные законы о поддержке инвестиционной деятельности и повышении инвестиционной привлекательности. На региональном и местном уровне поддержка осуществляется в многообразных формах:

  • • определение приоритетов регионального развития, методов, механизмов и технологий их поддержки;
  • • развитие законодательной базы;
  • • снижение административных (бюрократических) барьеров для бизнеса;
  • • обеспечение безопасности;
  • • развитие территориальной транспортной инфраструктуры;
  • • установление фискальных льгот (полнее или частичное освобождение от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в региональный бюджет, изменение сроков уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита);
  • • предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами (не противоречащих законодательству РФ);
  • • реструктуризация задолженности по платежам в региональный бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
  • • предоставление на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в региональной собственности;
  • • обеспечение информационного сопровождения регионального инвестиционного процесса;
  • • участие в разработке и финансировании проектов за счет средств регионального бюджета;
  • • предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по проектам за счет объектов регионального залогового фонда;
  • • предоставление бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекта в рамках региональных программ;
  • • предоставление бюджетных кредитов и займов.

Средством реализации государственной инвестиционной политики являются целевые программы и национальные проекты. Они представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России. Посланием Президента России определены национальные проекты в сфере здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства. Для целевого финансирования проектов наряду с бюджетными и внебюджетными фондами существуют специальные фонды. Возможная схема формирования фонда федеральных целевых программ (ФЦП) представлена на рис. 12. ФЦП — это документ, устанавливающий распределение денежных средств, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Развитие отношений государственно-частного партнерства создает возможности для аккумулирования части прибыли предприятий, частных пожертвований, средств федерального и регионального бюджетов, спонсоров, естественных монополий и зарубежных организаций, а также некоторых видов дохода. На страхование инвестиционных рисков направляется только 10% средств, остальные — на финансирование коммерческих (25%) и некоммерческих (65%) проектов.

В 2014 г. Фонд предоставил 15 поручительств на сумму 98,2 млн руб., из этих средств 70% пошло на поддержку производства, создание 70 тыс. новых и сохранение 324 тыс. существующих рабочих мест.

По решению Правительства РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию 44 ФЦП и 1 подпрограммы составил 1003,7 млрд руб., в том числе затраты на капитальные вложения — 566,2 млрд руб. (56,4%) и НИОКР — 173,5 млрд руб. (17,3%).

Рис. 12. Схема формирования фонда федеральных целевых программ

Доля бюджетных средств, направляемых в ФЦП, по видам экономической деятельности неравнозначна (табл. 7). Приоритет принадлежит дорожному комплексу, здравоохранению и транспорту. В этих секторах отмечается рост бюджетных инвестиций, совокупная доля достигает 70%.

Доля бюджетных средств на реализацию ФЦП по видам экономической

Вид экономической деятельности

Темп роста 2013/14 гг.

1. Дорожное хозяйство

3. Морской транспорт

4. Воздушный транспорт

5. Жилищное строительство

7. Коммунальное строительство

8. Агропромышленный комплекс

11. Водное хозяйство и охрана окружающей среды

14. Медицинская промышленность

Как пример приведем создание Белгородского гарантийного Фонда содействия кредитованию в сентябре 2011 г. согласно распоряжению Правительства Белгородской области № 453-рп «О создании Белгородского гарантийного Фонда содействия кредитованию». Учредителем Фонда является Белгородская область в лице департамента экономического развития области. Целями деятельности Фонда являются:

  • 1) расширение доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам;
  • 2) развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах банковской гарантии и договорах финансовой аренды (лизинга);
  • 3) создание благоприятных условий для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства на территории области;
  • 4) участие в реализации мероприятий областных целевых программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

При определении первоочередных направлений расходования бюджетных средств реализуются следующие принципы:

  • • открытость, прозрачность и адресность решений о реализации инвестиционных проектов;
  • • обеспечение максимальной социально-экономической эффективности расходов федерального бюджета;
  • • обеспечение безусловного выполнения принятых Президентом и Правительством России решений;
  • • концентрация инвестиционных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством (строительство, реконструкция и модернизация объектов, имеющих федеральное значение);
  • • обеспечение преемственности федеральных инвестиционных обязательств (приоритет переходящим проектам, которые реализуются с использованием средств федерального бюджета);
  • • степень готовности к вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;
  • • степень готовности нормативно-правовой базы.

Перспективным механизмом считается софинансирование проектов

на принципе партнерства (рис. 13).

Другой пример. В республике Татарстан реализуется механизм поддержки инвесторов, который включает следующие меры.

  • 1. Предоставление поручительств, дотаций, компенсаций. Все решения о предоставлении поручительств, дотаций и компенсаций из средств республиканского бюджета принимаются на основании анализа и сопоставления критериев социальной значимости и экономической эффективности инвестиционных проектов. Экономическая эффективность рассчитывается как текущая стоимость ожидаемого прироста налоговых поступлений, социальная — через сумму затрат на приближение социальной функции инвестиционного проекта к устанавливаемым Правительством Республики Татарстан нормативам. Таким образом, реализация инвестиционного проекта должна приводить к сокращению обязательных расходов республиканского бюджета. Поручительства предоставляются при соблюдении инвестором следующих обязательных условий:
    • • доля заемных средств должна составлять не более 50%;
    • • отсутствие задолженности перед республиканским бюджетом и внебюджетными фондами по результатам последнего отчетного периода;
    • • расчетный срок окупаемости инвестиций должен составлять не более 6 лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности.
Читайте также  Инвестиции российских компаний в великобритании

Рис. 13. Механизм софинансирования инвестиционного проекта

  • 2. Предоставление налоговых льгот. Правительством Республики может быть разработан пакет законов, предусматривающих налоговые льготы инвесторам по трем видам налогов:
    • по налогу на прибыль путем разрешения уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных капитальных вложений и/или на сумму погашения кредитов, включая проценты, полученных в целях осуществления капитальных вложений. Данная льгота стимулирует инвесторов «показывать» реальную прибыль и создает легальный механизм уменьшения налогообложения, основываясь на среднесрочных бюджетных целях;
    • по налогу на имущество путем уменьшения налогооблагаемой стоимости имущества на балансовую стоимость основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в период, не превышающий четырех кварталов подряд. Льгота предоставляется на два года инвесторам, осуществившим инвестиции на сумму свыше 1 млн руб., и на четыре года инвесторам, осуществившим инвестиции на сумму свыше 5 млн руб. Данная льгота направлена на стимулирование увеличения инвестиционной активности с точки зрения объемов капиталовложений;
    • по земельному налогу путем освобождения от уплаты налога за земельные участки, используемые в целях осуществления нового строительства или реконструкции объектов, начиная с фактического начала капитальных вложений и на период всего нормативного срока строительства и(или) реконструкции и два года после окончания срока строительства. Льгота стимулирует сокращения сроков строительства объектов.
  • 3. Предоставление льгот по аренде. При аренде земли для капитального строительства инвестору устанавливается на один год плата на уровне 0,25% и 0,3% от расчетной, что позволяет снизить организационные расходы инвестиционного проекта в наиболее сложный и рискованный период.
  • 4. Предоставление отсрочек и рассрочек. Данная мера ориентирована на смещение затратной тяжести инвестиционного проекта на этапе выхода на запланированные мощности. Инвесторам в недвижимость предоставляется возможность отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет Республики за предоставление объектов недвижимости и прав на них на инвестиционных условиях на срок не более 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан.

Сегодня Татарстан — регион-лидер по привлечению иностранных инвесторов (табл. 8). В целом возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс заложены в региональном бюджете развития, который является частью бюджета региона. Средства исполь-

зуются для кредитования (инвестирования) и не подлежат секвестированию в течение финансового года. Целями создания бюджета развития региона являются:

  • • поддержка важных (особенно приоритетных) для экономики региона и страны инвестиционных программ и проектов;
  • • финансирование инвестиционных проектов, отобранных по конкурсу;
  • • финансирование коммерчески неэффективных, но насущно необходимых мероприятий по развитию активов территории;
  • • предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию коммерчески эффективных инвестиционных проектов и гарантийного обеспечения сделок на инвестиционном рынке.

Крупные иностранные инвесторы (на примере Республики Татарстан)

Строительство завода по производству полипропилена на ОАО «Нижнекамскнефтехим» мощностью 180 тыс. т в год

«Винербергер А.Г.» (Австрия)

Строительство кирпичного завода мощностью около 140 млн шт. кирпича в год

Metro Cash&Carry (Германия)

«Инвесторе Интернационале Срл» (Италия)

Производство биаксиальноориентированно-го полистирола и полипропилена (БОПС и БОПП)

Организация производства карбоната кальция на промышленной площадке Алабуга

Эфес Пилснер (Турция)

Покупка акций ОАО «Красный Восток»

NKNK Finance pis (Ирландия)

Покупка еврооблигационного займа

Создание совместного предприятия с ОАО «КамАЗ» = ООО «гР-Кама»

вклад 900,0 тыс. долл.

Совместное татарстано-турецкое предприятие по производству отопителей по лицензии «1_опдЫ» (Италия)

вклад 18,0 млн долл.

«Евробой» и «Текнимонт» (Италия)

Организация производства полимерных композитных материалов

Средства бюджета развития формируются из следующих источников:

  • • внутренние и внешние заимствования на инвестиционные цели;
  • • части доходов регионального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в региональной собственности;
  • • части доходов регионального бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской региональной собственности;
  • • доходов регионального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
  • • сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

Процесс финансирования инвестиций состоит в оптимизации объема и состава источников формирования инвестиционных ресурсов с позиций обеспечения синергии эффектов от реализации проекта (коммерческой, экономической, социальной, бюджетной, экологической). Основная цель финансирования инвестиций — удовлетворение потребности в приобретении необходимых инвестиционных ресурсов и оптимизация структуры источников их финансирования в позиции обеспечения условий успешной инвестиционной деятельности. Данная цель реализуется решением типовых задач:

  • а) оценка общей потребности в инвестиционных ресурсах для осуществления мероприятий, намеченных региональной инвестиционной стратегией;
  • б) оценка потребности во внешнем финансировании (как разница между общей потребностью и собственными (бюджетными) средствами;
  • в) разработка рациональной политики заимствования ресурсов.

При выборе источников финансирования учитываются стабильность

деловой динамики, приемлемый уровень инвестиционного риска, стадия жизненного цикла объекта, конъюнктура инвестиционного рынка.

Критериями оптимальной структуры источников финансирования инвестиций могут являться максимизация стоимости ценных бумаг и уровня рентабельности проектов, минимизация стоимости капитала и др. Финансирование инвестиций предполагает обеспечение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе, рациональное использование регионального инвестиционного потенциала, форсированное формирование новых сегментов регионального потребительского рынка, сочетания бюджетного, социального, экологического эффектов.

Активно дискутируется вопрос о механизме финансирования инвестиций в условиях санкций западных стран и продолжающегося экономического кризиса. Наиболее реальным источником развития и модернизации экономики признаются государственные и коммерческие облигационные займы, формируемые с учетом специфики отечественной экономики. По мнению финансового консультанта Г.П. Попова, механизм государственных займов должен включать следующие элементы [61]:

  • • займы должны проводиться только под конкретные инвестиционные программы и проекты. При завершении проекта и ввода объекта в эксплуатацию его акции должны быть проданы на фондовом рынке;
  • • облигации могут конвертироваться в акционерный капитал создаваемых предприятий;
  • • организатором займов не является Минфин, а средства не поступают в государственную казну. В мировой практике министерства финансов обычно ограничиваются выпуском государственных казначейских обязательств (ГКО) для покрытия дефицита бюджета страны. В экстренных ситуациях, например, при резком падении курса национальной валюты, возможен выпуск ГКО с более высокой доходностью (чем банковские ставки по депозитам) в противовес увеличению ставки рефинансирования с последующим ростом кредитных ставок и замедлением инвестиционного процесса в экономике;
  • • организаторами государственных займов могут быть крупные государственные банки при условии, что в их структуре будут восстановлены штаты инженеров по контрольным обмерам выполняемых работ.
Читайте также  Отношение правительства к иностранным инвестициям

Для активизации коммерческих облигационных займов применяются государственные гарантии для проектов, включенных в перечень приоритетных федеральных и региональных проектов, что позволит привлечь более широкий круг потенциальных инвесторов, особенно физических лиц. Для активизации операций на фондовых и денежных рынках целесообразно предусмотреть возможности увеличения источников рефинансирования банковских инвестиционных кредитов и снижения рисков межбанковского кредитования, например, по схеме «связанных межбанковских кредитов». Направления такого взаимодействия [61]:

  • 1) развитие межбанковского рынка стран СНГ. Гарантом приоритетных инвестиционных операций может выступать Межгосударственный банк;
  • 2) проведение межбанковского кредитования по принципу «молчаливого участия», когда банк договаривается с другим банком о получении кредита на рефинансирование конкретного инвестиционного проекта, не информируя своего клиента — заемщика кредита;
  • 3) организация консорциальных или синдикативных кредитов, когда инвестиционный проект разрабатывается несколькими банками, участвующими в нем.

Мировая и отечественная практика демонстрируют следующий опыт долгосрочной финансовой поддержки предпринимательства (инвестиций): бюджетное финансирование или софинансирование; финансирование из внебюджетных фондов; эмиссию ценных бумаг (государственных и муниципальных облигаций); банковское кредитование; финансовый лизинг.

Проектное финансирование обеспечивается через выявление и распределение всего комплекса рисков между участниками. В зависимости от доли риска, которую принимает на себя кредитор, используются следующие типы проектного финансирования:

  • без регресса на заемщика. Кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя почти все коммерческие и политические риски, связанные с реализацией проекта, оценивая только денежные потоки, направляемые на погашение кредита. Так финансируются наиболее перспективные и высокорентабельные проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции. Кредиторам предоставляется ряд льгот, право участия в уставном фонде предприятия-заемщика, возможность заключения долгосрочных договоров, гибкий график погашения кредитов;
  • с ограниченным регрессом на заемщика. Наиболее распространенный вид финансирования, когда риски по проекту распределяются между сторонами в той мере, в которой они могут быть приняты участниками проекта с учетом их полномочий и компетенций. Например, заемщик-заказчик несет риски, связанные с эксплуатацией будущего объекта; подрядчик берет на себя риски завершения строительства, ввода объекта в действие; поставщик оборудования — риски, связанные с комплектностью и качеством поставок. Преимуществами способа является умеренная цена инвестиций и благоприятные условия предоставления кредита, а также распределение между участниками платежных обязательств;
  • с полным регрессом на заемщика. Это простая, быстро оформляемая и поэтому наиболее распространенная форма проектного финансирования с относительно низкой стоимостью. Кредитор не принимает на себя никаких рисков проекта и предоставляет средства под гарантии третьих лиц. Эта форма применяется при финансировании малоприбыльных проектов, имеющих государственное значение, несамофинан-сируемых проектов, имеющих возможность погасить кредиты за счет других доходов заемщика, экспортных кредитов и др. Основным документом является бизнес-план инвестиционного проекта.

Финансирование может быть отечественным (вложение капитала резидентами страны) и иностранным (резидентами другого государства). По степени взаимосвязи выделяют изолированные и взаимосвязанные финансовые средства. Изолированные вложения не вызывают потребности в привлечении других средств; взаимосвязанные вложения, напротив, зависят от внешних факторов (уровня инфляции, структуры регионального рынка) и даже оказывают на них влияние (появление новых технологий, расширение производственного потенциала). При непосредственном участии органов местного самоуправления создаются муниципальные банки, главная цель которых состоит в оказании финансовой помощи инвесторам, осуществляющих социально значимые программы развития территории.

Их активность может позиционироваться в рамках региональной биржевой инфраструктуры. Так, с 2009 г. при участии ОАО «Роснано» на Московской бирже действует рынок инноваций и инвестиций (РИИ Московской биржи), основная задача которого — создание прозрачного механизма привлечения инвестиций и содействие развитию высокотехнологического сектора отечественного экономики (рис. 14).

  • • позиционирование
  • • дополнительные требования к компаниям
  • • листинговые агенты

Рис. 14. Биржевой механизм привлечения инвестиций

Информ | Ьоагс! I РИИ 1

Данный институт поддерживает компании, применяющие инновационные и высокие технологии и имеющие уставный капитал не менее 50 млн руб. Используются следующие инструменты стимулирования инвестиций: справедливая рыночная оценка стоимости активов, компенсация издержек по выходу на рынок, налоговые льготы, низкие ставки процентов по кредитам, институт листинговых агентов (подготовка комплекта документов для допуска акций эмитента к торгам), клиринг, использование биржевых механизмов для выхода из проекта и др.

Региональное развитие ориентировано на прогрессивное сбалансированное воспроизводство активов, позитивную динамику всех основных параметров экономики и улучшения качества жизни населения. Мировая практика показывает, что от нормы инвестиций напрямую зависят темпы социально-экономического развития. Норма инвестиций в развитых странах в среднем достигает 20%, что обеспечивает средние многолетние темпы прироста ВВП этих стран в размере 2-2,5% в год при сбалансированном удовлетворении потребностей в жилье, социальных и инфраструктурных объектах, в которые вкладывается значительная часть инвестиций. Чтобы ускорить экономический рост до 4-6%

в год, необходимо норму инвестиций довести до 30-35%, что потребует опережающего роста целевого инвестиционного кредитования [30].

В развитых странах инвестиционный кредит является основным источником инвестиций: его доля в США составляет 32,5%; в Германии -41,8%; в Китае — 15,3%. В России эта доля равна 8%, что является самой низкой долей среди других стран. Еще более высока доля жилищного инвестиционного кредита (в США — 82%, в Германии — 84,5%, в Китае -23,7%, в России — 11,9%).

Основные показатели оценки уровня социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований представлены в приложении 1.

Региональный механизм привлечения инвестиций включает:

  • 1) формирование благоприятного инвестиционного климата и позитивного имиджа региона;
  • 2) содействие развитию финансово-кредитного сектора;
  • 3) создание особых точек (зон экономического развития);
  • 4) развитие государственно-частного партнерства;
  • 5) государственная поддержка инвесторов;
  • 6) инициативы участников регионального инвестиционного процесса.

Возможные меры по активизации инвестиционной деятельности предусматривают широкое информирование предпринимательского сообщества о существующих государственных и региональных льготах и преференциях, обеспечение доступа к ним. Требуется упорядочить административные структуры, которые призваны содействовать инвестиционной деятельности, формировать и обучать команду менеджеров для управления инвестиционным процессом.

Например, Правительство Самарской области предпринимает меры по созданию благоприятного инвестиционного климата: в 2012 г. регион занимал 7-е место по инвестиционному потенциалу, 20-е место по инвестиционному риску. Действия администрации региона по мобилизации и привлечению финансовых ресурсов на территорию представлены в табл. 9.

Действия администрации региона по мобилизации и привлечению

Источники: http://studwood.ru/1453734/finansy/mehanizm_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://www.mitway.ru/goxews-1263-1.html, http://studref.com/328870/ekonomika/mehanizmy_privlecheniya_investitsionnyh_resursov

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто