Механизм привлечения инвестиций в бизнес

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Постникова А.А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 87-91.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций

А.А. Постникова , ведущий менеджер отдела продаж

ЗАО « Евросиб СПБ ТС»

(Россия, г . Новосибирск)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и г о сударства . П ри этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных и н тересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом созд а ется отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетвор е ния интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфич е ские особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механи з мом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инв е стиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов .

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, комме р ческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность р е гиона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор .

Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при о г раниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с бол ь шей эффективностью при условии привлеч е ния частного бизнеса. При этом дост и гается дополнительный эффект с точки зрения объ е динения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников на и лучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, вкл ю чая опыт управления пр о ектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиб о лее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в ра с поряжении государства, но и специфический механизм привлечения инв е стиций.

В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизн е са и государства, при котором достигается на и большая эффективность достижения общес т венных интересов с точки зрения рационал ь ного использования имеющихся р е сурсов, при этом создается отдельный об ъ ект, имеющий общественную значимость в силу использов а ния для удовлетворения и н тересов общества, а также коммерческое зн а чение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реал и зации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметр а ми, что и любой другой объект инвестиций. Он характериз у ется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная пр и быль не гара н тирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект х а рактеризуется определенным периодом ок у паемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только комме р ческими сроками возврата инвестиций, но и сп е цифическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характер и зуется определенной доходностью, вследс т вие чего для частного инвестора существует во з можность сопоставления параметров его д о ходности с параметрами доходности др у гих объектов. При этом по проектам ГЧП инв е стор может оценить реальную доходность вложений.

Инвестиционные характеристики прое к тов ГЧП представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП

Представленный на рисунке 1 инвестиц и онный механизм оценки эффективности пр о ектов ГЧП позволяет сделать вывод о форм и ровании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оце н ки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публи ч ного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используе т ся приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и NPV , с уч е том дисконтированных дене ж ных потоков, но позволяет оценить сто и мость проекта ГЧП для бюджета.

Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оц е нивать данную ставку частный инвестор м о жет с учетом выбора наиболее обоснова н ного для него способа. В то же время, для публи ч ного инвестора это, по существу, бе з рисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности пр о ектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC , но, в общем виде, стоимость «капит а ла» оценивается по безриск о вой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется ф и нансирование проекта ГЧП [ 1 ] .

В целом, с подобным подходом можно с о гласиться, поскольку безрисковая ставка уч и тывает неспецифические риски, как сле д ствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп . 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [ 2 ] .

В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, п о скольку, в силу пп . 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, к о торый, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвест о ра. В силу пп . 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается пу б личному инвестору [ 2 ] . Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком ре а лизации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором н е возможно, но и затрат по его свертыванию ч а стная сторона не несет. Данные отличия, в р е зультате, не предполагают и с пользования в оценках эффективности проектов ГЧП показ а теля MIRR (модифицир о ванной внутренней доходности), а само предположение о совп а дении ликвидации проекта и завершения дог о вора без дополнительных затрат и поступл е ний у частного и н вестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное п о ложение реализуется, хотя и с участием пу б личного инвест о ра, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.

Доходность проекта для публичного инв е стора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI , в то время как для публичного инвестора проект ГЧП являе т ся затратным, поэтому принимается k VFM как показатель сопоставления затрат по альтерн а тивным вариантам реализации проекта, позв о ляющий на практике реализовать п о ложения о сравнительном преимуществе по альтернати в ным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.

Читайте также  Расходы на развитие бюджетной инвестиций

При этом реальная доходность для частн о го инвестора выражается IRR , но для пу б личного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, треб у ется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Мет о дики оценки проектов ГЧП [ 1 ] . По существу, это такой же показатель реальной эффекти в ности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инв е стора.

Следовательно, инвестиционный мех а низм оценки проектов ГЧП учитывает экономич е скую специфику реализации проектов для к а ждого из их участников. При этом ко н кретные методы оценки проектов отвечают экономич е скому механизму проектов ГЧП в целом, п о скольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инв е стора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с на и меньшими затратами публи ч ной стороны.

Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие пу б личного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвест о ра, он также является механизмом привлечения и н вестиций в конкретный регион. При этом да н ный механизм позволяет с достаточной э ф фективностью учитывать специфику эконом и ки региона. Данное положение ре а лизовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодател ь ство о ГЧП [ 2 ] . С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зр е ния привлечения инвестиций в экономику р е гиона, который позволяет наиболее эффекти в но выстраивать взаимодействие власти и би з неса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения о б щественных интересов, а также общей инв е стиционной привлекательности региона. П о этому, учитывая общую инвестиционную с о ставляющую в формирования инвестиционн о го механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения и н вестиций может быть представлен в виде р и сунка 2.

Рис . 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в

Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодейс т вии с общими механизмами привлечения инвест и ций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позвол я ет повышать инвестиционную привлекател ь ность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства реги о на, которым регулирую т ся проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.

Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инв е стиционную привлекательность реги о нальной экономики. Поскольку инвестиционный мех а низм ГЧП является специфическим и орие н тирован на привлечение инв е стиций только в отдельных направлениях, в плане формиров а ния инвестиционного законодательства на р е гиональном уровне должны учитывать ресу р сы, которые могут быть вовлечены регионал ь ными властями в реал и зацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфр а структуры ГЧП, которая отвечала бы интер е сам инвесторов. Ин а че говоря, с точки зрения привлечения инв е стиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой э ф фективности пр о ектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частн о го инвестора.

Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механи з мом, ориентированным на наиболее эффе к тивное использование ресурсов государства для удо в летворения общественных интересов на осн о ве объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим ос о бый механизм реализации прое к та, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инв е стиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реал и зации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвеч а ют экономическому мех а низму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публи ч ного инвестора это затратный механизм, пр и званный удовлетворить общественные интер е сы с наименьшими затратами публичной ст о роны. Инвестиционный механизм ГЧП реал и зуется во взаимодействии с общими механи з мами привлечения инвестиций в регионал ь ную экономику, хотя проекты ГЧП и отлич а ются сп е цификой, в частности, отраслевой. С точки зрения привлечения инвестиций в эк о номику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, та к же является специфическим, хотя и формир у ется с учетом общих правил управления инв е стициями на уровне частного инвестора.

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.

2 . Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 20.07.2015. – N 29 (часть I) . – с т. 4350.

PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING

A.A. Postnikova , leading sales manager

CJSC « Eurosib SPb – TS »

Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above me n tioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the co n struction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic i n terests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of co m mercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the sp e cifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.

Key words: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public inve s tor.

Поиск инвестиций и инвесторов

Инвестирование стало достаточно распространенной современной формой заработка в нашей стране и за рубежом. Практически каждый человек задумывался над тем, чтобы вложить свои сбережения в какой-то проект. Но проблема привлечения инвестиций все равно является ключевой в России.

Читайте также  Комитеты министерства по инвестициям и развитию

Определение «привлечение инвестиций» в современной экономике имеет такое значение: это вложение сбережений от частного лица или компании в какой-то проект с целью получения дохода. Лица, осуществляющие вложения, называются инвесторами.

Виды инвестиций

Существует множество классификаций вложений, которые основаны на разных критериях. Здесь приведены самые важные из них.

Их можно разделять, например, по объекту, на который направлена инвестиционная деятельность:

  • реальные инвестиции – вложения в строительство, капитальный ремонт;
  • финансовые – вложения в ценные бумаги, в том числе и через инвестиционные фонды, выданные кредитные средства, а также лизинг;
  • спекулятивные – торговля цветными металлами и ценными бумагами.

В зависимости от формы собственности формируются определенные группы вкладчиков. Учет этого крайне важен при привлечении инвесторов в свой бизнес.

Также важным критерием для разделения вкладов на группы является форма собственности инвестиционных ресурсов. На этой классификации основаны особенности поиска и привлечения инвестиций в свой проект. Тут различают:

  • государственные – выдается для обеспечения стратегически важных проектов и может даже полностью покрывать расходы по проекту;
  • частные – вложения от частных инвесторов;
  • иностранные – вложения от лиц, которые не являются резидентами Российской Федерации. Также сюда относятся вклады от иностранных компаний.

Более подробно вы можете прочитать в материале «Виды инвестиций».

Способы привлечения инвестиций

Есть несколько способов привлечения финансирования. К основным и часто встречающимся относятся:

  • вложение средств в уставной капитал предприятия;
  • долговое финансирование;
  • банковское кредитование с залоговым обеспечением;
  • облигационные займы.

Вкладывая деньги в уставной капитал предприятия, инвестор покупает долю в бизнесе. То есть у него на руках находится пакет акций, который подтверждает его права, как совладельца (акционера).

В случае долгового финансирования инвесторы являются кредиторами. Все выделенные компании средства оформляются в качестве задолженности.

Банковское кредитование с залоговым обеспечением предусматривает получение заемных средств на определенный срок. В качестве залога могут выступать акции и активы предприятия.

Облигационные займы по своей сути являются ссудами, которые выдаются заемщику, выпустившему облигации. Такие ценные бумаги подтверждают право владельцев на получение от компании-заемщика номинальной стоимости в установленные сроки.

Как заинтересовать и привлечь инвестора?

Как заинтересовать инвестора и мотивировать его сделать вклад? Для того чтобы человеку или представителю компании захотелось осуществить вложение в какой-либо проект, он должен убедиться, что для него этот проект выгоден. Это называется инвестиционной привлекательностью.

Считается, что для гарантированного привлечения вкладчиков в свой бизнес-проект необходимо пройти 4 последовательных шага. Если все будет сделано правильно, то вопрос, как привлечь инвесторов, больше не будет головной болью.

Шаг первый – выбор партнера, в надежности которого можно быть уверенным

В первую очередь, чтобы найти вкладчика, необходимо представлять, как он будет реагировать на какие-то обстоятельства. Например, поведение инвесторов часто зависит от того, в какой стадии своего развития находится предлагаемый им бизнес-проект. В начальной стадии своего развития он не представляет для них особого интереса, поэтому поиск инвестора и инвестиций становится в это время самой большой проблемой.

Далее по мере своего развития привлекательность проекта растет, а значит, растет и количество вкладчиков.

В завершенный проект вкладывают деньги чаще всего, потому что в этом случае уже видны риски и доходы, которые сопровождают его.

Шаг номер два – грамотно донести информацию до целевой аудитории

Проще всего осуществлять поиск вкладчиков в той же сфере деятельности, к которой относится проект, так как обычно в данном случае они будут чувствовать себя более уверено и осведомлено, это облегчает привлечение инвестиций. Но бывает и такое, что один инвестор вкладывает денежные средства в абсолютно разных сферах.

Чтобы правильно подать свой проект, нужно хорошо его проработать, оформить в привлекательном для вкладчика виде с обоснованием всех его достоинств. Эту задачу можно оставить консалтинговой службе. Также в проекте необходимо указать общий объем инвестиций, который для него необходим.

Главная цель этого этапа – доказать инвестору, что проект ему выгоден, вполне реален и рентабелен.

Успешность привлечения инвестора на этом этапе зависит от того, насколько хорошо вы подали свой проект.

Третий шаг – уверенное проведение переговоров

Если в посланном резюме хорошо описан бизнес-проект, то возможный инвестор может предложить встречу. В первую очередь внимательно ознакомьтесь с его предложением, сопоставьте, совпадает ли оно с вашими потребностями.

Если предложение инвестора не особо заинтересовало, то можно немного потянуть время и подождать ответов других потенциальных вкладчиков.

К встрече подготовьтесь самым тщательным образом, чтобы не возникало никаких заминок при вашем ответе на вопросы инвесторов. Подготовьте и отрепетируйте устное представление своего предложения, себя и своей команды. Вы должны максимально ярко и энергично себя презентовать.

Шаг четвертый – подпись договора

Привлечение инвестора и все договоренности, которые между вами были достигнуты, нужно документально закрепить. Это дает основание в случае несоблюдения договора притянуть к ответственности нарушившую ее сторону. Документальное подтверждение является завершающим этапом.

Чтобы зафиксировать все условия предоставления вклада, составляется документ, называемый «Условия сделки». Требования к его составлению:

  • обозначение всех условий, которые касаются взаимоотношений между собственником проекта и инвестором;
  • однозначность, четкость и недвусмысленность их написания, чтобы это не затрудняло в случае спорных ситуаций их трактовку;
  • четкое и полное указание форм и объемов инвестиций, а также обозначение наказания за невыполнение условий договора.

Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Шакуров Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 204-207. — URL https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 16.01.2019).

В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:

федеральные целевые программы;

внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

образование государственной корпорации «Банк развития»;

региональные агентства по привлечению инвестиций;

подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;

венчурные инструменты и т. п.

Остановимся подробнее на этих механизмах.

Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.

Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.

Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].

Читайте также  Инвестиции в аграрную сферу экономики

Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.

Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм

софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;

направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.

По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.

В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.

Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.

В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.

Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:

концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;

возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.

Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].

В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.

В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.

На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.

Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.

Региональные агентства по привлечению инвестиций

В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.

Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.

Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145

Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.

Источники: http://economyandbusiness.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-privlecheniya-investitsij, http://kudainvestiruem.ru/rynok/privlechenie-investicij.html, http://moluch.ru/archive/48/6002/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто