Мероприятия по реализации бюджетной инвестиции

Значение бюджета инвестиционного проекта

Финансовый компонент управления стратегией и тактикой развития играет одну из важнейших ролей для обеспечения успешной инвестиционной деятельности в целом и локальных проектов в частности. Бюджет проекта – ведущий инструмент финансового управления сферы развития бизнеса. Являясь частью бюджетной системы предприятия, он позволяет не только реализовать динамическое моделирование финансовых потоков, но и спрогнозировать основные показатели эффективности проекта, принимаемого к исполнению.

Бюджетирование инвестиционной деятельности компании

В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией. Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования. Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.

В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия. Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI. Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.

В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании. Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI). Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:

  • нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
  • создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
  • минимизации финансовых потерь.

Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы. Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований. Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.

  1. Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
  2. Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
  3. Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).

Задачи бюджета локального проекта

Инвестиционный бюджет компании позволяет определить ее инвестиционные потребности для обеспечения и расширения производственной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, спланировать вложение средств в сформированный проектный портфель. Бюджет проекта позволяет сфокусировать финансовое планирование на решение локальной проектной задачи. Речь идет о модели определенных финансовых операций, осуществляемых параллельно с проектными событиями в течение всего жизненного цикла, а также о реальном денежном потоке, включающем выбытия и поступления денежных средств, производимом в связи с реализацией длительной уникальной задачи.

Бюджет инвестиционного проекта (БИП) формально представляет собой таблицу плановых сводных значений, которые собираются в результате большой подготовительной работы по подбору сведений, заявок, согласований, технических и экономических расчетов. В ходе подготовки БИП происходит серьезное взаимодействие с внешними поставщиками и подрядчиками. Выполняются многочисленные уточнения технических, функциональных, договорных параметров.

Работа производится также с участием внутренних служб: управления персоналом, отдела капитального строительства, службами закупа и сбыта. Согласуются рабочие вопросы с технологами, специалистами в сфере учета и налогообложения, экономистами. Структура и форма БИП представлена далее в табличной форме.

Планирование БИП играет важнейшую роль для качественного обоснования проекта. Как и в случае инвестиционного бюджета предприятия, методология Cash Flow определяет структуру бюджетных разделов. Динамическое моделирование денежных потоков, разделенных на притоки и оттоки, называемых также «поступления» и «выбытия» денежных средств, основано на базовых принципах методологии. Каждый вид капитала имеет свои правила оборота, им соответствует определенная структура зависимостей. Они продиктованы особенностями российского финансового, налогового законодательства, правилами делового оборота и методами экономического анализа. Состав видов деятельности разделяет денежный поток инвестиционной направленности на потоки денежных средств в результате:

  • операционной деятельности CF o (t);
  • инвестиционной деятельности CF i (t);
  • финансовой деятельности CF f (t).

Производственная деятельность соответствует операционному циклу хозяйственной деятельности. Она, будучи включенной в бюджет проекта, несет в себе черты операционного раздела бюджета движения денежных средств, т.е. отражает выбытия и поступления денег, а не доходы и расходы, как в соответствующем бюджете. Многие авторы путают эти вещи и именуют статьи БИП по аналогии со статьями БДР. Лично я считаю, что такое недопустимо, и нужно более тщательно относиться к формулировкам. Далее вашему вниманию предлагается схема, отражающая состав основных задач, решаемых с помощью БИП.

Пример разработки бюджета проекта

Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям. Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции. Особенностями проекта являются следующие аспекты.

  1. Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
  2. Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
  3. Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.

Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:

  • условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
  • отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
  • принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
  • не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
  • игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.

Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков. Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации. Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.

Читайте также  Управление инвестициями на рынке ценных бумаг

Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты. Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах. Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.

Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов. Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными. Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.

5. Система мероприятий по реализации комплексного инвестиционного плана

При подготовке КИП был проведен анализ развития экономики поселка и его градообразующих предприятий. Заканчивается стройка, которая продолжалась более 30 лет и за период строительства не построено ни одного промышленного предприятия, которое смогло бы компенсировать выпадающие доходы бюджета, трудоустроить высвобождаемые трудовые ресурсы. Поэтому необходимо начинать с развития новых производств и привлечения инвесторов на территорию поселка, а это можно сделать за счет введения льготных тарифов на потребление энергоресурсов и привлечения государственных инвестиций в экономику.

5.1 Программа инвестиционных проектов модернизации экономики моногорода

5.1.1. Приоритетные инвестиционные проекты модернизации экономики моногорода

Для создания новых рабочих мест в п.г.т.Талакан, снижения уровня безработицы, увеличения налогооблагаемой базы, обеспечения жителям поселка комфортных и безопасных условий проживания, повышения привлекательности поселка, улучшения социальной сферы поселка администрация предлагает реализацию следующих приоритетных инвестиционных проектов, которые имеют высокую степень готовности и в отношении которых отрегулированы вопросы с земельными участками, предоставленными под строительство, разработаны бизнес-планы и решаются вопросы с финансированием:

1. «Организация завода по переработке низкосортной древесины для изготовления товаров народного потребления»;

2. «Строительство кролико-акселирационной фермы».

1. Инвестиционный проект: «Организация завода по переработке низкосортной древесины для изготовления товаров народного потребления»

Инициатор проекта: ООО «Талаканлеспром».

Срок реализации проекта: 2012 — 2013 годы.

Стоимость реализации проекта: 162,0 млн. руб.

Цель проекта: создание современного производства по комплексной переработке низкосортной древесины, направленного на полную переработку круглого леса, пиловочника и балансовой древесины, включая древесные отходы.

Не используются и уничтожаются в пожарах низкосортные виды древесины, которые предполагается использовать для выпуска товаров народного потребления, таких как древесный уголь, технологическая щепа, товары народного потребления.

Основные характеристики проекта:

1 этап – разработка ПСД, планирование проекта строительства предприятия, проведение тендеров и заключение контрактов, организация закупок и поставок, подготовительные работы;

2 этап – проведение строительно-монтажных работ, завершение строительной фазы проекта;

3 этап – эксплуатация объекта, выход на проектную мощность, развитие и расширение производства.

Предприятием разработан и утвержден бизнес-план. Разработан полный технологический цикл. Имеются договоренности на закупку изготовляемой продукции. Первоначальный сбыт планируется на территории Бурейского района. Выпуск продукции на сумму 150-180,0 млн.руб.в год. Планируемая схема поставки лесоресурсов и вывоза готовой продукции разработана и отражена в бизнес-плане. Земельный участок под строительство не оформлен, имеется предварительная договоренность о передаче земельного участка в аренду.

Общий объем инвестиций оценивается в 162,0 млн.руб. Срок освоения инвестиций 5 лет.

Бюджетная и социальная эффективность проекта характеризуется следующими показателями:

— создание дополнительных новых 120 рабочих мест;

— привлечение для работы на предприятии молодежи, реализация программы внутрикорпоративного обучения, стажировок, материальная поддержка сотрудников в получении и повышении уровня образования;

— повышение привлекательности населенного пункта для проживания;

— увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетов, в том числе НДФЛ в местный бюджет около 7,0 млн.руб. ежегодно.

Предполагаемая государственная поддержка субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам за счет средств ДЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Бурейском районе на 2010-2012годы», ДЦП «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2012-2013 годы».

Повышение эффективности бюджетных инвестиций

Действующий в настоящее время порядок осуществления бюджетных инвестиций не учитывает изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, приводит к возникновению противоречий с гражданским законодательством Российской Федерации.

Сложившиеся порядки предусматривают осуществление бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями расходов на строительство (приобретение), реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также заключение (исполнение) государственных контрактов от имени соответствующего публично-правового образования.

Вместе с тем, учитывая, что, в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, субсидиарная ответственность публично-правового образования по обязательствам юридических лиц наступает по общему правилу в отношении казенных учреждений, право принимать обязательства от имени публично-правового образования должно быть предоставлено только казенному учреждению.

Кроме того, в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом положениями статей 84-86 Бюджетного кодекса установлено, что от имени публично-правового образования могут принимать обязательства (заключать государственные и муниципальные контракты) только органы власти и казенные учреждения.

Таким образом, требуется пересмотреть действующий порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, учитывая особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, установленные законодательством.

Финансовое обеспечение осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретения объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, закрепленные (подлежащие закреплению) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения соответственно за бюджетными и автономными учреждениями, казенными или унитарными предприятиями может осуществляться либо путем предоставления субсидии указанным организациям, либо путем инвестиций из соответствующего бюджета:

путем передачи органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления на безвозмездной основе на основании соглашений (договоров) своих полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лице указанных органов государственных (муниципальных) контрактов бюджетным и автономным учреждениям или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют соответственно функции и полномочия учредителей или права собственника имущества соответствующего публично-правового образования (далее – органы власти);

путем осуществления бюджетных инвестиций самим органом власти как получателем бюджетных средств с последующей передачей результата капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям или унитарным предприятиям.

Читайте также  Финансы и инвестиции для начинающих

Значительное влияние на эффективность расходов бюджета на осуществление в объекты государственной собственности оказывают процедуры планирования, размещения, исполнения «инвестиционных» контрактов.

Существующий порядок планирования и осуществления бюджетных инвестиций не предполагает оценки всех необходимых финансовых потоков для хозяйственной деятельности учреждения, в том числе эксплуатационных расходов и выручки, связанной с использованием объекта. Также не подвергается специальному исследованию вопрос соразмерности технических характеристик создаваемого объекта потребностям на рынке и, таким образом, его влияние на конкурентные условия.

Как следствие, при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений непосредственно органами власти и казенными учреждениями высоки риски создания неконкурентоспособных предприятий, финансово зависимых от бюджетных вложений и искажающих рыночные условия.

Бюджетные инвестиции не должны создавать конкуренцию реализации коммерческих инвестиционных проектов. В этих условиях существенную роль в реализации инвестиционных проектов приобретает использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.

Расходы по таким проектам осуществляются в рамках широкого спектра соглашений имущественного и финансового характера, таких как:

инвестиционные соглашения о согласованном по срокам и техническим параметрам создании объектов капитального строительства за счет государственных и частных инвестиций;

долгосрочные соглашения о приобретении товаров или услуг для государственных нужд, а также частичной компенсации затрат инвестора путем предоставления субсидий;

государственные гарантии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

реализация инвестиционных проектов через компании с государственным участием;

софинансирование затрат коммерческих компаний на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и коммерциализации их результатов;

Государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых частными инвесторами, также осуществляется за счет долгосрочного тарифного регулирования, не увеличения совокупной налоговой нагрузки для приоритетных инвестиционных проектов в течение срока их окупаемости, субсидий, предоставления в пользование либо аренду земельных участков и объектов недвижимости на льготных условиях и другие.

Налоговые и таможенные льготы, предоставляемые для реализации инвестиционных проектов, также следует рассматривать в качестве расходов инвестиционного характера (далее – налоговые расходы), т.к. они носят долгосрочный характер и формируют выпадающие доходы бюджетной системы.

Основными характеристиками бюджетных инвестиций при реализации государственно-частного партнерства являются юридическое закрепление партнерства, осуществление взаимодействия на средне- или долгосрочной основе, наличие строго определенной цели взаимодействия, отсутствие которой в дальнейшем не позволит оценивать реализуемый проект.

К преимуществам указанной формы реализации бюджетных инвестиций можно отнести:

возможность осуществления проекта при отсутствии бюджетных ресурсов в краткосрочной перспективе за счет частных инвестиций;

быстрое внедрение инфраструктуры, обусловленной взаимосвязью ответственности за проектирование и строительства и получение прибыли от пользования инфраструктуры населением, что мотивирует частного инвестора выполнять проекты в сжатые сроки;

заинтересованность частного инвестора, осуществившего капитальные вложения, в эффективном управлении объектом и снижении затрат по проекту;

оптимальное распределение рисков, поскольку при управлении, целью частного инвестора является оптимизация затрат и соответственно оптимальное соотношение рисков;

улучшенное качество обслуживания, поскольку, как правило, качество предоставленной услуги в рамках государственно-частного партнерства выше, чем при использовании механизма госзаказа;

создание дополнительных доходов бюджета (при реализации схем государственно-частного партнерства, которые предполагают выплату части средств, полученных частным партнером, в пользу государства, а также моделей государственно-частного партнерства, основанных на договоре аренды объектов инфраструктуры);

мультипликативный эффект, влекущий экономический рост, поскольку при реализации государственно-частного партнерства проекта задействованы несколько отраслей.

В то же время реализация инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства сопряжена с рядом сложностей.

Прежде всего, в настоящее время понятие и сфера применения государственно-частного партнерства не определены в законодательстве Российской Федерации. Как следствие, для значительной части бюджетных расходов, фактически направляемых на реализацию проектов государственно-частного партнерства, соответствующий инструментарий не применяется.

В частности, реализация федеральных целевых программ предполагает привлечение внебюджетного финансирования, попадая, таким образом, в сферу применения инструментов государственно-частного партнерства. Возможность привлечения частных инвестиций, в свою очередь, определяется возвратностью инвестиций, характерной для коммерческого финансирования, а также рисками инвестиционного проекта и возможностями защиты от них.

Вместе с тем, процедура принятия решений об осуществлении бюджетных расходов инвестиционного характера в рамках федеральных целевых программ в настоящее время не во всех случаях предполагает проведение оценки возможности финансирования инвестиционного проекта на коммерческих принципах, а также готовности частных инвесторов софинансировать инвестиционные расходы, либо выкупить долю в проекте после его выхода на проектную мощность. Риски инвестиционных проектов и возможности их минимизации как за счет совершенствования регулирования в сфере реализации проекта, так и за счет профессионального управления рисками, не оцениваются.

Как следствие, в некоторых случаях при осуществлении бюджетных расходов инвестиционного характера в рамках федеральных целевых программ инвестиционные риски, включая риски неэффективности бюджетных расходов, а также отсутствия заинтересованности у частных инвесторов в их софинансировании и коммерческом использовании полученных объектов собственности, ложатся на бюджетную систему Российской Федерации.

В рамках инструментов государственно-частного партнерства должно быть обеспечено частичное замещение бюджетных инвестиций частными, с высвобождением бюджетных средств для реализации новых социально-экономических задач.

Важную роль в выполнении этой задачи играют созданные за счет бюджетных средств Российской Федерации институты развития и государственные компании. Средства федерального бюджета, направленные для их формирования и финансирования, должны обеспечить максимальный объем внебюджетного софинансирования, а сами институты развития должны поэтапно перейти на режим самофинансирования за счет внебюджетных источников и эффективной хозяйственной деятельности.

При решении данной задачи необходимо обеспечить ежегодный мониторинг использования бюджетных средств, направленных в институты развития и компании с государственным участием с целью оценки их результативности, финансовой самостоятельности и привлеченного внебюджетного софинансирования. Неэффективные институты и компании, не в полной мере обеспечивающие решение поставленных перед ними задач, должны быть реформированы с учетом лучшего российского и международного опыта.

Следует существенно расширить использование финансовых инструментов, обеспечивающих возвратность средств при осуществлении инвестиционных расходов. Финансовые возможности таких инструментов будут определяться не столько возможностями бюджетов, сколько финансовым потоком от дивидендов и процентных платежей, а также поступлениями от продажи активов, т.е. зависеть от качества поддерживаемых инвестиционных проектов.

Кроме этого, формирование в реальном секторе низкорисковых финансовых инструментов, обеспечивающих возвратность инвестированных средств необходимо для развития накопительной части пенсионной системы Российской Федерации, а также инвестирования средств других внебюджетных фондов, таких как Фонд национального благосостояния и Резервный фонд Российской Федерации.

Разделение функций владения и управления государственными активами также позволяет обеспечить запуск внебюджетных инструментов возвратного финансирования инвестиционных проектов. Использование фондовых механизмов, а также механизмов доверительного управления позволит повысить качество принятия инвестиционных решений, и привлечь профессиональные управляющие компании с многолетним успешным опытом коммерческих инвестиций.

Источником финансирования таких инструментов должны стать средства от сделок по продаже частным инвесторам долей в предприятиях, созданных в результате бюджетных инвестиций, а также на начальном этапе их формирования – средства в пределах государственных программ, высвобождаемые в результате завершения ранее принятых обязательств по направлениям осуществления расходов, признанных неэффективными для достижения целей государственных программ.

Читайте также  Как инвестиции зависят от национального дохода

Таким образом, для запуска указанных инструментов необходимо обеспечить ежегодную оценку эффективности мероприятий государственных программ, и конкурентные принципы направления бюджетных средств, высвобождаемых в результате прекращения действия срочных обязательств и отказа от продления неэффективных мероприятий инвестиционного характера.

Необходимо отметить, что способ формирования внебюджетных инструментов возвратного финансирования инвестиционных проектов обеспечивает сокращение рисков, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций. В частности, бюджетные ассигнования в такие инструменты могут направляться в виде разовых вложений в случае благоприятной макроэкономической конъюнктуры. Риски эффективности их инвестирования прямо увязаны с финансовым результатом деятельности фонда, и как следствие – с репутацией и вознаграждением управляющей компании.

С учетом изложенного, в рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с масштабным привлечением частных инвестиций в отечественную экономику, посредством решения следующих задач:

сокращение рисков, с которыми сопряжен процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства;

передача большей части рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам с расширением доступа капитала на традиционно государственный рынок инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру;

повышение эффективности бюджетных инвестиций;

создание новых инструментов бюджетной политики в сфере государственных инвестиций, обеспечивающих «комфортные» условия для частного капитал;

повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активов, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации;

совершенствования механизмов предоставления государственных гарантий (см. раздел 4.4).

Для решения указанных задач в рамках Программы должны быть осуществлены следующие меры.

1. Мероприятия, направленные на сокращение рисков инвестирования в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства:

обеспечение обязательного публичного финансового, технологического, ценового и правового аудита (в формате duediligence) всех инвестиционных проектов с государственным участием во всех формах (в том числе в форме налоговых расходов) суммарным объемом инвестиций выше 1,5 млрд. рублей;

формирование, мониторинг и учет при принятии решений о государственной поддержке инвестиционного проекта репутации и опыта реализации аналогичных проектов собственников и топ-менеджмента компании, реализующей проект;

проведение систематического сравнительного анализа результатов, достигаемых при реализации лучших инвестиционных проектов с государственным участием, с последующим их учетом при принятии решений по новым аналогичным расходным обязательствам инвестиционного характера;

повышение инвестиционной привлекательности инвестиционных проектов за счет установления долгосрочных тарифов, а также иных мер регуляторного характера в сфере реализации проекта;

повышение инвестиционной привлекательности проектов за счет улучшения условий ведения бизнеса в Российской Федерации;

обеспечение обязательной оценки влияния на конкурентную среду участия Российской Федерации в реализации инвестиционного проекта;

сокращение государственного участия в экономической деятельности, искажающего условия конкуренции, путем прекращения государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов, аналоги которых реализуются в коммерческом секторе;

разработка и применение в бюджетном планировании отраслевых моделей государственного стимулирования экономической активности, привлечения частных инвестиций и управления отраслевыми рисками;

переход от бюджетных инвестиций к закупкам товаров и услуг на основе долгосрочных проектных соглашений в случае реализации инвестиционного проекта в сфере осуществления государственных функций.

2. Мероприятия, направленные на передачу рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам:

проведение оценки возможности привлечения частных инвестиций для реализации либо софинансирования инвестиционного проекта до принятия финансовых обязательств Российской Федерации по данному проекту;

привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов с передачей им части проектных рисков в случае возможности коммерческого использования объектов, созданных в результате реализации инвестиционного проекта;

стимулирование субъектов Российской Федерации при создании ими новых рабочих мест и привлечении внебюджетных инвестиций через частичное погашение кредитов, взятых субъектом Российской Федерации на развитие инфраструктуры для этих проектов;

стимулирование частных инвестиций в рамках проектов государственно-частного партнерства по комплексному развитию территорий с последующей частичной компенсацией понесенных расходов в части развития публичной инфраструктуры в зависимости от дополнительных налоговых поступлений от эксплуатации новых предприятий, созданных участниками таких проектов;

развитие инструментов страхования инвестиций, в том числе за счет создания специальных фондовых и производных финансовых инструментов.

3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных инвестиций:

уточнение порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями в части совершенствования контроля за достижением целей и задач, для реализации которых осуществлялись вложения в уставный капитал;

установление обязательных требований к обоснованию новых бюджетных и налоговых расходов инвестиционного характера в формате инвестиционных проектов, в том числе путем корректировки правил и методических указаний по разработке государственных программ в части обязательного использования принципов проектного подхода к планированию расходов инвестиционного характера;

обеспечение ежегодного анализа результативности и эффективности институтов развития и компаний с государственным участием в части их финансовой самостоятельности и привлечения внебюджетных инвестиций;

совершенствование механизмов использования специальных счетов в уполномоченных банках-агентах, через которые осуществляется финансирование капитальных вложений в инвестиционные проекты, для контроля целевого использования бюджетных расходов инвестиционного характера;

совершенствование бюджетного законодательства в части процедуры и условий принятия долгосрочных финансовых обязательств по расходам инвестиционного характера в формате инвестиционных проектов, а также реализации инвестиционных проектов в формате государственно-частного партнерства;

осуществление оценки потребности в средствах федерального бюджета на основе структуры проектного финансирования инвестиционного проекта, с использованием различных инструментов, включая объемы налоговых расходов;

формирование правил предоставления налоговых расходов для реализации инвестиционных проектов и оценки их целевого использования, эффективности и результативности на общих с другими расходами принципах;

проведение анализа и включение в государственные программы объемов налоговых расходов по инвестиционным проектам и действующим предприятиям в отраслях экономики;

формирование механизмов и стратегии выхода Российской Федерации из инвестиционных проектов на условиях возвратности вложенных бюджетных средств, а также устойчивости и сохранения темпов развития созданных предприятий;

завершение (прекращение) мероприятий по поддержке национальной экономики, не обеспечивающих достижение целевых показателей, определенных в государственных программах;

совершенствование использования долговых инструментов при реализации проектов в форме государственно-частного партнерства, а также согласование долговой политики с политикой в сфере государственно-частного партнерства

4. Мероприятия, направленные на создание новых инструментов инвестиционной политики:

разделение функций владения и управления государственными активами за счет их передачи в доверительное управление с привлечением с финансового рынка инвестиций, необходимых для их развития;

создание низкорисковых финансовых инструментов долгосрочного проектного финансирования, обеспечивающих возможность направления части средств пенсионной системы, а также средств государственных фондов Российской Федерации на финансирование инвестиционных проектов в реальном секторе национальной экономики;

переход от прямой бюджетной поддержки новых инвестиционных проектов к использованию механизмов возвратного финансирования в случае реализации коммерческих инвестиционных проектов;

стимулирование развития коммуникационных площадок между рыночными участниками с привлечением институтов развития, в том числе в формате технологических платформ.

Источники: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/investicionnyj-byudzhet-proekta.html, http://studfiles.net/preview/3397447/page:14/, http://studopedia.info/8-43852.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто