Меры по привлечению российских инвестиций

Меры по привлечению российских инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции

1. Отток капитала

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.

Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.

Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.

Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.

Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.

И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.

Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.

Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.

В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.

Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.

Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

2. Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;

3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;

5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;

2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

3) приобретения имущества и ценных бумаг;

4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;

5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;

2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;

3) стимуляция производственных вложений;

4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;

5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;

2) покупка ценных бумаг в своей стране;

3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;

2) ухудшение материального положения большей части населения;

3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;

5) нестабильная политическая ситуация;

6) большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;

3) большой внутренний рынок;

4) дешевая рабочая сила;

5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;

6) быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.

Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.

Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

Читайте также  Инвестиции частных лиц и компаний

В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.

Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.

Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:

1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3) радикализация борьбы с преступностью;

4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;

5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2017 годах, в % к предыдущему периоду

Основными отраслями для инвестирования остаются транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью, услуги.

В общем объеме инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов, по данным за 2017 год, составила менее 8%. Объемы кредитования юридических лиц, несмотря на появившийся рост в 2016 году, вновь снизился.

Источники привлечения средств (% из числа опрошенных, респонденты могли пользоваться несколькими источниками финансирования)

Данные выводы подтверждают и многочисленные рейтинги, оценивающие условия ведения бизнеса в стране, прежде всего, Doing Business (составляется группой Всемирного банка), хотя по итогам 2016 года Россия поднялась с 51-го на 40-е место среди 190 стран, а по итогам 2017 года – на 35-е. Об этих же тенденциях свидетельствует и проведенный ТПП РФ опрос регионального предпринимательского сообщества «Финансы для бизнеса», участие в котором приняли свыше 120 организаций различных форм собственности из 30 субъектов Российской Федерации.

Предприниматели, оценивая источники финансирования, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского кредитования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития (без учета реализуемых мер государственной поддержки предпринимательства). При этом, наибольший риск, с которым сталкивались респонденты при привлечении инвестиций и финансирования, заключается в изменении процентной ставки и курсовой разницы.

Одной из важных проблем, тормозящих накопление основного капитала в России, являются высокие процентные ставки по кредитам. По оценкам участников опроса, снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015-2017 годах. К ним также отнесено снижение спроса как внутреннего, так и внешнего, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг.

Учитывая результаты исследования, можно сказать, что оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта. В таком случае, по нашему мнению, предприятия смогут не только активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.

Если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то по данным Банка России по итогам 2017 года объем прямых иностранных инвестиций достиг 27,9 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышает результаты 2016 года, по итогам которого зарубежные инвесторы вложились в 205 проектов в России: этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы. Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов, а в сравнении с 2015 годом число проектов с использованием прямых иностранных инвестиций выросло более чем на 60%.

Оценка рисков, с которыми сталкивались респонденты при привлечении инвестиций (балл, 1 — минимальный риск, 4 — максимальный риск)

Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. В прошлом году инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии и Франции, вложили средства в 63 проекта. Несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, количество профинансированных проектов со стороны США продолжает расти, в 2016 году их число составило 38 проектов – рекордный показатель с 2005 года.

Подготовлено Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ

Пути и меры по привлечению инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • · достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • · ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
  • · радикализация борьбы с преступностью;
  • · торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • · пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • · мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • · внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  • · запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • · предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
  • · формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
  • · В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
  • · срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
  • · принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  • · создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
  • · создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
  • · разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Читайте также  Инвестиции в инновации в электроэнергетике

Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

Региональная структура иностранных инвестиций в экономике РФ

В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой.

В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведение исследований, имеющих отраслевой и региональный аспекты.

Характерной чертой для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных районов, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

То есть можно говорить о территориальном дисбалансе в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80 % иностранных инвестиций поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получают иностранных инвестиций.

Решение о капиталовложениях в тот или иной регион иностранный инвестор принимает на основе рейтингов инвестиционной привлекательности регионов страны.

«Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражаются в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков.

Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Инвестиционный потенциал включает:

  • 1. природно-ресурсный — средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
  • 2. производственный — совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
  • 3. потребительский — совокупная покупательная способность населения;
  • 4. инфраструктурный — экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность;
  • 5. трудовой — трудовые ресурсы и их образовательный уровень;
  • 6. институциональный — ступень развитии ведущих институтов рыночной экономики;
  • 7. финансовые — объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;
  • 8. инновационный — уровень внедрения достижений научно-технического прогресса;
  • 9. туристический — объем притока туристов.

Наиболее известным российским рейтинговым агентством является «Эксперт-Регион», которое оценивает рейтинг субъектов Федерации по условиям инвестирования.

Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как видно из таблицы, являются крупные городские агломерации — Москва, Санкт-Петербург.

Согласно данным рейтинга Волгоградская область занимает 22 место (2007 г. — 20 место), по инвестиционному потенциалу среди регионов Российской Федерации. Это не удивительно, так как Волгоградская область сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Южного федерального округа Российской Федерации, привлекательным для иностранных инвесторов. Даже не смотря на отрицательную динамику иностранных инвестиции, предприятия и организации Волгограда развивали деловые контакты с иностранными партнерами в сфере услуг во внешнеэкономической деятельности.

Для сравнения Астраханская область занимает 58 место в рейтинге, Республика Калмыкия 83. Краснодарский край занимает 6 место.

Высокая доля инвестирования приходится на обрабатывающие производства, особенно в производстве пищевых продуктов и нефтепродуктов — 26 процентов от общего объема инвестиций.

Увеличивается инвестирование сельского хозяйства. По наличию сельскохозяйственных угодий в составе субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. Уникальные почвенно-климатические условия Волгоградской области позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, маслосемян подсолнечника и горчицы, овощей, фруктов, продукции животноводства. Потребности в инвестициях перерабатывающей промышленности из расчета возможных производства и переработки сельхозпродукции весьма значительны.

Администрацией Волгоградской области особое значение придается привлечению иностранных инвестиций в экономику региона в качестве основного инициатора в создании образа открытого региона для иностранного капитала.

Активизации инвестиционной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры.

Перспектива развития региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы и развитие уникальных рекреационных территорий для туризма.

«На территории области разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды. Особенно следует отметить наличие больших запасов углеводородов — свыше 500 млн. тонн нефти, 1,2 трлн. куб. метров газа и свыше 450 млн. тонн газового конденсата. Уникальны огромные (более 250 млрд. тонн) разведанные залежи бишофита (хлормагниевой соли). Волгоградская область располагает крупнейшим в мире месторождением этого ценного природного минерала, который в своем составе содержит почти все элементы таблицы Менделеева. Регион характеризуется разнообразными рекреационными ресурсами: климат, лечебно-оздоровительные условия, минеральные воды, лечебные грязи и рапа озера Эльтон.»[27]

За период 1993-2008 гг. в экономику области было вложено 860,1 млн. долл. США инвестиций, в том числе прямых инвестиций — 333,3 млн. долларов США. Вложение средств в основном производилось в предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей. За первое полугодие 2008 года в регион поступило 50 млн. долл. США иностранных инвестиций. Практически вся эта сумма направлена на развитие предприятий цветной и черной металлургии и пищеперерабатывающей промышленности. Кроме того, иностранным инвесторам предлагается возможность инвестировать другие значимые для государства проекты, такие как реконструкция Волгоградского международного аэропорта, Волго-Донского судоходного канала, строительство мостового перехода через реку Волга, Центра по трансплантации почки и диализа и ряд других.

К вышесказанному хотелось бы добавить, что к основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата можно отнести инновационную деятельность, в первую очередь — организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки.

Инвестиционная деятельность в Волгоградской области

Волгоградская область образована 10 января 1934 г. с областным центром — г.Волгоград.

В области действует прогрессивное местное инвестиционное законодательство, предполагающее целый набор преференций для потенциальных инвесторов. Волгоградская область выбрала либеральную модель инвестиционной политики и предлагает максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который закреплен в соответствующих нормах регионального законодательства. Законом Волгоградской области от 14.02.2002 г. № 668-ОД «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» определены возможности государственной поддержки:

  • · на погашение части процентной ставки по банковскому кредиту;
  • · содействия развитию инфраструктуры;
  • · для установления инвесторам и пользователям объектов инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам.
Читайте также  Виды инвестиций в недвижимость их характеристика

В соответствии с Законом Волгоградской области от 28.04.2007 г. № 1455-ОД « О государственных гарантиях Волгоградской области» субъектам инвестиционной деятельности могут предоставляться государственные гарантии Волгоградской области. Администрацией Волгоградской области, потенциальным инвесторам предлагается механизм «одного окна», в рамках которого оказывается организационная помощь и поддержка на любом этапе проекта — от разработки концепции, выбора и согласования земельного участка до ввода объектов в эксплуатацию.

Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности.

Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер, направленных на привлечение различных источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур.

Сегодня, на территории Волгоградской области действует более 80 кредитных организаций. Наиболее крупными кредитными организациями, осуществляющими кредитование и проектное финансирование инвестиционных проектов: «Сбербанк РФ», «ВТБ», «МДМ-Банк», «Газпромбанк», «Уралсиб», и Банк «Возрождение». Кроме этого, в настоящее время на территории г. Волгограда функционируют представительства практически всех крупнейших страховых организаций «России»: «Росгосстрах-ЮГ», «Военно-страховая компания», «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», «Ренессанс-Страхование», «Югория», «Росно», «Россия» и др., способных оказывать услуги по страхованию рисков.

В сотрудничестве с кредитными организациями в области осуществляют деятельность порядка трех десятков лизинговых компаний, наиболее крупными из которых являются: «Волгоградская областная лизинговая компания», «Каркаде-Лизинг», «Европлан», «Ликон», «РМБ-Лизинг» и др. При этом, в рамках местного законодательства лизинговые компании региона имеют преференции в виде предоставления бюджетных кредитов, гарантий, льгот по налогам и сборам.

На протяжении последних нескольких лет экономика Волгоградской области демонстрировала устойчивые темпы пророста инвестиций. Ежегодные темпы прироста инвестиций в основной капитал за последние годы составляет 35-55 %. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, объем инвестиций в 2008 году вырос и составил 82,6 млрд. рублей. По данному показателю Волгоградская область занимает третье место в Южном федеральном округе, уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области.

Основные объемы инвестиций направляются на развитие обрабатывающих производств, транспорта и связи. Рост инвестиционной привлекательности Волгоградской области, позитивные тенденции экономической и финансовой стабильности подтверждаются российскими и международными рейтинговыми агентствами.

Основные ориентиры экономического развития области на ближайшие годы изложены в Программе социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года (далее-Программа), утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2003 года № 885-ОД и включенной в Реестр программ субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России. Приоритетные направления Программы включают комплекс мер по стабилизации и дальнейшему развитию предприятий различных отраслей экономики, таких как добывающая промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, черная металлургия, промышленность строительных материалов. Особое внимание уделяется поддержке предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Реализуются наиболее эффективные научно-инновационные, инвестиционные проекты, реализация которых обеспечит социально-экономическое развитие, экологическую безопасность региона.

В области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Увеличение производства товаров и услуг, реформирование агропромышленного комплекса, строительство жилья, увеличение реальных доходов населения, меры по активизации инвестиционной деятельности являются важнейшими характеристиками социально-экономической ситуации.

К числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Волгоградской области, относятся: развитая транспортная инфраструктура; значительный промышленный потенциал; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность.

Инвестиционная деятельность нерезидентов охватывает более 150 предприятий области. Приоритеты деятельности иностранных инвесторов включают: разведку и добычу нефти — российско-германское предприятие «Волгодеминойл»; строительство и отделку зданий — российско-итальянское предприятие «Колумбус»; производство и продажу прохладительных напитков — британское предприятие «Кока-Кола»; производство кислорода — российско-британское предприятие «Волгоградский кислородный завод» и ряд других.

В Михайловском районе работает целая группа российско-греческих предприятий. В их состав входят 4 предприятия по выращиванию свиней -«Крити», «Родос», «Патра», «Вергина», а также комбикормовый завод и строительная фирма «Гросс». Основным управляющим этой фирмой является совместное предприятие «Афины-Волга».

В городе Волжском АО «Оргсинтез» имеет долголетний опыт сотрудничества с французской компанией «Рон Пуленк», инвестиции которой позволили произвести реконструкцию производства сероуглерода и метионина.[28]

За последние годы доля иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгоградской области, в общем объеме иностранных инвестиций по России неуклонно росла. Наиболее активно и постоянно осуществляли реализацию проектов на территории области инвесторы из Канады, Италии, Германии и Великобритании.

Исходя из данных, представленных в приложении 8 видно: наиболее крупными иностранными инвесторами в области являются представители Германии, Кипр и США. Среднее положение по объему вкладываемых инвестиций занимают представители Великобритания, Канады и Италия. Незначительными по объемам являются инвестиции Греция, Словении и Франция.

Попытаемся проанализировать поступление иностранных инвестиций за последние 2 года (2011-2012 гг.)

«На конец 2012 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда составил 343,3 млн. долл. США, в том числе, прямых — 62,3 млн. долл. США, и прочих — 37,7 млн. долл. США.»[27]

Среди восьми районов Волгограда в 2012 году иностранные инвестиции были направлены только в четыре. Практически весь объем инвестиций был направлен в обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес занимали инвестиции в экономику предприятий Краснооктябрьского района — 51 процент.

Первое место по объему вложенных инвестиций в экономику Волгограда за 2012 г. заняла Австрия (50 процентов от всего объема поступивших иностранных инвестиций в форме кредитов), второе место заняла Великобритания (24 процента в форме кредитов), третье место — Германия (16 процентов в форме прямых инвестиций), четвертое место — Кипр (4,9 процента в форме прочих инвестиций) и пятое место — Нидерланды (4,6 процента в форме прямых инвестиций).

На конец декабря 2012 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, составил 144,5 млн. долл. США (90,0 процентов от общего объема накопленных иностранных инвестиций Волгоградской области).[27]

Переговоры и взаимные договоренности были направлены на развитие в Волгограде въездного туризма, соответствующей инфраструктуры, в том числе строительство и реконструкцию гостиниц, ресторанов, торгово-развлекательных центров, открытие прямых авиамаршрутов из Волгограда в страны Центральной Европы и Азии. Велись переговоры с такими компаниями и фирмами, как Nissan, Mazda, Hivec (Япония), Martec Recycling Corp., Aluma System, Tridel, Toronto Transit Comission, Koss Canada inc (Канада), Siemens, Sanm, AG Fonex Machinery, Hausmaxx HSW (Германия), IVECO, Gaia, BPV (Италия), Хиреш ЕП, Линдоб (Венгрия) и другими.

«В качестве примеров результата международного и межрегионального сотрудничества можно привести следующие мероприятия:

  • · · разработка программ сотрудничества (с итальянским концерном “Гайя” в области утилизации опасных медицинских отходов, с германской компанией “Келер-технологосистемы Гмб Х G Co. КГ” в области охраны окружающей среды, с Арканзасским Университетом Медицинских Наук (США) в области семейной медицины и борьбы с туберкулезом, с канадской компанией “Косс Канада ИНК” в области строительства быстровозводимого и дешевого жилья коттеджного типа);
  • · ·договоренность о создании в Волгограде совместного предприятия “Мотовело-Юг” с предприятием “Мотовело” (Беларусь), предназначенного для продажи и сервисного обслуживания белорусской мото-велотехники в девяти регионах России;
  • · · проработка вопросов реализации программ (“Ретрофитинг” с компанией “Сименс” по модернизации имеющегося на предприятиях Волгограда станочного парка, производства и капитального ремонта трамваев совместно с чешскими предприятиями);
  • · · переговоры с “Федеральным союзом предприятий среднего бизнеса Германии” (г. Гамбург) о производстве в Волгограде транспортных двигателей и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3-х тонн. Общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, на конец июня 2012 года составил 343,3 млн. долл. США (что на 38,2 процента меньше аналогичного показателя 2011 года) »[24]

Наибольший удельный вес иностранных инвестиций за 2012 г. на примере Дзержинского района поступило в обрабатывающее производство. Основную масса иностранных инвестиций направляется в пищевую промышленность и черную металлургию.

Среди полученных иностранных инвестиций только инвестиции в обрабатывающие производства были в форме прямых, остальные в форме прочих.

Делая вывод, хотелось бы отметить, что Волгоградская область является одним из лидеров Южного федерального округа по темпам экономического развития. По многим показателям индустрия области занимает ведущие позиции в Южном федеральном округе. Традиционно регион считается сельскохозяйственным, однако в последние годы основную часть поступлений в бюджет региона дает промышленность. Эти же тенденции прослеживаются и в привлечении иностранных инвестиций в регион.

Источники: http://www.telenir.net/delovaja_literatura/investicii_konspekt_lekcii/p3.php, http://investment-in-russia.com/site/page?view=INVEST, http://studwood.ru/1403434/finansy/puti_mery_privlecheniyu_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто