13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Официальная политика предписывает оказывать поддержку зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции — это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем. Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Так в целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г. Этот закон действительно положительно повлиял на инвестиции в России.
Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций в 1995 г. был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
разработка и принятие программы укрепления курса рубля.
Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут учтены правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
Содействие иностранным инвестициям.
Важнейшим целевым направлением таможенной политики являются меры содействия по привлечению иностранных инвестиций. Решение этой проблемы основывается на развитии и широком использовании специфических таможенных процедур, например, переработки товаров на или вне таможенной территории, обеспечивающих стабильность и предсказуемость действий таможенных органов, а также ускоренный и упрощенный процесс таможенного оформления. Следует надеяться, что в дальнейшем получат развитие важнейшие экономические таможенные процедуры, связанные с переработкой сырьевой иностранной продукции на территории России, создающие благоприятные условия для международной кооперации производства; процедура свободных таможенных зон и свободных складов. Должны получить признание процедуры освобождения от таможенных пошлин товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в Россию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий, а также льготные механизмы по их снижению на некоторые виды продукции иностранных инвесторов. Применение практически новых для отечественной практики таможенных процедур, аналоги которых действуют в западных странах, может стать стимулом для иностранных партнеров.
Основными целями таможенной политики России в условиях ЕАЭС остаются, во-первых, обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и ТТР товарообмена на его таможенной территории. Во-вторых, осуществление разумного торгового протекционизма и участие в реализации торгово-экономических задач по защите общего товарного рынка. Наконец, еще одной целью является стимулирование развития национальной экономики этих стран и содействие их структурной перестройке.
Основными средствами осуществления таможенной политики в настоящее время выступают экономические инструменты системы ТТР, а также административные меры — антидемпинговые и компенсационные, система таможенного контроля, таможенные процедуры, технологический механизм таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В условиях ЕАЭС реализуется единая таможенная политика через систему органов государственной таможенной службы РФ.
Источники: http://econ.wikireading.ru/9654, http://fin.bobrodobro.ru/26597, http://studme.org/276418/ekonomika/sodeystvie_inostrannym_investitsiyam
Источник: