- Стимулирование иностранных инвестиций;
- Стимулирование прямых иностранных инвестиций
- реферат ин инвест.docx
- 2.1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)………..12
- 2.2. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования… ……………………………………………18
- Стимулирование привлечения иностранных инвестиций
Стимулирование иностранных инвестиций;
Стимулирование иностранных инвестиций чаще всего происходит в виде налоговых льгот.
К числу налоговых льгот относят следующие:
— косвенные налоговые льготы
Преимуществом обладают инвестиционные скидки и налоговый кредит.
Налоговый кредит – после определения суммы налогового кредита, она перечисляется на специализированный налоговый счет. Компания получившая такую льготу, считается обычным налогоплательщиком. Единственное отличие – все свои налоги она оплачивает с налогового счета, до тех пора пока он не обнулится. После этого налоговый счет закрывается на определенный период времени. Если после закрытия счета сальдо не равно нулю, то они приплюсоваются к средствам предприятия. Налоговый кредит – это вычет из налога на прибыль, части инвестиционных расходов компании, с условием использования этого кредита, для возможных капитало вложений.
Инвестиционная скидка— выражается в снижении налоговых ставок, эффект от ее применения аналогичен эффекту от налогового кредита.
Есть разновидность инвестиционных скидок:
— налог на прибыль уменьшается на затраты на научные исследования и на научные разработки;
— ускоренная амортизация (она дешевле, она стимулирует рост краткосрочных кап вложений);
— инвестиционные субсидии – не очень эффективные, потому что бюджетная эффективность этих субсидий часто отрицательная.
— косвенные налоги (освобождение товаров из под НДС и беспошлинный ввоз).
— особые экономические зоны – это территории с особым экономическим и юридическим статусом, создающие благоприятные условия для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Различают пять типов зон:
1) Пределы национальной таможенной территории – в основном осуществляются вопросы о складировании и прочей адаптации товаров к рынку сбыта.
2) промышленно-производственные – зоны со специальными таможенными режимами, в которых промышленные компании производят импортозамещающуюю продукцию.
3) Технико внедренческие зоны – это территории на которых находятся национальные и зарубежные, исследовательские, научно-производственные и прочие компании, которые занимаются научными изысканиями с действующей системой льгот.
4) Сервисные – новые территории для которых предусмотрен льготный режим для предпринимательской деятельности, особенно финансового характера.
5) Комплексные зоны – льготный хозяйственный режим, для конкретной территории.
Каждая свободная экономическая зона имеет свой набор льгот и преференций, но есть базовые льготы одинаковые для всех:
1) Внешнеторговые – беспошлинный ввоз и вывоз товара.
2) Налоговые льготы – каникулы от 5-20 лет, иностранцы освобождаются от налога на имущество или налога с оборота, там присутствуют скидки с налога на прибыль и так далее.
3) Финансовые льготы – инвестиционные субсидии для вновь прибывших и льготные госкредиты.
4) Административные льготы – упрощенные порядки въезда-выезда, регистрации для компании и так далее.
Вывод: одних только льгот для свободных экономических зон недостаточно, для них важным является понятие инвестиционного климата.
На территории РФ первые зоны появились в конце 80-х годов, но союзную программу не реализовали. Вторая волна пришлась на 1990 год, тогда образовали 19 СЭЗ, потом в 1995 годах, попытались законодательно привести в порядок, но не один законопроект на эту тему принят не был, в настоящее время существую 13 СЭЗ, скорее на бумаге чем в реале (СЭЗ «Находка» и СЭЗ «Янтарь», — более известные СЭЗ).
Плюсы этих мест:
— Зоны с определенным опытом ВЭД
1) режим свободной торговли вызвал рост контрабанды.
2) Производственная сфера пришла в упадок.
3) Эти области потребовали дополнительных бюджетных дотаций.
4) Иностранные инвестиции туда потекли хуже чем во многие другие регионы.
Основные проблемы СЭЗ в РФ:
1) Плохо проработана законодательная база.
2) Слишком большие размеры СЭЗ.
3) Недостаточное финансирование государства.
Стимулирование прямых иностранных инвестиций
реферат ин инвест.docx
Введение………………………………………………………… ………………. 2ГЛАВА 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций……………………………..3
1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений…………………………………… …………………………..5
1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности……………………………………………… …..7
ГЛАВА 2. Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России……………………………………………………………… …………….12
2.1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)………..12
2.2. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования… ……………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………. 28
Независимо от уровня экономического развития любая страна стремится привлечь иностранные капиталы, получить прямые или косвенные эффекты от этих инвестиций. Наибольшую роль в привлечении средств играют макроэкономические факторы, в том числе емкость внутреннего рынка, валютная, политическая стабильность, а также уровень развития инфраструктуры и квалификация рабочей силы. Кроме того, важна инвестиционная политика принимающей страны, обеспечивающая гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Инвестиционная политика определяет специфику направления вложений средств, обеспечивающих регулирование допуска зарубежных инвестиций в принимающую экономику, а также способы их стимулирования.
Инвестиционная политика реализуется как на основном (национальном) уровне, так и на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Каждый из уровней регулирования отличается своей спецификой и характеризуется определенной степенью влияния на приток иностранных инвестиций.
Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования зарубежных инвестиций.
Цель работы состоит в определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть инструменты стимулирования зарубежных инвесторов
-провести обзор нормативно- правовой базы
-изучить текущее состояние инвестиционного климата в России
— ознакомиться с изменениями законодательства в Российской Федерации
Глава 1. Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов и обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций
Секретариат ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган Генеральной Ассамблеи ООН) разработал классификацию средств, позволяющих стимулировать иностранные капиталовложения. Выделяют три группы льгот:
— фискальные (налоговые) льготы;
Политика стимулирования инвесторов в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно.
В практике стимулирования инвесторов промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой — фискальные и налоговые средства стимулирования
1.1. Налоговые льготы
Чаще всего используются следующие налоговые льготы:
— льготное косвенное налогообложение, в частности снижение ставок таможенных пошлин.
Самые популярные налоговые льготы – налоговые каникулы, выражающиеся в отсрочке от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня получения первой объявленной прибыли. Сроки и условия предоставления налоговых каникул различны в разных странах. Как правило, они предоставляются на 2–10 лет.
Налоговые каникулы предпочтительны для компаний по нескольким причинам:
— благоприятны для инвесторов, ожидающих высоких прибылей и вкладывающих капитал независимо от наличия или отсутствия подобных льгот;
— обеспечивают большие возможности для ухода компании от налогообложения за счет механизма трансфертных цен;
— ограниченный срок налоговых каникул стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, способные принести прибыль к истечению их срока.
Более действенными инструментами для привлечения капитала являются инвестиционные скидки и налоговый кредит. Доходы от применения этих льгот более прозрачны, их легче контролировать.
Система налогового кредита проста и эффективна. Если сумма налогового кредита, предоставляемого компании, определена, эта сумма перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая налоговый кредит, считается обычным налогоплательщиком, единственное ее отличие – ответственность за налогообложение доходов оплачивается за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, до тех пор пока сальдо баланса не станет нулевым. Тогда налоговый счет на определенный законодательством период закрывается, а его неизрасходованный остаток разрешается использовать.
Инвестиционные скидки, предполагающие снижение налоговых ставок, применяются аналогично налоговым кредитам и оказывают аналогичный эффект. Единственное различие между ними заключается в следующем. Корпоративный налог взимается по нескольким ставкам, тогда как сумма инвестиционной скидки определяется в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки.
Инвестиционные субсидии – разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов. Инвестиционные субсидии выражаются в снижении налоговых ставок и выделении государственных дотаций. Инвестиционные субсидии индивидуального характера могут предоставляться в прямой форме на основе соглашений между правительственными структурами и зарубежными инвесторами. Эти соглашения конфиденциальны, их содержание не афишируется.
Ускоренная амортизация – увеличение годовых амортизационных отчислений, предполагающее, что часть прибыли относится на издержки производства и освобождается от налогообложения. По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привлечения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества: во-первых, она обходится дешевле. Во-вторых, если ускоренная амортизация применяется на временной основе, она может стимулировать краткосрочный рост капиталовложений. При этом инвесторы вкладывают средства, рассчитывая на будущий эффект.
Льготное косвенное налогообложение предполагает освобождение от НДС сырья и капиталоемких товаров, снижение или ликвидацию на определенный срок ставок таможенных пошлин, а также введение системы условно беспошлинного ввоза. Льготы подобного рода применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой. Другая форма этих льгот – ликвидация или уменьшение ставок импортных таможенных пошлин.
1.2.Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений.
Помимо налоговых льгот, для привлечения зарубежных инвестиций многие страны широко используют финансовые и прочие стимулы.
К финансовым льготам относятся:
1) прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, производственных или маркетинговых расходов инвестиционных проектов;
2) субсидированные займы;
3) гарантии на предоставляемые займы;
4) гарантированные экспортные кредиты;
5) участие государственного капитала в инвестициях, связанных с проектами, которые отличаются высоким коммерческим риском;
6) государственное страхование льготных кредитов для некоторых рисков, связанных, например, с изменением курса валюты, девальвацией, а также для некоммерческих рисков – экспроприации, изменения политического строя страны и др.
К группе прочих льгот относятся:
1) субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфраструктуры инвестиционных проектов;
2) субсидирование услуг, в том числе помощь с источниками финансирования, разработкой проектов, предоставлением информации о конъюнктуре рынков, наличии сырья, при подготовке кадров, в предоставлении технических возможностей для развития ноу-хау или улучшении контроля качества;
3) преференциальные государственные контракты;
4) закрытие рынка для последующего прихода других производителей или предоставление отдельным компаниям монопольных прав на производство тех или иных товаров;
5) защита инвесторов от импортной конкуренции;
6) специальные программы по предоставлению инвесторам иностранной валюты, гарантированию риска при получении иностранных займов, концессий по кредитам в иностранной валюте и специальные льготы по репатриации доходов и капитала.
В развивающихся странах широко распространены программы содействия привлечению инвестиций. Такие программы охватывают экспорто – ориентированные компании, а также физических лиц, производящих товары (кроме нефти) и осуществляющих прямой экспорт на сумму не менее 2 млн. долл. в год.
Независимо от уровня экономического развития разные страны активно поддерживают приток инвестиций в депрессивные районы. В частности, компании, вкладывающие средства в менее развитые регионы, получают 100%-ную скидку с налогооблагаемого дохода в отношении издержек на строительство инфраструктуры, 100%-ную скидку с налогооблагаемых сумм оплаты стоимости рабочей силы, а также льготы, аналогичные предоставляемым приоритетным компаниям.
Поддерживается также финансирование инфраструктуры и НИОКР. Еще один вид льгот – снижение ставок коммунальных платежей.
1.3. Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности
Анализ законодательной базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности я начинаю с Конституции Российской Федерации. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепляет общие права инвесторов как граждан РФ и свободу экономической деятельности в форме инвестиций. В соответствие с Конституцией, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности» . В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение имущества и финансовых средств . Этот принцип очень важен, так как позволяет производить инвестиции в любой регион России, в любое предприятие независимо от местоположения инвестора. Конституция запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин и каких-либо других препятствий для перемещения товаров и финансовых средств.
Следующий за Конституцией уровень законодательства – кодексы законов РФ.
Гражданский кодекс РФ, часть 1 (№51-ФЗ от 30 ноября 1994 года) и часть 2 (№14-ФЗ от 26 января 1996 года) регулирует предпринимательскую, в том числе инвестиционную деятельность, определяя ее общие принципы. Для осуществления инвестиционной деятельности важное значение имеет дееспособность (для физических лиц) и правоспособность (для юридических лиц)
Гражданский кодекс четко определяет объекты инвестирования: ценные бумаги (ст. 142-149), земля и недвижимость (ст. 549-557), предприятия как имущественные комплексы (ст. 559-566), банковские счета и вклады (главы 44 и 45).
Налоговый кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая №146 ФЗ от 31 июля 1998 г.-устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ; часть 2 №118-ФЗ от 5 августа 2000 — определяет порядок взимания налогов.
Налоговый кодекс устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» и это относится и к инвесторам. Сами по себе инвестиции, если они производятся в денежной форме, налогообложению не подлежат, однако результаты инвестирования являются объектом налогообложения.
Непосредственное отношение к инвестициям имеют статьи 66-68 НК РФ, касающиеся инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит как «изменение срока уплаты налога, при котором организации… предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов» представляет собой опосредованную инвестицию государства в хозяйствующий субъект. Важно то, что данная инвестиция долгосрочна (от 1 до 5 лет) и предоставляется на приемлемых условиях (ставка по кредиту не может превышать 3/4 ставки рефинансирования ЦБ).
Бюджетный кодекс РФ. Бюджетный кодекс РФ №159-ФЗ от 9 июля 1999 года не только устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, но и определяет инвестиционную деятельность государства в рамках бюджета, а также особенности инвестиций в государственные ценные бумаги.
Бюджетный кодекс, деля все расходы бюджета на текущие и капитальные , относит к капитальным расходам бюджета средства, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты юридическим лицам, а также расходы на проведение ремонта и другие капитальные расходы, связанные с собственностью государства . В рамках капитальных расходов формируется бюджет развития РФ. Приоритетными для бюджетных инвестиций признаются федеральные целевые программы, предусматривающие расходы на инвестиции в сумме более 200000 МРОТ (Миним́альный разм́ер опл́аты труд́а).
Федеральные законы РФ в области инвестиций:
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом под капитальными вложениями понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства)». Стоит отметить, что действие закона не распространяется на инвестиции в банки, страховые организации. Весьма подробно в Законе рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (глава III), оно направлено как на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, так и на непосредственное участие государства в инвестиционных проектах. Особо следует отметить возможность предоставления государством гарантий по инвестиционным проектам и финансирования инвестиционных проектов из бюджета развития. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» принятый 9 июля 1999 г. №160-ФЗ (с изменениями от 29.04.2008 N 58-ФЗ,от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 16.11.2011 N 322-ФЗ,от 06.12.2011 N 409-ФЗ) определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что Закон не распространяется на иностранные инвестиции в банки, страховые и некоммерческие организации.
Закон определяет иностранного инвестора как «иностранное юридическое лицо которое вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации» , а иностранную инвестицию как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав» . В Законе также определены следующие понятия: прямая иностранная инвестиция (приобретение иностранным инвестором не менее 10% в уставном (складочном) капитале коммерческой организации РФ), приоритетный инвестиционный проект (проект с иностранными инвестициями свыше 1 млрд. руб. или с долей иностранного инвестора в уставном (складочном капитале) не менее 100 млн руб.), срок окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирование, совокупная налоговая нагрузка.
Важным положением Закона является гарантия полной и безусловной защиты прав иностранного инвестора; иностранный инвестор получает «право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов». Кроме того, иностранному инвестору гарантируется свобода использования прибыли и доходов, в том числе и перевод средств после уплаты всех налогов за границу.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Природные богатства России могут быть предметом интереса как отечественных, так и иностранных инвесторов. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» №225-ФЗ от 30 декабря 1995 г.принят в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Часто инвестиции осуществляются в эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации). Целям обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определения порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг служит Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ от 5 марта 1999 года.
Федеральный закон «О бюджете развития РФ». Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» №181-ФЗ от 26 ноября 1998 г. определяет правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты.
Федеральный закон «Об акционерных обществах». Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г. (с изменениями и дополнениями от от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 14.06.2012 N 77-ФЗ,от 28.07.2012 N 145-ФЗ,) устанавливает общие положения об акционерном обществе. Этот Закон интересен, так как именно акционерные общества являются наиболее привлекательным объектом для инвестиций.
Федеральный закон «О лизинге». Федеральный закон «О лизинге» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г. ставит целью развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
Стимулирование привлечения иностранных инвестиций
В комплексе мер по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в республику Узбекистан выделяют различные гарантии и льготы для иностранного инвестора. К налоговым льготам предприятий с иностранными инвестициями относятся:
- · освобождение на 7-летний срок от уплаты налога на доход (прибыль), если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов Государственной инвестиционной программы;
- · вновь создаваемые предприятия, включая предприятия с иностранными инвестициями (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), уплачивают налог на доход (прибыль) в первый год с момента регистрации в размере 25 процентов и во второй год в размере 50 процентов от установленной ставки. В последующие годы налог на доходы (прибыль) уплачивается в полном размере по установленной ставке; вновь создаваемые предприятия, включая предприятия с иностранными инвестициями (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), созданные на территории поселков, кишлаков и аулов, в первый год с момента регистрации освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), во второй год уплачивают налог в размере 25 процентов и в третий год в размере 50 процентов от установленной ставки. В последующие годы налог на доходы (прибыль) уплачивается в полном размере по установленной ставке;
- · 50% снижение налога на доход (прибыль), если компания экспортирует не менее 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг);
- · 30% снижение налога на доход (прибыль), если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг);
- · освобождение на 5-летний срок от уплаты налога на доход (прибыль) юридических лиц, единого налога (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) в части продукции, произведенной по проектам локализации — если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов программы Локализации;
- · вновь созданные предприятия освобождаются от налога на имущества в течение двух лет с момента регистрации;
- · 50% снижение налога на имущество, если компания экспортирует от 30% общего объема продаж собственной продукции (работ, услуг);
- · 30% снижение налога на имущество, если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж собственной продукции (работ, услуг);
- · освобождение на 5-летний срок от уплаты налога на имущество в части основных производственных фондов, используемых для производства локализуемой продукции — если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов программы Локализации; освобождение на 5-летний срок от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые технологическое оборудование и запасные части к нему, а также материалы и компоненты, не производимые в республики и используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции — если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов программы Локализации;
- · освобождение ПИИ, занимающейся производственной деятельностью от уплаты земельного налога на два года с момента регистрации;
Указом Президента Республики Узбекистан от 20 июня 2003 года УП-3267 производственные предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви до 1 января 2005 года освобождаются от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость.
На 2004 г. общая ставка налога на доход (прибыль) установлена в размере 18%. инвестиция бюджет иностранный капитал
Ставка налога на доход (прибыль) производственных предприятий с иностранными инвестициями с долей иностранного капитала в уставном фонде 50% и более установлена в размере 16% если величина уставного фонда предприятия эквивалентна не менее 1.000.000 долларов США.
Ставка налога на доход (прибыль) юридических лиц, специализированных на производстве товаров детского ассортимента, предметов женской гигиены и изделий художественных промыслов, установлена в размере 10%.
К специализированным предприятиям относятся предприятия, производящие:
- — товары детского ассортимента, у которых в общем объеме производимых товаров в натуральном выражении товары детского ассортимента составляют не менее 60 процентов;
- — предметы женской гигиены и изделий художественных промыслов, у которых в общем объеме производимых товаров предметы женской гигиены и изделия художественных промыслов составляют не менее 60 процентов.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №390 от 13 ноября 2002 г. «О мерах по стимулированию насыщения рынка потребительскими товарами и совершенствованию взаимоотношений производителей и торгующих организаций» с 1 января 2003 года по 31 декабря 2007 года:
- Ш предприятия, производящие потребительские товары, уплачивают налог на доходы (прибыль) по доходам, полученным от производства потребительских товаров, по ставке, сниженной на 20 процентов против действующей;
- Ш предприятия, производящие товары детского ассортимента, уплачивают налог на доходы (прибыль) по доходам, полученным от производства товаров детского ассортимента, по ставке 7 процентов;
- Ш микрофирмы и малые предприятия уплачивают единый налог от выручки, полученной от производства потребительских товаров, по ставке, сниженной на 25 процентов против действующей; доходы (прибыль) производственных предприятий, полученные за счет прироста физических объемов производства потребительских товаров, освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль) и единого налога; предприятия, производящие непродовольственные потребительские товары (за исключением табачных и ювелирных изделий, мыла хозяйственного и туалетного, а также бензина), освобождаются от уплаты в бюджет акцизного налога при условии целевого направления высвобождаемых средств на увеличение производства, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемых потребительских товаров.
Кроме того, если предприятия с иностранными инвестициями получают свыше 60% доходов от продажи произведенной продукции или услуг, оно считается производственным предприятием с иностранными инвестициями. Таким предприятиям предоставляются дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы и стимулы.
Для иностранных компаний, осуществляющих разработку и разведку недр, предоставляется режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий:
- Ш эксклюзивное право на проведение на определенной территории поисковых и разведочных работ с последующей разработкой любого из выявленных на указанной территории месторождений путем создания совместного предприятия, на условиях концессии или раздела продукции;
- Ш преимущественное право на предоставление новой территории для продолжения поисковых и разведочных работ в случае не выявления на территориях, оговоренных в контракте на проведение этих работ, ресурсов, имеющих промышленную ценность;
- Ш право собственности и беспрепятственного вывоза предусмотренной учредительными документами совместного предприятия или концессионным договором части добытых углеводородов, а также продуктов их переработки на толлинговой основе;
- Ш гарантию на возмещение фактических затрат на поисковые и разведочные работы при открытии месторождений, имеющих промышленную ценность, в случаях передачи их для дальнейшей разработки Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз».
Иностранные компании, привлекаемые для ведения поисковых и разведочных работ на нефть и газ, освобождаются от:
- § всех видов налогов, отчислений и платежей, действующих на территории Республики Узбекистан, на период проведения геологоразведочных работ;
- § таможенных платежей при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ;
- § Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявшие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от:
- § уплаты налога на доход (прибыль) сроком на семь лет с начала добычи нефти или газа. По истечении указанного срока ставка налога на доход (прибыль) указанных совместных предприятий устанавливается в размере 50 процентов от действующей ставки;
- § уплаты налога на имущество и на доходы иностранных участников от долевого участия в совместных предприятиях;
- § обязательной продажи части валютной выручки от реализации продукции полученной в результате деятельности по добыче и переработке нефти и газа, на период возмещения вложенного капитала на поисковые и разведочные работы.
Привлечение иностранных инвестиций в развитие регионов Узбекистана:
C целью дальнейшего стимулирования привлечения иностранных инвестиций в создание совместных производств в регионах Республики Узбекистан, постановлением Кабинета Министров №459 утверждена «Программа создания в регионах республики предприятий с иностранными инвестициями».
Согласно которой, в период до 2005 года в регионах республики запланировано создание 292 предприятий с иностранными инвестициями во всех отраслях экономики, как: переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, легкая промышленность (производство текстильных изделий, пряжи, переработка хлопка и т.д.), производство строительных материалов, пищевая, химическая, электротехническая, машиностроение, производство товаров народного потребления и в прочих отраслях.
А также, в целях формирования благоприятных условий для создания и ускоренного развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, предприятий с иностранными инвестициями в регионах, в частности на территории Республики Каракалпакстан и Хорезмской области:
Производственные малые, средние предприятия и микрофирмы, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Каракалпакстан и Хорезмской области, независимо от системы налогообложения, уплачивают налоги (средние предприятия налог на доход) по ставкам, сниженным против действующих на 50%;
Потенциальным иностранным инвесторам в настоящее время предлагаются разные формы вложения инвестиций: создание совместных предприятий, предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий и т.д., а также множество конкретных проектов в различных отраслях экономики: индустриальном комплексе, сельском хозяйстве, транспорте, телекоммуникации, строительстве, здравоохранении, туризме.
В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране, широкого привлечения частных прямых иностранных инвестиций для реализации программ приватизации, модернизации, технического перевооружения и реконструкции производства, создания новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах республики, а также обеспечения надежной правовой защиты и гарантий для иностранных инвесторов был издан Указ Президента Республики Узбекистан от 11.04.2005 г. «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций».
Виды ПИИ, условия (операции) для применения льготы ПИИ
Источники: http://studopedia.su/14_106328_stimulirovanie-inostrannih-investitsiy.html, http://stud24.ru/investment/stimulirovanie-pryamyh-inostrannyh-investicij/487821-1893332-page1.html, http://studwood.ru/1016073/ekonomika/stimulirovanie_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy
Источник: