- Объем инвестиций в экономику германии
- Объем инвестиций в экономику германии
- Инвестиционная политика Германии
- «Мировое и национальное хозяйство»
- Издание МГИМО МИД России
- Научная студенческая конференция «Международное движение капитала и участие в нем стран и регионов мира»
- Прямые инвестиции Германии за рубежом
Объем инвестиций в экономику германии
- Главная
- О Германии
- Экономика Германии
Обзор экономики Германии
Общая характеристика экономики
Экономика ФРГ представляет собой крупнейшую, а так же, как показал финансовый кризис 2008-2009 гг., наиболее устойчивую и конкурентоспособную экономику в Европе. Её основу составляют частнопредпринимательские инициативы (почти 70% постоянных рабочих мест обеспечиваются малыми и средними предприятиями) и эффективная коммерциализация научно-технических разработок. Продвижение по этим важнейшим направлениям обеспечивается посредством паритетного участия в финансировании перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). То есть на основе хорошо организованного и структурированного частно-государственного партнерства, где обе стороны реально заинтересованы и прилагают необходимые усилия для экономического роста и повышения благосостояния граждан страны. В неизменных ценах (база 2005 г.) ВВП страны вырос в 2013 г. на 0,4 % по сравнению с 2012 г. В текущих ценах рост ВВП составил 2,67% (2,74 трлн. евро в 2013 г. против 2,66 трлн. евро в 2012 г.).
ФРГ обладает наибольшими конкурентными преимуществами практически во всех важнейших отраслях экономики, в том числе, в автомобилестроении, авиастроении, электротехнике и производстве медицинской техники, специального оборудования и транспортных средств, химической и фармацевтической промышленности, станкостроении, производстве сельхозтехники, оборудования для пищевой промышленности, двигателей и приводов, различных аппаратов и измерительных приборов.
Машиностроение, по своей социально-экономической значимости – в среднем свыше 920 тыс. постоянных рабочих мест – представляет собой крупнейшую отрасль обрабатывающей промышленности ФРГ, в которой работает около 6 млн. человек. Отрасль включает в себя не менее 150-ти самостоятельных, преимущественно наукоемких и высокотехнологичных подотраслей с общим числом предприятий, находящихся в частной собственности, около 6,3 тыс. единиц.
Второе место – электротехническая промышленность (около 840 тыс. рабочих мест), третье место – автомобильная промышленность (порядка 720 тыс. рабочих мест), четвертое место – химическая промышленность (свыше 400 тыс. рабочих мест).
В 2013 году совокупный внешнеторговый оборот Германии вырос на 0,2% и достиг 2,4 трлн. Евро. При этом товарооборот сократился на 0,6%, составив 1,99 трлн. евро, а оборот услуг вырос на 3,7%, достигнув 0,45 трлн. евро. В 2013 г. Германия экспортировала товаров на сумму 1,09 трлн. евро и импортировала почти на 900 млрд. евро.
По объемам экспорта машин и оборудования ФРГ (удельный вес – около 20%) занимает первое место в мире (второе – США, третье – Япония).
Наиболее важные зарубежные рынки сбыта машинно-технической продукции ФРГ: Китай, США, Франция, Россия, Италия, Великобритания и Австрия.
Ежегодные расходы германских предприятий на НИОКР составляют в среднем 40-45 млрд. евро. В целом уровень текущих затрат на НИОКР и инновации в Германии составляет 2,8% ВВП (целевой ориентир Федерального правительства – 3% ВВП).
Занимая первое место в Европе (уровень затрат на НИОКР по странам ОЭСР составляет в среднем 2,2%), Германия уступает США, Японии и Китаю.
Роль и место экономики ФРГ в мировой экономике, перспективные области внешнеэкономического сотрудничества с Россией
Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европейского Союза.
Доля промышленности в германской экономике с типичными для нее предприятиями среднего бизнеса составляет 22% и позволяет ей занимать ведущее место на рынке. В других крупных промышленных странах Европы (Франция, Италия, Великобритания) в последнее время шли мощные процессы деиндустриализации, а потому их доля в данном секторе значительно меньше.
Германия является крупнейшим и наиболее технологически продвинутым в мире производителем чугуна, стали, угля, цемента, химикатов, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, судостроения, текстильных изделий.
Германия является ведущим мировым экспортером машин, транспортных средств, химических веществ, а также бытовой техники.
Ни одна другая страна так тесно не связана с мировой экономикой и не имеет такой зависимости от конъюнктуры мирового рынка, как Германия. Экспортные квоты большинства концернов, входящих в биржевые индексы, достигают в среднем 50% и больше (Adidas, Bayer, Daimler и т.д.). Фирмы среднего бизнеса и так называемые «hidden champions», высокоспециализированные предприятия с сфокусированным портфолио, очень часто выходят за счет своих успешных нишевых продуктов на уровень 80% экспорта.
Новые возможности для роста эксперты усматривают в секторе услуг. В то время как в Германии 2/3 всей экономики формируется за счет сектора услуг, в случае экспорта услуги составляют всего лишь 15%.
Несмотря на смещение центра тяжести мировой экономики в направлении Азии, ЕС по-прежнему остается крупнейшим в мире внутренним рынком и главным покупателем германских продуктов и услуг.
Самые привилегированные и постоянно развивающиеся торговые отношения связывают Германию с Францией. Франция с 1975г. не уступает позиции ведущего покупателя немецких товаров и по-прежнему остается главным торговым партнером Германии. Немецкий экспорт в США и Великобританию превышает импорт. В то же время в Норвегии, Нидерландах и Китае ФРГ покупает больше товаров, чем экспортирует в эти страны.
Экономическое доминирование Германии в Европе очевидно по многим пунктам.
В начале января 2013г. ФРГ разместила на рынке свои облигации объемом 3,5 млрд. евро по отрицательной ставке –0,009% годовых. За право купить долговые обязательства Германии инвесторы готовы платить собственные деньги.
Размещение долговых обязательств под отрицательный процент является уже относительно длительной практикой. В 2011г. ФРГ провела 70 размещений госдолга, и на 21 из них ставка была отрицательной. Крупные инвесторы пытаются найти наиболее надежные объекты вложения денег. В частности, многие иностранные пенсионные фонды по законам своих стран обязаны вкладывать определенную часть средств только в облигации государств с максимальным рейтингом надежности. Учитывая, потерю Францией в 2012г. высшего инвестиционного рейтинга AАА по классификации агентства Moody’s, рынок государственных облигаций, удовлетворяющих требованиям инвесторов, резко сократился. По факту инвесторы получают надежность, но при этом терпят убытки. По мнению экспертов, Германия, таким образом, с одной стороны, привлекает все больше инвестиций и это является для неё выгодным, а с другой — заимствование денег на внешнем рынке в долгосрочной перспективе представляет угрозы валютному союзу, т.к. сокращает доступ к финансированию другим странам.
Германия с населением 82 млн. человек в течение ряда лет подряд была мировым лидером по абсолютному денежному исчислению объема экспорта. С 2003 по 2008г.г. она обгоняла по этому показателю миллиардный Китай — и уступила первое место в 2009г. После некоторого спада мировой конъюнктуры в 2010 –2011г.г. в 2012г. немецкий экспорт снова стал уверенно расти. Сохранение и увеличение положительного сальдо означает сохранение разбалансированности европейских и мировых торговых потоков, завязанных на Германию.
Государства еврозоны давно призывают Германию принять меры для стимулирования внутреннего спроса за счет, например, снижения налогов, или повышения зарплат, что позволило бы повысить объем импорта в страну. Однако до сих пор эти призывы не находят поддержки у германских политиков.
Между тем, Берлин защищает экспортоориентированную модель своей экономики и заявляет, что не намерен приносить в жертву конкурентоспособность своих компаний, выпускающих товары с высокой добавленной стоимостью — автомобили, машиностроительное оборудование, химическую продукцию и другие товары — ради поддержки «отстающих».
ФРГ является безусловным лидером в области инноваций в ЕС.
Из 3-х критериев оценки (наличие интеллектуального капитала; способность внедрять на практике получаемые технологические знания; наличие развитой инфраструктуры национальных научно-исследовательских учреждений) Германии удалось сохранить свои прежние позиции.
В качестве негативных обстоятельств, требующих корректировки, при этом отмечается сравнительно низкий уровень оплаты труда научных работников, а также финансирования научно-исследовательских учреждений в ФРГ.
Германия – не только один из ведущих экспортеров в мире, но и лидер в сфере инвестиций. Объем ежегодных прямых германских инвестиций в последние годы. превышает 1трлн. евро, примерно половина суммы приходится на зарубежные рынки. Одновременно, Германия активно привлекает к себе зарубежные инвестиции. Европейские инвесторы (прежде всего, из Нидерландов) делают выбор в пользу Германии ввиду развитой инфраструктуры и высокого образовательного уровня, интерес китайских инвесторов связан с know-how, а для японских концернов инвестирование привлекательно с точки зрения высокого курса йены.
Фокус германских инвесторов и экспортеров смещается на растущие рынки государств BRICS –Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Эти пять стран являются региональными лидерами экономического развития и рассматриваются как равные партнеры германского бизнеса. Внешнеторговые палаты Германии указывают также на другие перспективы, связанные с активно растущими азиатскими государствами – Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Федеральный союз германской промышленности (BDI) уже определил несколько стран, которые будут интересны для Германии. Это латиноамериканские государства Чили, Колумбия и Перу, а также страны арабского мира и восточноафриканского региона.
Перспективы экономического сотрудничества с Россией
Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией не только традиционно относится к наиболее продвинутым областям двусторонних отношений. За последние два десятилетия оно сыграло положительную роль в стимулировании трансформационных процессов в российской экономике. В рамках двусторонней кооперации в обоих направлениях идут потоки товаров, портфельных и прямых инвестиций, кредитно-финансовых ресурсов, транспортно — логистических, строительных, консультационных услуг и рыночного ноу-хау, осуществляется обмен рабочей силой и наукоемкими технологиями. Успешно реализуется сотрудничество в научно-технической, коммуникационной, туристической, культурной и других сферах, что является важной компонентой воспроизводственных процессов большинства российских отраслей.
На данный момент Российско-Германские экономические отношения характеризуются высокой динамикой, не смотря на некоторое снижение торговой активности в период рецессии.
Германия традиционно является крупнейшим торговым партнером России, ее доля в совокупном торговом обороте Российской Федерации стабильно держится на уровне 8-9 %, притом, что доля США составляет лишь порядка 4,3%.
Германия исторически является крупнейшим поставщиком в Россию машин и оборудования, которые составляют около 58% стоимости немецкого экспорта на таможенную территорию Российской Федерации. На Россию же приходится порядка 2,5% внешнеторгового оборота Германии, среди торговых партнеров которой Россия занимает 13 — 14 место. Так, в частности, поставки из России покрывают импортные потребности ФРГ в газе на 34%, нефти – на 33%, цветных металлах, минералах и удобрениях – более чем на 10%. Германия входит в число крупнейших зарубежных инвесторов России, наряду с Нидерландами и Великобританией.
Расширение деловой активности в регионах стало еще более динамичным. Не смотря на то, что более половины предприятий по-прежнему представлены только в Москве (2110) и в Санкт — Петербурге (710), 2385 предприятий открыли свои представительства в российских регионах. Абсолютное большинство представительств и филиалов находится в Москве. Вместе с тем, на сегодняшний день немецкие компании представлены в 80 из 85 российских субъектов. По линии межрегиональных связей партнерские отношения поддерживают 23 субъекта Российской Федерации и 14 земель ФРГ. Реализуются более 170 межрегиональных соглашений и договоренностей различной направленности. Наиболее плотные контакты с германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Саратовская, Калининградская и ряд других областей, Уральский регион, Краснодарский край.
Все заметнее становится присутствие российских компаний в Германии. В ФРГ зарегистрировано порядка 3 тысяч российских фирм, которые в большинстве своем выполняют торгово-закупочные функции, то есть, ориентированы на импорт немецких товаров и услуг. Незначительное число зарегистрированных в Германии российских фирм занимается продвижением своей продукции и услуг на немецком рынке. К таким компаниям, в основном относятся российские фирмы-экспортеры природно-сырьевых ресурсов и IT-технологий. Весьма существенными при экспорте российской продукции являются европейские антидемпинговые процедуры в отношении ряда товаров, квоты ЕС на поставки металлургической продукции, ограничения на поставку ядерных материалов. Повышенный спрос на энергоносители в европейских странах и в Германии, в частности, стимулирует экспорт сырьевых ресурсов, который является значительно более рентабельным, в отличие от поставок готовой продукции из России. В целом, вопросы энергетики являются одной из центральных тем в российско-германских отношениях.
Наиболее известные германские инвесторы в реальном секторе экономики «E.ON» (электроэнергетика), «KNAUF» (производство строительных материалов), компания «METRO», открывшая в октябре 2009 года юбилейный 50-ый гипермаркет в России (г. Киров), концерн «VOLKSWAGEN», запустивший в октябре 2009 года полный цикл производства автомобилей.
В настоящее время в России работает свыше 6 тысяч фирм с участием германского капитала. Перспективные направления инвестиционного сотрудничества с Германией: автомобилестроение, деревообрабатывающая промышленность, авиастроение, металлургия, электротехническая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство строительных материалов, химическая и фармацевтическая промышленность.
Общий приток российских инвестиций в Германию происходит за счет значительного объема краткосрочных кредитов германским предприятиям, незакрытых обязательств по экспортным контрактам, а также остатков на счетах российских предприятий в немецких банках.
Привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.
Приоритетный характер следовало бы придать содействию научно-техническому сотрудничеству между нашими странами и поощрению совместных предприятий в сфере высоких технологий. Именно в сфере высоких технологий, а не в сырьевом секторе у России есть хорошие шансы, так как она обладает колоссальным интеллектуальным потенциалом, а российское образование относится к числу лучших в мире.
Весьма перспективна – хотя и не сулит быстрой и масштабной отдачи — поддержка участия на рынках наших стран малых и средних фирм, занимающихся производственной деятельностью. Уже созданы определенные плацдармы для расширения взаимного присутствия: только в Москве находится 739 представительств и филиалов немецких фирм и 2110 юридических лиц, а в целом в России работает 5205 немецких юридических лиц. В ФРГ также действует порядка 300 российских внешнеторговых объединений, совместных предприятий и отдельных фирм.
Важнейшим фактором сотрудничества в среднесрочной перспективе должно стать налаживание германскими фирмами в России экспортоориентированного производства, причем не только готовой продукции, но и спектра комплектующих. Производство последних для немецких предприятий и предприятий других европейских стран может принести немалые выгоды. Это способствовало бы и углублению производственной кооперации, и взаимному переливу капиталов.
В области традиционных направлений российского экспорта задача состоит в изменении стратегии таким образом, чтобы не просто продавать сырье, но участвовать в предприятиях, перерабатывающих сырье на территории Германии. Накопление опыта, освоение современных технологий позволит переносить это обрабатывающее производство на территорию России, но на принципиально новой технологической производственной базе.
Плодотворным обещают быть партнерские отношения на уровне регионов. Необходимо поощрять партнерство между субъектами, то есть между городами, предприятиями, университетами, профсоюзами, общественными и молодежными организациям.
Оценка состояния экономики ФРГ и перспектив ее развития, тенденции в сфере государственного регулирования экономики
Итоги социально-экономического развития ФРГ
В неизменных ценах (база 2005 г.) ВВП страны вырос в 2013 г. на 0,4 % по сравнению с 2012 г. В текущих ценах рост ВВП составил 2,67% (2,74 трлн. евро в 2013 г. против 2,66 трлн. евро в 2012 г.).
Инфляция в годовом исчислении составила 1,5%. Среднегодовой курс доллара США к евро составил 1,328 USD = 1 евро.
Национальный доход превзошел прошлогодний уровень на 3,14% и составил 2,12 трлн. евро. Из них около двух третей пришлось на оплату труда работников – 1,4 трлн. евро (+2,85%).
Доходы от предпринимательской деятельности и имущества возросли на 3,86% и составили 0,7 трлн. евро.
Располагаемые доходы домашних хозяйств выросли в 2013 г. на 2,79% и достигли 1,42 трлн. евро.
По имеющимся данным Федерального статистического ведомства, госбюджет Германии имел в 2013 г. превышение доходов над расходами в объеме 0,26 млрд. евро (2012 бюджетный год был завершен с профицитом в 2,26 млрд. евро).
При этом если дефицит федерального бюджета сократился с 12,5 млрд. евро до 6,8 млрд. евро, дефицит федеральных земель – до 3 млрд. евро (2011 г. – 9,1 млрд. евро), то на уровне общин профицит составил 3,5 млрд. евро.
Численность занятого населения в 2013 г. составила примерно 41, 84 млн. человек (+0,55 % к 2012 г.). Количество безработных сократилось на 53,3 тыс., составив 2,95 млн. человек.
В 2013 г. совокупный внешнеторговый оборот Германии вырос на 0,2% и достиг 2,4 трлн. Евро. При этом товарооборот сократился на 0,6%, составив 1,99 трлн. евро, а оборот услуг вырос на 3,7%, достигнув 0,45 трлн. евро. В 2013 г. Германия экспортировала товаров на сумму 1,09 трлн. евро и импортировала почти на 900 млрд. евро.
Экономика ФРГ находится на подъеме: начало 2014 г. оказалось весьма обнадеживающим. Производство в реальном секторе растет, отмечается приток промышленных и строительных заказов, Ифо-индекс делового климата повышается. В четвертом квартале 2013 г. прирост валового внутреннего продукта немного увеличился (+0,4%) по сравнению с третьим кварталом (+0,3% ко второму кварталу). Внешняя торговля внесла в четвертом квартале 2013 г. существенный вклад в обеспечение экономического подъема (в отличие от трех предыдущих кварталов), поднялись и инвестиции (как в машины/оборудование, так и в здания/сооружения). Государственное и частное потребление, напротив, немного сократились. В начале 2014 г. рост может ускориться, этому способствует мягкая зима.
Международная экономическая среда воздействует на состояние экономики Германии заметно благоприятнее, чем ранее. Позитивные импульсы исходят в основном от развитых стран. В четвертом квартале 2013 г. динамика мирового промышленного производства и мировой торговли набрала темпы, в настоящее время опережающие индикаторы свидетельствуют о существенном улучшении перспектив развития конъюнктуры. Глобальный индекс оценок менеджеров по закупкам достиг в феврале 2014 г. нового максимума в рамках нынешнего экономического цикла. Опережающий индикатор состояния экономики в странах ОЭСР в декабре 2013 г. возобновил движение вверх впервые за последний год и сигнализирует о том, что в ближайшие месяцы во многих регионах мира, в том числе и в еврозоне, будет происходить оживление экономической активности. И все же существенный риск ухудшения мировой конъюнктуры сохраняется, причем он коренится не только в геополитических событиях, но и в необходимости преодоления последствий финансового кризиса. В некоторых странах с формирующимися рынками отток иностранного капитала обостряет потребность в структурных реформах.
Экспорт из ФРГ, опираясь на постепенное улучшение международной экономической среды, показывает с осени 2013 г. положительную динамику: в январе 2014 г. он повысился на 2,2% к предыдущему месяцу. Импорт поднялся еще сильнее – на 4,1%, при этом цены на импортные товары упали, а физические объемы импорта выросли (вследствие расширения внутреннего спроса). Профицит торгового баланса в январе составил 15 млрд. евро, профицит баланса по текущим операциям – 16,2 млрд. евро (на 5,6 млрд. евро больше, чем в январе прошлого года). В настоящее время иностранные заказы увеличиваются, экспортные ожидания высоки, – все это свидетельствует о продолжении оживления германской внешней торговли в ближайшем будущем.
Реальный сектор демонстрирует четкую тенденцию к росту (+0,8% в январе к декабрю), в том числе +0,3% в промышленности (выросли все группы отраслей – сырья/материалов/полуфабрикатов, инвестиционных товаров, потребительских товаров, а также как экспортные, так и внутренние поставки) и +4,4% в строительстве (свою роль сыграла мягкая зима). Приток заказов и в промышленности, и в строительстве идет весьма активно, в январе-феврале повысился индикатор делового климата (Ифо-индекс). Загрузка производственных мощностей в обрабатывающей промышленности приблизилась к своему обычному уровню. Нет сомнения, что в первом квартале 2014 г. реальный сектор покажет дальнейший подъем.
Частное потребление было в 2013 г. важнейшим оплотом конъюнктуры: оно увеличилось на 0,9% в постоянных ценах. К концу года действие этого фактора ослабло (оборот розничной торговли без торговли автомобилями в третьем и четвертом кварталах 2013 г. сокращался), но в январе 2014 г. вновь укрепилось (+2,5% к декабрю). Торговля автомобилями также развивается в позитивном ключе. Потребительские настроения и оценки компаний розничной торговли весьма оптимистичны и продолжают улучшаться. На фоне стабильных цен, низких процентных ставок, устойчивой ситуации на рынке труда и повышения доходов следует ожидать, что в 2014 г. частное потребление сохранит свою роль весомой опоры экономического роста.
Рынок труда не дает оснований для беспокойства: с исключением сезонных колебаний его индикаторы (занятость и безработица) в январе-феврале заметно улучшились, сократилась и неполная занятость. Спрос на рабочую силу немного увеличился в связи с оживлением конъюнктуры, перспективы развития рынка труда остаются позитивными.
Одновременно количество отработанных занятыми часов, в годовом исчислении, уменьшилось на 0,4%. Производительность труда, рассчитанная на базе стоимостных объемов ВВП, деленных на создание стоимости в течение одного часа одним работником, выросла на 0,2%, при том, что в 2012 г. она выросла на 0,4%.
Объем инвестиций в экономику германии
Инвестиционная политика Германии
Инвестиционная политика Германии имеет свою специфику, которая связана с особой ролью банков, так как они занимаются удовлетворением большей части потребностей крупных предприятий. Другим результатом доминирующей роли банков и банковского законодательства в Германии стало то, что регулирование немецких инвестиционных компаний считается одним из наиболее строгих в мире, когда речь идёт о законодательной защите интересов инвесторов. Банковская система подчиняется тому же законодательству, что и институты, которые предназначены специально для обеспечения инвестиционного процесса.
Закон об инвестиционных компаниях — das Gesetz ьber Kapitalanlagegesellschaften (KAGG) — является основой для функционирования инвестиционных фондов. Он регулирует деятельность руководства инвестиционной компании; предписывает, чтобы её действия контролировал Наблюдательный совет (der Versicherungsrat), члены которого должны защищать интересы пайщиков; предусматривает систему раскрытия информации о деятельности инвестиционной компании.
Согласно этому закону инвестиционные компании являются кредитными учреждениями со всеми на них возложенными законодательными нормами. Инвестиционные компании также находятся под контролем Федерального ведомства по надзору за кредитными учреждениями.
Общей правовой основой для осуществления инвестиционной политики, валютных операций и в целом движения капитала на территории страны являются два акта: закон о внешних экономических связях (AuЯenwirtschaftsgesetz) 1961 г. и закон о кредитах (Kreditwesengesetz) 1976 г. Среди других законодательных актов, влияющих на инвестиционный климат и правовой режим инвестиционной деятельности в ФРГ следует отметить: закон об обществах с ограниченной ответственностью (GmbH-Gesetz) 1892 г. в редакции 1980 г.; закон против недобросовестной конкуренции (Gesetz gegen den unlauteren Wettbewerb) 1909 г.; кодекс законов о труде (Arbeitsgesetzbuch) 1953 г.; закон против ограничения конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschrдnkungen) 1957 г.; закон о правах и обязанностях предпринимателя и коллектива работников предприятия (Betriebsverfassungsgesetz) 1972 г.; Германский торговый кодекс (Handelsgesetzbuch) 1987 г.
Важной характеристикой инвестиционной политики в ФРГ также является специфика депозитариев инвестиционных фондов — структур, на которые возложено ответственное хранение ценных бумаг и контроль за фондами. Депозитариями фондов могут быть только банки.
Что касается реализации государственной инвестиционной политики, то она осуществляется через группу специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счёт средств государственного бюджета.
Ведущую роль в этой системе играют банковская группа «Kreditanstalt fьr Wiederaufbau» (KfW) и страховое общество «Euler-Hermes Kreditversicherung AG». KfW предлагает 5 банковских групп, которые уже оформлены в виде отдельных структур:
· KfW Fцrderbank — целью которого является обеспечение финансирования программ в области промышленного и жилищного строительства, энергосбережения, защиты окружающей среды, образования и создания инфраструктуры на территории ФРГ.
· KfW Mittelstandbank — обеспечивает финансирование малого и среднего бизнеса в ФРГ, а также предоставляет стартовый капитал и консультационные услуги для предпринимателей и инновационных проектов.
· KfW IPEX-Bank — предназначен для финансирования немецкого экспорта и проектов развития деловой активности как в ФРГ, так и за рубежом.
· IPEX-Bank предлагает не только покрытое «Euler-Hermes Kreditversicherung AG» экспортное финансирование, кредитные линии, предпринимательские кредиты, но и комплексное структурированное финансирование как в промышленности, транспорте и в инфраструктуре, так и в сферах телекоммуникаций, сырья, энергетики и защиты окружающей среды.
· KfW Entwicklungsbank — создан как специальный банк для финансирования государственных проектов и программ ФРГ в развивающихся странах, направленных на обеспечение экономического и социального развития этих стран. [13]
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) — является дочерним обществом банковской группы «Kreditanstalt fьr Wiederaufbau» (KfW) и призвано финансировать и структурировать инвестиции немецких частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие немецким предприятиям. DEG призвано предоставлять кредиты или непосредственно участвовать в дочерних или совместных предприятиях немецких фирм в этих странах. Кроме того, оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований немецким фирмам.
KfW предлагает для малого и среднего предпринимательства всеобъемлющую, организованную программу финансирования, которая базируется на заёмном капитале и собственном капитале.
Важное значение для поддержки инвестиционной деятельности немецкого малого и среднего предпринимательства за рубежом продолжает играть уже упомянутое выше общество DEG, которое является одним из крупнейших европейских институтов долгосрочного проектного финансирования.
Ещё одна государственная компания — GTZ (Германское общество технического сотрудничества) — осуществляет финансирование работ по подготовке квалифицированных национальных кадров в рамках реализации совместных проектов и ведёт по сути спонсорскую деятельность (в отличие от DEG, которое занимается финансированием инвестиций).
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fьr Finanzdienstleistungsaufsicht — BAFin), которое осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и свыше 700 страховых организаций. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ.
Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в Германии к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путём использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу, обслуживанием которого занимается Федеральный банк (die Deutsche Bundesbank).
Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовку кадров, в НИОКР, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы по этим направлениям.
В области развития системы образования упор делается на реформе профессионального образования, в рамках которой осуществляется поддержка различных программ и проектов, направленных на создание учебных мест с учётом квалификационных потребностей различных регионов и отраслей народного хозяйства.
В области нано-технологий будет стимулироваться рост практического применения фундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.
За последние годы Германия приобрела статус признанного во всём мире научного и экономического центра в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительством программы стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует 25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, и Федеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной области в рамках новой программы BioChancePLUS. [13] Одним из основных элементов структурной политики немецкого правительства, в том числе и его инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральных земель. Основным пунктом здесь является улучшение условий для предпринимательской деятельности в этих регионах. Концепция Федерального правительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которые могут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К таким направлениям сегодня относятся инновации и развитие инфраструктуры, в частности транспортной.
Также особое внимание уделено поддержке научных исследований в сферах современных технологий в области строительства электростанций, использования возобновляемых видов энергии, водорода, воды, а также технологий энергосберегающего строительства.
Таким образом, особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведении инвестиционной политики Федеральное правительство связывает с освоением энергетики на возобновляемых источниках. Ставится цель повысить долю регенеративной энергетики в общем производстве электроэнергии. К 2050 году энергетика на возобновляемых источниках должна покрыть до 50% немецкого энергопотребления.
В центре процесса глобализации Германия и сегодня является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках.
Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования — всё это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.
В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих учёных, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и высокого налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды немецким предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счёт роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя.
Жизненно важное значение для немецкой экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование преимуществ международного разделения труда, создание европейского экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за пределами ЕС.
Цель федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу, так как он является важнейшей опорой немецкой экономической системы, требующий для себя создания максимально благоприятных экономических условий.
На сегодняшний день условия для экономической деятельности в новых федеральных землях — по международным меркам — привлекательны. Свидетельство тому: около 2200 зарубежных компаний из примерно 60 стран инвестировали здесь свои средства. Среди них и целый ряд известных во всём мире концернов, например, «General Motors», США (автомобильная промышленность), «Elf Aquitaine», Франция (энергетика), «Dow Chemical», США (химическая промышленность), «Advanced micro devices», США (производство компьютеров), «Samsung», Южная Корея (электроника) и «Kvaerner Masa-Yards», Норвегия (судостроение). Профессиональный уровень, мотивированность и гибкость рабочей силы, по общему признанию, являются образцовыми. Кроме того, иностранные инвесторы получают весьма высокую по европейским меркам финансовую поддержку.
Подводя итог, надо отметить, что инвестиционная деятельность ФРГ имеет свои особенности, связанные с ролью банков в удовлетворении большей части потребностей крупных предприятий.
Государственная инвестиционная политика осуществляется посредством групп специальных организаций, банков и финансовых институтов за счёт средств государственного бюджета и направлена на увеличение притока инвестиций в систему образования, в НИОКР, инновационную сферу (в частности в сферу нано- и биотехнологий).
Главное, что Германия является высокоразвитой страной, тем самым она привлекает инвесторов, но есть и ряд недостатков (высокий уровень налогообложения, значительные издержки на рабочую силу, бюрократизм в решении некоторых вопросов), которые необходимо ликвидировать.
«Мировое и национальное хозяйство»
Издание МГИМО МИД России
Научная студенческая конференция «Международное движение капитала и участие в нем стран и регионов мира»
Прямые инвестиции Германии за рубежом
Источники
Список использованной литературы
Источники: http://germany.tpprf.ru/ru/about_germany/Economy_of_Germany/, http://studbooks.net/1740294/ekonomika/investitsionnaya_politika_germanii, http://www.mirec.ru/2012-01/pryamye-investicii-germanii-za-rubezhom
Источник: