- Роль инвестиций в развитии национальной экономики России
- Инвестиции и их влияние на объем национального производства
- Главная > Реферат >Экономическая теория
- Целью данной курсовой работы является определить понятие инвестиций, мультипликатора инвестиций, влияние инвестиций на объем национального производства.
- Объем инвестиций в национальную экономику
- Инвестиции в национальной экономике
Роль инвестиций в развитии национальной экономики России
Одной из важнейших задач современного этапа развития национальной экономики России является обеспечение устойчивого роста объемов валового внутреннего продукта (ВВП), что обусловлено воздействием множества факторов, среди которых ведущее значение придается инвестиционным ресурсам, их привлечению и эффективному использованию в реальном секторе экономики.
Успешное решение данной задачи во многом зависит от принятой в стране инвестиционной политики, для реализации которой необходима надежная институциональная база, обеспечивающая качество и мобильность организационных систем, механизмов управления инвестиционными процессами в экономики.
Инвестиционная политика в перспективе должна обеспечивать простое и расширенное воспроизводство. Важнейшими направлениями этой политики станут реализация системно-инновационной стратегии экономического развития, основанной на всестороннем использовании интенсивных факторов — высокоэффективных машин и оборудования, прогрессивных технологий, программно-информационных материалов и институциональной базы, создающей высокое качество и мобильность организационных систем управления инновационной деятельностью.
Важное значение для оценки инвестиционной деятельности имеет классификация факторов инвестиционного потенциала по типичным признакам. Тогда среди множества факторов, определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие: экономические и финансовые; социально-политические; правовые.
Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить: наличие значительного налогового пресса; слабую развитость и отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы; устойчивый дефицит в условиях финансового кризиса федерального большинства региональных и местных бюджетов; монопольно высокие цены на энергетические ресурсы; инфляцию и общий спад производства.
Не менее негативно влияют на инвестиционные процессы продолжающаяся длительное время социально-политическая нестабильность, которая проявляется как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также низкие темпы экономического роста. В результате наблюдается резкое расслоение населения по доходам и собственности, его низкий жизненный уровень, безработица, коррупция и высокий уровень криминализации в экономической сфере. Все эти факторы препятствуют привлечению в качестве инвестиций как отечественного, так и зарубежного капитала.
Также отрицательное воздействие на инвестиционный процесс оказывает и ряд правовых факторов. К ним можно отнести: недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правоотношения хозяйствующих субъектов и дополняла бы Гражданский кодекс РФ, так как он хотя и является документом прямого действия, но нуждается в ряде конкретных законодательных актов, детализирующих его положения; частую сменяемость отдельных законодательных актов, а также низкий уровень их исполнения.
Вместе с тем в последние годы в России наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры — банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др. Несмотря на то, что новые формы рыночной инфраструктуры далеки от совершенства и понесли значительные потери в результате глобального финансового кризиса, тем не менее, можно считать, что значительное число входящих в нее субъектов продемонстрировали свою жизнестойкость, а, следовательно, и возможность участия в инвестиционных процессах при наличии соответствующих условий.
К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно также отнести развитие информационных технологий. Создание системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной цифровой связи, обеспечивающие выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.
Однако наиболее существенный фактор, способный возродить инвестиционный процесс в России, — это складывающийся слой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики.
Субъектами инвестиционной деятельности в основном являются юридические лица. Согласно Гражданскому кодексу РФ, к юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.[1]
Зависимость между формой собственности и методами управления юридического лица закреплена на законодательном уровне, главным образом в Гражданском кодексе РФ.
Организация инвестиционных процессов и условия их финансирования в значительной степени зависят от организационно-правовой формы инвестора, который является юридическим лицом. Это обусловлено тем, что форма собственности, так и характер деятельности, направленной на ее достижение.
В рыночной экономике инвестиционная деятельность отличается многообразием форм и методов ее эффективной реализации. Однако, условия несовершенного рынка, характерные для современной российской экономики, не дают пока в полной мере задействовать рыночные механизмы привлечения капитала в различные сферы народного хозяйства.
Инвестиции в условиях рынка классифицируются по многим признакам. При этом особо следует выделить два основных их вида — реальные и финансовые. Реальные инвестиции подразумевают вложения средств в материальные активы (земля, недвижимость, оборудование), финансовые инвестиции — в финансовые активы, прежде всего, в ценные бумаги. Эти формы инвестиций взаимно дополняют друг друга, поскольку часто реальные инвестиции одних участников рынка капитала становятся возможными благодаря финансовым инвестициям других участников.
Исходя из формы собственности и инвесторов, различают частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.
Частные инвестиции — это вложения средств, производимые гражданами, чаще всего это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, а также инвестиции предприятий и организаций негосударственной формы собственности.
Государственные инвестиции осуществляются федеральными, региональными и местными органами власти за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными учреждениями и предприятиями за счет собственных и заемных средств.
Иностранные инвестиции производятся иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Совместные инвестиции — это вложения субъектов данной страны и иностранных государств.
Исходя из задач конкретного инвестиционного проекта, реальные инвестиции можно свести в следующие основные группы:
- инвестиции, предназначенные для повышения эффективности производства. Их целью является создание условий для снижения производственных затрат инвестора за счет замены оборудования на более производственное или перемещение производственных мощностей в — регионы с более выгодными условиями производства;
- инвестиции в расширение производства. Данные инвестиции преследуют цель расширить объем выпускаемой продукции для уже освоенных рынков сбыта в рамках существующих производств;
- инвестиции в создание новых производств или новых технологий.
Подобные инвестиции могут сочетать вложения в материальные и нематериальные активы и обеспечивают создание новых предприятий, реконструкцию существующих предприятий и направлены на изготовление ранее не выпускаемых, т.е. новых, товаров либо обеспечивают инвестору возможность выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые рынки:
инвестиции, обеспечивающие выполнение государственного или другого крупного заказа.
Приведенная группировка инвестиций обусловлена различным уровнем риска, с которым они сопряжены. Зависимость между типом инвестиции и уровнем их риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы инвестора после завершения инвестиций.
По характеру участия в инвестиционных проектах различают прямые и непрямые инвестиции.[2]
Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор сам определяет объект инвестирования, а также организацию его финансирования. Источниками финансирования в этом случае могут быть как собственные, так и заемные средства.
В состав собственных средств инвесторов входят прибыль и амортизационные начисления. После уплаты налогов и других платежей у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия.
Вторым крупным источником финансирования инвестиций в основные средства являются амортизационные отчисления. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации.
Общими показателями, характеризующими источники средств для инвестирования экономики являются:
- валовые сбережения;
- сальдо капитальных трансфертов.
Частные показатели инвестиционного потенциала подразделяются на 4 группы. К ним относятся:
1. Материально-вещественные ресурсы;
2. Трудовые ресурсы.
3. Информационные ресурсы.
4. Денежные и финансовые ресурсы.
Инвестиционная политика включает совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса для обеспечения устойчивого социально-экономического положения территорий. Основным инструментом федерального центра по осуществлению инвестиционной деятельности в настоящее время стала федеральная инвестиционная программа, которая не базируется на региональной программе, а строится в основном по отраслевому принципу и почти не увязывается с регионами. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы не достаточна эффективна из-за остаточного принципа финансирования инвестиций. Трансферты также не предназначены для инвестиционных целей, договоры на разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ носят преимущественно политический характер и мало затрагивают конкретные экономические, а тем более — инвестиционные вопросы. Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.
Несмотря на то, что уже в 2000-х гг. многие регионы стали предпринимать активные попытки противодействия инвестиционному спаду, они до сих пор сталкиваются с многочисленными проблемами, к числу которых можно отнести:
- во-первых, крупномасштабную утечку финансовых ресурсов из регионов в центр — из-за адаптационной деятельности отечественных предприятий, выражавшейся в уклонении от налогов и теневом обналичивании денег, оформлении фиктивных сделок и т.д. (в результате этого в регионы возвращалась лишь та часть денег, которая была необходима для покрытия минимально необходимых расходов, в частности расходов на заработную плату), а также перехода контроля над крупными местными предприятиями к новым крупным российским банкам;
- во-вторых, нехватка коммерчески эффективных инвестиционных проектов — например, в перерабатывающих отраслях, по причине неразвитости инфраструктуры в виде сервисных сетей, лизинговых компаний и т.д. Кроме того, иностранные конкуренты устанавливают дискриминационные импортные пошлины на российскую продукцию, политическое давление, прямые затраты, количественные ограничения на ввоз товаров, а на внутреннем рынке проблемой является ограниченный внутренний спрос, конкуренция со стороны иностранных производителей;
- в-третьих, нерешенность институциональных вопросов, в частности вопроса собственности (интересы собственника расходятся с интересами инвесторов); неразвитость институтов, связанных с инвестиционным процессом, которые могли бы осуществить поиск, подготовку, отбор и экспертизу инвестиционных проектов;
- в-четвертых, недостаточная готовность многих регионов к проведению инвестиционной политики в рыночных условиях, особенно по вопросам организации сбыта, коммерческой эффективности, оценки рисков, вследствие чего возможны различного рода ошибки, как-то: распределение инвестиций мелкими порциями по всем проектам; работа с недобросовестными посредниками и т.д. В результате глобального финансового кризиса возросла стоимость иностранных кредитов, и пострадали проекты, ориентированные на внутренний российский спрос, но сильно зависящие от поставок из-за рубежа, хотя внутренние издержки экспортеров в долларовом исчислении снизились.
Основой развития инвестиционного процесса в регионе является использование уникальных особенностей природно-ресурсного и экологического потенциала региона, разработка на их основе крупных инвестиционных программ, привлечение предприятиями для их реализации крупного финансового капитала (в том числе кредитных ресурсов), формируемого как в регионе, так и за его пределами.
Среди главных составляющих регионального инвестиционного климата выделяют:
1) инвестиционный потенциал как сумму объективных предпосылок для эффективного вложения инвестиций, зависящих от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования и их экономического здоровья;
2) инвестиционный риск как вероятность потери инвестиций или неполучения дохода от них;
3) инвестиционное законодательство как основополагающую правовую базу ведения инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время для кредитования крупномасштабных (глобальных) инвестиционных проектов необходимы специализированные банковские институты, обладающие необходимой базой мирового опыта в данном направлении, соответствующими мировым стандартам активами и собственным капиталом и адекватным решаемым задачам персоналом. Механизм запуска таких проектов должен быть разработан на федеральном уровне.
Так как региональные банки в своем большинстве не могут отвечать условиям для кредитования крупномасштабных проектов, они должны отвечать условиям кредитования внутри региональных проектов, не выходящих за рамки финансово-кредитных возможностей последних. Для этого необходимо соблюдение ряда требований, в соответствии с которыми должен быть сформирован банковский сектор региона. К ним следует отнести:
- сочетание текущего и воспроизводственного аспектов в деятельности банков в сфере кредитных вложений в экономику региона;
- диверсификацию операций, выполняемых банками в регионе, и отход от узкой специализации финансово-кредитных учреждений;
- тесное взаимодействие банков и органов государственной власти региона;
- создание механизма активизации и стимулирования инвестиционной деятельности банков со стороны органов государственной власти в регионе;
- рационализацию структуры банковского сектора региона в соответствии с потребностями и стратегическими приоритетами развития экономики региона с ориентацией на преобладание в ней местных банков;
- ориентацию на привлечение в регион внешних ресурсов;
- обеспечение межбанковского сотрудничества, основанного на взаимном доверии;
- высокий уровень профессионализма банковских работников;
- открытость деятельности банков для местной администрации и достаточная обеспеченность информацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Инвестиционную политику на предприятиях всех сфер и отраслей области в настоящее время сдерживает то обстоятельство, что в современных условиях, когда население размещает свои средства в коммерческих банках на короткий срок, у кредитных организации регионов нет возможности осуществлять долгосрочные финансовые вложения по низкой процентной ставке. В связи с этим нами разница между так называемой коммерческой и инвестиционной ставками по кредитам компенсировать банкам из бюджета развития регионов. Кроме того, предприятиям некоторых отраслей можно предоставлять возвратные бюджетные ссуды, имеющие строго целевую направленность.
Особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях играет механизм взаимодействия органов власти с инвесторами и негосударственными предприятиями[3]. Созданию благоприятного режима такого взаимодействия на местном уровне способствуют следующие мероприятия:
- обеспечение открытости и четкости долговременных целей муниципального развития и конкретных производств;
- обсуждение возможных областей взаимоподдержки в процессе реализации проекта;
- обсуждение взаимных обязательств, сроков и возможных санкций при их нарушении;
- максимальное предотвращение неправомерного нарушения договоров;
- содействие со стороны органов местного самоуправления выделению в долговременную аренду или продажу участков, удобных для организации производства;
- льготы и прямое финансовое участие муниципального образования в развитии предприятия.
Оценка текущего состояния инвестиционной деятельности, механизмов и перспектив ее развития на уровне страны и регионов важны для всех категорий участников инвестиционного процесса — предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, организаций, предоставляющих ресурсы на эти цели, органов управления, регулирующих экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Само состояние инвестиционного климата во многом зависит от качества решений, принимаемых всеми участниками инвестиционного процесса, все это обусловливает необходимость дальнейшего развития мониторинга и анализа деятельности предприятий, осуществляемых Банком России на уровне страны и регионов.
Инвестиции и их влияние на объем национального производства
Главная > Реферат >Экономическая теория
Инвестиции и их влияние на объем
1.1. Понятие инвестиций 5
1.2. Инвестиции и объем национального
2. Мультипликатор инвестиций 12
3. Сравнительный анализ Республики Беларусь 15
Список использованной литературы 23
Слово «инвестиции» вошло в наш лексикон относительно недавно. Под инвестициями мы понимаем вложение денег, капитала в различные предприятия с целью получения прибыли. История выгодного вложения денег начинается вместе с историей их появления в древних цивилизациях.
В древности деньги вкладывались прежде всего в торговлю, драгоценные вещи и драгоценные металлы, приобретение земельных владений и др. Не было особых учреждений для выгодного сохранения денег – банков, хотя люди часто пользовались услугами ростовщиков. Тогда роль банков – кредиторов и инвесторов успешно выполняли монастыри, которые предпочитали вкладывать свои средства в земельные владения. Земля долгое время была главным объектом вложения денег.
Пионером промышленных инвестиций стало государство. Именно благодаря государству и его денежным средствам стали развиваться новые отрасли промышленности и усовершенствовались старые, хорошо знакомые производственные процессы.
Однако одно только государство не могло бы справиться с проблемой налаживания в стране промышленного производства. На помощь ему приходили частные лица, частные инвесторы, располагавшие достаточным капиталом.
Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.
Претворение в жизнь инвестиционных проектов может позволить предприятию выйти из кризисного состояния. Кроме того, среди направлений банковской деятельности в последнее время широкое распространение получили проектное финансирование и инвестиционное кредитование, связанные с финансированием инвестиционных проектов.
Особую роль в экономике играют иностранные инвестиции. Вопрос о структуре и доле иностранных инвестиций в экономике в настоящее время окончательно не решен. Нет так же однозначного ответа на вопрос, каковы основные критерии при выборе приоритетных направлений для вложения отечественных и иностранных инвестиций – как с отраслевой, так и с региональной точек зрения.
Оценивая эффективность инвестиций, существенное внимание уделяют проблемам учета риска и неопределенности, их количественной оценке и рассмотрению организационно – экономического механизма их снижения, а так же механизму учета инфляции.
Целью данной курсовой работы является определить понятие инвестиций, мультипликатора инвестиций, влияние инвестиций на объем национального производства.
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
Инвестиции подразумевают собой денежные вложения, увеличивающие объем тех капитальных благ, которые увеличивают активы предприятий, национальное богатство. Инвестиции — это не сами по себе денежные сбережения, а используемые в целях накопления денежные сбережения. Инвестиции предстают в виде денежных затрат на приобретение машин и оборудования, на строительство зданий, сооружений, жилья, а так же изменение производственных запасов.
Инвестиции помогают отличить затраты на производство и увеличение материальных запасов от приобретения ценных бумаг, образующего неинвестиционные сделки. Осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля – продажа облигаций – с рынком ценных бумаг.
Инвестиционный спрос зависит от объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся доходы предприятий и издержки (затраты) на инвестиции. Субъективные – это склонность и желание предпринимателей инвестировать.
Роль инвестиций в экономике сводится к следующим положениям:
— величина инвестиций ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту;
— величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;
— чистые инвестиции ведут к увеличению запаса капитала.
Расширение производственных мощностей обусловливает увеличение потенциального объема производства и экономический рост в долговременной перспективе.
Различают два типа инвестиций:
финансовые – это вложения в ценные бумаги;
реальные – создание новых факторов производства.
В свою очередь реальные инвестиции делятся на три вида:
— инвестиции в основные фонды предприятий;
— инвестиции в жилищное строительство;
— инвестиции в запасы (хранение сырья, материалов и т.д.).
По месту осуществления различают:
— инвестиции в частном секторе;
— инвестиции в общественном (государственном) секторе.
По составу различают:
— валовые инвестиции – вся сумма капиталовложений, равная полному спросу на средства производства за определенный период времени;
— чистые инвестиции – сумма капиталовложений, равная объему валовых инвестиций за вычетом суммы амортизации основного капитала.
Если чистые инвестиции составляют положительную величину, экономика развивается; если чистые инвестиции составляют нулевую величину (валовые издержки и амортизация равны), экономика находится в состоянии статики; если чистые инвестиции составляют отрицательную величину (валовые издержки меньше амортизации), это свидетельствует о снижающейся деловой активности.
Выделяют так же инвестиции в человеческий капитал – улучшение здоровья, образования и профессиональной подготовки населения за счет усилий частных лиц, деловых кругов или государства.
На величину и динамику чистых инвестиций оказывают влияние такие основные факторы, как:
1.Размеры сбережений населения S. Под совокупным сбережением понимают общий отложенный спрос потребителей, т.е. ту часть совокупного дохода, которая не потребляется, не расходуется, а сберегается. Размер совокупных доходов зависит прежде всего от уровня располагаемых доходов потребителей. При низком уровне располагаемых доходов сбережения будут либо очень небольшие, либо нулевые.
Та доля общего дохода, которая идет на сбережения, называется средней склонностью к сбережению, а изменение величины сбережений, обусловленное изменением доходов, — предельной склонностью к сбережениям MPS:
MPS = изменение в сбережениях / изменение дохода.
При условиях макроэкономического равновесия размер инвестиций должен равняться размеру сбережений. Однако данная зависимость более сложна, так как между инвестициями и сбережениями существует разрыв, обусловленный тем, что субъекты сбережений и инвестиций не совпадают: сбережения осуществляет население, а инвестиции — предприятия. Поэтому решения о сбережениях не совпадают с решениями о капиталовложениях. Не совпадают и мотивы, по которым население сберегает, а предприятия инвестируют средства: первые сберегают за счет сокращения текущего потребления, планируя увеличить потребление в будущем или застраховать себя от непредвиденных обстоятельств, а вторые – за счет текущих инвестиций стремятся получить более высокую прибыль в будущем. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что сбережения населения поступают инвесторам не прямо, а через посредников (кредитные учреждения), которые при этом имеют свои собственные экономические интересы. Следовательно, процесс сбережений и инвестиций может не совпадать и во времени.
2.Размеры дохода и ожидаемая норма прибыли. Поскольку побудительным мотивом предприятий к инвестированию является их стремление получить большую прибыль, то при прочих равных условиях реализация этих стремлений будет зависеть от получаемого размера дохода (той его части, которую предполагается использовать на модернизацию и расширение производства). Здесь имеет место прямая связь: чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования (In = f(Dj)). Однако будущий доход от текущих инвестиций будет зависеть от той отдачи, которую предположительно даст каждая единица вложенных средств. Только на основе ожидаемой нормы прибыли предприятия будут принимать решения о дополнительных инвестициях.
3.Ставка процента на кредит. Для осуществления инвестиций у предприятий часто не хватает собственных средств, поэтому возникает потребность в получении кредита. Но за пользование кредитом надо платить значительный процент. Следовательно, осуществляя инвестиции, предприятие должно соизмерять ожидаемую норму прибыли от предстоящих вложений и ставку процента. Капитал выгодно инвестировать только в том случае, если норма процента будет ниже нормы прибыли. При снижении ставки процента повышается норма получаемой прибыли и наоборот. Между величиной предполагаемых (планируемых) инвестиций и реальной ставкой процента существует обратная связь: с ростом ставки процента (если считать норму прибыли постоянной величиной) спрос на инвестиции сокращается, а с ее паданием — увеличивается (Irt = f(1/r)). Эту обратную зависимость между уровнем инвестиций и ставкой процента отражает на графике (рис.1.) кривая спроса на инвестиции.
Рис.1. Зависимость спроса на инвестиции от уровня процентной ставки (гипотетические данные)
Инвестиции будут выгодны до того момента, пока ожидаемая норма чистой прибыли будет превышать реальную ставку процента. Кроме процентной ставки и ожидаемой нормы прибыли на величину инвестиций оказывает влияние и ряд других факторов:
— издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основного капитала;
Объем инвестиций в национальную экономику
Инвестиции в национальной экономике
Различают инвестиции валовые — общий объем расходов предприятия на приобретение капитальных товаров в течение определенного срока времени (обычно за год) и чистые — ежегодное увеличение основного капитала, закупки оборудования для увеличения массы основных фондов. Если из общего объема инвестиций, или «Валовых инвестиций» (IT), вычесть амортизационные отчисления (А), то полученные «Чистые инвестиции» (IN) будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновение следующих макроэкономических пропорций:
а) IN IT, что приводит к снижению производственного потенциала, уменьшению объемов продукции и услуг, ухудшению состояния экономики;
б) IN = 0, или IT = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста;
в) IN > 0, или IT > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство, экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы роста объема чистых инвестиций.
На величину чистых инвестиций влияют два основных фактора:
— ожидаемая норма прибыли, которую предприниматели рассчитываютполучать от расходов на эти инвестиции;
Процесс инвестирования зависит от таких важных факторов, как ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены. Кроме того, инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики (любого предприятия), а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.
Ставка процента это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным, в противном случае инвестирование будет не выгодным. Существенную роль в принятии инвестиционных решений играет не номинальная, именно реальна ставка процента, которая получается из номинальной за вычетом уровня инфляции. Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая в свою очередь, зависит от состояния экономики — при стабилизации и подъеме экономики — она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.
Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит от ставки банковского процента и ожидаемой нормы чистой прибыли от вложенных инвестиций.
Рис. 1. Кривая спроса на инвестиции
Из рисунка 1 следует, что чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, то в этом случае для предприятия инвестиции невыгодны. Известно, что существует номинальная и реальная ставка процента.
Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции.
Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.
В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты найти для предприятия очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности. Финансовая стабилизация, как свидетельствует мировой опыт, наступает тогда, когда годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный — 2,8%. Если он выше, инвестиции в производство резко сокращаются, как рост экономики и жизненный уровень населения. При высокой ставке процента будут осуществляться лишь самые выгодные инвестиции, обеспечивающие высокую норму прибыли, а значит, уровень инвестиций будет небольшим; при снижении ставки процента становятся выгодными инвестиции, обеспечивающие более низкую норму прибыли и уровень инвестиций возрастает.
Дж. Кейс определил роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с ней — доход и потребление. Особое значение имеет тот факт, что первоначальное увлечение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Так называемая теория «мультипликатора».
Население и производители имеют склонность к сбережению и эти деньги уходят в инвестиции через банк или акции. Другая часть дохода потребляемая (проедаемая) уходит в инвестиции в потребительский сектор: происходит мультипликация — умножение национального продукта по сравнению с вложенными инвестициями.
М — показатель мультипликации, если М>1 в обществе подъём, M
Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2015/1593.htm, http://works.doklad.ru/view/cmVWvRWSytM.html, http://studbooks.net/1611810/finansy/investitsii_natsionalnoy_ekonomike
Источник: