Объемы инвестиций в нефинансовый сектор

Иностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономике России

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Читайте также  Оценка эффективности реальных инвестиции в бизнес

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.
Читайте также  Доход от инвестиций в зарубежную недвижимость

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики Липецкой области за девять месяцев 2010 года вырос более чем в два раза

Воронеж. 10.11.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики Липецкой области по итогам девяти месяцев 2010 года составил 650,9 млн долларов, что более чем в два раза превышает уровень аналогичного периода предыдущего года, сообщили в администрации области.

Известно, что из общего уровня инвестиций 154,7 млн долларов составили прямые инвестиции, 496,2 млн долларов – уровень прочих инвестиций. Напомним, что ранее представители администрации заявляли, что ожидают в 2010 году привлечения около 1,125 млрд долларов иностранных средств. Отметим, что в декабре 2009 года НЛМК объявил о подписании кредитного соглашения на приобретение импортного оборудования в 524 млн евро. Финансирование организовано рядом международных банков, в том числе Societe Generale Corporate & Investment Banking, Bayerische Landesbank, Deutsche Bank и ING Wholesale Banking. Гарантии должны были предоставить экспортно-кредитные агентства Hermes, OeKB и ряд иных.

По данным обладминистрации, инвестиции в металлургическое производство региона (крупнейшим производителем является НЛМК) составили за девять месяцев 14,86 млрд рублей, что на 8% ниже аналогичного периода предыдущего года. Объем инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство — 2,65 млрд рублей. В целом инвестиции в основной капитал обрабатывающих производств Липецкой области составили по итогам девяти месяцев 2010 года 18,797 млрд рублей.

Иностранные инвестиции в секторе нефинансовых предприятий

Динамика и структура иностранных инвестиций в 1990-х гг. В динамике притока иностранных инвестиций в российскую экономику в 1990-х гг. можно выделить два периода (см. рис. 4).

  • 1. Первый период — 1991-1997 гг. — в целом наблюдается повышательная тенденция притока иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций увеличивается, во-первых, в абсолютных объемах, хотя в 1994 г. был небольшой спад, во-вторых, происходит увеличение относительной значимости иностранных инвестиций в российской экономике по ряду относительных показателей (см. табл. 3).
  • 2. Второй период — 1998-1999 гг. — понижательная тенденция притока иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций уменьшается, во-первых, в абсолютных величинах, во-вторых, происходит уменьшение относительной значимости притока иностранных инвестиций по ряду относительных показателей.
Читайте также  Показатели иностранных инвестиций в предприятие

Таблица 3. Иностранные инвестиции в нефинансовые предприятия

Иностранные инвестиции/ВВП по ППС-1993 г.*

Иностранные инвестиции/инвестиции в основной капитал**

Иностранные инвестиции на душу населения (долл.)

Структура иностранных инвестиций на протяжении 1990-х гг. претерпела существенное изменение (см. диаграмму 1). Если в начале 1990-х гг. в притоке иностранных инвестиций доминировали прямые инвестиции, то в последующие годы их доля последовательно, с некоторыми колебаниями, сокращалась. Доля прямых инвестиций, достигнув своего минимума в 1998 г. (29 % от всех иностранных инвестиций), выросла до 45 % в 1999 г., однако, это почти в два раза меньше уровня 1991-1993 гг.

Для постоянно изменяющейся структуры иностранных инвестиций в 1991-1999 гг. была характерна одна общая черта — ничтожно малая величина портфельных инвестиций. Свою максимальную долю портфельные иностранные инвестиции достигли в 1997 г. накануне российского финансового кризиса (1998 г.). Это и определило резкое снижение их относительной доли до 1,6 % в 1998 г. и 0,3 % в 1999 г.

Самым значимым элементом притока иностранных инвестиций в 1991-1999 гг. были прочие инвестиции. В совокупном притоке иностранных инвестиций (47,56 млрд. долл.) прочие иностранные инвестиции составили 25,88 млрд. долл. (54,4 %), прямые — 20,53 млрд. долл. (43,2 %), портфельные — 1,13 млрд. долл. (2,4 %).

Диаграмма 1. Структура притока иностранных инвестиций в нефинансовые предприятия

В настоящее время на российском фондовом рынке работают следующие институциональные инвесторы: сберегательные отделения коммерческих банков; чековые инвестиционные фонды; инвестиционные компании; негосударственные пенсионные фонды; страховые компании; паевые инвестиционные фонды. При этом процесс формирования инвестиционных институтов российского фондового рынка отличается некоторыми особенностями, в частности, наличием ограничительных рамок развития конкретного направления инвестиционной деятельности, что дифференцирует уровень привлекательности институциональных ин-весторов по показателям надежности, ликвидности и доходности.

На сегодняшний день наиболее привлекательным с точки зрения надежности и ликвидности вложений выглядит накопление средств в страховой компании. Именно эта институциональная струк-тура обеспечивает возвратность инвестиций обязательным резервиро-ванием средств самой компанией. Вложения компенсируют потери при наступлении страхового случая, что является условием сохран-ности и ликвидности средств. Однако доходность вложений в страховые компании по сравнению с другими структурами ниже

Таким образом, по критериям надежности и эффективности инвестиций среди российских институциональных инвесторов на первом месте стоят страховые компании, что подтверждается и количественными показателями функционирования данного институционального инвестора. (Следует отметить, что финансовый кризис оказал весьма негативное воздействие на деятельность страховых компаний, объемы привлеченного ими капитала в долларовом исчислении значительно сократились.) На втором месте по условиям инвестирования находятся коммерческие банки, но низкая доходность вложений и серия банкротств крупных банков породили недоверие вкладчиков к этому направлению институционального инвестирования.

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/inostrannye-investicii-v-rossii.html, http://abireg.ru/n_13088_addnews.html, http://vuzlit.ru/199489/inostrannye_investitsii_sektore_nefinansovyh_predpriyatiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто