Отношение правительства к иностранным инвестициям

Особенности привлечения иностранных инвесторов в экономику России в рестроспективе и на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фролова Н. С.

В статье анализируется эволюция взглядов российских ученых и общественных деятелей относительно необходимости привлечения иностранных инвесторов в экономику России. Рассматриваются последствия от деятельности иностранных инвесторов для экономического развития, предлагается возможность использования исторического опыта на современном этапе.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Фролова Н.С.,

Specificities of involvement of foreign investors in Russia’s economy in retrospective and in the present day

The article analyzes the evolution of Russian scholarly and public perspectives on the necessity of involving foreign investors into Russian economy, discusses the results of foreign investors’ activity for the country’s economic development, and suggests the possibility of applying historical experience in this sphere at the present moment.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения иностранных инвесторов в экономику России в рестроспективе и на современном этапе»

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

старший преподаватель кафедры мировой экономики и внешнеэкономических связей Хабаровской государственной академии экономики и права (г. Хабаровск),

кандидат экономических наук frolova.nc@rambler.ru

В статье анализируется эволюция взглядов российских ученых и общественных деятелей относительно необходимости привлечения иностранных инвесторов в экономику России. Рассматриваются последствия от деятельности иностранных инвесторов для экономического развития, предлагается возможность использования исторического опыта на современном этапе.

Ключевые слова: иностранный инвестор, иностранные инвестиции, влияние иностранных инвестиций на экономику, инвестиционный климат

УДК 330.322 ББК 263.23-56

Вопрос о привлечении иностранных инвесторов для развития национальной экономики, возможности её диверсификации остается дискуссионным. Ответ на данный вопрос «Нужно или нет привлекать иностранного инвестора» имеет два противоположных мнения. Приверженцы первой позиции утверждают, что иностранные инвесторы могут положительно повлиять на развитие экономики — увеличение темпов экономического роста, привнесение новых технологий, управленческого опыта и самое важное — возможность ухода от сырьевой специализации в сторону увеличения обрабатывающих производств. При этом необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат за счет правильной инвестиционной политики. Сторонники иной позиции говорят о нездоровой зависимости экономического развития от иностранных инвесторов, что проявляется в снижении национальной конкурентоспособности, в отсутствии собственных позиций относительно деятельности предприятия и др. И что необходимо ограничивать деятельность иностранных инвесторов за счет различного рода протекционистских мер.

Экономическое развитие России происходило под влиянием различных политических деятелей и их идеологических позиций в отношении иностранного капитала. Вторая половина XIX в. характеризуется ориентированностью на внутреннего инвестора, где преобладал частный, а не государственный капитал. Это выражалось в исключительном господстве частного концессионного строительства железных дорог, в развитии частного коммерческого кредита. Этот период олицетворялся с деятельностью министра финансов М.Х. Рейтерна, который был убеждённым сторонником частнохозяйственной деятельности и противником государственного хозяйства, особенно в области железнодорожного строительства и банковского дела. В 1880 г. министр финансов С. Ю. Витте говорил о важности не только частного, но и казённого капитала. Поэтому в этот период увеличилось строительство государственных железных дорог, были выкуплены частные железные дороги.

Промышленное же развитие С.Ю. Витте видел главным образом за счёт привлечения иностранных капиталов. Результатом проводимой государством экономической политики являлись относительно высокие темпы промышленного развития. Продуманная политика государства способствовала осуществлению инвестиционной деятельности отечественными и иностранными инвесторами в приоритетных базовых отраслях экономики. Иностранный капитал — английский, французский, бельгийский, шведский, немецкий — сыграл решающую роль в развитии тяжёлой промышленности, созданной в России в конце XIX в. Его присутствие создало возможность сокращения дефицита внутренних капиталовложений. С ним было связано привлечение в страну передовой техники и технологий, управленческого опыта, а также опыта ведения хозяйства.

В 1880 г. сумма иностранных капиталов, работавших в горнопромышленных предприятиях, исчисляется в 27,5 млн руб. из общей суммы иностранных капиталов в 97,2 млн руб., работавших в акционерных и паевых предприятиях, что составляет 28% от их общей суммы. В 1890 г. сумма означенных капиталов исчисляется

уже в 70,1 млн руб. и составляет 33% от общей суммы иностранных капиталов в 214,7 млн руб. Второе место по величине иностранных капиталов занимали перед революцией предприятия по обработке металлов и машиностроению. Сумма работавших в них иностранных капиталов исчислялась в 145,3 млн руб. для 1900 г. и в 362 млн руб. для 1915 г. и составляла 16,0% в 1900 г. и 16,5% в 1915 г. от суммы всех иностранных капиталов [6].

Огромной была роль иностранного капитала в создании базовой по тем временам металлургической промышленности в России. На иностранные средства был создан комплекс страны — южнорусский, на который в 1913 году приходилось 67% выплавленного в России чугуна и 60% стали. Еще большую роль иностранный капитал играл в самых передовых по тем временам отраслях промышленности — энергетической, электротехнической, химической. Более того, инициатива создания их в России и подавляющая часть вложенного в них капитала принадлежали другим странам, прежде всего Германии [2].

Существовало и другое мнение относительно иностранного капитала. Так А.Д. Нечволодов писал в труде «От разорения к достатку»: «Привлечение иностранных капиталов в Государство сводится: к эксплуатации этими капиталами отечественных богатств и рабочих рук страны, а затем и вывоза заграницу золота, приобретенного в стране за продажу продуктов производства. Таким образом, результаты введения иностранного капитала в Государство следующие: понижение общего благосостояния в прилежащей местности и высасывание золота из страны».

«Иностранные капиталы (вместе с займами) участвуют в нашей задолженности в сумме около 5,800 млн рублей; за 20 летний период Россия уплатила процентов и срочного погашения на иностранные капиталы, вложенные в государственные и частнопромышленные бумаги, около 4,372 млн рублей. Если к этой цифре добавить расходы русских за границей, составляющие за 20 лет около 1,370 млн рублей, то окажется, что Россия за 20 летний период с 1882-1901 гг. уплатила заграницу около 5,740 млн рублей или около 15,5 млрд франков. Т.е. мы уплачиваем иностранцам в каждые 6 1/2 лет дань, равную по величине колоссальной контрибуции, уплаченной Францией своей победительнице Германии. В последние два года (1900 и 1901) наши платежи иностранцам составили ежегодно около 380 млн рублей, а в настоящем 1903 году эта сумма будет еще значительнее, так что за последние 5 лет мы уплатим иностранцам около 5,5 млрд. франков. Тогда всех удивляло, откуда Франция могла достать такое значительное количество денег. Где же мы берем необходимые суммы для расплаты по своим же обязательствам? Над этим можно и необходимо призадуматься. Без войны, без затрат, без человеческих жертв, иностранцы все более и более побеждают нас, каждые 5-6 лет, нанося нам финансовый разгром, равный разгрому Франции в 1870 году» [5].

Проблемами инвестирования иностранного капитала и его влияния на экономическое развитие России на рубеже XIX и XX вв. занимались такие ученые, как Б.Ф. Брандт, Л. Воронов, И.И. Левин, И.Н. Бернштейн и другие.

Точки зрения этих ученых на целесообразность привлечения иностранного капитала для экономического развития России были противоречивы. Без помощи капиталов, по мнению Б.Ф.Брандта, никакая производительная экономическая деятельность немыслима. Капитал есть необходимое орудие производства полезных ценностей, необходимый фактор для создания богатств. Во многих странах обширные естественные богатства остаются внутри только потому, что нет капиталов, необходимых для извлечения этих богатств из недр земли и для их дальнейшей разработки выгодной для потребления. Для подъема экономики в такой стране вовсе нет надобности в привлечении иностранных капиталов, так как с течением времени капиталы найдутся в самой стране в ходе естественной эволюции процесса экономического развития, — считали оппоненты Б.Ф. Брандта. А присутствие иностранного капитала есть нечто наносное, внешнее; оживление, которое он вызывает в экономической жизни страны, будет искусственное, не вызываемое естественными потребностями населения, не имеющее твердых, реальных оснований. И поэтому лучше всего предоставить это естественному ходу вещей, являющемуся лучшим регулятором экономических отношений, лучшим фактором хозяйственного прогресса [8].

В период советской власти, в период правления великих вождей пролетариата отношение к иностранному капиталу также было различным. В период НЭПа он был нужен для завершения периода восстановления разрушенного гражданской войной народного хозяйства. Постановлением IX съезда Советов (1921 г.) было признано, что восстановление народного хозяйства в Советской России требует прилива иностранного капитала в различные области хозяйства, как в форме концессий, так и в форме займов.

Первые официальные предложения концессий были сделаны в 1918 г. США и Германии. Впоследствии Совнарком РСФСР рассмотрел вопрос о концессиях и признал желательным участие иностранного капитала в разработке естественных богатств страны. В 1920 г. был разработан проект «Тезисы о концессиях», в которых указывалось, что Правительство РСФСР будет предоставлять такие концессии, которые не конкурируют с уже национализированной промышленностью; развивают те производства, которые советская экономика быстро поднять не может; наименее истощают природные богатства и рабочую силу; в кратчайший срок и в наибольшей степени увеличивают производственную мощь страны [2]. В целом иностранные концессии сыграли положительную роль в восстановительный период (после гражданской войны).

Иностранный капитал преобладал в добыче угля, руд чёрных и драгоценных металлов, производстве чугуна. Французские и бельгийские инвесторы вкладывали средства преимущественно в создание металлургических и металлообрабатывающих производств, немецкие — в горнодобывающие, английские — в добычу и переработку нефти. В нефтяном бизнесе на долю иностранных компаний приходилось более половины добычи нефти и три четверти торговли нефтепродуктами. Особенно на данном этапе важна была роль правительства. Ему удалось создать условия, при которых иностранные капиталы не вытесняли отечественные, а служили дополнением. Правительством пресекалась и исключалась возможность решающей роли иностранцев в хозяйственном развитии России.

Читайте также  Соц инвестиции в человеческие ресурсы

Тем не менее, в становившейся Советской России возникла дилемма — «или изоляция от окружающего мира и ставка на его подрыв — в международной политике, а во внутренней — опора исключительно на собственные силы и собирание этих сил военно-коммунистическими мерами. Л ибо более быстрое и менее обременительное для общества хозяйственное строительство с помощью передовых стран и в этих целях — реинтеграция в мировую экономику и политика лавирования и компромиссов в отношении с капиталистическим миром».

Господствующая советская идеология пошла по пути — «опора на собственные силы» и не допускала использование иностранного капитала. Сталин так говорил о возможности использования иностранного капитала: «царская Россия уже прошла путем «кабальных концессий и кабальных займов» и «влезла тем самым в ярмо полуколониального существования». Едва ли нужно доказывать, что для нас такой путь неприемлем: не за то мы три года проливали кровь в войне с империалистами всех стран, чтобы добровольно идти к ним в кабалу» [2].

В этот период советская экономика развивалась усиленными темпами и без иностранных вливаний. Однако она не нуждалась в создании высокотехнологичной продукции прямого гражданского назначения (исключением являлся ВПК), не было необходимости выхода с ней на международные рынки, а соответственно речь о развитии отечественной конкурентоспособности рассматривалась в аспекте противостояния двух систем — капиталистической и социалистической. Плановое распределение произведенной продукции по плановым ценам снимало острейшую проблему сбыта. Оно обеспечивало плановую рентабельность, гарантировало от банкротства, создавало условия стабильного развития[9].

Нельзя сказать, что весь советский период в экономику не поступало иностранных инвестиций. Так, начиная с 1960 г. получают свое распространение компенсационные формы сотрудничества. На Дальнем Востоке они использовались в основном при освоении природных ресурсов. За период 1968-1985 гг. было заключено 9 генеральных компенсационных соглашений с Японией. Именно в этот период на Дальнем Востоке наблюдается рост объемов лесозаготовок, особенно в Хабаровском крае, а также производство лесопромышленной продукции.

Предпринимались попытки реализовать проекты в машиностроении, однако они окончились неудачей. В рамках заключенных соглашений не предусматривалось использование части кредитов для создания импортозамещающих производств, что ограничивало возможности Дальнего Востока в проведении структурной перестройки его экономики и обуславливало дальнейшую высокую зависимость от импорта машин и оборудования, что в конечном счете не устраивало государство. Такая ситуация была в значительной степени невыгодна и иностранным инвесторам [1]. Компенсационные формы сотрудничества не получили своего дальнейшего распространения.

С переходом России к новой экономической системе, за счет либерализации внешнеэкономических связей, вновь возобновился приток иностранных инвестиций. Российское правительство в данном случае не отрицало деятельность иностранных инвесторов, но еще не была сформирована действенная инвестиционная политика. Имели место нестабильность и неопределенность нормативных актов и законодательства; обременительность налогового режима; неэффективная и запутанная правовая база банковской и валютной деятельности. Существовали проблемы инфраструктуры; проблемы, спровоцированные отсутствием российской культуры бизнеса, и, наконец, преступность [3].

Общий экономический спад также оказывал негативное влияние на импорт капитала. Он хотя и имел место, но в основном в страну поступали капиталы непроизводственного назначения (краткосрочные и спекулятивные), которые привлекались государством в качестве заемных средств для финансирования бюджетного дефицита и одновременно играли роль источника покрытия общего пассива платежного баланса. Иностранный капитал, поступивший в Россию, имел мало общего с насущными потребностями её экономики и, прежде всего, национального производства [10].

Иностранные инвестиции в реальный сектор экономики поступали в незначительной степени и ограничивались очень скромными величинами. Объем продукции, производимой на предприятиях с иностранными инвестициями, в 1999 г. составлял около 4,9% ВВП. В первом полугодии 2000 г. структура иностранных инвестиций ухудшилась. По сравнению с первым полугодием 1999 г. доля прямых иностранных инвестиций сократилась с 56,9 до 37,4%, доля портфельных инвестиций увеличилась с 0,2 до 1,1%, доля прочих возросла с 42,9 до 61,5%.

Одной из первых форм привлечения прямых иностранных инвестиций являлось соглашение о разделе продукции (СРП). С одной стороны, иностранный капитал был необходим для развития топливной промышленности. Ситуация в отрасли была плачевной. С 1992 года производство геологоразведочного оборудования, аппаратуры, техники и снаряжения сокращено в 10 раз. По оценкам экспертов, только 8% эксплуатируемого в 1994 году в национальных государственных корпорациях (НГК) оборудования соответствовало мировому уровню. Но с другой стороны, проводимая либерализационная политика по отношению к иностранным инвесторам была губительна для российской экономики. В частности она способствовала диспропорциональному её развитию в сторону ресурсной специализации. Так за период 1999-2002 гг. более 40% общего объема накопленных

инвестиций было направлено на реализацию нефтегазовых проектов Сахалинской области (1,7 млрд долл.). В разрезе отраслевой структуры привлеченных иностранных инвестиций приходилось на топливную промышленность 21,3% в 1995 г. и уже 80,8% в 1999 г.

Из положительного можно отметить, что в этот период формируется законодательная база, в 1991 г. принят закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», согласно которому для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим [3]. Создается Консультативный Совет по иностранным инвестициям. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. №1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» разрабатываются меры, способствующие привлечению иностранных капиталов.

Формирование более цивилизованных отношений с иностранными инвесторами связано с восстановительным периодом российской экономики. Условно этот период датируют 2000-ми годами и настоящим временем. Постепенно формируется нормативно-правовая база. Правительством Российской Федерации разработаны меры по улучшению инвестиционного климата,

предполагающие снижение административных барьеров, упрощение порядка получения разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и ряд других.

На 25 заседании Консультативного Совета по иностранным инвестициям Премьер-министр России Владимир Путин отметил важность конструктивного диалога между правительством России и сообществом иностранных инвесторов в разработке и совершенствовании нормативных, налоговых, административных условий и правил для улучшения климата в России [11].

Теме не менее Правительством выдвигаются более жесткие требования по отношению к иностранным инвесторам. Так закон 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает правила, огранивающие участие иностранцев в уставном капитале российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение. Премьер-министр В. Путин высказывает точку зрения о «необходимости сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права» [11], что повышает

Особенности взаимодействий с иностранными инвесторами в России в ретроспективе

и на современном этапе

Экономисты, политические и общественные деятели Особенности взаимодействия с иностранными инвесторами Возможность использования на современном этапе

период 1850-1900 гг.

М.Х. Рейтерна, С.Ю. Витте Осуществлялись иностранные займы на строительство железных дорог. Развитие железных дорог способствовало обеспечению заказов российским предприятиям. Промышленное развитие за счет деятельности иностранных инвесторов. Ограничение поступления иностранных товаров, но стимулирование создание иностранных производств Возможно развитие частно-государственного партнерства, в том числе с иностранными инвесторами. Развитие инфраструктурных отраслей за счет государства, осуществление производственной деятельности частными предприятиями с иностранными инвестициями.

Нечволодов А.Д. Отрицательное отношение к иностранному инвестору, т.к. происходит эксплуатация природных ресурсов, увеличиваются займы Ограничение иностранных инвесторов в области освоения природных ресурсов или обязательное условие — создание производств глубокой степени переработки

Брандт Б.Ф. Сторонник иностранного капитала, который считал, что капитал есть необходимое орудие производства полезных ценностей, необходимый фактор для создания богатств Иностранный капитал необходим для развития конкуренции, создания новых производств, возможности удешевления товаров для потребителей

период 1913-1980 гг.

Ульянов (Ленин) В.И. План ГОЭРЛО планировалось реализовать за счет иностранных займов. С концессиями связывалось восстановление советской промышленности Закрытая экономика не может вести к экономическому прогрессу. Существует необходимость привлечения иностранных технологий, иностранного опыта для сокращения отсталости экономики. Необходимо законодательное закрепление гарантий прав иностранным инвесторам.

Троцкий Л.Д., Бухарин Н.И. Единственным источником экономического развития было бесплатное присвоение государством труда рабочих [2]

Сталин И.В. Не допускалась деятельность иностранных инвесторов, экономическое развитие за счет «опоры на собственные силы». Экспроприация и национализация иностранных предприятий

период 1985-2012 гг.

Период власти Горбачева М.С., Ельцина Б.Н. Либерализация отношений к иностранным инвесторами, незрелые позиции российского Правительства к деятельности иностранных инвесторов, иностранные инвестиции не направлялись в развитие обрабатывающих отраслей промышленности, не создавалась инновационная продукция Бесконтрольная раздача льгот, безучастность государства в регулировании деятельности иностранных инвесторов способствует развитию «голландской» болезни1 экономики

Современный этап период власти Путина В.В. Медведева Д.А. Формирование законодательной базы, улучшение инвестиционного климата Появление четких позиций по отношению к иностранным инвесторам, формирование инвестиционной политики способствует созданию благоприятного инвестиционного климата

требования к иностранной рабочей силе, необходимой для реализации иностранных инвестиционных проектов.

Современный этап развития отношений с иностранными инвесторами показывает более зрелые позиции российского правительства в отношениях с иностранными инвесторами. С одной стороны, предпринимаются меры по улучшению инвестиционного климата, с другой, — создаются некоторые ограничения в деятельности иностранных инвесторов, отчасти направленные на формирование собственных позиций в отношениях с иностранными инвесторами.

Отчасти эти меры способствуют привлечению иностранного капитала и улучшению с его помощью структуры экономики. Так величина привлеченного иностранного капитала в экономику России в 2010 г. составила 114,8 млрд. долл. По сравнению с 2009 г. поступление иностранных капиталов увеличилось на 40%. Если говорить о поступлении иностранных инвестиций в разрезе видов экономической деятельности, то на долю обрабатывающей промышленности приходится около 29%, на долю добывающей промышленности — 12%.

Но все-таки иностранный инвестор не в полной мере «работает» на интересы государства. Так, если рассматривать структуру поступления в обрабатывающие производства, то здесь основная доля приходится на производство кокса и нефтепродуктов (11,6%), металлургическое производство (6,7%), то есть на продукцию переделов ресурсных отраслей. Значительные поступления отмечены в такую статью, как «финансовая деятельность», в 2010 г. на неё пришлось 33,1% всех иностранных вложений. При поступлении всех иностранных инвестиций основная их часть — 87% приходится на «прочие» — 99,9 млрд долл. (2010 г.). Размер прямых инвестиций составляет 13,8 млрд долл. (12%), портфельных инвестиций — 1,1 млрд долл. (1%).

Читайте также  Тесты по экономике организации инвестиции

Рассматривая отношение к иностранным инвесторам на различных этапах экономического развития России можно увидеть неоднозначные мнения по поводу привлечения иностранных капиталов. Они менялись в зависимости от существовавшей

политической системы, от целей экономического развития (табл. 1). Однако из каждого периода времени можно взять определенные позитивные последствия, извлекать необходимые уроки и применять их в соответствии со складывающимися современными тенденциями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Иностранный капитал использовался для развития экономики, её диверсификации. С его помощью в середине XIX и начале XX вв. развивались металлургическая, энергетическая, электротехническая промышленность, в страну привлекалась передовая техника. Важным моментом было то, что государству удалось создать условия, при которых иностранные капиталы не вытесняли отечественные, а служили дополнением. Правительством пресекалась и исключалась возможность решающей роли иностранцев в хозяйственном развитии России.

Исторический опыт показал, что нельзя категорически отрицать возможность присутствия иностранных инвесторов. Отчасти это можно видеть в советском периоде экономического развития. Если у страны отсутствует свой собственный опыт налаживания высокотехнологичных производств и создания конкурентоспособной продукции, необходимый управленческий опыт, то страна может оказаться далеко не на передовых позициях в мировом экономическом развитии. Более развитые в этом отношении иностранные инвесторы могут привнести в экономику новые технологии, опыт ведения и организации производства. Но нельзя при этом забывать, и о том, что непродуманная политика по отношению к иностранному инвестору привела к развитию «однобокой» экономики в сторону сырьевой специализации, характерной в 90-е гг. ХХ века. Чтобы не допускать подобных ситуаций, надо иметь ясные, более жесткие и четкие позиции по отношению к деятельности иностранных инвесторов. Это показал современный опыт. Подобная политика будет способствовать и притоку иностранных капиталов, но с другой стороны, будет достигнута главная цель — осуществление диверсификации экономики.

1. Деваева Е.И. Экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии: региональные аспекты / Отв. ред. П.А. Минакир; Рос. Акад. наук, ДВ отделение. — Владивосток: ДВО РАН, 2004. — 208 с.

2. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Международные отношения, 1990. — 156 с.

3. Раздел продукции: за и против / Под общ. ред. М.А. Субботина. — М.: Тактика, 2007. — 448 с.

4. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. — М.: Экономист, 2005. — 130 с.

5. Нечволодов А. От разорения к достатку. Санкт-Петербург. Типография штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа, 1906 URL: htpp://www.webbl.ru (дата обращения 15.01.2012)

6. Оль П.В. Иностранные капиталы в народном хозяйстве довоенной России. Ленинград, 1925. — С. 26.

7. Путин В.В. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить // URL: http://www.izvestia.ru

8. Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право. URL: http://www.eurasialegal.info (дата обращения 17.01.2012)

9. Экономическая история СССР: очерки / Рук. авт. коллектива Л.И. Абалкин — М.: Инфра-М, 2007 — 496 с.

10. Юсупов И.З. Россия как экспортер и импортер капитала // Российский внешнеэкономический вестник. — 2009. — № 3. — С. 52-61.

11. URL: http: //premier.gov.ru/events/news/16749/

1 «Голландская болезнь» — этот эффект получил свое название после открытия Нидерландами месторождений природного газа в 1959 г. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х гг. Рост цен на нефть в середине 70-х и начале 80-х гг. вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.

Роль и место иностранных инвестиций в экономике России

Отношение к иностранным инвестициям в стране зависит от тех целей, которые она при этом ставит. Например, Правительство России до последнего момента считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назначению, но и укрепляют престиж России как заемщика на мировых финансовых рынках.

Прямые инвестиции фирм рассматриваются не только как дополнительный источник внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем, здесь имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.

Иностранные инвестиции определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России они подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

Прямые — это те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов).

Портфельные инвестиции — покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия. Для их владельца имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует.

Инвестиции, не попадающие под определение прямых и портфельных, относятся к прочим. Это торговые и прочие кредиты, банковские вклады и т.д.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (в отличие от отечественной литературы, где дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции).

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

  • — освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;
  • — продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
  • — содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;
  • — содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
  • — создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
  • — содействие развитию производственной инфраструктуры.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

  • — инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
  • — инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий; инвестиция вложение капитальный экономика
  • — инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;
  • — иностранные кредиты;
  • — лизинговые кредиты;
  • — финансовые кредиты российским предприятиям.

Согласно отчету Федеральной службы государственной статистики «Об иностранных инвестициях в экономику России в 2012 г.» По состоянию на конец 2012г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 60,1% (на конец 2011г. — 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных — 2,4% (2,8%).

В 2012г. в экономику России поступило 154,6 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 136,6 млрд.долларов, или на 17,3% меньше, чем в 2011 году.

Россия пользуется кредитами Всемирного банка с 1992 г., портфель действующих займов ВБ составляет 2,8 млрд. дол. В настоящее время Всемирный Банк вкладывает свои инвестиции в России в проекты в области ТЭК, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, а также кредиты федеральному правительству. Инвестиции ЕБРР в 2006 г. значительно возросли по сравнению с предыдущим периодом. Основными направлениями деятельности ЕБРР в России являются финансирование совместных предприятий, работа в регионах, поддержка развития малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры. ЕБРР тесто сотрудничает с Россией, начиная с 1994 г. Общая стоимость проектов с его участием — 18 млрд. евро, из них 7,1 млрд. евро — средства банка.

Однако Всемирный банк понизил прогноз по росту ВВП России на 2013г. с 3,6 до 3,3%. По мнению аналитиков ВБ, несмотря на крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с Олимпиадой в Сочи, восстановление инвестиций произойдет только в середине этого года вслед за восстановлением мировой экономики.

В свою очередь министр экономического развития РФ Андрей Белоусов недавно заявил, что отток капитала из России в 2013г. составит около 50 млрд долл., большую часть которых составят прямые инвестиции российских компаний за рубежом.

Такой отток капитала приветствуется, поскольку сегодня закрепиться на мировых рынках без инвестиций практически невозможно. Нужно инвестировать, создавать компании, создавать активы, тогда можно претендовать на ту или иную долю рынка. Иначе работать практически невозможно.

Иностранные капиталы, необходимые для реструктуризации экономики, Россия может получить только в том случае, если условия размещения инвестиций будут в ней относительно лучше, чем в странах, конкурирующих в сфере привлечения капитала. Кроме того, необходимо осуществлять постоянный поиск потенциальных инвесторов и проводить активную информационную и промоутерскую деятельность, открывая им доступ на российский рынок.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Читайте также  Влияние инфляции на эффективность инвестиций

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут дополнительному притоку инвестиций.

1.2 Роль государственной политики в привлечении иностранных инвесторов

Инвестиционная политика — это совокупность методов и приемов, направленных на решение задач, связанных с накоплением и использованием капитальных вложений, обеспечивающих экономический рост и повышение на этой основе благосостояния населения Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — С. 390.. В самом общем виде инвестиционная политика государства призвана стимулировать сбережения предприятий и населения и превращать их в инвестиции.

В России инвестиционная политика государства должна основываться на использовании исторически сложившегося мощного государственного сектора, традиционной склонности населения к сбережениям, и приоритетном развитии социальных процессов. В России накоплен огромный творческий потенциал, его использование может явиться главной движущей силой социально-экономического развития.

Основные цели инвестиционной политики России заключаются в следующем:

— перевод структурного кризиса в управляемый процесс модернизации производства на основе массового внедрения перспективных нововведений и обновления научно-технического потенциала;

— оптимизация соотношений между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли;

— перераспределение капитальных вложений в пользу отраслей, обеспечивающих повышение благосостояния народа, ускорение научно-технического прогресса;

— развитие социальной инфраструктуры.

В целом инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы перенести центр тяжести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, осуществить их оснащение новейшими технологиями и преобразовать управление, основанное на рыночных принципах хозяйствования.

Обычно при реализации государственной инвестиционной политики выделяется три главных направления:

— увеличение накоплений на основе развития отечественного производства, сокращение издержек, увеличение емкости внутреннего рынка, ликвидация убыточных предприятий;

— превращение имеющихся сбережений населения в инвестиции путем использования налоговой системы, формирования эффективного и контролируемого рынка капиталов; снижения инвестиционных рисков; улучшения климата для зарубежных инвесторов;

— создание нового механизма использования инвестиций, включая инвестиционные фонды, лизинговые фирмы, проектно-строительные корпорации.

Инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы стимулировать сбережения предприятий и населения, и превращать их в инвестиции.

При этом в сфере инвестиционного сотрудничества Правительство РФ разрабатывает и реализует следующую государственную политику:

— определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ;

— разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

— определяет меры по контролю деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

— утверждает перечень приоритетных ИП;

— разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; привлекает ивестиционные кредиты на финансирование ИП федерального значения;

— контролирует подготовку и заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

— контролирует подготовку и заключение международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства можно выделить следующие Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 254.:

1. Предоставление государственных гарантий. Они могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами, принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованных в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным инвесторам гарантии возврата всей суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты и других непредвиденных обстоятельств). Важная разновидность гарантий — гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репатриации капитала.

Положения о гарантиях инвестиций принимаются правительствами стран, но они содержатся и в двусторонних межправительственных соглашениях, а также в региональных соглашениях, в которых участвуют несколько стран. К настоящему времени такие соглашения подписаны уже большинством стран мира.

2. Страхование зарубежных инвестиций. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентствами. Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков (она составляет, как правило, до 1% суммы инвестирования). Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.

3. Урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирование может быть осуществлено как на основе национального законодательства принимающей капитал страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора, так и на основе международного арбитража.

4. Исключение двойного налогообложения. Суть этой формы поддержки инвестиций состоит в следующем. Если данная корпорация оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее прибыль своим национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

В данном случае проявляется определенная закономерность: чем более развита в экономическом отношении страна и чем более в ней развита внешнеэкономическая деятельность, корпоративного бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения.

5. Административная и дипломатическая поддержка. Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов. Правительства этих стран ведут переговоры с правительствами зарубежных государств о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных (отечественных) инвесторов. Торговым представительствам стран за рубежом, аппаратам экономических советников посольств вменяется в обязанности поддерживать «своих» инвесторов и создавать им необходимые благоприятные условия для инвестиционной деятельности.

Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом страны. Инвестиционная привлекательность конкретной страны определяется целым комплексом параметров. Обычно их структурируют в двумерную матрицу «риски — возможности (доходность)» и называют инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат — это условия для среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные отрасли данной страны или региона.

Для активного привлечения инвестиций в страну требуется создание определенных, привлекательных для инвесторов условий. Мировой опыт показывает, что капитал убегает из той страны, где наблюдается высокий уровень инфляции, отсутствует политическая и экономическая стабильность, не создана надежная законодательно-правовая база защиты прав собственности инвесторов, нет свободной конвертации валюты, отсутствуют возможности вывоза производимой продукции и получаемой прибыли.

Инвестиционная привлекательность страны определяется состоянием сложившегося инвестиционного климата, позитивно или негативно влияющего на инвесторов. Благоприятный инвестиционный климат внутри страны устанавливается при доверительном отношении юридических и физических лиц к государству, а за рубежом оценивается рейтингом, определяемым международными агентствами с помощью специальных методик расчёта, учитывающих существующий потенциал развития и возможные риски для инвесторов.

На инвестиционный климат страны оказывают влияние: 1. политическая стабильность; 2. развитость рыночных отношений; 3. законодательная база; 4. природные ресурсы; 5. квалификация персонала; 6. цена рабочей силы; 7. ёмкость внутреннего рынка.

Таким образом, инвестиционный климат — весьма емкое понятие, которое включает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны (или неблагоприятны) в той или иной стране условия для вложения капитала: состояние политики, экономики, права, идеологии, культуры и т.д. Чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестор оценивает свой предпринимательский риск, тем меньше вероятность инвестиций.

На рис. 1.2 представлена классификация основных составляющих инвестиционного климата.

Как следует из рис. 1.2, инвестиционный климат страны включает объективные возможности страны (инвестиционный потенциал), условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск) и законодательную базу, которая аккумулирует две предыдущие составляющие.

Многие рейтинговые исследования выделяют два слагаемых инвестиционного климата: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.2. Классификация факторов инвестиционного климата страны Бродский М. II, Костенко С. И. Инвестиции как источник конкурентоспособности // Ученые записки Института права С.-Петербургского государственного университета экономики и финансов / Под ред. А. А. Ливеровского, 2005. Вып. 6. — С. 95.

Как правило, в международной практике комплекс показателей общего инвестиционного климата страны оценивается в баллах, сумма которых дает представление о его состоянии на определенный момент (табл. 1.2).

Анализ общего инвестиционного климата страны, принимающей иностранные инвестиции (обобщенные методики Запада) Инновационные инвестиции: мировой опыт. Информационно-учебное пособие. — Ч.2 / Под общ. ред. Б.Г. Дякина. — М.: РОСБИ, 2007. — С. 125.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-privlecheniya-inostrannyh-investorov-v-ekonomiku-rossii-v-restrospektive-i-na-sovremennom-etape, http://studwood.ru/1391519/ekonomika/rol_mesto_inostrannyh_investitsiy_ekonomike_rossii, http://econ.bobrodobro.ru/102953

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто