Правовое регулирования инвестиций в системе права

Глава 2. Международное инвестиционное право

2.3. Система правового регулирования иностранных инвестиций в России

2.3.1. Роль и место инвестиционного законодательства в системе права

В результате рассмотрения современных правовых параметров мироустройства в целом, международных экономических отношений в частности, а также опыта, проблем и перспектив развития международного инвестиционного права становится понятным, что следующим вопросом должно стать определение роли и места инвестиционного законодательства в системе права.

Как особо доказывалось выше, специфика системы правового регулирования иностранных инвестиций заключается в том, что включает в себя не только законодательство об иностранных инвестициях, но и международные договорные и обычно-правовые нормы. Такой двухуровневый комплексный метод правового обеспечения иностранной инвестиционной деятельности требует соответствующего методологического подхода при обозначении роли и места правового компонента в структуре права.

Наоборот, рассмотрение этой проблемы отдельно, без учета широкой юридической природы международных инвестиционных отношений способствует утверждению большей или меньшей ясности в этом вопросе.

Хотя самостоятельность инвестиционного права как совокупности принципов, норм и правил, регулирующих иностранную инвестиционную деятельность на территории принимающего государства, была обоснована А.Г. Богатыревым [136] впервые еще в начале 1990-х гг., прошло еще десяток лет, прежде чем эта концепция нашла более или менее общую поддержку. Количество норм и институтов, непосредственно относящихся к этой области, стало достаточно значительным, считает Г.К. Дмитриева [137], и это позволяет говорить о международном инвестиционном праве как о самостоятельной подотрасли международного (публичного) экономического права, особенно если учесть значение иностранных инвестиций в развитии экономики государства. Наряду с международным инвестиционным правом в той же системе международного экономического права Г.К. Дмитриева выделяет международное торговое право, международное транспортное право, международное финансовое право и международное технологическое право. Каждая из этих подотраслей, по ее мнению, представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих конкретную сферу экономических отношений. Все они составляют единую отрасль международного права — международное экономическое право — с общим объектом регулирования, общими целями и принципами.

Такого же мнения придерживается и В.М. Шумилов, обозначая инвестиционное право наряду, например, с международным торговым правом, международным финансовым правом как подотрасль международного экономического права [138].

Основываясь на современных достижениях теории и практики международного права, данный вопрос несколько по-иному исследовал Г.М. Вельяминов. Международное инвестиционное право, по его мнению, занимает место в таком разделе международного экономического права, как международное имущественное право. Особо отметим, что последнее понятие вводится впервые. Для полноты картины отметим, что данный раздел особенной части МЭП состоит в следующей последовательности: включает институты международно-правового режима государственной и межгосударственной собственности; имущественный режим так называемого общего наследия человечества; международное инвестиционное право; международно-правовые аспекты режима ТНК; международное право интеллектуальной собственности и международное налоговое право [139].

Как видно, международное инвестиционное право рассматривается автором как часть имущественного права в системе МЭП. Трудно не согласиться с уважаемым ученым в том, что, по большому счету, любые экономические отношения являются, во-первых, торговыми в узком смысле слова (прямо или косвенно обслуживающими торговлю), а во-вторых, имущественными [140]. Действительно, институт права собственности является базовым институтом практически любой правовой системы. Какую бы отрасль права мы ни рассматривали, вопрос о собственности занимает в ней одно из центральных мест. В этом смысле, в принципе, можно согласиться с утверждением авторитетного ученого, что, по существу, инвестиционное право есть воплощение, реализация права собственности в широком смысле этого понятия [141]. Кстати, как отношения между собственниками охарактеризовал правоотношения в сфере иностранных инвестиций и А.Г. Богатырев. «Собственность — это один из главных элементов определения правового понятия «иностранные инвестиции» [142]. Таким образом, вопрос о собственности, т.е. о принадлежности имущества, А.Г. Богатырев также считает принципиальным при раскрытии юридического содержания понятия «иностранные инвестиции».

При изучении интересной, но не бесспорной концепции Г.М. Вельяминова возникает закономерный вопрос: имущественный характер международных инвестиционных отношений сам по себе является ли достаточным основанием для того, чтобы обозначить МИП как составную часть международного имущественного права?

Выделение международного инвестиционного права в системе международного экономического права обусловлено особой ролью иностранных инвестиций в функционировании национальных экономик и мирового рынка в целом. Подчеркнем еще раз факт, который говорит сам за себя: на современном этапе иностранные инвестиции играют более значительную роль, чем международная торговля товарами и услугами, вместе взятые. Другими словами, эпоха торговли и перемещения товаров и услуг, господствовавшая в ХХ столетии, в начале XXI в. окончательно уступила место эпохе трансграничного движения капиталов. Сегодня международное сообщество осознает, что инвестиционные отношения и глобальное движение капиталов выступают в качестве фактора, который имеет решающее значение в международных экономических отношениях [143].

Юридическая природа иностранных инвестиционных отношений такова, что они нуждаются в особом правовом регулировании. Иностранные инвестиции, имея по своей сути частноправовой характер, одновременно нуждаются и в международно-правовом публичном регулировании. Другими словами, налицо многоаспектный комплекс отношений, участниками которых выступают разнородные по своему юридическому происхождению субъекты. Причем, особо подчеркнем, далеко не всегда субъекты международных инвестиционных отношений выступают в качестве собственников, т.е. владельцев, пользователей или распорядителей.

Усложнение международной нормативной системы ставит перед нами все более сложные проблемы, касающиеся, например, вопроса о разграничении отраслей, подотраслей и институтов в общей системе международного права, как публичного, так и частного.

Именно становление и развитие специальных методов международно-правового регулирования иностранных инвестиций обусловило формирование самостоятельного международного инвестиционного права как отрасли права. Это тем более очевидно, учитывая, что международные инвестиционные отношения как особая правовая связь между государствами по регулированию иностранных инвестиций требуют от международного сообщества в целом, универсальных и региональных международных организаций, самих государств выработки особого механизма защиты зарубежных капиталовложений. Отсутствие в конвенционном порядке ясных и четко сформулированных источников международного права в сфере правового регулирования иностранных инвестиций отрицательно влияет на развитие рассматриваемых отношений.

Несмотря на значительный опыт, накопленный в сфере правового регулирования иностранных инвестиций, до сих пор отсутствует надлежащий механизм соответствующего международно-правового регулирования. Это, на наш взгляд, объясняется в какой-то мере слабой разработанностью темы. Здесь может помочь комплексный аналитический подход к исследованиям в рамках вновь выделенной отрасли в системе международного публичного права и системе международного частного права.

В научной литературе уже предпринимались попытки обоснования особого международного инвестиционного права. Первый фундаментальный труд по проблемам международно-правового регулирования иностранных инвестиций принадлежит перу известного английского ученого Джорджа Шварценбергера, который опубликовал в 1969 г. в Лондоне монографию «Иностранные инвестиции и международное право».

Но, видимо, в силу недостаточной разработанности темы и малого количества нормативно-правового материала основоположник школы международно-правового режима иностранных инвестиций не стал выделять специальное международное инвестиционное право [144].

Другое аналогичное исследование, специально посвященное международно-правовым аспектам иностранных инвестиций, было опубликовано в Кембридже в 1994 г. Автором этого научного труда является профессор Национального университета Сингапура М. Сорнараджа [145].

Заметим, что дословно название монографии переводится как «Международное право иностранных инвестиций». Но, как известно, не всегда формальный перевод с иностранного языка того или иного понятия соответствует его логической сути. В данном же случае содержание, структура, язык изложения, да и сама идея, проходящая через всю книгу, не оставляют сомнений, что речь идет о международном инвестиционном праве в русскоязычном его понимании. В западной литературе эта монография стала первой, в которой предпринята попытка комплексно подойти к рассмотрению сложных проблем международно-правового регулирования инвестиционных отношений, а главное, что принципиально важно для нас в данном случае, с научно-теоретических и научно-практических позиций обосновать необходимость выделения такой специальной отрасли, как международное инвестиционное право.

Читайте также  Получение гражданства кипра через инвестиции

В отечественной литературе впервые концепция о становлении инвестиционного права как отрасли в российской правовой системе, а также международного инвестиционного права как инструмента отрасли международного экономического права была развернута А.Г. Богатыревым.

Что касается современной отечественной юридической частноправовой литературы, то вопрос о месте законодательства об иностранных инвестициях решается однозначно: практически все авторы, задающиеся этим вопросом, относят правовые нормы законодательства об иностранных инвестициях к отрасли международного частного права, к подотрасли «Право собственности в международном частном праве».

Так, А.Г. Богатырев, классифицируя таким образом законодательство об иностранных инвестициях, в качестве одного из оснований ссылается на сложившуюся в доктрине позицию. В частности, он отметил, что правовое регулирование инвестиционных отношений — инвестиционного процесса в стране является одной из важных задач и сфер правового воздействия на общественно-экономические отношения. Инвестиционный процесс — это двуединый процесс, складывающийся из двух источников инвестирования. Правовое регулирование инвестиционных отношений в связи с экспортом иностранного частного капитала посредством специального национального законодательства является областью международного частного права [146].

Нормы этого национального законодательства прямо и непосредственно регулируют инвестиционные отношения, т.е. применяется прямой метод регулирования отношений с иностранным элементом, а не коллизионный, который является основным или преобладающим, по мнению большинства ученых — специалистов международного частного права [147].

Обозначение проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в системе международного частного права имеет свою вполне оправданную логику.

В.В. Силкин считает, что в настоящее время нет препятствий к тому, чтобы относить к предмету международного частного права нормы, напрямую регулирующие гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, включая и отношения, связанные с вложением иностранными лицами своих капиталов в российскую экономику. Именно те нормы, которые устанавливают специальные правила для таких субъектов, наделяя их большими или меньшими гражданскими правами и обязанностями, чем российских юридических лиц, и относятся, с его точки зрения, к инвестиционному праву как составной части международного частного права. Вопрос о месте законодательства об иностранных инвестициях в правовой системе Российской Федерации должен быть, считает этот автор, разрешен со следующей позиции: следует ли относить к нему нормы, содержащие публично-правовое, а не гражданско-правовое регулирование отношений по вложению иностранного капитала, отягощенных иностранным элементом?

С позиции традиционной цивилистической доктрины международного частного права ответ однозначен: нет. Поскольку к предмету международного частного права вообще относятся только отношения частноправового характера, отягощенные иностранным элементом (гражданско-правовые, семейные, трудовые отношения), то к международному инвестиционному частному праву как составной части международного частного права не могут относиться отношения, регулируемые методом власти и подчинения (административно-правовые, налоговые, таможенные и другие публично-правовые отношения) [148].

Инвестиционные нормы регулируют предпринимательскую деятельность зарубежного инвестора на территории государства-резидента несколько иным образом, чем аналогичную деятельность российского инвестора. Другими словами, инвестиционное законодательство об иностранных инвестициях имеет свой конкретный адресат — зарубежное происхождение.

Вряд ли можно согласиться с утверждением некоторых авторов о том, что первую из двух категорий норм в исследуемой сфере составляют нормы, содержащие исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов (т.е. ограничивающие их в гражданских правах или возлагающие на них повышенные гражданские обязанности) [149].

Круг инвестиционных норм международного характера намного шире, чем исключения из национального режима. Первым делом п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации, устанавливая правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, предусматривает национальный режим для этой категории иностранных предпринимателей. А затем уже говорит об изъятиях, устанавливаемых определенными законами.

Далее, пп. 3-6 этой же ст. 4 Закона содержат положения о статусе филиала иностранного юридического лица (п. 3), дочерних и зависимых обществах КОИН (п. 4), о правовых последствиях владения иностранным инвестором и КОИН 10% доли, долей (вкладов) (п. 5), об условиях получения статуса КОИН (п. 6).

И только п. 2 ст. 4 говорит о допустимости изъятий ограничительного характера в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

К другой категории гражданско-правовых норм, нежели норм, содержащих исключения из принципа национального режима, относятся, например, нормы ст. 19 об имущественном страховании, осуществляемом КОИН и головной организацией филиала иностранного юридического лица, ст. 20 о создании и ликвидации КОИН и т.д.

Как видно из анализа Закона, нельзя безоговорочно утверждать, что основной массив инвестиционного права как составной части международного частного права составляют только изъятие из национального режима и нормы, устанавливающие систему государственных гарантий иностранных инвесторов.

Инвестиционные отношения А.В. Майфат объединяет в единую группу только условно. Автор присоединяется к традиционно сложившейся в науке гражданского права точке зрения, а именно: имущественные отношения, в том числе это касается тех, что возникают в рамках инвестирования, не могут регулироваться единой самостоятельной отраслью права. Инвестиционное отношение регулируется разными отраслями права. Они, не имея самостоятельного предмета регулирования, не могут составлять обособленный предмет и метод правового регулирования [150].

Правовая система регулирования инвестиционной деятельности РФ

Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике невозможно вне создания определенных правовых форм.

Право — совокупность установленных или санкционированных государством обязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Право воздействует на инвестиционные процессы следующим образом:

устанавливает нормативную базу;

определяет статус субъекта инвестиционной деятельности;

устанавливает юридическую ответственность (гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную, материальную) субъекта инвестиционной деятельности;

определяет возможности использования инвестиционной деятельности;

регулирует отношения субъекта с другими участниками инвестиционной деятельности, в том числе с государством.

С точки зрения воздействия на согласование интересов в процессе инвестиционной деятельности правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер. Если в административно-командной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — предписывать, то в рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики. Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, уровней таможенных пошлин, квот, дотаций и субсидий, мер по поддержанию экспорта придает необходимую действенность соответствующим экономическим регуляторам. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется, во-первых, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных капиталовложений.

К числу основных правовых актов общего регулирования относятся:

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994;

Читайте также  Особенности инвестиций в малый и средний бизнес

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001;

Налоговый Кодекс РФ 2009-2011 НК РФ;

Закон о Центральном банке Российской Федерации;

Закон о банках и банковской деятельности;

Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;

законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и другие.

Основополагающими правовыми актами специального регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются:

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности носит комплексный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами различного уровня и ряда отраслей законодательства.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней:

законодательные, включающие акты:

высшей юридической силы — федеральные конституционные и федеральные законы;

законодательство субъектов Федерации;

указы Президента Российской Федерации;

внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

ведомственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

постановления и решения органов местного самоуправления;

локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

административные акты участников инвестиционной деятельности;

нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Специалисты в области инвестиционной деятельности должны тщательно соотносить инвестиционную деятельность на национальном рынке с совокупностью действующих прав и норм правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Инвестору крайне важно знать основные положения законодательства и особенности действующих в стране методик для недопущения грубых ошибок в своей деятельности. ремонт и калибровка балансировочного станка.

Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, высокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулирования инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвестиционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер, реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.

Основными направлениями развития системы стимулирования инвестиционной активности являются:

предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

реализация принципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы), по которому из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета — на развитие муниципальной;

равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в том числе иностранных, так и муниципальных и государственных.

Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Однако наиболее часто льготы предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот основывается на дифференциации размеров преференций по конкретному виду налога в зависимости от:

рода деятельности льготируемого субъекта (производственный сектор, банковское дело, страхование, лизинговая деятельность и т.д.);

длительности предоставления льгот (первый год, первые два года, третий, четвертый год, период окупаемости);

целевого назначения инвестиций (республиканские целевые программы, инфраструктура, экспортеры, разведка и освоение новых месторождений).

Следует отметить проявление в последние годы некоторой выраженной тенденции в предоставлении инвесторам со стороны региональных властей налоговых льгот: ранее льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время — практически повсеместно и с большим разнообразием. Это свидетельствует, с одной стороны, об усилении борьбы регионов за привлечение инвестиций, с другой стороны, — о более полном понимании роли инвестиций в решении экономических, социальных и политических проблем регионов.

Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить для успешного развития экономики России, очевидно, что для ини- циирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвес- тиционной деятельности, выработка форм и методов экономичес- кого регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуа- цию.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены разнообразные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

Во-первых, это создание общих благоприятных условий для инвестирования: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.

Во-вторых, документом предусмотрено регулирование государством инвестиционной деятельности в таких формах, как: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет госбюджета; формирование перечня строек и объектов технического переввооружения для федеральных госнужд и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств бюджета развития для финансирования и госгарантий инвестиционных проектов на условиях возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный провес законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и т.д. Купить тканный слинг.

Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности — предмет оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос о конкретной роли государства в рыночной экономике. Экономистам ясно, что в 90-х годах XX в., преодолевая одну крайность, мы впали в другую: в процессе устранения гипертрофированного огосударствления, присущего советской экономике, роль государства в экономической деятельности неоправданно снизилась, что и провоцирует кризисные процессы.

В сложившихся рыночных системах главная задача государства — создание благоприятных условий для активизации частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Однако российская экономическая практика истекшего десятилетия оказывает, что переходная экономика как система, выведенная в состояния равновесия, требует для стабилизации и перехода к народнохозяйственному росту более активного участия государства не только в создании институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании в реальный сектор для достижения необходимых структурных сдвигов. Сегодня нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций, накопившихся в советский и постсоветский периоды. [4]

Тема 15. Инвестиционное право российской федерации

1. Понятие, предмет, цели и задачи инвестиционного права

Инвестиционное право не является самостоятельной правовой отраслью, поскольку очевидно, что оно не имеет самостоятельного предмета и метода правового регулирования. Предметом регулирования здесь служат самые разные по своей природе отношения, зачастую противоположные по своему характеру, например, административные или гражданские. Кроме того, инвестиционная деятельность регламентируется как внутри страны, так и вовне, например, при регулировании иностранных инвестиций в национальную экономику. Инвестиционное право — комплексная подотрасль финансового права, включающая нормы правовых актов различных отраслей права, регулирующих инвестиции: предмет научных исследований; учебная дисциплина. Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что в современных условиях нормы инвестиционного права представляют собой первоначальный элемент содержания. Потому что в ней выражены, прежде всего, основные черты содержания инвестиционного права в целом. Предметом инвестиционного права является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности. Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм:

Читайте также  Инвестиции для своего дела без инвесторов

1. Поскольку инвестиционное право предназначено для установления и регулирования определенного вида общественных отношений, в которых основными участниками являются собственники, эти отношения объективно требуют юридически своеобразной правовой регламентации, поэтому каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: нормы инвестиционного права обязательны для всех, кто является участником инвестиционных отношений. 2. Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права. 3. Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка. 4. Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками.

При этом каждая из норм инвестиционного права является общеобязательным предписанием государства. Все нормы инвестиционного права призваны регулировать общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности. При этом регулятивные нормы инвестиционного права устанавливают содержание правил поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения сторон регулируемого отношения. Это достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон инвестиционных отношений. Инвестиционное право как подотрасль права имеет свою систему, т.е. внутреннюю структуру и разделение на определенные элементы, институты, каждый из которых отражает характер объективно складывающихся инвестиционных отношений в обществе, является закономерным процессом. Первый шаг в освещении системы права заключается в том, что непосредственным критерием разграничения отраслей права должны выступать, отмечает С.С. Алексеев, именно юридические признаки. Один из них — метод правового регулирования. С.В. Поленина также не поддерживает идею о существовании комплексных отраслей права, но вместе с тем считает реальным фактом наличие комплексных правовых институтов. Межотраслевые институты — наиболее распространенная разновидность комплексных правовых институтов. Они возникают на стыке смежных отраслей права, т.е. отраслей, обладающих известной общностью регулируемых ими отношений. Разделение инвестиционного права на институты, нормы в зависимости от содержания регулируемых качественно однородных общественных отношений, т.е. от объекта регулирования, представляет собой главную юридическую структуру предметной дифференциации.

В инвестиционном праве правовые нормы дифференцированы по институтам. Для научного изучения системы инвестиционного права как подотрасли права предлагается следующая схема 1. Структура инвестиционного права как правовой подотрасли. Критерий, который выявляется в процессе предметной дифференциации и интеграции норм инвестиционного права, связан с тем главным свойством, которым характеризуется система норм инвестиционного права — это стремление упорядочения содержания правовых норм, создания устойчивых связей элементов внутренней структуры, способных выявить и обеспечить действие свойств целостной системы, не присущих ее отдельным элементам. Поэтому предметный подход и структурный анализ содержания норм инвестиционного права является критерием построения системы институтов инвестиционного права. На основании изложенного можно предложить следующее определение понятия «институт инвестиционного права».

Институт инвестиционного права — это объективно обусловленная структура, состоящая из норм инвестиционного права, объединенная в единый правоприменительный комплекс, согласованно регулирующий качественно однородный определенный вид общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности. Не подлежит сомнению, что для формирования и последующего развития комплексной подотрасли права необходимо наличие комплексного акта, регламентирующего целые сферы социальной жизни или их участки. Поэтому, инвестиционному праву необходимо решить следующие задачи: — дело в том, что в целях совершенствования законодательства об инвестициях и улучшения инвестиционного климата было бы желательно осуществить консолидацию двух законов, действующих в сфере регулирования инвестиционной деятельности в России — Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, с последними измен. и дополн. от 24.07.07 №215-ФЗ), Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях, с последними измен. и дополн. от 29.04.08 №58-ФЗ); — издание единого закона путем консолидации вышеназванных законов, безусловно, помогло бы более эффективной правоприменительной практике. Конечно же, следует сохранить гарантии иностранных инвесторов, которые связаны с особенностями их правового статуса как иностранцев. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций, считает профессор Н.Г. Доронина, могли бы содержаться в специально посвященном таким инвестициям разделе. Консолидация действующего инвестиционного законодательства является необходимым условием для применения единых требований к иностранным и отечественным инвесторам, а также поможет устранить существующее дублирование норм, которое приводит к ошибкам в их толковании.

Во главе системы инвестиционного законодательства стоит Конституция РФ. Она определяет основные направления государственной инвестиционной политики, принципы защиты инвестиций в национальной экономике. Далее следуют нормативные акты, которые традиционно можно разделить на две группы: специальное и общее законодательство. Общее законодательство достаточно обширно, оно включает в себя акты, в той или иной мере воздействующие на инвестиционную деятельность в нашей стране. К таким нормативным актам можно отнести Гражданский кодекс РФ, ФЗ “О Центральном банке РФ”, ФЗ “О банках и банковской деятельности в РСФСР”, ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” и др. Однако центральное место в этой системе законодательства занимают специальные нормативные акты. Они определяют основные институты инвестиционной деятельности, закрепляют ее общие принципы, а также регулируют особенности отдельных видов инвестиционных отношений в самых различных областях. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ(в ред. От 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» является центральным актом этой системы. Он содержит основные понятия и принципы инвестиционного законодательства. Целый ряд специальных нормативных актов определяют особенности инвестиционной деятельности в той или иной отрасли хозяйствования. Это: ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, ФЗ “О рынке ценных бумаг”, а также другие нормативные акты, направленные на поддержку инвестиций. Принятие единого комплексного закона об инвестициях станет очевидным подтверждением самостоятельности инвестиционного законодательства. Рассматривая далее природу инвестиционного законодательства, следует также сказать о том, что это крупный нормативный массив, объединяющий разные по своей отраслевой принадлежности нормы — коммерческого, гражданского, международного, финансового, банковского, экологического законодательства. Все сказанное дает подтверждение тому, что инвестиционное законодательство следует рассматривать как комплексную подотрасль финансового законодательства.

Источники: http://netprava.ru/ek/b32/3_3_1.htm, http://studwood.ru/990312/finansy/pravovaya_sistema_regulirovaniya_investitsionnoy_deyatelnosti, http://studfiles.net/preview/3560239/page:11/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто