Прямой метод регулирования рынка инвестиций

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений» закреплено, что субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов, а также с утвержденными в установленном по­рядке стандартами (нормами и правилами);

— исполнять требования, предъявляемые государственными орга­нами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;

— использовать средства, направляемые на капитальные вложе­ния, по целевому назначению.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность.

Экономическое (косвенное) регулирование инвестиционной деятельности осуще­ствляется только экономическими средствами. Государство, используя экономические инте­ресы и стимулы воздействует на получение и использование инвестицион­ных ресурсов опосредованно, автоматически. Такое влияние носит безадресный характер.

Государство стремится создать предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе хозяйствующие субъекты тяготели к тем вариантам, кото­рые соответствуют целям государственной инвестиционной полити­ки.

Наиболее эффективными экономическими рычагами, которые использует государство для регулирования инвестиционной деятельности, являются:

— совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

— установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

— защита интересов инвесторов;

— предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создание и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

— принятие антимонопольных мер;

— расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

— развитие финансового лизинга в Российской Федерации;

— проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

Все эти экономические рычаги направлены на формирование для всех хозяйствующих субъектов наиболее благоприятных экономических условий в целях увеличения выпуска и повышения качества продукции в соответствии с растущим спросом населения.

Важно, чтобы формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности были гибкими, а их применение не должно быть про­тиворечивым.

Главным преимуществом косвенных методов воздей­ствия состоит в том, что они не нарушают рыночной ситуации. Недостатком же является то, что все это дает временный эффект.

Административные (прямые) методы регулирования инвестиций оказывают непос­редственное воздействие на деятельность субъектов инвестицион­ных отношений и базируются на властно-распорядительных отно­шениях. При прямом методе законодательные инструменты играют главенствующую роль. Они вынуждают субъектов инвестиционных отношений принимать решения не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Поэтому при данном методе необходимо разрабатывать современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство.

Читайте также  Денежные вклады как объект инвестиций

— К прямым методам государственного правового регулирования относятся:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

— размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов.

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прямые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности содержат различные формы управления финансовой помощью в виде: дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

Увязывая интересы различных субъектов хозяйствова­ния и разных социальных групп, прямое государственного регу­лирования инвестиционной деятельности способствует выравниванию финансового положения предприятий, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.

6. Регулирование инвестиционного рынка

Главной целью государственного регулирования инвестиционного рынка является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций. Поэтому механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности должен включать в себя пять основных элементов:

нормативно-правовое регулирование заключается в разработке правовой базы, определяющей формы инвестиционной деятельности, условия ее осуществления и другие «правила игры».

В настоящее время капитальные вложения в Российской Федерации регулируются законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а вложения иностранного капитала в экономику России регулируются законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В дополнение к этим законам действуют около 300 различных нормативных актов федерального уровня, регулирующих, в той или иной степени, инвестиционный рынок;

налоговое регулирование. Налоговая система осуществляет две основные функции:

Соответственно, налоговое регулирование инвестиционного рынка заключается:

с одной стороны, в стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и граждан;

с другой стороны, в перераспределении доходов, получаемых от инвестиционной деятельности между инвесторами и государством.

Механизм налогового стимулирования основан, прежде всего, на системе налоговых льгот, которые предоставляются инвесторам.

Действующая налоговая система в Российской Федерации с принятием второй части Налогового Кодекса свела к минимуму налоговые льготы, предоставляемые ранее инвесторам.

финансово-кредитное регулирование заключается как в установлении финансовых параметров инвестиционного рынка, так и в оказании финансовой поддержки или прямом финансировании наиболее эффективных или социально значимых проектов;

амортизационное регулирование основано на формировании единой системы возмещения инвестору первоначальной стоимости основного капитала и нематериальных активов, в создание которых были вложены инвестиции.

Читайте также  Формулы для оценки риска инвестиций

Представляя собой, по сути, возврат стоимости инвестированного капитала, амортизационные отчисления включаются в расходы предприятия и по действующему законодательству выведены из-под налогообложения. Поэтому процесс начисления амортизационных средств регулируется государством. Все амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого основные фонды или нематериальные активы служат для выполнения целей деятельности инвестора. В течение этого срока производится исчисление амортизации, которая является основным инвестиционным ресурсом предприятия;

техническое регулирование это установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В настоящее время техническое регулирование основано, прежде всего, на техническом нормировании, инструменте государственного регулирования, который применяется во всех отраслях материального производства. Тем более важным это является применительно к такому сложному процессу, каковым является инвестиционный процесс.

В 2010 года в соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» на смену многочисленным нормативам пришли технические регламенты.

Технический регламент это документ, который принят международным договором РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Одним из элементов технического регулирования в строительстве является система сертификации строительных материалов и конструкций с целью гарантирования качества строительной продукции и защиты прав потребителя.

Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения конкурентоспособности продукции и т.д.

Система технического регулирования включает также обязательное лицензирование проектной и строительной деятельности.

Лицензия – документ, выдаваемый хозяйствующему субъекту (предприятию) и удостоверяющий его право заниматься указанной в лицензии деятельностью. При получении лицензии организация должна подтвердить свое право заниматься проектной или строительной деятельностью наличием квалифицированных кадров, специального оборудования и техники, стабильностью финансового состояния и т.д.

Эффективный механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности является неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста государства.

Прямой метод регулирования рынка инвестиций

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Читайте также  Объект с площадью с инвестицией

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рисунок 2).

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

принятие государственных инвестиционных программ;

система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Рис. 2. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

2. К административным инструментам относятся:

применение системы санкций и ограничений;

разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

прямая (финансами, гарантиями);

косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

стимулирующий характер механизма изъятия;

инвестиционные и реинвестиционные скидки;

продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

доходные статьи бюджета;

расходные статьи бюджета;

специальные налоговые режимы;

дифференциация налоговых ставок;

освобождение от налогов;

экспортные и импортные пошлины и сборы;

дотации, субсидии, субвенции;

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

регулирование эмиссии общей денежной массы;

установление предельных ставок банковского ссудного процента;

операции на рынке ценных бумаг;

регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

рефинансирование коммерческих банков;

регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков.

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источники: http://mylektsii.ru/3-116593.html, http://studfiles.net/preview/5819911/page:6/, http://studfiles.net/preview/6129679/page:3/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто