Прямые иностранные инвестиции и инновации

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.

Читайте также  Финансовые инвестиции осуществляются в формах

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Прямые иностранные инвестиции и инновации

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, национальная инновационная система , экономика знаний, инновационная инфраструктура, Россия

Несмотря на многочисленные дискуссии и решения российского Правительства сделать экономику инновационной, добывающие и сырьевые сектора играют по-прежнему ведущую роль. Тем не менее в настоящее время в мире в целом и в России в частности происходит формирование и становление экономики знаний. Феномен экономики знаний является новым многоплановым явлением.

Под экономикой знаний (ЭЗ) мы будем понимать экономику, в которой знания и инновации являются основным ресурсом и продуктом, неотъемлемой частью процесса воспроизводства на всех стадиях.

Институциональная сущность ЭЗ исследуется на базе категории национальной инновационной системы (НИС). НИС трактуется как процесс и результат интеграции разнородных по целям и задачам структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, научные институты), обеспечиваемых комплексом институтов правового, финансового и социального взаимодействия, имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Отметим, что единого мнения по поводу основных элементов НИС и их взаимодействия не существует.

По мнению автора, основными элементами НИС являются макроэкономическая политика, формируемая институтами государственной власти, институты генерации и распространения знаний, образование, инновационное производство, инновационная инфраструктура, рынок наукоемкой продукции и услуг. Между элементами НИС наблюдаются односторонние и двусторонние связи.

Следует особо выделить роль инновационной инфраструктуры в формировании и становлении НИС. В настоящее время существует множество различных типов и форм элементов инновационной инфраструктуры, но в статье мы подробно исследуем один из базовых элементов организационной составляющей инновационной инфраструктуры, а именно технопарковые структуры.

Самой популярной классификацией техно-парковых структур сегодня стало их разделение на три основные категории: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.

Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучения персонала. В настоящее время для поддержки компаний на ранней стадии развития в России создано порядка 130 бизнес-инкубаторов, которые предоставляют в аренду на льготной основе помещения, оказывают консалтинговые, бухгалтерские и юридические услуги. Общая площадь действующих бизнес-инкубаторов составляет 178 тыс. кв. метров, количество рабочих мест — 10,8 тысяч.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора. Отличаются технопарки более широким спектром инновационных предприятий, находящихся на различных стадиях коммерциализации высоких технологий, вплоть до крупных компаний. Помимо собственных зданий технопарки владеют территориями, выделяемыми под капитальное строительство офисных и производственных помещений, т. е. формируют более разнообразную и насыщенную инновационную среду, предоставляют более широкий спектр услуг по поддержке наукоемкого предпринимательства.

Главная структурная единица технопарка — центр, вокруг него «вращаются» инновационно-технологический, учебный, консультационный, информационный, маркетинговый центры и промышленная зона. В эту структуру могут входить и бизнес-инкубаторы. В России наблюдается быстрый рост числа организаций, зарегистрированных как технопарки. По данным НИАЦ МИИРИС в 2006 г. было зарегистрировано 55 техно-парков, в 2008 г. их уже не менее 832.

Технополис, «научный городок» или «наукоград», — самая крупная технопарковая форма, обычно включающая несколько вузов и научно-исследовательских институтов, крупные производства, жилые районы с развитой культурной и рекреационной инфраструктурами и находящаяся в живописных районах, гармонично вписанных в природные условия и местные культурные традиции.

Наукоград Российской Федерации — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Научно-производственный комплекс муниципального образования должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:

1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;

2) объем научно-технической продукции составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

В научно-производственный комплекс данного муниципального образования входят юридические лица, зарегистрированные на территории данного муниципального образования:

1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники;

2) организации, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг при условии, что доля производства наукоемкой продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50% их общего объема производства.

Читайте также  Учредители предприятия с иностранными инвестициями

Таким образом, в соответствии с российским законодательством наукоград — комплексная структура, включающая научные организации, вузы, промышленные предприятия и обеспечивающая единую цепочку реализации научной разработки — от зарождения идеи до изготовления промышленного образца. Наукоград является самодостаточной корпорацией. Такие корпоративные структуры создаются с целью завоевания определенных сегментов рынка наукоемкой продукции.

К концу 2008 г. 14 наукоградов получили статус «Наукоград Российской Федерации»: Бийск, Алтайский край; Дубна, Московская область; Жуковский, Московская область; Королев, Московская область; Кольцово, Новосибирская область; Мичуринск, Тамбовская область; Обнинск, Калужская область; Петергоф, Санкт-Петербург; Протвино, Московская область; Пущино, Московская область; Реутов, Московская область; Троицк, Московская область; Фрязино, Московская область; Черноголовка, Московская область.

С точки зрения институциональной структуры, на наш взгляд, технопарк представляет собой уменьшенную модель НИС страны в целом, поскольку включает все вышеуказанные элементы. Однако взаимосвязи между элементами более сильные; расположение элементов относительно друг друга несколько меняется (см. рис. 1 и 2).

Рис. 1. Инновационно-ориентированная модель генерации знаний

Рис. 2. Инновационно-ориентированная модель генерации знаний в рамках технопарка

Как говорилось выше, в технопарке в рамках соответствующего приоритетного направления развития науки, технологий и техники расположены одновременно образовательные учреждения, институты генерации и распространения знаний, инновационное производство, которые, как правило, связаны между собой через посредство инновационной инфраструктуры. Макроэкономическая политика, формируемая институтами государственной власти, и рынок наукоемкой продукции и услуг вынесены за рамки наукограда, но эти подсистемы НИС взаимодействуют с ним и между собой посредством него.

В 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Она предусматривает создание сети технопарков более высокого класса, чем большинство существующих. Они, по замыслу разработчиков Программы, должны стать скорее технополисами, ядрами развивающихся высокотехнологичных кластеров. Предполагается, что государственная поддержка не будет подменять рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики, несмотря на то что объекты инфраструктуры технопарков создаются, в том числе, за счет средств бюджета Российской Федерации.

Более того, в соответствии с российским законодательством присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако в 2011 г. на 14 наукоградов России запланировано 570 миллионов рублей.

При этом применяется, как правило, подушевой метод государственной поддержки. На практике это выглядит следующим образом: деньги, выделяемые из федерального бюджета на все наукограды, распределяются между ними в зависимости от количества жителей.

Таким образом, на наш взгляд, для обеспечения эффективного функционирования технопарков необходимо привлекать частные инвестиции, в том числе иностранные. Как показывает мировой опыт, большинство стран мира поддерживает расширение участия иностранного капитала в сфере высокого знания, рассматривая его, прежде всего, как средство повышения технологического уровня тех отраслей промышленности, к которым национальный капитал не проявляет достаточного интереса.

Очевидно, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из основных источников финансирования становления экономики знаний. На наш взгляд, с точки зрения формирования экономики знаний прямые иностранные инвестиции выражают долгосрочные экономические отношения по поводу вложения и использования в течение длительного периода капитала в форме интернационализированных знаний с целью экономического роста, минимизации экономических рисков, создания дополнительных возможностей извлечения прибыли и получения высокой степени влияния над объектом инвестиций путем вынесения инновационных ресурсов за пределы национальной экономики инвестора. Очевидно, что международный капитал является неотъемлемой частью процесса воспроизводства на всех стадиях.

Невозможно дать однозначную оценку притоку иностранных инвестиций, поскольку в разных условиях и в разных странах это может привести к разным последствиям для экономических, социальных и политических институтов принимающих стран. Вместе с тем этот процесс представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности. Проведенное исследование механизма взаимодействия иностранных инвестиций и рыночных институтов в условиях формирования экономики знаний позволяет сделать следующие основные выводы:

1. ПИИ оказывают положительное влияние на экономику принимающей страны только при наличии четкой государственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами и грамотной политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций;

2. Необходимым условием положительного влияния иностранного капитала, приходящего в страну, является высокая степень конкуренции в тех отраслях, в которые приходят иностранные инвестиции.

В рамках НИС страны в целом ввоз прямых иностранных инвестиций из внешней среды, как правило, осуществляется в подсистему производства, которая, в свою очередь, связана с подсистемами: макроэкономической политики, генерации знаний, рынка, инфраструктуры, образования. Что касается технопарков, то вследствие наличия сильных взаимосвязей между образовательными учреждениями, институтами генерации и распространения знаний, инновационным производством и инновационной инфраструктурой можно считать, что ввоз ПИИ осуществляется в данную конкретную инновационно-ориентированную систему генерации знаний в целом, что, с нашей точки зрения, способствует повышению эффективности использования иностранного капитала.

Что касается России, то в результате исследования выявлены особенности структуры иностранных инвестиций, поступивших в Россию. Примерно 58,8% их притока в 2008 г. составили взносы в капитал, весьма незначительна по международным меркам доля лизинга (менее 1,5%). Очень заметное место занимают кредиты, полученные от зарубежных совладельцев совместных предприятий, которые можно считать внутрикорпорационными займами, — 36,2% в 2008 г.

Несовершена и отраслевая структура поступающих в Россию ПИИ. Так, большая часть этих инвестиций направляется в торговлю, общественное питание, операции с недвижимостью, связь, транспорт, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, продукция которых потребляется преимущественно на внутреннем рынке. Для тех инвесторов, которые вкладывают средства в обрабатывающую промышленность (прежде всего, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака), также характерна преимущественная ориентация на внутренний рынок. Достаточно широко представлены инвесторы, главный интерес которых состоит в доступе к национальным природным ресурсам.

Серьезными диспропорциями характеризуется распределение этих инвестиций по территории страны. В 2008 г. доля ПИИ, поступивших в Центральный Федеральный округ, составила 46,4%, в том числе в г. Москву — 31,9%. Благоприятная ситуация складывается в Северо-Западном Федеральном округе (12%) за счет значительного притока ПИИ в г. Санкт-Петербург (5,1%) и Дальневосточном Федеральном округе (15,4%) в связи с реализацией нефтегазовых проектов в Сахалинской области (11,8%).

Наименьшая доля поступивших в 2008 г. ПИИ приходится на Южный Федеральный округ (2%) и Сибирский Федеральный округ (6,6%). Причем 6 субъектов Российской Федерации вообще лишены их притока (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ).

В результате исследования вопроса об участии иностранного капитала в сфере НИОКР в России доказано, что доля иностранных источников в финансировании НИОКР таких отраслей промышленности, как добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, с 2000 по 2007 г. существенно уменьшилась и в 2007 г. составила всего 0,32% (рис. 3).

Рис. 3. Финансирование НИОКР российскими компаниями за счет иностранных инвестиций, в %: 1 — добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 2 — связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

Учитывая, что по комплексному индексу, разработанному Всемирным банком, наша страна занимает лишь 60-е место среди 146 стран мира, главной целью оптимизации структуры потоков прямых иностранных инвестиций в условиях становления экономики знаний является переориентация ПИИ на генерацию инноваций и прирост нового знания, что приводит к выводу о необходимости привлечения иностранного капитала в технопарки России.

На наш взгляд, необходимо осуществить следующие основные мероприятия, направленные на привлечение иностранных инвестиций в Россию с целью развития национальных технопарков:

1) развитие законодательной базы: увеличение числа льгот, предусмотренных Законом об иностранных инвестициях и их прозрачная формулировка для иностранных инвесторов; регулирование прав на объекты интеллектуальной деятельности, технических стандартов, особых экономических зон, наукоградов, а также таможенное законодательство, налоговое законодательство;

Читайте также  Отчет о практике на предприятии инвестиции

2) налоговые льготы и дотации для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории технопарков;

3) разработку механизма соотношения национальных и интернациональных институтов знаний в связи с формированием глобальной инновационной системы; при этом механизм соотношения включает в себя следующие элементы:

— определение уровней приоритетности и значимости международных институтов для национальной экономики знаний, и наоборот;

— выработку механизма участия в создании международных институтов, их включения в национальную экономику знаний;

— введение процедур разрешения споров между международными и национальными институтами;

— признание юридической силы международных обязательств и ответственности государств за их выполнение;

— использование международных принципов, норм, понятий и терминов в национальной экономике знаний, что позволит . читать далее .

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Таирова М.М.,Рахматуллаева Ф.М.

Бухарский государственный университет, Узбекистан

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

прямые иностранные инвестиции, инвестиционный процесс, прямые иностранные инвестиции инновационного характера, Foreign direct investment, the investment process, direct foreign investment innovative nature

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

Рассмотрены вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций. Анализирован приток ПИИ в страны Центральной Азии в 2000-2012 годах.

Текст научной статьи

Важнейшим фактором инновационного экономического роста для национальной экономики в настоящее время становится активизация инновационных процессов в стране, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Именно инвестиционная сторона во многом определяет темпы научно-технического прогресса на предприятиях и в народном хозяйстве. При этом существенное значение для нашей страны имеет необходимость привлечения именно прямых инвестиций, через которые существует большой потенциал привлечения существенных финансовых ресурсов в сектор инноваций. Также посредством притока ПИИ в страну обеспечивается передача технологий, управленческого опыта и навыков, инноваций и возможность их эффективной реализации на рынке. Ряд эмпирических исследований позволяет включить в состав факторов, укрепляющих инновационный потенциал прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые способствуют накоплению знаний и усилению потенциала через трансфер технологий национальным компаниям либо напрямую, посредством лицензирования и передачи технологий, либо опосредованно — за счет накопления ноу-хау местным персоналом[1]. К инновационному накоплению относят взаимодействие с иностранными клиентами по вопросам дизайна, стандартов и требований к качеству, а также взаимодействие в рамках совместных предприятий. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), как известно, не только позволяет активизировать инвестиционный процесс в национальной экономике, но и способно привести к повышению устойчивости этого процесса. Потенциальные выгоды от прямого инвестирования для страны реципиента разнообразны: • ПИИ — источник дополнительного производительного капитала — крайне дефицитного ресурса в условиях глубоких структурных реформ в переходных экономиках. Прямые инвестиции выступают в этом смысле как действенный фактор структурной трансформации экономики[2]. • ПИИ, как правило, сопровождаются трансфером в национальную экономику новых технологий, знаний и умений, передовых методов управления и маркетинга, более глубоким включением национальных компаний в международные цепочки создания стоимости, способствуют повышению эффективности использования производственных ресурсов как в компаниях с иностранным участием, так и в национальных фирмах принимающей страны; • ПИИ являются развитой формой международного экономического сотрудничества, эффективным способом интеграции национальной экономики в мировую экономику. Они содействуют росту внешнеторгового оборота принимающей страны, увеличению объемов и разнообразию форм производственного и научно-технического сотрудничества. • ПИИ направляются в новые или недостаточно развитые сферы экономической деятельности, таким способом могут быть фактором диверсификации национальной экономики; • расширение ПИИ способствует улучшению структуры притока иностранного капитала — замещения относительно краткосрочных (портфельных и долговых) капиталов более долгосрочными. Мировой опыт получения и использования ПИИ свидетельствует, что вследствие данных эффектов, при создании привлекательного инвестиционного климата они способствуют эффективности участия в международном производстве, росту экспортного потенциала и повышению конкурентоспособности национальной экономики, укрепляя тем самым позиции страны в мировой экономике. Они обеспечивают интеграцию фирм и компаний принимающей страны в мирохозяйственные связи, подключение к мировым воспроизводственным процессам на основе формирования производственно-инвестиционной модели внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В современных условиях мирового хозяйственного развития лидирующая роль среди различных форм международных экономических отношений, за которыми чаще всего стоит внедрение принимающей стороной новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса, принадлежит прямым иностранным инвестициям (ПИИ). В настоящее время в Республике Узбекистан сложился эффективный процесс привлечения ПИИ в экономику, обеспечивающий поступательное развитие соответствующих отраслей производства или услуг. Согласно данным доклада о мировых инвестициях 2013, если в 2000-2005 годы средние объемы притока ПИИ в Узбекистан составляли $112 млн., то в кризисные годы они превысили отметку в $700 млн. За последние 5 лет (в 2008-2012 годы) приток прямых иностранных инвестиций в национальную экономику увеличился на 54% — с $ 711 млн. до $ 1094 млн. В то же время, по объемам привлекаемых ПИИ Узбекистан занимает третье место в Центральной Азии после Казахстана и Туркменистана (табл.1). Таблица 1 Приток ПИИ в страны Центральной Азии в 2000-2012 годах, млн. долларов[3] Страна Среднее за 2000-2005гг. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Среднее за 2009-2012гг. Казахстан 2488 6278 11119 14322 13243 11551 13903 14022 13180 Кыргызстан 45 182 208 377 189 438 694 372 423 Таджикистан 71 339 360 376 16 -15 11 160 43 Туркменистан 262 731 856 1277 4553 3631 3399 3159 3686 Узбекистан 112 174 705 711 842 1628 1467 1094 1258 Всего по ЦА 2979 7704 13248 17063 18843 17233 19474 18807 18589 Как показывает мировая практика, ПИИ должны стать наиболее эффективным источником финансирования и активизации инновационной деятельности применительно к современным условиям национальной экономики. Развитие инфраструктуры прямого инвестирования в настоящий момент является, по сути, необходимым условием активизации инновационной деятельности и, как следствие, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, что должно стать одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики. Выявление роли ПИИ инновационного характера позволяет объективно оценить необходимость присутствия зарубежного капитала в национальной экономике, максимизировать положительные и минимизировать отрицательные эффекты воздействия ПИИ на инновационное развитие принимающей страны. Определяющими признаками ПИИ инновационного характера являются: 1. Способствуют совершенствованию организации и управления производством. 2. Применяются при создании в стране-реципиенте инновационных продуктов, улучшают технические и экономические характеристики создаваемой продукции (товаров и услуг) и повышают их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 3. Вносят вклад в развитие науки и научно-технического потенциала принимающей страны. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в условиях глобализации стали одним из важнейших каналов трансграничной передачи новых знаний и технологий. В этом отношении ПИИ даже более эффективны, чем традиционная международная торговля, в том числе патентами и лицензиями. Однако инновационный потенциал ПИИ в полной мере может быть реализован лишь при наличии в стране-реципиенте развитой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Государственная политика по привлечению иностранных инвестиций должна сочетаться с предоставлением различных льгот отечественным компаниям, осуществляющим инновационные разработки. В современных условиях экономического развития необходима ориентация на инновационный тип экономического роста с опорой на инвестиционные ресурсы, в том числе и на зарубежные. Именно ПИИ могут способствовать модернизации реального сектора экономики страны и созданию стартовой площадки для перехода на качественный путь экономического развития. Учет специфических особенностей зарубежного капитала может способствовать эффективному применению ПИИ с инновационной составляющей в национальной экономике: с максимизацией положительного влияния и минимизацией отрицательного воздействия на экономическое развитие государства.

Источники: http://mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html, http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/pryamie-inostrannie-investitsii-kak-faktor-razvitiya-innovatsionnoy-infrastrukturi-rossii-1662, http://publikacia.net/archive/2014/8/1/39

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто