Прямые иностранные инвестиции могут способствовать

Прямые иностранные инвестиции развивающихся

Значительное расширение притока ПИИ в развивающиеся страны в последнее десятилетие частично обусловлено обеспеченными многими из этих стран улучшениями условий для инвестиционной деятельности. В растущем числе стран на смену проявлявшейся на протяжении долгого времени подозрительности по отношению к иностранным инвесторам приходит гостеприимное отношение к ним, поскольку страны все более широко осознают сопряженные с ПИИ возможности получения доступа на рынки, а также доступа к современным технологиям и к капиталу. Еще одним привлекательным моментом является то, что потоки ПИИ в меньшей степени подвержены внезапным изменениям направления, чем потоки краткосрочных портфельных инвестиций, как это недавно продемонстрировали кризисы в Азии.

Притоку ПИИ могут способствовать несколько факторов: возможность освоения природных ресурсов, привлекательность той или иной страны как плацдарма для расширения экспорта или желание наладить местное производство в качестве наиболее прибыльного пути к обеспечению поставок на внутренний рынок той или иной страны конкретной продукции, реализуемой той или иной многонациональной компанией по всему миру. Однако в каждом случае одним из основных факторов, влияющих на принятие решений о размещении инвестиций, также является инвестиционный климат. Инвесторы хотят политической стабильности. Им нужны гарантии сохранения господства права, с тем чтобы регламентирующие их деятельность правила и процедуры были стабильными и предсказуемыми, а также отсутствие коррупции. Им требуется квалифицированная рабочая сила и эффективная инфраструктура. Им также нужны гарантии того, что их инвестиции не явятся объектом произвольной экспроприации, и они придают важное значение наличию международных механизмов для урегулирования споров с правительствами принимающих стран, подобных механизмам Международного центра по урегулированию инвестиционных споров и Всемирного банка.

Размещение ПИИ также более вероятно в тех случаях, когда правительства принимающих стран готовы принять обязательства в отношении предоставления национального режима, т.е. предоставить иностранным инвесторам и их инвестициям не менее благоприятный режим, чем тот, которым пользуются национальные инвесторы. В число других важных условий входят транспарентность государственной политики; возможности беспрепятственного перевода капитала, прибылей и дивидендов; готовность временно предоставить основному персоналу статус резидентов; а также отсутствие обязательных требований в отношении показателей деятельности. Естественно, что в чрезвычайных обстоятельствах странам может требоваться делать исключения для защиты своей национальной безопасности, для гарантирования целостности и стабильности финансовой системы и для реагирования на кризисное состояние платежного баланса. Кроме того, под национальным режимом не подразумевается особый режим: иностранные инвесторы не должны исключаться из сферы действия внутренних законов, регулирующих поведение юридических и физических лиц, равно как и не должны ограничиваться применительно к иностранным инвесторам и их предприятиям полномочия национальных судов, трибуналов и регулирующих органов.

Развивающимся странам будет необходимо продолжать повышать свою привлекательность для ПИИ. Это включает совершенствование стандартов бухгалтерского учета и ревизорской деятельности, повышение транспарентности, совершенствование методов управления предприятиями, повышение эффективности работы и обеспечение беспристрастности административных органов, а также развитие физической инфраструктуры этих стран. Подобные меры, от которых выигрывают не только иностранные инвесторы, но и национальный частный сектор, являются правильными шагами в рамках конкурентной борьбы за привлечение ПИИ. Неправильными шагами является предоставление налоговых льгот или ослабление внутренних социальных или экологических норм в безоглядном стремлении сделать все для привлечения инвесторов. Одна из функций, которую могла бы выполнять международная налоговая организация, заключается в упорядочении конкурирующих налоговых льгот, которые в конечном итоге приносят выгоду в основном иностранным инвесторам, а не принимающим странам. Правила в этой области будет необходимо применять в отношении как промышленно развитых, так и развивающихся стран, поскольку многие промышленно развитые страны в настоящее время также используют налоговые льготы, ведя борьбу за привлечение ПИИ.

Хотя основными обязанностями иностранных инвесторов, как и национальных корпораций, является соблюдение законов и поддержание своей экономической эффективности, существует также широкораспространенное мнение о том, что они обязаны соблюдать все нормы корпоративного поведения в странах, где они осуществляют инвестиционную деятельность. Эти обязанности изложены в Глобальном компакте, с инициативой о заключении которого выступил Генеральный секретарь и к которому компаниям предлагается присоединиться. Девять принципов компакта включат два, касающиеся прав человека и предусматривающие поддержку и уважение деловыми кругами деятельности по защите провозглашенных международным сообществом прав человека и недопущение ими своего участия в нарушениях прав человека. Четыре из этих принципов касаются стандартов в области труда и занятости и предусматривают поддержку права на свободу ассоциации и права на заключение коллективных договоров, а также ликвидацию принудительного труда, детского труда и дискриминации. Три принципа касаются вопросов окружающей среды и предусматривают использование деловыми кругами превентивного подхода к экологическим проблемам, осуществление ими инициативных действий по обеспечению более ответственного отношения к окружающей среде, а также поощрение разработки и распространения экологически безопасных технологий.

Определенную роль в привлечении ПИИ в развивающиеся страны на протяжении некоторого времени играют многосторонние банки развития (МБР; в их число входят Всемирный банк и региональные банки развития), которые обеспечивают совместное финансирование, предоставляют инвестиционные гарантии и являются спонсорами Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Они вносят ценный вклад, и имеются все основания для того, чтобы создать МБР условия для усиления их каталитической роли8 . Для многих потенциально жизнеспособных проектов инвестиций в инфраструктуру не удается обеспечить финансирование по линии частного сектора ввиду того, что отдача от них зависит от политических и регулятивных факторов риска, который во многих случаях по-прежнему оценивается как высокий в странах с формирующейся рыночной экономикой, у которых не было достаточно времени для того, чтобы заработать себе прочную репутацию. МБР могут предоставлять инвесторам частичные гарантии от рисков, которые обезопасят их в случае пересмотра правительствами принимающих стран соглашений о ценообразовании или показателях деятельности, а также от убытков в случае экспроприации или перехода местной валюты в разряд неконвертируемых.

Читайте также  Инвестиции учет по денежным потокам

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Читайте также  Инвестиции в основные фонды целесообразны при

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие

Голещихин Олег Сергеевич, Аспирант кафедры общей и прикладной экономики экономического факультета, Томский государственный университет, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Уже не первый год в нашей стране ведутся активные дискуссии о необходимости перевода отечественной экономики на «инновационные рельсы», об острой потребности в технологическом скачке, в ускоренной модернизации. Важное место в этих рассуждениях отводится вопросу об источниках средств, знаний, идей, которые могли бы стать движущей силой таких преобразований. Одним из таких источников традиционно называются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Подчеркнем, именно «одним из источников»: прямые иностранные инвестиции не должны полностью заменять собой внутренние инвестиции, напротив, они должны их стимулировать. (Получить общее представление об основных тенденциях в области прямого иностранного инвестирования можно, ознакомившись, например, с «Докладом о мировых инвестициях 2012», ЮНКТАД). Однако, обратившись к научной экономической литературе, посвященной вопросу влияния ПИИ на экономическое развитие принимающих их стран, мы обнаружим, что прямая зависимость между объемами привлекаемых ПИИ и показателями развития экономики наблюдается не всегда. В некоторых случаях какую-либо зависимость просто трудно выявить, в других – она и вовсе оказывается обратной [1, 4]. В связи с этим представляется необходимым детально изучить проблему взаимодействия ПИИ и принимающей их экономики.

Позитивное влияние прямых иностранных инвестиций на экономику

Рассмотрим вопрос о взаимосвязи ПИИ и экономического развития. Под экономическим развитием мы будем понимать процесс, включающий в себя три составляющих:

1) рост технологического уровня экономики;

2) улучшение ее отраслевой структуры;

3) рост уровня жизни населения.

Заметим, вопросы развития наиболее остро стоят перед так называемыми развивающимися странами, к числу которых относится и Россия (хотя международные организации обычно включают ее в группу стран с переходной экономикой, нам этот термин представляется морально устаревшим). Поэтому идеи, обсуждаемые в настоящей статье, в первую очередь, касаются развивающихся стран.

Как уже отмечалось, последствия ПИИ для принимающей их экономики неоднозначны. С одной стороны, утверждается, что ПИИ могут помочь решить проблему дефицита инвестиционных ресурсов в стране. Они могут способствовать росту уровня конкуренции, стимулируя национальные фирмы к поиску путей повышения своей конкурентоспособности, что должно быть выгодно, в том числе и потребителям. ПИИ могут принести более совершенные технологии и бизнес-практики, что означает не только технологическое развитие и совершенствование механизма организации бизнес-процессов, но и создание соответствующих, «качественных» рабочих мест с высокой заработной платой. Это может способствовать позитивным изменениям на рынке труда.

Читайте также  Инвестиции их сущность современная классификация

Негативные стороны привлечения прямых иностранных инвестиций

С другой стороны, иностранные компании могут привлечь денежные ресурсы, необходимые для осуществления инвестиций на внутреннем финансовом рынке соответствующей страны, сокращая возможности для внутренних инвестиций. Возможная репатриация капитала также означает сокращение инвестиционного потенциала. Приход иностранной компании часто ведет к сокращению конкуренции, так как национальные фирмы не выдерживают противостояния. При этом иностранная компания, используя более совершенные технологии, может обходиться меньшим количеством сотрудников, причем, обычно это высококвалифицированные специалисты, недоступные для национальных фирм. Или иностранная компания может активно эксплуатировать дешевые трудовые ресурсы развивающихся стран, не слишком заботясь о внедрении производственных инноваций.

Наконец, существуют и неэкономические причины, которые могут привести к негативным последствиям в результате прихода иностранного инвестора. Среди компаний, осуществляющих ПИИ, есть немало таких, объемы финансовых ресурсов которых сопоставимы и даже превосходят ВВП отдельных стран, поэтому в ряде случаев они обладают возможностью повлиять на политические решения, принимаемые руководством тех стран, где они действуют. Таким образом, иностранные компании могут обеспечить себе максимально выгодные условия эксплуатации людских и природных ресурсов принимающей экономики, ничего не давая взамен [2].

Приведенные выше аргументы за и против являются типичными для сторонников и противников политики привлечения ПИИ в экономику страны. Нетрудно заметить, что в них, в первую очередь, отмечается то или иное воздействие ПИИ на технологический уровень экономики, на рынок труда (и, следовательно, на уровень жизни населения), в том числе косвенно – через уже упомянутые технологии и стимулирование или уничтожение конкуренции, а также на объем доступных инвестиционных ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что ПИИ оказывают значительное влияние на уровень технологического развития принимающей экономики и на уровень жизни ее населения. При этом такое влияние может быть и положительным и отрицательным.

Влияние прямых иностранных инвестиций на отраслевую структуру экономики

Что касается изменения отраслевой структуры, то ситуация здесь представляется более сложной. Иностранный инвестор приходит в ту или иную страну привлекаемый определенными экономическими условиями, которые она может предложить. В случае России, это, прежде всего, богатые природные ресурсы, а также достаточно емкий внутренний рынок, который в ряде сегментов продолжил демонстрировать положительную динамику развития и в посткризисные годы. Соответственно, большинство инвестиций и будут идти в добывающий сектор и сектора производства потребительских товаров и услуг [6]. Это может оказать положительное воздействие на технологический уровень этих секторов, а также способствовать росту уровня жизни населения, но при этом будет консервироваться отсталая структура российской экономики, что в долгосрочном перспективе может свести все выгоды от притока ПИИ на нет.

С теми странами, которые могут предложить дешевые трудовые ресурсы (особенно характерными примерами здесь выступают Китай и ряд стран Юго-Восточной Азии) ситуация обстоит иначе. Иностранные компании будут создавать в них трудоемкие производства, что, скорее всего, окажет положительное влияние на отраслевую структуру их экономики (и экономическая практика дает немало примеров, подтверждающих это), однако создание новых отраслей не будет сопровождаться автоматически значительным ростом их технологического уровня, поскольку трудоемкое производство, как правило, не является высокотехнологичным.

В заключение обратимся к проблеме влияния динамики экономического развития на объемы привлекаемых ПИИ. Согласно статистике [3], вплоть до кризиса 2008 года по объемам привлекаемых ПИИ лидировали развитые страны. В кризисные же годы развивающимся странам удалось с ними сравняться, и произошло это потому, что они сохранили положительные темпы экономического роста. Среди развивающихся стран лидером по объемам привлекаемых ПИИ был и остается динамично развивающийся Китай. Положительная динамика экономического развития способствует росту привлекаемых ПИИ. Объясняется это довольно просто. Процесс экономического развития создает все новые и новые возможности для роста бизнеса за счет расширения внутреннего рынка соответствующей страны и создания в ней новых производств и модернизации старых.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции могут оказывать прямо противоположное воздействие на все три составляющих экономического развития: технологический уровень экономики, улучшение ее отраслевой структуры, рост уровня жизни населения. Поэтому необходимо организовать работу с ПИИ так, чтобы обеспечить максимизацию положительных эффектов, привносимых ими, при надежном контроле возникающих рисков.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

skalemli/twec_1159.pdf.
2. FDI in Developing Countries and Economies in Transition: Opportunities, Dangers, and New Challenges [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.piie.com/publications/chapters_preview/53/1iie258x.pdf.
3. Inward and outward foreign direct investment flows, annual, 1970−2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=88.
4. Lipsey E. Robert, Sjoholm Fredrik. The Impact of Inward FDI on Host Countries: Why Such Different Answers? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iie.com/publications/chapters_preview/3810/02iie3810.pdf.
5. Доклад о мировых инвестициях 2012: обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Overview-ru.pdf.
6. Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_58/IssWWW.exe/Stg/d1/1-13.htm.

Опубликовано в журнале

Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Источники: http://mylektsii.ru/5-154077.html, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://creativeconomy.ru/lib/7833

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто