Прямые иностранные инвестиции в армению

Прямые иностранные инвестиции в армению

  • — rss
  • — Архив

ЕРЕВАН, 30 марта. /АРКА/. Совокупные чистые потоки прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Армении по итогам 2017 года составили 93 млрд. драмов против 74,6 млрд. драмов за 2016 год. Об этом свидетельствуют данные Национальной статистической службы (НСС) Армении.

Согласно данным статистики, самый значительный объем прямых иностранных инвестиций в Армению по итогам 2017 года пришелся на остров Джерси (Британские коронные владения), который причисляется к так называемым «налоговым гаваням». Чистый поток ПИИ с этого острова в Армению за прошедший год составил 107,8 млрд. драмов, в то время как в 2016 году этот показатель составлял 10,1 млрд. драмов.

Значительные потоки прямых иностранных инвестиций в Армению за отчётный период были также зафиксированы из Германии – 14,4 млрд. драмов, Аргентина – 2,94 млрд. и Нидерландов – 2,92 млрд. драмов.

За отчетный период чистые потоки совокупных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Армении составил 74,6 млрд. драмов против 81,5 млрд. драмов за 2016 год. Совокупные инвестиции включают в себя прямые, портфельные инвестиции, кредиты и займы.

Согласно НСС, чистые потоки представляют собой разницу поступлений и погашений иностранных инвестиций в отчетном периоде. ($1 — 480,22 драма). -0-

Инвестиционный климат в Армении

В сравнении с теми странами, которые имели серьезный успех в привлечении ПИИ, Армения не добилась существенных результатов в этой области. Страна прилагает большие усилия в направлении повышения международной конкурентоспособности и привлекательности для иностранного капитала.

В Армении суммарный объем ПИИ за 1988-1999 гг. составил около 580 млн. долларов США, и большая часть ПИИ была привлечена за последние 3-4 года. Основные притоки Г1ИИ были получены из Греции, РФ, США, Франпии. Великобритании, Канады, Германии и Сирии.

В диаграмме 2,1.1. приведены данные о динамике ПИИ в Армении за последние годы.

Диаграмма 2.I.1. Динамика ПИИ в Армении за 1995-1999гг.

Согласно прогнозам правительства Армении в течение следующих трех лет в экономику Армении ожидаются около 1.5 млрд, долларов США прямых иностранных инвестиций за счет новых инвестиций, реинвестиций и приватизации крупных государственных предприятий.

Для ПИИ новые возможности открываются в таких областях, как информационные технологии и электронная промышленность. На территории

РА уже созданы и успешно действуют 10 американских компаний по программному обеспечению.

За последние 3-4 года предприятия с иностранными инвестициями в основном созданы в области внешнеторговой деятельности, но уже намечаются тенденции вложения иностранного капитала в производство товаров и услуг.

Множество инвесторов, которые уже зарегистрированы в Армении, пока воздерживаются от активной экономической деятельности: они изучают Армению, ее рынок и предпринимательские возможности и ждут более благоприятных условий для развертывания своей деятельности.

В диаграмме 2.1.2. представлены три основные сферы вложения иностранного капитала в экономику Армении и их относительные доли.

Диаграмма 2.1.2. Распределение ПИИ по сферам деятельности

Имея ввиду тенденции ПИИ в мировом масштабе, нужно отметить, что страны, которые имеют большой спюрк 1 , имеют определенные преимущества и успехи в привлечении ЛИИ. И это особенно относится Армении, так как Армения имеет сравнительно большой спюрк 2 . Существует большая корреляция между числом иностранных инвесторов и объемом инвестиций и величиной армянской диаспоры в этой же стране (Таблица 2.1.1). Согласно официальной

‘ Диаспоры данной нации в других странах

г В Армении официально живут в три раза меньше армян (около 3.5 млн,), нем в остальном мире. 70

статистике, в период 1988-2000гг. в Армении были зарегистрированы около 1700 предприятий с иностранными инвестициями. И характерно то, что эти предприятия в основном были созданы с теми странами, где существует большая армянская диаспора.

Таблица 2.1.1. Основные страны-инвесторы в Армении и величина армянской

диаспоры в этих странах

Источники: Министерство статистики РА, Министерство иностранных дел РА, 1999 г.

Согласно оценке экспертов в общем объеме ПИИ в Армении инвестиции спюрка в 1997 г. составили около 50% (132 млн. долларов США) [XXXVI] . Тем не менее, ожидаемый приток ПИИ из армянского спюрка больше фактического. Правительство Армении должно предпринимать определенные шаги, чтоб^ привлечь средства армянского спюрка для развития национальной экономики.

Целый ряд ТНК, такие как Bristol Myers Squibb. Pernod Richard, Castel, Coca- Cola, Caritas, First Dynasty Mines, Huntsman, IBM, Italtel, Midland Bank. Siemens, Merriot International, Arthur Andersen и KPMG уже начали свою деятельность в Армении.

3 марта 1998г. греческая компания ОТЕ за 142.5 млн. долларов США приобрела 90% акций «Armentel», который имеет эксклюзивное право в Армении в обеспечении телекоммуникационных услуг до 2013г. Условия

контракта включают также осуществление капитальных инвестиций на сумму 300 млн. долларов США к 2005г. В августе 1999г. «Armentel» подписал с компанией «Intracom» трехлетний контракт на сумму 100 млн. долларов США для внедрения цифровой связи 1 .

Важнейшие российские инвестиции обеспечиваются следующими проектами.

6 мая 1999 г. российская компания «Заснефтегазстрой-Прометей» за 1.5 млн. долларов США приобрела Химический завод Ванадзора, Ванадзорский химический завод искусственных волокон и Ванадзорский ГЭС [XXXVII] [XXXVIII] . Г1о новой производственной программе производство меламина должно составить ежегодно 10 тыс. тонн, а карбамида 40 тьгс. тонн [XXXIX] .

Российская компания «Сибирский алюминий» за 7.5 млн. долларов США приобрела завод «Арменал» (прежне — «Каназ») по производству алюминия. Инвестиционная программа «Арменала» составляет 30 млн. долларов США [XL] . В результате российских капиталовложений в «Арменале» было создано 700 новых рабочих мест, а планируемый годовой объем производства составляет 19.3 млн. долларов США [XLI] .

Большой приток ПИИ обеспечила продажа гостиничных комплексов, таких, как «Армения», «Ани» и «Ереван». Гостиничный комплекс «Армения» был куплен группой армян-иностранцев и отдан на управление гостиничной сети «Marriott International» на 25 лет. Сумма сделки составляет 5 млн. долларов США для гостиницы и 3 млн. долларов США для аренды земли на 99 лет [XLII] .

Гостиница «Ани» тоже была куплена армянами-иностранцами за 4 млн. долларов США и инвестиционным обязательством на сумму 11 млн. долларов США.

В 1998 г. за 30 млн. долларов США компанией «Pernod Recard» был приобретен Ереванский коньячный завод. Эта же компания в том же год»’ приобрела другой завод производства высококачественного коньяка в г. Фресно (Калифорния. СТПА) Этим самым «Pernod Ricard» «убрал» двух своих основных конкурентов.

В 1997 г, израильская компания «LLD» за 370 тьгс. долларов США купила завод «Шогакн» по переработке бриллиантов. Здесь любопытно отметить, что экспорт переработанных бриллиантов составляет более 45% общей стоимости экспорта Армении, хотя в этой области добавленная стоимость составляет всего 10% и общее число занятых не превышает 2000. Импорт бриллиантов в 1995- 96гг. осуществлялся из ЮАР, России, Бельгии, а в 1997-2000гг. — в основном из Бельгии. Ежегодно в Армении перерабатывается около 0.8-1 млн. карат бриллианта. Для 2001г. решением Государственной Думы РФ Армении дана возможность ежегодно импортировать из России 500 тыс. карат бриллианта, в результате чего Россия снова стала основным поставщиком бриллиантов 1 .

Читайте также  Внутренняя норма прибыли рентабельности инвестиций

В рамках совместных предприятий крупными инвестициями являются:

— армянско-российское предприятие по обработке алюминия «Арменал»

— «Гранд-Тобакко», «Масис-Тобакко» (Армения-Канада)

— меднолитейный завод «Манекс и Валекс»

Крупными иностранными инвестициями являются также HSBC Armenia в области банковского дела, Bristol Myers Squibb в области фармацевтики, Coca- Cola Bottlers в пищевой промышленности, завод «Huntsman» в производстве строительных товаров.

В таблице 2.1.2 приведены наиболее крупные инвестиционные программы в Армении.

Таблица 2.1.2. Наиболее крупные иностранные инвестиционные

программы в Армении

Источник данных: Министерство торговли и промышленности РА 73

Источник: Министерство статистики РА, 2000 г.

В Армении действующих инвесторов можно разделить на три группы. Первая группа — это представители армянских диаспор и их союзы. Вторая — это лица, которые связаны с передовым политическим и бизнес-кругами страны. Последнюю группу представляют ТНК. Некоторые предприятия принадлежат одновременно к двум или трем вышеуказанным категориям. Например, Midland Armenia Bank является и дочерней компанией ТНК HSBC, и одновременно контролируется известным представителем армянской диаспоры.

Согласно опросам, которые были проведены Министерством промышленности и торговли РА, действующие инвесторы в основном удовлетворены результатами своей деятельности и намерены увеличит их объемы. Потенциальные инвесторы и эксперты тоже имеют оптимистические ожидания, связанные с ПИИ.

76.3% действующих инвесторов, согласно этим же опросам, уверены, что их деятельность в ближайшие 2-3 года расширится. И только их 2.6% планирует остановить свою деятельность (диаграмма 2.1.3).

Источник’. Министерство промышленности и торговли РА, 2000

Многие иностранные инвесторы уже разработали программы своего развития и роста, Их 67.6% планируют реинвестировать за счет полученной прибыли. Это достаточно отличается от общемировой картины, где реинвестиции обеспечивают около 40%’ ПИИ. Кроме реинвестиций, 45.9% действующих инвесторов намерены инвестировать способом привлечения нового капитала, а 29.7% желают увеличить инвестиции способом получения кредитных средств, Только 5.4% не планируют новые инвестиции (диаграмма 2.1.4)

! WIR 1997, UNCTAD — TNC, Structure of market and competition policy 75

Источник: Министерство промышленности и торговли РА, 2000

В любом случае и при любой оптимистической картине относительно будущего, факты и цифры, которые приведены выше, показывают, что Армения, как отмечалось, пока не добилась заметного успеха в деле привлечения ПИИ в свою экономику и нуждается в большем притоке прямого иностранного капитала. В этой связи, необходимо оценить и проанализировать некоторые основные элементы инвестиционного климата, а также выделить его слабые стороны, так как именно от степени благоприятности инвестиционного климата в большей степени зависит приток ПИИ в страну.

«Инвестиционный климат — весьма емкое понятие, которое включает в себе все, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны ‘ (или неблагоприятны) в той или иной стране условия для вложения капитала: состояние политики, экономики, права, идеологии и т. д. [XLIII] ».

Отдельно рассмотрим основные составляющие инвестиционного климата в Армении.

Открытость страны для иностранных инвестиций

Основные условия, регулирующие инвестиционный климат, определены в Законе РА об иностранных инвестициях (31 июля, 1994) и в двухсторонних инвестиционных соглашениях. Под «иностранным инвестором» закон признает любую иностранную компанию, гражданина, лица без гражданства, гражданина Армении, проживающего постоянно за пределами Армении или международную организацию, которые инвестируют в Армении. «Иностранными инвестициями» считаются любая форма собственности, включая финансовые средства и интеллектуальную собственность, которая инвестируется иностранным инвестором на территории Армении.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять следующие виды экономической деятельности:

— валютные операции, включая операции с национальной валютой Армении;

— операции с недвижимостью или другими видами собственности (исключением является право собственности на землю);

— операции с ценными бумагами;

— любая форма прав интеллектуальной собственности;

— осуществление любой производственной деятельности, допускаемой законодательством или согласно соответствующему соглашению с правительством Армении;

— другие виды экономической деятельности, устанавливаемые законодательством Армении.

Основные типы компаний описаны в Законе РА о предприятиях и предпринимательской деятельности (1992) и в Законе о совместных предприятиях (1996). Иностранные инвесторы могут использовать следующие юридические формы для своих инвестиций в экономике Армении:

— создание полностью контролируемых иностранных компаний, представительств, филиалов или приобретение существующих компаний;

— создание новых совместных предприятий с участием армянских компаний или граждан или приобретение доли собственности в существующей компании;

— приобретение различных типов ценных бумаг, которые официально признаны законодательством Армении;

— получение разрешения на использование земли или заключение концессионного соглашения для использования природных ресурсов Армении

— другие формы, включая те, которые определены в соглашениях с армянскими компаниями или гражданами Армении.

Иностранные инвесторы несут ответственность за любое нарушение законодательства Армении.

Права на частную собственность

Иностранцы не имеют право владеть землей, но могут арендовать или временно использовать ее по договору. Тем не менее, иностранцы имеют право владеть любыми другими типами собственности и имеют равные права с гражданами Армении в создании различных типов компаний. А также, компания, зарегистрированная в Армении иностранцем как армянское предприятие (армянская экономическая единица), имеет право покупать землю. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться только согласно концессионным соглашениям с правительством Армении или с другими уполномоченными государственными органами.

Защита прав собственности

Права собственности в Армении защищаются Законом о собственности, торговыми и инвестиционными соглашениями и Законом об иностранных инвестициях. Согласно последнему, иностранные инвестиции не могут быть национализированы или конфискованы. Инвесторам должны быть компенсирован любой ущерб или неполученная прибыль, которые являются результатом действий государственных органов или служащих.

Требования и стимулы

Иностранные компании должны платить налоги, но они имеют те же самые налоговые привилегии, что и армянские компании. Специальные привилегии предусмотрены только в области корпоративного налогообложения, если иностранные инвестиции составляют не менее 30% стоимости компании во время осуществления этих инвестиций [XLIV] . Не существуют никакие ограничения на иностранную собственность, число иностранных служащих, доступ к финансовым источникам или другая дискриминация.

Налоги и другие сборы

Последний Закон о налогах (12 мая, 1997) устанавливает шесть различных типов налогов. Они включают налог на прибыль (корпоративный налог), подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог на землю и налог на собственность. Существуют и другие сборы , оплачиваемые в пенсионный фонд, фонд занятости и т. д..

Налог на прибыль составляет 15% для налогооблагаемой прибыли до 7 млк. армянских драм (около 12 тыс. долларов США) и 25% для остающейся части.

Вновь созданная компания с иностранными инвестициями на два года освобождаются с налога на прибыль. Кроме этого, начиная с третьего года до десятого года своей деятельности, совместные или полностью иностранные — компании могут уменьшить свой налог на прибыль на 50%, если иностранная доля собственности составляет 30-50% и оценивается в 40-100 тыс. долларов США. Но эти привилегии не доступны для тех компаний, которые осуществляют свою деятельность в следующих сферах:

Читайте также  Инвестиции в жилища здания сооружения

— бани, сауны и другие услуги в этой области;

— банковское дело, страхование, аудит;

— юридические и консультационные услуги;

— туристические услуги, предлагаемые за пределами Армении;

— производство алкогольных напитков.

Подоходным налогом облагаются физические лица с постоянным жительством [XLV] в Армении и те лица, без постоянного жительства, которые получают доход в Армении. Подоходный налог, взимаемый в Армении, может быть уменьшен в размере, равном сумме подоходного налога, который был оплачен в другой стране при наличии двухстороннего соглашения об избежаний двойного налогообложения между Арменией и данной страной. Иностранные граждане облагаются подоходным налогом по тем же правилам, что и граждане Армении.

Ставка НДС в Армении составляет 20% или 16.67% для тех товаров, которые уже включают в своей цене НДС. Экспорт из Армении освобожден от НДС. От НДС освобождаются также:

* продажа сельскохозяйственной продукции Армении;

— строительные услуги, предоставленные иностранными или международными организациями;

— обращение валюты или ценных бумаг;

— деятельность, связанная с получением патентов, авторских прав, лицензий и т. д..

Акцизный налог устанавливается иа производство или импорт специфической продукции. Экспорт освобождается также от акцизного налога. Перечень продукции и соответствующие ставки акцизного налога можно найти в Законе РА об акцизном налоге от 1 июля 1997г. и в последующих поправках этого закона.

Что касается налога на землю, то здесь существуют два подхода: налог на сельскохозяйственную землю основывается на полученном чистом доходе и определяется оценкой земельного кадастра. Для других земель, налог на землю основывается на стоимости согласно земельному кадастру. Для сельскохозяйственной земли ставка налога составляет 15% от чистого дохода, а для других земель — максимум 1% от стоимости данной земли согласно кадастру.

От налога на землю полностью на два года после основания освобождаются национальные парки, новосозданные плодоносящие сады, виноградники, а также союзы фермеров, которые используют землю на коллективной основе.

Налог на собственность составляет 0.2-0.8% от стоимости облагаемой собственности для предприятий и 0.2% от стоимости собственности, . превышающей сумму 850 официальных МРОТов.

В конце этого раздела добавим также, что импорт иностранными инвесторами тех товаров, которые необходимы для осуществления инвестиций в предприятии, или материалов, которые будут использоваться в производстве, не облагается никаким налогом или сбором. То же самое касается и импорта товаров личного пользования иностранного персонала компаний с иностранными инвестициями, экспорту продукции этих компаний, а также импорту товаров и услуг для внутреннего пользования этих компаний, кроме отдельных случаев, предусмотренных законодательством Армении и/или международными соглашениями.

Прозрачность системы регулирования

В Армении пока отсутствует желательный уровень прозрачности системы регулирования, касающейся экономической деятельности. Некоторые важные законы, например, антимонопольный закон, отсутствуют. Некоторые виды деятельности пока полностью контролируются государством, и поэтому определенные сектора экономики (например, авиация, телекоммуникации), хотя являются официально открытыми, отличаются большой степенью монополизации. Кроме этого, отсутствие соответствующих законов и механизмов против теневой экономики, особенно в сфере торговли, привело . несправедливой конкуренции, от которой очень часто страдают мелкие фирмы.

Требования безопасности труда и система здравоохранения, в основном,

остались неизменными с советского периода, что в принципе не препятствует инвестиционной деятельности. Однако системы налогообложения і бухгалтерского учета, основанные на централизованно планируемой модели, нельзя считать соответствующими новым требованиям развития рыночной экономики и привлечения ПИИ.

Наконец, бюрократические процедуры являются относительно длинными во времени и утомляющими. Например, контракт с правительством Армении может требовать одобрения нескольких министерств и ходит по кругу несколько раз.

Для сравнения, в странах ОЭСР управляющие только 10% компаний теряют больше 15% времени на переговоры с государственными служащими, тогда как для стран СНГ, в том числе и в Армении, этот показатель составляет 52%, а в странах Центральной и Восточной Европы — 31%’.

В Армении особо затруднительно иметь дело с налоговым, таможенным инспекциями и с ГАИ, Меньше проблем возникают в страховых компаниях и органах здравоохранения. К учреждениям, в которых редко возникают проблемы, относятся суды, пожарные службы и органы защиты окружающей среды.

Армения, к сожалению, унаследовала от СССР систему, которая в большой степени подвержена коррупции. Нельзя сказать, что в стране не ведется борьба против коррупции, но пока рано сказать, что проявляются серьезные антикоррупционные усилия.

Несмотря на строгие наказания законом, в Армении широко распространено взяточничество, которое, вместе с развитым бюрократизмом, увеличивает риски и издержки бизнеса.

Одним из главных преимуществ в деле привлечения ПИИ в экономику Армении является относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила. В Армении есть значительное предложение квалифицированных специалистов и в области НИОКР, и в области производства по следующим направлениям:

1 World Development Report, 1997. The State in the Changing World. World Bank.

— оптика, включая космическую;

— архитектура и строительство;

— ювелирное дело ИТ. д..

Текущая государственная политика не ограничивает потоки капитала на товарные рынки и рынки факторов производства. Ссуды обычно выдаются на рыночных условиях. Но они являются краткосрочными и выдаются под относительно высокие проценты. Что касается различных программ субсидирования (например, для развития частного предпринимательства, среднего бизнеса и т. д.) в этой области, которые предпринимаются международными организациями или иностранными государствами, то они пока находятся лишь на стадии формирования.

Сфера обращения ценных бумаг и развития фондового рынка тоже находится на весьма скромном уровне развития.

Положительной стороной в финансовой области является то, что Армения имеет маленькую, но усиливающуюся и хорошо регулируемую банковскую систему и стабильную национальную валюту.

Рассмотрев основные элементы инвестиционного климата Армении, можн^ сделать вывод о том, что наряду со многими положительными сторонами, он имеет н определенные недостатки. Что касается сравнительного анализа, то среди стран СНГ, по оценке самих инвесторов, инвестиционный климат Армении является одним из самых лучших. Действующие инвесторы, по инициативе Министерства промышленности и торговли РА. оценили ряд факторов, которые характеризуют их отношение к регулированию правового режима в Армении. Оценка была осуществлена по трем отдельным категориям: Армения сегодня, Армения два года назад и Армения в сравнении с другими странами СНГ (таблица 2.1.3).

Таблица 2.1.3. Предприятия с иностранными инвестициями; их

________________ отношение к регулированию правового режима * _____ _

Правовой режим ПИИ

2 года назад 1,8

Сравнительно со странами СНГ 2.7

Источник: Министерство промышленности и торговли РА, 1999 * (по шкале 1

Читайте также  Тесты по инвестициям с ответами для студентов

4: 1 — очень неблагоприятно, 4 — очень благоприятно)

Согласно таблице 2.1.3, почти по всем показателям инвестиционного климата Армения рассматривается как улучающаяся во времени. Анализ каждого показателя позволяет сделать вывод о том, что сегодняшний режим — не хуже, чем режим двухгодичной давности.

Далее, общий инвестиционный климат можно оценить также по бальной системе’, где учитываются 8 факторов:

— оценка политической стабильности -12 балов (максимум 18)

— оценка экономической стабильности -16 (20)

— оценка валютной стабильности -8(16)

— условия переводов капиталов и прибылей — 12 (12)

— защита технологии -6(12)

— отношения к иностранным инвестициям — 10(10)

— ограничения и льготы для иностранных инвестиций — 12(12)

— факторы социально-культурного взаимодействия -8(12)

‘ Метод оценки смотри — Дякина Б. Г. — «Иностранные инвестиции: мировой опыт», Москва, 1997г.

Чем больше количество набранных балов, тем благоприятнее инвестиционный климат. Армения набрала 84 балла, Россия — 80 баллов, страны Балтии — 90-94, страны ЮВА — 96-100, западноевропейские страны — 110-120.

Оценки, которые были даны публикациями “Еигошопеу “ и “Central European Economic Review”, являются достаточно низкими. Так, “Central European Economic Review” среди 27 стран поставил Армению на 18-е место, перед Россией и Украиной 1 , a “Euromoney”, рассматривая политические риски — на 97-‘ место, после Грузии, но перед Украиной, Молдовой и Беларусью [XLVI] [XLVII] [XLVIII] .

Одновременно, существуют некоторые отрицательные моменты, касающиеся мнения потенциальных и действующих инвесторов. Потенциальные инвесторы иногда видят проблемы в таких процессах, которые не рассматриваются действующими инвесторами как проблемы. Существует ряд возможных причин, которые являются основой этих несоответствий. Одной из них является то, что потенциальные инвесторы и эксперты просто плохо информированы об успешной деятельности иностранных инвесторов в Армении, потому что такие положительные результаты не были представлены как следует в СМИ или через другие каналы. Другой причиной является то, что отрицательные мнения об экономиках стран СНГ часто несправедливым образом распространяются и на Армению. Или, если действующие инвесторы успешным образом решают вопросы, связанные с ПИИ в Армении, то потенциальные инвесторы и их советники сталкиваются, возможно, с более сложными проблемами.

Кроме этого, Армения некоторыми важными инвесторами пока рассматривается не как страна с достаточно хорошим экспортным потенциалом. Несмотря на тот факт, что Армения является небольшой страной, но темпы экономического роста J и его тенденции, географическое расположение страны, легкий выход на рынки стран СНГ и Ближнего Востока, а также либеральный режим для экспорта может внушать уверенности иностранным инвесторам рассматривать Армению как привлекательную инвестиционную территорию и как ворота на другие рынки.

Что касается существующей внутренней и региональной нестабильности, то опять, согласно опросам Министерства промышленности и торговли РА,

действующими инвесторами она не воспринимается как большое препятствие для ПИИ. Потенциальные инвесторы считают, что в будущем внутриполитическая ситуация может создать серьезные проблемы. По этому вопросу мнения опять расходятся. Геополитическая нестабильность кавказского региона особо не волнует около 73% действующих инвесторов. Правительственные эксперты в основном (около 70%) рассматривают эту задачу как серьезную проблему, тогда как почти половина неправительственных экспертов не имеют такое мнение. Что касается потенциальных инвесторов, то только их около 40% согласны, что эта нестабильность может являться серьезной задачей для ведения бизнеса (согласно опросам Министерства торговли и промышленности РА).

Таким образом, рассмотрев инвестиционный климат Армении, необходимо отметить, что «с юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования [XLIX] »

Прямые иностранные инвестиции в Армению сократились

По данным, представленным Национальной статистической службой и Центральным банком, по сравнению с 2016 годом, в 2017 году прямые иностранные инвестиции в Армению сократились на 27,3% и составили 245,7 млн долларов США. Это второй худший показатель, начиная с 2008 года.

Еще меньше прямых иностранных инвестиций было в 2015 году, когда в страну поступило 178,2 млн долларов.

Радио Азатутюн сегодня не удалось получить комментарий у Министерства экономического развития и инвестиций в связи с опубликованными цифрами.

По словам экономиста, представителя оппозиционного «Армянского национального конгресса» (АНК) Ваагна Хачатряна, эти цифры свидетельствуют о том, что инвесторы не поверили властям Армении.

«Инвесторы, деловые круги, исходя из каких-то обстоятельств, не отреагировали на все те призывы, все те мероприятия, которые осуществлялись правительством и представлялись общественности, что мол посмотрите, какая огромная работа проделана, произошли изменения, в том числе законодательные изменения. Результат их работы нужно оценивать только по инвестициям. Даже, если помните, была создана должность заместителя министра иностранных дел, который должен был заниматься только инвестициями. Но факт остается фактом, реальностью являются опубликованные цифры, что по сравнению с предыдущим годом этот показатель сократился».

По словам Хачатряна, не менее важно то обстоятельство, что сами по себе инвестиции в размере 245 млн долларов – это настолько малая сумма, что она не может решить существующие в Армении социально-экономические проблемы.

Для сравнения отметим, что объем прямых иностранных инвестиций в Грузии в прошлом году был в 7,5 раз больше, чем в Армении, а в Азербайджане – в 26 раз больше. К примеру, в Грузию было вложено иностранных инвестиций на сумму 1 млрд 861 млн долларов.

«И в плане внутренних административных проволочек, и коррупционных рисков, и возможностей для свободной экономической деятельности, и внутренних равных условий конкуренции Грузия однозначно нас обошла. И не случайно, что у нас прямые иностранные инвестиции составляют всего 250 млн, а в Грузии — 1 млрд 800 млн. И не принимать эти обстоятельства во внимание и вместо этого пытаться представить или преподнести общественности такую ситуацию, что вот мол посмотрите, мы уже вложили 850 млн инвестиций, просто смешно».

Тема иностранных инвестиций была на повестке общественных обсуждений ровно год назад, накануне парламентских выборов 2017 года, когда премьер-министр Карен Карапетян, только вступивший в правящую в стране уже около 20 лет Республиканскую партию Армении (РПА), пообещал привлечь в страну миллиарды долларов инвестиций и призвал избрать РПА, выступающую с лозунгом «Безопасность и развитие».

«Существует устоявшееся мнение, что в Армении некуда вложить деньги, что вложишь деньги, они не будут работать и прочее. именно по этой причине я хочу вам сообщить, что это не так, и мы сегодня уже имеем подтвержденные инвестиционные программы стоимостью 3,2 млрд долларов, в которых четко прописаны и финансовые источники, и кто будет их реализовывать, и что мы будем делать и что в результате получим, сколько рабочих мест. Из которых 830-850 млн долларов мы планируем вложить в 2017 году », — в марте 2017 года заявил Карен Карапетян.

Источники: http://www.armbanks.am/2018/03/30/113328/, http://economics.studio/mirovaya-ekonomika/investitsionnyiy-klimat-armenii-95506.html, http://rus.azatutyun.am/a/29150481.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто