Прямые иностранные инвестиции в кыргызстане

Прямые инвестиции в Кыргызстане: в чем проблема

Попытки формирования государственной политики в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), осуществлявшиеся в 1991-2006 гг., характеризовались отсутствием комплексного подхода, непоследовательностью, несоответствием провозглашаемых намерений реальным мероприятиям. Несмотря на формальное признание приоритетности задач по стимулированию ПИИ, реальная деятельность государства нередко прямо противоречила декларируемым целям, создавая дополнительные барьеры частным инвестициям. Так, иностранные инвесторы оказались исключены из участия в процессе приватизации государственной собственности как на первом, так и на последующих этапах, что не позволило Кыргызстану использовать один из наиболее эффективных механизмов стимулирования привлечения ПИИ. Система правового и административного регулирования ПИИ до сих пор страдает рядом существенных недостатков, не дающих эффективно конкурировать с другими странами с развивающейся (КНР, Индия) и переходной экономикой (РФ, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) на рынке ПИИ.

Подходы к государственной политике по прямым инвестициям

Для коренного изменения сложившейся ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо приступить к скорейшей выработке политики в области иностранных инвестиций. В этом плане для страны возможны два подхода.

Первый подход состоит в радикальном улучшении инвестиционного климата для осуществления всех видов капиталовложения, включая иностранные, без использования селективных мер поощрения инвестиций. При этом создаются условия для масштабного долгосрочного роста инвестиций, и в этом смысле он предпочтительней. Однако в Кыргызстане радикальное улучшение инвестиционного климата связано с решением целого ряда сложных проблем, накопившихся в переходный период. В этом случае нельзя ждать быстрого эффекта. Для нас же в условиях затяжного кризиса и необходимости ускоренного экономического роста вопрос времени является первоочередным.

Второй подход: наряду с действиями по улучшению инвестиционного климата использовать возможности государства по целенаправленному привлечению иностранных инвестиций с помощью специальных стимулирующих мер. Этот подход, предполагающий проведение специальной политики в отношении прямых иностранных инвестиций, несет угрозу неправильного выбора направлений и способов стимулирования и способствует появлению неравных условий у местных и иностранных инвесторов. Однако значительным плюсом является концентрация усилий на ключевых инвестиционных направлениях, что может позволить сэкономить время и средства на цели привлечения инвестиций. В противовес положениям экономической теории и рекомендациям международных организаций второй подход используют многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

Читайте также  Инвестиции в развитие логистических систем

Принципы государственной политики привлечения ПИИ

Политика в области привлечения ПИИ должна базироваться на ряде ключевых, принятых в мире принципов. К сожалению, в настоящее время они не соблюдаются, а некоторые даже и не провозглашаются хотя бы в качестве стратегических целей развития страны.

Во-первых, стратегической целью государственной политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику Кыргызстана. Для этого необходима подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, направленная на его адаптацию к требованиям интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в Кыргызстане национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Характерной иллюстрацией этого утверждения является сравнительный анализ объемов ежегодного притока прямых иностранных инвестиций в страны СНГ и Азии. Подчеркну, что результаты анализа показывают не просто снижение динамики притока ПИИ в нашу страну: прослеживается тенденция изоляции Кыргызстана от мировых финансовых потоков. Для обеспечения экономического роста (хотя бы на уровне самопроизводства) ежегодный объем ПИИ должен быть на уровне 25-30% от объема ВВП. Этого достичь нам пока не удавалось. Начиная с 1995 г. по 2006 г. уровень ВВП растет в среднем на 5%, а рост объемов ПИИ в среднем — около 0,5-1%.

Во-вторых, необходимость привлечения капиталовложений из-за рубежа вынуждает создавать определенную систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами.

При этом надо принять во внимание тот факт, что ряд международных финансовых организаций критически относятся к использованию льгот странами с переходной экономикой. Они отмечают, во-первых, что фискальные и финансовые стимулы могут привести к серьезным диспропорциям в распределении ресурсов ПИИ, поскольку решения об инвестировании диктуются не сравнительными преимуществами стран в той или иной сфере экономики, а суммой предоставляемых правительствами льгот. Во-вторых, поощрение иностранных инвесторов может подорвать позиции национальных производителей, особенно если они лишены доступа к соответствующим льготам. В-третьих, подчеркивается опасность подрыва налоговой базы в случае широкого предоставления таких льгот. В-четвертых, применение льгот многими странами снижает эффективность такого механизма привлечения ПИИ для отдельных стран. Эти аргументы имеют под собой серьезные основания и заставляют принимать их в расчет при выработке политики привлечения иностранного капитала, особенно на длительную перспективу. В то же время с учетом ограниченных возможностей предоставления всех видов льгот иностранным инвесторам ввиду существующих бюджетных проблем, ключевое место приобретает решение следующих задач:

  • — последовательное снятие формальных ограничений и административных барьеров на пути проникновения иностранного капитала в национальную экономику (в форме различного рода ограничений, лицензирования, регистрации, запретов на использование иностранной рабочей силы и т.д.);
  • — активное использование системы гарантий, ориентированных на учет специфики иностранного инвестирования и призванных компенсировать влияние тех проблем, с которыми сталкиваются инвесторы-нерезиденты.
Читайте также  Формы статистической отчетности по инвестициям

Проведение государственной политики на основе выделения приоритетов не ограничивается только использованием тех или иных стимулов. Инструментами такой политики являются также ограничительные меры, мероприятия по созданию соответствующей инфраструктуры, институтов.

Стимулирование приоритетных проектов осуществляется в настоящее время как путем предоставления этим проектам более благоприятного режима законодательного регулирования, так и заключением специальных «диагональных» инвестиционных соглашений между правительством и компаниями и принятием «законов под проект». В первом случае соглашения чаще всего заключаются между правительством и крупной компанией-инвестором. Во втором случае законы устанавливают, каким инвесторам и по каким критериям предоставляются те или иные льготы.

Постоянная конкуренция за привлечение инвестиций и, как следствие, коррективы в инвестиционной политике и стратегии стран ведут и к изменениям в системе управления инвестициями, в частности, в повышении способности правительственных институтов в выработке и реализации инвестиционной политики и стратегии.

В Кыргызстане выполнение данных функций распылено между рядом правительственных структур. Функции привлечения иностранных инвестиций возложены на ряд министерств, ведомств и даже областные и районные акимиаты. Целенаправленным, серьезным привлечением ПИИ, разработкой ее политики не занимается ни один государственный орган.

Инвестиции

Оперативная информация

Динамические таблицы

Методология

Публикации

Методология
и классификаторы

Проекты и исследования

Борьба с коррупцией

Полезные ссылки

Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

© Все права защищены, 2015

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)

720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374

+996 (312) 62 60 84
Факс: +996 (312) 66 01 38

+996 (312) 66 41 65

+996 (312) 32 47 03

+996 (312) 32 46 35
Email: nsc_mail@stat.kg

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

Куда текут иностранные инвестиции в Кыргызстане

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это форма международной инвестиционной деятельности, при которой иностранный инвестор владеет не менее 10% совместного капитала и обладает правом управления деятельностью предприятия. ПИИ состоят из 1) взносов в акционерный капитал, 2) финансового лизинга, 3) прочего капитала, состоящего, в свою очередь, из кредита, полученного от зарубежных совладельцев, 4) реинвестированной прибыли.

График составлен на основе текущего архива НСК КР

Читайте также  Инвестиции в накопительную часть пенсии

Согласно Национальному статистическому комитету Кыргызской Республики (НСК КР), в 2013 г. доля ПИИ в общей структуре иностранных инвестиций составила 17,6%, в 2014 г. – 13,4%, в 2015 г. – 28%.

Наиболее привлекательными видами деятельности для ПИИ за период 2010 – 2015 гг. оказались обрабатывающая промышленность, в среднем за этот период в эту сферу было направлено 41,6% всех инвестиций; профессиональная, научная и техническая деятельность, где тот же показатель составляет 27%; а также финансовое посредничество и страхование, средний приток ПИИ в данной сфере – 12,4%.

График составлен на основе текущего архива НСК КР

По данным НСК КР в период 2010 – 2015 гг. основными источниками ПИИ являются такие страны, как Канада, на её долю в среднем приходится более 22,4% инвестиций, Россия со средней долей в 14,7%, средняя доля Республики Беларусь составляет лишь 0,8%, а Казахстана – 3,8%.

График с
Сравнение данных НСК КР и UNCTAD о притоках ПИИоставлен на основе текущего архива НСК КР

В Кыргызской Республике органом, занимающимся продвижением инвестиций и созданием благоприятного климата для инвесторов является Агентство по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики КР (ГАПИЭ). Согласно ГАПИЭ приоритетными отраслями для инвестиций являются туризм, горнодобывающая отрасль, лёгкая промышленность, агропромышленные сектор, транспорт, строительство и энергетика.

Автор: Малика Мамтылаева, АЦ «БизЭксперт»

Источники: http://vuzlit.ru/25687/pryamye_investitsii_kyrgyzstane_problema, http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/, http://www.bizexpert.kg/2017/01/25/kuda-tekut-inostrannye-investitsii-v-kyrgyzstane/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто