- «Мировое и национальное хозяйство»
- Издание МГИМО МИД России
- Внешнеэкономические связи России
- Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества
- Особенности инвестирования (прямые и портфельные инвестиции) в Республике Корея
- Приток инвестиций в Республику Корея
- Номинальный ВВП на душу населения по ППС (долл) в Южной Корее в 2017 году — Всемирный Банк
«Мировое и национальное хозяйство»
Издание МГИМО МИД России
Внешнеэкономические связи России
Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества
В числе важнейших тенденций мирового развития на современном этапе следует отметить постоянное опережение роста прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) по сравнению с динамикой мирового ВВП. Это связано с процессами экономической интеграции, все более принимающей глобальный характер. Этот показатель увеличился с 0,4% в 1970 г. до 2,0% в 2002 г.[1]
Роль ПЗИ значительно возросла в 90-е годы, когда инвестиции стали рассматриваться как одно из основных средств интеграции национальных экономики в мировое хозяйство на основе перевода производственных мощностей, капиталов, передачи технологий, управленческого опыта и навыков, а также инноваций в принимающую страну.
Зарубежные инвестиции содействуют экономическому росту экономики принимающей страны на основе более эффективного использования национальных ресурсов. По оценкам, увеличение нетто-притока ПЗИ на каждый доллар вложений сопровождается ростом совокупного капитала в принимающей стране 1,5-2,3 раза.
ПЗИ во многих случаях осуществляются не как инвестиции, а как международные слияния и поглощения, представляя собой передачу зарубежным компаниям прав собственности на активы национальных фирм, и роль такой формы ПЗИ постоянно растет. Кроме того, ПЗИ нередко финансируются за счет рефинансирования доходов.
В целом связь ПЗИ с объемом накопленных капиталов весьма различна в разных странах и зависит от национальной политики, форм зарубежных инвестиций, конкурентоспособности национальных компаний.
Определимся, с . Строго говоря, четкого, общепринятого его определения в научной литературе мне найти не удалось. Однако по аналогии с понятием «сырьевой потенциал», или «потенциальные природные ресурсы»[2] можно заключить, что инвестиционный потенциал — это совокупность всех факторов, которыми располагает страна как для привлечения иностранного капитала в свою страну, так и для экспорта своего капитала за рубеж, что, в конечном итоге, определяет ее возможности и позиции на мировом рынке инвестиций и свидетельствует о степени ее участия в мировых интеграционных процессах. Говоря об , остановимся на составляющих его, на наш взгляд, основных элементах. Одной из таких составляющих, бесспорно, является , которая осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической политики, а ее специфика зависит от содержания и целей импортной или экспортной ориентации внешнеторговой политики, а также от соотношения между ее тенденциями, т.е. между протекционизмом и либерализацией. От содержания внешнеторговой политики зависит характер государственных ограничений в отношении ПЗИ (доля зарубежной собственности, свобода доступа на рынок принимающей страны, экспорт лишь части произведенной продукции, квоты на использование местной рабочей силы и др.).
С начала 1960-х гг. РК придерживается политики стимулирования экспорта, которая предполагает, что ПЗИ служат источником стимулирования экспорта с использованием местной рабочей силы, а также природных ресурсов. Первоначально, Южная Корея создавала экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) или зоны свободной торговли, предлагающие наиболее льготный режим для своих компаний, в частности, сниженные налоговые ставки, беспошлинный ввоз оборудования и сырья. Как правило, инвестиционный режим в условиях благоприятнее, чем в условиях импортозамещения.
Следует учитывать также и то, что, несмотря на в целом благоприятное отношение к привлечению долгосрочных ПЗИ, любое государство зарубежные инвестиции, в частности, влияя на их объем и отраслевое распространение.
Как правило, оба направления — ПЗИ — проводятся одновременно. Но акцент делается на одном из них в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительством интересов соответствующих групп населения.
правительство выбирает в соответствии со своими целями и приоритетами экономического развития. Обычно, чем выше уровень экономического развития страны, тем свободнее допуск ПЗИ.
Важно учитывать , который определяется совокупностью правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций. В основе теории инвестиционной привлекательности страны с точки зрения ПЗИ лежит концепция ОЛИ, разработанная Дж. Даннингом[3] и названная им «эклектической парадигмой». Концепция ОЛИ предполагает учет следующих факторов:
1. сравнительные преимущества фирмы (ее нематериальные активы, в частности, собственные технологии);
2. национальные сравнительные преимущества (например, емкий внутренний рынок, высокоразвитая инфраструктура, высокая квалификация и низкая стоимость рабочей силы);
3. преимущества интернационализации — наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и реципиентами).
Поскольку между странами существуют экономические и политические различия, инвестиционная привлекательность страны чаще всего трактуется широко, т.е. учитываются макроэкономические факторы, правовой режим регулирования, меры по содействию и стимулированию инвестиций.
Какие факторы принимаются в расчет при Это, во-первых, правовые факторы (стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий). Во-вторых, это макроэкономические факторы (емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВп в целом и объемом этого показателя на душу населения, уровень политического риска страны). Далее, динамика курса национальной валюты (повышение курса стимулирует приток ПЗИ, а снижение курса ведет к их уменьшению). В-третьих, это географические и природно-климатические факторы, особенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство. И, наконец, четвертая группа факторов, это — предпринимательский климат страны (уровень издержек, специфика налоговой системы, размер ставок корпоративного и других налогов, специфика налоговых льгот, размер арендной платы, административные процедуры и т.д.).
Посмотрим теперь, как эти факторы определяют и влияют на развитие инвестиционного сотрудничества в Южной Корее и России и на их взаимодействие в данной сфере экономических связей.
Хорошо развитая производственная инфраструктура, государственная поддержка деловой активности, обширный внутренний рынок, благоприятный инвестиционный климат — всё это является привлекательной средой для иностранных инвестиций в экономику Республики Корея. Активное инвестирование в национальную экономику началось в 1962 году, когда объем инвестиций составил всего 3,575 млн. долларов. В 2005 году в южнокорейскую экономику было вложено уже 11,5 млрд. долларов иностранных инвестиций. Объем накопленных ПИИ за 1962-2005 гг. составил 115 млрд. долл.
Табл.1 Иностранные инвестиции в Республику Корея, тыс долл.[4]
Ежегодные иностранные инвестиции
Если в 60-70-е гг. иностранных инвесторов привлекала, главным образом, дешевая рабочая сила, то сейчас — высокая квалификация рабочих и развитая производственная инфраструктура.
Политика Южной Кореи относительно своих зарубежных инвестиций также пережила определенную трансформацию: от робкого проникновения на международный рынок капитала с предложением строительных услуг до активного внедрения своих ТНК в производственно-сбытовую деятельность ряда стран мира. При этом менялись географические и отраслевые ориентиры этой политики.
Что касается России, то какие здесь факторы принимаются в расчет при оценке ее потенциала инвестиционного сотрудничества? Как РФ выглядит по этим показателям? Во-первых, если рассматривать правовые факторы (стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий), то следует признать, что в целом после 2000 г. ситуация улучшилась и продолжает улучшаться по мере ввода в действие новых более совершенных законодательных норм. Но, строго говоря, не до конца преодоленная запутанность, неоправданная усложненность процесса допуска иностранного инвестора на внутренний рынок страны отмечаются компаниями многих стран, действующими в России. Возможно, что вступление России в ВТО упростит и стандартизирует этот процесс. Во-вторых, это макроэкономические факторы (емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВП в целом и объемом этого показателя на душу населения, уровень политического риска страны). Здесь следует отметить, что в последние годы Россия обрела устойчиво позитивную динамику, которая свидетельствует, что постепенно страна преодолевает трансформационный спад начала 90-х гг. и повышает благосостояние населения (ВВП России в 2006 г. достиг …..трлн. долл., на душу населения — тыс. долл.). Прирост ВВП в 2006 г. достиг 7%. Далее, динамика курса национальной валюты. Известно, что повышение курса стимулирует приток ПЗИ, а снижение курса ведет к их уменьшению. Как видим, в России с ее укрепляющимся рублем как складываются все предпосылки для расширения притока инокапиталов. В-третьих, это географические и природно-климатические факторы, особенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство. Конечно, эти условия в России сильно разнятся и в большей своей мере не благоприятные. И, тем не менее, есть возможности их преодоления посредством улучшения инфраструктуры и предоставления больших льгот и преференций, защиты от рисков. Правда, как раз здесь России предстоит большая работа. И, наконец, четвертая группа факторов, это — предпринимательский климат страны (уровень издержек, специфика налоговой системы, размер ставок корпоративного и других налогов, специфика налоговых льгот, размер арендной платы, административные процедуры и т.д.).Наверное, можно констатировать, что теперь эта категория факторов выходит для России на первый план и от того, какое направление (стимулирование или регулирование) зависит ее дальнейшее участие и положение на мировом рынке капитала. Представляется, что у России пока не сложилось комплексного подхода в области инвестиционной политики и зарубежного инвестиционного сотрудничества. Как это касается, ее инвестиционного сотрудничества с Южной Кореей станет центральным аспектом нашего анализа.
История развития экономического взаимодействия России с РК насчитывает менее двух десятков лет, но имеет уже опыт эйфорических ожиданий и горьких разочарований. Не вдаваясь глубоко в анализ общих проблем и причин, лежащих в основе такого порядка вещей, выделим главное — за столь незначительный в историческом плане, но достаточно существенный в условиях глобальных тенденций отрезок времени, российско-корейским инвестиционным сотрудничеством достигнуты минимальные результаты в соотношении с двух стран. Возможности здесь взяты в широком смысле. Это и взаимодополняемость (ресурсная, сырьевая и т.д.) экономик, это и географическая и историческая близость. Это и позитивные изменения в политической ситуации (стабилизация политической системы в России, демократизация в РК, общие тенденции экономического развития двух стран в направлении к более либерализованному рынку, к международной интеграции и т.д.). Что касается интересов, то здесь Россию и РК связывает многое. Это и интересы политической и экономической стабильности на Корейском полуострове, но это и задачи, связанные с восстановлением и углублением экономической региональной интеграции и повышением статуса и уровня этой интеграции до важной составляющей Восточно-Азиатской экономической региональной группировки. В современном мире, видимо, только в этом многостороннем формате возможно решение трудных задач дальнейшего экономического и социального развития (для России экономический подъем ее Дальнего Востока, а для РК повышение конкурентоспособности ее экономики и укрепление ее позиций в Восточной Азии в качестве одного из финансово-деловых центров).
Что касается потенциалов инвестиционного сотрудничества, то здесь после периода тщетных ожиданий 90-х гг., наконец, как представляется, произошел некоторый позитивный сдвиг, ознаменовавшийся пакетом вложений южнокорейского капитала в целый ряд российских производственных и инфраструктурных объектов. (Привести примеры).
Однако вопрос по-прежнему состоит в том, насколько это соответствует нашим возможностям и отвечает насущным проблемам. По всей вероятности, если брать возможности расширяющейся ежегодно в среднем на 6% южнокорейской экономики и сейчас несколько превосходящей ее по темпам прироста российской экономики 7%, такой накопленный объем взаимных инвестиций вносит очень малозначительный вклад в наши экономики. Масштабы южнокорейского инвестирования в России до недавнего времени составляли около 250-260 млн. долл. В текущий период предполагается, что РК осуществит вложения, прежде всего в нефтеперерабатывающие и нефтехимические объекты, до 4 млрд. долл. на основе соглашений, подписанных во время визита в 2005 г. президента Но Му Хена в Москву. Накопленный объем российских инвестиций в Южной Корее по состоянию на 2005 гг. немного превышают 18 млн. долл., в то время как китайских — 1,8 млрд. долл.[5] Эти объемы следует соотнести с общим объемом накопленных Южной Кореей прямых иностранных инвестиций, который за 1962-2005 гг. превысил 115 млрд. долл. В то же время объем сотрудничества РК с США и Японией (соответственно 35 млрд. долл. и 13 млрд. долл.).
Справедливости ради, следует отметить, что РК не является заметным мировым экспортером прямых инвестиций. Ее доля от общемирового показателя мизерна и находится на уровне 0,1%. Даже Россия значительно обходит ее: 2,3% в 2006 г. (28,4 млрд. долл.).
Таким образом, можно сказать, что пока инвестиции каждой из стран не играют существенной роли друг для друга и практически не стимулируют динамичное развитие каждого. В связи с этим не будет преувеличением отметить, что мы фактически лишаем себя такого важного с макроэкономической точки зрения преимущества, которое продуктивно используется всеми развитыми странами (США, Канада и Мексика; страны ЕС и т.д.) — географическая близость и возможность производственной интеграции.
Сейчас активно обсуждается процесс наводнения российского Дальнего Востока (РДВ) китайцами и другими азиатскими народами. Возможность интеграции Дальнего Востока в рамках СВА иногда рассматривается как угроза потенциальной дезинтеграции его с центром России. Несомненно, такого рода опасения имеют основания, но консервация существующих отсталости и проблем этого российского региона создают почву для реализации этой угрозы.
На фоне этих мрачных для России перспектив корейский фактор участия РДВ в интеграционных процессах в Северо-Восточной Азии выглядит более предпочтительным, хотя бы потому, что он дает основания рассчитывать на более высокий технологический уровень такого сотрудничества. Вместе с тем, это отнюдь не означает, что необходимо закрываться от в кавычках «нежелательного» экономического интереса со стороны других стран. Сегодня это и почти невозможно. Вопрос заключается в цене и выгоде такого взаимодействия.
Рассмотрим динамику .
Нормализация дипломатических отношений между Сеулом и Москвой в сентябре 1990 года послужило первоначально толчком для корейских инвестиций в Россию. Однако политическая и экономическая нестабильность значительно ухудшила инвестиционный климат страны.
Табл. 2. Южнокорейские прямые инвестиции в Россию, млн.долл.[6]
Особенности инвестирования (прямые и портфельные инвестиции) в Республике Корея
Приток инвестиций в Республику Корея
Перед тем, как говорить о Республике Корея, как о реципиенте инвестирования, так и об инвесторе, автор обращается к истории и современному состоянию ее экономики. Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны [21].
После разделения Кореи на две части — КНДР и Южную Корею — разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Республика Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.
Но с начала 60-х годов XX века корейская экономика стала бурно развиваться. За три десятилетия (с 1962 по 1989 год) ВНП увеличивался в среднем на 8% в год, поднявшись с 2,3 млрд долл. в 1962 году до 204 млрд долл. в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,3% от ВНП, а в 1987 году — 30,3%. Объём торговли товарами народного потребления вырос с 480 млн долл. в 1962 до 127,9 млрд долл. в 1990 году [7].
В условиях наметившейся после кризиса 2008 года тенденции восстановления роста ведущих экономик мира, экономика Республики Корея (РК) в 2013 году демонстрировала относительную стабильность, и прирост ВВП страны по данным Банка Кореи был зафиксирован на уровне 3%.
Правительство Республики Корея сосредоточило свои усилия на приоритетном развитии национального экспорта, привлечении иностранного капитала в экономику страны и оживлении рынка недвижимости при эффективных мерах обеспечения регулирования и контроля государства в сфере экономики и финансов. Немалую роль при этом сыграла стабильность на мировом рынке энергоносителей. Положительное влияние на экономическую ситуацию в стране оказали принимаемые правительством РК меры по стимулированию внутреннего потребления и инвестированию в производство. Направленная на поддержку национального бизнеса активная экономическая политика правительства Республики Корея положительно сказалась на макроэкономических показателях страны, способствовала расширению жизненно важного экономического пространства.
Одним из доказательств эффективности принятия правительством решений стало, что за последние несколько десятилетий Республика Корея из отсталой аграрной страны превратилась в индустриального гиганта. Одной из причин этого стала грамотная политика в области привлечения иностранного капитала.
Правительство страны пошло на ослабление соответствующих ограничений и даже на приближение условий деятельности филиалов и дочерних компаний иностранных фирм к режиму, принятому для национальных фирм.
Иностранные инвесторы в Республике Корея пользуются разнообразными льготами. В частности, для компаний, занятых в сфере высоких технологий, практикуется отмена налогов (корпоративного и подоходного) на срок максимум до семи лет (на пять лет — на 100%, еще на два года — на 50%). Для компаний, работающих в зонах для иностранных инвестиций (Foreign Investment Zone), СЭЗ (Free Economic Zone), свободных торговых зонах (Free Trade Zone) или в зонах городского развития (City Development Zone), аналогичные льготы предоставляются сроком до пяти лет (на три года — 100%, на два года — на 50%).
Иностранные инвесторы могут также получать дополнительные льготы от местных администраций в виде отмены регистрационных сборов, налога на имущество вплоть до 15 лет [33].
Помимо этого, правительство РК предоставляет иностранным инвесторам различные гранты на покрытие части их расходов. Государство также выделяет земельные участки (например, площадки для размещения производств), которые передаются на безвозмездной основе либо в аренду по низким ставкам.
Еще хотелось бы отметить, что инвестициями в РК являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. По информации «Инвест Корея 3 Инвест Корея — национальная организация, созданная с целью развития корейской экономики путем привлечения иностранных инвестиций.» (Invest Korea) источниками иностранных инвестиций в РК являются:
- — иностранные государства и международные организации;
- — иностранные юридические и физические лица;
- — иностранные банковские, страховые и посреднические организации;
- — инвестиционные биржи;
- — другие участники инвестиционного процесса [20].
Крупнейшим инвестором в Корею в 2014 году были США. США инвестировали в Корею 3,61 млрд долл., что составило рост в размере 2,4% по сравнению с 2013 году. Следующая была Япония, вложившая 2,49 млрд долл. ЕС, включая Нидерланды, Великобританию и Люксембург, инвестировал 6,5 млрд долл., что на 35,4% больше по сравнению с 2013 годом. Прямые ежегодные инвестиции Сингапура в Корею в 2014 году подскочили до 288% или 1,7 млрд долл., а вложения Китая «взлетели» до 147,2%, достигнув 1,19 млрд долл. [20].
Прямые китайские инвестиции в Корею росли по мере того, как китайское правительство стимулировало китайские компании выходить на зарубежные рынки и экономическое сотрудничество между Кореей и Китаем углублялось. Ожидания вызывает также корейско-китайское соглашение о свободной торговле. Китайские компании инвестировали в курорт на острове Чеджу, в производителей мобильных игр, пищевых добавок и одежды для малышей.
Европейские компании вложили свои деньги в производителей комплектующих изделий, нефтехимический завод и в строительство тематического парка. Американские компании инвестировали в компанию по социальной коммерции и в логистического оператора (Данные тенденции представлены в таблице 3). Японские компании инвестировали в промышленное производство таких товаров, как углеродное волокно, сенсорные датчики OLED и в производство автокомпонентов [19].
Таблица 3 — Тенденции ПИИ в Республике Корея по регионам
Номинальный ВВП на душу населения по ППС (долл) в Южной Корее в 2017 году — Всемирный Банк
Номинальный ВВП на душу населения по ППС в Южной Корее в 2017 году достиг 38 тыс. долл, что на 1,63 тыс. долл больше, чем в 2016 году (36 тыс. долл). Темп роста по сравнению с 2016 годом оказался равным 4,45%.
За период с 2007 по 2017 годы Номинальный ВВП на душу населения по ППС в Южной Корее увеличился на 10,4 тыс. долл Среднее значение составило 31 тыс. долл. Среднегодовой темп роста номинального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в Южной Корее за этот период составил 2,93%.
Максимальный рост номинального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в Южной Корее за период с 2007 по 2017 гг. был зафиксирован в 2010 году: 2,05 тыс. долл, максимальное падение наблюдалось в 2009: -335 долл. Максимальное значение номинального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в Южной Корее было достигнуто в 2017 году: 38 тыс. долл, минимальное наблюдалось в 2006 году: 25 тыс. долл.
Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) — совокупная рыночная стоимость всего объема произведенных за один год продуктов и услуг, измеряемая в масштабе текущих рыночных цен. Отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства
Источники: http://www.mirec.ru/2008-01/investicionnyj-potencial-respubliki-koreya-i-perspektivy-dlya-rasshireniya-rossijsko-korejskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva, http://studwood.ru/1574257/ekonomika/osobennosti_investirovaniya_pryamye_portfelnye_investitsii_respublike_koreya, http://data.trendeconomy.ru/dataviewer/wb/wbd/wdi?ref_area=KOR&series=BX_KLT_DINV_CD_WD
Источник: