Прямые инвестиции в республику корея

«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

Внешнеэкономические связи России

Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества

В числе важнейших тенденций мирового развития на современном этапе следует отметить постоянное опережение роста прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) по сравнению с динамикой мирового ВВП. Это связано с процессами экономической интеграции, все более принимающей глобальный характер. Этот показатель увеличился с 0,4% в 1970 г. до 2,0% в 2002 г.[1]

Роль ПЗИ значительно возросла в 90-е годы, когда инвестиции стали рассматриваться как одно из основных средств интеграции национальных экономики в мировое хозяйство на основе перевода производственных мощностей, капиталов, передачи технологий, управленческого опыта и навыков, а также инноваций в принимающую страну.

Зарубежные инвестиции содействуют экономическому росту экономики принимающей страны на основе более эффективного использования национальных ресурсов. По оценкам, увеличение нетто-притока ПЗИ на каждый доллар вложений сопровождается ростом совокупного капитала в принимающей стране 1,5-2,3 раза.

ПЗИ во многих случаях осуществляются не как инвестиции, а как международные слияния и поглощения, представляя собой передачу зарубежным компаниям прав собственности на активы национальных фирм, и роль такой формы ПЗИ постоянно растет. Кроме того, ПЗИ нередко финансируются за счет рефинансирования доходов.

В целом связь ПЗИ с объемом накопленных капиталов весьма различна в разных странах и зависит от национальной политики, форм зарубежных инвестиций, конкурентоспособности национальных компаний.

Определимся, с . Строго говоря, четкого, общепринятого его определения в научной литературе мне найти не удалось. Однако по аналогии с понятием «сырьевой потенциал», или «потенциальные природные ресурсы»[2] можно заключить, что инвестиционный потенциал — это совокупность всех факторов, которыми располагает страна как для привлечения иностранного капитала в свою страну, так и для экспорта своего капитала за рубеж, что, в конечном итоге, определяет ее возможности и позиции на мировом рынке инвестиций и свидетельствует о степени ее участия в мировых интеграционных процессах. Говоря об , остановимся на составляющих его, на наш взгляд, основных элементах. Одной из таких составляющих, бесспорно, является , которая осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической политики, а ее специфика зависит от содержания и целей импортной или экспортной ориентации внешнеторговой политики, а также от соотношения между ее тенденциями, т.е. между протекционизмом и либерализацией. От содержания внешнеторговой политики зависит характер государственных ограничений в отношении ПЗИ (доля зарубежной собственности, свобода доступа на рынок принимающей страны, экспорт лишь части произведенной продукции, квоты на использование местной рабочей силы и др.).

С начала 1960-х гг. РК придерживается политики стимулирования экспорта, которая предполагает, что ПЗИ служат источником стимулирования экспорта с использованием местной рабочей силы, а также природных ресурсов. Первоначально, Южная Корея создавала экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) или зоны свободной торговли, предлагающие наиболее льготный режим для своих компаний, в частности, сниженные налоговые ставки, беспошлинный ввоз оборудования и сырья. Как правило, инвестиционный режим в условиях благоприятнее, чем в условиях импортозамещения.

Следует учитывать также и то, что, несмотря на в целом благоприятное отношение к привлечению долгосрочных ПЗИ, любое государство зарубежные инвестиции, в частности, влияя на их объем и отраслевое распространение.

Как правило, оба направления — ПЗИ — проводятся одновременно. Но акцент делается на одном из них в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительством интересов соответствующих групп населения.

правительство выбирает в соответствии со своими целями и приоритетами экономического развития. Обычно, чем выше уровень экономического развития страны, тем свободнее допуск ПЗИ.

Важно учитывать , который определяется совокупностью правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций. В основе теории инвестиционной привлекательности страны с точки зрения ПЗИ лежит концепция ОЛИ, разработанная Дж. Даннингом[3] и названная им «эклектической парадигмой». Концепция ОЛИ предполагает учет следующих факторов:

1. сравнительные преимущества фирмы (ее нематериальные активы, в частности, собственные технологии);

2. национальные сравнительные преимущества (например, емкий внутренний рынок, высокоразвитая инфраструктура, высокая квалификация и низкая стоимость рабочей силы);

3. преимущества интернационализации — наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и реципиентами).

Поскольку между странами существуют экономические и политические различия, инвестиционная привлекательность страны чаще всего трактуется широко, т.е. учитываются макроэкономические факторы, правовой режим регулирования, меры по содействию и стимулированию инвестиций.

Какие факторы принимаются в расчет при Это, во-первых, правовые факторы (стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий). Во-вторых, это макроэкономические факторы (емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВп в целом и объемом этого показателя на душу населения, уровень политического риска страны). Далее, динамика курса национальной валюты (повышение курса стимулирует приток ПЗИ, а снижение курса ведет к их уменьшению). В-третьих, это географические и природно-климатические факторы, особенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство. И, наконец, четвертая группа факторов, это — предпринимательский климат страны (уровень издержек, специфика налоговой системы, размер ставок корпоративного и других налогов, специфика налоговых льгот, размер арендной платы, административные процедуры и т.д.).

Читайте также  Под инвестициями понимается совокупность затрат

Посмотрим теперь, как эти факторы определяют и влияют на развитие инвестиционного сотрудничества в Южной Корее и России и на их взаимодействие в данной сфере экономических связей.

Хорошо развитая производственная инфраструктура, государственная поддержка деловой активности, обширный внутренний рынок, благоприятный инвестиционный климат — всё это является привлекательной средой для иностранных инвестиций в экономику Республики Корея. Активное инвестирование в национальную экономику началось в 1962 году, когда объем инвестиций составил всего 3,575 млн. долларов. В 2005 году в южнокорейскую экономику было вложено уже 11,5 млрд. долларов иностранных инвестиций. Объем накопленных ПИИ за 1962-2005 гг. составил 115 млрд. долл.

Табл.1 Иностранные инвестиции в Республику Корея, тыс долл.[4]

Ежегодные иностранные инвестиции

Если в 60-70-е гг. иностранных инвесторов привлекала, главным образом, дешевая рабочая сила, то сейчас — высокая квалификация рабочих и развитая производственная инфраструктура.

Политика Южной Кореи относительно своих зарубежных инвестиций также пережила определенную трансформацию: от робкого проникновения на международный рынок капитала с предложением строительных услуг до активного внедрения своих ТНК в производственно-сбытовую деятельность ряда стран мира. При этом менялись географические и отраслевые ориентиры этой политики.

Что касается России, то какие здесь факторы принимаются в расчет при оценке ее потенциала инвестиционного сотрудничества? Как РФ выглядит по этим показателям? Во-первых, если рассматривать правовые факторы (стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий), то следует признать, что в целом после 2000 г. ситуация улучшилась и продолжает улучшаться по мере ввода в действие новых более совершенных законодательных норм. Но, строго говоря, не до конца преодоленная запутанность, неоправданная усложненность процесса допуска иностранного инвестора на внутренний рынок страны отмечаются компаниями многих стран, действующими в России. Возможно, что вступление России в ВТО упростит и стандартизирует этот процесс. Во-вторых, это макроэкономические факторы (емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВП в целом и объемом этого показателя на душу населения, уровень политического риска страны). Здесь следует отметить, что в последние годы Россия обрела устойчиво позитивную динамику, которая свидетельствует, что постепенно страна преодолевает трансформационный спад начала 90-х гг. и повышает благосостояние населения (ВВП России в 2006 г. достиг …..трлн. долл., на душу населения — тыс. долл.). Прирост ВВП в 2006 г. достиг 7%. Далее, динамика курса национальной валюты. Известно, что повышение курса стимулирует приток ПЗИ, а снижение курса ведет к их уменьшению. Как видим, в России с ее укрепляющимся рублем как складываются все предпосылки для расширения притока инокапиталов. В-третьих, это географические и природно-климатические факторы, особенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство. Конечно, эти условия в России сильно разнятся и в большей своей мере не благоприятные. И, тем не менее, есть возможности их преодоления посредством улучшения инфраструктуры и предоставления больших льгот и преференций, защиты от рисков. Правда, как раз здесь России предстоит большая работа. И, наконец, четвертая группа факторов, это — предпринимательский климат страны (уровень издержек, специфика налоговой системы, размер ставок корпоративного и других налогов, специфика налоговых льгот, размер арендной платы, административные процедуры и т.д.).Наверное, можно констатировать, что теперь эта категория факторов выходит для России на первый план и от того, какое направление (стимулирование или регулирование) зависит ее дальнейшее участие и положение на мировом рынке капитала. Представляется, что у России пока не сложилось комплексного подхода в области инвестиционной политики и зарубежного инвестиционного сотрудничества. Как это касается, ее инвестиционного сотрудничества с Южной Кореей станет центральным аспектом нашего анализа.

История развития экономического взаимодействия России с РК насчитывает менее двух десятков лет, но имеет уже опыт эйфорических ожиданий и горьких разочарований. Не вдаваясь глубоко в анализ общих проблем и причин, лежащих в основе такого порядка вещей, выделим главное — за столь незначительный в историческом плане, но достаточно существенный в условиях глобальных тенденций отрезок времени, российско-корейским инвестиционным сотрудничеством достигнуты минимальные результаты в соотношении с двух стран. Возможности здесь взяты в широком смысле. Это и взаимодополняемость (ресурсная, сырьевая и т.д.) экономик, это и географическая и историческая близость. Это и позитивные изменения в политической ситуации (стабилизация политической системы в России, демократизация в РК, общие тенденции экономического развития двух стран в направлении к более либерализованному рынку, к международной интеграции и т.д.). Что касается интересов, то здесь Россию и РК связывает многое. Это и интересы политической и экономической стабильности на Корейском полуострове, но это и задачи, связанные с восстановлением и углублением экономической региональной интеграции и повышением статуса и уровня этой интеграции до важной составляющей Восточно-Азиатской экономической региональной группировки. В современном мире, видимо, только в этом многостороннем формате возможно решение трудных задач дальнейшего экономического и социального развития (для России экономический подъем ее Дальнего Востока, а для РК повышение конкурентоспособности ее экономики и укрепление ее позиций в Восточной Азии в качестве одного из финансово-деловых центров).

Читайте также  Инвестиции и инвестиционная деятельность формы

Что касается потенциалов инвестиционного сотрудничества, то здесь после периода тщетных ожиданий 90-х гг., наконец, как представляется, произошел некоторый позитивный сдвиг, ознаменовавшийся пакетом вложений южнокорейского капитала в целый ряд российских производственных и инфраструктурных объектов. (Привести примеры).

Однако вопрос по-прежнему состоит в том, насколько это соответствует нашим возможностям и отвечает насущным проблемам. По всей вероятности, если брать возможности расширяющейся ежегодно в среднем на 6% южнокорейской экономики и сейчас несколько превосходящей ее по темпам прироста российской экономики 7%, такой накопленный объем взаимных инвестиций вносит очень малозначительный вклад в наши экономики. Масштабы южнокорейского инвестирования в России до недавнего времени составляли около 250-260 млн. долл. В текущий период предполагается, что РК осуществит вложения, прежде всего в нефтеперерабатывающие и нефтехимические объекты, до 4 млрд. долл. на основе соглашений, подписанных во время визита в 2005 г. президента Но Му Хена в Москву. Накопленный объем российских инвестиций в Южной Корее по состоянию на 2005 гг. немного превышают 18 млн. долл., в то время как китайских — 1,8 млрд. долл.[5] Эти объемы следует соотнести с общим объемом накопленных Южной Кореей прямых иностранных инвестиций, который за 1962-2005 гг. превысил 115 млрд. долл. В то же время объем сотрудничества РК с США и Японией (соответственно 35 млрд. долл. и 13 млрд. долл.).

Справедливости ради, следует отметить, что РК не является заметным мировым экспортером прямых инвестиций. Ее доля от общемирового показателя мизерна и находится на уровне 0,1%. Даже Россия значительно обходит ее: 2,3% в 2006 г. (28,4 млрд. долл.).

Таким образом, можно сказать, что пока инвестиции каждой из стран не играют существенной роли друг для друга и практически не стимулируют динамичное развитие каждого. В связи с этим не будет преувеличением отметить, что мы фактически лишаем себя такого важного с макроэкономической точки зрения преимущества, которое продуктивно используется всеми развитыми странами (США, Канада и Мексика; страны ЕС и т.д.) — географическая близость и возможность производственной интеграции.

Сейчас активно обсуждается процесс наводнения российского Дальнего Востока (РДВ) китайцами и другими азиатскими народами. Возможность интеграции Дальнего Востока в рамках СВА иногда рассматривается как угроза потенциальной дезинтеграции его с центром России. Несомненно, такого рода опасения имеют основания, но консервация существующих отсталости и проблем этого российского региона создают почву для реализации этой угрозы.

На фоне этих мрачных для России перспектив корейский фактор участия РДВ в интеграционных процессах в Северо-Восточной Азии выглядит более предпочтительным, хотя бы потому, что он дает основания рассчитывать на более высокий технологический уровень такого сотрудничества. Вместе с тем, это отнюдь не означает, что необходимо закрываться от в кавычках «нежелательного» экономического интереса со стороны других стран. Сегодня это и почти невозможно. Вопрос заключается в цене и выгоде такого взаимодействия.

Рассмотрим динамику .

Нормализация дипломатических отношений между Сеулом и Москвой в сентябре 1990 года послужило первоначально толчком для корейских инвестиций в Россию. Однако политическая и экономическая нестабильность значительно ухудшила инвестиционный климат страны.

Табл. 2. Южнокорейские прямые инвестиции в Россию, млн.долл.[6]

Особенности инвестирования (прямые и портфельные инвестиции) в Республике Корея

Приток инвестиций в Республику Корея

Перед тем, как говорить о Республике Корея, как о реципиенте инвестирования, так и об инвесторе, автор обращается к истории и современному состоянию ее экономики. Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны [21].

После разделения Кореи на две части — КНДР и Южную Корею — разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Республика Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Но с начала 60-х годов XX века корейская экономика стала бурно развиваться. За три десятилетия (с 1962 по 1989 год) ВНП увеличивался в среднем на 8% в год, поднявшись с 2,3 млрд долл. в 1962 году до 204 млрд долл. в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,3% от ВНП, а в 1987 году — 30,3%. Объём торговли товарами народного потребления вырос с 480 млн долл. в 1962 до 127,9 млрд долл. в 1990 году [7].

В условиях наметившейся после кризиса 2008 года тенденции восстановления роста ведущих экономик мира, экономика Республики Корея (РК) в 2013 году демонстрировала относительную стабильность, и прирост ВВП страны по данным Банка Кореи был зафиксирован на уровне 3%.

Правительство Республики Корея сосредоточило свои усилия на приоритетном развитии национального экспорта, привлечении иностранного капитала в экономику страны и оживлении рынка недвижимости при эффективных мерах обеспечения регулирования и контроля государства в сфере экономики и финансов. Немалую роль при этом сыграла стабильность на мировом рынке энергоносителей. Положительное влияние на экономическую ситуацию в стране оказали принимаемые правительством РК меры по стимулированию внутреннего потребления и инвестированию в производство. Направленная на поддержку национального бизнеса активная экономическая политика правительства Республики Корея положительно сказалась на макроэкономических показателях страны, способствовала расширению жизненно важного экономического пространства.

Читайте также  Инвестиции в регион виды и направления

Одним из доказательств эффективности принятия правительством решений стало, что за последние несколько десятилетий Республика Корея из отсталой аграрной страны превратилась в индустриального гиганта. Одной из причин этого стала грамотная политика в области привлечения иностранного капитала.

Правительство страны пошло на ослабление соответствующих ограничений и даже на приближение условий деятельности филиалов и дочерних компаний иностранных фирм к режиму, принятому для национальных фирм.

Иностранные инвесторы в Республике Корея пользуются разнообразными льготами. В частности, для компаний, занятых в сфере высоких технологий, практикуется отмена налогов (корпоративного и подоходного) на срок максимум до семи лет (на пять лет — на 100%, еще на два года — на 50%). Для компаний, работающих в зонах для иностранных инвестиций (Foreign Investment Zone), СЭЗ (Free Economic Zone), свободных торговых зонах (Free Trade Zone) или в зонах городского развития (City Development Zone), аналогичные льготы предоставляются сроком до пяти лет (на три года — 100%, на два года — на 50%).

Иностранные инвесторы могут также получать дополнительные льготы от местных администраций в виде отмены регистрационных сборов, налога на имущество вплоть до 15 лет [33].

Помимо этого, правительство РК предоставляет иностранным инвесторам различные гранты на покрытие части их расходов. Государство также выделяет земельные участки (например, площадки для размещения производств), которые передаются на безвозмездной основе либо в аренду по низким ставкам.

Еще хотелось бы отметить, что инвестициями в РК являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. По информации «Инвест Корея 3 Инвест Корея — национальная организация, созданная с целью развития корейской экономики путем привлечения иностранных инвестиций.» (Invest Korea) источниками иностранных инвестиций в РК являются:

  • — иностранные государства и международные организации;
  • — иностранные юридические и физические лица;
  • — иностранные банковские, страховые и посреднические организации;
  • — инвестиционные биржи;
  • — другие участники инвестиционного процесса [20].

Крупнейшим инвестором в Корею в 2014 году были США. США инвестировали в Корею 3,61 млрд долл., что составило рост в размере 2,4% по сравнению с 2013 году. Следующая была Япония, вложившая 2,49 млрд долл. ЕС, включая Нидерланды, Великобританию и Люксембург, инвестировал 6,5 млрд долл., что на 35,4% больше по сравнению с 2013 годом. Прямые ежегодные инвестиции Сингапура в Корею в 2014 году подскочили до 288% или 1,7 млрд долл., а вложения Китая «взлетели» до 147,2%, достигнув 1,19 млрд долл. [20].

Прямые китайские инвестиции в Корею росли по мере того, как китайское правительство стимулировало китайские компании выходить на зарубежные рынки и экономическое сотрудничество между Кореей и Китаем углублялось. Ожидания вызывает также корейско-китайское соглашение о свободной торговле. Китайские компании инвестировали в курорт на острове Чеджу, в производителей мобильных игр, пищевых добавок и одежды для малышей.

Европейские компании вложили свои деньги в производителей комплектующих изделий, нефтехимический завод и в строительство тематического парка. Американские компании инвестировали в компанию по социальной коммерции и в логистического оператора (Данные тенденции представлены в таблице 3). Японские компании инвестировали в промышленное производство таких товаров, как углеродное волокно, сенсорные датчики OLED и в производство автокомпонентов [19].

Таблица 3 — Тенденции ПИИ в Республике Корея по регионам

Номинальный ВВП на душу населения по ППС (долл) в Южной Корее в 2017 году — Всемирный Банк

Номинальный ВВП на душу населения по ППС в Южной Корее в 2017 году достиг 38 тыс. долл, что на 1,63 тыс. долл больше, чем в 2016 году (36 тыс. долл). Темп роста по сравнению с 2016 годом оказался равным 4,45%.

За период с 2007 по 2017 годы Номинальный ВВП на душу населения по ППС в Южной Корее увеличился на 10,4 тыс. долл Среднее значение составило 31 тыс. долл. Среднегодовой темп роста номинального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в Южной Корее за этот период составил 2,93%.

Максимальный рост номинального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в Южной Корее за период с 2007 по 2017 гг. был зафиксирован в 2010 году: 2,05 тыс. долл, максимальное падение наблюдалось в 2009: -335 долл. Максимальное значение номинального ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения по ППС (паритету покупательной способности) в Южной Корее было достигнуто в 2017 году: 38 тыс. долл, минимальное наблюдалось в 2006 году: 25 тыс. долл.

Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) — совокупная рыночная стоимость всего объема произведенных за один год продуктов и услуг, измеряемая в масштабе текущих рыночных цен. Отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства

Источники: http://www.mirec.ru/2008-01/investicionnyj-potencial-respubliki-koreya-i-perspektivy-dlya-rasshireniya-rossijsko-korejskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva, http://studwood.ru/1574257/ekonomika/osobennosti_investirovaniya_pryamye_portfelnye_investitsii_respublike_koreya, http://data.trendeconomy.ru/dataviewer/wb/wbd/wdi?ref_area=KOR&series=BX_KLT_DINV_CD_WD

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто