Привлечения иностранных инвестиций в башкортостане

Привлечения иностранных инвестиций в башкортостане

Инвестиционный климат оценивается по социально-экономическому состоянию страны, идеологии, уровню развития производства, по стабильности государственной политики и её последовательности, по степени активности привлечения иностранных инвестиций, по совершенству инвестиционного законодательства. В Республике Башкортостан создается собственная правовая база. Закон РБ Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан определяет порядок и условия привлечения капитала, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности иностранных инвесторов. Данный закон предусматривает льготное налогообложение коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В республике также действуют законы О финансово-промышленных группах , О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан и другие нормативные акты о стимулировании и гарантиях инвестиционной деятельности. [c.340]

Периоды времени Российская Федерация Республика Башкортостан Доля РБ в объеме иностранных инвестиций в РФ [c.32]

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН [c.47]

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 февраля 1998 года была создана рабочая группа по разработке Республиканской программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики, Совместно с Министерством экономики РБ и Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН разработан проект Программы, который предусматривает мероприятия по совершенствованию законодательной базы, государственной поддержке отечественных товаропроизводителей, созданию финансовой базы, развитию рынка ценных бумаг и малого предпринимательства, информационному обеспечению инвестиционного процесса. Программа направлена на создание и укрепление привлекательного инвестиционного климата, стимулирующего вложения финансовых ресурсов в экономику республики. [c.47]

Стратегического инвестора интересует, в первую очередь, насколько выгодным может быть вложение средств и насколько оно рискованно. Применительно к республике Башкортостан в этом отношении предполагаются позитивные изменения. Принимаемые в республике меры по улучшению инвестиционного климата, формированию системы стимулирования отечественных и иностранных инвесторов дают веские основания надеяться на приток свежих инвестиций в экономику Башкортостан на взаимовыгодных условиях, на упрочнение деловых международных связей. [c.50]

В Республике Башкортостан создана служба единого заказчика, которая явилась одной из мер государственного регулирования рынка и позволила сконцентрировать объемы капитального строительства по возведению новых, расширению и реконструкции действующих объектов производственной и непроизводственной сферы и дорожного строительства в республике в лице единого госзаказчика, В новой редакции в 1999 г. принят закон Республики Башкортостан Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан и утверждена Программа повышения инвестиционной привлекательности республики. Создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям, созданы базы данных инвестиционных проектов предприятий и организаций. [c.215]

Путь к привлечению иностранных инвестиций в экономику Башкортостана прокладывают соглашения между правительством РБ и иностранными банками, прежде всего западно-европейскими. Необходимо добиваться привлечения в экономику республики иностранного предпринимательского капитала в форме как портфельных, так и прямых инвестиций. Вступление России в Парижский и Лондонский клубы будет способствовать притоку иностранного предпринимательского капитала в Россию и особенно в такие привлекательные для зарубежных инвесторов регионы, как Башкортостан. [c.334]

Наряду с совершенствованием системы законодательства Российской Федерации, расширившей права субъектов Федерации в области внешнеэкономических связей, в Республике Башкортостан создается собственная правовая база. Так, закон Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан определяет порядок и условия привлечения капитала, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности иностранных инвесторов. Данный закон предусматривает льготное налогообложение коммерческих организаций, работающих с иностранными инвестициями. Среди нормативно-правовых актов в данной сфере хотелось бы также выделить постановление Кабинета Министров РБ от 04.10.95 г. № 371 Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных оглашений, заключаемых от имени Правительства РБ или под.его гарантии с иностранными инвесторами . [c.345]

Предложенное нами решение о создании в Башкортостане региональной ФПГ в нефтехимическом комплексе должно серьезно усилить конкурентные позиции РБ в российской и мировой экономике, поможет решению ряда социально-экономических проблем республики, наконец, явится наглядным доказательством наличия реальной (а не на словах, как до сих пор) единой государственной политики по всему циклу — от разведки, добычи и переработки нефти до реализации нефтепродуктов и товаров нефтехимии. В итоге, несомненно, поднимется экономический и политический рейтинг Башкортостана, что исключительно важно именно сегодня — когда республике, как воздух, необходимо привлекать масштабные, прежде всего -недорогие иностранные, прямые инвестиции в производственную сферу. [c.40]

Большое внимание в республике уделяется реализации мероприятий поддержки малого предпринимательства — совершенствованию механизма финансирования, оказанию помощи фирмам в подготовке инвестиционных проектов, укреплению связей с иностранными партнерами, созданию новых совместных предприятий. В 1999 году на территории Республики Башкортостан зарегистрированы 53 коммерческие организации с иностранными инвестициями, филиалы и представительства иностранных юридических лиц (из них 24 — с долевым участием иностранных инвесторов, 16 — полностью принадлежащие иностранным инвесторам, 4 — филиала, 9 — представительств). В создании предприятий с вкладом иностранного капитала в 1999 году участвовали инвесторы 19 стран. Всего на I января 2000 года зарегистрировано 463 таких организаций [c.48]

Придавая важное значение укреплению и расширению взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями по привлечению иностранных инвестиций — Европейским банком Реконструкции и Развития, ТАСИС — и в целях продвижения перехода к устойчивому развитию промышленности и решения экологических проблем в республике 23 апреля 1999 года между Правительством Республики Башкортостан и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) было подписано Соглашение о сотрудничестве. Стратегия сотрудничества ЮНИДО с Республикой [c.49]

С целью осуществления координации и активизации инвестиционной деятельности в республике, содействия предприятиям, иностранным компаниям в реализации инвестиционных проектов Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 ноября 1999 года № 359 создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям [c.50]

Наиболее приемлемые формы сотрудничества прямые инвестиции, создание совместных предприятий, продажа акций акционерных обществ, подготовка и переподготовка кадров, создание филиалов и представительств зарубежных фирм. Республика Башкортостан готова к привлечению мелких и средних иностранных инвесторов для реализации проектов в сфере услуг, туризма, торговли, создания малых совместных предприятий в пищевой промышленности. [c.347]

В рамках данной программы создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям. Его целью является [c.350]

К первой группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде всего это города Москва и Санкт-Петербург, области — Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России. [c.356]

Основные финансовые потоки, поступающие в Башкортостан из-за рубежа, представляют собой связанные кредиты, т.е. выделяемые зарубежными банками при условии их использования заемщиком для покупки технологического оборудования у определенных фирм страны-кредитора. Мировая практика показывает, что иностранные инвестиции помогают стране, ставшей на путь реформирования и модернизации своей экономики, вырваться из заколдованного круга бедности, технической и организационной отсталости, так как они дают и капиталы, и новую технологию, и ноу-хау (передовой опыт). Особенно это справедливо относительно прямых зарубежных инвестиций, которые не приводят к образованию внешнего долга. Для Башкортостана зарубежные кредиты представляют собой основу инвестиций, направленных на строительство новых производств, на модернизацию и расширение существующих, на развитие производственной и непроизводственной инфраструктур. В республике разработано более 30 инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвесторов. Крупнейшими из них являются организация производства перспективного двигателя для легкового автомобиля на АО УМПО (578,6 млн долл.) строительство комбинированной установки по производству экологически чистых видов топлива на АО Новоил (360,0 млн долл.) строительство подземного рудника по добыче медной руды в Башкирском Зауралье (299,0 млн долл.) строительство международного аэровокзального комплекса в аэропорту г. Уфы (150,0 млн долл.) и др. Проекты, рассчитанные на привлечение иностранных инвестиций, разработаны почти во всех отраслях реального сектора экономики РБ. Всего для полной реализации инвестиционной программы Башкортостана необходимо привлечь 2,3 млрд долл., что представляется нереальным. [c.331]

Читайте также  Эффективность инвестиций в предприятия отрасли

По информации Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг в 2001 г. увеличился объем выпусков ценных бумаг для привлечения инвестиций (табл. 16.6). Это произошло за счет выпуска облигаций акционерными обществами. Большую роль в развитии рынка сыграло размещение облигаций ОАО УралСибБанк и ОАО Фирма Ба-шинформсвязь . Решение проблем инвестирования в башкирскую экономику предполагает вывод башкирских корпоративных ценных бумаг на международные рынки, повышение их ликвидности и привлечение иностранного капитала. Например, при помощи американских депозитарных расписок (АДР), которые успешно используются на развивающихся рынках мира. [c.362]

Иностранные инвестиции в экономике Башкортостана;

Внешнеторговая деятельность Республики Башкортостан

Внешнеторговая деятельность на протяжении последних лет является одной из динамично развивающихся сфер экономики республики. Экспорт оказывает стабилизирующее влияние на экономику региона, а импорт необходим для постепенного насыщения внутреннего рынка и ликвидации товарного дефицита, кроме того, импорт включает необходимые для модернизации отечественного производства инвестиционные товары.

В 2000 году внешнеторговые отношения республики охватывали 93 страны мира, торговый оборот составил – 1,8 млрд долл. США, экспорт – 1,6 млрд долл., импорт – 230 млн долл. Башкортостан среди субъектов РФ в 1999 году занял 11 место по объему экспорта и 26 место по импорту.

Внешнеэкономическую деятельность в республике осуществляют почти 600 предприятий и организаций практически во всех отраслях промышленности. Достижения наших предприятий в развитии внешнеэкономической деятельности имеют высокую оценку на федеральном уровне. По итогам 1997 года, ОАО «Уфанефтехим», 1999 года ГУП «Уфимское приборостроительное производственное предприятие» признаны лучшими экспортерами России.

Произошли изменения в товарной структуре экспорта. По-прежнему сохраняется сырьевая направленность экспорта с преобладанием в ней энергоносителей, что обусловлено развитыми в республике нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслями промышленности, но вместе с тем растет доля продукции машиностроения и транспортных средств. Данные о структуре экспорта РБ (по данным МВСТ РБ) представлены в табл.10.1 и на рис. 10.1.

Башкортостан сегодня один из крупнейших промышленных и экспортоориентированных регионов РФ. Экспорт обеспечивает более 1/3 валового регионального продукта республики, в объеме произведенной продукции – превышает 40 процентов.

В республике накоплен огромный потенциал уникальных технологий в области авиа- и станкостроения, биологии, физики твердого тела, позволяющих производить высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

За годы суверенитета объемы экспортных постановок увеличились почти в 4 раза и составили в 2000 году 2,6 млрд долл. США против 667,2 млн долл. в 1990 году. Доля экспорта во внешнеторговом обороте возросла до 90% в 2000 году, против 30% в 1990 году.

Основу экспорта в республики формирует продукция топливно-энергитического, химического и нефтехимического, машиностроительного комплексов.

Что же касается импорта, то можно сказать, что выявляется тенденция к его сокращению. Здесь основным сдерживающим фактором, негативно влияющим на его динамику, являются нестабильное экономическое положение России в целом и финансовый кризис 1998 года, отрицательно сказывающимся на импорте из-за резкого скачка курса доллара США к рублю, что привело к сокращению платежеспособного спроса на импортную продукцию.

Объем республиканского импорта составил в 2000 году 312 млн долл. США и сократился к уровню 1990 года на 80%, что свидетельствует о насыщении внутреннего рынка республики продукцией собственного производства. Несмотря на общую тенденцию снижения ввоза продукции всех товарных групп, по-прежнему около половины импортной продукции составляют машины, оборудование и транспортные средства.

В сфере рационализации импорта необходимо насыщение рынка республики продуктами, не производящимися на ее территории: качественное оборудование, транспортные средства, созданные на основе передовых технологий. В насыщении рынка потребительскими товарами необходимо направить усилия на создание импортозамещающих производств. Сведения о структуре импорта (по данным МВСТ РБ) представлены в табл.10.1 и на рис.10.1.

Наращивание экспортного потенциала требует также активной информационной деятельности предприятий и выпуска ими наукоемкой конкурентоспособной на мировом рынке продукции, имеющей высокую степень добавленной стоимости. Но эти процессы не могут получить своего развития без создания льготных финансово-кредитных и других условий со стороны государства.

Государственная поддержка предприятий, выпускающих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, финансовая поддержка экспорта предприятий республики, содействие развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств, совершенствование правовой базы международного сотрудничества, совершенствование рекламы экспортных товаров, производимых предприятиями республики, является одной из наиболее эффективных средств укрепления ее внешнеэкономического потенциала.

В современных условиях одним из главных направлений внешнеэкономической деятельности становится крупномасштабное привлечение иностранного капитала. Он рассматривается как один из основных инструментов модернизации производства, снижения издержек, повышения экспортного потенциала башкирских предприятий.

Экономическая и политическая стабильность, а также характеристика республики как имеющей многоотраслевую структуру экономики с высоким показателем комплексности развития, ее выгодное географическое расположение и значительные запасы природных ископаемых предполагают повышенный интерес со стороны иностранных партнеров и позволяют ей сохранять высокий рейтинг среди регионов России. В общероссийском рейтинге инвестиционного потенциала республика занимает 11, а в рейтинге инвестиционного риска – 8 место.

За годы суверенитета в республике разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту иностранного капитала и инвестиций. Законом РБ «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» предусмотрены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в случае, если доля иностранных инвестиций в уставном капитале совместных предприятий составляет не менее 30%. Кроме того, правительство Республики Башкортостан осуществляет дополнительную поддержку наиболее важных проектов с иностранными инвестициями путем предоставления государственной гарантии.

В городах Агидель и Кумертау созданы зоны экономического благоприятствования. В них также предусмотрены налоговые льготы для инвесторов. Сведения о доле иностранных инвестиций в РБ за вторую половину 90-х годов представлены на рис. 10.2.

В качестве приоритетных направлений вложений рассматриваются инвестиции, направляемые на освоение природных богатств, развитие сельского хозяйства, создание новых высокотехнологичных производств, строительство и ввод в эксплуатацию незавершенных объектов, экологические мероприятия и развитие инфраструктуры. В малом и среднем бизнесе – это, прежде всего, сфера услуг, туризм, торговля, переработка сельхозпродукции.

В целом, по состоянию на 1 января 2001 года, объем накопленных иностранных инвестиций в республику составил 323,7 млн долларов США, в том числе прямые инвестиции – 47,4 млн, кредиты – 253,6 млн, портфельные – 11,4 млн, прочие – 11,3 млн долларов США.

Наибольший объем иностранных инвестиций направляется в развитие и реконструкцию предприятий химической и нефтехимической промышленности, металлургии и машиностроения, легкой промышленности и сельского хозяйства. Наиболее активно в республику инвестируют Германия, Великобритания, Италия, Испания, Бельгия, развивается сотрудничество с Китаем и Турцией. Данные о структуре иностранных инвестиций в РБ по странам происхождения капитала за 1998-2000 гг. представлены на рис. 10.3 – 10.5.

Распределение иностранных инвестиций по отраслям: на 2000 год химическая и нефтехимическая промышленность – 34%; сельское хозяйство – 16%; металлургия, машиностроение – 7%; легкая промышленность – 7%; связь- 6%; пищевая промышленность – 5%; торговля – 5%; финансы – 55; управление – 2%; другие – 13%. Данные о структуре иностранных инвестиций в РБ по отраслям экономики за 1998-2000 гг. представлены на рис. 10.6 – 10.8.

Начиная с 1995 года в республике нарастал объем инвестиций, полученных из-за рубежа. Иностранные фирмы, отмечая высокой инвестиционный рейтинг, экономическую и политическую стабильность, проявляют значительный интерес к инвестиционным проектам предприятий республики. В результате на территории РБ успешно осуществляются на данный момент свыше 150 инвестиционных проектов, охватывающих ведущие отрасли экономики, включая предприятия среднего и малого бизнеса.

Читайте также  Этапы политики управления финансовыми инвестициями

Перспективным направлением внешнеэкономической деятельности является создание на территории республики совместных предприятий и предприятий со стопроцентной иностранной собственностью. С принятием законов о либерализации внешнеэкономической деятельности, о развитии совместного предпринимательства в республике заметно возросло число таких предприятий. Сегодня в Башкортостане зарегистрировано около 500 совместных и иностранных предприятий (СП), более 75 филиалов и представителей инофирм. Партнерами в созданных СП выступают представители более 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них Германия, Великобритания, США, Австрия, Канада, Испания, Турция, Китай, Болгария, Польша, Венгрия, Украина, Узбекистан, Казахстан и др.

Рост объема инвестиций объясняется повышением активности и совершенствованием делового сотрудничества предприятий РБ с иностранными партнерами. Инвестирование и реализация наиболее эффективных, быстро окупаемых проектов способствует постепенному решению таких проблем, как: освоение невостребованного научно-технического потенциала, продвижение отечественных товаров и производственных технологий на внешнем рынке; содействие в расширении экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства и т. д.

Совместные иностранные предприятия производят нефтепродукты, строительные материалы, геофизические приборы, пластмассовые изделия, бытовую технику, меховые и швейные изделия, спортивную обувь, продукты питания и др.

На 1 января 2001 года на территории республики зарегистрировано 492 организации с иностранными инвестициями, в том числе: с долевым участием иностранных инвесторов – 299, полностью принадлежащих иностранным инвесторам – 120, филиалов –36, представительств – 37.

Важным фактором привлечения иностранных финансовых ресурсов в республику является наличие рамочных кредитных соглашений между западными и башкирскими банками.

В 1992 году между Правительствами Республики Башкортостан и Свободного Государства Саксония (ФРГ) были подписаны совместное заявление и Финансовый протокол, которые положили начало действующей револьверной кредитной линии на сумму 100 млн немецких марок под гарантии обоих правительств. Протоколом от 4.02.99 действие кредитной линии продлено до 2004 года.

При поддержке Саксонского Правительства и Саксонских банков были реализованы:

— проект ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» по производству этилбензола/стирола – приобретена необходимая документация и технологическое оборудование;

— поставка технологического оборудования цифровой и радиорелейной связи для ОАО «Башинформсвязь».

С целью укрепления технической оснащенности сельского хозяйства и обеспечения сбора и сохранения урожая правительством республики было принято решение о пополнении парка зерноуборочных комбайнов. В 1999 году в рамках Саксонской кредитной линии приобретены 100 зерноуборочных комбайнов фирмы «Case Harvesting Systems GmbH». За весь срок действия Саксонской кредитной линии предприятиями республики освоено 80,4 млн немецких марок.

При поддержке группы итальянских банков, выделивших кредит на сумму 70 млн долларов США, фирмой «Technimont» на ОАО «Уфаоргсинтез» в 1997 году введена в эксплуатацию установка по производству полипропилена мощностью 100 тыс. тонн в год.

За период с 1998 по 2000 годы республикой было закуплено 135 комбайнов бельгийской фирмы «Нью Холланд» на сумму 46 млн немецких марок. Данный проект был реализован в соответствии с кредитными соглашениями между ОАО РИКБ «Башкредитбанк» и банком «KBC Bank N.V.» (Королевство Бельгия) на общую сумму 28 млн немецких марок.

В середине 2000 года германский консорциум АКА, в состав которого входят Дойче Банк, Дрезднер Банк, Байриш ЛБ, возобновил кредитную линию ОАО РИКБ «Башкредитбанк» для финансирования импорта немецких товаров и услуг в Россию. Кредитная линия является безлимитной, срок действия установлен до 31 декабря 2002 года.

Для реализации приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан Кабинетом Министров Республики Башкортостан подписано кредитное соглашение с Гонг-Конг-Шанхайской банковской группой (Московский народный банк, Лондон и Мидленд Банк, Лондон) на сумму 45 млн долларов США.

Наиболее выгодной формой организации новых производств является создание на территории республики совместных предприятий и предприятий со стопроцентной иностранной собственностью.

Примером успешной работы совместных предприятий в республике является ОАЛ «Амстар», на котором введен в эксплуатацию завод по производству пива производительностью 3 млн декалитров в год, построенный за счет инвестиций голландской фирмы «Amsterdam Brevery Investment B.V.».

В целях повышения эффективности использования минерально-сырьевой базы облицовочных и поделочных камней в г. Уфе осуществляет свою работу совместное башкирско-германское предприятие «Башкирский гранит». Предприятие оснащено современным технологическим оборудованием фирмы «Айзенверк Хензель» (Германия). Оборудование позволяет выпускать большой ассортимент изделий из природного камня с высоким уровнем автоматизации производства.

С использованием кредитных ресурсов Европейского Банка Реконструкции и Развития в сумме 22 млн долларов США испанской фирмой «Kelme Internacional» поставлено оборудование для завершения строительства фабрики спортивной обуви и комплектующих изделий на АО «Башкелме». На предприятии ежегодно производится около 1,2 млн пар обуви, 200 тысяч единиц текстильных изделий.

Испанская фирма АО «Переа Маритима»(«Пемар,С.А.»), выполнив требования коммерческого конкурса – безвозмездного финансирования ОАО «Салаватгидромаш» в объеме 800 тыс. долларов США, выкупила пакет голосующих акций предприятия в объеме 16% уставного капитала.

В настоящее время прорабатываются вопросы привлечения инвестиций по следующим направлениям:

— модернизация установки производства этилбензола/стирола;

— производства керамической плитки;

— производство древесноволокнистых плит средней плотности (MDF);

— производства табачных изделий;

— производства безасбестовых прокладочных материалов;

— производства сухих строительных смесей.

Важным для республики остается приобретение технологий для реконструкции и модернизации значительной части производственных мощностей.

Правительство Башкортостана придает большое значение развитию отношений со всеми зарубежными странами: организуются правительственные визиты делегаций, проводятся бизнес-встречи и переговоры с руководством многочисленных фирм и компаний.

В целом анализ деятельности совместных предприятий в РБ свидетельствует о том, что: они занимают важное место в привлечении инвестиций в экономику; создают новые рабочие места, выпускают широкий ряд товаров; способствуют выпуску конкурентоспособной продукции.

Как свидетельствуют специалисты, выгода от привлечения прямых инвестиций заключается в том, что аккумулированный совместными и иностранными предприятиями капитал непосредственно стимулируют производство, способствует созданию дополнительных рабочих мест, использованию передовых технологий и оборудования, привлечению квалифицированной рабочей силы и зарубежных специалистов. Проникая в экономику РБ, иностранный капитал существенно дополняет недостающие национальные ресурсы инвестирования, способствует большей интеграции республики в мировое хозяйство.

Другой эффективной формой инвестиционной деятельности является привлечение иностранных долгосрочных кредитов. Их привлечение в различные отрасли катализирует экспорт товаров и услуг, расширяет возможности инвестирования, и тем самым обеспечивает эффективное развитие и функционирование всего хозяйственного комплекса.

Башкортостан является одним из немногих регионов РФ, осуществляющих сотрудничество с ЮНИДО. В1999 году между Правительством РБ и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию было подписано Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее создание условий для устойчивого промышленного развития Республики Башкортостан. Была определена стратегическая программа мероприятий до 2004 года по следующим направлениям сотрудничества между ЮНИДО и Республикой Башкортостан:

— продвижение незавершенных промышленных объектов;

— политика защиты окружающей среды;

— организация финансирования инфраструктурных проектов с привлечением государственных и частных инвестиций.

Более 150 инвестиционных проектов республики включены в информационные базы данных ЮНИДО.

В рамках данной программы было создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям, целью которого является оказание помощи предприятиям республики в поиске иностранных инвесторов. Соглашение о сотрудничестве с ЮНИДО предусматривает реализацию Интегрированной программы развития промышленности республики, в том числе предполагает проведение экспертной оценки состояния незавершенных промышленных производств на АО «Полиэф», Ишимбайском химическом заводе катализаторов, АО «Уфахимпром». Осуществляется поддержка и консультационные услуги по строительству международного аэровокзального комплекса в аэропорту «Уфа» и Юмагузинского водохранилища.

Следующим направлением интеграции РБ в мировое хозяйство, которое также целесообразно развивать, является зарубежная инвестиционная деятельность самой республики. Необходимо разобрать программу осуществления инвестиций РБ за рубеж, которая бы предусматривала:

— создание или приобретение предприятий в странах традиционного производства товаров, импортируемых в республику;

— создание серверных организаций за рубежом по обслуживанию, ремонту и эксплуатации поставляемой республикой оборудования и техники;

Читайте также  Министерство торговли и инвестиций инн

— инвестирование капитала РБ в транснациональные компании, функционирующие в странах Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Высокий инвестиционный потенциал республики, рост экономических показателей, наличие законодательной базы в области иностранной инвестиционной деятельности позволяют говорить перспективах развития внешнеэкономического сотрудничества и укрепления позиций и роста конкурентоспособности республики на мировом рынке.

Список литературы

1. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда

переходного периода //Человек и труд. – 2000. – №1. – С.84-86.

2. Газета «Россия»: Москва, 2001 г., №224 (20-27 дек.).

3. Газета «Советская Башкирия» — Известия Башкортостана»: Уфа, 1999,

4. Газета «Вечерняя Уфа»: Уфа , 2001, № 226 (22 ноября).

5. Газета «Вечерняя Уфа»: Уфа, 2001, № 230 (28 ноября).

6. Газета «Деловая Уфа»: Уфа, 2002, №1 (25 января).

7. Гайдар Е.Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997. – М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.

8. Заславский И.К. Характеристика труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики .– 1997.– №2.– С.76-91.

9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978.

10. Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом. – Уфа, 1987.

11. Кульбовская Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и льгот // Человек и труд. – 1998. – №7. – С.13-15.

12. Либман Г., Преснякова Л. «Шведская модель» социальной политики // РЭЖ. – 1993. – №8. – С.88-95.

13. Липпольд Д., Торрес Р. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. – 1994. – №9. – С.37-42.

14. Любин Ю., Рюик В. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы //Человек и труд. – 1998. — №12. – С.29-32.

15. Советская Башкирия. Исторические очерки. – Уфа, 1957.

16. Рюик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. – 1998. – №9. – С.19-23.

17. Улин В.И., Янгуразов А.В. Развитие промышленности Башкирии. – Уфа, 1958.

18. Хисматов М.Ф. Башкирия. Экономико-географическая характеристика. – Уфа, 1988.

19. Четвертина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. – 1997. – №2. – С.102-113.

20. Шафиков Г.Ф. Сегодня – наука, завтра — технология, послезавтра – модернизация промышленности //Экономика и управление. – 1995. – №2.

21. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов / Под общ. ред. Х.А.Барлыбаева. – Уфа: БГУ, 1998. – 552 с.

22. Экономика и жизнь. — 2000. – №3. – С.2.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и объект региональной экономики………………………4

1.1. Понятие региона и типы региональных образований……………………..4

1.2. Что изучает региональная экономика и ее место в регионалистике и системе экономических знаний…………………………………………………..6

Тема 2. История экономического развития Башкортостана………………9

2.1. Экономическая история Башкортостана в досоветский период………….9

2.1.1. Экономическое развитие территории современного Башкортостана до присоединения к Российскому государству…………………………………….9

2.1.2. Формирование хозяйства края до падения крепостного права………. 11

2.1.3. Развитие капитализма в экономике региона до Великой Октябрьской социалистической революции (конец ХIХ начало ХХ вв.)…………………. 14

2.2. Становление современного народнохозяйственного комплекса Башкортостана (1920-1990 гг.)………………………………………………….17

2.2.1. Восстановление и реконструкция хозяйства Башкирии после революции и гражданской войны………………………………………………17

2.2.2. Превращение Башкирии в крупный промышленный регион в годы довоенных пятилеток……………………………………………………………18

2.2.3. Экономическое развитие республики в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………………………..19

2.2.4. Экономика Башкортостана в послевоенный период (1945-1980 гг.)….20

2.2.5. Народное хозяйство республики на пороге экономических реформ (1980-1990 гг.)……………………………………………………………………22

Тема 3. Экономический потенциал Республики Башкортостан…………24

3.1. Природно-географическая характеристика и экономическое районирование…………………………………………………………………. 24

3.2. Топливно-энергетические ресурсы республики………………………….29

3.3. Прочие полезные ископаемые и природные ресурсы……………………31

3.4. Земельные ресурсы сельского хозяйства…………………………………33

3.5. Состояние основных фондов и строительный комплекс РБ……………34

3.6. Транспортная система Башкортостана……………………………………37

3.7. Общая оценка народнохозяйственного потенциала……………………..40

Тема 4. Становление отношений собственности и развитие форм предпринимательства …………………………………………………………41

4.1. Особенности формирования отношений собственности…………………41

4.2. Собственность на землю, природные ресурсы……………………………43

4.3. Методы государственного регулирования собственности……………….45

4.4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..47

4.5. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Башкортостана…………………………………………………………………..48

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Концепция «Инвестопроводящей системы Республики Башкортостан», разработанная Министерством промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ объединяет в себе два подхода инвестиционной модели: антикризисного инвестиционного менеджмента и пакетно-кластерного проектирования. Концепция ИПС является опорным документом инвестиционной политики РБ на 2008–2025 годы.

Первый этап (2008–2012 годы) обозначен как создание институциональной среды инновационной экономики – запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах.

Второй этап (2011–2015 годы) – окончательное формирование инфраструктуры, обеспечение сопровождения до 50 % инвестиционных проектов РБ через ИПС РБ.

Третий этап (2015–2025 годы) – определение новых перспектив развития ИПС РБ, обеспечение сопровождения до 90 % инвестиционных проектов РБ через ИПС РБ, выход на российский рынок (обслуживание проектов других территорий).

Среди задач, которые ставит для себя республика в плане реализации ИПС, – развитие венчурной модели инвестирования, работающей исключительно с инновационными предприятиями и проектами. Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70–80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20–30 % окупает все убытки. В рамках государственной поддержки малых предприятий, действующих в научно-технической сфере, постановлением Правительства РБ от 1 декабря 2006 года № 338 создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере РБ».

Иностранные инвестиции в экономику осуществляются в формах кредита (государственного и частного) и поставок технологического оборудования. Основными государствами-кредиторами являются: Венгрия, Австрия, Германия, Болгария, США, Турция, Сингапур, Польша, Китай, Япония, Индия.

Инвестиционные проекты, привлекательные для иностранных инвесторов: техническое перевооружение нефтеперерабатывающих предприятий, повышение нефтеотдачи пластов, экологические мероприятия, производство строительных материалов, развитие агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, цветной металлургии и машиностроения.

Наиболее приемлемые формы сотрудничества: прямые инвестиции, создание совместных предприятий, продажа акций акционерных обществ, подготовка и переподготовка кадров, создание филиалов и представительств зарубежных фирм. Регион готов к привлечению мелких и средних иностранных инвесторов для реализации проектов в следующих сферах: услуги, туризм, торговля, создание малых совместных предприятий в пищевой промышленности.

Одним из основных направлений инвестиционной политики Республики Башкортостан является создание благоприятного климата для притока в республику иностранных инвестиций и инноваций.

По итогам 2011 года в экономику Республики Башкортостан привлечено иностранных инвестиций из 18 стран мира на сумму 313,6 млн. долларов США, что составляет 61,9% от уровня 2010 года и в 10,6 раз превышает уровень 2001 года.

Наибольший удельный вес в структуре привлеченных иностранных инвестиций в 2011 году занимали прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые и прочие кредиты) – 65,7%. Прямые инвестиции составили 29,6%, портфельные – 4,7%.

Дополнительно получено иностранных инвестиций от резидентов Российской Федерации на сумму 144,9 млн. долларов США.

Динамика объема иностранных инвестиций, поступивших в республику, представлена в таблице 1.

Основной объем полученных в 2011 году иностранных инвестиций по-прежнему направлен в сектор обрабатывающих производств, в том числе на развитие производства кокса и нефтепродуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов.

Следует отметить, что большая часть прямых иностранных инвестиций, а именно 45,6%, также приходится на обрабатывающие производства и свидетельствует о том, что приток капитала из-за рубежа направлен на инновационное обновление экономики региона и повышение ее конкурентоспособности.

Таблица 1. Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Башкортостан за 2005-2011 годы

Источники: http://economy-ru.info/info/125233/, http://studopedia.su/14_91499_inostrannie-investitsii-v-ekonomike-bashkortostana.html, http://scienceforum.ru/2013/98/4479

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто