- Привлечения инвестиций в национальную экономику
- Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
- Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
- Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — С.В. Леденев, А.Э. Ханян,
- Текст научной работы на тему «Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику»
- Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику (стр. 1 из 6)
Привлечения инвестиций в национальную экономику
Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Инвестиционной деятельностью — эта деятельность, при которой происходит вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. Так же инвестиционная деятельность является взаимовыгодным процессом, как для получателя инвестиций, так и для инвестора.
Роль иностранных инвестиций можно выразить через функции, выполняемые ими [рис 1]
Рисунок 1 — Функции иностранных инвестиций [1,57].
Рассмотрим эти функции чуть более подробно:
— Регулирующая — распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
— Распределительная — непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. Эта функция инвестирования, в сущности, осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности.
— Стимулирующая — обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики. Здесь инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники.
— Индикативная — позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
Объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.
Мировая экономическая наука еще в 60-е годы убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому увеличению национального дохода, сталкивается с неразрешимыми трудностями, если она пытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств[2].
Иностранные инвестиции способствуют:
— ускорению экономического и технического прогресса;
— внедрению новых форм управления;
— обновлению и модернизации производственного аппарата;
— развитию малого и среднего бизнеса;
— подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
— расширению экспортного потенциала страны;
— замене импортозамещающего производства;
— созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
— повышению конкурентоспособности отечественного производства;
— решению проблем реформирования экономики. [3].
Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения — инвестиции — накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения — это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны. [4].
Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — С.В. Леденев, А.Э. Ханян,
Текст научной работы на тему «Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику»
. ц ||дд| дц НЮРИШ! жиустщи
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
С.В. ЛЕДЕНЕВ, кандидат экономических наук, доцент Й.Э. ХАНИ
Российская таможенная академия
В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов национальной экономики России объективно выдвигается требование более проработанного подхода к процессу их формирования и оптимальному использованию. В настоящее время в российской экономике сохраняются проблемы, связанные с привлечением инвестиций, расширением внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности, и вопросы управления процессом инвестирования. Общеизвестно, что на объемы инвестиционных вливаний в экономику страны оказывают непосредственное влияние множество факторов и обстоятельств текущего момента экономического развития. Среди всего этого многообразия можно, например, привести такие, как приоритеты развития национальной экономики, инвестиционный климат, положение дел в налоговой, кредитно-денежной, финансовой, таможенной и внешнеэкономической сферах, политическая ситуация в стране, ситуация на мировом рынке и т.д. Вместе с тем громадные территории страны (нередко со слаборазвитой производственной и социальной инфраструктурой), многообразие отраслей и сфер деятельности, требующих модернизации, обновления своих основных фондов,
объективно ставят вопрос в части обоснованной организации процесса привлечения инвестиций в экономику РФ.
Принимая во внимание данные обстоятельства (не забывая при этом о стоящих перед национальной экономикой РФ задачах и ее современном состоянии) мы солидарны с мнением о необходимости постоянных и полновесных капитальных вливаний. И, как нам представляется, этот вопрос не всегда решается за счет внутренних источников инвестиций. Во многом этому способствуют и привлекаемые иностранные инвестиции, что подтверждается практикой хозяйствования и стран с высокоразвитой рыночной экономикой. В условиях кризисного состояния инвестиционной деятельности в России, когда постоянно снижаются объемы бюджетного инвестирования и все более ослабевает мотивация населения и предприятий к инвестированию средств и финансовых ресурсов, иностранные инвестиции являются одним из существенных факторов стабилизации и подъема отечественной экономики.
Динамику привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику России за 1995 -2002 гг. можно пронаблюдать по данным таблицы.
1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002″ г.
Вид инвестиций млн дол. в%к млн дол. в % к млн дол. в % к млн дол. в % к
США итогу США итогу США итогу США итогу
Прямые 2 020 67,7 4 429 40,4 3 980 27,9 4 002 20,2
Портфельные 39 1,3 145 1,3 451 зд 472 2,4
Прочие 924 31,0 6 384 58,3 9 827 68,9 15 306 77,4
Всего инвестиций 2 983 100 10 958 100 14 258 100 19 780 100
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам
‘Российский статистический ежегодник. 2002 : Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2002. — С. 585. «Россия 2003 : Стат. справочник / Госкомстат России. — М., 2003. — С. 38.
ЕЖЕМЕСЯЧНА МШРМАЦИШАШШЧЕСКИ ЖУР1АА ДДЙДКЕСТ-МНДНШ
Острый дефицит капиталовложений в российское производство требует разработки мер по активизации инвестиционного процесса. Однако при этом необходимо учитывать следующие положения: в какие секторы экономики следует привлекать иностранный капитал, какой может быть его минимальная и максимальная величина в структуре инвестиционных ресурсов, каким должен быть механизм регулирования иностранной инвестиционной деятельности и какие структуры будут приводить этот механизм в действие.
Безусловно, современное состояние национальной экономики России нуждается в направленном действии государства, конкретных мерах в текущем периоде для регулирования процессов воспроизводства и распределения благ и доходов в обществе. Это, в свою очередь, предполагает проведение эффективной государственной экономической политики, неотъемлемой частью которой является адекватная ситуации инвестиционная политика. Общеизвестно, что инвестиционная политика является основой создания прочной и экономически обоснованной стабильности государства и общества в целом, укрепления национальной безопасности страны, обеспечения устойчивого экономического роста. Соответственно, реализация указанных мероприятий, являющихся одними из важнейших задач совершенствования и развития национальной хозяйственной системы России, в наибольшей степени может быть осуществима только при непосредственном государственном вмешательстве (регулировании) в данные процессы. Подтверждением этого служит принятая Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций (одобрена постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1016), в которой обозначены проблемы государственной поддержки инвестиционной деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата, орга-низационно-правовые условия инвестирования, снижение издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретного проекта, и т.д. Вместе с тем в Комплексной программе определены эффективные направления государственной политики в инвестиционной сфере, способствующие стимулированию вливания отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ.
Принимая во внимание данные обстоятельства, можно заключить, что Комплексная программа — один из перспективных вариантов государственной политики в сфере инвестиционной деятельности. При этом необходимо сознавать, что национальная экономика страны довольно-таки динамичная структура и содержание программы должно регулярно корректироваться подготовкой конкретных нормативных документов, выполнением прилагаемого к программе плана усовершенствованных мероприятий. В то же время необходим
поиск принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата, соответствующих кардинально изменившейся общеэкономической ситуации и задачам по стимулированию капиталовложений. И, как нам представляется, не последняя роль в этом деле должна принадлежать прогнозированию и индикативному регулированию инвестиционной деятельности.
Определение направлений долгосрочного инвестирования предполагает комплексный подход к использованию различных аналитических приемов и моделей, обосновывающих конкретные пути и приоритеты экономического развития. Несомненно, построение моделей должно обеспечивать углубленный анализ и оценку перспектив инвестиционной деятельности в процессе экономического развития. При этом необходимо определить обобщающие показатели, на основе которых будет осуществляться выбор инвестиционной стратегии. Таковыми могут быть: производственно-экономический потенциал; научно-технический потенциал; интеграционный потенциал; качественные характеристики выпускаемой продукции;
финансово-банковский потенциал и т.п. Каждый из показателей является комплексным и предопределяет характер стратегии инвестиционной деятельности в перспективе, набор конкретных долгосрочных решений в данной сфере.
В отношении индикативного регулирования инвестиционной деятельности необходимо отметить, что оно должно быть направлено на согласование приоритетов государственной политики в этой сфере с программами развития и совершенствования крупного национального капитала, содействие ему в осуществлении важных проектов перевооружения объектов воспроизводственного процесса и выхода на мировые рынки.
Механизмы индикативного регулирования должны быть ориентированы на усиление государственного воздействия на инвестиционные процессы и поддержку стратегических структурных приоритетов, а также на решение ряда перспективных народнохозяйственных задач. Реальным механизмом индикативного регулирования может стать практика согласований инвестиционных программ крупного отечественного капитала и государства. Она может реализоваться в рамках формирования средне- и долгосрочных прогнозов и стратегии экономического развития страны.
Реализация основных принципов индикативного регулирования инвестиционной деятельности должна базироваться на следующих положениях: заключение взаимообязанных инвестиционных соглашений между государством и ведущими
ЕЖЕМЕПЧЫа 1ШРМАЦПША1ШТНЕСН1 «УРШ ДДЙДЖЕСТ1ИНАНСЫ
вкладчиками капитала при реализации значимых народнохозяйственных проектов и задач структурно-технологической перестройки национальной экономики; применение согласованной ценовой политики на инвестиционном рынке; передача государством своих функций в сфере инвестиционной деятельности отечественному капиталу;
создание благоприятных условий для деятельности инвесторов;
осуществление условий взаимной заинтересованности сторон в реализации намеченных индикативных проектов.
Осознавая важность и значимость принятой Комплексной программы, можно выделить конкретные направления государственной политики в инвестиционной сфере, опираясь на которые она может активизироваться:
улучшение макроэкономического состояния страны в результате подавления инфляции и как Следствие — снижение процентной ставки долгосрочного инвестиционного кредита; создание такого механизма применения налогов и пошлин, которые бы не ущемляли интересов зарубежных и отечественных инвесторов;
осуществление целенаправленной инновационной политики;
создание условий для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты стран СНГ, в продукции которых заинтересована Россия; расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику; стимулирование возврата российского капитала, находящегося на счетах в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшего «бегства» капиталов из России;
соблюдение оптимального уровня налогов, таможенных пошлин, тарифов и льгот, которые не отпугивали бы внешних и внутренних инвесторов;
образование фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации налоговой системы, соответствующей требованиям мирового уровня;
поддержание стабильности законодательства о валютном, финансовом, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций; обеспечение более гибкого подхода к применению прогрессивной ставки прямых налогов для предприятий производственной сферы с иностранными инвестициями; обеспечение полной правовой защиты инвестиций;
введение дополнительных статей в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих наряду со штрафными санкциями уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушения в сфере инвестиционной деятельности. В отношении набора стимулирующих льгот при инвестировании финансовых ресурсов в национальную экономику страны целесообразно, и это подтверждается международной практикой, применять следующие:
налоговые (снижение или полное освобождение от налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизы);
таможенные (освобождение от импортных пошлин или их значительное снижение по сравнению с установленными, отсутствие налогов на экспорт и реэкспорт); бюджетные (предоставление различных субсидий из государственного и местного бюджетов);
банковские (предоставление кредитов на льготных условиях);
валютные (полная либерализация валютных операций для хозяйствующих субъектов в части движения капитала); правовые (упрощенный режим регистрации и учреждения).
При этом следует подчеркнуть, что основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что они содействуют повышению притока инвестиций, и в первую очередь в критически важные сферы и отрасли экономики. Вместе с тем особо хотелось бы отметить, что в условиях сложившейся социально-экономической ситуации необходимо проведение активной политики дифференциации налогообложения иностранных инвестиций и предоставления льгот иностранным инвесторам, которые направляют свои капиталы в модернизацию производства, используя новейшие открытия и технологии.
Немаловажную роль для привлечения иностранных инвестиций играет инвестиционный климат страны. Его определяет широкий комплекс факторов, включая социально-политическую стабильность, экономическое положение, идеологию, культуру и другие аспекты, которые оценивает инвестор, принимая решение о капиталовложениях, и позволяют ему сделать вывод об уровне инвестиционного риска. Однако одним из решающих условий создания благоприятного инвестиционного климата следует считать меры по защите прав собственности. В этой связи необходимо срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с ужесточением уголовной и административной ответственности за действие или бездействие, приводящее к нарушению интересов инвесторов (в первую очередь прямых иностранных инвесторов).
ЕКМЕСНПЙ 1ПаПУиЦ11111иМ1Т1«С111 КУПМ ДАЙДЖЕСТ-ЯННДНШ
За последние годы интенсивность притока иностранных инвестиций в нашу экономику снижается (см. таблицу). В первую очередь это относится к прямым инвестициям (в том числе из про-мышленно развитых стран). Иностранные прямые инвестиции (в долларах США) резко уменьшились в 1998 г. и два года держались примерно на одном уровне, а к 2001 г. заметно сократились. Портфельные инвестиции в долларах, включающие затраты на акции, и долговые ценные бумаги не только значительно сократились в 1998 г., но и вообще стали уходить из страны. Ясно, что мелкий и средний капитал, в том числе спекулятивный, непроизводительный, хлынул из России, тем более что обменный курс доллара в рублях возрос в 5 раз, что сделало невыгодным вывоз денег за рубеж.
Одной из причин слабого привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику является несовершенство системы таможенного регулирования товаров, поступающих на территорию России в режиме временного ввоза. В этой связи необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и х выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов. При этом следует уменьшить количество видов ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и готовую продукцию, поставляемых инвесторами, а также упростить процедуру таможенного оформления. Однако распространение на них национального режима инвестирования может быть обусловлено:
импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов;
организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.
Сбалансированность внешнеэкономической «открытости» и разумного протекционизма — один из «срезов» проблемы рационального сочетания либерализации государственного регулирования в интересах обеспечения экономической безопасности России, стабилизации ее экономики и возобновления экономического роста. Из опыта стран с рыночной экономикой известно, что в условиях депрессии и при наличии конкурирующего импорта в экономической политике обычно делается крен в сторону протекционизма. Применение разумного протекционизма способно не только скорректировать нежелательные перекосы в структуре импорта, но и стать катализатором притока прямых иностранных инвестиций в импортозамеще-ние. Опыт зарубежных государств показывает, что с введением тарифных и нетарифных ограничений в отношении отдельных групп импортируе-
мых товаров иностранным поставщикам становится выгоднее отказаться от экспорта попавших под действие таких ограничений товаров и вместо этого налаживать их производство в стране-импортере с использованием высоких технологий. Это один из реальных путей поддержки национального производителя на внутреннем рынке, если он будет готов к сотрудничеству с иностранными инвесторами. Более того, в кризисных ситуациях, когда существенно возрастает роль государства, для регулирования притока иностранных инвестиций используются в первую очередь нетарифные, административные методы, которые зачастую даюг наиболее быстрый и более полный эффект.
Имея возможность использования в регулировании иностранных инвестиций практически весь спектр общепринятых средств и методов, государственные органы РФ освоили и сравнительно эффективно применяют только некоторые из них (импортный тариф, налоги на импорт, лицензирование и квотирование ввоза и вывоза специфических товаров, контроль за поступлением экспортной выручки и пр.).
Сбалансированное сочетание либерализма и протекционизма следовало бы обеспечить в регулировании и других форм сотрудничества с иностранным капиталом — выполнении проектов на базе соглашений о разделе продукции, договоров о концессиях, функционировании иностранных компаний в свободных экономических зонах.
Большое значение в современных условиях имеет освоение месторождений полезных ископаемых и иных природных богатств. Для достижения этих целей следовало бы активнее использовать сравнительно новые формы привлечения иностранных инвестиций — соглашения о разделе продукции.
Соглашения о разделе продукции широко применяются в международной практике. Чаще всего на этих условиях иностранным компаниям передается разработка природных ресурсов. Известно, что заключение этих соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но неразработанные запасы из-за нехватки финансовых и технических средств. Инвестор получает исключительное право на разведку и добычу нефти или другого ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Ему же принадлежит оборудование, аппаратура и установки, используемые при добыче полезных ископаемых.
Иной формой стимулирования и привлечения иностранных инвестиций являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Как и во многих других странах мира, они могут стать важным инструментом экономического и социального развития Рос-
сии. В мировой практике СЭЗ формируются с целью привлечения иностранного капитала. В СЭЗ устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием. К числу льгот относится упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготный налоговый режим, особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами, предоставление права на долгосрочную аренду, упрощенный порядок пересечения границы, въезда и выезда иностранных граждан.
В условиях трансформационной экономики, разрушения прежних и становления новых экономических структур важное значение имеет видовой состав привлеченного зарубежного капитала. Сегодня в иностранных инвестициях преобладает спекулятивный капитал, инвестиции в торговую и ма’Ьериально-сырьевую сферу деятельности.
Не отрицая роли иностранного капитала в этих сферах национальной экономики, все же необходимо принять комплекс мер, направленных на более активное использование зарубежных инвестиций в машиностроение, военно-промышленный комплекс, где имеются новейшие технологии на модернизацию и техническое переоснащение отечественных предприятий.
В целом существует необходимость упорядочения законодательства, регулирующего зарубежные капиталовложения в РФ, в том числе обеспечение гарантий его надлежащего исполнения на федеральном и региональном уровнях, что, несомненно, пойдет на пользу либерализации российского инвестиционного режима для прямых иностранных инвестиций. Совершенствование и корректировка действующего механизма регулирования привлечения иностранных инвестиций могли бы способствовать усилению взаимодействия экономики России с международным рынком и смягчению исходящих извне угроз экономической безопасности страны.
Е1ЕМЕПЧПЙ1ШРШЦ11ШШШ1ЧЕСКН «УРШ ДАЙДЖЕСТ-МНДНШ
Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику (стр. 1 из 6)
1. Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики
1.1 Инвестиционный рост национальной экономики
2. Методы и формы регулирования иностранных инвестиций
3. Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций
3.1 Инвестиционный климат. Привлечение прямых иностранных инвестиций
Список используемых источников
Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.
По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.
По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций: государственные и частные инвестиции.
Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.
Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.
По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.
Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.
Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.
По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица или физического лица, или государства (административно- территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли достижения иного значимого результата.
Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
-иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
-иностранные юридические лица;
-физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран
дать определение понятию инвестиции;
выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.
Объект – привлечение иностранных инвестиций.
Предмет – механизм государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции — это вложения иностранными юридическими и физическими лицами финансовых и материальных средств в различные объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В соответствии с действующим законодательством объектами иностранных инвестиций могут быть предприятия и организации, которые занимаются деятельностью, не запрещенной в республике; строения и имущество белорусских юридических и физических лиц; банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; научно-техническая продукция; природные ресурсы и др.
Субъектами иностранных инвестиций могут быть иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь регулируются путем регистрации субъектов, лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций, таможенным режимом.
Иностранные инвестиции необходимы в тех отраслях экономики, где нужны значительные средства для вывода их из кризиса, уменьшения социальных противоречий в обществе. Такими отраслями для нашей страны являются производство продовольствия, товаров повседневного спроса, медикаментов и др. В большинстве развивающихся стран, странах СНГ в реконструкции и модернизации нуждаются практически все предприятия агропромышленного комплекса, топливно-энергетические отрасли, лесное хозяйство.
Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право на осуществление инвестиционной деятельности за пределами Республики Беларусь в следующих формах:
создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;
приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости, доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств, ценных бумаг, в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.
Иностранные инвестиции целесообразны в любой стране с рыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся странам, вступившим на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов (как, например, Республика Беларусь).
Используя передовые зарубежные технологии, научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса, принимающая страна может модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику. Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.
Иностранные инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранный капитал (Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.). Неоспорим вклад иностранного капитала в достижение высоких уровней экономического развития таких стран, как США, Франция, Германия, Италия, Швейцария и др.
В силу вышеизложенного привлечение иностранных инвестиций определено в качестве важнейшего направления инвестиционной политики нашего государства. Потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд дол. США (36 % общего объема инвестиций).
Чрезвычайно важным фактором, способствующим притоку иностранного капитала в Республику Беларусь, станет ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Существует много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из них. Как правило, разделяют инвестиции на портфельные — инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы — инвестиции в физические активы. Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:
1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служат для снижения затрат предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;
2. Инвестиции в расширение производства служат для расширения возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;
3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые товары;
4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Они необходимы для случая, когда предприятие должно удовлетворять требования властей в части экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности. Основной причиной для введения такой классификации является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств, тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми являются инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления и инвестиции в повышение эффективности.
Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета, анализа и планирования. Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, краткосрочные — если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные — если период окупаемости составляет больше 1 года. Валовые инвестиции — это общий объем инвестированных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товароматериальных запасов. Чистые инвестиции — объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые — осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств. Непрямые — при опосредуемом участии инвестора другими лицами.
Источники: http://studbooks.net/1723117/ekonomika/tselesoobraznost_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_natsionalnuyu_ekonomiku, http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-privlecheniya-inostrannyh-investitsiy-v-natsionalnuyu-ekonomiku, http://mirznanii.com/a/255525/gosudarstvennoe-regulirovanie-privlecheniya-inostrannykh-investitsiy-v-natsionalnuyu-ekonomiku
Источник: