- Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций
- Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ: причины и следствия
- Чем привлечь частных инвесторов
- Иностранные вливания в жилищно-коммунальное хозяйство
- Проблемы привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ: правовой аспект (Ушакова Е.Ю.)
Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций
Модернизация коммунального комплекса – одно из ключевых направлений работы Минстроя России. В связи с тем, что модернизировать сферу ЖКХ необходимо в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств, государство принимает меры по привлечению частных инвестиций в отрасль.
В настоящее время фактически завершена работа по подготовке нормативной базы, направленной на создание условий для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Принято порядка 30 нормативных правовых актов, в том числе 16 за последние полгода. Взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Утверждены ключевые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, формирующие новые «правила игры».
Сегодня основная задача состоит в методическом сопровождении внедрения данных правил, а также эффективном выполнении нового законодательства региональными и местными властями.
В этой связи для субъектов Российской Федерации Минстроем России подготовлен модельный комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ (модернизация коммунальной инфраструктуры, повышение качества коммунальных услуг, работа региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, повышения прозрачности отрасли и другие). Такие комплексы мер должны быть утверждены в каждом регионе в течение 2014 года и станут одним из условий предоставления финансовой поддержки регионов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что даст возможность изучать, пользоваться и тиражировать успешный опыт.
Уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвест-проектов на общую сумму более 227 миллиардов рублей. Из них более 139 миллиардов рублей (61%) составляют средства частных инвесторов.
Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ: причины и следствия
Канули в Лету времена плановой экономики, которую так долго ругали. Между тем именно в эти времена наша сфера жилищно-коммунального хозяйства поддерживалась если не на высоте, то на вполне достойном уровне. Инвестиции в ЖКХ тогда отсутствовали, но существовала четкая программа финансирования этой отрасли из бюджета государства. Так что руководителям коммунальных служб не приходилось в спешке выискивать свободные средства для того, чтобы залатать дыры в бюджете хозяйства. Сегодня ситуация прямо противоположная. Платежи поступают нерегулярно, долгов у ЖКХ масса, приходится обращаться к помощи частных инвесторов.
Чем привлечь частных инвесторов
Любая частная инвестиция – это финансовое вложение. Инвестор – это человек (или организация), которое вкладывает деньги и рассчитывает получить определенную прибыль на выходе. Чем сфера жилищно-коммунального хозяйства может заинтересовать инвесторов?
Привлечение частных инвестиций в ЖКХ – тема не новая. Первые инвесторы появились больше 10-ти лет назад. Именно тогда, когда коммунальное хозяйство находилось в плачевном состоянии. Отсутствие поступлений из бюджета и растущие неплатежи привели практически к полному развалу сферы. Именно поэтому коммерсантов, являющихся арендаторами, и просили заключать договоры аренды с оговоркой о безвозмездных частных взносах в фонд ЖКХ. По сути, это было не инвестирование отрасли, а чистое спонсорство, которое частично помогло привести в порядок отдельные объекты.
Следует отметить, что при заключении подобных договоров, правовая основа была весьма шаткой, практически отсутствовала. Сегодня привлечение частных инвестиций в ЖКХ происходит на основе концессий:
- Арендатор, он же инвестор, согласно договору, имеет право на определенные преференции (льготы).
- За это он обязан инвестировать деньги в реконструкцию и усовершенствование объектов коммунальной инфраструктуры. Все условия инвестирования прописаны в договорах аренды.
В этой ситуации в выигрышном положении находятся обе стороны:
- коммунальные хозяйства получают возможность дополнительного субсидирования
- инвесторы получают гарантии того, что все тарифы и ставки будут соблюдаться на протяжении срока договора.
Плановые повышения ставок предусмотрены в процентном отношении, определяемом условиями действующего договора аренды. Так что арендатора-инвестора не ожидают никакие неприятные сюрпризы.
Таким образом, основную часть льгот (о прибыли говорить не приходится), для частных инвесторов составляет щадящие регулирование существующих тарифов на коммунальные услуги. Часть коммунально-бытовых хозяйств делает поблажки инвесторам в виде бесплатного подключения к энергосетям, что экономит определенные средства предпринимателей. К более весомым преференциям следует отнести возможность арендаторов выкупить арендованное помещение или объект при проведении торгов.
Привлечение инвестиций в более крупных объемах может стимулировать новый информационный проект. На базе Министерства строительства разработана специальная программа, которая позволит в скором времени плательщикам коммунальных услуг, по интернету ознакомиться с существующими тарифами и оплатить счета, не выходя из дома.
В рамках проекта арендаторы и жители смогут знакомиться с тарифами и проверять существующие расценки, при необходимости на этом же портале можно будет подавать жалобы на действия коммунальных организаций. Данные меры, по мнению Правительства, позволят сделать систему начислений и платежей более понятной и открытой, что должно привлечь частные инвестиции в ЖКХ.
Иностранные вливания в жилищно-коммунальное хозяйство
Обновление жилищно-коммунального хозяйства страны возможно не только путем бюджетных вливаний (что такое бюджетные инвестиции) и привлечения отечественных инвесторов. Сегодня планируется привлечение частных иностранных компаний для реорганизации и модернизации этой отрасли. В рамках сотрудничества с иностранными инвесторами в отрасль жилищно-коммунального хозяйства будут внедряться новые технологии, которые позволят оптимизировать работу коммунального сектора.
Для обкатки новых технологических решений выбраны «пилотные» области – Ростовская и Саратовская. Модернизация затронет не только теплосети, но и телекоммуникационные системы, а также систему энергосбыта. Все используемые сети планируется оснастить интеллектуальными устройствами последнего поколения. Причем данные с этих устройств будут поступать не только в управляющую компанию, а будут дублироваться на мониторах, установленных в квартирах. Таким образом, каждый житель сможет увидеть, сколько энергоресурсов он потребляет и за что, в конечном итоге, он платит.
Работа по привлечению вложений в ЖКХ нацелена на то, чтобы реформировать существующую систему и дать возможность бизнесу воплотить новые технологические и экономические идеи.
Проблемы привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ: правовой аспект (Ушакова Е.Ю.)
Дата размещения статьи: 20.09.2016
Вне зависимости от государственного устройства и национального правопорядка жилье и условия проживания в нем являются основой существования населения.
В России, при всей значимости бюджетных вложений разного уровня в жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ), финансировать в полном объеме все проекты по строительству и обслуживанию всего комплекса коммунального хозяйства, как это было в советский период, государство не может. При этом рынок жилищно-коммунальной отрасли является самым отстающим в стране с точки зрения привлечения частных инвестиций. Соответственно, государству следует изменить устоявшуюся практику инвестиционных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Для этого необходимо внедрять новые правовые и финансовые механизмы, способные заинтересовать предпринимателей возможностью инвестирования в объекты ЖКХ.
Реализуя концепцию повышения качества и уровня жизни граждан, нормативные правовые акты разного уровня возлагают на федеральные, региональные и местные органы обязанности по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях решения различных задач, связанных с модернизацией строительства жилья, инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности последних и иного (см., например, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг») .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2337.
В 2011 г. Правительство РФ своим распоряжением от 22 августа 2011 г. N 1493-р утвердило план действий по привлечению в ЖКХ частных инвестиций и перечень пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры. Однако значительных изменений в инвестиционных отношениях государства с частным капиталом после принятия данного акта не произошло. Более того, на сегодняшний день нет и пилотных проектов, реализацию которых должны были осуществлять Минэкономразвития России и Минрегион России (последнее министерство было упразднено Указом Президента РФ от 8 сентября 2014 г. N 612) (отменены распоряжениями Правительства РФ от 9 июля 2015 г. N 1322-р и от 18 ноября 2014 г. N 2316-р) .
———————————
Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г. N 1493-р «Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития России и Минрегион России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 35. Ст. 5117.
Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. N 612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 37. Ст. 4934.
Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2015 г. N 1322-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 29 (ч. II). Ст. 4528.
Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 2316-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 47. Ст. 6630.
Следует признать, что государство пытается найти механизмы, способные обеспечить доходность жилищно-коммунальной отрасли, с учетом относительно слабой платежеспособности населения, т.к. только приносящая прибыль отрасль действительно способна привлечь частного инвестора. Для этих целей необходимо либо постоянно дотировать платежи населения, либо в полном объеме взыскивать с населения все затраты на жилищно-коммунальные нужды, а это может привести к социальному взрыву. Также существует возможность подключать к финансированию предпринимателей, причем так, чтобы у последних не было возможности избежать таких трат.
Есть еще один механизм, довольно простой и понятный, но требующий очень больших затрат. Смысл его заключается в том, чтобы инвестиции направлялись на смену устаревшего оборудования, введение новых объектов, получение современного производства в коммунальной сфере. За счет этого значительно снижается себестоимость поставляемых коммунальщиками ресурсов. Соответственно, и тарифы для населения становятся более дешевыми, приемлемыми. В этом случае за счет добавочной стоимости можно удовлетворить требования инвесторов. Однако для этого потребуется реконструкция всей жилищно-коммунальной отрасли, причем с огромными затратами как на техническую (капитальную) составляющую, так и на интеллектуальную составляющую — людские ресурсы, способные обслуживать новую технику.
В настоящее время ни у государства, ни у бизнеса таких финансовых и интеллектуальных ресурсов нет. Более того, исполнительная власть и органы местного самоуправления не стремятся к кардинальным изменениям. Для них главное — благополучно «пройти» очередной сезон . Когда же наступает следующий, государственные и муниципальные коммунальные структуры требуют новых средств из бюджета. И так год за годом. Меняется руководство, а подход — «нам бы день простоять, да ночь продержаться» — остается.
———————————
См.: Привлечение инвестиций в ЖКХ: мнение экспертов. URL: http://jkh-yamal.ru/news/2628/.
Одним из направлений создания привлекательной инвестиционной среды для частного инвестора в сфере ЖКХ является проводимая государством в последнее десятилетие политика либерализации цен в области энергоснабжения. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» , предусматривалось сформировать систему рыночного ценообразования на оптовом и розничном рынках.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3032.
При этом государство пыталось соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей. Учитывая, что более экономически незащищенными субъектами в этих отношениях являются граждане, тарифы для них на электроэнергию устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованных. Такое положение вполне оправданно для социального государства, несмотря на то, что это не соответствует принципам рыночной экономики.
До недавнего времени применялась правовая конструкция «последняя миля», предполагающая искусственное снижение для населения тарифа на электроэнергию за счет увеличения ее стоимости для хозяйствующих субъектов. Такой экономический эффект достигался в результате передачи в аренду Федеральной сетевой компанией, осуществляющей управление единой национальной электрической сетью, территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства. В результате количество участников процесса увеличивалось и потребитель-предприниматель вынужден был покупать электроэнергию не у собственника, а у непосредственного владельца участка сети высокого напряжения. Такая сделка проводилась по более высокому тарифу на электроэнергию, включающему в себя также стоимость аренды участка сети («последней мили») . За счет этого, то есть за счет потребителей-предпринимателей, удавалось сдерживать рост тарифов для населения. По мнению ряда экспертов, механизм «последней мили» (договорной мили) значительно ущемлял интересы предпринимателей и представлял собой скрытый налог или даже «узаконенное пиратство» .
———————————
См.: Аналитический обзор от 26 ноября 2013 года. Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Аналитический обзор от 26 ноября 2013 года. Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».
То, что при этом стоимость продукции за счет повышенного тарифа на электроэнергию увеличивалась, причем для того же населения, какое-то время игнорировалось государством. Причем судебная практика по данному вопросу также была противоречивой, и арбитражные суды в ряде случаев принимали сторону потребителей, обязывая арендаторов «последней мили» вернуть излишне уплаченные средства . Однако после того, как в своем Постановлении от 12 марта 2013 г. N 12435/12 по делу N А76-10850/2011 Президиум ВАС РФ признал получение повышенного тарифа арендатором сетей по конструкции «последней мили» соответствующим требованиям российского законодательства, решения арбитражных судов стали единообразными, соответствующими правовой позиции, занятой Президиумом ВАС РФ.
———————————
См.: Сергеев Б. Последняя миля, или Узаконенное пиратство в сфере электроэнергетики. URL: rusnord.ru/2011/2/29979.
См., напр.: Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2012 г. N Ф09-3505/12 по делу N А76-10850/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
Такое положение вполне устраивало инвесторов, которые могли видеть реальные финансовые потоки от потребителей-предпринимателей, гарантирующие окупаемость вложенных в энергетику средств. Тем не менее Федеральным законом от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» были внесены изменения в порядок применения конструкции «последняя миля», закрепленный в п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 12 марта 2013 г. N 12435/12 по делу N А76-10850/2011 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 8.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 45. Ст. 5797.
С 1 января 2014 г. для применения указанного механизма необходимо согласие самих потребителей. В ряде регионов России использование уже применяемой правовой конструкции «последняя миля» будет прекращено несколько позднее, что сопряжено с защитой населения от значительного и одномоментного роста тарифов на электроэнергию .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177.
Также механизмом защиты для населения от резкого повышения тарифов на электроэнергию будет служить перекрестное субсидирование, понятие величины которого было введено Федеральным законом от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ. В настоящее время существуют два типа тарифов. Первый применяется для расчетов за электроэнергию с населением и приравненными к нему категориями потребителей, для которых тарифы устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованных. Второй тип тарифа — для остальных потребителей электроэнергии, когда его размер обеспечивает компенсацию выпадающих доходов от субсидирования поставки электроэнергии населению.
Помимо этого, Правительство РФ создало единый механизм расчета размера возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, независимо от уровня бюджета .
———————————
Предусматривается возможность использования механизма «последней мили»:
— до 1 июля 2029 года на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области;
— до 1 июля 2017 года на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Постановление Правительства РФ от 1 июля 2014 г. N 603 «О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов» (вместе с Правилами расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, Правилами определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 28. Ст. 4050.
Тем не менее в связи с необходимостью обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса тарифы для населения будут значительно повышены. За счет этого будут реализовываться производственные программы и, что не менее важно, инвестиционные программы. Инвестор в этом случае получает больше гарантий возврата вложенного, плюс определенного дохода, который имеет экономическую целесообразность, когда составляет не менее 5%.
С одной стороны, такой отказ от государственных дотаций и возложение на население обязанности нести расходы за потребление коммунальных услуг в полном объеме можно считать некоторым отходом от принципов социального государства.
С другой — рыночные правила диктуют жесткие требования, при которых потребитель оплачивает услугу в полном объеме, согласно условиям гражданско-правового договора. В целом такое изменение в механизме расчетов и оплаты энергопоставок положительно влияет на развитие инвестиционных отношений в жилищно-коммунальном секторе экономики. Представляется, что настала пора изменить положение, когда все концепции развития ЖКХ сводились только к тому, что государство обязано выделять субсидии, позволяющие устанавливать повышенные тарифы на энергопоставки и иное коммунальное обслуживание для покрытия недополученных инвестором средств. Необходимо искать другие правовые механизмы самоокупаемости коммунальной сферы.
Источники: http://www.minstroyrf.ru/trades/housing-and-utilities/21/, http://prostoinvesticii.com/drugie-investicii/privlechenie-investicijj-v-sferu-zhkkh-prichiny-i-sledstviya.html, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20291
Источник: