Проблемы инвестиций в связи с кризисом

Пути решения проблем инвестиций в России

Выше уже говорилось о важности инвестиционного процесса в экономике современной России. В этом пункте мы рассмотрим основные пути его активизации. Инвестиционный процесс логически распадается на ряд процедурных составляющих. Ими являются: сбережение средств, осуществляемое отдельными экономическими агентами, аккумулирование сбережений отдельных экономических агентов, вложение аккумулированных сбережений в инвестиционные проекты в виде инвестиционного плана, реализация инвестиционного плана под контролем инвесторов и кредиторов. Большая часть средств, направляемых на инвестиции, имеют своим источником сбережения. Следовательно, для стимулирования экономического роста и инвестиций необходимо обеспечить соответствующий объем сбережений. Статистические данные свидетельствуют, что норма сбережений в России сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах мира. Однако, норма реального инвестирования здесь гораздо ниже, чем в указанных странах. Это свидетельствует о неразвитости финансового рынка в стране и его неспособности выполнить свою главную задачу: перераспределение средств от владельцев денежных средств к инвесторам. Причин этому множество. Одна из главных — уход организаций финансовой системы от выполнения своих основных функций по обеспечению реального сектора экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Соотношения между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушены главным образом по той причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения в долларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции. Дополнительной причиной нежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковской системы. Сбережения населения, вложенные в доллары и хранящиеся втуне, потеряны для прибыльных инвестиций. Обезопасить сбережения населения — это главная забота государства. Роль государства как регулятора инвестиционных состоит в выборе приоритетов инвестиционной политики, создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой амортизационной, ценовой, таможенной политики. В условиях рыночной экономики главная функция государства состоит в создании

благоприятных условий для всех видов внутренних инвестиций. Деятельность правительства должна быть направлена на решение следующих главных задач:

  • 1) создание благоприятного инвестиционного климата;
  • 2) формирование правовой базы и других благоприятных условий инвестирования (гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и введение в действие четкого, понятного и устойчивого законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования, и т.д.);
  • 3) повышение экономической привлекательности инвестиций (преодоление инфляции, содействие формированию конкурентной среды, создание объектов инфраструктуры и коммуникаций и т.д.).

Особо следует отметить законодательный аспект активизации инвестиционной деятельности. Бюджетный кризис, приведший к известным событиям 17 августа 1998 года, резкое сокращение инвестиционного потенциала федерального бюджета обусловили определенную смену приоритетов инвестиционной политики в деятельности

Федерального Собрания и выдвинули на первый план проблему восстановления инвестиционного имиджа России. В результате изменившейся экономической ситуации и активизации Государственной Думы и Совета Федерации со второй половины 1998 и до середины 1999 года были приняты и вступили в силу такие основополагающие для инвестиционной деятельности законы, как «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года, «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»» от 7 января 1999 года, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»» от 10 февраля 1999 года, «О лизинге» от 29 октября 1998 года, «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года. Исключительно важное значение имеет содержащаяся в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» так называемая стабилизационная оговорка, поскольку, как неоднократно подчеркивали иностранные инвесторы, для них в принципе важны не столько льготы, сколько стабильные условия деятельности. В то же время необходимы жесткие законодательные гарантии неприкосновенности собственности с введением реальной ответственности за ее нарушение.

В январе-июне 2000 года сохранилась и получила дальнейшее развитие сложившаяся во второй половине 1999 года тенденция активизации деятельности иностранных инвесторов. Приток иностранных инвестиций в Россию в 2000 г увеличился на 11,9 % по сравнению с прошлым годом и составил около 12 млрд. долл. Тем не менее, на пути разворачивания мировых инвестиционных потоков в сторону России делаются только первые шаги. Негативным моментом некоторая стагнация активности прямых иностранных инвесторов — в первом полугодии 2000 года они составили 1,79 млрд. долл. США, что ниже на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Подобная ситуация не может считаться благотворной для развития российской экономики, потому что именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологий и передового зарубежного опыта менеджмента. В то же время ориентация иностранных инвестиций на топливные и сырьевые отрасли тормозят структурные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге негативно сказывается на темпах экономического роста. Основная проблема — в некоторой инерционности мероприятий экономической политики, направленных на структурную реформу и модернизацию экономики. Иностранные инвесторы сами определяют сферы приложения капитала, руководствуясь спросом на продукцию и нормой прибыли. Политика привлечения иностранных инвестиций должна получить четкие принципы, ориентиры и приоритеты. Должен быть сформулирован набор понятных и действенных стимулов, реализующих данную политику, как на федеральном, так и региональных уровнях. Пути привлечения капитала различны, но одним из наиболее перспективных является фондовый рынок, потенциальные возможности которого в настоящее время использованы лишь на десятые доли процента. По данным Госкомстата России, в 2000 году 85.6% инвестиций предприятий приходилось на собственные средства, 3.5% — на кредиты банков и лишь 1.6% — на средства, полученные от эмиссии акций. Одной из фундаментальных причин сложившейся неблагоприятной ситуации является низкая степень информационной прозрачности предприятий. Низкая информационная прозрачность заметно повышает цену заимствований капитала. Именно этот фактор наиболее часто ставится во главу угла при анализе иностранными инвесторами возможностей инвестирования в экономику России. Для этого целесообразно оптимизировать перечень информации, который устраивал бы три заинтересованные стороны: эмитента, инвестора и регулирующие органы. В то же время крайне важной является задача создания для эмитентов таких условий, при которых раскрытие информации для них являлось бы насущной необходимостью. Несколько слов о развитии форм привлечения иностранных инвестиций.

Читайте также  Разница между бюджетными инвестициями и субсидиями

Прямые иностранные инвестиции. Вклад прямых иностранных инвестиций в структуру общих источников финансирования российской экономики, то их доля чрезвычайно мала и пока не является существенным фактором экономического роста. Структурные изменения, характеризующиеся сокращением доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, не могут считаться благотворными для российской экономики. Ведь именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологии, передового зарубежного опыта менеджмента, маркетинга и не являются возвратными и платными.

География основных прямых иностранных инвестиций достаточно предсказуема: Москва, Сахалинская область, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Татарстан и Тюменская область, т.е. регионы со значительным ресурсным потенциалом или емким рынком. Деформированность региональной структуры иностранных инвестиций все возрастает. Одна из причин заключается в недостаточной разработанности региональной политики по привлечению иностранных инвестиций — прежде всего в части страхования, залога, обеспечения инвесторов информацией об инвестиционных проектах, неразвитостью информационно-транспортной инфраструктуры. Сегодня нужна действенная политика привлечения иностранных инвестиций в депрессивные регионы, т.к. успешность данных инвестиций в первую очередь способствует формированию социальных гарантий осуществления проводимых правительством экономических реформ. Для инвестиционного климата регионов России характерна правовая нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях соответствующих

норм права, не обеспечивающих полного регулирования отдельных экономических процессов. В этой связи активность иностранных инвесторов в некоторых регионах обусловлена как созданными там достаточно благоприятными условиями для инвестиций, так и направленной политикой местных администраций именно на привлечение мировых управленческих и производственных технологий.

Инвестиции с глобальных фондовых рынков. Приток капитала с глобальных фондовых рынков в российскую экономику должен быть связан с созданием определенных условий хозяйствования, предсказуемых и долгосрочных. Что особенно важно, страна-получатель должна располагать институциональными структурами, необходимыми для эффективного использования притока инвестиций. В числе этих институтов — отлаженные рынки финансовых инструментов, особенно государственных обязательств; законодательство о банкротстве; процедуры управления компаниями-банкротами; хозяйственное право в целом; защита прав собственности в патентной системе; правила хозяйственного учета; органы

государственного регулирования для защиты интересов общества.

Наличие таких институтов — непременное условие эффективного хозяйствования. Необходимо создание и использование в хозяйственной практике соответствующих рынков, деловых предприятий, осуществляющих оценку капиталов, торговлю ценными бумагами, превращение финансовых потоков в конкретные формы реальных

производственных активов. Мероприятия, предпринимаемые правительством уже направлены на повышение эффективности российской экономики, переходу к устойчивому экономическому росту, снижению системных рисков, повышению рейтинга России на мировом рынке капитала и доверия отечественных и западных инвесторов. Это в конечном итоге позволит в ближайшие три года существенно увеличить (до 20-30 млрд. долл. США в год) объемы иностранных инвестиций, но что также важно структурно диверсифицировать и качественно улучшить потоки иностранных инвестиций в экономику страны.

Инвестиции в условиях кризиса проблемы и перспективы

«Управление персоналом», 2009, N 7

Современная кризисная ситуация характеризуется резким спадом кредитной активности банков, прежде всего за счет снижения ликвидности. Для большинства российских кредитных организаций закрылись зарубежные финансовые рынки, а отток средств с депозитов населения усугубил дефицит ресурсов. Вброс государственных средств в банковскую систему для укрепления текущей ликвидности позволил стабилизировать расчеты, однако в производство полученные ресурсы так и не пришли.

Генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Валерий Цыбанев подтверждает, что ситуация на банковском рынке тяжелая. По данным НАПП, в декабре 2008 г. объемы выдаваемых бизнесу краткосрочных кредитов значительно снизились и составили 60% от уровня кредитования в сентябре прошлого года. Объем долгосрочных кредитов снизился еще больше — на 88% по сравнению с сентябрьским уровнем. В конце года кредитный рынок практически остановился.

За счет дефицита ресурсов и стоимости их обеспечения происходит удорожание заемных средств. При ставке рефинансирования 13% годовых и стоимости привлечения средств с рынка частных вкладчиков в среднем на уровне 14 — 15% годовых ставка по кредитам для бизнеса не может оставаться докризисной — таково мнение сотрудников банковского сектора.

Необходимость досрочного возврата кредита по требованию банка и невозможность перекредитоваться уже поставили многие предприятия малого бизнеса на грань выживания. По некоторым данным, на региональном рынке М&А растет количество обращений по продаже бизнеса.

Министр экономразвития Эльвира Набиуллина на прошлой неделе заявила журналистам, что неэффективные компании постепенно исчезают с рынка, и «это нормальный процесс, и не исключено, что скорость выбывания компаний может увеличиться».

Становится очевидным, что продолжающийся кризис в банковской системе повлечет за собой банкротство предприятий, неспособных самостоятельно и своевременно производить пополнение оборотных средств и инвестировать проекты за счет привлечения заемных средств. Данная ситуация создает благотворную почву для новой волны сделок слияний и поглощений (М&А).

Многие российские компании активно включаются в процесс глобализации, перенимают зарубежный опыт, используют новейшие технологии развития бизнеса. Но данный процесс затрагивает ряд проблем для российского бизнеса. В условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках конкурентоспособность отечественного бизнеса, несмотря на положительные изменения последних лет, по-прежнему низка.

В процессе распределения инвестиций компании часто сталкиваются с постоянной нехваткой финансовых ресурсов, что может привести к отрицательным и часто губительным результатам. И без того не самые эффективные российские компании в несколько раз меньше своих зарубежных конкурентов. Для российского бизнеса стратегии концентрации и специализации могут оказаться приоритетными.

Финансы играют основополагающую роль в процессах слияний и поглощений. Причем важно не только наличие самих финансовых средств у компании, но и возможность их привлечения с использованием полного спектра инструментов и механизмов слияний и поглощений.

Читайте также  Доходы физических лиц от иностранных инвестиций

Дополнительным важным показателем является эффективное управление финансами и их использование. Зачастую игроки с меньшими денежными средствами «обставляют» более крупные компании за счет эффективности их использования и нестандартности подхода к реализации сделки М&А.

Также на рынке возникают ситуации, когда несколько игроков могут иметь равные возможности для осуществления слияний и поглощений или когда стоимость компании-цели сравнима со стоимостью компании — инициатора сделки. Таким образом, для эффективной реализации стратегии М&А компании требуется не только привлечение дополнительных источников финансирования, но и выстраивание эффективной схемы их реализации.

Поэтому интеграционные операции становятся инструментом, без которого сложно представить динамично развивающийся бизнес. Они позволяют увеличивать стоимость компании, создавать действительно эффективные бизнес-процессы, получать уникальные конкурентные преимущества, объединяясь именно с той компанией, которая наилучшим образом подходит для этих целей.

Существует множество форм комбинаций бизнеса, основными из них являются поглощение, наиболее жесткая форма интеграции, совместное предприятие и альянс, представляющий собой формальный совместный проект двух независимых компаний, реализуемый для достижения конкретной цели.

Четыре года подряд российский рынок слияний и поглощений (М&А) рос чуть ли не двукратными темпами. После рекордного показателя по итогам 2007 г. — 122,16 млрд долл. — в прошлом году этот рынок упал на 36,5% — до 77,55 млрд долл.

По мнению аналитиков, многие сделки в значительной степени заключались поспешно, решения о покупках часто принимались в контексте бурно растущего рынка, доступности внешнего, относительно дешевого финансирования и не всегда системного подхода к подготовке и реализации сделок. Значительная долговая нагрузка оказалась не подкреплена реальными показателями работы компаний. Если в нормальных условиях справиться с долговыми обязательствами компании могли бы за счет рефинансирования, то сейчас, в условиях кризиса, они оказались перед лицом жестокой реальности. Это отсутствие свободных средств, резко снизившаяся стоимость активов, падение выручки и зачастую непомерный размер долга в условиях глубокого системного кризиса.

Несмотря на фондовую панику, сентябрьский рынок М&А по сравнению с августом вырос на целых 106,2%. Но уже в октябре объем российского рынка М&А снизился по отношению к сентябрю на 12,1%, а в ноябре обрушился на 52,6% по сравнению с октябрем. Этот результат стал минимальным за 2007 — 2008 гг. Итого за сентябрь и октябрь 2008 г. рынок потерял 58,3% своего объема.

Дешевеющие активы будут резко активизировать возможных покупателей. В условиях, когда стоимость бумаг публичных компаний снизилась на 50 — 90 процентов, а иногда и на 95 — 99 процентов, их приобретение может оказаться очень выгодным.

Данная ситуация привела к усилению активности государства на рынке М&А, в большей степени интересующегося сделками с акциями (долями) стратегических компаний.

В 2008 г. был принят Закон N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также Закон N 58-ФЗ, вносящий соответствующие изменения в ряд других законодательных актов.

Сложившаяся современная кризисная ситуация нуждается в демонстрации правительством поддержки реального сектора экономики путем формирования механизмов стимулирования, позволяющих повысить ликвидность компаний. Данными механизмами может быть стимулирование внутреннего спроса путем реализации крупных инфраструктурных проектов национального масштаба, позволяющее создать новые рабочие места, сформировать внутренний спрос для бизнеса, а также наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы.

Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения (стр. 3 из 6)

— регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 89 субъектов РФ.

— регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Чукотку, Еврейскую автономную область. [6]

Из вышесказанного следует, что для определения благоприятности инвестиционного климата России в целом, необходимо обратить внимание на регионы и способствовать улучшению инвестиционного регионального климата.

2. Инвестиционный климат в России

2.1 Структура накопления и накопленные проблемы

Инвестиционный процесс в рыночном хозяйстве – один из наиболее интересных и сложных объектов исследования. Он хуже всего поддается прогнозированию, особенно в фазах кризисов. Изменения спроса, стоимости капитала, параметров внутренней устойчивости фирмы всегда порождали резкие колебания объемов инвестиций наряду с прибылями, курсами акций, процентными ставками, хотя их взаимосвязи менялись по мере развития и усложнения рыночного хозяйства. В период затянувшегося трансформационного кризиса резкий спад инвестиций и растущий износ фондов в России оказались одними из самых серьезных проблем. В условиях длительного экономического подъема они приобрели еще большее значение, поскольку от их решения зависит успешность страны в глобальной конкуренции. В настоящее время загрузка мощностей в ключевых отраслях промышленности и экономики в целом близка к критической, дальнейшее развитие возможно только на основе эффективных вложений и модернизации производственных активов (рис. 1).

Задача трансформации инвестиционного процесса при переходе от планового хозяйства к рыночному в нашей стране все еще не решена. Потребление населения, государственные расходы, экспорт и импорт могут осуществляться и в самой неблагоприятной институциональной среде, но для инвестиций требуется сложная комбинация факторов как внутренних, так и внешних. Во время любого кризиса именно инвестиции сокращаются сильнее всего, поскольку они финансируются в значительной мере за счет прибыли и займов и направлены на будущее увеличение дохода при принятии серьезного коммерческого (и не только) риска. Как показывают расчеты, единственным аналогом российского кризиса 1990-х гг. была Великая депрессия в США в начале 1930-х гг., когда объем инвестиций снизился также на 80%, что свидетельствует о системном характере обоих кризисов.

Рис. 1- Динамика инвестиций в основной капитал и доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций, 1990-2007 гг. (в %)

Читайте также  Наиболее привлекательными отраслями для инвестиций

В 2007 г. величина капиталовложений в России возросла примерно на 20%. До этого в течение семи лет экономического подъема они также росли быстрее динамики ВВП, но от столь низкого уровня, что их объем все еще далек от предкризисного значения. Норма накопления впервые достигла нормального показателя – 21% (см. табл. 1). Но в странах Центральной и Восточной Европы на него вышли 10 лет назад. [3]

И инвесторы, и наблюдатели согласны с тем, что в России сложился не очень благоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать два вывода. Первый состоит в том, что вопреки тяжелейшему кризису либерализация коммерческой деятельности освободила экономику от плановой «смирительной рубашки» и удержала накопление на уровне выше 16% ВВП. Второй вывод: если полтора десятилетия нет инвестиционного бума, то, значит, не сформировалась связка «корпоративный контроль – конкурентная среда».

Таблица 1 — Основные показатели инвестиционных процессов в экономике России, 2000-2007 гг. (млрд. руб.)

При изучении нынешнего и будущего состояния инвестиционного процесса в стране большую роль играют факторы структурных сдвигов и времени. Всякий кризис рыночного хозяйства в течение нескольких лет приводит к переоценке спроса и рыночной эффективности, перераспределению ресурсов. В условиях сравнительно небольших изменений предыдущий рост носит восстановительный характер – загружаются свободные мощности. Как показал мировой кризис середины 1970-х гг., при резком сломе ценовых показателей происходит структурный кризис. После этого экономический рост идет уже в рамках новой структуры спроса, загрузка старых мощностей крайне неравномерна, капиталовложения направляются в иные отрасли и регионы. Такой рост восстановительным считать нельзя.

При затяжном кризисе фактор времени начинает играть самостоятельную роль. Продолжительность кризиса в России существенно отразилась на ее развитии. На старте трансформации она отставала от развитых демократий по большому числу параметров и к тому должна была нести дополнительные издержки переходного периода. Но масштабы таких издержек и тяжесть последствий кризиса сказались на ходе трансформационных процессов. Накопившаяся за 15 лет потребность во вложениях в воспроизводство основных фондов требует немедленных решений и поиска соответствующих институциональных форм.

В настоящее время инвестиционный процесс в России формируется под влиянием объективных условий спроса и структуры активов, рентабельности бизнеса. При больших вложениях в отрасли с короткими инвестиционными циклами и высокой рентабельностью сложился, по существу, сценарий «Инерция», в рамках которого крупные инвестиционные проекты могли осуществлять только госкомпании и Всемирный банк.

Несмотря на появление национальных проектов и новых региональных и отраслевых стратегий, страна так и не сумела решить проблему резкой активизации инвестиционной деятельности: абсолютные объемы капиталовложений остаются относительно невысокими, немало важнейших отраслей находятся на «голодном инвестиционном пайке». Такая ситуация толкает Россию от сценария «Инерция» к сценарию «Мобилизация» — быстрым массированным вложениям «любой ценой», включая использование финансовых ресурсов бюджета. В существующих программных документах рост нормы накопления предполагается очень значительным: с 21 до 31% ВВП в год. Но пока вложения в собственно модернизацию еще весьма ограничены – больше планируется инвестировать в инфраструктуру, что может создать проблемы для ресурсов обеспечения одновременного строительства многих объектов.

Улучшение инвестиционного климата и обеспечение шагов к экономическому процветанию – практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста. Соответственно, и получение инвестиционного рейтинга не может рассматриваться как первоприоритетная цель, поскольку ее достижение совсем не обязательно повлечет за собой серьезные позитивные сдвиги в экономике.

2.2 Инвестиционный климат в условиях экономического кризиса

Проблема разработки инвестиционной политики в условиях кризиса не нова для российской научно-теоретической и прикладной экономической мысли. Ещё в конце 90-х гг. прошлого века многие видные российские ученые-экономисты предлагали оригинальные и новаторские способы и методы стимулирования инвестиций в российскую экономку. Безусловно, кризис 1998 года придал данным работам, как теоретическим трудам, так и публикациям прикладного характера, особую популярность и значимость.

Проблема привлечения инвестиций в российскую экономику, столь актуальная в условиях финансово-экономического кризиса 1998 года, после десятилетия развития российской экономики, обусловленной стабильностью политического режима и высокими ценами на энергоресурсы на мировых рынках, вновь стала актуальной. Мировой финансовый кризис 2008 года и его непосредственное влияние на развивающуюся российскую экономику обусловили необходимость концептуальных и практических разработок политики привлечения инвестиций. В связи с этим появились многочисленные публикации, посвящённые поиску стратегии привлечения в российскую экономику дополнительных инвестиций, особенно в условиях оттока капитала за рубеж. Таким образом, мировой и российский экономический кризис обусловили необходимость поиска мер и методов привлечения инвестиций отечественных инвесторов в реальные сектора российской экономики. Поиск оптимальных решений продолжается и необходимость свежих концептуальных решений в данной области как никогда очевидна.

Отсутствие дополнительных инвестиций, как в новые производства, так и в человеческий капитал, обрекает страну на прогрессирующее отстранение от потенциальных источников экономического роста. С этой точки зрения, необходимость капиталовложений достаточно велика. Действительно, падение доверия инвесторов в результате конфликта менеджмента и акционеров ТНК-BP, обвал рынка акций металловыпускающих предприятий после неудачного высказывания Председателя Правительства РФ – возможно, стали главными причинами весьма существенной утечки капитала осенью 2008 г. (по данным Центробанка, в 4-м квартале 2008 г. она составила 130 млрд. долл.), когда Россия обогнала все развивающиеся экономики по темпам падения фондового рынка. Местные инвесторы играют довольно важную «опорную» роль на некоторых других развивающихся рынках, но не в России, где уровень прямых иностранных инвестиций также остаётся незначительным. Поэтому тот капитал, который покинул Россию, в основном имел форму «горячих денег», ранее вложенных портфельными инвесторами в российский фондовый рынок. [13]

Источники: http://studwood.ru/1295403/ekonomika/puti_resheniya_problem_investitsiy_rossii, http://hr-portal.ru/article/investicii-v-usloviyah-krizisa-problemy-i-perspektivy, http://mirznanii.com/a/234812-3/investitsionnyy-klimat-v-rossii-problemy-i-puti-ikh-resheniya-3

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто