Проблемы при защите прав иностранных инвестиций

Проблемы при защите прав иностранных инвестиций

Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне.

«Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково — чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор». 11

Еще одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.

Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.

Как уже отмечалось ранее, основная проблема, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов — это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценен как весьма серьезный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития.

Неопределенная социально-политическая ситуация повышает степень вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые возникают в результате событий, неконтролируемых участвующими в проекте сторонами, что является немаловажным фактором отрицательно влияющим на принятие инвестором решения об инвестировании средств. К таким событиям относятся забастовки рабочих, экспроприация собственности, социальные и политические волнения, а также стихийные бедствия, военные действия, катастрофы и т.д. Форс-мажорные обстоятельства влияют на такие ключевые виды услуг, как поставка и транспортировка сырья и готовой продукции. Единственным способом защиты от возникновения подобного рода рисков является страхование каждого конкретного риска частными или государственными страховыми компаниями.

Еще одним специфическим для России видом риска является риск превышения сметной стоимости проекта, который заключается в возможности превышения реальных затрат над первоначально запланированными. Этот случай вызывает существенные трудности в проектном кредитовании, поскольку в нем ожидаемые поступления, которые должны покрыть операционные расходы и использоваться для погашение кредита, зависят от предполагаемой стоимости проекта. Пока не оплачены счета по строительству, объект является незавершенным и проект не зарабатывает средства для выплаты долга. Такое положение ставит под угрозу весь проект. Превышение расходов создает большие сложности для кредиторов, поскольку приходится авансировать дополнительные средства. Одной из причин превышения сметной стоимости являются задержки, которые приводят к тому, что в течение определенного срока одновременно происходит начисление процентов по кредиту и отсрочка начала производственной деятельности проекта. Если отсрочка происходит в течение достаточно длительного периода времени, то стоимость материалов и рабочей силы возрастает пропорционально росту инфляции. Сюда же можно отнести еще одну серьезную проблему, с которой сталкиваются иностранные инвесторы, связанную со всевозможными задержками и простоями в реализации проекта, не позволяющими закончить его в срок. Данная ситуация усугубляется тем, что местные подрядчики и производители не дают никаких гарантий завершения работ в срок, а если и существует какой-либо договор, то реально он связывает их обязательствами только на бумаге. В случае же возникновения простоев иностранный инвестор и инициатор проекта не имеют практически никаких шансов реализовать свои права в суде, так как большинство простоев зачастую вызваны не по вине самих российских партнеров, а из-за несвоевременной поставки сырья, строительных материалов и т.д., и для того, чтобы доказать вину одной из сторон требуется значительное количество времени, что затягивает судебный процесс на длительный срок и делает его бессмысленным и обременительным.

Риск превышения сметной стоимости преодолевается (либо минимизируется) различными путями среди которых: привлечение дополнительного инвестора; привлечение дополнительных кредитов; фиксирование цен в контрактах; получение дополнительной гарантии, продлевающей срок кредита; поручительские счета инвесторов и пр.

Еще одним серьезным недостатком российского рынка, отталкивающим многих иностранных инвесторов является невозможность использования в полном объеме преимуществ метода проектного финансирования, пользующегося большим доверием и популярностью за рубежом. При осуществлении проектов на российском рынке иностранным инвесторам приходится делать значительные отступления от обычного использования этого метода и соглашаться на предоставление инвестиций при наличии серьезных рисков и отсутствии необходимых условий.

Перечисленные выше отступления от практики являются чрезвычайно серьезными и делают результаты анализа и модель движения средств неработающими на практике в полную силу, давая лишь чисто иллюзорное представление о возможности осуществления проекта. В связи с этим иностранные инвесторы редко идут на осуществление проекта в чистом виде, так как окупаемость проекта начинается через несколько лет после осуществления самого проекта и начала реализации продукции, производимой в соответствии с ним. Чаще всего используется некий смешанный вариант, при котором начало осуществления проекта и первые поступления практически совпадают, т.е. проект начинает окупаться за счет продаж уже существующей продукции, на которую выделены квоты.

«Данные Росстата по динамике притока прямых иностранных инвестиций в России говорят о снижающемся интересе к вложениям в нашей стране. Если в первом квартале 2010 г. наблюдались признаки восстановления финансовых потоков, то к третьему кварталу тренд снова ушел в минус. Иностранные инвесторы не удовлетворены либо темпом восстановления российской экономики, либо условиями для бизнеса в стране.

Резкое падение инвестиционной активности статистически фиксируется в начале 2009 г. И это естественно. Кризис, пришедший в страну в октябре 2008 г., к началу следующего уже привел к массовому сжатию инвестпрограмм. Однако иностранные инвестиции в России начали «угасать» еще раньше. Уже с начала 2008 г. прирост иностранных инвестиций по отношению к предыдущему году отрицателен. Единственное исключение — первый квартал 2010 г. (рост в 2,5 раза к первому кварталу 2009 г.).

Сегодня вложения в основной капитал в российской экономике оторвались от дна (падение в 2009 г. составило 25%), а иностранные инвестиции в целом за три квартала снизились на 13% к предыдущему году. Таким образом, сегодня объем прямых иностранных инвестиций составляет примерно 10% от пиковых показателей 2007 г. Другими словами, экономика восстанавливается вяло, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) не работают в качестве драйверов роста. Между тем, ПИИ, в предкризисные годы дававшие десятую часть общего объема инвестиций в российской экономике, в принципе могли бы сыграть.

Зарубежные инвесторы не удовлетворены либо темпом роста экономики, либо отсутствием прозрачности в бизнесе и сложностью сотрудничества с российскими институтами. Между тем, у иностранного инвестора есть богатство выбора.

По инвестиционной привлекательности наша страна, согласно данным Всемирного Экономического Форума, находится на 124 месте из 133. То есть чуть выше Алжира и Кувейта. Так что привлекательной для иностранных инвесторов остается по преимуществу сфера вложений с высокой прибыльностью. Все, что так или иначе связано с качеством институциональной среды, инвестора отталкивает». 12

Среди отраслей, показавших прирост в 2010 году — электроэнергетика, транспорт и строительство. Однако первые две отрасли в значительной мере финансируются государством, они не дают представления об общей картине. А инвестиционная активность в строительстве носит характер компенсационного роста. Именно эта отрасль сильнее всего пострадала в кризис.

Не похожа на оживление и динамика кредитования реального сектора российским финансовым сектором. Несмотря на увеличение объемов кредитования в последнее время, доля просроченной задолженности в общем объеме задолженности снижается крайне медленно или не снижается вообще.

Одной из главных задач Правительства РФ на современном этапе является проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в стране. Те вопросы, которым сегодня Президент и Правительство России уделяют особое внимание – экономический рост, увеличение ВВП и повышение уровня жизни россиян – в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности. И, в первую очередь, от увеличения иностранных инвестиций.

Читайте также  Как инвестиции могут быть отрицательными

Самой привлекательной формой инвестиций для многих стран, в том числе и для России, являются прямые инвестиции. Надо сказать, что после кризиса инвестиционная привлекательность России заметно снизилась. Однако государство принимает меры для улучшения инвестиционного климата страны. Ситуация начала выправляться в 2010 году. «По данным на конец 2010 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. В 2010г. в экономику России поступило $114,7 млрд. иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. На объем внешних инвестиций влияет политическая и экономическая нестабильность внутри государства. Инвесторы не чувствуют себя защищенными. Для примера: в Великобритании с 1 июля 2011 года начнет действовать антикоррупционный закон, который касается всех, кто ведет бизнес в соединенном королевстве.

Россия же повышает свою инвестиционную привлекательность другими способами. Для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику создается Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Фонд должен быть учрежден к 1 июня, по поручению правительству и ВЭБу президента Дмитрия Медведева. Он собирается лично презентовать его в июне на форуме в Санкт-Петербурге. Минфин заложил выделение 62,6 млрд руб. на эти цели из дополнительных доходов бюджета этого года от высоких цен на нефть. За пять лет государство выделит $10 млрд, чтобы за 10 лет привлечь $60-90 млрд связанных инвестиций.

Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев признает, что иностранные инвесторы чувствуют себя в России не совсем комфортно по причине забюрократизированной системы отношений, коррупции и просто незнания ситуации. По мнению председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, РФПИ не будет традиционным суверенным фондом, это будет классический фонд прямых инвестиций, «дополнительный государственный инструмент для привлечения финансовых инвестиций».

Чтобы понять, каким должен быть фонд, ВЭБ обсудил его модель с долгосрочными инвесторами с активами в $3,2 трлн. По итогам обсуждения выяснилось, что Россия не является приоритетным направлением инвестиций и проигрывает борьбу за капитал. Однако фондам и компаниям удобно работать с фондом прямых инвестиций при наличии опытного российского соинвестора, являющегося агентом государства.

«Поднять на Россию $3 млрд за год — очень трудная задача, ни у одной команды пока не получалось достичь такого результата», — говорит управляющий партнер фонда Quadro Capital Partners (2/3 средств фонда — иностранные) Гедрюс Пукас. По его мнению, ВЭБу придется отвечать на вопросы инвесторов об их track record, почему они будут делать коммерчески выгодные сделки, а не те, которые нужны для государства: «Госкорпорация должна будет доказать, что она в принципе способна зарабатывать деньги». 13

Выводы: Таким образом можно говорить о том, что зачастую решение иностранных инвесторов осуществлять инвестиции в России является не обдуманным шагом, принятым на основе положительных результатов анализа, а скорее волевым решением администрации, знакомой со спецификой российского рынка и готовой к риску. Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многими развивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку.

Права иностранных инвесторов

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации – это отрасль, которая сейчас активно развивается.

Совершение вкладов обеспечивает не только гармоничное развитие государства в аспекте макроэкономики, но и является источником доходов для инвестора.

Грамотное ведение инвестиционной деятельности помогает создать потенциал развития не только для отрасли, в которую проводятся вложения, но и для экономики страны на государственном уровне. При этом увеличивается инвестиционная привлекательность как отдельно взятых экономических районов, так и страны в целом. А тут срабатывает принцип – чем больше привлекательность, тем выше интерес у вкладчиков из других стран.

Иностранное инвестирование в Российской Федерации

Естественно, что инвестированием занимаются не только у нас в стране. И как доказывает опыт на территории России есть достаточно много объектов, привлекательных для вложения зарубежных капиталов. Этот факт заставляет законодательную власть приспосабливаться и разрабатывать механизмы по защите прав иностранных инвесторов.

Дело в том, что, вкладывая деньги в нашу страну, инвесторы требуют каких-то гарантий того, что деньги принесут им прибыль. Если же по каким-то причинам этого не случилось, необходимо защитить их права на эту прибыль. Таким образом государство дает гарант безопасности для вкладчика, чем повышает свою инвестиционную привлекательность.

Почему возникает потребность в защитных механизмах?

В современной Российской Федерации достаточно нестабильная экономическая обстановка. Этот факт отпугивает зарубежных вкладчиков из-за того, что они элементарно бояться потерять свои вложения.

Для увеличения своей привлекательности в их глазах, наше государство разрабатывает на законодательном уровне механизмы по защите их прав, чтобы предоставить вкладчикам какие-то гаранты. Этот факт повышает авторитет России как на мировой арене, так и в глазах вкладчиков из других стран. Они понимают, что в случае возникновения каких-то проблем с их денежными средствами можно будет обратиться в суд, а законы будут охранять их права.

Охрану каких прав зарубежных инвесторов обеспечивает Российская Федерация

Зарубежные вкладчики имеют ряд прав, которые они вправе защищать в суде. Для того чтобы защитить себя, они должны обратиться в арбитражный суд, так как это именно тот орган, который занимается проблемами предпринимательской деятельности и нарушениями финансовых прав.

Согласно действующему законодательству, зарубежный вкладчик имеет право:

  • выступать собственником какого-либо имущества на территории России;
  • распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, то есть, продавать его, сдавать в аренду и совершать с ним все законные финансовые операции;
  • осуществлять инвестирование в законные объекты и отрасли;
  • выводить за границу нашего государства имущество или информацию на электронных носителях, выступающих в качестве иностранных инвестиций;
  • на денежную компенсацию в том случае, если будет проведена национализация объекта, в который инвестор вложил денежные средства;
  • защищать свои интересы в судебном порядке.

Все эти права иностранный вкладчик может защищать в суде при их нарушении. Он может защищать себя самостоятельно или выступать третьим лицом.

Рассмотрим далее механизмы защиты вышеуказанных прав иностранных инвесторов.

Механизмы защиты прав иностранных инвесторов

Существуют различные механизмы защиты прав иностранных вкладчиков. В зависимости от субъекта, их обеспечивающего, механизмы можно разделить на 3 большие группы:

  1. если инициатива исходит от инвестора. В эту группу входят такие механизмы, как: обращение в арбитражные суды местного и государственного управления в стране; обращение с решением суда или для расследования финансовых преступлений к исполнительным органам власти; обращение в международные органы и организации, специализирующиеся на защите прав вкладчиков.
  2. если инициатива исходит от государства – реципиента инвестиций, то все механизмы будут в основном связаны с добавлением в законодательство страны норм, регулирующих взаимоотношения донора и реципиента, в том числе если вкладчик не является резидентом этого государства. Также обязанностью государства-реципиента является обеспечение выполнения созданных и введенных в законодательство норм. Это значит, что необходимо создать управляющие и судовые органы, которые будут заниматься проблемами защиты прав иностранных инвесторов на основе общемировых прецедентов;
  3. если инициатива исходит от международных органов и организаций, то данные органы должны заключать специальные соглашения между различными странами, которые бы обеспечили законодательную базу для защиты инвесторов из других держав. Создаются специальные контролирующие органы, только уже на международном уровне.

Гаранты для иностранных инвесторов на территории РФ

В нашей стране существуют такие гаранты защиты прав:

  • гарантия защиты прав иностранных вкладчиков на территории РФ – обеспечивается законом «Об иностранных инвестициях»;
  • гарантия предоставления возможности осуществлять вклады любыми способами;
  • компенсация в случае если объект инвестирования подвергся национализации или ревизии;
  • гарант защиты инвестора от неблагоприятных изменений законов РФ – заключается договор, который обеспечивает реализацию этого гаранта, на срок от 3 до 7 лет.
  • РФ гарантирует, что инвестор сможет вывести из страны прибыль, полученную в процессе инвестиционной деятельности, а также документы и электронные носители с информацией, рассматриваемой в качестве иностранных инвестиций.
  • гарантия соблюдения всех вышеуказанных прав.

Куда стоит вкладывать деньги в Германии.

Инвестиции за рубежом: в Европе, в США и других странах.

Все об агентствах по привлечению инвестиций и развитию.

Что такое инвестиционная привлекательность и какие ее составляющие.

Проблемы зарубежного инвестирования в России

Наличие нерешенных проблем и актуальность темы иностранных инвестиций значительно возросли по сравнению с начальным периодом экономических реформ 1990-х годов. Иностранные инвестиции – это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. В принципе можно провести знак равенства между инвестициями и капиталом как экономическими категориями. Вложения, в какой бы форме они не осуществлялись (материальной или интеллектуальной собственности, материальной ценности или субъективного права), вливаются в капитал, растворяются в нем. В момент превращения того или иного объекта в капитал становится юридическим фактом, с которым юристы связывают факт осуществления инвестиций, появления у инвестора особого статуса, характеризуемого специальными правами и обязанностями. Вложения могут быть как собственные, так и заемные средства инвестора. Любой объект, чтобы стать капиталом или инвестицией, должен сначала получить денежную оценку. Именно денежная сумма, в которую оценен любой материальный или нематериальный объект, становится капиталом.

Читайте также  Чистые инвестиции равны сумме валовых инвестиций

В России, как и в других странах, любой инвестор, в том числе и иностранный, нуждается в специальных средствах защиты своих прав. Рамочным законом для деятельности иностранных инвесторов в России является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Несмотря на многочисленные «льготы» и «гарантии» иностранным инвесторам, упоминаемые в нем, все они носят по сути лишь декларативный характер, отсылая за содержательными деталями к законодательству Российской Федерации, которое на эти льготы и гарантии не слишком щедро.

При ведении операций в РФ иностранное лицо подпадает под действие гражданского законодательства РФ, включая Гражданский кодекс (ГК РФ) и другие акты, — в целом на равной основе с резидентами, но с некоторыми изъятиями (например, ограничения на участие в приватизации). Некоторые виды деятельности иностранных инвесторов регулируются специализированными нормативными актами (так, банковское законодательство и подзаконные акты определяют особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями). Для добывающих предприятий важное значение имеет Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Расчеты между резидентами и нерезидентами подчинены валютному законодательству (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и соответствующим подзаконным.

Налоговые и таможенные аспекты деятельности иностранных инвесторов регулируются Налоговым кодексом (НК РФ), таможенным законодательством (прежде всего, Таможенным кодексом и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе») и соответствующими подзаконными актами. Особенности постановки иностранных организаций на налоговый учет установлены приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124. Некоторые процессуальные тонкости в отношении дел с участием иностранных лиц предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом (раздел V) и Арбитражным процессуальным кодексом (раздел V).

К трудностям на пути иностранных инвесторов в России относятся часто меняющееся таможенное и налоговое законодательство и недостаточная защита права собственности. Все эти трудности относятся к разряду правовых. Международно-правовой механизм защиты создан Мировым банком. Мировой банк использовал три важнейших элемента в международно-правовой системе защиты инвестиций: Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) и двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций.

Двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), к которым относятся соглашения о поощрении и защите инвестиций, заключаемые между правительствами экспортера и импортера капитала, создают правовую основу для применения как МЦУИС, используемого для разрешения споров между государством, принимающим иностранные инвестиции, и инвестором, так и Агентства, обеспечивающего международное страхование инвестиций от политических рисков (война, революции, гражданские волнения, национализация и другие меры, лишающие инвесторов вложенного капитала). Данные институты даже в условиях российского законодательства позволяют обеспечивать быструю эффективную компенсацию инвестору при наступлении политических рисков.

Россия не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, утвердившую МЦУИС и МАГИ, и тем самым лишила иностранных инвесторов возможности искать защиты своих прав в специализированном инвестиционном арбитраже. Однако чтобы исправить эту ситуацию, государство разработало Типовое соглашение о поощрении и защите инвестиций, в котором предусмотрено условие об обращении в МЦУИС, снабженное многочисленными оговорками, что связано с отсутствием ратификации Россией Вашингтонской конвенции.

Существует два различных подхода, объясняющих недостаточную активность иностранных инвесторов на российском рынке. Первый отталкивается от российских причин, приводя в качестве объяснений несовершенство отечественного законодательства, отсутствие качественной защищенности иностранного инвестора, повышенный риск нестабильности развития экономики, отсутствие развитой информационной структуры, а также неудобные таможенный и налоговый режимы. Второй полагает, что причины кроются не в недостатках российского рынка, а в текущем положении самих инвесторов. Во времена, когда развитые рынки капитала сотрясают глобальные финансовые кризисы (как в 2008 г.), сложно ожидать обильных поступлений капитала на рынки развитых стран.

Среди конкретных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ на текущий момент используются:

1) соглашения о разделе продукции;

2) концессионные соглашения;

3) налоговые и таможенные льготы;

4) особые экономические зоны;

5) технологические парки.

1. Соглашения о разделе продукции. Сферой действия таких соглашений являются освоение и разработка крупных месторождений полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. Соглашения о разделе продукции предусматривают прямые иностранные инвестиции, при которых иностранный инвестор или единолично, или совместно с российскими предприятиями осуществляет разведку, освоение месторождений, добычу и реализацию полезных ископаемых.

Раздел продукции выгоден инвестору, так как освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги с той части продукции, которая относится к компенсационной, кроме того, доля прибыльной продукции, передаваемая государству, заменяет специфические энергетические налоги. Выгоден раздел продукции и государству, которое получает плату за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в ближайшем будущем.

Минерально-сырьевой комплекс современной России вызывал и вызывает устойчиво высокий интерес у потенциальных инвесторов. Однако процесс привлечения капитала (как отечественного, так и иностранного) в эти отрасли шел весьма медленно и никак не соответствовал ни реальным финансовым возможностям крупнейших международных компаний, ни потребностям российской экономики. Все потенциальные инвесторы были вынуждены принимать во внимание высокий уровень геологического, технологического, экологического и политического рисков, свойственных российской действительности.

2. Концессионные соглашения. Концессионное соглашение представляет собой договор между концедентом (государственными федеральными, региональными или муниципальными органами власти) и концессионером (иностранным или отечественным юридическим или физическим лицом) по поводу коммерческого использования объектов государственной собственности посредством концессии или передачи их в долговременное владение и пользование в целях повышения социально-экономической эффективности их функционирования.

Современный интерес к концессиям, число которых резко выросло за рубежом в 1990-2000-е годы, связан с либерализацией экономики, с тем, что правительства стали передавать в концессию частным компаниям объекты производственной инфраструктуры, до этого неизменно находившиеся в государственной собственности: электроэнергетику, транспорт, ЖКХ, телекоммуникации. За последнее время в мире были реализованы тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов.

В разрезе отраслевой принадлежности больше всего концессий выдается в таких сферах, как авто- и железнодорожные магистрали, морские порты и аэропорты, водоснабжение и канализация, энергетическое хозяйство, телекоммуникации.

Концессии в области инфраструктуры представляют собой правовые механизмы передачи государством в управление частному бизнесу объектов экономической и социальной инфраструктуры, при этом возмещение издержек концессионера осуществляется как за счет взимания платежей с населения, так и за счет государственных субсидий. Все тарифы на услуги, предоставляемые концессионером населению, жестко регулируются концедентом.

Концессионный механизм оптимальным образом обеспечивает баланс интересов государства, бизнеса и общества в целом, консолидируя их действия.

Заинтересованность государства в реализации концессий состоит в том, что оно, во-первых, решает бюджетную проблему за счет поступления концессионных платежей и снятия нагрузки по финансированию государственных объектов; во–вторых, решает острые социально-экономические проблемы, за которые несет ответственность перед обществом.

В то же время очевиден интерес частного капитала к концессионным проектам. Во-первых, концессионер получает в долговременное управление государственные активы, ему не принадлежащие, часто на льготных условиях платы за концессию. Во-вторых, вкладывая инвестиции, концессионер имеет достаточные гарантии их возврата, поскольку государство как его партнер несет определенные риски. В-третьих, концессионер, будучи хозяйственно свободным, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность бизнеса во время действия срока концессии, и при этом срок концессии не сокращается.

Таким образом, концессионное соглашение – эффективный способ привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, в экономику для решения насущных социально-экономических проблем, в частности для развития инфраструктуры.

3. Налоговые и таможенные льготы. Возросшая конкуренция среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой на мировом инвестиционном рынке заставляет правительства использовать широкий спектр специальных мер поощрения иностранных инвестиций (налоговые, таможенные, финансовые и другие льготы). Такие инструменты привлечения иностранных инвестиций должны выполнять следующие ключевые задачи:

— более полную и эффективную реализацию преимуществ прямых иностранных инвестиций;

Читайте также  Инвестиции в реорганизации на предприятии

— улучшение их с помощью инвестиционного климата.

Обычно под такими инструментами понимаются меры, оказывающие влияние не величину, местоположение инвестиционного проекта путем воздействия на его относительную стоимость или путем изменения имеющихся рисков посредством поощрений.

Наиболее типичными инструментами стимулирования привлечения иностранных инвестиций, отраженными в современном инвестиционном законодательстве, являются:

— временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты различных уровней;

— отсрочка или рассрочка уплаты налогов в бюджеты;

— предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

— предоставление инвесторам гарантий и поручительств органов управления;

— льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности;

— оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получения в аренду и приобретения в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности.

4. Особые экономические зоны. Особое место среди инструментов привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития импортного потенциала РФ являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Не случайно в начале текущего столетия в мире насчитывалось свыше 2500 ОЭЗ, из которых более 900 находились в развивающихся странах. Численность занятых только в экспортно-производственных зонах превысила 3,9 млн человек, а их суммарный внешнеторговый оборот достиг более 13% мировой торговли. Довольно быстрое распространение ОЭЗ подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внутренних и внешних ресурсов для обеспечения экономического роста.

ОЭЗ — это территориальные образования, на которых вводятся специальные льготные режимы регулирования, создаваемые в целях ускоренного развития отдельных регионов и отраслей и оказания положительного воздействия на экономику страны в целом. ОЭЗ способствуют развитию производства, экспорта, привлечению инвестиций.

В 2005 г. в России были приняты новые программы по созданию особых экономических зон. Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории России может создаваться два типа зон: технико-внедренческие и промышленно-производственные. Позднее было также принято решение о создании еще двух типов зон — туристско—рекреационных и портовых.

Этот закон оговаривает условия создания ОЭЗ на территории России. В частности, ОЭЗ создаются на ограниченный срок в 20 лет, портовые – на 49 лет и после этого утрачивают свой статус. Площади ОЭЗ, вновь создаваемых в России, невелики: не более 2 кв. км для технико-внедренческих и не более 20 кв. км для промышленно-производственных зон. Более того, никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования. К тому же на территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, а также производство и переработка подакцизных товаров, кроме автомобилей.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Для развития высокотехнологического бизнеса государство создает благоприятные условия коммерческим предприятиям, являющимся резидентами ОЭЗ, за счет:

— предоставления налоговых, таможенных и иных преференций;

— создание и предоставления в аренду объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ.

Предусматривается возможность применения резидентами ОЭЗ таможенного режима свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

При вывозе иностранных и российских товаров и продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги уплачиваются. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются.

Помимо этого, предусмотрены упрощенные системы регистрации фирм, получения трудовых виз для работы в ОЭЗ, льготные условия аренды, в частности определен благоприятный режим аренды земельных участков, предоставляемых резиденту ОЭЗ, если это необходимо для реализации его проекта в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

5. Технологические парки. Технопарком принято называть компактно расположенный кластер высокотехнологических компаний с сопутствующей инфраструктурой, форму территориальной интеграции образования, науки и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений.

Совместное расположение компаний необходимо для того, чтобы облегчить обмен кадрами и интеллектуальными ресурсами между ними. Немаловажно, что такие компании зачастую оказывают услуги друг другу, что также способствует успешному развитию. Однако чтобы технопарк состоялся, этого мало, и часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.

Высшее политическое руководство России уделяет технопаркам большое значение. Одной из основных целей технопарков является стимулирование малого и среднего инновационного бизнеса путем предоставления им «тепличных» условий на первое время жизни: пониженной ставки арендной платы, возможности пользоваться услугами научных организаций, правовыми консультациями и т.п., расположенными в этом же технопарке. Для этого и создается вся инфраструктура, которая в конечном итоге позволяет создать цепочку «образование — наука — исследования — производство» — это и есть главная цель технопарков: ускорение разработки и применение научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации в одном месте высококвалифицированных специалистов, оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы.

Технопарки в России появились в 1990 г., и первым стал Томский научно-технологический парк. Затем их образование резко ускорилось:

1990 г. – два технопарка, в 1991 г. – восемь, в 1992 г. -24, в 1993 г. -4372, а за 10 последующих дет их число приблизилось к восьми десяткам.

Созданные технопарки существенно отличались от тех, что уже существовали в цивилизованном мире. На Западе технопарки имеют значительную свободу от учредителей, не навязывающих технопаркам не только конкретных клиентов, но даже и направления работы. Европейские и американские технопарки руководствуются теми же принципами, что и любая самостоятельная коммерческая фирма, — экономической эффективностью. В российской же практике технопарки являлись, в сущности, еще одним факультетом вуза или лабораторией завода, призванной лишь способствовать внедрению разработок своих специалистов.

Рассмотренные выше формы привлечения инвестиций, применяемые в настоящее время в России, по практике их реализации не лишены недостатков и проблем различного характера. В целом, однако, следует признать, что иностранный капитал влияет на экономику России неоднозначно.

Ввоз капитала в любых формах способствует ослаблению напряженности финансовой сферы стран, что является позитивной чертой инвестиционного процесса. Иностранный капитал не может быть эффективным, если не приводит в движение национальные производительные силы. Поэтому инвестиции нужно направлять в первую очередь в основной капитал. Необходимо его использовать для эффективного производства через смену устаревшего оборудования, адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка, создания принципиально новых технологий и т.д. Иностранные инвестиции способствуют развитию отраслей экономики, что приводит к появлению новых рабочих мест и возникновению спроса на квалифицированную рабочую силу. Кроме того, иностранный капитал совершенствует рыночные методы хозяйствования, что, несомненно, ускоряет проведение экономических реформ в России и делает их более эффективными.

Долгий период благоприятной конъюнктуры запустил механизм развития, в котором быстро укрепляющаяся национальная валюта вызывает приток капитала и наращивание положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. Другими чертами такой модели развития являются потребительский, кредитный, инвестиционный бумы – в сочетании с падающей конкурентоспособностью производителей готовой продукции и инфляционным давлением на экономику. Инвестиционная активность, основанная преимущественно на конъюнктурных обстоятельствах, не может быть стабильной, а капитальные потоки при определенных условиях могут развернуться в обратную сторону, что и происходит в настоящее время.

Основу притока частного капитала должны составлять мало подверженные конъюнктурным колебаниям долгосрочные прямые инвестиции, а не краткосрочное долговое финансирование, как это происходило до сих пор. В последние годы наблюдался активный приток прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор – 47 млрд долл. по итогам 2007 г., и 51 млрд долл. за 9 месяцев 2008 г. Иностранный капитал мог бы сыграть существенную роль в создании каркаса инновационной экономики, решении инфраструктурных проблем. В данном случае речь идет лишь об инвестициях в проекты, нацеленные на производство продукции, а не на приобретение объектов собственности в целях последующей перепродажи.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России правительство планирует улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики. Отмечается необходимость создания условий для снижения некоммерческих рисков вложений и свободной репатриации прибыли, обеспечение эффективной реализации принципов международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях, на предприятиях и в организациях нефинансового сектора.

Источники: http://studfiles.net/preview/1458333/page:5/, http://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/prava-inostrannyh-investorov.html, http://megaobuchalka.ru/5/3091.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто