Предприятия с иностранными инвестициями
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечения иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В мировой и российской практике внешнеэкономической деятельности широко распространены различные формы производственного сотрудничества, которые можно определить как совместное предпринимательство — это международная специализация и кооперирование производства, совместное производство, российские предпринимательские инвестиции за рубежом, предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Одна из самых эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России — создание ПИИ (прямое инвестирование).
Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», принятым 9 июля 1999 г. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта.
В соответствии с законом на территории РФ могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
филиалы иностранного юридического лица;
коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранному инвестору принадлежит не менее чем 10% доли в уставном (или складочном) капитале. Такие предприятия называются совместными предприятиями (СП).
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.
Иностранным инвестором может быть:
иностранное юридическое лицо;
иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое проживает за пределами РФ;
В зависимости от условных установок партнеров ПИИ могут быть следующих типов:
а) ПИИ научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, “ноу-хау”, оборудования и т.п.;
б) ПИИ производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.;
в) закупочные ПИИ, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;
г) сбытовые ПИИ, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах.
ПИИ могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.
Наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.
Прямой иностранной инвестицией считается:
приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли (вкладах) в уставном (или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества);
вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.
Производя прямые инвестиции в России иностранные компании могут преследовать следующие цели:
1) получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены, которая в России значительно выше мировых;
2) использование факторов производства, цена которых в России ниже мировых: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;
3) использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;
4) продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.
Для российской стороны создание предприятий с иностранными инвестициями с зарубежными партнерами предполагает для одной из сторон достижение следующих целей:
выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;
привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;
получение доступа к зарубежным методам управления;
увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;
создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;
привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;
повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;
получение иностранной валюты.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Привлечение иностранного капитала может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.
Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации представляется полная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом, нормативными актами и международными договорами РФ.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законом РФ. Оценка вложения капитала в уставный (кладочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в валюте РФ и по российским законам.
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, национализации или реквизиции, за исключением случаев предусмотренных федеративным законом и международным договором.
Если же реквизиция или национализация происходит, то иностранному инвестору или ПИИ возмещается стоимость имущества и другие убытки.
Особое значение для ПИИ и иностранного инвестора имеют гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые изменяют таможенные пошлины, федеральные налоги и взносы во внебюджетные фонды (кроме пенсионного) и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на иностранного инвестора и ПИИ, им гарантируются стабильность налогового режима в течение амортизации периода, но не более 7 лет.
Определенные льготы предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями в области таможенного обложения. В соответствии с Законом “О таможенном тарифе” товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Важно, что эти льготы распространяются на любые товары, вносимые участником в уставный капитал предприятия.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Организации с иностранными инвестициями
Организации с иностранными инвестициями – феномен желанный для экономики любой страны. Практически все мировые государства заинтересованы в привлечении финансовых активов из-за рубежа. Ведь ни для кого не секрет, что вложения иностранного капитала в национальные предприятия способствуют экономическому развитию, создают новые перспективы, стимулируют рост внутренних инвестиций. Положительное влияние зарубежных финансовых вливаний на динамику развития страны задает вектор необходимых политических преобразований. Поэтому политика различных государств зачастую направлена на создание в стране благоприятных условий для работы иностранного капитала.
С этой целью учреждаются организации с иностранными инвестициями, которые представляют собой коммерческие структуры, где на долю зарубежного партнера в уставном капитале приходится более 10% средств.
Процесс вложения частных денежных и других активов в зарубежные предприятия на сегодняшний день может считаться одним из самых распространенных и излюбленных видов инвестиционной деятельности. Обычно вкладчики, решившие доверить свой капитал зарубежным объектам, преследуют следующие цели:
— оптимизация использования имеющихся средств;
— сведение к минимуму затрат на выплату налогов;
— минимизация затрат на услуги посредников.
Зарубежные предприниматели, присутствующие на российском рынке, получили название «иностранные инвесторы». По российскому законодательству под это определение попадают международные организации, иностранные граждане, иностранные государства, лица, проживающие постоянно за пределами РФ, но не имеющие зарубежного гражданства, зарубежные юридические лица и организации, которые не являются юридическим лицом.
К иностранным инвестициям, вливаемым в экономику страны, относят следующие основные моменты:
— права на интеллектуальную собственность;
Капитал, принадлежащий зарубежному инвестору, направляется на развитие сельского хозяйства или промышленных объектов, в недвижимость, акции, облигации, торговлю и прочие экономические секторы государства.
По закону «Об иностранных инвестициях», принятому Российской Федерацией, все предприятия с иностранными инвестициями подразделяют на три следующих вида:
— предприятия с частичным или долевым участием зарубежных инвесторов, сюда же относятся их филиалы и дочерние организации;
— предприятия, принадлежащие зарубежным инвесторам полностью, включая филиалы и дочерние предприятия;
— филиалы зарубежных юридических лиц.
Организации с иностранными инвестициями могут быть созданы следующим образом:
— учреждение непосредственно самой организации;
— приобретение зарубежным вкладчиком доли участия в ранее организованном предприятии без иностранных инвестиций;
— приобретение зарубежным инвестором предприятия полностью.
По закону организации с иностранными инвестициями так же, как и национальные предприятия, обязаны выплачивать налоги, установленные налоговым законодательством страны. Подобным организациям необходимо вести бухгалтерский учет, так же, как и предоставлять финансовую отчетность в полном соответствии с действующими в Российской Федерации законами и правилами. Налогообложение таких организаций имеет ряд преимуществ и особенностей по сравнению с национальными предприятиями. Подобный подход вызван не только международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией, но и политикой привлечения иностранных инвестиций, проводимой как на государственном, так и на региональном уровнях.
Предприятия с иностранными инвестициями. Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внутренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций;
Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внутренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций в разных формах. Обратный процесс – российские капиталовложения за рубежом, как в рамках СНГ, так и в дальнем зарубежье – также приобретает растущее значение. Вопрос о привлечении иностранных инвестиций стал актуальным с первых подходов к рыночным преобразованиям экономики.
Длительное время во внешнеэкономической практике делается упор на иностранные кредиты по государственной линии, что привело к образованию огромного внешнего долга СССР, все обязательства, по которому Россия полностью взяла на себя, а также к нарастанию внешнего долга в 90-е гг.
Между тем частные иностранные инвестиции имеют целый ряд преимуществ перед государственными кредитами. Они являются источниками капитала для вложения в производство товаров, услуг, информационных систем и других производственных и непроизводственных объектов, что исключительно важно в условиях острого инвестиционного голода в сегодняшней России.
Они обеспечивают трансферт передовых технологий, современных методов менеджмента и маркетинга, способствуют интеграции российских предприятий и мировую экономику благодаря прямым контактам и научно-техническому сотрудничеству.
Имеет значение и то обстоятельство, что частные иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, а объективно способствуют аккумуляции средств для его погашения. Известно, что в мировом хозяйстве обращаются гигантские капиталы, и именно глобализация мировых экономических процессов обеспечивает рост мировой экономики.
Почти все страны мира в той или иной форме привлекают иностранные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала необходимо создавать благоприятный , т.е. систему ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат определяется, прежде всего, общим экономическим, социальным и политическим положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально-экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально-экономические аспекты – это стоимость рабочей силы, ее квалификация, трудовое законодательство, экологические нормативы и т.д. Исключительно важны законодательная база, ее определенность и последовательность, гарантии и льготы для инвесторов, политическая стабильность и последовательность в экономической политике.
В настоящее время инвестиционный климат в России не является благоприятным для иностранного (как и для отечественного) капитала. Инвестиционные риски слишком велики, и иностранный инвестор, особенно серьезный, проявляет большую осторожность. В мировом инвестиционном рейтинге Россия занимает место примерно в середине списка 178 государств.
С другой стороны, Россия имеет много привлекательных моментов для иностранного капитала. Это, в первую очередь, высокий научно-производственный потенциал, особенно в оборонных отраслях, высокая квалификация и образовательный уровень работников при невысокой оплате труда, крупные разнообразные природные ресурсы – минеральные, земельные, водные, лесные, а также большая емкость внутреннего рынка.
Поэтому приток иностранного капитала в Россию невелик и не сопоставим с поступлением инвестиций из-за рубежа в страны Центральной Европы и тем более в Китай. В 1997 г. по официальной оценке общий объем иностранных инвестиций в России составил около 20 млрд. долл., но только 9 млрд. долл. непосредственно вложено в производство (прямые инвестиции).
Деятельность иностранных инвесторов в России, в том числе и организация предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом федеральных законов, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Главный из законодательных актов – закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные действующим законодательством. Они могут включать в себя вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, если они не зарезервированы исключительно для государственных предприятий1, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги иностранные инвесторы могут приобретать как за иностранную валюту, так на заработанные в стране рубли, реинвестируя их.
Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке государственных ценных бумаг.
Ограничения имеются также в отношении земли и природных ресурсов.
В России зарегистрировано более 20 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), и их число возрастает. Однако нужно помнить, что из числа зарегистрированных фирм и компаний действовали примерно две трети, и подавляющее их большинство – мелкие. За исключением немногих крупных иностранных компаний, действующих в сфере нефтяной, газовой, пищевой, автомобильной промышленности, общественного питания и связи, в России пытаются работать рисковые фирмы с небольшими возможностями и малоизвестные на родине. Но мелкие и средние фирмы как бы прокладывают дорогу крупному капиталу, способствуя созданию рыночной инфраструктуры и испытывая на себе экономико-правовой механизм.
По количеству ПИИ основная часть (37%) приходится на торговлю и общественное питание и 30% – на промышленность. Далее следуют строительство и сфера услуг, прежде всего наука и научное обслуживание. В структуре произведенной продукции преобладает промышленность (40%), далее следуют торговля и общественное питание (23%), строительство, наука и научное обслуживание.
Большинство налогов и обязательных платежей ПИИ уплачивают практически в том же порядке, что и другие российские предприятия, хотя имеют некоторые льготы.
Соглашения о разделе продукции.Особой формой привлечения иностранного капитала выступают соглашения о разделе продукции. Это практика, которая широко применяется в различных странах, где иностранные инвесторы участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. будет способствовать созданию в России более благоприятного инвестиционного капитала в области недропользования, поскольку он гарантирует частному капиталу – как отечественному, так и иностранному – налоговую стабильность. Соглашения касаются поисков, разведки и добычи минерального сырья на предоставленных в пользование участках недр.
Схема действия соглашения о разделе продукции следующая. Предприятия добывающей промышленности получают возможность, заключив соглашение с государством, рассчитаться с ним долей произведенной продукции, вместо уплаты многочисленных налогов и других платежей. При этом сохраняется необходимость получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с законом «О недрах». Взимается также налог на прибыль. Каждое соглашение индивидуально определяет долю государства (Федерации и субъекта Федерации) в зависимости от местных условий. Доля, полученная инвестором, может быть реализована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Соглашение о разделе продукции реализуется на основе гражданско-правового регулирования, споры между государственными органами и частными инвесторами разрешаются в арбитражных судах, в том числе и международных.
Свободные экономические зоны в экономике России.Свободные экономические зоны (СЭЗ), или зоны свободного предпринимательства в мировой практике, – это специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.
Мировая практика показывает, что при определенных условиях СЭЗ ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. СЭЗ могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.
С функциональной точки зрения СЭЗ можно подразделить на внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством; технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий; комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники), оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.
На территориях СЭЗ может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны. Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:
· освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
· снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
· освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров. В любом случае СЭЗ требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
Выводы
1. Предприятия любой формы собственности имеют право участвовать во внешнеэкономической (включая внешнеторговую) деятельности, заключать экспортные и импортные сделки с иностранными партнерами. В той или иной мере многие тысячи предприятий включены во внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность. При этом за некоторым исключением, для участников внешнеэкономической деятельности не требуются ни особая регистрация, ни специальные разрешения.
2. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности заключается в формировании концепции и стратегии внешнеэкономических связей, выработке законодательной базы их осуществления, заключении международных договоров и соглашений. Государственная внешнеторговая политика осуществляется путем таможенно-тарифного регулирования, нетарифных ограничений, а также государственного стимулирования экспорта.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятий осуществляется путем заключения международных контрактов. Внешнеторговый контракт представляет собой договор о заключении сделки (купли-продажи, проведения работ, оказания услуг и т.д.) между двумя и более контрагентами, находящимися в разных странах. Различаются сделки по экспорту, импорту товаров и сделки по встречной торговле.
4. Иностранные инвестиции, прежде всего прямые частные вложения в реальном секторе российской экономики, – одно из условий преодоления инвестиционного кризиса в России. Для привлечения иностранных капиталов необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Иностранные капиталовложения могут осуществляться в виде создания предприятий с иностранными инвестициями (как в форме совместных предприятий, так и со 100% иностранной собственностью), а также в виде соглашений о разделе продукции. Перспективно привлечение иностранных инвестиций на льготных условиях в свободных экономических зонах.
Тема 15. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия
Источники: http://studopedia.ru/14_27214_predpriyatiya-s-inostrannimi-investitsiyami.html, http://fb.ru/article/44542/organizatsii-s-inostrannyimi-investitsiyami, http://studopedia.su/1_42902_predpriyatiya-s-inostrannimi-investitsiyami.html
Источник: