Регулирование инвестиций в рамках оэср

Региональные инвестиционные соглашения

Появление и рост числа региональных инвестиционных соглашений связаны в первую очередь с активизацией во второй половине XX в. интеграционных процессов в мировой экономике. Сближение стран в рамках региональной группировки напрямую сказывается на внутрирегиональном движении капитала, что обусловливает необходимость принятия соглашений, регламентирующих данную сферу.

В ряде случаев вопросы внутрирегиональных иностранных инвестиций включены непосредственно в соглашения об образовании интеграционных объединений либо оформлены протоколами, являющимися их неотъемлемой частью.

Нормы региональных инвестиционных соглашений призваны ликвидировать или существенно ограничить барьеры в отношении внутрирегиональных инвестиций. Однако необходимо отметить, что лишь соглашения ЕС, НАФТА и АСЕАН предполагают практически полный отказ от ограничений для движения капитала.

В большинстве принципы, изложенные в региональных соглашениях, носят для стран-участниц взаимообязывающий характер.

Регулирование в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

В строгом понимании ОЭСР является межрегиональной экономической группой, объединяющей развитые страны. Однако интересы и уровень экономического развития членов «клуба богатых стран» сходны, что позволяет рассмотреть соглашения ОЭСР в области регулирования иностранных инвестиций в качестве региональных. Кроме того, число участников (с 2000 г. — 30) слабо сопоставимо с числом международных организаций, рассмотренных ранее.

Основными документами ОЭСР в области иностранных инвестиций считаются Кодекс либерализации капиталов и Кодекс либерализации невидимых текущих операций, принятые в 1961 г. и неоднократно дополняемые впоследствии (например, Соглашением о международных финансовых услугах от 1992 г.). Кодексы предполагают недискриминационную либерализацию иностранных инвестиций стран — членов ОЭСР, право экономических субъектов создавать иностранные предприятия, осуществлять текущие финансовые операции. Одним из требований для стран-участниц является применение национального режима в рамках стран ОЭСР при допуске иностранных инвестиций. Кроме того, правительства стран обязываются защищать иностранные инвестиции и обеспечивать свободную репатриацию прибыли. Необходимо отметить, что наряду с либерализацией входящих капиталопо- токов государства ОЭСР сохранили право регулировать отток капитала. Наконец, хотя это прямо не предусмотрено кодексами, под их влиянием к началу 1990-х гг. все страны ОЭСР отменили валютный контроль.

Декларация о международных инвестициях и многонациональных кор- порацияхи Руководящие принципы для многонациональных компаний были приняты в 1976 г. Декларация в отдельности или оба документа часто именуются Региональным кодексом, так как именно эти документы определили основы взаимоотношений между инвесторами (прежде всего ТНК) и принимающими странами. Среди прочего документы содержат требования предоставления зарубежным инвесторам национального режима, определенных льгот на основе принципа прозрачности. Принимающим государствам рекомендуется уменьшить прямое вмешательство в экономику, в частности в регулирование иностранных инвестиций. ТНК в свою очередь обязываются соблюдать национальное законодательство принимающих государств, не участвовать капиталом в политических партиях, учитывать цели социально-экономического развития, определенные правительством принимающего государства, публиковать информацию о своей деятельности. В 1988 г. подписавшие Декларацию страны ввели в Инструмент национального режима (отдельный документ в Декларации) оговорку «стендстил», согласно которой государства обязываются не вводить новые ограничения или требования по отношению к зарубежным инвестициям. Действовавшие на тот момент ограничения для иностранных инвесторов (т.е. исключения из национального режима) были унифицированы и сведены в пять групп:

  • 1) ограничения допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (горнодобывающую, транспорт, рыбное хозяйство, радиовещание и телекоммуникации, атомную энергетику и банковскую сферу);
  • 2) непредоставление официальной помощи и дотаций, принятых для национальных производителей;
  • 3) непредоставление налоговых льгот, принятых для резидентов;
  • 4) ограничения на допуск иностранных инвесторов к системе преференциальных правительственных закупок (т.е. запрет на участие в государственных тендерах);
  • 5) ограничения на доступ к национальным финансовым ресурсам.

Не все страны ОЭСР практиковали такие ограничения полностью

или частично, и вводить новые меры из данного перечня не разрешалось. Таким образом, с 1988 г. в странах ОЭСР возможно принятие изменений, способствующих лишь либерализации движения капитала между странами организации. В целом настоящий Региональный кодекс направлен прежде всего на унификацию национальных режимов в разных странах ОЭСР.

Кроме того, с мая 1995 г. в ОЭСР велись переговоры по подписанию Многостороннего соглашения по инвестициям (МАИ), которое должно было сократить до минимума исключения из национального режима. Интерес к соглашению был чрезвычайно высок, однако после отказа Франции от участия в переговорах разработка соглашения в 1998 г. была фактически прекращена. Основным препятствием стало то, что принятие МАИ могло привести к снижению стандартов защиты национальных экономик на фоне разворачивавшегося глобального финансового кризиса.

Регулирование ПИИ

ПИИ регулируются на национальном и международном уровнях. Международные инвестиционные соглашения (МИС) являются одной из основных форм регулирования ПИИ, в которых согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут носить двусторонний или многосторонний характер, бывают региональными и межрегиональными. Участниками МИС выступают национальные правительства и иногда — межправительственные экономические организации, например ВТО, ОЭСР, МОТ и др.

Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (bilateral investment treaties, BITs). Первые BITs были заключены в 1950-х гг., но с тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось.

Одними из основных элементов BITs выступают:

  • — декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;
  • — общее определение ПИИ;
  • — формы двустороннего сотрудничества;
  • — этапы осуществления положений соглашения;

— механизмы защиты инвестиций.

Ключевое значение в соглашениях принадлежит механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.

Условия допуска ПИИ в экономику, как правило, определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных инвесторов, распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством или были одобрены компетентными органами принимающей страны. В BITs редко уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству, не смотря на то что BITs нацелены на стимулирование ПИИ.

Процесс заключения BITs в последние десятилетия резко интенсифицировался. К концу 2000 г. количество этих соглашений составило почти 2000, причём 2/3 из них были заключены в 1990-е гг. Изначально BITs заключались преимущественно между развитыми странами, однако по мере улучшения в них инвестиционного климата, устранения барьеров на пути движения капиталов актуальность такого рода соглашений уменьшилась. В то же время резко усилился процесс заключения BITs, в которых стали принимать участие развивающиеся страны. С одной стороны, они заключают эти соглашения друг с другом, с другой — с развитыми странами. Для последних важны определённые гарантии, поскольку именно в развивающихся странах инвестиционный климат менее благоприятный. В то же время и сами развивающиеся страны стали смягчать политику в отношении ПИИ. Некоторые из этих стран превращаются в экспортёров капитала в наименее развитые страны.

Читайте также  Функции инвестиций в национальной экономике

Соглашения об избежание двойного налогообложения является иным типом двусторонних отношений в сфере ПИИ. Число таких соглашений перевалило к 2001 г. за 1900. Как и в случае с BITs, основными участниками таких соглашений являются развивающиеся страны.

Большинство национальных правительств вырабатывают условия допуска иностранных инвесторов в свою экономику, которые могут быть подразделены на следующие основные категории:

  • — требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объёме продаж на национальном рынке;
  • — обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы;
  • — установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране;

-требования по передаче технологии;

— обязательства компании по проведению в принимающей стране НИОКР.

Введение таких требований говорит о существенном ограничении полномочий национальных правительств по регулированию ПИИ в своих странах, что устраивает далеко не всех.

Многосторонние соглашения по стимулированию ПИИ заключаются или разрабатываются в основном на региональном уровне. Среди них можно отметить рамочное соглашение об инвестиционной зоне ASEAN, проект соглашения о стимулировании и защите взаимных инвестиций группы центрально-азиатских стран ЕСО (Economic Cooperation Organization), протокол о финансах и инвестициях Южноафриканского сообщества развития SADC (South African Development Community) и некоторые другие. В рамках этих соглашений декларируются общие цели инвестиционной политики, а также предусматриваются некоторые меры по согласованию режимов ПИИ. Примерами могут служить:

  • — унификация правил по регулированию ПИИ;
  • — ускорение процессов приватизации и стимулирования создания совместных частно-государственных фирм;
  • — обеспечение большей свободы для движения капиталов, технологий, квалифицированной рабочей силы и специалистов;
  • — обеспечение национальным и иностранным инвесторам равных правовых условий для деятельности;

— выработка мер по компенсации ущерба, наносимого иностранным инвесторам, и др.

Существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в развивающиеся страны, призвано играть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (MAGI), которое является одним из членов Группы Всемирного банка. Конвенция об учреждении этого Агентства вступила в силу в 1988 г.

Предоставление гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов является основной функцией Агентства. Гарантии предоставляются Агентством либо самостоятельно, либо совместно с другими организациями. Наряду с первыми гарантиями иностранных инвестиций MAGI осуществляет перестрахование некоммерческих рисков. Агентство особенно стремится к предоставлению гарантий под капиталовложения, под которые аналогичное покрытие на разумных условиях не предоставляется частными страховщиками или перестраховщиками. К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии, относятся:

  • — ограничения на перевод валюты;
  • -экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от таких капиталовложений;

— война или гражданские беспорядки.

Помимо сознательных действий в стране, принимающей инвестиции, которые приводят к убыткам у иностранных инвесторов, гарантии MAGI распространяются также на случаи бездействия национальных правительств в ситуациях, когда их вмешательство было необходимо. Однако, предусмотрены различного рода оговорки, которые позволяют трактовать негативные последствия в деятельности иностранных инвесторов как следствие общеэкономической ситуации. Например, иностранный инвестор должен доказать, что убытки у него возникли в результате дискриминационной политики принимающего правительства, а не общеэкономических мер регулирования экономики.

Гарантии предоставляются только на случай рисков, возникающих в развивающихся странах — членах MAGI. Объектом гарантий являются ПИИ, в том числе осуществлённые через покупку акций компании на территории принимающей страны. Агентству в форме цессии уступаются инвестором права или требования, связанные с гарантированным капиталовложением.

Агентство должно также способствовать устранению барьеров на пути движения капиталов, в том числе подписанию одно- и многосторонних соглашений по стимулированию ПИИ, урегулированию споров между инвесторами и принимающими сторонами.

На национальном уровне во многих странах, в том числе в России, действует принцип защиты иностранных инвестиций. Он основан на документах Международной торговой палаты «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.), а также ОЭСР «Кодекс либерализации движения капитала» (1971 г.) и «Декларации о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.). В этих документах странам рекомендуется распространять национальный режим и на капиталовложения из других стран.

Национальный закон, постановления и административные процедуры регулируют деятельность иностранных инвесторов в развитых странах. Национальное законодательство таких стран, как правило, не проводит различия между иностранными и национальными компаниями. Поэтому в большинстве развитых стран отсутствуют специальные законы и кодексы для иностранных инвесторов, а существуют лишь некоторые постановления.

Инвестиционные споры регулируются подготовленной Всемирным банком и подписанной в 1969 г. в Вашингтоне Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран. Иностранные инвесторы могут обращаться для защиты своих прав в Международный центр урегулирования инвестиционных споров, созданный в соответствии с Конвенцией в составе Группы Всемирного банка.

  • — Предварительное разрешение на осуществление ПИИ требуется при значительных их объёмах и при вложении иностранного капитала в определённые отрасли и сферы деятельности. В некоторых странах даже для уже действующих компаний с иностранным капиталов требуют предварительное разрешение, в частности при расширении их деятельности, слияниях и поглощениях.
  • — Ограничения на ПИИ в определённых отраслях и сферах, которые различаются для отдельных стран. Чаще всего это военная и добывающая промышленность, некоторые отрасли сферы услуг, особенно банковское и страховое дело, транспорт и связь. Некоторые их этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвесторов, в других — возможен доступ после предварительного разрешения. Кроме того, доступ в ряд сфер невозможен из-за того, что в них разрешается создание только государственных организаций и компаний: преимущественно это почта, телеграф, телефон, энергетика, теле- и радиовещание, транспорт, винно-водочная промышленность.
  • — Ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний вплоть до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль.

-Требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов, которое означает, что страна, принимающая ПИИ, готова предоставить иностранным инвесторам определённые права при условии, что и в их странах такие права предусмотрены. Примером является позиция стран ЕС в отношении открытия иностранных компаний в финансовой сфере и размещения ценных бумаг на биржах стран ЕС используют для регулирования иностранных инвестиций в развитых странах.

Существуют также неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов, которые часто оказывают на их деятельность даже более негативное воздействие, чем прямые и открытые ограничения. К таким неформальным ограничениям относят, например, затягивание и многоступенчатость процедуры получения разрешений, бюрократизацию механизма регулирования деятельности компаний с иностранным участием уже после их создания.

Читайте также  Самые большие инвестиции вкладываются в экономику

Руководство по инвестиционной политике ОЭСР — ключ к увеличению инвестиций

Вопросы совершенствования инвестиционной политики находятся в центре внимания российских исследователей, так как именно плохой инвестиционный климат считается главным препятствием для успешного инвестиционного взаимодействия России с другими странами, что негативно отражается на привлечении инвестиций в национальную экономику (Глинкина, 2014. С. 50). Прямые иностранные инвестиции оказывают серьезное влияние на экономику России, поскольку их приток способствует развитию реального сектора национальной экономики (Зименков, 2009) и укреплению ее инновационного потенциала (Гусев, 2011). Однако в последнее время наблюдается снижение инвестиций. В условиях невысокой транспарентности и низкой эффективности основ регулирования и недостаточно благоприятной деловой среды сложно сказать, какие меры дали бы наибольшую отдачу.

Для решения этой задачи можно использовать Руководство по инвестиционной политике ОЭСР (Policy Framework for Investment, PFI). С помощью этого руководства можно провести комплексный анализ и мониторинг российской инвестиционной политики, а также выявить проблемы инвестиционного сотрудничества на региональном уровне. Несколько лет назад аббревиатура PFI ассоциировалась с частной финансовой инициативой (Private Finance Initiative), но сегодня эти три буквы во всем мире обозначют флагманский инструмент инвестиционной политики ОЭСР.

Что такое PFI и как его используют

Первая редакция PFI вышла в 2006 г. В ее разработке участвовали страны — члены ОЭСР, а также 30 государств-нечленов, в том числе Аргентина, Бразилия, Чили, Китай, Египет, Эстония, Индия, Индонезия, Израиль, Словения, ЮАР и Россия. В 2013 г. PFI начали пересматривать и адаптировать к новым вызовам экономики и потребностям как развитых стран, так и развивающихся. Новая версия PFI была опубликована летом 2015 г.

Задача PFI — об этом говорится в преамбуле, сформулированной на основе Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития 2002 г. 1 , — мобилизация частных инвестиций, которые поддерживают инклюзивный экономический рост и устойчивое развитие, способствуя благополучию людей во всем мире. PFI стал наиболее полным и системным документом по улучшению инвестиционных условий из когда-либо разработанных, этот инструмент не только направлен на формирование предпосылок для привлечения большего объема прямых иностранных инвестиций, но и способствует максимизации положительного эффекта от инвестиций — развитию «зеленых» инвестиций, привлечению капиталовложений в инновационные секторы экономики и т. д. В PFI отражены основные аспекты инвестиционной политики, проанализировав которые государство сможет выявить существующие препятствия для притока прямых иностранных инвестиций в экономику и определить ключевые меры по повышению привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов (OECD, 2015).

Обновленный вариант PFI 2015 г. включает вопросы в следующих областях: общие основы политики, инвестиционная политика, стимулирование и поощрение инвестиций, торговая политика, политика в сфере конкуренции, налоговая политика, корпоративное управление, политика, направленная на повышение ответственности ведения бизнеса, развитие человеческих ресурсов, инвестиции в инфраструктуру, финансирование инвестиций, государственное управление и инвестиционные основы «зеленого» роста. Предполагается, что, последовательно ответив на эти вопросы, государство сможет выявить сохраняющиеся ограничения в отношении инвестиций и определить меры по их преодолению.

Для помощи в решении этих задач ОЭСР в 2006 г. выпустила Обзор лучших практик. В этом документе ОЭСР постаралась предложить заинтересованным государствам возможные ответы на вопросы, заданные в PFI, и разработала инструментарий 2 по решению задач, поставленных в PFI. Инструментарий PFI объясняет, как национальные основы регулирования влияют на принятие решения инвестором, и определяет, какие конкретные шаги должны быть предприняты в данной области, чтобы повысить инвестиционную привлекательность экономики. При этом в самом инструментарии подчеркивается, что подход к его использованию может существенно различаться в зависимости от особенностей государства: страны, которые применяют PFI на регулярной основе, могут сосредоточиться только на отдельных областях политики для максимизации положительных эффектов от инвестиций в экономику, другим государствам рекомендуется комплекс но использовать разработанный инструментарий, чтобы создать надежную и эффективную нормативно-правовую основу инвестиционной политики.

Как отмечает старший экономист Директората ОЭСР по финансам и вопросам предпринимательства, руководитель Обзоров но инвестиционной политике С. Томсен, чтобы лучше понять PFI, нужно увидеть этот инструмент в работе 3 . PFI используется:

  • ОЭСР для анализа эффективности национальной инвестиционной политики в разных странах;
  • региональными объединениями для развития диалога по вопросам совершенствования инвестиционной политики;
  • национальными правительствами для проведення мониторинга инвестиционной политики.

Анализ эффективности национальной инвестиционной политики. Речь в первую очередь идет об использовании PFI в Обзорах инвестиционной политики ОЭСР. Подготовлено более двух десятков обзоров для стран Южной Африки, Азии, Евразии, Южной Америки, Ближнего Востока и Северной Африки. В 2008 г. вышел Обзор инвестиционной политики России (OECD, 2008), где также использовались инструменты PFI. Основные акценты в нем были сделаны на препятствиях для иностранных инвестиций, связанных с определением стратегических секторов экономики, на инвестициях в энергетическую отрасль и на внедрение эффективных практик корпоративного управления и ответственного ведения бизнеса в крупнейших российских компаниях.

Выявление проблем инвестиционного сотрудничества на региональном уровне. PFI используется в качестве основы для развития регионального сотрудничества по вопросам улучшения инвестиционной политики. В частности, на его основе обсуждались вопросы совершенствования инвестиционной политики в Африке и Юго-Восточной Европе. Так, в 2006 г. ОЭСР при активном сотрудничестве с Новым партнерством в интересах развития Африки (НЕПАД) — программой, реализуемой участниками Африканского союза, — организовала в Конго круглый стол на тему «Мобилизация частных инвестиций в Африку в поддержку развития». Использование PFI в совместной работе ОЭСР и НЕПАД позволило выявить локальные препятствия для мобилизации инвестиций и определить пути улучшения инвестиционного климата при условии развития регионального сотрудничества.

В Юго-Восточной Европе на базе PFI создан региональный инструмент «Индекс инвестиционных реформ» (Investment Reform Index) 4 , с помощью которого страны-соседи могут измерять прогресс реформ инвестиционной политики и совместно обсуждать эту проблему. Индекс инвестиционных реформ учитывает основные особенности региона и фокусируется на следующих областях: инвестиционная политика, развитие человеческого капитала, торговая политика и снятие ограничений, доступ к финансированию, реформа регулирования и парламентские процессы, анализ налоговой политики, инфраструктура для инвестиций и политика в отношении малого и среднего бизнеса. PFI способствовал развитию диалога по вопросам инвестиций в Азии при активном участии Азиатского банка развития. Инструмент ОЭСР использовали многие азиатские страны, включая Камбоджу, Индию, Индонезию, КНР и Вьетнам.

В 2014 г. ОЭСР предприняла ряд шагов по укреплению взаимодействия со странами АСЕАН в сфере инвестиционной политики. В декабре 2014 г. в Джакарте состоялась совместная Конференция по инвестиционной политике АСЕАН —ОЭСР. Усиление взаимодействия ОЭСР с региональной организацией государств Юго-Восточной Азии объясняется ростом потока инвестиций из стран ОЭСР в регион АСЕАН. Если в 2000 г. объем прямых иностранных инвестиций из стран ОЭСР в АСЕАН составлял менее 20 млрд долл. США, то в 2013 г. этот показатель увеличился более чем в 3 раза 5 . Для дальнейшего наращивания инвестиционного потенциала стран — участниц АСЕАН ОЭСР рекомендует: совершенствовать механизмы регулирования экспроприации и защиты прав интеллектуальной собственности, улучшить доступ к альтернативным способам разрешения споров (содействовать развитию посредничества и медиации и обеспечить ратификацию Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений для улучшения доступа к международному арбитражу во всех странах-участницах), а также развивать систему международных соглашений путем расширения применения соглашений о зонах свободной торговли и двусторонних инвестиционных соглашений.

Читайте также  Риски при инвестициях в облигации

Мониторинг национальной инвестиционной политики. Инструмент PFI может применяться отдельными государствами в качестве индикатора совершенствования инвестиционной политики. Однако российскими органами государственной власти в настоящее время он не используется. Россия мало участвует в активном международном диалоге — как на глобальном, так и региональном уровнях — по вопросам улучшения инвестиционного климата на основе использования PFI, несмотря на непосредственное участие в разработке этого документа.

Что PFI говорит о России

Отвечая на вопросы, предложенные PFI, можно выявить, что препятствует улучшению инвестиционного климата в России и институциональному развитию национальной экономики.

1. Совершенствования требует существующий механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ), реализуемый Минэкономразвития России. Основными целями ОРВ как ключевого механизма регуляторной политики выступают устранение неоправданных барьеров для бизнеса и, как следствие, снижение нагрузки на бизнес и стимулирование развития частного сектора. Именно избыточное регулирование создает препятствия как для внутренних, так и для внешних инвестиций. Процедура ОРВ в России может быть улучшена с учетом лучших зарубежных практик, анализом и обобщением которых занимается ОЭСР.

Например, Россия может использовать опыт Великобритании, который признается ОЭСР в качестве лучшей практики. В Великобритании в 2013 г. на смену правйлу «one-in, one-out» пришло правило «one-in, two-out», которое определяет, что новая мера, предусматривающая расходы для бизнеса или организаций гражданского общества, может быть введена, если отменены меры и нагрузка на бизнес не увеличивается, а уменьшается 6 . Более того, для снижения нагрузки на бизнес, в том числе связанной с необходимостью регулярного мониторинга новых правил, и обеспечения транспарентности нормативно-правовых основ регулирования предпринимательской деятельности Департамент по делам бизнеса, инноваций и навыков два раза в год, в так называемые «общие даты вступления в силу» 6 апреля и 1 октября (common commencement dates, CCD), публикует список:

  • новых бизнес-правил, которые вступят в силу в ближайшие 6 месяцев;
  • существующих правил, которые прекратят свое действие в ближайшие 6 месяцев;
  • отчет ведомств по работе в сфере сокращения издержек для бизнеса 7 .

ОРВ в России не создает подобных условий для бизнеса. Существенно снижается эффективность регуляторной политики из-за отсутствия инструментов оценки фактического воздействия принятых актов регулирования и нераспространения действия данного механизма на проекты, рассматриваемые в Государственной думе РФ.

2. Отсутствуют эффективные механизмы защиты прав иностранных инвесторов. В России не используются в должной мере альтернативные способы разрешения международных инвестиционных споров. Инвесторы предпочитают использовать Конвенцию о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1966 г. (Конвенция МЦУИС, Вашингтонская конвенция 8 ). В соответствии с Конвенцией ООН учредила Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, была создана правовая основа для примирения сторон и арбитражных процедур в случае международных инвестиционных споров.

Конвенция подписана Россией в июне 1992 г., но не ратифицирована. Поэтому участники инвестиционных договоров не могут использовать механизмы, заложенные в ней. Например, иностранные инвесторы, осуществляющие инвестиции в российскую экономику, не имеют возможности защищать свои права в рамках МЦУИС.

Для снижения неопределенности в регулировании инвестиционной деятельности необходимо расширять сферу применения двусторонних инвестиционных соглашений. К настоящему времени Россией заключено 76 двусторонних инвестиционных соглашений, однако все они носят рамочный характер и не создают условий для реализации инвестиционных проектов в отдельных отраслях. Более того, Россия не заключила рамочные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с рядом государств — Бразилией (партнер России по БРИКС), Киргизией (партнер России по ЕАЭС, ШОС и СНГ), Чили и др. На практике осуществляется взаимное инвестирование, но поскольку нет соглашений о защите инвестиций и договоров о правовой помощи, отсутствуют правовые рамки для защиты инвесторов и основания для признания и исполнения иностранных судебных решений.

Использование в России инструментария, представленного в Руководстве по инвестиционной политике ОЭСР (PFI), позволит решить две разные задачи: обеспечить интеграцию России в международный диалог о совершенствовании инвестиционной политики и улучшить инвестиционный климат за счет повышения предсказуемости, качества и транспарентности регулятивных мер. Помимо внутреннего анализа инвестиционной политики эффективной мерой может стать получение внешней оценки инвестиционного климата России от ОЭСР путем проведения странового обзора инвестиционной политики на основе PFI. Подобные обзоры проводились в 2004, 2006 и 2008 гг. С момента проведения последнего обзора прошло семь лет, а за это время государственная политика в сфере инвестиций претерпела существенные изменения и сталкивается уже с совершенно другими проблемами, для решение которых необходим комплексный подход, учитывающий лучшие международные практики и особенности российской экономики.

1 ООН. Монгеррейский консенсус Международной конференции но финансированию развития: Декларация. 2002. 18 22 марта, http: //www.un.org/ru /documcnts/decI_conv/ declarations / monterrey.shtmI.

2 http: www.oecd.org investment / toolkit

3 http://oecdinsights.org/2015/05/11/the-pol icy-framework-for-investment-what-it-is-why-it-exists-how-its-been-used-and-whats-new/.

5 http://www.slideshare.net/OECD-DAF/franois-2014aseanoecdconference?utm_source= slideshow&utm_medium=ssemail&utm_campaign=download_notification.

6 Better Regulation Framework Manual. Practical Guidance for UK Government Officials. 2015. https: //www.gov.u k /govern ment/uploads/system /uploads/attach ment_data/fі le/414820/ bis-13-1038-better-regulation-framework-manual-guidance-for-officials.pdf.

8 Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID) Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли: в 2-х т. Т. її. Нью-Йорк: ООН, 1973. С. 54 77.

Список литературы

(2011). Иностранные инвестиции как фактор развития инноваций в России // Банковское дело. № 4. С. 23—28. [Gusev К. N. (2011). Foreign investment as a factor of innovation development in Russia. Bankovskoe Delo, No. 4, pp. 23-28. (In Russian).]

(2009). Иностранные инвестиции в России как инструмент повышения эффективности национальной экономики // Вестник Академии. № 3. С. 6 — 8. [Zimenkov R. I. (2009). Foreign investment in Russia as a tool to improve the efficiency of the national economy. Vestnik Akademii, No. 3, pp. 6 — 8. (In Russian).]

(ред.) (2014). Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики — взаимодействие в БРИКС. М.: Институт экономики РАН. [Glinkina S. Р. (ed.) (2014). The new direction of Russian foreign and foreign economic policy — cooperation in BRICS. Moscow: Institute of Economics, RAS. (In Russian).]

(2008). OECD investment policy reviews: Russian Federation. Strengthening the policy framework for investment. Paris: OECD Publishing.

(2015). Policy framework for investment. Paris: OECD Publishing.

Источники: http://bstudy.net/669822/ekonomika/regionalnye_investitsionnye_soglasheniya, http://studwood.ru/1554952/ekonomika/regulirovanie, http://institutiones.com/investments/2641-rukovodstvo-po-investicionnoi-politike-oesr.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто