Способ привлечения прямых иностранных инвестиций

Политика привлечения иностранных инвестиций

Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций. Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от0% до 5%. Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль. Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами. Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.

Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

Формы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

После преодоления финансового кризиса 1998 г. примерно с 2003 г. экономическая ситуация в России стала постепенно изменяться к лучшему, что повлияло на оживление притока иностранных инвестиций в российскую экономику. К 2006 г. изменился «расклад» иностранных инвесторов, осуществляющих бизнес в России. На 1 января 2008 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, накопленные иностранные инвестиции составили 220,6 млрд. долл. При этом из общей суммы иностранных инвестиций прямые иностранные инвестиции составили 103,1 млрд. долл., портфельные 6,7 млрд. долл., прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) 110,8 млрд. долл. В 2007 г. в российскую экономику инвестировано из-за рубежа 120,9 млрд. долл., что в 2,2 раза выше, чем за 2006 г. При этом иностранные инвесторы вывезли из России 58,4 млрд. долл.

Наибольший объем поступлений отмечен в сферах торговли — 47,3 млрд. долл., обрабатывающей промышленности — 32 млрд. долл., добычи полезных ископаемых — 17,4 млрд. долл., недвижимости — 8,4 млрд. долл., транспорта и связи — 6,7 млрд. долл., в финансовом секторе — 4,5 млрд. долл., строительстве — 2,9 млрд. долл. Набирает силу тенденция к растущему возврату капиталов. Отток зарубежных российских иностранных инвестиций в 2007 г. (74,6 млрд. долл. ) значительно уступал притоку иностранных инвестиций (120,9 млрд. долл.). Больше всего инвестиций в указанный период поступило из Великобритании — 26,2 млрд. долл., Кипра — 20,7 млрд. долл., Нидерландов — 18,8 млрд. долл., Люксембурга — 11,5 млрд. долл., Франции — 6,7 млрд. долл., Швейцарии — 5,3 млрд. долл., Ирландии — 5,2 млрд. долл., ФРГ — 5,1 млрд. долл., Британских Виргинских островов — 2,1 млрд. долл.

По данным Росстата, поступившие в 2007 г. иностранные инвестиции были использованы, в основном, следующим образом. На оплату сырья, материалов, комплектующих изделий ушли 21,8 млрд. долл. На погашение банковских кредитов и займов были потрачены 16 млрд. долл. Операции по покупке ценных бумаг были профинансированы на сумму в 14,2 млрд. долл. На инвестиции в основной капитал пошли 14,4 млрд. долл. На предоставление займов были использованы 3,3 млрд. долл. Прочие затраты составили 33,7 млрд. долл. Не были использованы 11,1 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 120,9 млрд. долл. Житков В. Ф., Бугакова Н. А., Воронина И. Р. Инвестиции в России. М.: Росстат, 2012.- С.53.

Инвестиции тогда были ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность). В целом отраслевое распределение накопленных на 1 января 2008 г. иностранных инвестиций не претерпело принципиальных изменений. Основной объем приходится на обрабатывающую промышленность (66,6 млрд. долл.), сферу торговли и общественного питания (58,2 млрд. долл.), добычу полезных ископаемых (41,3 млрд. долл.). В сферу недвижимости, транспорт и связь, финансы, инвестировано соответственно 20,6 млрд. долл., 16,1 млрд. долл., 9,1 млрд. долл. Характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. На девять субъектов Федерации приходилось 88,7 % поступивших в 2007 г. иностранных инвестиций. В частности, в Москву поступило 58,6 % их всего объема, в Красноярский край — 10,2 %, Санкт-Петербург — 5,2 %, Сахалинскую область — 4,1 %.

В отношении прямых иностранных инвестиций следует отметить, что в этой сфере наметились определенные положительные сдвиги, но этого недостаточно. Поставлять в Россию передовые технологии развитые страны в массе своей пока не торопятся. Здесь имеют место проблемы не столько экономические, сколько политические.1Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Альпина Паблишер, 2012.- С. 89.

Незначительный объем портфельных инвестиций в экономике России обусловлен прежде всего недостаточной развитостью российского фондового рынка и отсутствием достаточно стабильной нормативно-правовой базы его регулирования. Это приводит к тому, что на рынке обращается очень ограниченное число российских компаний, а оценка их акций существенно занижается. Иностранные инвесторы на фондовом рынке по большей части преследуют спекулятивные цели, практически не оказывая никакого влияния на российскую промышленность. Страновая структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику свидетельствует о том, что большую часть иностранных вложений представляют собой ранее вывезенные из России капиталы российскими компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах в качестве местных фирм. В целом, если рассматривать прямые инвестиции в России по формам и методам, то можно выделить три направления: создание предприятий с участием иностранного капитала, использование соглашений о разделе продукции и концессионные договоры и соглашения о разделе продукции.

Читайте также  Инвестиции в северо западный регион

Предприятия с участием иностранного капитала. До 1991 г. первой и единственной формой использования иностранного капитала были совместные предприятия. Они начали создаваться с 13 января 1987 г. с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». В постановлении предусматривалось, что доля советской стороны в уставном фонде совместного предприятия должна составлять не менее 51%. Подобное ограничение было сочтено нецелесообразным и в дальнейшем было отменено. Доли советских и иностранных участников в уставном фонде стали определяться по договоренности между ними. С принятием Закона об иностранных инвестициях 1991 г. произошла замена термина «совместное предприятие» на «предприятие с иностранными инвестициями». В ст. 12 Закона указывалось: «. На территории РСФСР могут создаваться и действовать: предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, а также их дочерние предприятия и филиалы; предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; филиалы иностранных юридических лиц».

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия. С принятием ГК РФ, действующего с 1 января 1995 г., а позже и Закона об иностранных инвестициях 1999 г. произошло новое изменение терминологии — предприятия с иностранными инвестициями стали называться коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества, т.е. в тех же формах, что и предприятия, в которых нет иностранного капитала.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. допускает создание на территории Российской Федерации иностранными юридическими лицами своего филиала, который выполняет все или часть функций этого лица, действуя от его имени, при условии, что деятельность носит коммерческий характер. Имущественную ответственность по обязательствам, связанным с такой деятельностью, несет это юридическое лицо.

Либерализация доступа иностранного капитала в Россию в начале 90-х гг. явилась главной причиной того, что число совместных предприятий с зарубежными партнерами и компаний со 100% иностранным капиталом увеличилось в шесть раз с 2533 в 1992 г. до 16079 в 1996 г. В дальнейшем процесс создания совместных предприятий с участием иностранного капитала несколько замедлился, поскольку этому в значительной степени препятствовали сложные процедуры организации бизнеса, избыточные административные бартеры, высокие риски инвестирования, отсутствие эффективного механизма гарантирования иностранных капиталовложений, коррупция чиновников и т.д. Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции. М.: КноРус, 2011.-С.33.

Соглашения о разделе продукции. В первой половине 1990-хх гг. большие надежды относительно широкого привлечения иностранного капитала в добывающую промышленность возлагались на соглашения о разделе продукции . В связи с этим в 1995 г. был принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в качестве подвида договоров о концессии. Однако соглашения о разделе продукции как подвид договора концессии можно было рассматривать только с теоретической точки зрения, а на практике в отношении собственности по поводу произведенной в ходе использования недр продукции между ними имеется существенное отличие. При концессии произведения продукция полностью принадлежит инвестору и оплату он осуществляет деньгами или произведенной продукцией, поступившей в его собственность. А соглашения о разделе продукции подразумевает раздел между государством и инвестором так называемой прибыльной продукции, т. е. инвестор заранее отказывается от прав собственности на часть прибыльной продукции в пользу государства. В соглашении о разделе продукции предусматривалось привлечение иностранного инвестора к операциям, которые по той или иной причине не в состоянии вести национальная нефтяная компания. Основополагающий принцип соглашений о разделе продукции — инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Суть соглашений о разделе заключалась в следующем:

  • · иностранная сторона должна нести все расходы по разведке, разработке месторождения;
  • · иностранная сторона имела право на возмещение своих расходов в виде получения оговоренной доли валовой продукции;
  • · оставшаяся часть продукции распределялась между государством и компанией на базе установочной формулы.

При заключении соглашения о разделе продукции предусматривался раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Схема раздела продукции между государством и инвестором выглядела следующим образом.

Схема составлена на основе Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», ст. 8, 9, 10.

Опыт применения соглашений о разделе продукции в России выявил много проблем и далеко неоднозначных, прежде всего в области оценки такой формы привлечения иностранного капитала в российскую добывающую промышленность. На этот счет российскими экономистами и экспертами высказываются самые различные мнения и оценки, где превалируют в основном крайне скептические оценки относительно выгодности применения такой формы привлечения капитала для государства. Решение российского правительства о применении такой формы привлечения иностранных капиталовложений едва ли можно считать удачным. С одной стороны, соглашение о разделе продукции — это первый шаг к коррупции и последний шаг к переходу к нормальному режиму налогообложения. Получается, что в стране действует два налоговых закона: обычный и соглашений о разделе продукции, представляющие собой подобие офшора, при котором никаких реальных инвестиций в экономику не вкладывается. В развитых странах такие соглашения не используются, поскольку проблемы налогообложения нефти и газа решены. В России использование СРП можно было бы применять только в исключительных случаях: разработка месторождений, добыча нефти на континентальном шельфе, да и это могло рассматриваться в качестве временной меры. В остальных случаях целесообразно использовать дифференцированный подход к налогообложению, т. е. ввести коэффициенты к налогу на добычу, ставки которого будут изменяться в зависимости от условий. С другой стороны, государству невыгодно передавать свои нефтегазовые месторождения иностранным инвесторам, поскольку они не полностью выполняют свои обязательства, которые формально на себя берут. Кроме того, государство недополучает значительные финансовые средства от сдачи в эксплуатацию своих недр, поскольку в договорах о разработке месторождений в отношении платежей записано, что только когда компания покроет свои расходы по освоению месторождения, она начнет делиться продукцией с государством, а расходы можно покрывать в течение очень длительного времени. Аналитики нефтяных компаний проводили приблизительные подсчеты: если ввести в режим СРП все 28 месторождений, за год государство потеряет приблизительно 5 млрд. долл. По подсчетам специалистов, каждые 10 лет стоимость добычи нефти уменьшается вдвое благодаря развитию техники. В этом случае России выгодно притормозить выкачивание нефти, поскольку незачем отдавать наши недра на откуп компаниям, вкладывающим незначительные средства в казну государства. Не стоит искусственно ускорять разработку шельфов, представляющих собой труднодоступные месторождения, в которые приходится вкладывать наибольшее количество средств, если через некоторое время Россия сможет добыть эту нефть сама и с более ощутимой выгодой для себя. В этом плане более целесообразно использовать рентные отношения по опыту Англии и Норвегии, где иностранные компании работают на государственных недрах, получая соответствующее вознаграждение, а большая часть дохода от добычи идет в государственный бюджет. Орлова Е. Р., Зарянкина О. М. Иностранные инвестиции в России. М.: Омега-Л, 2010. -С.73.

Концессионные договоры. Концессии появились в России во второй половине XIX в., в период достаточно динамичного развития капитализма. В советское время развитие концессий происходило в годы нэпа. В период с 1921 по 1928 г. советская власть получила 2400 концессионных предложений, заключено было всего 178 договоров. Большая часть концессий разрабатывалась в лесном секторе. Одним из крупнейших концессионных предложений был норвежский проект «Великого Северного Пути». Проектом предполагалось провести за счет иностранного капитала через малонаселенные северные лесные районы России железнодорожные и водные пути. По обеим сторонам дороги концессионерам предполагалось предоставить двадцативерстную полосу для эксплуатации лесов, сооружения лесопильных заводов и других промышленных предприятий. Лес, вывозимый с этих участков за границу, должен был пойти частью в погашение вложенного иностранцами капитала. Однако слишком долгое проведение переговоров, а также недостаточность средств только одной Норвегии для осуществления такого гигантского проекта не позволили ему реализоваться. В конце 1920-х гг. нэп был свернут, концессии, как ненужная модель хозяйствования, прекратили свое существование. Только в 1990-х гг. понятие концессии вернулось в российское законодательство.

Читайте также  Виды инвестиций в финансовые рынки

Концессией был назван договор о предоставлении прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление. Однако в 1990-е гг. и до первой половины 2000-х гг. эта форма привлечения иностранных инвестиций развития не получила. К идее использования концессионных соглашений вернулись во второй половине 2000-х гг. В 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях, .), в котором было определено, что его целями являются привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителем. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О концессионных соглашениях», применяются правила международного договора. Сущность концессионного соглашения в Законе определена следующим образом.

По концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента и быть свободным от прав третьих лиц. Изменение целевого назначения реконструированного объекта и передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускаются. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если в соглашении не предусмотрено иное. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, если в нем не предусмотрено иное условие. В частности, в соглашении может быть предусмотрена обязанность концессионера застраховать объект концессионного соглашения за свой счет. Имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения и не являющееся объектом концессионного соглашения, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Что касается исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концесссионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, то они принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и реконструкцию объекта, использование и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении. Орлова Е. Р. Инвестиционные процессы в России. М.: КомКнига, 2012.-С.47.

В Законе предусмотрено, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в такое имущество, как:

автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта;

морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур, морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; инвестиция россия экономика привлечение

аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, объекты единой системы организации воздушного движения; гидротехнические сооружения, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

метрополитен и другой транспорт общего пользования;

объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

В соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сторонами концессионного соглашения являются:

концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта и реконструкции объекта, объема инвестиций в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Оплата может быть установлена в следующих формах: в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный); установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате деятельности; передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Стороны могут предусматривать в концессионном соглашении сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Права контроля за исполнением концессионного соглашения принадлежат концеденту. Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, использованию объекта в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением. При этом необходимо подчеркнуть, что указанные выше контролирующие исполнение концессионного соглашения органы исполнительной власти не вправе:

вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера;

разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. -С.170.

Итак, законом определены все основные условия, которые должны быть предусмотрены в концессионном соглашении, в том числе такие, как: обязательства концессионера по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдении сроков его создания или реконструкции; по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением; срок его действия; состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности; цели и срок использования (эксплуатации) объекта и других условий, не противоречащих российскому законодательству. Законом предусматривается предоставление гарантий прав и законных интересов концессионеров.

Читайте также  Общие положения оценки эффективности инвестиций

Что же касается методов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, то в первую очередь необходимо реформировать законодательную систему, также необходимо совершенствовать налоговую систему, а именно снижение налоговых ставок на прибыль, не мало важным фактором является снижение коррупции, так как это может свести к минимуму все усилия государства по привлечению прямых иностранных инвестиций. Очень много недоработок по данной сфере, о том, что надо сделать можно говорить бесконечно. Но не факт, что если Россия исправит все свои «минусы», приведет инвестиционный климат в порядок, то она станет наиболее привлекательной для инвесторов. Все-таки главной целью является достичь той самой привлекательности, чтобы в страну тянулись, необходимо вкладывать и развивать наиболее важные сферы жизнедеятельности, которые нуждаются в капитальном финансировании.

Способы привлечения иностранных инвестиций

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

· привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

· регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

· привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

· создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в нынешней российской терминологии фактически — обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки “советской” формы СП — произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный фонд — стали очевидными, преобладающей (в особенности для крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только 26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а целых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу)

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база (так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которым может применяться закон соглашениях о разделе продукции).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК /включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Такой “отраслевой перекос” не случаен — он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти — в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);

2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего — в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику являет­ся важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на форми­рование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:

— достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенаци­ональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

— ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, наце­ленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

— радикализация борьбы с преступностью;

— торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвес­тиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла­дам;

— внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную

— запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

— предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иност­ранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол­ностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

— формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российс­кую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характе­ризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализа­цию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Источники: http://vuzlit.ru/1186679/politika_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://studwood.ru/1338146/ekonomika/formy_metody_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_rossiyskuyu_ekonomiku, http://mylektsii.ru/2-15011.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто