Статьи конституции рф об инвестициях

Инвестиционные правоотношения;

Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права)

Инвестиционная деятельность как институт финансового права

Инвестиционное право — подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода.

Предметом инвестиционной деятельности как института финансового права, в свою очередь, являются отношения по аккумулированию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — имеющих особую финансовую специфику, состоящую в их инвестиционном предназначении.

Другим ключевым критерием отраслевого деления норм права является метод правового регулирования, который включает в себя набор приемов и способов регулятивного воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования инвестиционной деятельности не является самостоятельным методом, а использует метод правового регулирования финансового права. Это своеобразное сочетание императивных и диспозитивных норм права, где явный приоритет отдается императивному методу, методу государетвенно-властных предписаний.

Можно выделить следующие субинституты инвестиционного права (как комплексной подотрасли российского права):

— правовое регулирование инвестиций в форме капитальных вложений (прямые инвестиции);

— правовое регулирование инвестиционных операций на финансовых рынках (портфельные инвестиции, арбитражные операции);

— правовое регулирование специальных форм кредитования, таких как синдицированный, субординированный кредиты;

— правовое регулирование специальных форм финансирования (лизинговые, факторинговые и форфейтинговые операции);

— правовое регулирование иностранных инвестиций;

— правовое регулирование коллективных инвестиций (общие фонды банковского управления, паевые и акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования);

— правовое регулирование инвестиций в недропользование и раздела продукции;

— правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве.

Источниками инвестиционного права являются объективные формы, в которых нашло выражение данное правовое направление.

Главенствующая роль в инвестиционном праве, как и в российском праве в целом, принадлежит законам как нормативным актам, обладающим высшей юридической силой.

Особую роль в системе источников инвестиционного права играют нормы Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает законодательные основы инвестиционной деятельности, правового режима инвестирования на территории Российской Федерации и основы правового статуса инвестора.

Отдельные статьи Конституции РФ обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых потоков, свободное использование имущества и иных результатов инвестиционной деятельности, регулируют права и обязанности инвесторов, а также охрану частной собственности инвесторов.

Конституция РФ координирует международные внешнеэкономические связи РФ, определяет порядок заключения инвестиционных международных договоров и соглашений.

Отдельные вопросы осуществления иностранных инвестиций закреплены в конституциях субъектов РФ.

Гражданский кодекс РФ устанавливает основные организационно-правовые формы (ООО, ОДО, ЗАО, АО, ИП), при помощи которых субъекты инвестиционной деятельности могут осуществлять инвестирование. Гражданский кодекс РФ также приводит определение международного правового статуса иностранного инвестора, устанавливает основные виды объектов гражданских прав, денег, ценных бумаг, иных материальных и нематериальных вещей, которые могут быть использованы в качестве инвестиционного ресурса.

Налоговым кодексом РФ регулируются правоотношения, связанные с порядком налогообложения различных видов и форм инвестиционной деятельности, особенностями налогообложения иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда иной порядок закреплен международными актами, а также надзорные и фискальные функции· налоговых органов в отношении инвесторов.

Таможенный кодекс РФ регулирует правила внешнеэкономической деятельности и режим пересечения таможенной границы РФ при осуществлении инвестиционной деятельности.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрено право субъектов РФ принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционные правоотношения на территории соответствующих субъектов. В связи с этим указанные акты также относятся к источникам инвестиционного права.

Подзаконные акты по отношению к законам играют вспомогательную роль и предназначены развивать положения законов, конкретизировать их применение, и в совокупности эти источники являются инвестиционным законодательством.

Источниками инвестиционного права являются нормативные акты исполнительных органов РФ, а именно Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов России, Федеральной службы по финансовым рынкам России и других органов исполнительной власти. Особое место занимают акты Федеральной службы по финансовым рынкам России — ведущего регулятора осуществления инвестиционной деятельности на фондовом рынке России.

Акты органов местного самоуправления, международно-правовые акты также являются источниками инвестиционного права.

Важными источниками инвестиционного права являются международно-правовые акты. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.) заложила основы деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Положениями Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.) была сформирована система стимулирования инвестиций при помощи их международного страхования. Конвенция о защите прав инвесторов (1997 г.) позволила унифицировать инвестиционное законодательство стран СНГ, закрепила понятия инвестора и инвестиций, установила благоприятный режим взаимного инвестирования между Российской Федерацией и странами СНГ.

Действующая нормативная база инвестиционной деятельности постоянно совершенствуется и дорабатывается с учетом существующих реалий.

Принципами инвестиционного права (в том числе инвестиционной деятельности как института финансового права) являются фундаментальные основы построения и функционирования инвестиционных правоотношений, они являются базовыми началами всего инвестиционного процесса.

К основополагающим принципам инвестиционного права можно отнести следующие:

1. Принцип государственного регулирования заключается в том, что организация инвестиционной деятельности является приоритетной сферой интересов государства, которое посредством публично­правового метода воздействия реализует инвестиционную политику в интересах государства, общества, личности. Данная функция осуществляется государством через систему федеральных органов общей и специальной компетенции, а также органами субъектов РФ.

Принцип свободы осуществления инвестиционной деятельности заключается в праве инвестора самостоятельно определять процесс инвестирования, форму и методы инвестирования, а также объемы инвестиций, сферу их направления.

Принцип справедливости и юридического равенства участников инвестиционной деятельности. Данный принцип является универсальным и проявляется в соразмерности между вкладами (участием инвесторов) и получаемым ими доходом. Полученные доходы (дивиденды) должны быть пропорционально распределены между всеми участниками инвестиционного процесса. Данный принцип закреплен в ст. 5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-I «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»[16], где определяется равенство прав всех инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности. Юридическое равенство при этом распространяется на всех участников инвестиционного процесса, за исключением государства.

Принцип плановости, главным объективным проявлением которого является финансовый план инвестора — это его смета и баланс (в экономическом смысле).

Принцип стабильности условий хозяйствования базируется в целом на стабильности и единстве всей государственно-правовой системы Российской Федерации и в частности на законодательстве, регулирующем осуществление предпринимательской деятельности в России.

Государство нормативно закрепило единство условий хозяйствования на всем экономическом пространстве Российской Федерации нормами Конституции РФ, федеральными законами, имеющими высшую юридическую силу. Посредством стабильности системы законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, достигаются стабильные условия хозяйствования как непременного условия осуществления инвестиционной деятельности.

Принцип недопустимости распространения закона, ухудшающего положение инвестора, на длящиеся правоотношения. В первую очередь это касается среднесрочного и долгосрочного инвестирования, поскольку для реализации отдельных инвестиционных проектов может потребоваться не один год, а десятилетие и более. Особенно актуальна для потенциальных инвесторов стабильность налогового законодательства.

Принцип защиты инвестиционной деятельности заключается в правой защите самих инвестиций, а также законных прав и интересов инвесторов. Это наиболее актуально для среднесрочных и долгосрочных инвестиций. Интересы инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности состоят в сохранности инвестиционных ресурсов, получении преференций, прибыли, информации, обеспечении возвратности инвестиций.

Для инвестиционного права свойственны и другие принципы:

— непротиворечивости и ясности актов налогового законодательства;

— определенности, пропорциональности и соразмерности налогообложения;

— свободы выбора инвестиционного объекта и др.

Инвестиционные правоотношения имеют самостоятельный субъектный состав. Субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, инвестиционные посредники, такие как банки, биржи, страховые, инвестиционные компании, инвестиционные консультанты и их объединения, иные участники инвестиционной деятельности.

Читайте также  Инвестиции в облигации для начинающих

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторами выступают субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций.

Инвесторами могут выступать:

— государство, субъекты Федерации, местные администрации в лице своих органов;

— иностранные государства, органы иностранных государств;

— международные и межправительственные организации;

— национальные юридические лица и индивидуальные предприниматели, их объединения;

— некоммерческие и общественные организации;

— иностранные юридические лица и их объединения, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;

— иностранные граждане, граждане РФ, лица без гражданства.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.

Получатель инвестиций является другим субъектом инвестиционных правоотношений и во многих случаях выступает их инициатором.

Получателями инвестиций в Российской Федерации могут выступать:

— государство, субъекты Российской Федерации, местные администрации;

— хозяйственные общества и индивидуальные предприниматели.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории Российской Федерации, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

С точки зрения финансово-правовой науки инвестиционные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права особые общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и вложения денежных фондов инвесторов, управления ими и последующего контроля за их использованием. Эти отношения всегда возникают по поводу движения финансов и обусловлены государственной финансовой политикой.

Инвестиционной деятельности

Регулирование условий инвестиционной деятельности.Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государство применяет различные административные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, прежде всего в следующих формах:

1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;

2) посредством прямого управления государственными инвестициями;

3) принятием государственных инвестиционных проектов;

4) посредством особого регулирования государственной деятельности;

Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:

· участие государственных органов в инвестиционной деятельности;

· создание свободных экономических зон;

· распределение и перераспределение финансовых ресурсов;

· кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов, процентов);

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.

В качестве основных законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.).

2. Градостроительный кодекс РФ (1998 г.).

3. Гражданский кодекс РФ, часть первая (1994 г.), часть вторая (1996 г.).

4. Налоговый кодекс, часть вторая (2001 г.).

Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России имеют следующие Законы:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Градостроительный кодекс РФ (1998).

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Закон РФ «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г. (опубликован в Экономической газете (1991, № 4)).

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.

6. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ.

7. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220.

8. Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.).

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ определяет:

· основы градостроительной политики;

· порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;

· права и обязанности субъектов (участников градостроительной деятельности).

Градостроительный кодекс (1998 г.) регулирует отношения в области системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городов и сельских поселений, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Градостроительный кодекс определяет компетенцию органов государственной власти РФ и органов субъектов РФ, права и обязанности граждан и значение градостроительной документации.

В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.

Через налоговое законодательство государственные органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.Благоприятные условий для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:

· совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

· установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

· защиты интересов инвесторов;

· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

· расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

· создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

· принятия антимонопольных мер;

· расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

· развития финансового лизинга в Российской Федерации;

· проведения переоценки основных фондов в соответствии с
темпами инфляции;

· создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится путем:

· разработки, утверждения и финансирования инвестиционных
проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

· формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

· предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

Читайте также  Правовые основы привлечения иностранных инвестиций

· размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

· проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);

· защиты интересов инвесторов;

· разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

· выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

· вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

· предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Государственному комитету РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрою РФ), Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ.

Задачи и функции Госстроя РФ определены Положением о Госстрое РФ. Согласно положению Госстрой является центральным (федеральным) органом организации государственного регулирования инвестиционной и строительной деятельности в РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Основными задачами Госстроя РФ являются:

1) проведение государственной политики в области строительства и архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, развитие нового экономического механизма и научно-технического прогресса в строительстве, разработка и реализация стратегии развития строительного комплекса;

2) координация деятельности территориальных органов государственного управления и объединений строительных организаций и предприятий по вопросам обеспечения устойчивого функционирования строительного комплекса;

3) осуществление практических мер по повышению архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных качеств застройки городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов в целях создания полноценной среды жизнедеятельности населения.

В составе Госстроя РФ образованы управления: архитектуры, градостроительства, региональных систем расселения; развития сельских территорий и населенных мест; стандартизации и технического нормирования; экономики строительства; проектирования и инженерных изысканий; стройматериалов; технологии и механизации строительства; ценообразования и сметных норм; по правовому обеспечению; финансовое управление; отдел лицензирования; инспекция государственного архитектурно-строительного надзора и др.

Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Государство в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

· обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

· гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

· право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

· стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;

· защиту капитальных вложений.

Защита капитальных вложений заключается в следующем:

1. Капитальные вложения могут быть:

· национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;

· реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности.В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 2448 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Российское законодательство об иностранных инвестициях

Правовую основу регулирования инвестиционных отношений определяют нормы Конституции РФ. Статья 19 Конституции РФ содержит положение о том, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, Конституция РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим в круг источников входят прежде всего ГК РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», налоговое, валютное, таможенное и иное законодательство.

В системе специальных нормативных актов, регулирующих прямые иностранные инвестиции, центральное место занимают федеральные законы: от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ΦЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений), от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон о соглашениях о разделе продукции), от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Закон об иностранных инвестициях – единственный федеральный закон, полностью и исключительно посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом.

Все другие федеральные законы имеют иную сферу регулирования, в чем-то совпадающую со сферой регулирования инвестиционных отношений, в чем-то – нет, отличаясь как по предмету, так и по субъектам регулирования. Так, Закон о соглашениях о разделе продукции, хотя и посвящен регулированию отношений, которые на практике чаще всего складываются именно с участием иностранного капитала (разработка месторождений минерального сырья на условиях раздела добытой продукции между государством и инвестором), тем не менее распространяет свое действие и на российских инвесторов, т.е. устанавливает равные условия для заключения подобных соглашений как с российскими, так и с иностранными инвесторами.

Читайте также  Внутренние и внешние инвестиции данные

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» в указанный закон об инвестиционной деятельности были включены нормы, распространяющие действие одной из государственных гарантий, предусматриваемых для иностранных инвесторов, на национальных инвесторов. Согласно внесенному изменению, в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные акты, то они не применяются в течение сроков, указанных в ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов или для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Закон обеспечивает защиту национальных интересов Российской Федерации и в то же время создает условия для формирования в государстве предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Как общее правило установлено, что иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2).

Закон требует предварительного согласования сделок, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых указанные субъекты приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ч. 3 ст. 2).

Положения этого Закона применяются также к сделкам и соглашениям, совершенным за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и соглашения влекут за собой последствия, указанные выше. Закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация (ч. 5, 6 ст. 2).

Под «контролем иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение», подразумевается возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании акционеров такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган или 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества, или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать 25 и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества (п. 3 ч. 1 ст. 3).

Совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, оформляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и имеющего определенный срок действия (ч. 1 ст. 4).

Закон определяет виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. К ним относятся 42 вида деятельности, в частности различные виды деятельности в области ядерной энергетики, разработка, производство и торговля вооружением и военной техникой, разработка, производство, распространение и обслуживание шифровальной техники, космическая деятельность, некоторые виды деятельности в области связи, теле- и радиовещания, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добыча водных биологических ресурсов и др. (ст. 6).

Сделки, совершенные с нарушением требований данного Закона, ничтожны (ч. 1 ст. 15). Действие Закона не распространяется на сделки, совершенные до дня вступления его в силу (ч. 2 ст. 16).

Остальные федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях в силу наличия в них определенного числа правовых норм, устанавливающих специфическое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К ним, в частности, относятся федеральные законы: от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», а также Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо указывает, что регулирование вложений иностранного капитала в кредитные и страховые организации является прерогативой законодательства о банковской и страховой деятельности. В соответствии с законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлена квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничены права организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры.

Среди источников, которые специально посвящены регулированию иностранных инвестиций, значительное место занимают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. В качестве примера назовем лишь некоторые из них: Указ Президента РФ от 26.02.1993 № 282 «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», постановление Правительства РФ от 20.11.1999 № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа “С”», постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России», постановление Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений», письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28.05.2012 № 23-20/26488 «О применении Решения Комиссии Таможенного союза», приказ ЦБ РФ от 23.04.1997 № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» и др.

Источники: http://studopedia.su/10_15424_investitsionnie-pravootnosheniya.html, http://helpiks.org/1-16151.html, http://studme.org/68142/pravo/rossiyskoe_zakonodatelstvo_inostrannyh_investitsiyah

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто