Таможенные платежи как средство привлечения иностранных инвестиций: специфика и тенденции развития — курсовая работа (6813)
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. 3
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. 5
- 1.1. Содержание и структура таможенного механизма стимулирования инвестиционной активности. 5
- 1.2. Таможенные льготы и гарантии иностранным инвесторам, как средство привлечения иностранных инвестиций. 9
- ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. 18
- 2.1. Особенности регулирования таможенных платежей для привлечения иностранных инвестиций посредством лизинга и в особых экономических зонах. 18
- 2.2. Динамика и перспективы совершенствования таможенных платежей для привлечения иностранных инвестиций. 23
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 32
Введение (отрывок)
Актуальность темы изучения обоснована тем, что экономическая жизнь России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Поэтому инвестиции, в том числе зарубежные крайне необходимы современной российской экономике. В современных условиях привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых экономических реформ.
Целью настоящей работы является изучение таможенных платежей, как средства привлечения иностранных инвестиций.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1. изучить содержание и структуру таможенного механизма стимулирования инвестиционной активности;
2. рассмотреть таможенные льготы, как средство привлечения иностранных инвестиций;
3. выявить особенности регулирования таможенных платежей для привлечения иностранных инвестиций посредством лизинга и в особых экономических зонах;
4. исследовать динамику и перспективы совершенствования таможенных платежей для привлечения иностранных инвестиций.
Объектом изучения являются таможенные платежи.
Предметом изучения выступают таможенные платежи, как средство привлечения иностранных инвестиций.
Заключение (отрывок)
1. изучение содержания и структуры таможенного механизма стимулирования инвестиционной активности показало, что таможенный тариф относится к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенные тарифы обычно содержат несколько колонок ставок обложения.
2. исследование таможенных льгот и гарантий иностранным инвесторам, как средств привлечения иностранных инвестиций выявило, что основополагающим принципом при определении гарантий прав иностранных инвесторов в Российской Федерации является установление национального режима для иностранных инвесторов. Таможенным кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе» предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую таможенную границу.
3. оценка особенностей регулирования таможенных платежей для привлечения иностранных инвестиций показала, что ключевыми инструментами стимулирования иностранных инвестиций является таможенное регулирование ввоза товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, таможенное регулирование лизинговых операций и таможенное регулирование инвестиций в особых экономических зонах, при реализации соглашений о разделе продукции и договоров концессий.
4. изучение динамики иностранных инвестиций в РФ в ее взаимосвязи с динамикой таможенных платежей показывает, что регулирование таможенных платежей для привлечения иностранных инвестиций нуждается в дальнейшем совершенствовании. Этот вывод обоснован тем, что, несмотря на повышением активности иностранных инвесторов в РФ .
С целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику ФТС России проводит также активную работу в рамках рабочей группы «Совершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Список использованной литературы
- Нормативные правовые акты
- 1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ – 2003 — № 22 — Ст. 2063.
- 2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — № 50. — ст. 6615.
- 3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 4 марта 2014 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ – 1993 — № 23. — ст. 821.
- 4. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. (с изм. и доп. от 3 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. – 1999. — № 7.
- 5. Федеральный закон Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» // РГ — Федеральный выпуск №6199.
- 6. Приказ ФТС от 28 ноября 2007 №1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы» // Таможенные ведомости. — 2008. — №3.
- Научная и методическая литература
- 7. Беляев Д.В. Механизм взаимодействия государства и рынка в процессе привлечения иностранных инвестиций // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 180-186.
- 8. Булдакова А.В. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс].
- 9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М.: Статут, 2013. – 457 с.
- 10. Коник Н.В., Невешкина Е.В. Таможенное дело. – М.: Научная книга, 2012. — 208 с.
- 11. Куранова В.Б. Методические аспекты исследования инвестиционного климата в особых экономических зонах // Материалы международной научно-практической конференции «Внедрение международных стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества экономического образования» (Орел, 17-19 октября 2012 года). — Орел: ГУ-УНПК, 2012. – С. 29.
- 12. Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 35). — М.: Институт Гайдара, 2014. — 540 с.
- 13. Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году. — М.: Изд-во ТС РФ. — 67 с.
- 14. Таможенное дело: учебник / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Закон и право, 2012. – 375 с.
- 15. Худжатов М.Б. Развитие таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение Российской Федерации: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. — 256 с.
Таможенные льготы для иностранных инвесторов
Виды таможенных льгот и условия их применения.
Основополагающим принципом при определении гарантий прав иностранных инвесторов в Российской Федерации является установление национального режима для иностранных инвесторов.
Данный режим гарантирует применение иностранными инвесторами на территории Российской Федерации общего законодательства страны (прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», налогового, валютного, таможенного и иного законодательства).
Таможенным кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе»1, законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», постановлениями Правительства РФ, а также рядом ведомственных актов, принятых в их развитие, предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую таможенную границу.
При этом таможенные льготы либо предоставляются отдельным категориям граждан и юридических лиц, либо действуют в отношении конкретных видов товаров.
В Таможенном кодексе РФ (далее — ТК РФ) понятие таможенных льгот не содержится, однако в некоторых его нормах присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот. Данный нормативный акт оперирует исключительно термином «льготы», не употребляя смежных понятий, таких как, преимущество, иммунитет, стимул, поощрение и пр.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» эти льготы именуются либо тарифными льготами, либо тарифными преференциями.
При классификации таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности); беженцам или вынужденным переселенцам; дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам; юридическим лицам (при наличии оснований, установленных законом); государствам (в соответствии с международными соглашениями).
Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. В частности, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (статьи 216, 218 ТК РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока.
Введение льгот временного характера может быть продиктовано мероприятиями по реализации каких-либо государственных программ, которые, как правило, рассчитаны на определенный период.
При выборе таможенного режима субъект нередко получает возможность получения льгот, касающихся уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таковы режимы переработки, таможенного склада, временного ввоза, реимпорта, реэкспорта, перемещения припасов, беспошлинной торговли и др.
Таможенные льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. Льготы, выраженные либо в возврате таможенной пошлины, либо в полном или частичном освобождении от ее уплаты, либо в установлении тарифных ограничений на перемещение товара, именуются тарифными преференциями. Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, исключительно по решению Правительства РФ. Одним из основных критериев предоставления тарифных преференций выступает страна происхождения товара. Влияние данного фактора на объем таможенных пошлин проиллюстрируем таблицей 1.
Перечень товаров, освобождаемых от уплаты налогов (НДС и акцизов) по отношению к перемещаемым через границу товарам, устанавливается Налоговым кодексом РФ (статьи 150, 183). Кроме того, и в ТК РФ указываются основания освобождения от их уплаты. К ним, как правило, относятся условия определенных таможенных режимов. Примером тому может служить норма ст. 215 ТК РФ: таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов. В таможенном законодательстве также предусмотрены случаи предоставления льгот по таможенным сборам. Так, согласно ч. 1 ст. 357.9 ТК РФ, сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении гуманитарной помощи; товаров, перемещаемых представительствами иностранных государств; временно ввозимых (вывозимых) культурных ценностей; товаров, перемещаемых для личного пользования в пределах установленных ограничений, и др.
Применительно к затрагиваемой теме иностранных инвестиций и таможенных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, отмечу, что в международно-правовой практике к иностранным инвестициям применяется либо «режим наибольшего благоприятствования», либо «национальный режим». В последнем случае речь идет о единых правилах для иностранных и отечественных инвесторов. П Р А К Т И К У М Страна происхождения Вид льгот Условия предоставления льгот Необходимые документы Страны СНГ Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин. Происхождение товара — страна СНГ. Отправитель товара — участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ. Сертификат о происхождении товара СТ-1. Декларация о происхождении товара. Развивающиеся страны Снижение ввозной таможенной пошлины на 25%. Происхождение товара — развивающаяся страна. Сертификат о происхождении товара формы «А». Наименее развитые страны Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин. Происхождение товара — наименее развитая страна. Сертификат о происхождении товара формы «А». Таблица 1. Страна происхождения товара как критерий установления льгот по уплате таможенных пошлин.
Закон об иностранных инвестициях декларирует национальный режим для иностранных инвесторов 2.
В ст. 4 этого закона утверждается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставляемый российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами.
То есть иностранный инвестор на территории России имеет такое же право на защиту своих прав и интересов, как и российские юридические лица, включая право требовать возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
При этом введение определенных изъятий в правовом режиме деятельности иностранных организаций по сравнению с российскими юридическими лицами допускается только на основании федеральных законов.
Данные изъятия могут быть как ограничительного, так и стимулирующего характера. Во всех государствах с рыночной экономикой ограничения в свободе обращения иностранных инвестиций считаются допустимыми, так как данные меры установлены в целях обеспечения национальной безопасности.
В России правовые посылки к ограничительным изъятиям определяет Закон об инвестициях, который допускает их только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В разрезе рассматриваемого вопроса таможенных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, обратимся к статье 3 ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), которая предусматривает, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо 2 Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ. П Р А К Т И К У М или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.
В исключительных случаях применяется и режим преференций, например, для развития экономик Союза Независимых Государств. Применительно к российскому законодательству, для иностранных инвесторов в России законом об иностранных инвестициях установлены следующие основные гарантии:
гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5);
гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);
гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7); гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);
гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);
гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);
гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документарной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13); гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).
Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятным, нежели национальный, — это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 закона об иностранных инвестициях). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документарной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется. Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.
Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 закона об иностранных инвестициях). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. После этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.
Также закон об иностранных инвестициях предусмотрел, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона об иностранных инвестициях). Статьей 37 закона «О таможенном тарифе» и пп. 7 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление иностранным инвесторам ряда таможенных и налоговых льгот, например, освобождение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
При отказе в предоставлении данных льгот, в том числе по формальным основаниям, иностранный инвестор может обратиться за судебной защитой своих интересов и реализовать право на особые условия деятельности (например, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.09.2003 г. по делу № Ф09-3360/03-АК).
Также Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Информационном письме от 18.01.2001 г. № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» указывает следующее:
к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода; платежи, уплаченные таможенным органам Российской Федерации при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставной фонд хозяйственного общества с иностранными инвестициями, а также имущества, предназначенного для собственного материального производства, учитываются при уплате налогов в Российской Федерации этим предприятием с иностранными инвестициями; иностранное юридическое лицо, уплатившее налоги в бюджет Российской Федерации, при исполнении денежного обязательства по внешнеэкономическому контракту не может считаться не исполнившим денежное обязательство;
при рассмотрении споров арбитражному суду следует учитывать, что иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации;
иностранным предпринимателям предоставляются налоговые льготы согласно нормативным актам о создании свободных экономических зон.
Штрафные санкции не применяются к иностранной компании, пользующейся налоговой льготой, на основании распоряжения органа исполнительной власти, принятого с превышением полномочий.
И что, по мнению автора, является наиболее важным при рассмотрении данной темы, предприятие с иностранными инвестициями не может быть лишено таможенных преференций при отсутствии доказательств его противоправного поведения.
Приведем пример из практики. Совместное предприятие с иностранными инвестициями предъявило к таможне иск о признании недействительным постановления по делу о нарушении таможенных правил.
Иностранная компания ввозила для совместного предприятия (кондитерской фабрики) сахар-песок с Украины. Декларировался товар совместным предприятием. При этом декларантом к таможенному оформлению были представлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные Торгово-промышленной палатой Украины, на основании чего в графе 16 грузовых таможенных деклараций товар был заявлен как происходящий из государства Украина. Так как Украина является участницей Соглашения о создании зоны свободной торговли, это служило основанием для освобождения товара от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
При проведении таможней в 1998 году проверки по вопросам, связанным с осуществлением импортных операций и исполнением таможенного законодательства в 1996 году, было установлено, что упомянутые сертификаты о происхождении товара не соответствуют действительности. Эти документы были выданы на сахар, полученный из сахара-сырца, странами происхождения которого являлись Бразилия, Куба, Доминиканская Республика, Таиланд.
В связи с этим обстоятельством таможней принято постановление по делу о нарушении таможенных правил и совместное предприятие П Р А К Т И К У М привлечено к ответственности по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы неуплаченных таможенных платежей. При принятии постановления таможенный орган исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 24.09.93 г. (с последующими изменениями), страной происхождения товара считается государство, где этот товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Согласно пункту 5 названных правил под достаточной понимается такая переработка, когда изменение товарной позиции на уровне любого из первых четырех знаков приводит к изменению классификационного кода товара. Из Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности СНГ (группы 17 «Сахар и кондитерские изделия из сахара») следует, что сахар-сырец и сахар белый имеют классификационные коды, совпадающие на уровне первых четырех знаков, а поэтому спорный товар нельзя считать подвергнутым достаточной переработке и происходящим с территории Украины, в связи с чем преференциальный режим к нему не применим.
Между тем о недостоверности сертификатов совместному предприятию не было известно, и его действия по заявлению в таможенных декларациях сведений об украинском происхождении сахара были основаны на подлинных документах, выданных уполномоченным органом Украины и заводом-изготовителем. Согласно статье 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также пунктам 18 и 19 Правил определения страны происхождения товаров в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенные органы вправе обратиться к уполномоченным организациям, выдавшим сертификат, или к другим компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Как видно из материалов дела, при таможенном оформлении сахара на день его ввоза на территорию Российской Федерации у таможни не было сомнений в достоверности сертификатов, не имелось сведений о стране происхождения товара и никаких дополнительных действий по проверке этих сведений ею не предпринималось.
О недействительности сертификатов таможне стало известно из письма Торгово-промышленной палаты Украины, полученного по ее запросу, по истечении более чем года после таможенного оформления товара.
При таких обстоятельствах следует признать, что совместное предприятие не совершало противоправных действий, посягающих на установленный порядок таможенного оформления и исчисления таможенных платежей, за которые оно могло быть привлечено к административной ответственности. Арбитражный суд исковое требование совместного предприятия удовлетворил.
Подводя итог изложенному выше, отмечу, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Законодатель в своих актах явно указывает на создание благоприятных условий в деятельности иностранных инвесторов, в связи с этим у законодателя нет, по нашему мнению, иного пути, кроме как воздержаться от значительного разделения режимов регулирования иностранной и внутригосударственной (национальной) инвестиционной деятельности. Установление льгот для иностранных инвесторов, как было замечено, влечет отток капитала с целью его «иностранизации», а отмена льгот влечет увеличение инвестиционных рисков.
ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Таможня спасет инвестиции
Сегодня одним из центральных вопросов экономической повестки дня стоит вопрос привлечения инвестиций в российскую экономику. Прогнозы инвестиционной динамики, по заявлениям представителей МЭР на недавнем сочинском форуме, все еще признаются оптимистичными: в 2008г. рост инвестиций в экономику РФ ожидается не менее 15%. При этом рост промышленного производства в 2008г. в РФ составит более 5%. Cвое мнение высказывает генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова.
Какие инструменты, по-вашему, будут способствовать такой динамике?
Министерство экономического развития прямо заявляет о том, что стимулирующими инструментами для инвесторов являются налоговые льготы и меры по снижению административных барьеров. Мне хотелось бы, в частности, остановиться на разъяснении таможенных инструментов, способствующих промышленному росту у нас в стране. Главный из них – это льготы, предоставленные государством по уплате ввозных таможенных пошлин и по НДС – именно они способствовали привлечению прямых товарных (то есть промышленных) иностранных инвестиций. А это инвестиции в производственную инфраструктуру — технологическое оборудование, производственные линии, заводы. То есть это прямое «вливание» в нашу экономику высокотехнологического оборудования. И оно выгодно, когда есть льготы, обеспечивающие уменьшение финансового бремени и быструю окупаемость. Условно, мы вложили 100 млн евро. Если это не инвестиционный проект, то на таможне придется заплатить еще минимум 18 млн евро (при 0% ставке таможенной пошлины), что существенно «утяжелит» проект. При получении же таможенных льгот мы экономим эту сумму, что приведет к более быстрой окупаемости оборудования. И дальше будет прибыль.
Экономический эффект в 18 млн евро – это и есть средний размер возможной экономии инвестора. Разница колоссальная. Причем, чем большей является стоимость инвестиционного проекта, тем больше видна эта разница. Вышеозначенная норма, когда была введена, действительно дала масштабный толчок инвестициям.
Но последнее время только ленивый не говорит, что таможенные сложности становятся преградой на пути промышленных инвестиций.
Да, в последнее время у инвесторов возникли некоторые сложности со льготами. Во-первых, стал очень сложным механизм подтверждения льгот, фактически необходимо говорить о том, что процедурно этот механизм стал очень сильно растянут по времени. Раньше инвесторы могли получать льготы до ввоза оборудования путем представления единого пакета документов в ФТС России. Дальше они спокойно ввозили оборудование, отчитывались перед государством и перед таможенными органами — они были уверены, что, если все делают правильно, в соответствии с таможенным законодательством, в будущем эксцессов не возникнет.
Сейчас же до ввоза оборудования получить льготы невозможно. Можно только условно получить льготы на таможне при условии обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов, а после ввоза оборудования, приёмки и постановки на баланс получить заключение ФТС России, подтверждающего обоснованность применения льгот. Для инвесторов это очень тяжело – увеличилось количество проверок, увеличилось количество документов, необходимых для прохождения соответствующих процедур принятия решений как самим таможенным органом оформления, так и ФТС России.
То есть налицо усложнение процедуры?
Да. Эту процедуру теперь необходимо проходить в три этапа – обращение в таможню, последующее направление документов в ФТС России для выдачи соответствующего заключения и снова обращение в таможню. Мало того, что это фактически три самостоятельных, а зачастую и дублирующих друг друга пакета документов, так еще каждый пакет по количеству предоставляемой информации вырос в два раза. Инвестору это тяжело само по себе, к тому же при таком объеме документов возрастает вероятность технических ошибок. Излишне говорить, что любая техническая ошибка приводит к получению отрицательного заключения ФТС России, не подтверждающего обоснованность применения предоставления льгот, либо к решению таможенного органа о невозможности возврата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов после условного выпуска товаров. Фактически инвестор до конца никогда не знает, будет у него соответствующая льгота или нет, у него появляется новый фактор риска.
То есть риск технической ошибки и риск того, что льготы могут не быть предоставлены, возникают уже после того, как инвестор «вложился»?
Да, то есть они условно откроются в момент ввоза оборудования, а после завершения таможенного оформления, в момент монтажа и пуска в эксплуатацию оборудования ему скажут: ничего подобного, плати. Это очень серьезные риски!
Особенно хочу подчеркнуть – в настоящее время таможенный орган производит условный выпуск такого оборудования только при условии обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов. Таким образом, инвестор поставлен в невыгодное положение – необходимо либо получать банковскую гарантию, либо осуществить внесение денежных средств в кассу или на счёт таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог).
Ранее ФТС России до ввоза оборудования проверяла все документы (учредительные, спецификации, классификационные решения, если они предоставлялись), подтверждала льготы и освобождала от обеспечения — если это действительно попадало под льготы и под освобождение. Безусловно, это было выгодно инвестору, он мог спокойно планировать свою финансовую деятельность, осуществлять поставку оборудования по намеченному графику с безусловной привязкой проведения монтажных и пусконаладочных работ на территории РФ. Фактически теперь он этого не может сделать. Сегодня инвестор только в момент ввоза подает в таможенный орган первый пакет документов на поставляемое оборудование, и ему условно предоставляются льготы, условно — в момент ввоза. Хочу обратить внимание – опасность как раз и заключается в том, что оборудование фактически поступило, инвестор рассчитывает на получение льгот, и именно эти льготы могут и не предоставить. Теряется смысл инвестиционного проекта и ни о какой экономической выгоде говорить уже не приходится. Сегодня теоретически (повторюсь – теоретически) таможня имеет права освободить от обеспечения инвестиционный проект. Но это, практически, никогда не делается. Почему? Потому что четких критериев освобождения нет. А коль скоро их нет, то нет и гарантий, что инвестор этого и добьется.
Вот почему иностранные инвесторы все чаще говорят о том, что в России становится не очень выгодно работать, потому что правила игры оказываются не совсем ясными…
Да, правила размываются. В отношении предоставление льгот по уплате таможенных платежей, налогов были четкие процедуры принятия решений ФТС России. Они были тяжелые, очень тяжелые, но они были четкие и предельно понятные!
Говорят, что прежние правила нарушали права инвесторов. Но можно было изменить эту норму, превратив ее из обязательной в возможную — дать право инвестору это сделать. Пусть он выберет: это нужно ему или нет. Если он сомневается в своих документах, если он нечистоплотен, то он никогда не раскроется полностью, предоставив в ФТС полный пакет документов до ввоза оборудования! А если он действительно хочет инвестировать свои средства в нашу экономику, так что же ему мешать? Надо приветствовать. И пусть инвестор подаёт единый и четко определенный пакет документов, причём только и исключительно в одну инстанцию – ФТС России. Дайте ему право: хочешь получить заранее льготы и потом соответственно отчитаться перед государством, подавай. Подавай в ФТС России, не в таможню, потому что в таможне нет таких специалистов… И опять же, надо вернуть право инвестору на освобождение от обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов. Во-первых, потому что это деньги — мы финансово еще больше нагружаем инвестора. Во-вторых, в условиях финансового кризиса у банков попросту нет возможности выдавать гарантии. По-моему, на этапе мирового финансового кризиса это носит недальновидный характер — государство все силы прилагает, чтобы спасать банки, а мы приток инвестиций ставим в зависимость от жизнеспособности спасаемого и говорим: хочешь инвестиции к нам привезти, добудь банковскую гарантию на сумму всех платежей (не важно, что тебя от этого потом освободят). Причем, не только на весь срок ввоза, но и на срок монтажа, вплоть до запуска завода, а это, зачастую еще год после ввоза оборудования может продолжаться. Банковская гарантия на сумму всех таможенных платежей составляет до 28-29% от стоимости оборудования. При этом банковскую гарантию имеют право давать только уполномоченные банки, причем, имеющие ограничения размером максимально допустимой суммы всех одновременно действующих банковских гарантий. Для примера…Имеется желание инвестора построить цементный завод. Средняя стоимость цементного завода составляет от 250 млн евро. Нетрудно подсчитать, что банковская гарантия составит 57,5 млн евро. Колоссальные деньги, которые можно с успехом потратить на развитие инфраструктуры любого города, решение экологических вопросов! Завод строится в среднем три года. И в условиях нынешнего банковского кризиса надо на этот срок получить банковскую гарантию. Найти бы такой банк!
Подчеркну: банковские гарантии существовали все время. Но существовал механизм через Федеральную таможенную службу (до этого — Государственный таможенный комитет) освобождения от обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов. Именно этот механизм почти три года назад был уничтожен. Сегодня результат печален: к нам в компанию обращаются крупные инвесторы, желающие осуществить ввоз оборудования для строительства заводов на территории РФ. Это очень крупные инвестиции с безусловной возможностью создания градообразующих объектов! И вот в этой ситуации, когда правительство озабочено ростом инвестиций в экономику РФ, инвесторы бегают по банкам в поисках этих самых банковских гарантий. Абсурдность ситуации налицо.
Уверена, жизненно необходимо восстановить единый механизм принятия решений ФТС России по предоставлению льгот для инвесторов, и тогда «погоня за инвестициями» перестанет быть бегом по кругу.
Источники: http://diplomcat.ru/uslugi/ready/r6813.html, http://www.tenzorconsult.com/ru/press-komnata/publikacii-nashih-yuristov/pravo-dlya-biznesa/tamozhennye-lgoty-dlya-inostrannyh-investorov/, http://vch.ru/event/view.html?alias=tamoghnya_spaset_investizii
Источник: