- Международные договоры об иностранных инвестициях;
- Виды иностранных инвестиций
- Основные формы международных инвестиций
- Особые экономические зоны (ОЭЗ)
- Совместные предприятия (СП)
- Другие формы иностранного инвестирования
- Франчайзинг
- Лицензирование
- Строительство объектов производства «под ключ»
- Виды иностранных инвестиций
Международные договоры об иностранных инвестициях;
1. Регулирование иностранных инвестиций осуществляется и на межгосударственном уровне. Республика Беларусь заключила договоры о содействии и взаимной защите (охране) инвестиций с рядом государств: Великобританией (1994 г.), Китаем (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Финляндией (1994 г.), Болгарией (1996 г.), Италией (1996 г.), Нидерландами (1996 г.), Украиной (1996 г.), Турцией (1996 г.), Румынией (1996 г.), Швецией (1996 г.), Францией (1996 г.) и другими государствами. В договорах стороны берут обязательства по содействию инвестициям, определяют предоставляемый режим, который может быть национальным либо не менее благоприятным, чем для инвесторов третьих государств, т.е. режимом наибольшего благоприятствования. В обязательном порядке оговариваются условия национализации и экспроприации, которые допускаются в исключительных случаях при своевременной, адекватной и эффективной компенсации. Во всех договорах содержатся нормы о порядке урегулирования споров между инвестором и принимающей стороной. В большинстве договоров в случае возникновения споров между инвестором и принимающей стороной предусмотрено обращение в следующие органы:
— Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;
— арбитражной суд ad hoc, создаваемый в соответствии с арбитражным Регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
— Международные коммерческие арбитражные суды;
— компетентный суд страны спора.
Споры между сторонами договоров должны разрешаться по дипломатическим каналам либо специально созданным арбитражным судом из трех членов.
Сроки действия договоров о содействии и взаимной защите инвестиций – от пяти до двадцати лет с возможностью их продления в отношении вложенных инвестиций еще на десять лет.
2. В рамках Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. в Ашгабате было заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, которое подписали все государства-участники.
Сфера действия Соглашения распространяется не только на хозяйствующих субъектов государств-участников, но и субъектов государств, не являющихся участниками Соглашения и международных организаций с целью обеспечения защиты интересов сторон в этой области. В роли инвесторов Стороны в других государствах могут выступать: юридические и физические лица, а также государства-участники Соглашения и их государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Сторон. В качестве инвестиций определены все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности. Отношения, связанные с инвестициями, регулируются национальным законодательством государства по месту инвестирования, названным Соглашением и другими соглашениями между участниками, а также международными соглашениями, в которых участвуют Стороны. Соглашение установило «стабилизационную оговорку» на случай ухудшения условий деятельности ранее созданных предприятий на территории государства-участника в результате изменения законодательства. В таком случае в течение 5 лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации предприятия.
В развитии Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности в рамках СНГ 28 марта 1997 г. была принята Конвенция о защите прав инвестора, участниками которой являются Беларусь, Казахстан, Армения, Таджикистан, Кыргызстан.
В целом конвенция повторяет основные положения Соглашения 1993 года, но имеются и некоторые существенные отличия. Так в число инвесторов Конвенция не включила государства и их административно-территориальные образования. Существенно изменился в Конвенции подход в отношении гарантий от изменений законодательства: стабилизационная оговорка, установленная в Соглашении 1993 г. в отношении всех инвестиций, изменению законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий, установленный в статье 6.
Вопрос о нарушении законодательства, касающегося инвестиций, заинтересованной стороной может быть внесен на рассмотрение Экономического суда Содружества Независимых Государств или иных международных судов или международных арбитражных судов.
Государства могут установить перечень изъятий, с указанием отрасли, отдельных предприятий и организаций, которые не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности. В то же время может быть предусмотрен перечень приоритетов путем установления отраслей, предприятий, организаций, видов деятельности и регионов, для которых вводятся льготные условия привлечения инвестиций.
Конвенция предоставляет инвестициям безусловную правовую защиту от национализации и реквизиции, кроме исключительных случаев, к которым отнесены стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства чрезвычайного характера.
Национализация и реквизиция инвестиций должна производиться согласно национальному законодательству, в общественных интересах, предусмотренных конституцией страны-резидента, и с выплатой инвестору адекватной компенсации.
Приобретение инвестором акций, ценных бумаг, вещных прав на землю и иные природные ресурсы осуществляется в соответствии с законодательством страны-резидента.
Многосторонним договором по вопросам инвестиций является Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества от 12 декабря 2008 года.
В соответствии с Соглашением каждая Сторона обязуется создать благоприятные условия для осуществления инвестиций инвесторами других Договаривающихся государств. Режим инвестиций должен быть не менее благоприятный, чем для национальных инвесторов или инвесторов любого другого государства, в том числе не являющихся участниками Соглашения. Он должен предоставляться по выбору инвестора в зависимости от того, какой из указанных режимов, по его мнению, является наиболее благоприятным. Однако каждая Сторона в соответствии с законодательством своего государства оставляет за собой право ограничивать деятельность иностранных инвесторов, а также применять и вводить иные изъятия из национального режима.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Сторона Соглашения вправе не предоставлять инвестициям других государств режим более благоприятный, чем тот, который она предоставляет в соответствии с обязательствами, принятыми по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., а также в соответствии с любой многосторонней договоренностью, которая может быть достигнута с участием Сторон и которая будет касаться режима инвестиций. В настоящее время из государств-участников Соглашения в состав ВТО входят Россия и Кыргызстан.
Разрешение споров между Стороной Соглашения и инвестором производится по возможности путем переговоров (п. 1 ст. 9). Если спор в течение шести месяцев не может быть разрешен путем переговоров, то он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение:
а) компетентного суда государства-реципиента;
б) международного компетентного арбитража при торговой палате любого государства, избранного сторонами спора;
в) специально созданного в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ арбитражного суда «ad hoc»;
г) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) (п. 2 ст. 9).
Споры между государствами-участниками также разрешаются, по возможности, путем переговоров и консультаций. Если подобным образом не удается урегулировать спор в течение шести месяцев, любая из Сторон может обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества (п. 2 ст. 10).
3. Для урегулирования споров по вопросам инвестиций особое значение имеет Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18 марта 1965 г.
В преамбуле Конвенции указано:
существует потребность в международном сотрудничестве для экономического развития и важное значение в этом принадлежит прямым иностранным инвестициям;
возможно возникновение споров в связи с прямыми иностранными инвестициями между Договаривающимися государствами и лицами других Договаривающихся государств, выступающими в качестве инвесторов, как правило, будут подчинены национальной процедуре разрешения, но в определенных случаях могли бы быть применимы международно-правовые средства;
среди доступных международных средств особое значение придается примирению и арбитражу под эгидой Международного банка реконструкции и развития, к которым стороны при желании могли бы прибегнуть;
взаимное согласие сторон подчинить такие споры процедуре примирения или арбитража достигается соглашением, обязывающими стороны в дальнейшем принять рекомендации, данные посредниками, или решения, вынесенные арбитрами;
ни одно Договаривающееся государство, ставшее участником Конвенции, без его согласия не будет обязано подчинить какой-либо конкретный спор с иностранным инвестором примирительной процедуре или арбитражу.
Для разрешения споров учреждается Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) при Международном банке реконструкции и развития. В состав Центра входят Административный Совет и Секретариат, который ведет список посредников и список арбитров. Административный совет состоит из представителей государств-участников Конвенции. Функции Председателя Административного совета исполняет Президент Банка без права голоса. Секретариат состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких его заместителей и сотрудников секретариата.
В список посредников и список арбитров включаются обладающие необходимой квалификацией и выразившие желание исполнять возлагаемые на них обязанности. Каждое из государств-участников Конвенции вправе назначить по четыре лица в каждый из списков.
Рассмотрение споров в соответствии с Вашингтонской конвенцией возможно по двум процедурам: примирения и арбитража, которые избирает сторона, в заявлении на имя Генерального секретаря.
В случае избрания стороной спора примирительного процедуры в кратчайший срок учреждается примирительная комиссия в составе одного или нечетного количества посредников, назначаемых по соглашению сторон. Итогом работы комиссии является доклад с записью о результате работы.
При избрании арбитражной процедуры создается арбитраж в составе одного или нечетного количества арбитров, по соглашению сторон. Арбитраж сам решает вопрос о своей компетенции. Спор рассматривается согласно нормам права, в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон, арбитраж применяет право Договаривающегося государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также те нормы международного права, которые могут быть применимы. Арбитраж принимает решение большинством голосов арбитров.
В случае возникновения спора между Договаривающимися государствами по поводу толкования или применения Конвенции, спор по заявлению одной из сторон передается на рассмотрение Международного Суда ООН, если государства не договорятся об ином способе разрешения спора.
Республика Беларусь присоединилась к Вашингтонской конвенции в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24.04.1992 г. № 1649-XII. В ряде двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенных Республикой Беларусь, предусмотрено обращение в Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров в случае их возникновения.
4. Задачу снижения риска некоммерческого характера при вложении инвестиций в других государствах выполняет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), учрежденное в 1988 г. на основе Сеульской конвенции 1985 г. Главная цель Агентства – стимулировать поток инвестиций между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития. Как уже указывалось, МАГИ вместе с вышеперечисленными международными финансовыми организациями составляют группу Всемирного банка. По характеру деятельности МАГИ – международная страховая организация акционерного типа. Ее уставной капитал составляет 1 млрд. СПЗ. Каждое государство подписывается на акции, но оплачивает только 20% от их наминала: 10% – наличными и 10% векселями, не подлежащими передаче, остаток может быть востребован Агентством в случае необходимости исполнения его обязательств.
К покрываемым рискам Сеульская конвенция относит:
1) любые ограничения на перевод валюты за пределы принимающей страны;
2) экспроприация или аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своими инвестициями, контроля над ними, или существенного дохода от них;
3) нарушения договора, что предполагает отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушения договора при отсутствии возможности инвестора защитить свои права в судебном порядке;
4) война и гражданские беспорядки, которые представляют любые военные действия или любые гражданские беспорядки на любой территории принимающего государства.
Кроме этого Совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата некоммерческих рисков, исключая риск девальвации или обесценивания валюты.
Не подлежат покрытию убытки, возникшие в результате:
1) любого действия или бездействия принимающего правительства, на которые согласился инвестор или за которые он несет ответственность;
2) любые действия или бездействия принимающего правительства, имевшие место до заключения гарантии.
К инвестициям, подпадающим под гарантии в Конвенции, отнесены:
1) инвестиции в акционерной форме, включая среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию или гарантированные ими, а также формы прямых инвестиций, которые могут быть определены Советом директоров;
2) займы, если они были произведены для финансирования или иным образом относятся к особым инвестициям или проекту;
3) любые другие среднесрочные или долгосрочные инвестиции, которым квалифицированным большинством Совета директоров предоставлены гарантии (ст. 12).
К подпадающим под условия гарантии Агентства инвесторам относится любое физическое или юридическое лицо отвечающее следующим требованиям:
1) физическое лицо является гражданином страны-члена, не являющейся принимающей инвестиции страны;
2) юридическое лицо сформировано и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену, не являющемуся принимающей страной;
3) юридическое лицо, независимо от того, находится ли оно в частном владении или нет, действует на коммерческой основе.
Гарантии Агентства распространяются только на развивающиеся страны-члены Конвенции. Принимающее правительство должно утвердить гарантии, предоставляемые Агентством по установленным для покрытия рискам, после чего Агентство заключает договор с инвестором. Договоры о гарантии утверждаются Президентом с согласия Совета директоров.
Президент с согласия Совета директоров принимает решение о платеже по требованию владельца гарантии в соответствии с договором. В договорах о гарантии обязательно включается требование к владельцам гарантии, до получения выплаты от Агентства, обращаться к административным средствам защиты своих прав, если такие средства легко доступны по законам принимающей страны.
После выплаты или согласия на выплату компенсации владельцу гарантии, он уступает Агентству имеющиеся у него права или требования к принимающей стране или иным должникам. Условия такой ценой обязательно предусматриваются в договоре о гарантии и признаются всеми государствами-членами Конвенции.
Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, предельный – 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.
МАГИ занимается не только гарантированием инвестиций, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран относительно политики и программ инвестирования, проводит исследования, осуществляет деятельность по содействию капиталовложениям путем распространения информации о возможностях инвестирования в развивающиеся страны.
Беларусь входит в МАГИ с 1992 г., но за весь период членства была застрахована только одна сделка в 2005 г.
В настоящее время Республика Беларусь предпринимает усилия по налаживания активного сотрудничества с МАГИ.
15 июля 2011 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 299-З «О ратификации поправок к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». Поправки вступили в силу 14 ноября 2010 г., они предусматривают расширение возможностей МАГИ по страхованию инвестиционных рисков и упрощение некоторых процедур.
Подготовлены проекты Соглашений между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты. Указанные соглашения должны пройти процедуры ратификации в Республике Беларусь.
Налаживание активного сотрудничества с МАГИ позволит Республике Беларусь обеспечить выполнение своих обязательств в соответствии с Сеульской конвенцией, а также будет способствовать привлечению иностранных инвестиций без предоставления инвесторам гарантий Правительства Беларуси. В целом эти шаги, безусловно, положительно повлияют на инвестиционный климат в стране и будут способствовать формированию позитивного имиджа Республики Беларусь на международной арене.
Виды иностранных инвестиций
Под определением инвестиции в настоящее время понимают широкий спектр разновидностей материальных и нематериальных благ, вкладываемых в экономические и другие отрасли человеческой деятельности с целью повышения уровня производительности.
Виды иностранных инвестиций
В таком случае, иностранные инвестиции – это перенесение капитала одного государства на экономическую, хозяйственную, социальную деятельность и объекты деятельности в другом государстве для улучшения качеств объектов и получения большей прибыли.
Определенно ясно, что заинтересованные стороны инвестируют в другие государства с целью получения выгодного дохода. При этом, различная экономическая литература трактует предпосылки инвестиций по-разному. Так, в середине двадцатого века в экономике Советского Союза считалось, что иностранные инвестиции производятся с целью наиболее выгодного приложения своего капитала.
В настоящее время цель иностранных инвестиций определена как вложение средств для увеличения работоспособности и, как следствие, повышения прибыли.
Виды иностранных форм инвестирования
Основные формы международных инвестиций
Для введения иностранного инвестирования как экономического элемента, обязательным условием является проявление признаков рыночной экономики и ее форм в государствах, заключающих соглашения об инвестировании.
Среди наиболее распространенных и популярных форм иностранного инвестирования выделяют 2 основных формы, которые условно можно назвать акционерными:
- особые экономические зоны (ОЭЗ);
- совместные предприятия (СП).
Особые экономические зоны (ОЭЗ)
Особые экономические зоны (ОЭЗ)
Создание ОЭЗ начало проявляться во второй половине 20 века в странах Юго-восточной Азии и Северной Америки – особенно известны данным методом инвестирования Китай и США.
Идея создания специальных экономических зон заключается в определении зон свободной торговли, как экономических территорий, полностью свободных от контроля, либо территорий, контролируемых определенными факторами. Появление ОЭЗ знаменуется такими положительными признаками:
- возможностью активизации предпринимательства в данной зоне;
- возможностью увеличения экономического потенциала;
- формированием рыночной инфраструктуры;
- увеличением скорости экономического развития отдельных территорий либо экономических отраслей.
Как правило, более свободными от экономического контроля являются ОЭЗ, ориентированные на внешнеэкономическую деятельность, а не внутреннюю. А большая свобода действия в ОЭЗ делает их еще привлекательнее для иностранных инвесторов.
Особые экономические зоны
ОЭЗ – это своеобразные рычаги двустороннего действия. При их формировании иностранные инвесторы вкладывают свой финансовый потенциал в развитие экономического объекта.
Таким образом, государство, на территории которого находится субъект инвестиции, получает модернизированное предприятие с улучшенными технологиями производства экспортного характера. При экспорте произведенного продукта государство получает больше внешнеэкономических связей и внешних партнеров – возможно, будущих инвесторов, а так же – прибыль от продажи.
В то же время, часть прибыли, увеличенной после модернизации производства путем инвестиций, достается и иностранным инвесторам-хозяевам вложенного капитала.
В тоже время, благодаря созданию ОЭЗ формируются открытые свободные экономические зоны. С их помощью государственные предприятие легче вывести на внешний экспортный уровень. А движение экспортной продукции в таких зонах происходит по особым, выгодным условиям:
- товар комплектуют по импортной форме;
- товар не облагается пошлиной;
- происходит получение маркетинговых и инжиринговых услуг;
- возможно осуществление факторинга.
ОЭЗ – это хорошая возможность привлечения иностранного капитала для развивающихся стран. С их помощью страны получают возможность присоединения к новым индустриальным государствам, получить инновационные технологии производства и увеличить количество рабочих мест.
Совместные предприятия (СП)
Классификация совместных предприятий
Такое направление иностранного инвестирования появилось сравнительно недавно в странах СНГ и уже получило широкое распространение.
Создание и владение совместными предприятиями характеризуется как возможность сотрудничества партнеров из нескольких государств, которые объединяют свой финансовый потенциал для получения совместного производства благ, управления производством и получения прибыли, равной по соотношению с размером инвестиции участника вложений.
Создание СП направлено на создание производства материальных и нематериальных благ и преследует следующие цели:
- появление новых товароединиц на рынке;
- модернизация производства с целью привлечения новейших научных достижений;
- привлечение новых участников финансового и материального инвестирования;
С помощью появление совместных предприятий увеличивается и возможность экспорта для государств-доноров инвестиций. Также происходит повышение числа импортных поставок: оборудования, финансов, товаров.
Другие формы иностранного инвестирования
Кроме основных форм инвестирования с помощью созданий благоприятных экономических платформ, существуют и другие варианты иностранных инвестиций. Их преимущества перед акционерными формами инвестирования заключаются в возможность добавочной прибыли благодаря взиманию финансов за дополнительных спектр услуг: поставку матераилов и оборудования, инструкции к пользованию и по вопросам производства, помощь по закупке и сбыту, занятие рекламной деятельностью.
Особый вид предоставления непотребительских благ в аренду на условиях кредитования. При этом владелец блага, которым чаще всего является государство-донор, обязуется предоставить лизингополучателю во владение на определенных условиях предприятие , для которого обозначена определенная форма обращения.
Этот вид вкладывания капитала для иностранных инвесторов привлекателен тем, что зачастую не облагается высокими налогами на прибыль и производство. Также в некоторых договорах обозначается, что по истечению срока лизингополучатель имеет право на выкуп объекта.
Франчайзинг
Франчайзинг по своим принципам сходен с лизингом, однако, имеет более расширенные возможности. К примеру, для временного пользователя владелец может предоставлять в данном случае не только предприятие и заводы, но другие различные блага: торговую марку, сам бизнес, производственную репутацию, коммерческую тайну и т.д.
Для заключения договора франчайзина франчайзи обязан приобрести единоразовую франшизу – пакет пользования предоставляемыми франчайзером благами.
Лицензирование
Лицензия – это предоставление государством разрешения физическим или юридическим лицам на осуществление определенных действий по владению и производству товаров и услуг.
Иностранное инвестирование таким образом осуществляется при выдаче лицензий государством зарубежным партнерам-инвесторам. Без получения лицензии определенного государства деятельность иностранных субъектов и объектов производственной направленности считается незаконной.
Исходя из этого, можно сказать, что лицензирование – практически один из обязательных видов иностранного инвестирования для зарубежных предпринимателей, желающих организовать производственную деятельность на территории другого государства с целью получения прибыли.
Договор подряда осуществляется между заказчиком и подрядчиком, который обязуется выполнить заказ по установленным в договоре пунктам. В ответ заказчик обязуется принять и оплатить выполненный заказ.
Субподряд в таком случае возникает, если в договоре не обозначено, что подрядчик должен выполнить заказ самостоятельно – он имеет право разделить заказ с субподрядчиками на основе договора субподряда.
Как правило, иностранные генеральные подрядчики поручают выполнение заказа субподрядчикам в странах-донорах инвестиций. А иностранной инвестицией тогда выступает оплата выполненной работы генеральным подрядчиком.
Строительство объектов производства «под ключ»
Строительство объектов производства «под ключ»
Одна из наиболее сложных форм иностранного инвестирования. В данном случае подрядчик в государстве-доноре обязан принять на себя весь фронт работ по разработке и строительству объекта производства, отбору и подготовке обслуживающего персонала и приведении объекта в рабочее состояние. Только после этого заказчик может принять готовый заказ «под ключ» и оплатить его.
Эта сфера деятельности охватывает достаточно широкие спектр услуг, благодаря чему строительство объектов под ключ не всегда можно назвать способом иностранного инвестирования — только в случае привлечения к процессу зарубежных инвесторов.
Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!
Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции — это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Вид иностранных инвестиций
В зависимости от
активов, в которые
— вклад в долгосрочный проект с приобретением новых производственных объектов за границей.
— приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество.
— покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов
Формы собственности на инвестиционные
— бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций.
— вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
— совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом
В зависимости от
— вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда.
— связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента
В зависимости от
— вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участия в управлении предприятием на территории другого государства.
— вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов.
— вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п.
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25% производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50%.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
- возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
- передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
- стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
- получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
- помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
- долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
- создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретения имущества и ценных бумаг;
- получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
- заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции — это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции — это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
- способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
- передача опыта, обучение различным ноу-хау;
- стимуляция производственных вложений;
- помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
- устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции — приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
- покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
- покупка ценных бумаг в своей стране;
- вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции — кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
- отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
- ухудшение материального положения большей части населения;
- активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
- неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
- нестабильная политическая ситуация;
- большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
- богатые и недорогие природные ресурсы;
- молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
- большой внутренний рынок;
- дешевая рабочая сила;
- возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
- быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
Источники: http://studopedia.su/14_71173_mezhdunarodnie-dogovori-ob-inostrannih-investitsiyah.html, http://bank-explorer.ru/finansy/investicii/vidy-inostrannyx-investicij.html, http://www.strategplann.ru/investitsii/vidy-inostrannyh-investitsij.html
Источник: