Вложение иностранных инвестиций в общество

Ограничения прав иностранных инвесторов по инвестициям в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Система механизмов по введению таких ограничений, цели и задачи, полномочия органов, ответственных за введение данных мер, были установлены в 2008 г. Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон об осуществлении инвестиций, Закон). Данным Законом устанавливаются ограничения иностранных инвестиций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, в целях обеспечения обороны и безопасности России законодательно ограничиваются конкурентные права иностранных инвесторов в части возможности приобретать определенные права в отношении хозяйственных обществ, имеющих для России стратегическое значение. Следовательно, данный институт контроля занимает свое место в системе правового регулирования конкуренции и монополии. С одной стороны, в рамках данного института устанавливаются некоторые ограничения конкурентных прав иностранных инвесторов, т.е. законодательно, в публичных интересах устанавливаются изъятия, исключения из общего правила свободы конкуренции. С другой стороны, следует отметить, что практика реализации контрольных полномочий в отношении иностранных инвесторов сама также может быть объектом государственного конкурентного контроля. Речь идет о том, что ограничения иностранных инвесторов в соответствии с указанным выше законом могут вводиться и реализовываться лишь настолько, насколько это установлено и допустимо законодательством России, в данном случае указанным выше Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данный Закон определил 42 вида деятельности, где участие иностранных инвесторов возможно только с согласия российских властей. Среди них ядерная отрасль, шифрование, производство и продажа оружия, авиация, космическая деятельность, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. В список особо важных отраслей попали также полиграфическая деятельность (если она обеспечивает печать не менее 200 млн листов- оттисков в месяц), телеканалы и радиостанции с аудиторией более половины жителей региона.

В целях осуществления контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства Закон установил перечень инвестиционных сделок, подлежащих согласованию с уполномоченными государственными органами, принимающими о решение о возможности заключения таких сделок. Закон разделяет все подлежащие государственному контролю сделки на две группы — подлежащие предварительному контролю и требующие подачи предварительного ходатайства в уполномоченные органы, и подлежащие последующему контролю и требующие подачи уведомления после заключения соответствующей сделки.
Предварительный порядок согласования инвестиционных сделок по итогам рассмотрения соответствующих ходатайств предполагает принятие одного из следующих возможных решений (ст. 11 Закона об осуществлении инвестиций): о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля; о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля при наличии соглашения с заявителем об обеспечении выполнения заявителем обязательств, предусмотренных ст. 12 данного Закона; об отказе в предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля.
Среди обязательств, предусмотренных ст. 12 для лиц, приобретающих определенные права в результате инвестиционной сделки в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, указываются следующие: формирование органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, из числа лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, и выполнение таким хозяйственным обществом мероприятий по защите государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны, в том числе в случае необходимости обеспечения допуска заявителя — физического лица либо должностных лиц или работников заявителя — юридического лица к сведениям, составляющим государственную тайну, оформление этого допуска в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны; продолжение осуществления таким хозяйственным обществом поставок продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу; продолжение выполнения таким хозяйственным обществом работ по поддержанию мобилизационных мощностей; осуществление таким хозяйственным обществом деятельности по оказанию услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
выполнение представленного заявителем бизнес-плана такого хозяйственного общества и др.
Примечание. Приказом ФАС России от 13 августа 2008 г. № 308 утверждена форма бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями п. 10 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[103].
Закон определяет также порядок согласования сделок, подпадающих под действие данного Закона, правовые последствия несоблюдения требований данного Закона и вопросы ответственности за его нарушение, а также функции и полномочия государственных органов, ответственных за реализацию контроля в данной области.
Для реализации государственных функций по контролю за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, Закон предусматривает формирование и взаимодействие государственных органов власти в рамках единой системы контроля в данной области, наделенных для этой цели специальными полномочиями.
Центральное место в данной системе отводится специальной Правительственной комиссии, наделяющейся Законом основными полномочиями по принятию решений по указанным сделкам иностранных инвесторов, требующим государственного согласования. Закон возлагает полномочия по созданию и регламентации деятельности данной Комиссии на Правительство Российской Федерации. Во исполнение данных требований Закона Правительством России было принято постановление от 14 июля 2008 г. «О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».
Согласно постановлению основными задачами Комиссии являются предварительное согласование в соответствии с Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, а также согласование установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, или отказ в данных согласованиях.

Комиссия для реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает ходатайства о предварительном согласовании сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, иных сделок, предварительное согласование которых предусмотрено Законом (далее — сделки), а также ходатайства о согласовании установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение (далее — контроль); принимает решения:
о предварительном согласовании сделок или о согласовании установления контроля, в том числе при наличии предусмотренного ст.

12 Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций соглашения с иностранным инвестором либо с входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом об обеспечении выполнения им соответствующих обязательств и об изменении условий этого соглашения;
об отказе в предварительном согласовании сделок или об отказе в согласовании установления контроля;
о продлении в исключительных случаях срока рассмотрения ходатайства о предварительном согласовании сделки и ходатайства о согласовании установления контроля; определяет перечень обязательств, возлагаемых на иностранного инвестора либо на входящее в группу лиц юридическое или физическое лицо.
Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право: запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и организаций материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии; привлекать в установленном порядке к работе Комиссии представителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также специалистов для проработки вопросов, выносимых на рассмотрение Комиссии; заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии; создавать рабочие группы из представителей федеральных органов исполнительной власти и организаций; осуществлять контроль за выполнением решений Комиссии.
Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ «О составе Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» Председателем Комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации, заместителем Председателя Комиссии — один из первых заместителей Председателя Правительства. Должность ответственного секретаря Комиссии исполняет руководитель ФАС России. Также в
состав Комиссии входят отдельные заместители Председателя Правительства, в том числе руководитель Аппарата Правительства России, директор ФСБ России, директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России, гендиректор «Росатома», министр юстиции, глава Минэкономразвития России, руководитель Роскосмоса, министр обороны, министр природных ресурсов и экологии, министр промышленности и торговли, министр энергетики, министр связи и массовых коммуникаций, заместитель министра финансов.
Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач. Решение о проведении заседания Комиссии принимает председатель Комиссии либо по его указанию заместитель председателя Комиссии. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости с учетом установленных сроков рассмотрения ходатайств о предварительном согласовании сделок и ходатайств о согласовании установления контроля.
Предложения по вопросам, требующим рассмотрения на заседании Комиссии, вносит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии (с учетом изложенного в письменной форме мнения отсутствующих членов Комиссии) и оформляются протоколами, которые подписывает председательствующий на заседании Комиссии. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, а организационно-техническое — Аппарат Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что Комиссия является органом, за которым Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций закреплены полномочия, прерогатива принятия окончательного решения по вопросам согласования сделок иностранных инвесторов в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Для предварительной подготовки проектов решений, в том числе рассмотрения, анализа материалов ходатайства о согласовании соответствующих сделок иностранных инвесторов, Закон о порядке осуществления иностранных инвестиций вводит понятие и определяет функции и полномочия Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций в соответствии с указанным постановлением функции и полномочия указанного федерального органа исполнительной власти возложены на ФАС России. Коротко говоря, согласно Закону о порядке осуществления иностранных инвестиций, а также постановлению Правительства РФ о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, ФАС России выполняет в данной области функции по подготовке для рассмотрения Комиссией предложений по вопросам, требующим ее рассмотрения, а также функции информационно-аналитического обеспечения деятельности Комиссии. Для реализации контрольных функций и полномочий, возложенных указанными Законом и постановлением Правительства РФ на ФАС России, в составе данного органа образовано специальное управление по контролю в данной области[104].
Также определенные функции в системе контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, возложены на Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (в соответствии с Указом № 314 этим органом является ФСБ России). Данные орган в пределах своей компетенции, в целях реализации функций и в пределах полномочий, предоставленных ему Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций, участвует в случаях, установленных данным Законом, в подготовке предварительных предложений по согласованию указанных сделок, направляемых ФАС России в Комиссию для принятия окончательного решения. Так, согласно ст. 10 Закона ФАС России обязан направить в ряде установленных случаев в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности — ФСБ России запрос о предоставлении сведений о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства или об отсутствии такой угрозы в результате совершения соответствующей сделки в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.
Завершая обзор полномочий государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере контроля порядка осуществления ино

Читайте также  Укол инъекция инвестиция 8 букв

странных инвестиций в общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, необходимо сказать, что определенные организационные функции и полномочия вспомогательного характера возложены на Аппарат Правительства Российской Федерации.
Согласно указанному выше постановлению Правительства России
о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, на Аппарат Правительства Российской Федерации возложены функции по организационно-техническому обеспечению деятельности данной Комиссии.
В заключение хотелось бы обратить внимание на установление в Законе о порядке осуществления иностранных инвестиций особенностей судебного порядка оспаривания решений Комиссии — правил подведомственности и подсудности — рассмотрения таких дел. Согласно ч. 7. ст. 11 Закона, решение Комиссии об отказе в предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля и решение Комиссии о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля могут быть оспорены в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Таким образом, по подведомственности указанные дела прямо отнесены данным федеральным законом к ведению арбитражных судов, а по подсудности, исходя из политической значимости данных дел, переданы высшему органу системы арбитражных судов — ВАС РФ.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Читайте также  Покупать квартиру для инвестиций или нет

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Иностранные инвестиции в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации (Мироненко А.А.)

Дата размещения статьи: 14.10.2012

Важное значение для развития рыночной экономики Российской Федерации имеют отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей. В процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, именно инвестиционной деятельности отводится ведущее место.
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат, является действующая законодательная система, которая регламентирует взаимоотношения инвесторов с государственными органами, с одной стороны, и с субъектами хозяйственной деятельности — с другой.
Характерной чертой инвестиционного законодательства является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов. Одним из специально ориентированных на регулирование правового режима иностранных инвестиций законов является Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон N 57-ФЗ), который применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее — общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

Этим Законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для участия иностранных инвесторов в уставных капиталах коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, и совершения иностранными инвесторами иных сделок, имеющих целью установление контроля над указанными организациями. В Законе подробно (42 пункта) указаны виды деятельности, имеющие стратегическое для безопасности страны значение. Эти виды деятельности условно можно сгруппировать в шесть блоков: производство и использование вооружений и специальной техники; космическая и авиационная деятельность; использование расщепляющих материалов; добыча водных биоресурсов; отдельные виды недропользования; деятельность в сфере теле- и массовых коммуникаций. Кроме того, в перечень включены виды деятельности, осуществляемые в условиях естественной монополии. Таким образом, к видам деятельности, имеющим стратегическое значение, отнесены как деятельность в отраслях, непосредственно связанных с обеспечением обороноспособности Российского государства, так и деятельность, защищающая природные ресурсы Российской Федерации, а также обеспечивающая самоидентификацию российского народа. В данном Законе понятие «безопасность государства» обоснованно трактуется широко и не сводится к безопасности государственной границы.
Законом определяются виды сделок, на которые распространяется действие Закона, а также критерии, при наличии которых иностранный инвестор обязан обратиться в уполномоченный орган за разрешением на совершение сделки по приобретению акций коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, либо за разрешением на совершение иной сделки, в результате которой иностранный инвестор получит контроль над российской стратегической организацией (ст. 7).
Законом установлен разрешительный порядок совершения сделок: требуется предварительное согласие уполномоченного органа на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2008 г. N 510 создана Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Окончательное решение должно приниматься Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации. Законом определен порядок подачи и рассмотрения ходатайств о согласовании сделок; права и обязанности уполномоченного органа; права и обязанности органов федеральной службы безопасности (ст. 8 — 13).
В Законе содержится исчерпывающий перечень документов и информации, которые обязан представить в уполномоченный орган инвестор. Решение должно быть принято в срок, не превышающий трех месяцев. В исключительных случаях решением Правительства Российской Федерации срок рассмотрения ходатайства может быть продлен еще на три месяца.
После проверки уполномоченным органом ходатайства и определения факта неустановления заявителем контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в результате совершения предполагаемой сделки, но подлежащей согласованию, в соответствии с положениями Закона уполномоченный орган обязан направить в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности запрос о предоставлении сведений о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства или об отсутствии такой угрозы в результате совершения соответствующей сделки с хозяйственным обществом. После этого хозяйственное общество проверяется на соответствие признакам, закрепленным в ст. 10 Закона N 57-ФЗ. Следует отметить, что перечень приведенных в указанной статье признаков является исчерпывающим.
После рассмотрения соответствующего запроса федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности направляет в уполномоченный орган заключение о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства или об отсутствии такой угрозы в результате совершения соответствующей сделки либо в результате установления контроля над хозяйственным обществом.
Если коммерческая организация соответствует одному или нескольким из указанных критериев, то согласие на совершение сделки может быть дано только при условии принятия инвестором на себя обязательств из числа перечисленных в ст. 12 Закона N 57-ФЗ, например обязательства о продолжении работ по государственному оборонному заказу. Принятые инвестором обязательства оформляются соглашением с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в котором конкретизируются обязательства инвестора, а также предусматриваются обеспечительные меры на случай нарушения обязательств. В тех случаях, когда даже возложение на инвестора дополнительных обязательств не гарантирует от возникновения угрозы национальной безопасности, правительственная комиссия принимает решение об отказе иностранному инвестору в приобретении контроля над коммерческой организацией.
Рассмотренный порядок согласования сделок, по нашему мнению, характеризуется четкостью и прозрачностью, позволяет избежать субъективизма при принятии решения об осуществлении иностранных инвестиций.
Закон предусматривает правовые последствия несоблюдения установленных им требований. Так, в соответствии со ст. 15, если приобретение иностранными инвесторами контроля над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение, было осуществлено с нарушением требований Федерального закона, уполномоченный орган, осуществляющий контроль иностранных инвестиций в Российской Федерации, обращается в суд и иностранные инвесторы могут быть в судебном порядке лишены права голоса на общем собрании акционеров (участников) и в таком случае не будут учитываться при определении кворума общего собрания акционеров (участников) коммерческой организации, имеющей стратегическое значение. Решения общего собрания акционеров (участников) и иных органов управления коммерческой организации, имеющей стратегическое значение, принятые после приобретения иностранным инвестором (группой лиц) в нарушение требований Федерального закона контроля над нею, могут быть признаны в судебном порядке недействительными по иску уполномоченного органа.
Закрепленный законом механизм согласования указанных сделок и контроля за их исполнением представляется в целом эффективным. Однако, по мнению автора, ряд положений Закона требуют уточнения.
Необходимо раскрыть используемое в ст. 2 Закона N 57-ФЗ понятие иных сделок, совершаемых иностранными инвесторами, в результате которых устанавливается контроль над коммерческими организациями стратегического значения. При этом можно указать, например, предоставление займа, кредита, которые в соответствии с международными конвенциями относятся к отдельным видам иностранных инвестиций.
Критерии отнесения коммерческой организации к имеющей стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации также нуждаются в дополнительной проработке. Закон указывает лишь на отдельные предприятия, имеющие стратегическое значение, оставляя за рамками регулирования отрасль в целом, что, в свою очередь, может привести к тому, что выпадение из системы одного или нескольких предприятий автоматически ставит под угрозу всю отрасль.
Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 57-ФЗ для признания хозяйственного общества имеющим стратегическое значение достаточно, чтобы такая организация осуществляла хотя бы один из видов деятельности, указанных в ст. 6 Закона. Вместе с тем следует отметить, что на практике возможны проблемы с отнесением коммерческих организаций к имеющим стратегическое значение на основании указанных критериев. Так, например, непонятно, какое из предприятий, участвующих в производственной кооперации и разработке военно-воздушной техники и авиационной техники, отнести к стратегическим: только предприятие, которое осуществляет финальную сборку, или любого разработчика комплектующих узлов, необходимых для такой техники. Возможность неоднозначного решения этого вопроса может приводить к необоснованному ограничению иностранного инвестирования, а также к неоправданному расширению регулирующими органами круга сделок, в отношении которых должен применяться разрешительный порядок установления контроля над иностранными инвесторами.
В ст. 4 Закона N 57-ФЗ указывается, что сделки, подпадающие под его действие, совершаются с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. В связи с тем что в настоящее время не создан отдельный федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции контроля за иностранными инвестициями в Российской Федерации, считаем целесообразным в Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» предусмотреть специальную статью, посвященную контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности, указав в ней, какие органы уполномочены осуществлять указанную деятельность, и определить порядок осуществления соответствующего контроля.
Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций, которые урегулированы другими федеральными законами. Закрепляя соответствующие нормы, регулирующие участие иностранных инвестиций в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, данный Закон имеет общий характер. Он дополняет своими положениями административно-правовые нормы, регулирующие иностранные инвестиции, содержащиеся в других федеральных законах. Однако это не решает проблему систематизации федерального законодательства в части административно-правового регулирования иностранных инвестиций, а только усложняет правоприменение. В такой ситуации, когда действует нормативный правовой акт в области административно-правового регулирования иностранных инвестиций и в нем имеются отсылочные нормы на другие федеральные законы по тем же вопросам административно-правового регулирования, можно заключить, что в Российской Федерации до настоящего времени так и не удалось разработать комплексный нормативный правовой акт, регулирующий осуществление иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, что, в свою очередь, не может не отразиться на общем инвестиционном климате.

Читайте также  Договор инвестиции между юридическими лицами

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети «Интернет».

Цель закона — повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона — совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.

В целях обеспечения единообразия подходов проектом федерального закона определены критерии отнесения юридических лиц к категории организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Законопроектом предусматривается обязательная перерегистрация в 2019 — 2020 годах предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, зарегистрированных ранее по различным методикам.

Источники: http://lib.sale/predprinimatelskoe-pravo/ogranicheniya-prav-inostrannyih-investorov-69043.html, http://mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html, http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1116

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто