Возможности федеральных инвестиций через гчп

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Постникова А.А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 87-91.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций

А.А. Постникова , ведущий менеджер отдела продаж

ЗАО « Евросиб СПБ ТС»

(Россия, г . Новосибирск)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и г о сударства . П ри этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных и н тересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом созд а ется отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетвор е ния интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфич е ские особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механи з мом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инв е стиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов .

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, комме р ческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность р е гиона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор .

Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при о г раниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с бол ь шей эффективностью при условии привлеч е ния частного бизнеса. При этом дост и гается дополнительный эффект с точки зрения объ е динения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников на и лучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, вкл ю чая опыт управления пр о ектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиб о лее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в ра с поряжении государства, но и специфический механизм привлечения инв е стиций.

В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизн е са и государства, при котором достигается на и большая эффективность достижения общес т венных интересов с точки зрения рационал ь ного использования имеющихся р е сурсов, при этом создается отдельный об ъ ект, имеющий общественную значимость в силу использов а ния для удовлетворения и н тересов общества, а также коммерческое зн а чение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реал и зации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметр а ми, что и любой другой объект инвестиций. Он характериз у ется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная пр и быль не гара н тирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект х а рактеризуется определенным периодом ок у паемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только комме р ческими сроками возврата инвестиций, но и сп е цифическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характер и зуется определенной доходностью, вследс т вие чего для частного инвестора существует во з можность сопоставления параметров его д о ходности с параметрами доходности др у гих объектов. При этом по проектам ГЧП инв е стор может оценить реальную доходность вложений.

Инвестиционные характеристики прое к тов ГЧП представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП

Представленный на рисунке 1 инвестиц и онный механизм оценки эффективности пр о ектов ГЧП позволяет сделать вывод о форм и ровании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оце н ки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публи ч ного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используе т ся приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и NPV , с уч е том дисконтированных дене ж ных потоков, но позволяет оценить сто и мость проекта ГЧП для бюджета.

Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оц е нивать данную ставку частный инвестор м о жет с учетом выбора наиболее обоснова н ного для него способа. В то же время, для публи ч ного инвестора это, по существу, бе з рисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности пр о ектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC , но, в общем виде, стоимость «капит а ла» оценивается по безриск о вой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется ф и нансирование проекта ГЧП [ 1 ] .

В целом, с подобным подходом можно с о гласиться, поскольку безрисковая ставка уч и тывает неспецифические риски, как сле д ствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп . 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [ 2 ] .

В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, п о скольку, в силу пп . 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, к о торый, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвест о ра. В силу пп . 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается пу б личному инвестору [ 2 ] . Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком ре а лизации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором н е возможно, но и затрат по его свертыванию ч а стная сторона не несет. Данные отличия, в р е зультате, не предполагают и с пользования в оценках эффективности проектов ГЧП показ а теля MIRR (модифицир о ванной внутренней доходности), а само предположение о совп а дении ликвидации проекта и завершения дог о вора без дополнительных затрат и поступл е ний у частного и н вестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное п о ложение реализуется, хотя и с участием пу б личного инвест о ра, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.

Читайте также  Валовые и чистые иностранные инвестиции

Доходность проекта для публичного инв е стора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI , в то время как для публичного инвестора проект ГЧП являе т ся затратным, поэтому принимается k VFM как показатель сопоставления затрат по альтерн а тивным вариантам реализации проекта, позв о ляющий на практике реализовать п о ложения о сравнительном преимуществе по альтернати в ным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.

При этом реальная доходность для частн о го инвестора выражается IRR , но для пу б личного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, треб у ется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Мет о дики оценки проектов ГЧП [ 1 ] . По существу, это такой же показатель реальной эффекти в ности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инв е стора.

Следовательно, инвестиционный мех а низм оценки проектов ГЧП учитывает экономич е скую специфику реализации проектов для к а ждого из их участников. При этом ко н кретные методы оценки проектов отвечают экономич е скому механизму проектов ГЧП в целом, п о скольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инв е стора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с на и меньшими затратами публи ч ной стороны.

Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие пу б личного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвест о ра, он также является механизмом привлечения и н вестиций в конкретный регион. При этом да н ный механизм позволяет с достаточной э ф фективностью учитывать специфику эконом и ки региона. Данное положение ре а лизовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодател ь ство о ГЧП [ 2 ] . С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зр е ния привлечения инвестиций в экономику р е гиона, который позволяет наиболее эффекти в но выстраивать взаимодействие власти и би з неса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения о б щественных интересов, а также общей инв е стиционной привлекательности региона. П о этому, учитывая общую инвестиционную с о ставляющую в формирования инвестиционн о го механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения и н вестиций может быть представлен в виде р и сунка 2.

Рис . 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в

Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодейс т вии с общими механизмами привлечения инвест и ций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позвол я ет повышать инвестиционную привлекател ь ность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства реги о на, которым регулирую т ся проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.

Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инв е стиционную привлекательность реги о нальной экономики. Поскольку инвестиционный мех а низм ГЧП является специфическим и орие н тирован на привлечение инв е стиций только в отдельных направлениях, в плане формиров а ния инвестиционного законодательства на р е гиональном уровне должны учитывать ресу р сы, которые могут быть вовлечены регионал ь ными властями в реал и зацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфр а структуры ГЧП, которая отвечала бы интер е сам инвесторов. Ин а че говоря, с точки зрения привлечения инв е стиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой э ф фективности пр о ектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частн о го инвестора.

Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механи з мом, ориентированным на наиболее эффе к тивное использование ресурсов государства для удо в летворения общественных интересов на осн о ве объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим ос о бый механизм реализации прое к та, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инв е стиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реал и зации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвеч а ют экономическому мех а низму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публи ч ного инвестора это затратный механизм, пр и званный удовлетворить общественные интер е сы с наименьшими затратами публичной ст о роны. Инвестиционный механизм ГЧП реал и зуется во взаимодействии с общими механи з мами привлечения инвестиций в регионал ь ную экономику, хотя проекты ГЧП и отлич а ются сп е цификой, в частности, отраслевой. С точки зрения привлечения инвестиций в эк о номику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, та к же является специфическим, хотя и формир у ется с учетом общих правил управления инв е стициями на уровне частного инвестора.

Читайте также  Иностранные инвестиции виды объекты субъекты

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.

2 . Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 20.07.2015. – N 29 (часть I) . – с т. 4350.

PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING

A.A. Postnikova , leading sales manager

CJSC « Eurosib SPb – TS »

Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above me n tioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the co n struction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic i n terests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of co m mercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the sp e cifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.

Key words: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public inve s tor.

Государственно-частное партнерство как действенная форма привлечения финансовых ресурсов в инновационно-инвестиционную деятельность в дорожном хозяйстве

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 1153 раза

Библиографическое описание:

Зимелис Е. В. Государственно-частное партнерство как действенная форма привлечения финансовых ресурсов в инновационно-инвестиционную деятельность в дорожном хозяйстве // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 163-166. — URL https://moluch.ru/archive/38/4471/ (дата обращения: 16.01.2019).

повышение качества проектно-изыскательских, строительных работ и транспортных услуг;

экономия бюджетных средств на этапе эксплуатации постоянных транспортных сооружений, за счет переложения эксплуатационных расходов на частную компанию при сохранении за государством прав собственности на эти объекты;

сокращение непроизводительных затрат и издержек, уменьшение сроков строительства, привлечение передовых современных технологий [3, с.15].

Заинтересованность бизнеса в государственно-частном партнерстве также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса, в том числе и в ГЧП в дорожном хозяйстве, можно отнести следующее:

    возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса минимальна;

    государственная поддержка при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;

    проведение независимой государственной экспертизы проектов, которая дает большую уверенность бизнес — участникам партнерства в эффективности и выгодности предлагаемых для инвестирования инновационных проектов;

    распределение рисков осуществления инновационно-инвестиционных проектов между государством и частным бизнесом.

    Средства бюджетов разных уровней. В Российской Федерации одним из основных источников финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение (федеральные проекты) и осуществляемых на условиях ГЧП в транспортных отраслях, является Инвестиционный фонд РФ, образованный как часть федерального бюджета. При этом в транспортной инфраструктуре Российской Федерации бюджетное финансирование в наибольшем объеме предусмотрено для проектов ГЧП в автодорожной отрасли (автомобильные дороги, искусственные сооружения на них и иное обустройство дорожных объектов) от 43,9% до 64,4% от общего межотраслевого финансирования инфраструктурных проектов [3, c .27]. Инвестиционный фонд предусматривает финансирование общегосударственных и региональных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, при условии, что вклад инвесторов составляет не менее 25% для федеральных проектов и 50% для региональных проектов. В случае реализации регионального проекта, из регионального бюджета должна быть выделена определенная доля софинансирования. При этом все проекты должны удовлетворять критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

    Средства частного сектора экономики. Участниками государственно-частного партнерства со стороны частного сектора экономики могут выступать граждане и юридические лица, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учредителем которых не является государство. Проекты ГЧП подразумевают сложные финансовые, юридические и контрактные отношения между государственным и частным секторами и представляет долгосрочные политические, финансовые и контрактные обязательства. Невозможно принудить частных инвесторов к участию в ГЧП. Они будут вступать в партнерские отношения с государством, только если будут считать, что проект имеет хорошие шансы на успех и что их интересы будут соблюдены. Способствует частному финансированию при оптимальных условиях для государственного сектора благоприятный инвестиционный климат. Частные инвестиции требуют комплекса установленных правил и процедур, обеспечивающих разумную степень доверия к защите инвестиций. Хорошо сформулированные юридические и нормативно-правовые механизмы в сочетании с политикой в области ГЧП позволяют сторонам понять границы своих взаимоотношений и уверенно определять условия контрактов [5].

    Кредитные ресурсы финансово-кредитных учреждений. Важную роль в реализации стратегических направлений государственной экономической политики играют банки развития. Банку развития в рамках закона и устава позволено направлять возможную прибыль на реализацию определенных мероприятий финансового содействия или покрытие рисков. Государственная гарантия позволяет банку развития производить льготное рефинансирование на рынке капиталов. Получив поддержку государства, банк развития должен не конкурировать с коммерческими банками, а сотрудничать с ними на основе субсидиарности и разделения полномочий [2, c . 101]. Опорным институтом развития ГЧП в России стал банк развития – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Использование инструментов ГЧП стало одним из приоритетных направлений его деятельности. Внешэкономбанк сотрудничает с другими финансово-кредитными учреждениями с целью совместного финансирования инвестиционно-инновационных проектов как в форме кредитования и предоставления гарантий, так и инвестиций в капитал. Кроме того, Внешэкономбанком разработана программа по финансированию содействия проектам регионального и городского развития. В рамках программы Внешэкономбанк осуществляет финансовое содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по подготовке инвестиционных проектов, направленных на решение ряда проблем регионального и городского развития, в том числе и развития региональных и муниципальных систем массового транзита (модернизация и строительство дорог, мостов, скоростных трамваев, аэропортов) [4].

    Средства международных финансовых институтов. Одним из важнейших источников финансирования проектов ГЧП стали международные финансовые организации: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация, входящая во Всемирный банк, Евразийский банк развития (ЕБР) и другие [1, с.19]. Программы сотрудничества Внешэкономбанка с международными финансовыми институтами предусматривают возможность совместного финансирования инвестиционных проектов по приоритетным для сторон направлениям, осуществляемых российскими и иностранными компаниями на территории Российской Федерации. Финансирование инновационно-инвестиционных проектов в области инфраструктуры (в том числе транспортной) осуществляется в рамках инвестиционной программы, предусматривающей предоставление Внешэкономбанком целевых кредитов компаниям за счет привлеченных средств от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере до 500 млн. долларов с возможностью последующего увеличения до 1 млрд. долларов. Одним из условий участия Внешэкономбанка в этой инвестиционной программе является предоставление финансирования в размере, сопоставимом с заемными ресурсами. Предоставление средств возможно на срок от 15 до 30 лет. При этом процентная ставка для конечных заемщиков устанавливается с учетом стоимости заимствования у МБРР и может быть существенно ниже среднерыночного уровня [4].

    Средства прочих институциональных инвесторов. Интерес представляет и такая форма государственно-частного партнерства, как инфраструктурное финансирование, привлекаемое концессионером посредством выпуска инфраструктурных облигаций. Использование инфраструктурных облигаций в качестве инструмента инвестирования применяется в любом инфраструктурном проекте с длительным сроком окупаемости и низкой доходностью, но со стабильным денежным потоком и участием государства в данном проекте. Представляется, что использование инфраструктурных облигаций в механизмах концессий в ГЧП проектах, может положительно сказаться как на развитии процессов инвестирования, так и на решении проблем развития инновационной деятельности российской экономики [6, c .73] Выпуск инфраструктурных облигаций позволяет привлечь для финансирования инфраструктурных проектов средства большего количества инвесторов, включая:

    средства частных инвесторов посредством инвестиционных фондов и (или) напрямую в случае доступности инфраструктурных облигаций неквалифицированным инвесторам;

    пенсионные фонды, являющиеся одним из основных источников «длинных» денег, однако практически не имеющих на сегодняшний момент внутренних инструментов для долгосрочного инвестирования;

    страховые компании, также являющиеся одним из важнейших источников «длинных» денег в экономике развитых стран, но не имеющих такой роли в России в силу, например, меньшей развитости страхования жизни;

    частные банки средних размеров, не имеющие значительной государственной поддержки для участия в консорциумах инвесторов, а также достаточного объема средств для самостоятельного финансирования инфраструктурных проектов. В настоящее время усилия органов государственной власти, ответственных за развитие автодорожной инфраструктуры, направлены на то, чтобы обеспечить максимально эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов. С этой целью Правительство РФ стимулирует развитие государственно-частного партнерства, передавая во временное долгосрочное пользование бизнесу объекты транспортной отрасли. Использование государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве, с опорой на стабильные гарантии в лице государства в покрытии значительной части финансовых рисков инновационно-инвестиционных проектов, создает уникальную возможность участия бизнеса в инвестировании в инновационные проекты, в стимулировании внедрения новых прогрессивных технологий.

    Дмитриев В.А. Внешэкономбанк стимулирует развитие рынка проектов ГЧП // Национальные проекты. – 2010. — №9(52). – с.18-20

    Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 120 с.

    Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов / В.В. Максимов.- М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 178с.

    Официальный сайт государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» //

    Сборник методических материалов по государственно-частному партнерству в автодорожной сфере:[Электронный ресурс]. — Сайт Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» — Режим доступа :

    Фирсова А.А. Развитие механизмов инвестирования инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства / А.А. Фирсова // ИнВестРегион. – 2011. — №2. – с. 70-74

    Альпина Бизнес Букс | Возможности федеральных инвестиций через ГЧП. Сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации (2009) [DJVU]

    Альпина Бизнес Букс | Возможности федеральных инвестиций через ГЧП. Сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации (2009) [DJVU]

    Nik » 21 авг 2016, 15:29

    Издательство: Альпина Бизнес Букс
    ISBN: 978-5-9614-1056-3
    Отрасль (жанр): Право, юриспруденция
    Формат: DJVU
    Качество: Хороший скан
    Иллюстрации: Без иллюстраций
    Страниц: 994

    Описание:
    Перед вами — первый сборник нормативных актов, касающихся государственно-частного партнерства (ГЧП). В него включены документы, которые не только дают общее представление о механизмах и инструментах ГЧП, но и позволяют любому специалисту и заинтересованному лицу использовать данную книгу как рабочее руководство. Сборник подготовлен юридической фирмой «Вегас-Лекс» и предназначен для руководителей и менеджеров частных компаний, реализующих или инициирующих проекты ГЧП, а также для представителей органов власти различного уровня, ответственных за оформление и ведение ГЧП-проектов со стороны государства.

    Время раздачи: 9.00 — 23.00 (UTC+02:00) (по мере возможности. )

    Источники: http://economyandbusiness.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-privlecheniya-investitsij, http://moluch.ru/archive/38/4471/, http://smart-torrent.org/viewtopic.php?t=99400

    Источник: invest-4you.ru

    Читайте также  Порядок организации учета долгосрочных инвестиций
Преном Авто