Прямые иностранные инвестиции в странах СНГ. Современные проблемы
Особого внимания заслуживает тот факт, что странами СНГ в должной мере не используются такие выигрышные факторы современного этапа интернационализации, как рациональное объединение разнообразных ресурсных потенциалов, эффект масштаба от объединения хозяйственных единиц, создание совместных структур типа стратегических альянсов. Иначе говоря, явно недооцениваются общие внутренние резервы приращения инвестиционного потенциала СНГ за счет такого эффективного фактора, как углубление взаимного инвестиционного сотрудничества. Развитие взаимного инвестирования стран СНГ приобретает особую значимость в качестве перспективного направления развития их интеграционного сотрудничества и развития инвестиционных взаимосвязей как между собой, так и с другими странами.
Этому способствует то, что:
— взаимные инвестиции способны «стянуть» разорванные после распада СССР связи и возродить их в новом качестве;
— взаимные инвестиции могут стать основой или составной частью проектов с участием инвесторов из дальнего зарубежья;
— инвестиционное сотрудничество государств СНГ может стать не только важным средством стабилизации и развития экономики каждого из них, но и мощным фактором включения СНГ как региональной группировки в систему международных инвестиций и в другие системы международных экономических отношений.
Однако общие условия, определяющие возможности взаимного инвестирования, еще не являются достаточно привлекательными. Пока страны СНГ не могут дать друг другу ни требуемых объемов финансовых ресурсов, ни массовых новейших технологий, ни современных форм менеджмента. Все это не может не сдерживать развитие экономической интеграции в СНГ, масштабы, динамика и глубина которой прежде всего зависят от уровня интеграционных процессов на микроэкономическом уровне, от заинтересованности и активности прямых инвесторов.
Уместно заметить, что западноевропейская интеграция, выросла во многом на фундаменте перелива капиталов главным образом в форме прямых инвестиций. Этот тезис подтверждается также практикой развития экономических отношений старых и новых (с 2004 г.)членов Сообщества: возрастают прямые инвестиции, связанные с процессом включении предприятий стран ЦЕ в производственные цепочки ТНК, что способствует углублению интеграционных связей.
Пока взаимные инвестиции России и стран СНГ весьма незначительны (таблица). Их доля в совокупных привлеченных иностранных инвестициях заметно ниже, чем стран дальнего зарубежья. Что касается взаимных инвестиций между 11-ю странами СНГ, то они или незначительны, или отсутствуют вообще. Существенное наращивание взаимных инвестиций стран СНГ в обозримой перспективе весьма проблематично, учитывая, как было отмечено выше, разнонаправленность политических и экономических интересов участников, недостаточно благоприятный инвестиционный климат и состояние интеграционных процессов между ними. Увеличение же притока капитала из дальнего зарубежья зависит от темпов и качества экономических преобразований, прочности политических институтов, неизменности политического курса на приверженность рыночным отношениям и интегрирования в систему мирохозяйственных связей. Это касается всех стран СНГ, в том числе и России.
Фактически для всех бывших советских республик характерно то, что:
— они выступают в международных инвестиционных отношениях преимущественно как реципиенты капитала;
— подавляющая часть притока иностранных инвестиций осуществляется из стран дальнего зарубежья;
— несмотря на рост иностранных инвестиций в их экономику, бывшие советские республики как объекты прямого и портфельного иностранного инвестирования играют в настоящее время незначительную роль в международных инвестициях5;
— в структуре иностранных инвестиций, привлеченных в экономику бывших советских республик, прямые инвестиции преобладают над портфельными, а прочие инвестиции (прежде всего внешние заимствования в форме международных займов и кредитов), как правило, существенно доминируют над прямыми и портфельными инвестициями.
Слабая производственная база, отсутствие практически во всех странах СНГ, кроме России, крупных высокодоходных предприятий, неразвитость фондового рынка определяют тот факт, что привлечение прямых иностранных инвестиций в их экономику признается более значимой целью, чем привлечение портфельных и прочих иностранных инвестиций.
При этом, по оценкам некоторых экспертов, годовая потенциальная потребность в прямых иностранных инвестициях в странах СНГ составляет более 37 млрд. долл. США. В частности, потребность экономики Беларуси в иностранном капитале — более 5 млрд. долл.ежегодно, в том числе в топливно-энергетический комплекс — 1,3 млрд. долл., машиностроение — 670 млн., химию и нефтехимию — 350 млн. долл.; Азербайджану только для развития нефтедобывающей промышленности понадобится до 40 млрд. долл.; Украине необходимо вложить в металлургию 7 млрд. долл., машиностроение — 5 млрд. долл., в химическую и нефтехимическую промышленность — 3,3млрд долл., а структурная перестройка экономики в целом, по подсчетам Министерства экономики Украины, потребует вложить 40-50 млрд. долл.
Хотя нынешние масштабы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономики стран СНГ не отвечают современным потребностям, при разработке и проведении инвестиционной политики основное внимание следовало бы сосредоточить не только и не столько на «простом» (экстенсивном) их наращивании, т. е. количественных параметрах, сколько на оптимизации структуры и качестве ПИИ с точки зрения их адекватности потребностям национальных экономик в структурной перестройке.
«Роль прямых зарубежных инвестиций в условиях переходной экономики существенно выше, чем в стабильной рыночной экономике, где она органически вписывается в воспроизводственный процесс благодаря отлаженным рыночным механизмам оборота капитала». Сложность экономического положения стран Содружества заключается в том, что им одновременно приходится решать задачи системных и структурных преобразований, а также антикризисной макроэкономической стабилизации.
Акцент на качественные аспекты должен быть сделан при решении всех проблем, связанных с привлечением иностранных инвестиций в экономики стран СНГ. Следовательно, речь должна идти не о любом развитии внешнеэкономических и инвестиционных связей стран СНГ, а о таком, которое, с одной стороны, соответствовало бы современному этапу развития международной экономики, а с другой — содействовало рациональной структурной перестройке экономик стран СНГ, их основательной модернизации. При этом представляется вполне правомерным, что на смену обычной фразе о необходимости привлечения иностранных инвестиций следует поставить вопрос о приоритетах в формах и способах их использования.
При наметившейся за годы реформирования тенденции к либерализации инвестиционных режимов и некоторому улучшению инвестиционного климата9, в странах СНГ существует ряд конкретных проблем, которые негативно влияют на развитие инвестиционного взаимодействия как внутри СНГ, так и с инвесторами из дальнего зарубежья. В частности, к ним относятся:
1. Политическая и экономическая нестабильность в ряде стран СНГ.
2. Слабая правовая инфраструктура и недостаточное законодательное обеспечение иностранных инвестиций.
Хотя в законодательных актах стран СНГ в основном имеются соответствующие статьи о гарантиях иностранному капиталу, они носят порой декларативный характер, а частые изменения «правил игры» усугубляют элемент неопределенности в деятельности иностранных инвесторов.
3. Незавершенность реформирования экономик стран СНГ.
Основными сдерживающими факторами здесь являются: обвальная децентрализация управления экономикой, не современная отраслевая структура экономик и их сырьевая направленность, незавершенность структурных преобразований.
4. Неконвертируемость или частичная конвертируемость национальных валют.
5. Слабая развитость банковской системы и фондовых рынков системы стран СНГ, маломощность их банков, слабое участие национальных банков в развитии реального сектора экономики.
6. Низкий уровень платежеспособного спроса населения стран СНГ. В этой связи уместно отметить, что хотя наличие дешевой рабочей силы традиционно относят к позитивным моментам инвестиционного климата, низкий уровень доходов населения сужает рынок сбыта готовой продукции и негативно влияет на инвестиционный климат страны.
7. Недостаточный уровень развития инфраструктуры для развития инвестиционной деятельности. Прежде всего, это относится к недостатку информации о потенциальных партнерах из стран СНГ, необходимой для выяснения целесообразности и возможности заключения соглашений об экономическом сотрудничестве. Кроме того, информационная инфраструктура в странах СНГ не представляет целостной и достаточно прозрачной системы.
8. «Бегство» капитала, которое подрывает инвестиционную безопасность отдельных стран Содружества. При этом каждая страна страдает от данной проблемы в разной степени.
Для устранения перечисленных проблем и усиления инвестиционной активности на пространстве СНГ следует решить много народнохозяйственных задач.
Безусловно, важнейшим является достижение общей политической и экономической стабильности, повышение темпов экономического роста, улучшение всех составляющих инвестиционного климата (в том числе оптимизация налогового бремени, антиинфляционные меры), что будет способствовать сокращению оттока национального капитала (как легального, так и «бегства» капиталов).
Все это подразумевает реализацию большого количества разнообразных административных, финансовых и других мер на уровне национальных экономик и в пространстве экономического сотрудничества (межгосударственный уровень).
Необходимо также обеспечить государственную поддержку процесса перелива капитала между странами Содружества. Для этого следует:
— сформировать систему государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов между странами СНГ, в частности, предусмотреть компенсационные меры в случае материального ущерба, связанного с изменением законодательной базы;
— использовать часть бюджетных ресурсов (возможно, и Стабилизационного фонда
РФ) для совместного с негосударственными инвесторами финансирования перспективных и общественно значимых инвестиционных проектов (в сельском хозяйстве, дорожном и жилищном строительстве, НИОКР и др.).
Однако, учитывая отмеченные выше характеристики процесса инвестиционного сотрудничества в СНГ и проблемы при его осуществлении, можно заключить, что ожидать серьезного повышения темпов роста взаимных инвестиций не следует, и существование
СНГ выступает слабым фактором развития инвестиционного процесса на пространстве бывшего СССР.
При этом невозможность прогнозирования политических процессов в СНГ делает край не сложным прогнозирование и в других областях взаимоотношений стран Содружества, в том числе в сфере инвестиций.
Более того, в условиях нестабильных за последние годы социально-экономических и политических отношений в рамках Содружества дать достоверный прогноз развитию инвестиционного процесса между всеми членами этой группировки практически невозможно. С известной долей вероятности прогнозировать можно лишь направления взаимного инвестиционного сотрудничества внутри группировок в рамках СНГ (Союзное государство России и Беларуси, ЕврАзЭс).
Иностранные инвестиции в страны Евразийского экономического союза
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 25.12.2017 2017-12-25
Статья просмотрена: 620 раз
Библиографическое описание:
Андросова С. В., Румянцева А. Е. Иностранные инвестиции в страны Евразийского экономического союза // Молодой ученый. 2017. №51. С. 141-144. URL https://moluch.ru/archive/185/47371/ (дата обращения: 16.01.2019).
Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. В режиме таможенного союза он действует с 2011 года, а в режиме экономического союза — с 2015го. Россия — крупнейшая экономика альянса. Основная доля ВВП, а именно 85 % приходится именно на Россию.
Прямые инвестиции в ЕАЭС можно разделить на 2 группы: это внутренние (или взаимные) инвестиции внутри ЕАЭС, и инвестиции из стран остального мира в ЕАЭС. Инвестиции стран мира значительно превышают внутренние инвестиции. В 2016 году объем инвестиций составил более 50 млрд долл. США, прослеживается положительная динамика по сравнению с 2015 годом. Объем внутренних составил 1,2 млрд., что значительно меньше, чем в 2015 [4].
Россия — единственный нетто-экспортер в рамках взаимных ПИИ стран ЕЭАС. Во многом это связано с масштабом российской экономики — на нее приходится более 85 % ВВП ЕАЭС. Также российские ТНК одними из первых на постсоветском пространстве начали масштабную зарубежную экспансию. Сама Россия привлекла из других стран в 2016 году всего 414 млн., что может объясняться, ограниченными возможностями компаний из стран-партнеров к осуществлению капиталовложений.
Рис. 1. Взаимные прямые инвестиции ЕАЭС, млн. долл. США [4]
Основной объем прямых инвестиций Казахстана в рамках ЕАЭС сосредоточен в России и Кыргызстане.
Беларусь — лидер по привлеченным из стран ЕАЭС ПИИ. Лидерство объясняется главным образом несколькими крупными сделками российских ТНК: покупка «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (ныне — «Газпром трансгаз Беларусь»), инвестиции телекоммуникационной компании «МТС» в дочернюю структуру, приобретение «Транснефтью» магистральных трубопроводов, приобретение «Славнефтью» доли Мозырского НПЗ.
Сама Беларусь инвестировала лишь 26 млн. в 2016 году. В инвестиционном сотрудничестве Беларуси со странами СНГ ярко выражен «эффект соседства». Основными направлением приложения белорусского капитала уже долгое время остается Россия, куда было направлено 86 % белорусских ПИИ.
Инвестиционное сотрудничество Армении с партнерами по ЕАЭС в основном сводится к притоку в ее экономику российского капитала. На начало 2016 года объем накопленных российских ПИИ превысил $3 млрд. Российские ТНК инвестируют в основном в связь и ИТ, топливный комплекс, цветную металлургию, а также в финансовый сектор.
С другими странами ЕАЭС на текущем этапе партнерство Армении выражено слабо. Армянские прямые инвестиции в ЕАЭС направляются преимущественно в агропродовольственный комплекс.
В Кыргызстане среди инвесторов из стран ЕАЭС ожидаемо доминируют российские и казахстанские ТНК.
Рис. 2. Доля прямых инвестиций из государств-членов ЕАЭС в общем объеме прямых инвестиций в страну 2015–2016 гг.
Как видно на графике (рис.2), в общем объеме инвестиций в Беларусь и Армению огромную долю занимают инвестиций из стран ЕАЭС, 41 и 57 % в то время как для России и Казахстана инвестиции из ЕАЭС составляют минимальную часть, только 0,5 и 3 % соответственно. За последний год показатели практически не изменились.
Ведущие секторы взаимных ПИИ в ЕАЭС — топливный комплекс 42,6 % и цветная металлургия 12 %, после которых расположился транспортный и агропромышленный сектора, сектор связи и ИТ, финансовый сектор. Топливный сектор захватил свое лидерство благодаря двум крупным проектам: газотранспортное дочернее предприятие «Газпрома» в Беларуси и добыча углеводородного сырья «ЛУКОЙЛом» в Казахстане [2].
Рис. 3. Отраслевая структура накопленных в странах ЕАЭС взаимных ПИИ на начало 2016 г. [2]
Лидерство России по объему ПИИ в ЕАЭС достигнуто узким кругом компаний. Все самые крупные проекты в ЕАЭС были осуществлены ведущими российскими ТНК, такие как: «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Славнефть», «МТС», «Полиметалл», «РЖД», «Вымпелком», «РУСАЛ». 72 % всех накопленных прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС обеспечено 25 наиболее крупными российскими компаниями. А 65 % — 25 крупнейшими проектами российских ТНК.
Российские инвесторы осуществили 81.5 % взаимных ПИИ в странах ЕАЭС. На втором месте — Казахстан (17.4 % экспортированных ПИИ). Беларусь, Армения и Кыргызстан заметно уступают наиболее крупным экономикам ЕАЭС. Девальвация национальных валют стран ЕАЭС особенно негативно сказалась на объемах накопленных российских инвестиций в силу эффекта переоценки. (Наибольшее снижение их объема по итогам 2015 года произошло в Казахстане — на 19 %. В Беларуси сокращение российских ПИИ составило 2.4 %. В Армении и Кыргызстане, напротив, был отмечен их небольшой рост.)
Рассматривая прямые иностранные инвестиции из стран остального мира в ЕАЭС, можно выделить лидеров, таких как Китай, Нидерланды, Япония, Индия. Главным лидером по объему инвестиции в ЕАЭС является Китай.
Рис. 4. Распределение китайских ПИИ по странам ЕАЭС, % [2]
Прямые иностранные инвестиции Китая в ЕАЭС за 7 лет увеличились больше, чем в 2,4 раза Наибольшая доля ПИИ Китая приходится на Казахстан, также осуществляются инвестиции в Россию и Беларусь. Среди основных отраслей китайских ПИИ можно выделить топливный комплекс (63 %) и транспортный комплекс (24 %). 98 % китайских ПИИ в Казахстане сосредоточены в добыче и транспортировке углеводородов. Нельзя не отметить сильную конкуренцию между крупными китайскими и российскими ТНК за топливный комплекс Казахстана.
Второе место в лидерстве по экспорту ПИИ в ЕАЭС вслед за Китаем занимает Турция, не смотря на ухудшение макроэкономической конъюнктуры и кризис в отношениях с Россией. Общий объем накопленных Турцией прямых инвестиций в страны ЕАЭС, в конце 2015 года составил $10,6 млрд, сократившись по сравнению с 2014 годом менее чем на 1 % [1].
Такие стабильные показатели объясняются высокой диверсификацией ПИИ. Турция участвует в проектах во всех странах ЕАЭС за исключением Армении. Около половины сделок приходится на Россию. Однако Беларусь и Казахстан являются также крупными реципиентами турецких ПИИ. Другим объяснением служит внушительный отраслевой охват: практически во всех секторах инвестирования представлен турецкий капитал. Крупнейшим сектором является топливный. На конец 2015 года доля топливного комплекса в турецких инвестициях в страны региона составила 24.4 % [1]. На втором месте — АПК. В большинстве представлен производством пива и прохладительных напитков. На третьем месте — строительный комплекс 16,8 %. Наконец, на четвертом месте (11.9 %) находится связь и информационные технологии — в основном за счет вложений Turkcell в белорусское ЗАО «БеСТ».
Индия: индийские ПИИ распределены между Россией ($5.8 млрд), Казахстаном ($2.4 млрд) и Кыргызстаном ($2 млн). Другие экономики ЕАЭС не вызывают сильного интереса. Среди доминирующих секторов выделяются черная металлургия и топливный комплекс. Имеются капиталовложения в финансовый сектор, химический комплекс и АПК.
Республика Корея: ПИИ распределены между Россией и Казахстаном. Основной объем капиталовложений сосредоточен в России ($2.1 млрд, или 88 % накопленных южнокорейских ПИИ в ЕАЭС). Среди отраслей инвестирования значительная доля машиностроения, строительного и туристического комплекса.
Взаимные инвестиции в ЕАЭС выросли на 16% впервые после трех лет падения
После трех лет падения начался рост взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) – они выросли на 16%. Об этом сказано в докладе, подготовленном Центром интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР) «Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ – 2017».
Последние данные показали, что, несмотря на сокращение экономик стран ЕАЭС в 2016 г., взаимные капиталовложения стран-участниц Союза начали расти. После трех лет (2013-2015 гг.) падения взаимные ПИИ стран ЕАЭС выросли на 15,9% и достигли $26,8 млрд.
Ранее директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров отмечал, что «ЕАЭС более стабилен и динамичен, чем весь регион СНГ в целом», а в 2016 г. взаимные прямые инвестиции стран ЕАЭС росли вдвое быстрее, чем в СНГ. Кроме того, экономические расклады в СНГ меняются, и в ЕАБР не исключили, что «в 2017-2018 гг. Узбекистан как получатель ПИИ обгонит Украину, которая последние 20 лет была безоговорочным лидером по привлечению инвестиций от соседей по региону».
Крупнейшими экспортерами капитала в ЕАЭС стали российские компании (более 78% экспорта ПИИ). На втором месте оказался Казахстан (13,5 %), на третьем – Беларусь (7,8%).
Новым явилось то, что Россия теперь не только сама направляет свои инвестиции в страны ЕАЭС, но и получает инвестиции от соседей. Накопленный объем ПИИ из других стран ЕАЭС достиг $5 млрд. Главными получателями ПИИ по-прежнему являются Беларусь ($8,6 млрд к концу 2016 г.) и Казахстан ($8,2 млрд к концу 2016 г.).
Ограниченный круг компаний, по мнению авторов доклада, обеспечивает высокие показатели по России. На начало 2017 г. на 25 крупнейших российских компаний, которые инвестируют в страны ЕАЭС, приходилось 71% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС, а на 25 крупнейших проектов российских компаний – около 61% всех накопленных взаимных ПИИ в Союзе.
По мнению аналитиков ЕАБР, углубление евразийской интеграции в ЕАЭС постепенно будет менять картину корпоративного взаимодействия. Сегодня преимущества ЕАЭС используют в основном крупные компании, так как для крупного бизнеса трансграничные барьеры менее болезненны.
«Компании среднего эшелона более ограничены как в денежных средствах, так и в административном ресурсе. Единый рынок предоставляет им более широкий спектр возможностей для выстраивания цепочек добавленной стоимости и масштабирования своей бизнес-активности, – отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. – Средний бизнес по-прежнему малоактивен. Вместе с тем в 2016 году компании среднего размера из Казахстана и Беларуси смогли нарастить капитал в странах – партнерах по ЕАЭС: выросли их инвестиции в агропродовольственном комплексе, строительстве, ИТ и торговле».
Что касается направлений инвестиций, то соседи России инвестируют в основном в химический комплекс российской экономики (35,1% объема импортированных ПИИ из стран ЕАЭС по итогам 2016 г.), агропродовольственный комплекс России (15,8%), транспортный комплекс (14,2%). Кроме того, участие казахстанских инвесторов в российском гостиничном бизнесе закрепило туристический комплекс на четвертой позиции (14%).
Российские компании нарастили инвестиции во всех странах ЕАЭС. В начале 2017 г. больше всего Россия инвестировала в Беларусь ($8,5 млрд) и Казахстан ($8,2 млрд). Далее идут Армения ($3,4 млрд) и Кыргызстан ($0,9 млрд). Больше половины российских инвестиций приходится на топливный комплекс, немало инвестиций в цветную металлургию, связь и ИТ, финансовый сектор.
За первый год после вступления в ЕАЭС в Кыргызстане вырос приток прямых инвестиций из стран ЕАЭС на 11% (до $1,5 млрд к концу 2016 г.), в том числе из России – на 21% (до $0,9 млрд к концу 2016 г.).
Ранее сообщалось, что Международные банки развития (МБР) увеличили финансирование в странах СНГ в апреле-июне 2017 г. на 125% – до $2,36 млрд.
Источники: http://studbooks.net/2216138/ekonomika/pryamye_inostrannye_investitsii_stranah_sovremennye_problemy, http://moluch.ru/archive/185/47371/, http://eurasia.expert/vzaimnye-investitsii-v-eaes-vyrosli-na-16-vpervye/
Источник: