- Большинство иностранных инвесторов сожалеют об инвестициях в СЭЗ Узбекистана
- Большинство иностранных инвесторов сожалеют, что вложили средства в свободные экономические зоны Узбекистана, показало исследование Центра «Стратегия развития» и швейцарского фонда PeaceNexus.
- Какие существуют проблемы в управлении
- Результаты опроса среди инвесторов
- Итоги изучения мнения работников СЭЗ и жителей близлежащих районов
- Опубликован для обсуждения законопроект «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»
- Указы об инвестициях в узбекистане
Большинство иностранных инвесторов сожалеют об инвестициях в СЭЗ Узбекистана
Фото: Динора Зияева / Spot
Большинство иностранных инвесторов сожалеют, что вложили средства в свободные экономические зоны Узбекистана, показало исследование Центра «Стратегия развития» и швейцарского фонда PeaceNexus.
Большинство иностранных инвесторов выразили сожаление, что вложили средства в свободные экономические зоны (СЭЗ) Узбекистана — таковы результаты исследования, проведенного Центром «Стратегия развития» совместно со швейцарским фондом PeaceNexus, сообщило издание Spot.
Исследование проводилось в свободных экономических зонах «Ангрен» и «Навои», его итоги презентовал в ходе круглого стола национальный консультант проекта Зиёдулло Парпиев.
В течение двух месяцев проводились полевые исследования для выявления проблем в экономической, социальной и экологической областях деятельности СЭЗ.
Итоги изучения показали, что СЭЗ так и не стали локомотивами развития промышленности Узбекистана, их доля в общем промышленном производстве «ничтожна». Эксперты отметили слабую кооперацию между свободными экономическими зонами, отсутствие единой государственной структуры, ответственной за координацию работы.
За последние два года в Узбекистане создано 18 свободных экономических зон. Первые же СЭЗ были созданы в 2008—2013 годах — «Навои», «Ангрен» и «Джизак». Всего в стране функционирует 21 свободная экономическая зона, из них 9 промышленных, 7 фармацевтических, 2 сельскохозяйственные, а также туристическая, транспортно-логистическая и по производству спортивного инвентаря.
При этом количество зарегистрированных участников составляет 402, из них свою деятельность начали всего 112 компаний. Такой разброс в количестве зарегистрированных участников и реально действующих предприятий объясняется тем, что многие СЭЗ только разворачивают свою деятельность
Какие существуют проблемы в управлении
Управленческая структура СЭЗ делится четыре группы:
- дирекция свободной экономической зоны;
- административные советы — их возглавляют хокимы областей, на территории которых находятся СЭЗ;
- на республиканском уровне — Министерство экономики и Государственный комитет по инвестициям;
- Республиканский совет по координации деятельности административных советов СЭЗ и МПЗ (малых промзон) во главе с премьер-министром.
Сложная система управления создает много проблем, в первую очередь инвесторам. Дирекции не имеют полномочий по предоставлению земель, зданий и сооружений потенциальным инвесторам. Решения принимаются административными советами и нередко затягиваются на многие месяцы. При этом совет не может принимать решения по землям, зданиям и сооружениям, которые находятся на балансе министерств и ведомств республиканского подчинения.
На республиканском уровне существование Минэкономики и Госкоминвестиций создает путаницу: неясно, кто за что отвечает.
Кроме того, многие СЭЗ открываются без подведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Многие предприятия не имеют доступа к газу, воде, электричеству.
До сих пор республиканский совет не имеет ясного юридического статуса, хотя его решения обязательны к выполнению. Возможности обжаловать эти решения нет, что приводит к снижению доверия инвесторов к государственным органам управления.
Эксперты также отметили излишнюю централизацию полномочий по управлению и координации СЭЗ.
Согласование инвестиционных проектов на сумму более 5 млн долларов затягивается на уровне министерств и ведомств. Вместо того, чтобы создавать ускоренные условия для инвесторов, готовых вкладывать большие средства, наличие многоступенчатых сложных согласований, наоборот, затягивает процесс.
Авторы исследования отметили отсутствие единой стратегии привлечения иностранных и местных инвесторов в СЭЗ — вебсайты СЭЗ не систематизированы, английская версия единого сайта не разработана, информация об индивидуальных сайтах СЭЗ недоступна.
Результаты опроса среди инвесторов
Инвесторы указали на некоторые проблемы, которые сильно мешают ведению бизнеса в свободных экономических зонах.
В первую очередь они отмечали сложности в получении рабочих виз. Ситуация в этой области, как ожидается, должна измениться с принятием постановления президента о создании условий для привлечения иностранных специалистов из-за рубежа.
Инвесторы также жалуются на долгие бюрократические процедуры и сроки рассмотрения их обращений со стороны государственных органов власти. Выдача заключений Госкомэкологии, а также выдача разрешений на строительство и подключение к инженерно-коммуникационным сетям соответствующими госорганами, по данным исследователей, «затягивается на многие месяцы».
При этом в Госкомэкологии «Газете.uz» сообщили, что согласно закону «Об экологической экспертизе» и постановлению Кабмина «Об утверждении положения о государственной экологической экспертизе» сроки выдачи экологической экспертизы составляют от 10 до 30 дней со дня представления документов. Срок ее проведения может быть продлен в зависимости от сложности, но не более чем на один-два месяца.
«Уведомляем, что за последние два года в Госкомэкологии не применялось продление сроков рассмотрения оценки воздействия на окружающую среду, — заявили в комитете. — Зафиксированных фактов о затягивании на многие месяцы решений о выдачи заключений государственной экологической экспертизы или недопустимости реализации объекта экспертизы не было».
При СЭЗ не созданы необходимые службы логистики, которые бы обслуживали участников свободной зоны. В СЭЗ «Навои» это объяснили тем, что на территории СЭЗ могут находиться только зарегистрированные участники.
Предприятия сталкиваются с проблемой покупки нужного объема сырья через Республиканскую товарно-сырьевую биржу. Это одна из основных причин, почему инвестиции, пришедшие в страну, не работают, а инвесторы не могут развивать свой бизнес.
Кроме того, отсутствует информация на английском языке о процедурах получения необходимых разрешений.
Цены на услуги, оказываемые государственными компаниями («Узбекистон хаво йуллари» и «Узбекистон темир йуллари») нередко завышены. Напримерй, транспортировка одного 40-футового контейнера со станции «Тинчлик» в Навои до СЭЗ «Навои» (25 км) обходится в 500 долларов.
Вблизи СЭЗ не создана социальная инфраструктура, отвечающая требованиям инвесторов. Они предпочитают наведываться время от времени и по возможности в тот же день возвращаться в Ташкент.
Большинство иностранных инвесторов выразили сожаление, что инвестировали в СЭЗ. На вопрос: «Если бы была возможность заново принимать решение, куда бы инвестировали?», они называли Ташкенте и близлежащие районы Ташкентской области. Хотя в этих регионах они не получат налоговых льгот и других преференций.
Итоги изучения мнения работников СЭЗ и жителей близлежащих районов
Исследование выявило, что в некоторых предприятиях в свободных экономических зонах не созданы надлежащие условия труда и защиты прав рабочих и служащих, занятых на вредном производстве. Требования по защите от пыли, шума и других вредных воздействий на организм не соблюдаются, защитные костюмы нередко игнорируются.
Во многих случаях не соблюдаются требования трудового законодательства по условиям работы в дневную и ночную смены. Они оплачиваются одинаково, а это нарушение Трудового кодекса.
Рабочие нередко работают по 60 часов в неделю, но не получают сверхурочные за дополнительно отработанные часы. Заработная плата за один час отработанного времени, учитывая вредность производства, довольно низкая.
Общественный транспорт плохо организован, вследствие чего рабочие несут дополнительные расходы при транспортировке на работу.
В Ангрене не соблюдаются требования национального законодательства о выделении санитарной зоны между предприятиями и населенными пунктами.
Местное население не видит существенного улучшения условий жизни (доходов, улучшения окружающей среды, улучшение делового климата) вследствие деятельности свободных экономических зон.
Местные и зарубежные эксперты, принимавшие участие в проекте, подготовили рекомендации по улучшению деятельности СЭЗ и направят их госорганы и правительство страны. Авторы рекомендуют разработать долгосрочную концепцию развития свободных экономических зон с учетом сравнительных преимуществ регионов и среднесрочный план действий на основе достижимых индикаторов и целевых параметров.
Опубликован для обсуждения законопроект «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»
На сайте regulation.gov.uz опубликован для открытого обсуждения проект Закона Республики Узбекистан , разработанный в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 августа текущего года.
Разработанный законопроект состоит из 10 разделов, объединяющий
42 главы и 251 статью.
Как отмечают специалисты Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, законопроект разработан в целях совершенствования действующего разрозненного инвестиционного законодательства и войдет в систему законодательства Республики Узбекистан, как единый унифицированный акт, который обеспечит единство инвестиционного пространства, равенство правого режима отечественных и иностранных инвесторов, свободу экономической деятельности субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан и создание условий для эффективного функционирования инвестиционного рынка Узбекистана.
Его основными задачами являются:
- совершенствование правового регулирования инвестиционных отношений;
- упорядочение правового регулирования и оптимизация механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- определение приоритетов регулирования инвестиционной деятельности;
- систематизация понятийного аппарата;
- устранение противоречий и разрешение коллизий в инвестиционном законодательстве;
- содействие развитию государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;
- содействие развитию системы мониторинга процессов организации и развития инвестиционной деятельности;
- устранение бюрократических барьеров в развитии инвестиционной деятельности;
- укрепление правовой защиты субъектов инвестиционной деятельности;
В законопроекте предусмотрены следующие нововведения:
1.Введение новых норм, разработанных на основе международных актов и опыта, направленных на защиту инвесторов и инвестиций и предотвращение антиинвестиционных действий.
2.Введение единого правового режима как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
3.Пересмотр таких ключевых понятий как инвестиции, иностранные инвестиции, инвестор, иностранный инвестор, инвестиционная деятельность, субъекты инвестиционной деятельности, участники инвестиционной деятельности, инвестиционные гарантии и т.д.
4.Введение новых гарантий от дискриминации, от неблагоприятного изменения законодательства, гарантии правовой защиты, гарантии использования различных форм осуществления инвестиций.
- Внедрение таких нововведений как:
- инвестиционный омбудсмен;
- инвестиционная компания;
- служба «одно окно»;
- инвестиционный налоговый кредит;
- венчурный фонд;
- стартап-компания;
- соглашения о разделе продукции
- возмещение морального вреда и компенсация;
- государственная поддержка инновационного производства;
- пересмотренные сроки концессий и СРП;
- зарубежное инвестирование;
- дополнительные гарантии для иностранных инвесторов и другие.
Указы об инвестициях в узбекистане
Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)
Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.
П Р Е З И Д Е Н Т А
ПО КАРДИНАЛЬНОМУ УЛУЧШЕНИЮ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Отметить, что в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых инвестиций реализованы масштабные меры по либерализации экономики, реформированию государственного управления, ограничению вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур, обеспечению свободного доступа к товарам (работам и услугам), а также созданию в регионах необходимой инфраструктуры.
Ускоренными темпами осуществляется реформа налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, направленная на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения для инвесторов, поддержку здоровой конкурентной среды.
Вместе с тем все еще имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии должной поддержки со стороны хокимиятов всех уровней инициатив инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия к последовательности государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата.
В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране, стимулирования привлечения прямых инвестиций, укрепления доверия инвесторов к последовательности государственной политики в данном направлении и повышения ответственности государственных структур в работе с инвесторами:
1. Установить с 1 августа 2018 года порядок, в соответствии с которым:
добросовестно действующему инвестору и субъекту предпринимательства возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа (должностного лица), полагаясь на законную силу которого, использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены;
вопрос отмены или изменения административного акта государственного органа (должностного лица), в случаях если это затрагивает законные интересы добросовестного инвестора и субъекта предпринимательства, рассматривается в судебном порядке, за исключением случаев, если его сохранение создает угрозу общественным интересам.
2. Определить, что с 1 сентября 2018 года:
принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;
снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;
убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.
3. Установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:
предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;
выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;
обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;
строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;
исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.
4. Внедрить с 1 октября 2018 года следующие новые механизмы предоставления земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности:
долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов;
реализация через аукцион права постоянного владения земельными участками для строительства объектов недвижимости (гостиниц, торговых объектов, культурно-развлекательных комплексов, объектов бытового обслуживания, образовательных и медицинских организаций, дорожной инфраструктуры и др.).
5. Предоставить право:
хокимам районов (городов) осуществлять отвод земельного участка несельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду предприятиям с иностранными инвестициями на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента заключать инвестиционные договора с иностранными инвесторами при реализации инвестиционных проектов с долей иностранных инвестиций в эквиваленте не более 10 миллионов долларов США, в пределах полномочий и в порядке, установленных законодательством;
Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента принимать решения о реализации неиспользуемых объектов государственной собственности (за исключением объектов, перечисленных в приложениях NN 1 и 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года N ПП-3067 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур реализации объектов государственной собственности»), совокупная площадь которых составляет свыше 2000 кв. м, но не более 5000 кв. м, для реализации инвестиционных проектов.
6. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства экономики и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:
снижении минимального размера доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;
отмене требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями;
снижении минимального размера уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 миллионов сумов до 400 миллионов сумов;
снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;
определении минимального размера уставного фонда акционерного общества в 400 миллионов сумов;
отмене обязательного порядка заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт», а также таможенного оформления плодоовощной продукции, проводимого без заключения экспортного контракта, на основании инвойса, по ценам не ниже цен, указанных на официальном веб-сайте АО «Узагроэкспорт».
7. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан — председателю Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадову С.Р.:
обеспечить скоординированность действий уполномоченных органов по вопросам привлечения и всесторонней поддержки иностранных инвестиций исходя из компетенции каждого из них;
проводить заслушивание ежемесячных отчетов руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, советников по торгово-экономическим вопросам о реализации государственной инвестиционной политики с оценкой хода выполнения ключевых задач в данной области, в том числе с применением возможностей информационно-коммуникационных технологий;
расширить привлечение иностранных инвестиций путем организации международных конференций, семинаров, крупных инвестиционных форумов для широкого информирования иностранных инвесторов об экономическом потенциале страны, созданных благоприятных условиях для ведения бизнеса.
8. Возложить персональную ответственность на:
руководителей комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, министерств, ведомств и хозяйственных объединений — за эффективную реализацию принятых решений по развитию инвестиционного климата, оказание необходимой поддержки иностранным инвесторам, качественное и оперативное рассмотрение инвестиционных заявок, проведение согласовательных процедур по инвестиционным заявкам, а также социально-экономическое развитие и решение проблемных вопросов в области инвестиционной деятельности;
председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента — за оказание всей необходимой поддержки иностранным инвесторам, оперативное рассмотрение инвестиционных заявок с налаживанием прямого и открытого диалога с инвесторами, систематическим проведением личного приема инвесторов, обеспечение доступа к соответствующей инфраструктуре, предоставление земельных участков, выдачу разрешительных документов, своевременное проведение согласовательных процедур по инвестиционным заявкам, системный мониторинг реализации инвестиционных проектов;
руководителя Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции — за проведение тщательной инвентаризации бездействующих или незавершенных строительством объектов, неэффективно используемых производственных помещений и земель для размещения на них инвестиционных проектов с участием прямых инвестиций;
председателя АО «Узбекэнерго», председателя АО «Узтрансгаз», министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента — за строительство и подключение производственных площадей инвесторов к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение инвесторов электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями;
председателя Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан — за оказание инвесторам консультативной помощи в реализации инвестиционных проектов в регионах республики.
9. Предоставить право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Республику Узбекистан в размере не менее 8500-кратного минимального размера заработной платы, установленного в Республике Узбекистан на момент внесения инвестиций, в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан.
Министерству внутренних дел Республики Узбекистан внести предложения по внедрению порядка присвоения статуса «Почетный гражданин» иностранным лицам, внесшим значительные инвестиции в приоритетные сферы экономики страны.
10. Утвердить Программу мер по повышению инвестиционной привлекательности страны согласно приложению .
Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных в Программе мер.
11. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года разработать и внести в установленном порядке проект унифицированного законодательного акта в области инвестиционной деятельности, направленного на создание максимально благоприятных условий для инвестирования.
12. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного управления и иными организациями, независимо от подчиненности, действующего законодательства по защите прав и гарантий инвесторов с принятием действенных мер по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
13. Министерству юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
провести инвентаризацию ведомственных нормативно-правовых актов на предмет выявления в них норм и положений, препятствующих или затрудняющих инвестиционную деятельность, с принятием мер по их устранению.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Источники: http://www.gazeta.uz/ru/2018/11/13/fez/, http://invest.gov.uz/news/opublikovan-dlya-obsuzhdeniya-zakonoproekt-ob-investitsiyah-i-investitsionnoj-deyatelnosti/, http://nrm.uz/contentf?doc=552098_ukaz_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_01_08_2018_g_n_up-5495_o_merah_po_kardinalnomu_uluchsheniyu_investicionnogo_klimata_v_respublike_uzbekistan
Источник: