Земля как объект иностранных инвестиций

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Читайте также  Банковские инвестиции в драгоценные металлы

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций;

ЛЕКЦИЯ №20.

Роль иностранных инвестиций в экономике

ЛЕКЦИЯ №19.

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой стра­ны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необ­ходимостью.

а) международным разделением труда;

б) развитием международных связей;

в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство.
Иностранные инвестиции способствуют:

1) ускорению экономического и технического прогресса;

2) внедрению новых форм управления;

3) обновлению и модернизации производственного аппарата;

4) активизации конкуренции;

5) развитию малого и среднего бизнеса;

6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;

7) расширению экспортного потенциала страны;

8) замене импорто-замещающего производства;

9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социаль­ной напряженности;

10) повышению конкурентоспособности отечественного производства;

11) решению проблем реформирования экономики.

Регулирование иностранных инвестиций осуществляется рядом нормативных актов, центральное место среди них занимает закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999г. №160-ФЗ. Закон определяет правовые и экономические основы привлече­ния и эффективного использования в экономике РФ иностранных инвестиций. Он направ­лен на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и со­блюдение соответствия правового режима зарубежных инвестиций нормам международ­ного права и международной практики инвестиционного сотрудничества. Закон не распро­страняется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Закон также не регулирует отно­шения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации.

Согласно закону, иностранная инвестициявложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов граж­данских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты граждан­ских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с фе­деральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имуществен­ных и неимущественных прав, а также услуг и информации.

Прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осущест­вление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей

Иностраннымиинвесторами могут быть:

— иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соот­ветствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

— правоспособный иностранный гражданин;

— постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;

Читайте также  Приказы министерства по инвестициям и развитию рк

— международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральны­ми законами.

Объекты инвестиционной деятельности.Иностранные инвестиции могут вкла­дываться в:

— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;

— права на интеллектуальные ценности;

— целевые денежные вклады.

Формы иностранных инвестиций. По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законода­тельством РФ. Основными формами ИИ являются:

— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;

— приобретение паев, акций, облигаций и иных ценных бумаг;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

— приобретение иных имущественных прав;

— инвестиции в форме государственных займов.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования получен­ной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный российским инве­сторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничитель­ного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными зако­нами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностран­ных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их установления устанавливается законодательством РФ.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и ино­странный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установлен­ными Законом. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инве­стициями, в которой иностранный инвестор (инвесторы) владеет (владеют) не менее 10% доли, долей в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществле­нии ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом.

Закон предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

— правовой защиты и возмещения убытков, причиненных в результате действия
(бездействия) государственных органов;

— использования различных форм осуществления инвестиций;

— перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (в соответ­ствии с гражданским законодательством РФ);

— компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инве­стора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

— от неблагоприятного изменения’ для иностранного инвестора и коммерческой ор­ганизации с иностранными инвестициями законодательства РФ. В частности, устанавли­вается, что если вступают в силу новые федеральные законы или иные нормативные пра­вовые акты, изменяющие размер ввозных таможенных пошлин (за исключением тамо­женных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли), федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюд­жетные фонды (за исключением взносов в ПФ РФ), либо вносят изменения и дополнения в законы, что приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки по сравнению с ус­ловиями, действовавшими на день начала финансирования приоритетного ИП (суммар­ный объем инвестиций не менее 1 млрд. рублей, либо доля иностранного инвестора в ус­тавном капитале не менее 100 млн. рублей) то эти акты не применяются в течение срока окупаемости ИП, но не свыше 7 лет. Данные положения распространяются на коммерче­скую организацию, если доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой органи­зации составляют свыше 25%, а также на коммерческую организацию с ИИ, реализующую приоритетный ИП;

— обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлени­ем инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ;

— использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

— на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в докумен­тальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первона­чально ввезены на территорию РФ в качестве иностранных инвестиций;

— права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

— на участие в приватизации;

— гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки,
другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество — в соответствии с законодательством РФ.

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества:

§ определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ; разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

§ определяет меры по контролю деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

§ утверждает перечень приоритетных ИП;

§ разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

§ привлекает инвестиционные кредиты на финансирование ИП федерального значения;

§ контролирует подготовку и заключение инвестиционных соглашений с иностран­ными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

§ контролирует подготовку и заключение международных договоров РФ о поощре­нии и взаимной защите инвестиций.

Объекты и субъекты иностранных инвестиций

Объектами иностранных инвестиций па территории Республики Беларусь могут быть:

♦ недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

♦ права на интеллектуальные ценности;

♦ иное имущество и приобретенные имущественные права, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.

Субъектами иностранных инвестиций (иностранными инвесторами) на территории Республики Беларусь могут быть иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации, иностранные юридические лица и иностранные граждане, а также граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции осуществляются в форме:

♦ долевого участия в уставных фондах юридических лиц;

♦ создания юридических лиц, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

♦ приобретения имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных средств.

Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем внутренние. В зависимости от условий предоставления они делятся на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой вложения в различные виды бизнеса страны-реципиента, направленные на получение прибыли в виде дивидендов. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на возвратной основе с целью получения процента.

В зависимости от объекта вложения средств поступающие в страну иностранные инвестиции делят на три вида: прямые, портфельные и прочие инвестиции.

Прямые инвестиции осуществляются юридическими и физическими лицами – нерезидентами и являются важнейшей формой экспорта частного предпринимательского капитала в другие государства. По определению Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 10 % простых акций зарубежного предприятия, что дает ему право контроля и активного участия в управлении предприятием, ставшим объектом инвестирования. Следует отметить, что доля минимального участия иностранных инвесторов в объявленном уставном фонде предприятий с целью отнесения их к прямым инвесторам существенно колеблется по странам, например, в США, Турции, России, Беларуси она составляет не менее 10 %, Германии, Франции, Украине – 20, Японии и Великобритании – 25, Канаде – 50, Нидерландах – не менее 100 %.

Читайте также  Поиск инвестора и получение инвестиций

К прямым иностранным инвестициям относятся: взносы иностранных учредителей (участников) в уставный фонд предприятия; реинвестированная прибыль от осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории страны-реципиента; кредиты и займы, полученные от иностранных совладельцев предприятия; прочие прямые инвестиции.

Портфельные инвестиции представляют собой покупку иностранным инвестором менее 10 % акционерного капитала, что не дает ему права участвовать в управлении предприятием. К ним также относят вложения иностранных инвесторов в корпоративные и государственные облигации, векселя, другие долговые обязательства, свободно обращающиеся на рынке ценных бумаг страны-реципиента. Портфельные инвестиции обычно осуществляются с целью получения инвестором определенного дохода.

Прочие иностранные инвестиции включают кредиты международных финансово-кредитных организаций, иностранных государств и банков, коммерческие (торговые) кредиты фирм и корпораций, предоставленные для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте; вклады нерезидентов в банках и др.

Для Беларуси как страны с переходной экономикой в настоящее время наиболее выгодными являются прямые иностранные инвестиции. В перспективе по мере стабилизации и роста экономики важным источником привлечения иностранного капитала в реальный сектор может стать фондовый рынок, как это сложилось в промышленно развитых странах.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются в основном путем создания совместных и иностранных предприятий, их филиалов и представительств. Прямые инвестиции упрощают приток в страну современных технологий и управленческого опыта. Они являются, как правило, долгосрочными вложениями и служат важным источником обновления производственных мощностей предприятий, помогают овладеть передовыми методами организации производства, обусловливают появление новых перспективных отраслей и видов производства, обеспечивают создание новых рабочих мест, подготовку кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, стимулируют рост экспорта белорусских товаров и включение национальной экономики в мировое хозяйство. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом инвестировании, как правило, не выдвигаются политико-экономические требования к правительству принимающей страны.

Международный валютный фонд, например, при выдаче кредита ставит весьма жесткие условия перед странами-заемщиками. Обычно они включают сокращение правительственных расходов, в том числе на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные цели: отмену или уменьшение государственных дотаций на продовольствие и товары массового спроса, что ведет к росту цен на эти товары; перевод жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость; сдерживание роста или «замораживание» заработной платы; проведение рыночных реформ.

Как видим, прямые инвестиции – это значительно большее, чем простое финансирование капиталовложений, хотя это также необходимо Республике Беларусь.

По формам собственности на предоставляемые ресурсы различают государственные, частные и смешанные иностранные инвестиции.

Государственные инвестиции – это средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организа­ций. Они предоставляются в виде государственных инвестиционных кредитов и займов, грантов, технической помощи.

Частные инвестиции представляют собой средства частных инвесторов (банков, фирм, корпораций, физических лиц), вложенные в объекты инвестирования на территории страны-реципиента.

Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

Иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь могут быть: иностранные государства (их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов); международные организации; иностранные юридические и физические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (например, финансово-промышленные группы, холдинги, консорциумы, синдикаты и др.); граждане Беларуси и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за границей.

Деятельность иностранных инвесторов на территории нашей страны регулируется Инвестиционным кодексом, декретами и указами Президента, другими законодательными и нормативными правовыми актами, а также межгосударственными соглашениями и договорами Республики Беларусь.

Иностранные инвесторы вправе вкладывать средства на территории нашей страны практически в те же объекты и в тех же формах, что и национальные инвесторы.

В Республике Беларусь для иностранных инвесторов установлен национальный правовой режим, хотя и с некоторыми ограничениями. В частности, иностранные инвестиции не допускаются в следующие сферы:

• обеспечение обороны и безопасности республики (без специального разрешения Президента);

• производство и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения).

В предприятия, занимающие монопольное положение на рынке Беларуси, вкладывать иностранный капитал допускается лишь с согласия Министерства экономики.

Следует отметить, что принцип национального правового режима для иностранных инвесторов закреплен в законодательстве большинства стран мира, прежде всего высокоразвитых, а также в ряде международных соглашений, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций», «Кодекс либерализации движения капитала», «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях». Предоставление иностранным инвесторам более благоприятных условий хозяйствования и дополнительных льгот обычно практикуется в развивающихся странах.

Иностранные инвесторы вправе создавать в Беларуси юридические лица с любым объемом иностранного капитала и в любых организационно-правовых формах (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО, частные иностранные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и др.), а также открывать их филиалы и представительства. Те юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют в эквиваленте не менее 20 тыс. дол. США и основной целью их деятельности является получение прибыли (дохода), распределяемой между участниками, называются коммерческими организациями с иностранными инвестициями.

Разрешено также создавать юридические лица, в уставном фонде которых доля иностранного капитала составляет менее 20 тыс. дол. США, что должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

В зависимости от доли участия иностранного капитала в уставном фонде юридического лица различают коммерческие совместные и коммерческие иностранные организации. У первых уставный фонд формируется за счет доли иностранного инвестора и доли резидента Республики Беларусь, у вторых – полностью за счет иностранного капитала.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создавать дочерние и зависимые общества, дочерние унитарные предприятия, а также открывать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь не являются юридическими лицами. Они функционируют на основании утвержденных им положений и должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

В Беларуси, как и в других странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, преобладают коммерческие совместные организации, которые составляют 2/3 общего числа организаций с иностранными инвестициями.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 1622 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники: http://mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html, http://studopedia.su/8_38475_sushchnost-sub-ekti-i-ob-ekti-inostrannih-investitsiy.html, http://helpiks.org/1-24049.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто