Что такое бюджетные инвестиции
Если вы являетесь новичком на финансовом рынке, то вам следует знать, что такое бюджетные инвестиции. Под термином «бюджетные инвестиции» принято подразумевать объем денежных средств, которые выделяются из госбюджета и применяются для увеличения стоимости активов, находящихся в госсобственности.
Этот типа инвестиций может осуществляться как за счет федерального бюджета, так за счет местного или регионального. Источник денег, необходимых для капиталовложения, как правило, определяется государственными органами. Действующий бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие бюджетные инвестиции.
Существует целый ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций, среди которых:
- Наличие всей необходимой проектной документации.
- Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны.
- Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство и исполнитель.
- Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.
Юридические лица могут рассчитывать на получение бюджетных инвестиций лишь в том случае, если существует бизнес-проект, обоснованный как с технической, так и с экономической точки зрения. Этот проект должен быть составлен в полном соответствии с действующими нормами и утвержден госорганами.
Бюджетные инвестиции. Основные виды
Принято различать два основных типа бюджетных инвестиций:
- Инвестиции в различные типы материальных активов, таких как недвижимое имущество, земельные участки, оборудование и т.д.
- Инвестиции в разнообразные финансовые активы, такие как акции, облигации и т.д.
Значение бюджетных инвестиций
Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны. Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.
Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.
Среди огромного количество целей, которые преследуют бюджетные инвестиции, особого внимания заслуживают следующие:
- Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
- Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
- Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.
В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:
- Развитие и восстановление дорожной сети.
- Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
- Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения.
Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.
Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства.
Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.
В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.
Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.
Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.
(Пока оценок нет)
Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа
Киселева Ольга Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Многие российские регионы накопили богатый опыт в области формирования инвестиционной политики, создания правовой базы регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования инвестиционной активности. Принятие нормативных актов на региональном уровне, регулирующих инвестиционную деятельность, способствует созданию максимально комфортных условий для инвесторов, принятию оперативных решений по инвестиционным проектам, реализации конкурентных преимуществ региона.
Формы и методы стимулирования инвесторов
Формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами в целом соответствуют мировой практике и содержат практически идентичный комплекс мер по привлечению инвесторов. Однако результаты развития инвестиционной активности в российских регионах существенно варьируются, что свидетельствует о различной эффективности, проводимой в регионах инвестиционной политики и используемых инструментов. Анализу эффективности различных инструментов стимулирования инвестиционной активности предлагается посвятить данное исследование.
Изучение нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность на региональном уровне, показывает, что инвестиционная политика регионов формируется по принципу дополнения и системного улучшения в пределах полномочий региональных органов власти федеральных законов. Региональные нормативные акты предусматривают предоставление гарантий равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; предоставление налоговых льгот по различным налогам, поступающим в региональный и местные бюджеты, формирование и использование залоговых фондов, обеспечение гарантий по предоставленным отечественным и иностранным инвесторам кредитам.
Главной целью проводимой региональной инвестиционной политики в последнее время является привлечение инвестиций в экономику регионов. Такое стимулирование инвестиционной активности осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и нефинансовых.
К мерам финансовой поддержки инвесторов и их налогового стимулирования относятся налоговые льготы, компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, предоставление госгарантий.
В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы могут оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т.д.
Анализ используемых инструментов стимулирования инвестиционной активности
На основе анализа используемых инструментов стимулирования инвестиционной активности, закрепленных законодательно в регионах Приволжского федерального округа, выявим результативность используемых инструментов инвестиционной политики. Для оценки результативности проводимой инвестиционной политики рассмотрим показатели роста объема инвестиций в основной капитал за период 2007–2011 гг. В таблице отражены законодательно закрепленные инструменты стимулирования инвестиционной активности и темпы роста инвестиций в основной капитал 2011 г. к уровню 2007 г. регионов Приволжского федерального округа [1, 3].
Как видно из таблицы, регионы, максимально использующие различные инструменты стимулирования инвестиционной активности, имеют наибольший прирост инвестиций в основной капитал за последние 5 лет. К таким регионам относятся республика Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область. С другой стороны, самые низкие темпы роста инвестиций в основной капитал показывает Кировская область, однако она также использует наибольший набор инструментов инвестиционной политики. К лидерам по темпам роста инвестиций в основной капитал за последние 5 лет относятся Саратовская область, Республика Мордовия, которые среди инструментов стимулирования инвестиционной активности используют далеко не весь их набор. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что в разработке региональной инвестиционной политики важно не столько количество предоставляемых мер финансовой и нефинансовой поддержки, сколько их эффективность.
Практически все регионы ПФО, кроме Удмуртской Республики, предоставляют налоговые льготы инвесторам. Частичную компенсацию процентной ставки применяют большинство субъектов ПФО, кроме Чувашской и Удмуртской Республики, Самарской и Саратовской областей. Возможность использования инвестиционного налогового кредита не применяет на данный момент ни один регион округа.
Налоговое стимулирование инвестиций
Высокую эффективность для региональной экономики имеет налоговое стимулирование инвестиций. При использовании данного инструмента наблюдается два эффекта: возврат налоговых льгот в виде привлеченных в регион инвестиций и в виде дополнительных налоговых поступлений, прежде всего, по НДФЛ в связи с созданием новых рабочих мест при реализации инвестиционных проектов, т.е. наблюдается бюджетный эффект. Говоря об инвестиционной отдаче, отметим, что в среднем на каждый рубль налоговых льгот приходится 6 рублей инвестированных в экономику средств.
По регионам ПФО ситуация несколько отличается: наибольшая инвестиционная отдача наблюдается в Республике Татарстан и в Нижегородской области – 34,3 рубля и 21,7 рубля соответственно; наименьшая инвестиционная отдача – в Республике Мордовия и в Оренбургской области [1].
Ограничительный характер налогового стимулирования является отличительной чертой в большинстве регионов ПФО, поскольку система налоговых льгот и финансовых преференций предусмотрена для проектов, имеющих статус приоритетного. Для присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного, он должен соответствовать следующим условиям: быть реализованным в стратегически важных для региона отраслях, иметь относительно большие объемы инвестиций и сравнительно короткие сроки окупаемости, иметь следствием положительный бюджетный и социальный эффект.
Последнее означает, что инвесторы, претендующие на присвоение проекту статуса приоритетного, берут обязательства по величине отчисляемых налогов в региональный и местный бюджеты и по количеству создаваемых рабочих мест. Данные обя- зательства, конечно, повышают инвестиционные риски. Ограничительной мерой зачастую также является требование о создании инвестором головного офиса организации в регионе, это имеет следствием рост инвестиционных затрат, либо может не соответствовать корпоративной политике, что также может быть оценено инвесторами в качестве дополнительного риска. Тем не менее, такие меры стимулирования активно работают в Чувашской Республике, Республике Мордовия, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областях.
Среди обозначенных инструментов финансовой поддержки, как было уже отмечено, наибольшее распространение в регионах ПФО получил механизм предоставления налоговых льгот по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет области. В основном, инвесторам предоставляются налоговые льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций. Так, например, в общем объеме финансовой поддержки в 2011 г. доля таких налоговых льгот составила 47,2% [1]. В большинстве случаев налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости проекта, но не более чем на пять–восемь лет на основании инвестиционного соглашения с администрацией региона. При этом для резидентов особых экономических зон льготы могут быть предоставлены на более длительный период.
В Приволжском федеральном округе практически не используется альтернативный налоговым льготам вид поддержки – субсидирование за счет региональных бюджетов реализации инвестиционных проектов. Этот инструмент стимулирования инвестиционной активности является, с финансовой точки зрения, эквивалентным предоставлению льгот, при этом можно обозначить даже некоторые преимущества. Отметим, что субсидирование реализации инвестиционных проектов является более прозрачным и в этом случае решается задача увязки размера предоставляемой поддержки с заявленными целями проекта.
Причинами неиспользования данного инструмента финансовой поддержки можно назвать существующий порядок налогообложения, предполагающий обложение налогами, получение финансовой помощи от государства, а также наложенные бюджетным законодательством ограничения на прямое финансирование. Такой механизм субсидирования инвестиционных проектов существует в Ульяновской области, но в практике не было случая, чтобы инвесторы обращались за его использованием. В целях дальнейшего развития и распространения в практике данного инструмента финансовой поддержки инвесторов необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.
В регионах Приволжского федерального округа следующим после налоговых льгот по объему финансовой помощи является механизм частичной компенсации процентной ставки. Наиболее активно данный инструмент государственной поддержки используется в Республике Башкортостан, Марий Эл и Оренбургской области.
В Приволжском федеральном округе достаточное распространение также получил механизм предоставления государственных гарантий, например в Оренбургской области и Республике Марий Эл. Ряд регионов реализует принципы государственно-частного партнерства.
Опыт создания региональных инвестиционных фондов
Анализируя опыт активизации инвестиционных процессов в ПФО, весьма интересным представляется опыт создания региональных инвестиционных фондов. Например, в Республике Мордовия создан Закрытый паевой инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»; в Саратовской области – Региональный венчурный фонд в форме закрытого паевого инвестиционного фонда, пайщиками этого фонда являются ОАО «ВТБ» и некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области», руководство фондом осуществляет Управляющая компания «ВТБ Капитал управление активами», в функции которой входит рассмотрение и отбор проектов к финансированию.
Как мы видим, законодательство играет существенную роль в привлечении инвестиционных ресурсов в регион и увеличении инвестиционной привлекательности региона. Следует отметить, что проблема заключается не в том, насколько и как разнообразны используемые инструменты, а какие меры и инструменты инвестиционной политики будут работать более эффективно, насколько они учитывают специфику регионов, насколько они соответствуют интересам и ожиданиям инвесторов.
Изучение используемых в ПФО инструментов региональной инвестиционной политики позволяет сделать вывод о более глубокой разработке на региональном уровне вопросов стимулирования инвесторов, предоставления им различных мер финансовой и нефинансовой поддержки. Это свидетельствует о заинтересованности региональных властей к притоку инвестиционного капитала.
Однако реальная практика показывает, что более важными для вкладывающих средства в российские регионы инвесторов являются не предоставляемые налоговые и неналоговые льготы и региональные гарантии, а стабильность правовых и хозяйственных условий деятельности, прозрачность экономических процессов в регионах, что и определяет надежность вложений.
Многие российские регионы уже сформировали системную и последовательную инвестиционную политику, законодательно закрепили принципы и условия ее проведения с одной стороны. С другой стороны, в некоторых регионов пока не происходит качественного перелома в инвестиционной активности, то есть не наблюдается масштабного притока инвестиций. Развертывается довольно напряженная конкурентная борьба за инвесторов между регионами, власти стараются предоставлять все новые льготы, гарантии и другие преимущества. Это очередной раз доказывает, что необходимы не просто декларативные заявления различных гарантий на бумаге, а конкретные и эффективные меры поддержки инвесторов.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
Финансовые методы стимулирования инвестиционной деятельности
Под финансовыми методами следует понимать специфические способы стимулирования привлечения инвестиций.
Как правило, методы привлечения инвестиций подразделяют на две большие группы:
- 1) финансовые:
- — ускоренная амортизация,
- — налоговые,
- — таможенные,
- — бюджетные инвестиции,
- — субсидии из бюджетов различных уровней,
- — бюджетные кредиты и займы на льготных условиях,
- — гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей,
- — система государственных закупок;
- 2) нефинансовые или инструменты организации и функционирования:
- — институты совершенствования инвестиционного климата (Фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям),
- — особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ),
- — государственно-частное партнерство (ГЧП),
- — информационно-аналитические центры.
Таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами [1] .
С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, закрепивший основные нормы таможенного администрирования:
- — срок выпуска товаров сокращен до одного дня;
- — с 25 до семи сокращено количество документов для экспорта несырьевых товаров;
- — на 20% (с 50 млн до 40 млн руб.) снижен объем финансовых гарантий для таможенного представителя, а для таможенного перевозчика — на 60% (с 20 млн до 8 млн руб.);
- — срок уплаты таможенных платежей увеличен с 15 дней до четырех месяцев.
На уровне Правительства РФ предпринимаются действенные шаги по совершенствованию таможенного администрирования. Ведь эффективность таможенной политики оказывает существенное влияние на оценку условий ведения бизнеса и, кроме того, сложившийся таможенный режим играет для инвесторов одну из ключевых ролей. В настоящее время приоритетным направлением по-прежнему остается создание прозрачной системы и простых для применения нормативных предписаний, некоррупционного характера, сокращение полномочий таможенных органов в части действий по собственному усмотрению, например когда такие решения могут привести к затягиванию сроков прохождения таможенного оформления.
Бюджетные инвестиции, субсидии из бюджетов различных уровней, бюджетные кредиты и льготные займы, предоставление государственных (муниципальных) гарантий инвесторам широко применяются Российской Федерацией как в целом, так и в различных субъектах РФ.
В табл. 4.1.1 приведены данные по финансированию из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2006—2013 гг.
Таблица 4.1.1. Финансирование из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), млрд руб.
Год
Программная часть расходов федерального бюджета
Непрограммная часть расходов федерального бюджета
Отраслевой разрез ФАИП по восьми наиболее крупным федеральным целевым программам (ФЦП) приведен в табл. 4.1.2.
Таблица 4.1.2. Отраслевой разрез ФАИП по восьми наиболее крупным ФЦП в 2011 г., млрд руб.
Отрасль
ФАИП
Региональные инвестиционные программы снижают социально-экономическую дифференциацию регионов, стимулируя их рост и самостоятельное развитие, предоставляют возможность осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Подобные мероприятия позволяют сформировать условия и стимулы для перехода к эффективному использованию финансовой помощи. Таким образом, разрабатываются комплексные территориально-отраслевые инвестиционные программы, направленные на повышение качества инвестиционной политики и развитие всей российской экономики.
В последние годы повышается значимость в экономике государства наукоемкого производства, требующего значительных капиталовложений. Для данного производства характерны длительный срок окупаемости вложенных ресурсов и неопределенность конечных результатов. Для предпринимателей это приводит к высоким коммерческим рискам, что в итоге сдерживает развитие данной сферы экономики. В связи с этим важную роль играют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые предоставляют муниципальные гарантии по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга.
Как правило, основная часть выделяемых таким образом средств приходится на сферы, которые нуждаются в специальной поддержке государства (табл. 4.1.3).
Таблица 4.1.3. Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей, % [2]
Комплекс отраслей
2007 г.
2010 г.
2015 г.
2020 г.
Обрабатывающий сектор экономики
Рассмотрим другой финансовый метод — государственные закупки. Применение государственных закупок позволяет накапливать и превращать сбережения в инвестиции. Увеличение объемов государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, создавая стимулы расширения производства. При этом распределение заказов на конкурсной основе оказывает реальное содействие по расширению производства наиболее эффективных производителей. То есть речь идет о действенном стимулировании и эффективном их использовании.
Вторую группу методов составляют нефинансовые методы или методы, связанные с организацией процесса, обеспечением необходимыми факторами производства, информацией и службами управления, вплоть до развития транспорта, связи и других коммуникаций и эффективным функционированием инвестора.
Институты совершенствования инвестиционного климата. В 2011 г. был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — 100%-ная дочерняя организация Внешэкономбанка, инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики.
Зарезервированный капитал фонда — 10 млрд долл. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами — фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями.
В марте 2013 г. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Китайская инвестиционная корпорация (С/С) и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ устанавливает принципы развития сотрудничества в сфере инвестиций в инфраструктурные проекты и проекты в Дальневосточном регионе России. Стороны наметили три основных инвестиционных направления, которые позволят обеспечить основу для будущих инвестиций в этом регионе. Согласно документу совместную работу планируется сосредоточить на проектах, связанных с растущим спросом на новую инфраструктуру и логистику, с добычей и переработкой природных ресурсов с повышенной добавленной стоимостью, а также на производственных и сервисных компаниях с высоким потенциалом.
Источник: URL: rdif.ru/fullNews/375/
В 2010 г. был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена.
В аппарат омбудсмена по состоянию на март 2012 г. поступило 87 обращений, 67 проблем (77%) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66%) из 87 проблем касались регионального уровня.
Источник: Минэкономразвития России / URL: economy.gov.ru
Агентство стратегических инициатив было создано в мае 2011 г. для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные проекты».
Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес-среды, который в настоящее время внедряется субъектами РФ.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата включает 15 позиций: 1) ясная стратегия с обозначением приоритетов для инвестиций в регионе; 2) личные гарантии инвесторам от главы региона; 3) наглядный план, дающий представление о перспективах развития инфраструктуры в регионе; 4) исчерпывающий перечень форм и видов государственной поддержки инвестиций в регионе; 5) предотвращение создания административных барьеров и избыточного регулирования бизнеса; 6) публичное обсуждение с главой региона ключевых проблем и решений для инвесторов; 7) взаимодействие инвесторов с государством в лице профессионалов в сфере инвестиций; 8) возможности для открытия бизнеса в отсутствие инфраструктурных барьеров; 9) обеспечение бизнеса необходимыми кадрами; 10) постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов исполнительной власти, взаимодействующих с инвесторами; 11) обязательное участие коммерческих потребителей в регулировании цен со стороны естественных монополий; 12) канал прямой связи инвесторов с руководством региона; 13) размещение всей необходимой информации для инвесторов на одном сайте; 14) публичный отчет главы региона о достижениях и планах по привлечению инвестиций; 15) ясная процедура взаимодействия инвесторов с органами власти, прозрачный механизм отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.
Источник: URL: asi.ru/about_agency/
Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) было создано в 2011 г. для поддержки российского экспорта, и в первую очередь для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги).
На деятельность Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) распространяется государственная гарантийная поддержка. С целью создания эффективной системы государственных гарантий, с учетом множественности бенефициаров ОАО «ЭКСАР» был предусмотрен механизм, при котором страховые обязательства Агентства обеспечиваются банковской гарантией Внешэкономбанка, а государственная гарантия предоставляется в обеспечение обязательств Внешэкономбанка по выданной им банковской гарантии в пользу бенефициаров по договорам страхования ОАО «ЭКСАР». Внешэкономбанком предоставлена банковская гарантия на сумму 10 млрд долл. со сроком действия до 31 декабря 2032 г. включительно. Государственная гарантия Российской Федерации № 13840063Vot 26.12.2012 предоставляется в обеспечение по банковской гарантии, выданной в пользу неопределенного круга российских и иностранных страхователей (выгодоприобретателей) по портфелю страхования ОАО «ЭКСАР». Размер государственной гарантии — 10 млрд долл., срок действия — до 31 декабря 2032 г.
Источник: URL: exiar.ru/about/support/
Отдельно стоит выделить систему информационно-аналитических центров, осуществляющих мониторинг и регулирование инвестиционных процессов в регионе. Специфика деятельности центров может заключаться в сборе и анализе статистической информации, осуществлении образовательной деятельности, взаимодействии с кредитной системой и производственными предприятиями, с потенциальными инвесторами и т.д.
Следующим инструментом является государственно-частное партнерство (ГЧП). Этот инструмент широко применяется во всем мире, о чем свидетельствуют рис. 4.1.3 и 4.1.4.
Рис. 4.1.3. ГЧП — проекты по странам в 1990—2011 гг. [3]
Рис. 4.1.4. Тор стран по реализованным ГЧП — проектам в 2011 г.-
Как правило, термин «государственно-частное партнерство» определяется как договоренность, в рамках которой частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления. Предметом же государственно-частного партнерства является широкий круг проектов социальной и экономической инфраструктуры [4] .
В связи с особой значимостью ГЧП в настоящее время и для России представляется целесообразным рассмотреть данную форму более подробно.
- [1] Таможенный кодекс Таможенного союза.
- [2] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- [3] The World Bank and PPAF, PPI Project DatabasePPI.
- [4] Подробно государственно-частные партнерства рассмотрены ниже.
Источники: http://cool-profit.ru/chto-takoe-byudzhetnyie-investitsii.html, http://creativeconomy.ru/lib/8211, http://studme.org/49182/ekonomika/finansovye_metody_stimulirovaniya_investitsionnoy_deyatelnosti
Источник: