Бюджетные инвестиции в инновационную сферу

Источник инвестиций в инновации. Бюджетные ассигнования на развитие инновационной активности

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.

Очевидно, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, поскольку предприниматель имеет возможность получать сверх монопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.

Бюджетные ассигнования на развитие инновационной активности

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.

В технологически развитых странах размеры бюджетных ассигнований на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Например, в Японии на уровне конституционального закона введено ограничение, согласно которому не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований.

Бюджетный кризис, характерный для экономики развивающихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возможности государственного участия в развитии инновационных процессов.

Так, например, в течение 90-х годов в России объем бюджетных ассигнований на инновационную деятельность постоянно сокращался. По данным Госкомстата РФ, в 1998-1999гг. объем инвестиций на поддержку инновационной активности из федерального бюджета не превышал 0,5% ВВП.

Инновационные проекты — это уникальный фонд документов, содержащих основную информацию об объектах интеллектуальной собственности (ОИС), правообладателями которых являются предприятия, организации, учебные учреждения или частные лица.Инновационным проектом является результат научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной и технологической работы, их частей, имеющий самостоятельное значение и частное техническое решение.Инновационная деятельность в развитых странах на современном этапе характеризуется широким распространением концепции проектного управления.
Инновационный проект – комплексное понятие, включающее: форму целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект определенных документов.
Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций инновационный проект – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт. Третий содержательный элемент инновационного проекта – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Инновационный проект, будучи особой (проектной) формой инновации, обладает всеми ее основными свойствами. Классификация по видам и жизненный цикл определяют основные особенности инновационного проекта как категории качественной и категории временной.

Классификация инновационных проектов. Многообразие возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития предопределяет широкое разнообразие инновационных проектов: по уровню решения – федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия; по характеру целей проекта – конечные по достигаемым результатам и промежуточные, связанные с достижением промежуточных результатов при решении сложных проблем; по виду потребности – ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей; по типу инновации – создание нового продукта, нового метода, нового рынка, нового источника сырья, новой структуры управления; по периоду реализации – долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).
Жизненный цикл инновационного проекта. Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие стадии: 1) формирование инновационной идеи – зарождение инновационной идеи, формулирование конечной цели, количественная оценка проекта по объемам, срокам и размерам прибыли, определение путей достижения целей, определение величины, источников и форм инвестирования; 2) разработка проекта – поиск решений по достижению конечных целей проекта, сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного для реализации, разработка плана реализации проекта, формирование команды проекта с оформлением при необходимости контрактной документации; 3) реализация проекта – выполнение работ по реализации поставленных целей проекта, контроль выполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, оперативное регулирование хода реализации проекта; 4) завершение проекта – сдача результатов проекта заказчику и закрытие договоров.

Участники инновационного проекта. В зависимости от вида, сложности и стоимости инновационного проекта в его реализации могут принимать участие как одна, так и несколько организаций. Каждый из участников проекта принимает на себя обязательства по выполнению конкретных функций и несет определенную ответственность за судьбу проекта.
Крупные инновационные проекты характеризуются расширенным составом участников: заказчик, проектировщик, руководитель проекта, команда проекта, инвестор, поставщик. Формирование команды проекта. Для обеспечения эффективного управления проектом американские исследователи выделяют ряд важных моментов, которые должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта: понимание на всех уровнях руководства организационной сути проектного управления; заинтересованность и поддержка проекта высшим руководством организации; способность подразделений и служб организации адаптироваться к работе в условиях проектного управления; соответствие руководителя проекта критериям отбора: четкая ориентация на получение конкретных результатов к определенному сроку, полное понимание корпоративных целей, стремление внести личный вклад в их достижение, навыки работы с людьми; наличие у руководителя качеств полного лидера: авторитетность, ответственность, умение налаживать и поддерживать деловые контакты. Для выполнения специфических функций управления реализацией инновационных проектов могут применяться различные организационные формы управления. Наибольшее распространение получили три из них: линейно-функциональная, матричная и проектная.

10. Инновационные стратегии: виды, характеристики, выбор.

4. Финансирование инновационной деятельности

Глава 4: «Финансирование инновационной деятельности»

Инвестиции организации в процесс создания нововведений

Методы коммерческого финансирования инновационных проектов

Бюджетное финансирование инновационной деятельности

Инструменты государственного финансирования инновационной

Бюджет развития как механизм финансирования инновационной

Инвестиции организации в процесс создания

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли фирмам необходимо предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. На начальном этапе нововведения требуют больших финансовых затрат. Одной из важнейших проблем, стоящих перед руководством фирмы, является решение вопроса: какие средства следует выделять на исследования и разработки. Объем имеющихся средств, всегда ограничен, и его необходимо разделять между сферами, где эти средства могут дать быструю отдачу. Выделение средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) должно быть стратегическим решением высшего руководства фирмы.

Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются:

– источники инвестиционных ресурсов;

– механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в инновационные проекты;

– механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала /9/.

Выделяют три группы внутренних текущих затрат на инновационную деятельность – фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складываться из средств, направляемых на:

Читайте также  Инвестиции в развитие производственной базы

– финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

– финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

– проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

– компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

– финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

– погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику реализации инновационного проекта, и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

4.2 Методы коммерческого финансирования инновационных проектов

Под методами финансирования инновационных проектов понимают такие способы финансирования инновации, которые отражают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией организации, планами ее текущей деятельности и развития.

Методы финансирования можно разделить на прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются:

1. Банковский кредит. Фирма самостоятельно разрабатывает бизнес-планы инвестиционных проектов. Банк проверяет расчеты и делает выводы на основе построения собственных моделей. В случае принятия решения о кредитовании банк заключает с фирмой кредитный договор, где фиксируются суммы выдаваемых ссуд, сроки и порядок их использования и погашения, процентные ставки, другие выплаты за кредит, формы обеспечения обязательств и др. Условно по видам финансирования это может быть:

– инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту);

– проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту).

При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который принесет проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита является сам проект.

Проектное финансирование более рискованно по сравнению с обычным инвестиционным кредитованием. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объем инвестиций уже осуществлен за счет собственных средств и требуется кредит на завершение производства и выпуск продукта или услуги рынок. Считается, что фирме рационально брать кредит по частям и на меньший срок для каждой части, а также заключать с кредитором соглашение о выделении кредитной линии. Тем не менее данный способ является рискованным и практически недоступен для малых инновационных фирм, поскольку для них единственной формой обеспечения обязательств является их собственность (недвижимость, товары, оборудование).

2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высокоприбыльных изобретений и перспективных новшеств. Доступность инновационного кредита для малой фирмы представляется большей, чем возможность получения коммерческого кредита, что обусловлено специализированной направленностью инновационных банков.

Инновационные банки могут приобретать результаты исследований и разработок для организации производства новых товаров и услуг или оказывать посреднические услуги в сфере маркетинга инноваций. В свою очередь, инновационные фонды могут оказывать финансовую поддержку, консультационные, патентные и другие услуги инновационным фирмам, осуществлять финансирование венчурных, связанных с повышенным риском проектов.

Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов под выпуск ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия акций не только приносит учредительский доход основателям организации, но и позволяет ей получить необходимые средства для расширения деловых операций. Для привлечения дополнительных средств инновационная фирма может размещать на рынке разные виды ценных бумаг. Эмиссия может осуществляться с помощью различных каналов: по прямым связям, на фондовой бирже, через инвестиционно-дилерские компании, банки и посреднические компании.

Ценные бумаги – это специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы определенные права владельца или предъявителя ценной бумаги. Согласно Гражданскому кодексу РФ ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением определенной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Ценные бумаги условно можно подразделить:

– на акции (документы, опосредующие отношения совладения);

– облигации простые и переводные векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты, ипотеки и др. (документы, опосредующие отношения долгосрочного займа);

– производные ценные бумаги (опционы, варранты, фьючерсные контракты и приватизационные чеки).

4. Привлечение средств под учреждение венчурного предприятия.

Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале предприятия или пакет его акций. Венчурный капиталист – это посредник между коллективными инвесторами и предпринимателями. В этом заключается одна из принципиальных особенностей этого типа инвестирования. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта инвестиций, участвует в работе совета директоров и способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой стороны, окончательное решение об инвестициях принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге получаемая венчурным предприятием прибыль принадлежит инвесторам. Венчурный капиталист имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.

Венчурный капитал – это долгосрочный рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компаний с целью получения высокой прибыли после регистрации этих компаний на фондовой бирже. В России венчурным предпринимательством занимаются неофициальные инвесторы (частные венчурные инвесторы, которые вкладывают в бизнес собственные или семейные средства и являются аналогом так называемых «бизнес-ангелов» в США) или институциональные (неофициальные инвесторы, к которым относятся всевозможные рисковые фонды, инвестирующие и привлекающие средства страховых компаний, пенсионных фондов и иных юридических, а также физических лиц). При венчурном финансировании прямые инвестиции одного из учредителей используются для коммерциализации технологических достижений другого. Возможен также внутренний венчур, суть которого заключается в создании в рамках фирмы отдельного, но неюридического лица, выполняющего инвестиционные проекты по определенной тематике.

Использование венчурного капитала для финансирования создания нововведений является выгодной формой для инновационных фирм, однако техническая новизна и коммерческая перспективность изготовляемой продукции не всегда гарантируют успех малым инновационным фирмам, которые финансируют рисковым капиталом. Лишь 20% таких фирм приносят прибыль рисковым капиталистам, 40% убыточны и еще столько же едва окупают вложенные в них средства. Может также возникнуть проблема закрепления долей участия инвесторов в проекте, поскольку вклады неравнозначны.

Самофинансирование. Самофинансирование может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития, и теоретически из амортизационного фонда. Если прибыль велика, то часть ее можно направить на осуществление инновационных проектов, и даже если проект оказывается убыточным или не окупается, фирма рискует только своим капиталом, а не кредитными ресурсами. Инновационным фирмам государство предоставляет льготы, разрешая осуществлять ускоренную амортизацию. Ускоренная амортизация может осуществляться путем искусственного сокращения нормативных сроков службы основных фондов и соответственно увеличения нормы амортизации (не более чем в 2 раза). Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую, более производительную. За счет увеличения размера амортизационных отчислений понижается база налогооблагаемой прибыли. Для стимулирования обновления оборудования малым фирмам наряду с применением метода ускоренной амортизации разрешено в первый год его эксплуатации списывать на себестоимость продукции дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости активной части основных фондов со сроком службы более трех лет.

Читайте также  Обучение инвестиции в ценные бумаги акции

6. Финансирование долгосрочного инновационного проекта из доходов от параллельного краткосрочного проекта (проектов), синхронизируемых с ожидаемыми проектными расходами. Данный вид финансирования еще называют пакетированием долгосрочного инновационного проекта с краткосрочными коммерческими с целью поддержания масштабного инновационного проекта прибылью от реализации точечных проектов. Метод представляется достаточно реальным и оперативным при условии выбора наиболее прибыльных и менее затратных видов вспомогательной коммерческой деятельности.

Реализация излишних и сдача в аренду (лизинг) временно высвобождаемых активов. Реализация излишних активов с вложением полученных средств в осуществление проекта увеличивает капитал фирмы. Данный метод по мере его осуществления трансформируется в самофинансирование. Часто это является вынужденным шагом, который характерен для малых инновационных фирм, не способных мобилизовать заемные средства.

Лизинг, по сути, близок к аренде. В лизинговой сделке участвуют три участника – фирма-лизингодатель, фирма-лизингополучатель и банк. В отличие от арендатора лизингополучатель не только получает объект в длительное пользование, на него возлагаются традиционные обязанности покупателя, связанные с правом собственности: оплата имущества, возмещение потерь от случайной гибели имущества, его страхование и техническое обслуживание, а также ремонт. Лизинг представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, различных видов специальной техники, транспортных средств, а также сооружений производственного характера. Объектом лизинга не могут быть земля и другие природные объекты.

8. Заклад имущества. Документом, определяющим отношения между должником и кредитором, является закладная. Это ценная бумага, вид долгового обязательства, по которому кредитор в случае невозмещения долга заемщиком получает ту или иную недвижимость (землю, строения). В инновационной сфере закладная оформляется, когда заемщику предоставляется кредит, обеспечением которого служит залог. Кредитор-залогодатель имеет право при невыполнении должником обязательства, обеспеченного залогом, получить компенсацию из стоимости заложенного имущества путем его продажи.

Одной из форм залога является ипотека. Ипотека – это разновидность залога недвижимого имущества (главным образом земли и строений) с целью получения ссуды. Ипотека предоставляет залогодержателю право преимущественного удовлетворения его требований к должнику-залогодателю в пределах суммы зарегистрированного залога. Предметом залога могут быть не только вещи, но и имущественные права и требования. Ипотечным кредитованием в России занимаются специальные финансово-кредитные институты – ипотечные банки. Из всех названных методов данный представляется самым неэффективным и рискованным, поскольку даже самый тщательно проработанный бизнес-план не в состоянии гарантировать удачное выполнение инновационного проекта.

Доходы от продажи технологий и ноу-хау. Существуют причины, побуждающие инновационные фирмы торговать лицензиями на технологии производства инновационных товаров, а не самими товарами; а) нет достаточного количества ресурсов для самостоятельного освоения конечного продукта; б) фирма не имеет опыта торговли конечным товаром; в) всевозможные таможенные барьеры; г) перекрестное лицензирование; д) фирма уходит с рынка и др. Получая, таким образом, инвестиции, инновационная фирма упускает часть прибыли и создает себе новых конкурентов.

Форфейтинг. Это своеобразная форма трансформации коммерческого кредита в банковский. Форфейтинг применяется в том случае, когда у инновационной фирмы нет средств для приобретения какой-либо продукции, необходимой для внутреннего производства. Покупатель ищет продавца товара, который ему необходим, и, заручившись предварительным согласием коммерческого банка (третьего участника сделки), договаривается о его поставке на условиях форфейтинга. После заключения контракта на поставку необходимой продукции инновационная фирма передает продавцу комплект векселей, общая стоимость которых равна стоимости продаваемого объекта с учетом процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный коммерческий кредит. Продавец товара передает полученные от инновационной фирмы векселя банку без права оборота на себя и сразу получает деньги за реализованный товар. Оговорка «без права оборота на себя» освобождает продавца от имущественной ответственности в случае, если банк не сумеет взыскать с векселедателя указанные в векселе суммы. Таким образом, данный метод финансирования сродни коммерческому кредиту, который предоставляет банк.

Факторинг. Это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Для инновационной фирмы эти услуги могут включать финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работу с дебиторами. Финансирование поставок при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки продавцу банк выплачивает в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В различных странах мира размер Долгосрочного платежа составляет от 50 до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки за вычетом суммы долгосрочного платежа и за вычетом комиссии банка) выплачивается продавцу в день вступления денег от дебитора. В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму. Поскольку факторинг является долгосрочной программой финансирования оборотного капитала, договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и будет действовать сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.

К косвенным методам относятся такие, которые обеспечивают инновационные проекты необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят:

Покупка и аренда материально-технических средств, любого материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, увязанный со сроком реализации инновационного проекта и получения от него прибылей, за счет которых будет обслуживаться и погашаться товарный кредит;

Покупка при той же синхронизации с ожидаемыми доходами от проекта материального имущества и прочих имущественных прав в рассрочку (с получением прав пользования ими без прав собственности, которые перейдут к покупателю только после окончательной выплаты рассрочки и процентов; в случае невыплаты очередных сумм рассрочки и процентов собственник изымает имущество у покупателя, лишает его прав пользования);

Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проекта, с полным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме «роялти» (процента в данном случае весьма высокого, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии).

Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой непосредственно в форме поставок или сдачи в аренду потребных материально-технических (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау) ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке) стоимости размещения бумаг;

То же при привлечении вкладов в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;

Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

Суть данных методов очевидна и сводится к тому, что обеспечение инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами – минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.

Читайте также  Инвестиции в акции российские компании

Государственное финансирование инновационной

Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет распределяется до 30-40% совокупного дохода страны, полученного владельцами средств производства. К государственным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В соответствии с законом РФ «О науке и научно-технической политике» на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового (бюджет — это всего лишь форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны).

Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, в частности, на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрацию субъектов Федерации и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства РФ.

В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю.

Для наглядности основные источники прямого финансирования инновационной деятельности государством изображены на рисунке 4.1.

Рисунок 1. Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в России

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одна из таких категорий — финансы домашнего хозяйства, отражающие реально существующие экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение.

Государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности ввиду необходимости:

– осуществления фундаментальных исследований, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат и результатов;

– осуществления масштабных дорогостоящих проектов, для выполнения которых у отдельных фирм может быть недостаточно средств;

– проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной ответственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);

– проведения НИОКР военного назначения и в области аэрокосмической техники.

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Система бюджетного финансирования инновационной

Государство стимулирует инновационную деятельность, предоставляя государственные заказы на проведение НИОКР, гаранты организациям – исполнителям НИОКР, выделяя средства на развитие и модернизацию опытно-экспериментальной базы и формируя благоприятные экономические условия для инновационной деятельности.

Бюджетному финансированию присущи следующие принципы: 1) получение максимального социального эффекта при минимуме затрат; 2) целевой характер использования бюджетных ресурсов; 3) предоставление бюджетных средств фирмам, предприятиям и организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ресурсов.

Принципиально новым в практике последних лет является избирательное частичное финансирование конкретных проектов по принципу конкурсности и возвратности.

4.4 Инструменты государственного финансирования

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование).

Отметим, что поддержка малых инновационных предприятий представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Выделяют следующие три формы поддержки проектов государством:

1) предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;

2) то же самое на условиях закрепления в государственной собственности части акций, выпускаемых «под проект» акционерных обществ;

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный бюджет является главным инструментом научно- технической политики государства и центральным звеном финансовой системы.

Государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% от национального дохода. Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности ввиду необходимости:

  • • осуществления фундаментальных исследований, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат и результатов;
  • • осуществления масштабных дорогостоящих проектов, для выполнения которых у отдельных фирм может быть недостаточно средств;
  • • проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной ответственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);
  • • проведения НИОКР военного назначения и в области аэрокосмической техники.

В настоящее время основными инструментами бюджетного финансирования вереде НИОКР являются базовое, программно-целевое в рамках федеральных целевых программ, а также финансирование через государственные научные фонды.

Основными объектами бюджетного финансирования в сфере науки и инноваций являются приоритетные направления НТП, реализуемые через долгосрочные целевые программы, целевые бюджетные фонды и непосредственно научно-исследовательские организации (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Система бюджетного финансирования инновационной сферы

Основные показатели финансирования НИОКР ряда федеральных целевых программ (ФЦП), реализуемых в области науки, инноваций и передовых технологий представлены в табл. 13.1 [1] .

Нетрудно заметить, что основным источником финансирования ФЦП является федеральный бюджет. По этим программам происходит постоянный рост объемов финансирования. Рост бюджетного финансирования данных программ отражает общую тенденцию увеличения бюджетного финансирования по программно-целевому принципу. Из всех перечисленных программ следует выделить ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2007—2012 годы», поскольку именно она призвана выполнять функции основного механизма реализации национальных приоритетов в области науки и техники. В этой связи бюджетное финансирование программы можно рассматривать как отражение этих приоритетов в бюджетном процессе.

Основные показатели финансирования НИОКР для ряда федеральных _ целевых программ по годам, млн руб._

Источники: http://mylektsii.ru/5-120114.html, http://studfiles.net/preview/3934970/, http://studref.com/382730/menedzhment/byudzhetnoe_finansirovanie_innovatsionnoy_deyatelnosti

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто