Экономполитика
Топливо для экономики: кто заплатит за рост
Как правительство планирует нарастить инвестиции до 25% ВВП
Белый дом придумал, как добиться роста инвестиций до 25% ВВП, не увеличивая дополнительно нагрузку на бюджет. Рост оплатит население через систему добровольного накопительного пенсионного страхования, а также Банк России методами регулирования денежно-кредитной политики. Другой источник финансирования — пересмотр инвестпрограмм госкомпаний и актуализация стратегий институтов развития.
Правительство на своем заседании в четверг, 12 июля, утвердило «план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП», разработанный Минэкономразвития.
Эта задача «была обозначена в послании президента», предупредил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание. По словам главы правительства, «задача сложная, масштабная, рассчитанная не на один год, но
без ее решения мы вряд ли сможем добиться необходимых темпов экономического роста, не сможем стабильно развиваться при той конкуренции, и экономической, и политической, и технологической, которая существует».
Сразу после заседания документ был опубликован на сайте Минэкономразвития.
Самый интересный для инвесторов раздел плана «финансовое обеспечение» не содержит сведений о стоимости инвестиций, которые потребуются для выполнения президентского поручения. Нет и косвенного упоминания анализа госинвестиций, которые правительство финансирует из бюджета.
Еще в докризисном 2013 году правительство являлось крупнейшим оператором госинвестиций, распределяя бюджетные ресурсы через федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП).
Размер ФЦП и ФАИП в 2013 году превышал 1,5 трлн руб. Только ФЦП, согласно данным Минэкономразвития, в 2013 году равнялся 1 трлн руб.
Но после кризиса 2014 года и оптимизации бюджета эти расходы сокращаются. В мае этого года Минэкономразвития согласовало на 2019 год только 737,3 млрд руб. бюджетных инвестиций, выделяемых совокупно по ФЦП и ФАИП. На 2020 год эта сумма уменьшена до 686,2 млрд руб., а в 2021 году правительственные инвестрасходы уменьшаются до 468,5 млрд руб.
Дело в том, что на смену прямым госинвестициям с прошлого года правительство пытается внедрить проектные методы управления госинвестициями, которые должны обеспечить рост их эффективности при одновременной экономии.
На заседании правительства Максим Орешкин объяснял, что «устойчивому на длительном промежутке времени темпу роста на уровне 3–3,5% соответствует доля инвестиций 25–27% ВВП». Кстати, темп роста выше среднемирового уровня – это еще одна задача, поставленная президентом правительству. По словам Максима Орешкина
по итогам 2017 года доля инвестиций в РФ составила всего 21%, а «простая накрутка валового объема инвестиций даст только негативный эффект».
По его словам, «в теории есть два способа решить эту задачу. Первый — за счет перераспределения доходов от населения к компаниям». Этот вариант он назвал неподходящим, «так как означает высокую безработицу и низкие темпы реального роста заработных плат».
«Остается второй — через увеличение нормы сбережений населения и рост инвестиционной активности компаний». А рост доли инвестиций в структуре ВВП на 4 процентных пункта — «это существенное изменение структуры расходов в экономике от текущих к инвестиционным», сделал вывод министр.
Согласно последним расчетам Минэкономразвития, произведенным к уточненному макропрогнозу на 2019 — 2021 годы, по итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется только на уровне 1,4%. И главная причина замедления темпов экономического роста будет связано «как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса».
Из плана правительства следует, что
основными источниками для роста инвестиций станут средства добровольной накопительной системы пенсионного страхования на основе концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Концепцию ИПК Минфин предлагал еще в 2016 году, но официально предложения в правительство еще не поступали. По плану правовую основу разработают только к 1 декабря 2018 года.
Другой источник привлечения средств населения, развитие системы страхования жизни, в правительстве собираются разрабатывать до декабря 2021 года. Интересно, что Минэкономразвития к «финансовому обеспечению» отнесла и меры «макропруденциального регулирования» ЦБ (меры, направленные на минимизацию рисков в финансовом секторе).
Какую долю роста инвестиций в ВВП способна обеспечить денежно-кредитная политика в Банке России, «Газете.Ru» пояснять отказались.
В плане содержится указание и на другие финансовые источники.
Например, на создаваемый правительством в размере 0,5% ВВП Фонд развития. Фонд планируется пополнять госзаймами, увеличивая госдолг до 3,5 трлн руб. в 2024 году. Но этот пункт отнесен только к разделу плану «Комплексное развитие инфраструктуры», подчеркивая его целевое значение. Инструмент отбора и финансирования инфраструктурных проектов для финансирования из этого фонда будет подготовлен 1 октября 2018 года.
Есть и довольно экзотические в современной реальности предложения поиска инвестресурсов. Например, пересмотр долгосрочных программ развития крупнейших госкомпаний.
В последние годы правительству не удавалось обеспечить единого подхода даже к дивидендной политике госкомпаний и получения с них дивидендов не менее 50% чистой прибыли за предыдущий год по МСФО.
Тем не менее в план попали пункты сокращения доли участия государства на конкурентных рынках и заложено повышение эффективности госкомпаний. Уже в декабре 2018 года правительство собирается законодательно ввести запрет прямого или косвенного приобретения государством или муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, «осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции».
Заодно запланирована актуализация стратегий развития и бизнес-моделей деятельности институтов развития до 2024 года. Навести порядок в этом особом виде госкорпораций, к которым относится, например, Внешэкономбанк, предлагается к июню 2019 года.
Неизбежное в этом случае противостояние правительства с госкорпорациями только увеличит нагрузку на население, чьи сбережения правительство и запланировало для инвестиционного роста.
Цель доведения инвестиций в основной капитал до 25% ВВП «малореализуема», категоричен старший аналитик БКС Сергей Суверов. По его мнению, для этого отсутствуют источники финансирования (как внешние, из-за санкций, так и внутренние из-за неразвитости рынков капитала в России).
Возможен, правда, определенный рост госинвестиций после создания Фонда развития инфраструктуры, но вряд ли это сильно изменит текущий расклад, когда инвестиции остаются ахиллесовой пятой российской экономики, считает Суверов.
По словам директора аналитического департамента Локо-Инвест Кирилла Тремасова, до недавнего времени директора департамента Минэкономразвития, составлявшего подобные планы, «это формальный документ, который задает основные направления инвестиционной политики, но делать по нему выводы о процентах инвестиционного роста невозможно».
Взаимосвязь инвестиций и ВВП
ВВП или валовой внутренний продукт, с точки зрения фундаментальной экономической науки, является главным макроэкономическим показателем, который отражает состояние и динамику развития экономики любого государства. Россия в этом, естественно, не является исключением из общего правила.
На изменения ВВП влияют многие экономические факторы. Ведущим среди них являются именно инвестиции. Более того, можно утверждать, что такое влияние имеет взаимный характер.
Сущность явления
Современные финансисты твердо убеждены, что инвестиции и ВВП тесно связаны между собой. Между ними существует ярко выраженная прямо пропорциональная зависимость. Так, рост объема инвестиций незамедлительно сказывается на положительной динамике и повышении валового внутреннего продукта. В то же самое время когда растет ВВП, то вместе с ним увеличиваются темпы и объемы вложений.
Экономическая кейнсианская теория говорит о существовании эффекта мультипликатора инвестиций. Смысл данного явления состоит в том, что даже незначительный инвестиционный подъем способен обеспечить существенное увеличение валового внутреннего продукта.
Такой подход имеет достаточно простое объяснение, согласно которому финансовые вложения представляют собой мощный импульс для развития промышленности страны. Вслед за этим происходит увеличение рабочих мест и рост доходов населения. Следовательно, растет и потребление выпускаемых товаров, что, в свою очередь, снова стимулирует производство к дальнейшему развитию.
Да, все приведенные выше выкладки первоначально носили сугубо теоретический характер. Однако с момента их появления прошло достаточно много времени, чтобы можно было осознанно утверждать наличие мощного положительного влияния, которое внутренние и внешние инвестиции оказывают на показатель ВВП.
При этом обязательно необходимо учитывать, что описываемая взаимосвязь не подчинена каким-либо строгим неизменным закономерностям и поэтому не может быть признана абсолютной. Инвестиции всегда будут достаточно подвижными и изменчивыми. Они часто зависят от множества не только экономических, но также политических и социальных факторов. На их фоне ВВП смотрится гораздо более устойчивым и стабильным макроэкономическим показателем.
Тем не менее современного развития экономической науки вполне достаточно для построения математической модели, которая с довольно высокой точностью позволит определить существующую взаимосвязь между динамикой вложений в национальную экономику и изменениями валового внутреннего продукта. Да, подобные расчеты всегда будут иметь определенную погрешность. Однако ее уровень можно будет заранее спрогнозировать. В то же время подобная модель позволит делать достаточно точные прогнозы развития. В частности, с ее помощью можно будет запланировать необходимый уровень инвестиций, который приведет к необходимому уровню роста ВВП.
Доля инвестиций в структуре ВВП
Правительство каждого государства постоянно отслеживает долю инвестиций в валовом внутреннем продукте. Конечно, в Российской Федерации подобная работа также проводится.
Причем в данных исследованиях конкретные показатели инвестиций важны не сами по себе. Первоочередное значение имеет именно взаимная динамика двух рассматриваемых показателей.
В условиях напряженной внешнеполитической ситуации в России в последние годы наблюдается определенный дефицит иностранных инвестиций. Их уровень неуклонно снижается, начиная с 2012 года. После введения в 2014 году западными государствами экономических санкций, направленных против Российской Федерации, эта тенденция только усилилась. Частично она была компенсирована дополнительными внутренними корпоративными вложениями.
На этом фоне мы могли наблюдать незначительное падение ВВП вплоть до 2015 года включительно. Однако по существующим прогнозам в 2016 году показатель валового внутреннего продукта впервые за последние годы покажет незначительный рост.
Доля инвестиций в ВВП – ключевой показатель развития страны
Чтобы оказаться применимыми, большинство технологий должны быть воплощены в основном капитале , то есть в оборудовании и сооружениях, например зданиях, железных дорогах. Таким образом, без крупных инвестиций в основной капитал, технически называемых валовым накоплением основного капитала (ВНОК)[178], экономика не сможет значительно развить свой производственный потенциал. Инвестиционный коэффициент (ВНОК/ВВП) – хороший индикатор ее способности к развитию. Действительно, прямо пропорциональная связь между инвестиционным коэффициентом страны и темпами ее экономического роста представляет собой одну из немногих бесспорных закономерностей в экономике.
Для мира в целом инвестиционный коэффициент составляет около 20–22 процентов. Однако он очень разнится между странами. В Китае это ошеломляющие 45 процентов, наблюдающиеся в течение последних нескольких лет. Однако находятся такие страны, как Центральноафриканская Республика или Демократическая Республика Конго, чей инвестиционный коэффициент в некоторые годы составлял не более 2 процентов, хотя обычно им удается получить около 10 процентов.
Ни одна экономика не достигла «чудесных» темпов роста (то есть более 6 процентов в год в пересчете на душу населения), не вкладывая не менее 25 процентов ВВП в основной капитал. В пиковые периоды такого роста страны инвестировали не менее 30 процентов ВВП. В конце 1960–1970-х годов инвестиционный коэффициент в Японии превысил 35 процентов. За время «чудесного» роста Китая, начавшегося с 1980-х, инвестиционный коэффициент этого государства составлял 30 процентов, а иногда даже превышал 40 процентов в течение последнего десятилетия.
Это не означает, что более высокий коэффициент инвестиций обязательно даст хорошие результаты. Инвестиции по определению приводят к жертвованию сегодняшним потреблением и уровнем жизни, соответственно, в надежде получения более высокого уровня потребления в перспективе. Может случиться и так, что инвестиций окажется слишком много, хотя насколько это – «слишком», будет зависеть от того, насколько вы цените свои завтрашние доходы по отношению к сегодняшним (это называется временны́м предпочтением ). Тем не менее инвестиционный коэффициент – и его динамика – служит лучшим показателем того, как страна развивает свои производственные возможности и тем самым экономику.
Источники: http://www.gazeta.ru/business/2018/07/12/11835175.shtml, http://investoriq.ru/teoriya/investitsii-i-vvp.html, http://mydocx.ru/7-8183.html
Источник: