Эффективность инвестиций в логистическую систему

научная статья по теме АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Анализ и оценка эффективности инвестиций в развитие логистической системы

канд. экон. наук, заместитель директора по учебной работе, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» — Дмитровский институт непрерывного образования (141801, Россия, г. Дмитров, мкр-н ДЗФС, 23; e-mail: bdw777@mail.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты анализа перехода промышленных предприятий от традиционных производственных систем к логистико организованным. Рассмотрены общие особенности и выявлены современные тенденции развития логистики. Раскрыт процесс перехода к логистической системе и привлечение инвестиций. Определены возможные риски и угрозы логистического инвестиционного проекта.

Abstract. The article presents the results of analysis of the transition from the traditional industrial production systems to logistics organized. The general characteristics and identified the current trends of logistics development. Discloses a process of transition to the logistic system and investment. The possible risks and threats logistics investment project.

Ключевые слова: инвестиции, логистическая концепция, промышленное предприятие, логистика, эффективность.

Keywords: investment, logistics concept, industry, logistics, efficiency.

Вопрос успешного функционирования предприятия, зависит от ряда факторов: уровня организации, эффективности движения и качества материальных потоков, и прочих аспектов, многие из которых решаются путем применения логистического подхода в ходе управления процессами снабжения, производства и сбыта на промышленном предприятии. Одно из условий перехода в управлении к логистическим системам — это удовлетворение потребности большей части отечественных предприятий в модернизации и обновлении и основных фондов. Оптимальный инструмент для решения вопроса в том случае, если отсутствуют достаточные собственные источники финансирования, это привлечение инвестиций. Переход российского промышленного предприятия от традиционных производственных систем к логистически организованным необычайно важен, поскольку позволяет добиться реальных конкурентных преимуществ. [2]

Потребность в логистике с каждым днем так активно возрастает, что под ее эгидой все чаще происходит реорганизация хозяйственной деятельности на предприятиях. При этом в ранг одного из императивов возводится потребность в снижении логистических затрат. Традиционно выполнение этого увязывается только с оценкой затрат, в основном, на управление запасами и транспортные перевозки. Что касается долгосрочных инвестиций в развитие логистической системы, этот вопрос принято оценивать и рассматривать сквозь призму сравнения их объема с прогнозируемыми денежными поступлениями. Также довольно распространенным является мнение, что и само по себе использование логистической концепции повысит рентабельность инвестиций.

Под словом «логистика» понимается теория и практика управления движением в экономических структурах совокупности финансовых,

материальных, трудовых, правовых и информационных потоков. Основная концептуальная идея логистики состоит в необходимости приспособления фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расходуя при этом как можно меньше в данных условиях средств. [5]

Логистическое управление ощутимо влияет на финансово-экономическое и правовое обеспечение хозяйственных связей в рыночных условиях. Прежде всего — рынка транспортных услуг, функционирование складского хозяйства, развития транспортной службы на предприятии.

Эффективную логистическую систему характеризует набор показателей работы этой системы при заданном количестве логистических издержек. Предприятие, организующее свой бизнес с использованием логистики при формировании соответствующей ее целям логистической системе, в первую очередь оценивают ее потенциальную эффективность.

Читайте также  Как привлекают инвестиции в сша

В странах с развитой промышленностью за время развития логистики сформировался ряд показателей, с помощью которых оценивают ее эффективность, к ним относят: качество логистического сервиса; общие логистические издержки; продолжительность логистических циклов; эффективность производства; возврат на инвестиции.

Эти показатели считаются ключевыми для определения эффективности логистической системы и берутся за основу в отчетных формах компаний в качестве показателей разноуровневых логистических планов. Также существуют общепринятые процедуры (к примеру бенч-маркинг) для сравнительной оценки фирм в сфере логистики при помощи аналитических и экспертных методов, и для этого используются вышеназванные комплексные показатели. [1]

Несмотря на то, что логистический сервис важная часть в реализации корпоративных стратегий, эффективных способов его оценки все

еще не разработано. Это можно объяснить особенностями его характеристик по сравнению с характеристиками более материальных видов товара. Сюда относится:

— неосязаемость сервиса: поставщикам сложно объяснить и специфицировать виды сервиса, так и покупателям сложно их оценить;

— в производстве услуг часто принимает непосредственное участие покупатель.

— услуги нельзя складировать и транспортировать, они потребляются в момент производства;

— приобретая услуги, покупатель не становится собственником;

— сервис является деятельностью, поэтому его нельзя протестировать перед покупкой.

Эти черты и характерные особенности услуг играют в логистическом процессе важную роль. Нужно учитывать, что в логистике качество сервиса проявляется непосредственно в момент встречи поставщик сервиса с покупателем. При анализе или проектировании логистических систем измерение качества сервиса нужно основывать на критериях, которые покупатели логистических услуг используют для этой цели. При оценке покупателем качества логистического сервиса, сравниваются определенные фактические значения с ожидаемыми покупателями величинами, в том случае, если ожидания совпадают, качество логистики признается удовлетворительным. [10]

Комплексным показателем является производительность, или результативность логистической системы, которая определяется посредством объемов логистических услуг, которые в единицу времени выполняются техническими средствами, оборудованием или удельным расходом ресурсов при задействованном в логистической системе технологическим персоналом.

В большинстве успешных зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической продуктивности. В отчетах отражено довольно много показателей, к примеру:

— количество в единицу времени обработанных заказов;

— грузовые отправки на единицу грузовместимости транспортных средств и складских мощностей;

— отражение динамики документооборота и выпуска продукции;

— отношение операционных логистических издержек к единице вложенных инвестиций;

— отношение логистических издержек к единице продукции, которая производится предприятием;

— логистические издержки в дистрибью-ции к единице объема продаж и пр.

Сложность логистической системы обуславливает ее развитие в рамках инвестиционного проектирования, методические основы которого пока еще только формируются, учитывая их специфику. В ряде отраслей аналогичные основы проработаны достаточно детально, к примеру, в отрасли производственного строи-

тельства. Для эффективного обеспечения инвестиционного проектирования рекомендуется уделять пристальное внимание начальному этапу проекта, иначе говоря, этапу формирования инвестиционной идеи. [7]

По сути, предметное содержание этого этапа состоит в анализе осуществимости проекта и предварительной проработке его целей. Но в контексте развития логистической системы, главной задачей выступает формирование ее структуры, которая была бы адекватна требованиям «внутреннего» и «внешнего» проектирования логистической системы. Требования внешнего проектирования регламентируются целевыми, логистическими, маркетинговыми установками, которые раскрывают природу, характеризуют и направляют исходящие и входящие потоки ЛС, в то время, как компетенция внутреннего проектирования касается внутренних потоков ЛС. Роль рассматриваемого этапа исключительна по причине того, что не всегда можно исправить впоследствии последствия ошибочных решений, на протяжении этапа принятых.

В пользу приведенного положения может послужить доводом растущая популярность практики оценки и анализа эффективности инвестиций в ЛС, в которой не последним стимулом является популярная концепция управления цепью поставок (ЭОМ). Как известно, ЭОМ нуждается в осмыслении и усовершенствовании как ключевых процессов, так и структуры, свойственной подобным логистическим структурам.

Читайте также  Роль инвестиций в макроэкономическом равновесии

При этом ключевую роль играет отображение в концепции ЭОМ отношений участников интегрированной ЛС (или участников цепи поставок), в том числе визуализации внутрифирменных логистических процессов. Среди трудностей, с которыми сопряжено ее выполнение, первоплановой считается сложность детализации посредством блок-схем потоковых процессов в полном масштабе. [1]

Известный факт: при анализе и синтезе обладающих сетевой структурой разнообразных объектов, к которым относятся также и многочисленные системы, распределенные территориально, например — транспортные, информационные, энергетические и пр., традиционно использовать для их представления взвешенный граф. Действительно с его помощью хорошо описывать многие технико-экономические характеристики различных коммуникационных сетей, так как его вершины и ребра означают соответствующие пропускные способности и потребности, или производственные мощности.

В связи с этим обстоятельством в теории потокового программирования, содержатся решения серии прикладных задач по составлению графиков выполнения работ, производственному планированию, минимизации оборудования на погрузку-разгрузку судов, оптимизации транспортного движения и др.

Тем не менее, представление логистической системы в виде взвешенного графа, показывая наличие связей между ее элементами, не раскрывает их качественное разнообразие. Кроме того, графическая интерпретация логистиче-

Инвестиции как инструмент развития логистических систем

Одним из ключевых факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности логистических систем.

Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, является одним из основополагающих условий сокращения длительности производственно-сбытового цикла, создающим предпосылки для экономического роста путем ускорения оборачиваемости средств. От оптимального использования инвестиций, как на микро, так и на макрологистическом уровне во многом зависят производственный потенциал хозяйствующих субъектов, их эффективность, а значит отраслевая и воспроизводственная структура всего общественного производства.

Сегодня управление инвестиционной деятельностью логистических систем являются неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Российский рынок относится к числу перспективных развивающихся рынков.

Инвестиционная деятельность логистических систем в России осуществляется в условиях тех тенденций и противоречий, которые присущи отечественному рынку логистики на современном этапе.

Во-первых, насыщение российского рынка логистических услуг привело к сокращению глубины добавленной стоимости в этой сфере деятельности. Если на рубеже ХХI века доля добавленной стоимости логистических компаний в цене товара в России уверенно превышала 15%, то в настоящее время эта доля для логистических компаний приближается к европейскому стандарту 3–5% и составляет 5–7%.

Во-вторых, если на начальном этапе развития логистические компании в России сосредотачивались в основном на транспортно-складских операциях, то на сегодня спектр логистических услуг существенно расширился и включает дополнительно не только сопровождение грузов, но и маркетинг, консалтинговую деятельность, вплоть до аутсорсинга определенного комплекса работ.

В-третьих, сложность ситуации заключается в том, что увеличение объема предлагаемых логистических услуг в рамках одного производственного цикла приводит к относительному удорожанию этих услуг для организации их предоставляющих. Иными словами, если изначально предлагаемые логистическими компаниями операции по транспортировке и складированию отличались большой рентабельностью, то добавляемые услуги по сопровождению, консалтингу и т.д. характеризовались меньшей рентабельностью, снижая среднюю удельную рентабельность комплекса предоставляемых логистических операций.

Инвестиционная деятельность в логистических системах реализуется определенной системой производственных, функциональных, организационных и институциональных структур, образующих сектор логистических услуг в национальной экономике.

Читайте также  Инвестиции фонды в промышленной политике

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Для российских промышленных предприятий переход от традиционных к логистически организованным производственным системам имеет первостепенное значение, т.к. позволяет добиться существенных конкурентных преимуществ.

Логистическое развитие требует инвестиций в «мягкую» инфраструктуру:

− знания и навыки, способности к управлению;

и «твердую» инфраструктуру:

− авто, железодорожнве, внутренние водные артерии и воздушные сети;

− порты (морские, речные, воздушные);

− грузовые терминалы, склады;

Инвестиции в передовые производственные технологии, приводящие к изменениям длины производственного цикла и атрибутов готовой продукции, ставят перед логистическим менеджментом новые проблемы, связанные с обеспечением производства дополнительными материальными ресурсами, вариацией внутрипроизводственных логистических операций, обеспечением дополнительного логистического сервиса в дистрибьюции и т.д.

В то же время инвестиции в складское и грузоперерабатывающее оборудование, транспортные средства и коммуникации, вычислительную и оргтехнику расширяют возможности логистического менеджмента для принятия эффективных решений.

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оценка эффективности инвестиций

В случае если объем капиталовложений в логистику предприятия несущественный по сравнению с оборотом, то в качестве показателя оценки эффективности инвестиций можно воспользоваться простым сроком окупаемости проекта (payback period – РР), который рассчитывается по следующей формуле:

(4.17)

где CFt денежный поток (эффект) от реализации оптимизационного решения на этапе времени t; It – инвестиционные затраты на этапе времени t; t – этап реализации выбранного варианта оптимизационного решения (когда внедрение рассчитано на несколько временных (отчетных) периодов); п – общее число этапов внедрения решения.

Стоит учесть, что для долгосрочных инвестиционных проектов, в которых предполагается поэтапное достижение определенных результатов (а вложения происходят в течение нескольких периодов и имеют разную структуру), этот способ может вести к принятию некорректных управленческих решений. Так, простой срок окупаемости подразумевает одинаковый уровень ежегодных денежных поступлений от текущей хозяйственной деятельности, что не отвечает действительности в условиях инфляции и соответствующего роста отпускных цен, тарифов, налоговых ставок и т.д.

Тогда необходимо производить приведение денежных потоков к одному рассматриваемому периоду времени, как предполагается при расчете периода окупаемости с учетом дисконтирования (discounted payback period – DPP):

(4.18)

где г – норма дисконта, отражающая скорректированную с учетом инфляции минимально приемлемую для инвестора доходность вложенного капитала.

Суть способа заключается в соизмерении разновременных показателей путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде (табл. 4.19).

Net Present Value (NPV) – чистый дисконтированный доход (ЧДД), который применительно к оптимизационным решениям в логистике является разницей между приведенным к текущей стоимости суммой сокращения текущих затрат (эффекта) за некоторый период времени и суммой инвестиционных затрат. Для единовременных инвестиций рассчитывается по формуле

(4.19)

где I – единовременные инвестиционные затраты на реализацию оптимизационного решения.

Пример

Допустим, для повышения эффективности закупочной деятельности предприятие производит единовременные вложения в логистическую инфраструктуру в размере 100 000 тыс. руб., при этом эффект сокращения текущих затрат оценивается в 25 000 тыс. руб. в год.

Пример расчета чистого дисконтированного дохода при норме дисконта 8%

Источники: http://naukarus.com/analiz-i-otsenka-effektivnosti-investitsiy-v-razvitie-logisticheskoy-sistemy, http://studopedia.ru/16_61911_investitsii-kak-instrument-razvitiya-logisticheskih-sistem.html, http://studme.org/49124/logistika/otsenka_effektivnosti_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто