Финансовые методы регулирования рынка инвестиций

Финансовые методы регулирования рынка инвестиций

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рисунок 2).

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

принятие государственных инвестиционных программ;

система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Рис. 2. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

2. К административным инструментам относятся:

применение системы санкций и ограничений;

разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

прямая (финансами, гарантиями);

косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

стимулирующий характер механизма изъятия;

инвестиционные и реинвестиционные скидки;

продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

доходные статьи бюджета;

расходные статьи бюджета;

специальные налоговые режимы;

дифференциация налоговых ставок;

освобождение от налогов;

экспортные и импортные пошлины и сборы;

дотации, субсидии, субвенции;

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

регулирование эмиссии общей денежной массы;

установление предельных ставок банковского ссудного процента;

операции на рынке ценных бумаг;

регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

рефинансирование коммерческих банков;

регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков.

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной сферы осуществляется государством с помощью комплекса правовых, экономических и административно-управленческих мер в интересах формирования в стране благоприятного инвестиционного климата, обеспечения экономически выгодных условий для осуществления инвестиционной деятельности с целью удовлетворения национальных интересов в настоящем и на перспективу. Эффективность государственного регулирования предполагает создание инвестиционной системы, способной обеспечить устойчивую взаимосвязь и единство всех уровней экономики. Это означает, что механизмы государственного регулирования в сфере инвестиций должны быть основаны на реальных процессах, происходящих в бюджетной сфере, налоговой, социальной, на кредитном и финансовом рынках, учитывать финансовое положение и состояние производственного потенциала на уровне хозяйствующих субъектов.

Финансирование инвестиционной деятельности осуществляется через финансовый механизм. Он представляет собой систему форм и методов организации финансовых отношений, в результате функционирования которых происходит формирование доходов и накоплений, денежных фондов как источников осуществления инвестиций.

Бюджетный, налоговый, амортизационный механизм — те составляющие финансового механизма, которые приводят в движение финансовые ресурсы, трансформируют их в инвестиционные.

Финансовый механизм регулирования инвестиционной сферы включает в себя две составляющих — нормативно-правовую базу инвестиционного процесса и формы и методы формирования и распределения доходов государства и хозяйствующих субъектов, направляемых на инвестиционные цели.

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности является одной из основополагающих функций государственного управления. Перечень документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России достаточно широк, основные из них, имеющие прямую инвестиционную направленность представлены ниже.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1. В законе определяются правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России, его основная направленность — эффективное функционирование экономики страны и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ является основополагающим в регулировании правовых, экономических и финансовых основ воспроизводства простого и расширенного основного капитала. В нем также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Содержание и цели данного закона состоят в развитии альтернативных форм финансирования инвестиций в средства производства, защите прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечении эффективности инвестирования.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ определяет условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии их прав на инвестиции, доходы и прибыль, получаемые от инвестиционной деятельности. Механизм реализации этого закона направлен на привлечение иностранных инвестиций в форме финансовых и материальных ресурсов, передовых технологий и эффективного менеджмента, совершенствование и развитие международной практики инвестиционного сотрудничества.

Читайте также  Инвестиции физического лица физическому лицу

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ направлен на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, создание и реконструкцию, эффективное использование недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Закон определяет и гарантирует права и интересы обеих сторон концессионного соглашения.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ. Данный закон регулирует инвестиционную деятельность в области недропользования в Российской Федерации. Он устанавливает правовые, экономические и финансовые отношения по поводу осуществления российских и иностранных инвестиций, направляемых па поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории страны и ее континентальном шельфе.

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ регулирует механизм формирования инвестиционных ресурсов в денежной, финансовой и натурально-вещественной форме через размещение акций, доверительное управление с целью их последующего инвестирования.

Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ является одним из основополагающих документов в системе государственного финансирования реальных инвестиций. В состав федеральных государственных нужд включаются и федеральные целевые, и межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация. Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности. Объемы финансирования целевых программ из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Указ Президента Российской Федерации «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. № 1928. Действие указа направлено на развитие инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. В нем представлен механизм оказания государственной поддержки частным инвесторам на основе конкурсного отбора высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов, связанных в первую очередь с развитием «точек роста» экономики.

Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» от 18 ноября 1995 г. № 1157. Основное значение документа состоит в укреплении и повышении эффективности механизма финансирования инвестиционной деятельности за счет потенциала финансового и фондового рынков. В Указе подчеркивается, что одним из важнейших направлений государственной политики на финансовом и фондовом рынках страны является обеспечение прав граждан — вкладчиков кредитных учреждений и коммерческих организаций, которые привлекают денежные средства населения и юридических лиц. Действие указа направлено также на защиту прав акционеров акционерных обществ от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности.

Формы и методы финансирования инвестиционной деятельности могут носить прямой и косвенный характер участия государства в инвестировании. Например, финансирование целевых государственных программ, софинансирование, предоставление государственных гарантий — носят характер прямого участия государства в финансировании инвестиций. Предоставление налоговых льгот, возможность использования ускоренной амортизации являются примерами косвенного финансирования, через экономические рычаги. Государство «приглашает» к инвестированию, предоставляя различного рода преференции, не используя при этом метод прямого финансирования. Реализованный на практике метод косвенного финансирования, отражается на доходах государства, уменьшая их или увеличивая в зависимости от эффективности освоенных инвестиций. Метод финансирования — это способ участия государства в финансировании инвестиций -прямой или косвенный. Практическая реализация методов финансирования осуществляется в разных формах. Т.е. метод прямого финансирования за счет государственных средств может осуществляться, например, в форме финансирования целевых государственных федеральных программ или в форме финансовой поддержки высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов.

И в российской, и в зарубежной практике существуют различные формы прямого государственного финансирования инвестиционной деятельности. Как правило, такое финансирование распространяется на инвестиционные проекты, имеющие особую значимость для развития национальной экономики. При этом финансовая помощь оказывается и тем проектам, которые осуществляются в рамках целевых государственных федеральных, региональных и муниципальных программ, и высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.

Финансовый контроль в инвестиционной деятельности: особенности правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Тагашева Ольга Валентиновна

В статье анализируются различные виды отношений, так или иначе связанных с инвестиционной деятельностью , с точки зрения их финансово-правового регулирования . Рассматривается финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности как элемент управления движения финансовых ресурсов .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Тагашева Ольга Валентиновна,

This article analyzes the different types of relationships, one way or another related to investment activities, in terms of their financial and legal regulation. We consider the financial control in the sphere of investment activity as control the movement of financial resources.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль в инвестиционной деятельности: особенности правового регулирования»

будет стимулирование возврата капиталов из офшорных зон в Россию5 и закона о введении моратория на изменение российской налоговой системы6, которые в настоящее время так и находятся в стадии законопроектов.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6657; 2015. № 24, ст. 3377.

2 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2015. № 29, ч. I, ст. 4358; Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2015. № 29, ч. I, ст. 4358.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 24, ст. 3377.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 24, ст. 3367.

5 О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из офшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья: проект федерального закона № 613077-6.

Читайте также  Совещание по инвестициям с медведевым

6 Об установлении запрета на увеличение налогов и сборов ранее, чем через пять лет после установления размеров этих налогов и сборов: проект федерального закона № 758510-6.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье анализируются различные виды отношений, так или иначе связанных с инвестиционной деятельностью, с точки зрения их финансово-правового регулирования. Рассматривается финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности как элемент управления движения финансовых ресурсов.

Ключевые слова: предмет финансового права, инвестиционная деятельность, финансовый контроль, движение финансовых ресурсов, финансово-правовое регулирование.

FINANCIAL CONTROL IN INVESTING ACTIVITIES: PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION

This article analyzes the different types of relationships , one way or another related to investment activities , in terms of their financial and legal regulation. We consider the financial control in the sphere of investment activity as control the movement of financial resources.

Keywords: subject of financial law, investment, financial control , the movement of financial resources , financial legal regulation .

Формирование рыночных отношений в России выявило необходимость осуществления финансового контроля за движением финансовых ресурсов. Экономика страны с любой системой хозяйствования должна обеспечивать приток инвестиций в производственную сферу. Меры правового регулирования и методы осуществления финансового контроля должны способствовать активной и эффективной инвестиционной деятельности, а в тех экономических условиях, в которых находится наша страна в настоящее время, должны способствовать преодолению кризисных явлений.

© Тагашева Ольга Валентиновна, 2016

Кандидат юридических наук, заведующая кафедрой предпринимательского и трудового права (Курский государственный университет); e-mail: tagasheva@bk.ru

Финансовый контроль при этом является «неотъемлемым элементом управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровнях для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций»1. Поскольку финансовый контроль следует рассматривать в двух аспектах, также его понимают «как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов»2.

Многообразие форм инвестиционной деятельности и участие в ней широкого круга субъектов, как публичных, так и частных, отграничение общественных отношений, связанных с инвестированием, которые подпадают под регулирование финансово-правовыми нормами.

В этой связи неизбежно встает один из самых острых вопросов науки финансового права последних дет — о предмете финансового права. В финансовом праве в настоящее время не выработано единого подхода к вопросу о финансово-правовом регулировании финансовой деятельности частных субъектов. Более обоснованным представляется мнение значительной части ученых о том, что финансовое право «в той или иной степени регламентирует и функционирование частных финансов», и нельзя не согласиться, что «исключать из сферы финансово-правового регулирования огромный массив отношений, связанных с образованием, распределением и использованием частных денежных фондов пока преждевременно»3.

Финансово-правовое регулирование обусловлено повышенным значением инвестиционной деятельности как публичных, так и частных субъектов, для экономики страны в целом. Эти отношения затрагивают интересы значительного е числа частных инвесторов и государства. и

И.В. Сергеев и И.И. Веретенникова4 отмечают, что инвестиции в макроэ- а кономике являются основой для осуществления политики расширенного вос- о производства; ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества к и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; структурной о

перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех | отраслей народного хозяйства; создания необходимой сырьевой базы промыш- е ленности; гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, о высшей и средней школы, а также решения других социальных проблем; смяг- ю

чения или решения проблем безработицы; конверсии военно-промышленного |

комплекса; обеспечения обороноспособности государства и решения многих к

других проблем. а

Перечисленные возможные направления использования инвестиций свиде- |

тельствуют о связи инвестиций на макроуровне с функциями государства, т.е. и

например, функциями: обеспечения обороноспособности; охраны окружающей №

природной среды (экологическая функция), социальной функцией5. Публичные 11

и частные интересы в данном случае тесно взаимосвязаны. )

Таким образом, независимо от того, какие субъекты, частные либо публичные 6 участвуют в общественных отношениях, связанных с инвестиционной деятельностью, круг таких отношений, урегулированных нормами финансового права, возможно очертить, исходя из их содержания. Однозначно, это отношения, связанные с выполнением субъектами инвестиционной деятельности своих обязательств перед бюджетами бюджетной системы, а также отношения, связанные с получением данными субъектами определенных финансовых ресурсов от пу- 201

бличных субъектов в том или ином виде. Также следует отнести в этот круг отношения, связанные с оказанием финансовых услуг специальными субъектами.

Как подчеркивает Н.Л. Маренков, частая ошибка, встречающаяся в литературе, — идентификация понятия «инвестиции» с понятием «капитальные вложения». Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение капитала в воспроизводство основных средств, как производственного, так и непроизводственного характера. Отметим, что широко использовавшееся в советской экономической литературе как синоним «инвестиций» понятие «капитальные вложения» («капиталовложения») трактуется современной экономической наукой более узко, чем понятие «инвестиции» 6. Действительно, такой подход исключает из поля зрения сферу финансовых инвестиций да и финансового рынка в целом, а ведь именно финансовый рынок является тем самым институциональным устройством, которое обеспечивает трансформацию временно свободных денежных средств населения и предприятий в инвестиции.

Отношения, связанные с выполнением субъектами инвестиционной деятельности перед бюджетами бюджетной системы, не носят специфического характера, по сравнению с другими субъектами, за исключением ряда налоговых льгот, связанных с инвестиционной деятельностью.

Что касается отношений, связанных с получением данными субъектами определенных финансовых ресурсов от публичных субъектов, то такие отношения весьма многообразны. Во-первых, следует иметь в виду, что публичные субъекты сами осуществляет инвестиционную деятельность.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что в бюджетах бюджетной системы й Российской Федерации, в т.ч. в рамках государственных (муниципальных) про-« грамм, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление ^ бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государ-| ственной (муниципальной) собственности. Объекты капитального строительства, | созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты | недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) ° собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепля-

| ются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяй-| ственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, >§ государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с после-| дующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве | оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений & и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного ‘§ фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, ё либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны. § Традиционно бюджетные инвестиции осуществляются в такие объекты,

1 которые имеют общенациональное значение, необходимы для обеспечения | жизнедеятельности общества, обеспечения обороны страны и безопасности

Читайте также  Партнерство в бизнесе и инвестиции

государства. Таким образом, если отталкиваться от законодательного определения инвестиционной деятельности как вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, то очевидно, что государство более преследует вторую цель, достигая полезного эффекта для всего общества. Это же применимо и к муници-202 пальным образованиям, различаются только масштабы задач.

В то же время, помимо инвестирования в такие проекты, которое государство должно осуществлять в целях выполнения своих функций, в последнее время оно стремится расширить границы своей инвестиционной деятельности и реа-лизовывать инвестиционные проекты не только в силу необходимости, но и для получения прибыли.

Кроме того, инвестиционная деятельность за счет бюджетных средств не только ведет к увеличению публичной собственности и решению определенных публичных задач, но и стимулирует инвестиционную активность частных субъектов.

Так, одним из видов инвестиционной деятельности государства является государственно-частное партнерство, которое понимается как «юридически» оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно-значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля7.

В рамках государственно-частного партнерства инвестиционная деятельность осуществляется совместно публичными и частными субъектами.

Что касается финансовых инвестиций — то это вложение капитала в финансовые объекты, к которым можно отнести все виды банковских накоплений, ценные бумаги и иные финансовые инструменты. Во всем мире наибольшая часть инвестиционных сбережений населения вкладываются в ценные бумаги. Ценная бумага — один из наиболее гибких инструментов, с помощью которого осуществляется перераспределение денежной массы между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, населением и сферами экономики, населением и государством8. В России инвестирование в ценные бумаги пока не является столь массовым, как в практике иных стран с развитой рыночной экономикой, однако началу процессу положено, правовые основы финансовых инвестиций определены.

Основными участниками рынка ценных бумаг, обеспечивающими в условиях рынка спрос и предложение на капитал, являются эмитенты и инвесторы. Эмитент ценных бумаг привлекает денежные средства в обмен на эмитируемые ценные бумаги. Развитию рыночных отношений и повышению эффективности взаимодействия эмитентов и инвесторов призваны способствовать различные посредники. Особую роль среди них играют профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, осуществляющие виды профессиональной деятельности, определенные в Законе о рынке ценных бумаг.

Помимо профессиональных участников рынка ценных бумаг, условно-посреднические функции выполняют и другие финансовые институты. Их деятельность в основном заключается в аккумулировании денежных средств населения и дальнейшем инвестировании в ценные бумаги. Причем, если целенаправленное инвестирование в ценные бумаги может осуществляться инвестором и самостоятельно, без участия посредников, то вовлечение в инвестиционный процесс определенных финансовых ресурсов возможно только при участии таковых финансовых институтов и, конечно, правовых основ инвестирования ими. К таким финансовым институтам обычно относят: банки, инвестиционные фонды (акционерные и паевые), негосударственные пенсионные фонды, страхо-

вые компании. В литературе указанные финансовые организации объединяются понятием «институциональный инвестор».

Даже краткая характеристика различных общественных отношений, складывающихся по поводу осуществления инвестиционной деятельности, позволяет увидеть, что полномочия по регулированию, контролю и надзору принадлежат различным органам государственной власти. Соответственно, методы финансового контроля тоже существенно различаются.

Необходимо отметить, что, несмотря на важность финансового контроля и значительный объем теоретических разработок в этой сфере, в финансовом праве нет единой позиции по поводу видов, форм и методов финансового контроля, что усугубляется несогласованностью норм законодательства.

Несмотря на постоянное изменение законодательства, на протяжении ряда лет остается нерешенным вопрос избыточности контрольных мероприятий и как в раз в сфере инвестиционной деятельности.

Так, при осуществлении бюджетных инвестиций ведущая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ. При этом, поскольку финансовый контроль не сводится только к проверке соответствия финансовой деятельности нормам права, но также направлен на проверку целесообразности, эффективности и выявление скрытых резервов, то Счетная палата контролирует и соблюдение плана выполнения работ, соответствие затрат результатам и т.д. Однако, в зависимости от того, какой именно инвестиционный проект реализуется, привлекаются или нет частные инвесторы, полномочия по контролю могут быть у целого ряда органов государственной власти и местного й самоуправления. С.О. Шохин, анализируя проблемы реализации федеральных « целевых программ, указывает, что «экономический эффект целевых программ ^ достигается путем привлечения дополнительных инвестиций при реализации | механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически | привлекательных условий для бизнеса»9. Одновременно в качестве важной про-| блемы реализации федеральных целевых программ он указывает перегружен° ность явно избыточным государственным финансовым контролем. «Поскольку

| субсидии федеральные и осваиваются частично или полностью с участием | субъектов РФ и муниципальных образований, полномочия по их контролю за->§ креплены за многочисленными органами государственного финансового контро-| ля: внешний контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, | региональные и муниципальные контрольно-счетные органы. Со стороны ис-& полнительных властей финансовые аспекты реализации федеральных целевых ! программ контролируют Федеральная служба бюджетно-финансового надзора | и ее подразделения в субъектах Российской Федерации, органы финансового § контроля исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и

1 муниципальных образований. Это не считая постоянного текущего контроля | со стороны государственного органа — заказчика и координатора целевой программы»10.

В сфере финансовых инвестиций аналогичная проблема была решена передачей всех полномочий по регулированию финансовых рынков Центральному Банку РФ.

Таким образом, необходима четкая регламентация всех аспектов осуществле-204 ния финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности, определение

несовпадающих полномочий контрольных органов, форм и методов осуществления контроля.

1 Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. и др. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2013. С. 16.

3 Тропская С.С. К вопросу о предмете современного финансового права // Финансовое право. 2013. № 12.С. 9.

4 См.: Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие. М., 2000. С. 7.

5 Покачалова Е.В., Маркелов Ф.В., Журавлева С.В., Тагашева О.В. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: проблемы и перспективы развития / под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов, 2009. С. 19.

6 Маренков Н.Л. Инвестиции. Ростов н/Д, 2002. С. 5.

7 См.: БелицкаяА.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М., 2012. С. 23.

8 См.: Рынок ценных бумаг: учебник / под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М., 1999. С. 10-11.

9 Шохин С.О. Правовые проблемы финансирования федеральных целевых программ // Юридический мир. 2014. № 1. С. 53.

Источники: http://studfiles.net/preview/6129679/page:3/, http://studbooks.net/588433/finansy/gosudarstvennoe_regulirovanie_investitsionnoy_deyatelnosti, http://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-kontrol-v-investitsionnoy-deyatelnosti-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто