Формы и методы привлечения иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

Главная > Реферат >Экономическая теория

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

по экономической теории

Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

факультета экономики и управления

1.Сущность инвестиций, их классификация и характеристика. 5

2. Роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики….12

3. Способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую

Список использованной литературы……………………………………………. 27

Современное экономическое состояние страны можно характеризовать как экономику переходного периода, имеющий свою специфику развития. Особенность экономики такого периода заключается в том, что в ней в наименьшей степени наблюдаются классические формы становления экономики, принятые в экономически развитых странах. Экономика переходного периода характеризуется, прежде всего, наличием по преимуществу бартерного обмена, уход от налогов и прочих выплат в госбюджет, инфляцией, нестабильностью экономического и политического развития общества и т.д. Понятно, что в этот период говорить о прямой и тем более интенсивной инвестиционной политики не приходится. Классические формы участия зарубежного капитала в российской экономике по большей части не срабатывают. И этому имеются вполне объективные причины.

Во-первых, отсутствие законодательной базы, правового поля. В условиях постоянно меняющихся законов и нормативных актов вести стабильный, перспективный и объемный инвестиционный бизнес очень трудно. Слишком велика опасность потери вложенных денег, велик риск не получить необходимую прибыль и т.д.

Во-вторых, немаловажное значение имеет политическая ситуация, которая также весьма существенно сдерживает иностранных инвесторов. За нестабильностью политической ситуации стоит непредсказуемость шагов существующего правительства. Сама по себе политическая неопределенность оказывает отрицательное влияние на инвестиционные решения, не говоря уже о том, что политические решения могут весьма сильно расходиться и даже противоречить объективным законам экономического развития общества.

В-третьих, отсутствует историческая традиция рыночных отношений. Соответственно, отсутствует класс людей, способных эффективно решать экономические проблемы в новых, принципиально иных социально-экономических условиях. Хотя общий образовательный, профессиональный и культурный уровень работоспособного населения страны достаточно высок, чтобы быстро перейти к рыночным условиям хозяйствования, тем не менее для этого потребуется не один десяток лет.

Все перечисленные преграды необходимо преодолеть государству, ведь Россия остается весьма привлекательным регионом для зарубежных инвесторов, поскольку страна располагает очень емким рынком, дешевой и относительно профессионально подготовленной рабочей силой. Все это позволяет решать инвестиционные задачи с высокой долей эффективности.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время для эффективного развития российской экономики в условиях рыночных отношений большую роль играют инвестиционные вложения иностранного капитала.

Целью данной курсовой работы является изучение природы иностранных инвестиций, их понятия, содержания и сущности, а также механизмов, процессов и способов привлечения иностранного капитала на российский рынок.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– описать сущность, характеристику и классификацию инвестиций;

– выявить роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики;

– рассмотреть способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

1. Сущность инвестиций, их классификация и характеристика

Одним из главных проявлений процесса глобализации в конце XX – начале XXI века стало постепенное формирование общемирового инвестиционного пространства с крупномасштабным трансграничным переливом капитала, в том числе в производительной форме, в виде прямых иностранных инвестиций. Проблемы привлечения в экономику России иностранных инвестиций рассматриваются на фоне общемировых тенденций и зарубежного опыта.

Понятие «инвестиции» является многоаспектным, в научной экономической литературе существует немало определений инвестиций. Общепризнано следующее определение, которое определяет инвестиции как вложения в любые экономические объекты и процессы, такие как средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал». 1

Большинство авторов, определяя иностранные инвестиции, сходятся на том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в какое-либо дело на территории другого государства, причем инвестиции рассматриваются в самом широком смысле. Это не только средства, вложенные в капитальное строительство, в ценные бумаги предприятий и правительств, но и кредиты в различных формах и даже безвозмездные перечисления средств, имеющие целью достижение социального эффекта.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

– инвестиции в физические активы;

– инвестиции в денежные активы;

– инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т.п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.д.

Существуют различные основания классификации инвестиций и разные подходы к этой проблеме. Предпринимаются попытки выявления общих классификационных критериев деления инвестиций вне зависимости от того, являются ли данные инвестиции иностранными. Можно привести в качестве примера два различных подхода к проблеме деления инвестиций на виды.

В.Г. Ворониным инвестиции подразделяются на: 1

– материальные (реальные) инвестиции – это инвестиции в материальные объекты;

– финансовые (номинальные) инвестиции – это финансовые средства собственника, вкладываемые в ценные бумаги, в долю, вклады, а также предоставление кредита за счет собственных средств;

– нематериальные инвестиции – это инвестиции в общие условия воспроизводства, формирование рынка с помощью рекламы, научно-технические проекты, квалификацию сотрудников, организацию предприятия, социальные мероприятия.

Ю.А. Бабичева делила инвестиции на: 2

– прямые инвестиции – вложения средств в производство, приобретение реальных активов;

– ссудные инвестиции – предоставление денежных средств в долгосрочную ссуду в национальной или иностранной валюте (валютный портфель);

– портфельные инвестиции в форме приобретения ценных бумаг.

С помощью деления на основе двучленной формулы можно распределить основные виды инвестиций следующим образом:

1) капиталообразующие и интеллектуальные;

2) государственные и частные;

3) иностранные и национальные.

Одним из основных классификационных критериев деления инвестиций выступает цель инвестиций – получение прибыли и достижение положительного социального эффекта. В зависимости от этого, инвестиции подразделяются на капиталообразующие и интеллектуальные. В литературе высказано предположение о необходимости деления инвестиций в зависимости от этого же основания на: коммерческие и некоммерческие. Дифференциация инвестиций на коммерческие (доходные) и некоммерческие (социальные) позволила бы установить отдельный правовой режим для них.

Капиталообразующие инвестиции – это инвестиции, направленные на увеличение или прирост материальных и нематериальных активов. Иначе говоря, это инвестиции в их традиционном понимании, потому что, как правило, инвестиции являются капиталообразующими, т.е. выступают способом или средством получения прибыли или дохода.

Интеллектуальные инвестиции – это инвестиции, направленные на подготовку специалистов различных уровней, а также повышение их квалификации, проведение научных исследований, и т.д. Наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций в настоящее время являются государственные и частные кредиты на получение высшего образования.

Собственность является неотъемлемой частью понятия инвестиций, поэтому форма собственности также выступает основанием для их классификации. Соответственно можно выделить государственные инвестиции (осуществляемые за счет бюджетных средств) и частные инвестиции (осуществляемые за счет собственных или заемных средств негосударственными юридическими лицами или гражданами).

Государственные (бюджетные) инвестиции отличаются от частных инвестиций тем, что им присущи следующие признаки: 1

1) источниками государственных инвестиций являются бюджетные средства;

2) государство устанавливает порядок предоставления этих инвестиций;

3) размеры государственных инвестиций зависят от утвержденного государственного бюджета;

4) государство следит за целевым использованием бюджетных инвестиций;

5) государственные инвестиции обеспечиваются имуществом государственной казны.

Частные инвестиции и порядок их осуществления регулируются нормами законодательства об инвестициях, гражданского законодательства, законодательства о недрах и недропользовании и нормами других отраслей законодательства. Главные особенности частных инвестиций, отличающие их от государственных, заключаются в том, что источники, объемы и объекты инвестиций определяются самим инвестором, а государство обеспечивает защиту прав инвестора от возможных посягательств, в том числе и со стороны государственных органов.

Однако наиболее урегулированными в законодательном плане до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные инвестиции и прямые инвестиции (к которым могли быть отнесены и иностранные, и национальные инвестиции).

В соответствии с подходом, выработанным международной теорией и практикой инвестирования, деление инвестиций на национальные и иностранные имеет большое значение. Пока еще рано говорить о едином правовом режиме для всех иностранных и национальных инвестиций, вследствие того, что еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие с Законом об инвестициях ранее принятых нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и сохранивших различия в правовом статусе иностранных инвесторов (в первую очередь налогового законодательства).

Формы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

После преодоления финансового кризиса 1998 г. примерно с 2003 г. экономическая ситуация в России стала постепенно изменяться к лучшему, что повлияло на оживление притока иностранных инвестиций в российскую экономику. К 2006 г. изменился «расклад» иностранных инвесторов, осуществляющих бизнес в России. На 1 января 2008 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, накопленные иностранные инвестиции составили 220,6 млрд. долл. При этом из общей суммы иностранных инвестиций прямые иностранные инвестиции составили 103,1 млрд. долл., портфельные 6,7 млрд. долл., прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) 110,8 млрд. долл. В 2007 г. в российскую экономику инвестировано из-за рубежа 120,9 млрд. долл., что в 2,2 раза выше, чем за 2006 г. При этом иностранные инвесторы вывезли из России 58,4 млрд. долл.

Наибольший объем поступлений отмечен в сферах торговли — 47,3 млрд. долл., обрабатывающей промышленности — 32 млрд. долл., добычи полезных ископаемых — 17,4 млрд. долл., недвижимости — 8,4 млрд. долл., транспорта и связи — 6,7 млрд. долл., в финансовом секторе — 4,5 млрд. долл., строительстве — 2,9 млрд. долл. Набирает силу тенденция к растущему возврату капиталов. Отток зарубежных российских иностранных инвестиций в 2007 г. (74,6 млрд. долл. ) значительно уступал притоку иностранных инвестиций (120,9 млрд. долл.). Больше всего инвестиций в указанный период поступило из Великобритании — 26,2 млрд. долл., Кипра — 20,7 млрд. долл., Нидерландов — 18,8 млрд. долл., Люксембурга — 11,5 млрд. долл., Франции — 6,7 млрд. долл., Швейцарии — 5,3 млрд. долл., Ирландии — 5,2 млрд. долл., ФРГ — 5,1 млрд. долл., Британских Виргинских островов — 2,1 млрд. долл.

По данным Росстата, поступившие в 2007 г. иностранные инвестиции были использованы, в основном, следующим образом. На оплату сырья, материалов, комплектующих изделий ушли 21,8 млрд. долл. На погашение банковских кредитов и займов были потрачены 16 млрд. долл. Операции по покупке ценных бумаг были профинансированы на сумму в 14,2 млрд. долл. На инвестиции в основной капитал пошли 14,4 млрд. долл. На предоставление займов были использованы 3,3 млрд. долл. Прочие затраты составили 33,7 млрд. долл. Не были использованы 11,1 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 120,9 млрд. долл. Житков В. Ф., Бугакова Н. А., Воронина И. Р. Инвестиции в России. М.: Росстат, 2012.- С.53.

Читайте также  Благоприятные условия для привлечения инвестиций

Инвестиции тогда были ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность). В целом отраслевое распределение накопленных на 1 января 2008 г. иностранных инвестиций не претерпело принципиальных изменений. Основной объем приходится на обрабатывающую промышленность (66,6 млрд. долл.), сферу торговли и общественного питания (58,2 млрд. долл.), добычу полезных ископаемых (41,3 млрд. долл.). В сферу недвижимости, транспорт и связь, финансы, инвестировано соответственно 20,6 млрд. долл., 16,1 млрд. долл., 9,1 млрд. долл. Характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. На девять субъектов Федерации приходилось 88,7 % поступивших в 2007 г. иностранных инвестиций. В частности, в Москву поступило 58,6 % их всего объема, в Красноярский край — 10,2 %, Санкт-Петербург — 5,2 %, Сахалинскую область — 4,1 %.

В отношении прямых иностранных инвестиций следует отметить, что в этой сфере наметились определенные положительные сдвиги, но этого недостаточно. Поставлять в Россию передовые технологии развитые страны в массе своей пока не торопятся. Здесь имеют место проблемы не столько экономические, сколько политические.1Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Альпина Паблишер, 2012.- С. 89.

Незначительный объем портфельных инвестиций в экономике России обусловлен прежде всего недостаточной развитостью российского фондового рынка и отсутствием достаточно стабильной нормативно-правовой базы его регулирования. Это приводит к тому, что на рынке обращается очень ограниченное число российских компаний, а оценка их акций существенно занижается. Иностранные инвесторы на фондовом рынке по большей части преследуют спекулятивные цели, практически не оказывая никакого влияния на российскую промышленность. Страновая структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику свидетельствует о том, что большую часть иностранных вложений представляют собой ранее вывезенные из России капиталы российскими компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах в качестве местных фирм. В целом, если рассматривать прямые инвестиции в России по формам и методам, то можно выделить три направления: создание предприятий с участием иностранного капитала, использование соглашений о разделе продукции и концессионные договоры и соглашения о разделе продукции.

Предприятия с участием иностранного капитала. До 1991 г. первой и единственной формой использования иностранного капитала были совместные предприятия. Они начали создаваться с 13 января 1987 г. с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». В постановлении предусматривалось, что доля советской стороны в уставном фонде совместного предприятия должна составлять не менее 51%. Подобное ограничение было сочтено нецелесообразным и в дальнейшем было отменено. Доли советских и иностранных участников в уставном фонде стали определяться по договоренности между ними. С принятием Закона об иностранных инвестициях 1991 г. произошла замена термина «совместное предприятие» на «предприятие с иностранными инвестициями». В ст. 12 Закона указывалось: «. На территории РСФСР могут создаваться и действовать: предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, а также их дочерние предприятия и филиалы; предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; филиалы иностранных юридических лиц».

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия. С принятием ГК РФ, действующего с 1 января 1995 г., а позже и Закона об иностранных инвестициях 1999 г. произошло новое изменение терминологии — предприятия с иностранными инвестициями стали называться коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества, т.е. в тех же формах, что и предприятия, в которых нет иностранного капитала.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. допускает создание на территории Российской Федерации иностранными юридическими лицами своего филиала, который выполняет все или часть функций этого лица, действуя от его имени, при условии, что деятельность носит коммерческий характер. Имущественную ответственность по обязательствам, связанным с такой деятельностью, несет это юридическое лицо.

Либерализация доступа иностранного капитала в Россию в начале 90-х гг. явилась главной причиной того, что число совместных предприятий с зарубежными партнерами и компаний со 100% иностранным капиталом увеличилось в шесть раз с 2533 в 1992 г. до 16079 в 1996 г. В дальнейшем процесс создания совместных предприятий с участием иностранного капитала несколько замедлился, поскольку этому в значительной степени препятствовали сложные процедуры организации бизнеса, избыточные административные бартеры, высокие риски инвестирования, отсутствие эффективного механизма гарантирования иностранных капиталовложений, коррупция чиновников и т.д. Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции. М.: КноРус, 2011.-С.33.

Соглашения о разделе продукции. В первой половине 1990-хх гг. большие надежды относительно широкого привлечения иностранного капитала в добывающую промышленность возлагались на соглашения о разделе продукции . В связи с этим в 1995 г. был принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в качестве подвида договоров о концессии. Однако соглашения о разделе продукции как подвид договора концессии можно было рассматривать только с теоретической точки зрения, а на практике в отношении собственности по поводу произведенной в ходе использования недр продукции между ними имеется существенное отличие. При концессии произведения продукция полностью принадлежит инвестору и оплату он осуществляет деньгами или произведенной продукцией, поступившей в его собственность. А соглашения о разделе продукции подразумевает раздел между государством и инвестором так называемой прибыльной продукции, т. е. инвестор заранее отказывается от прав собственности на часть прибыльной продукции в пользу государства. В соглашении о разделе продукции предусматривалось привлечение иностранного инвестора к операциям, которые по той или иной причине не в состоянии вести национальная нефтяная компания. Основополагающий принцип соглашений о разделе продукции — инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Суть соглашений о разделе заключалась в следующем:

  • · иностранная сторона должна нести все расходы по разведке, разработке месторождения;
  • · иностранная сторона имела право на возмещение своих расходов в виде получения оговоренной доли валовой продукции;
  • · оставшаяся часть продукции распределялась между государством и компанией на базе установочной формулы.

При заключении соглашения о разделе продукции предусматривался раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Схема раздела продукции между государством и инвестором выглядела следующим образом.

Схема составлена на основе Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», ст. 8, 9, 10.

Опыт применения соглашений о разделе продукции в России выявил много проблем и далеко неоднозначных, прежде всего в области оценки такой формы привлечения иностранного капитала в российскую добывающую промышленность. На этот счет российскими экономистами и экспертами высказываются самые различные мнения и оценки, где превалируют в основном крайне скептические оценки относительно выгодности применения такой формы привлечения капитала для государства. Решение российского правительства о применении такой формы привлечения иностранных капиталовложений едва ли можно считать удачным. С одной стороны, соглашение о разделе продукции — это первый шаг к коррупции и последний шаг к переходу к нормальному режиму налогообложения. Получается, что в стране действует два налоговых закона: обычный и соглашений о разделе продукции, представляющие собой подобие офшора, при котором никаких реальных инвестиций в экономику не вкладывается. В развитых странах такие соглашения не используются, поскольку проблемы налогообложения нефти и газа решены. В России использование СРП можно было бы применять только в исключительных случаях: разработка месторождений, добыча нефти на континентальном шельфе, да и это могло рассматриваться в качестве временной меры. В остальных случаях целесообразно использовать дифференцированный подход к налогообложению, т. е. ввести коэффициенты к налогу на добычу, ставки которого будут изменяться в зависимости от условий. С другой стороны, государству невыгодно передавать свои нефтегазовые месторождения иностранным инвесторам, поскольку они не полностью выполняют свои обязательства, которые формально на себя берут. Кроме того, государство недополучает значительные финансовые средства от сдачи в эксплуатацию своих недр, поскольку в договорах о разработке месторождений в отношении платежей записано, что только когда компания покроет свои расходы по освоению месторождения, она начнет делиться продукцией с государством, а расходы можно покрывать в течение очень длительного времени. Аналитики нефтяных компаний проводили приблизительные подсчеты: если ввести в режим СРП все 28 месторождений, за год государство потеряет приблизительно 5 млрд. долл. По подсчетам специалистов, каждые 10 лет стоимость добычи нефти уменьшается вдвое благодаря развитию техники. В этом случае России выгодно притормозить выкачивание нефти, поскольку незачем отдавать наши недра на откуп компаниям, вкладывающим незначительные средства в казну государства. Не стоит искусственно ускорять разработку шельфов, представляющих собой труднодоступные месторождения, в которые приходится вкладывать наибольшее количество средств, если через некоторое время Россия сможет добыть эту нефть сама и с более ощутимой выгодой для себя. В этом плане более целесообразно использовать рентные отношения по опыту Англии и Норвегии, где иностранные компании работают на государственных недрах, получая соответствующее вознаграждение, а большая часть дохода от добычи идет в государственный бюджет. Орлова Е. Р., Зарянкина О. М. Иностранные инвестиции в России. М.: Омега-Л, 2010. -С.73.

Концессионные договоры. Концессии появились в России во второй половине XIX в., в период достаточно динамичного развития капитализма. В советское время развитие концессий происходило в годы нэпа. В период с 1921 по 1928 г. советская власть получила 2400 концессионных предложений, заключено было всего 178 договоров. Большая часть концессий разрабатывалась в лесном секторе. Одним из крупнейших концессионных предложений был норвежский проект «Великого Северного Пути». Проектом предполагалось провести за счет иностранного капитала через малонаселенные северные лесные районы России железнодорожные и водные пути. По обеим сторонам дороги концессионерам предполагалось предоставить двадцативерстную полосу для эксплуатации лесов, сооружения лесопильных заводов и других промышленных предприятий. Лес, вывозимый с этих участков за границу, должен был пойти частью в погашение вложенного иностранцами капитала. Однако слишком долгое проведение переговоров, а также недостаточность средств только одной Норвегии для осуществления такого гигантского проекта не позволили ему реализоваться. В конце 1920-х гг. нэп был свернут, концессии, как ненужная модель хозяйствования, прекратили свое существование. Только в 1990-х гг. понятие концессии вернулось в российское законодательство.

Читайте также  Совместные инвестиции в ценные бумаги

Концессией был назван договор о предоставлении прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление. Однако в 1990-е гг. и до первой половины 2000-х гг. эта форма привлечения иностранных инвестиций развития не получила. К идее использования концессионных соглашений вернулись во второй половине 2000-х гг. В 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях, .), в котором было определено, что его целями являются привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителем. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О концессионных соглашениях», применяются правила международного договора. Сущность концессионного соглашения в Законе определена следующим образом.

По концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента и быть свободным от прав третьих лиц. Изменение целевого назначения реконструированного объекта и передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускаются. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если в соглашении не предусмотрено иное. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, если в нем не предусмотрено иное условие. В частности, в соглашении может быть предусмотрена обязанность концессионера застраховать объект концессионного соглашения за свой счет. Имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения и не являющееся объектом концессионного соглашения, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Что касается исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концесссионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, то они принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и реконструкцию объекта, использование и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении. Орлова Е. Р. Инвестиционные процессы в России. М.: КомКнига, 2012.-С.47.

В Законе предусмотрено, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в такое имущество, как:

автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта;

морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур, морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; инвестиция россия экономика привлечение

аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, объекты единой системы организации воздушного движения; гидротехнические сооружения, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

метрополитен и другой транспорт общего пользования;

объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

В соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сторонами концессионного соглашения являются:

концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта и реконструкции объекта, объема инвестиций в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Оплата может быть установлена в следующих формах: в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный); установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате деятельности; передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Стороны могут предусматривать в концессионном соглашении сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Права контроля за исполнением концессионного соглашения принадлежат концеденту. Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, использованию объекта в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением. При этом необходимо подчеркнуть, что указанные выше контролирующие исполнение концессионного соглашения органы исполнительной власти не вправе:

вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера;

разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. -С.170.

Итак, законом определены все основные условия, которые должны быть предусмотрены в концессионном соглашении, в том числе такие, как: обязательства концессионера по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдении сроков его создания или реконструкции; по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением; срок его действия; состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности; цели и срок использования (эксплуатации) объекта и других условий, не противоречащих российскому законодательству. Законом предусматривается предоставление гарантий прав и законных интересов концессионеров.

Что же касается методов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, то в первую очередь необходимо реформировать законодательную систему, также необходимо совершенствовать налоговую систему, а именно снижение налоговых ставок на прибыль, не мало важным фактором является снижение коррупции, так как это может свести к минимуму все усилия государства по привлечению прямых иностранных инвестиций. Очень много недоработок по данной сфере, о том, что надо сделать можно говорить бесконечно. Но не факт, что если Россия исправит все свои «минусы», приведет инвестиционный климат в порядок, то она станет наиболее привлекательной для инвесторов. Все-таки главной целью является достичь той самой привлекательности, чтобы в страну тянулись, необходимо вкладывать и развивать наиболее важные сферы жизнедеятельности, которые нуждаются в капитальном финансировании.

Формы привлечения иностранных инвестиций

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска — на банк и затем — на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант — безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа — передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции — вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Читайте также  Инвестиции в акции средний доход

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • — создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • — создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • — создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • — ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • — ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • — создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории — концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ — от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства — погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Источники: http://works.doklad.ru/view/THbOVeoOUTE.html, http://studwood.ru/1338146/ekonomika/formy_metody_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_rossiyskuyu_ekonomiku, http://vuzlit.ru/91068/formy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто