Формы привлечения инвестиций на предприятии

Привлечение инвестиций

В финансовом мире стало неотъемлемым и основополагающим локомотивом для роста и развития любой коммерческой компании.

Как привлечь инвестиции?

Существуют два основных и наиболее распространенных способа для привлечения инвестиций</b>.

Первый способ, это привлечение инвестиций непосредственно в уставный капитал организации. Это когда инвестор приобретает акции конкретной компании и становится её акционером. При этом прибыль, которую он получает, напрямую зависит от успешной деятельности этой организации. Доход, получаемый инвестором, может быть в виде дивидендов, либо в виде чистой прибыли после продажи своей доли.

Также стоит отметить, что вкладывая в уставный капитал, инвестор может быть двух видов, а именно финансовым и стратегическим.

Различия между этими инвесторами в их целях.

Финансовый инвестор преследует исключительно финансовые цели, то есть получение максимально возможной прибыли при установленных уровнях риска.

Стратегический инвестор ставит перед собой совершенно иные цели. Основная его цель это участие в менеджменте компании, в принятии управленческих решений. Достигает он этих целей путем приобретения значительной доли акций организации, либо её контрольного пакета.

Второй способ, это привлечение инвестиций в виде займов, кредитов и других долговых обязательств. В этом случае инвестор не становится акционером компании, а наоборот, он является её кредитором. Средства, вложенные в организацию, являются долговыми, и прибыль инвестора обеспечивается в виде процентов за пользования вложенными им средствами.

Привлечение иностранных инвестиций

Изучая данный вопрос, практически каждый инвестор согласится с тем мнением, что без законодательного закрепления отношений между иностранным инвестором и государством привлечение иностранных инвестиций практически бесполезно из-за возможных высоких рисков.

Стоит сказать, что иностранный инвестор в первую очередь смотрит на следующие финансовые показатели, а именно

  • деловая репутация и кредитная история
  • денежные потоки
  • доля собственного капитала
  • дополнительное обеспечение

Основные факторы, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций

  • потенциал экономического роста страны
  • период окупаемости вложенных инвестиций
  • уровень конкуренции на финансовых и торговых рынках страны, стратегия развития экономики, уровень развития инфраструктуры, а также технологические и производственные возможности страны.

Формы привлечения иностранных инвестиций

  • заемные средства (кредиты, займы и т.п.)
  • благотворительная и спонсорская поддержка
  • собственные средства и внутрихозяйственные ресурсы
  • привлеченные средства (от продажи ценных бумаг и т.п.)
  • прямые вложения (оборудование, ресурсы, материалы и т.п.)

(Пока оценок нет)

Формы привлечения инвестиций

В качестве источника привлечения инвестиционных средств могут использоваться денежные средства, применяемые в виде инвестиционных ресурсов. Они подразделяются на внешние (заемные) и внутренние (собственные средства).

Финансирование собственными средствами происходит за счет средств организации, которая планирует реализацию определенной задумки. Оно производится с использованием потока средств образующихся в результате деятельности организации, а также с привлечением уставного капитала. Формирование инвестиционных средств, используемых на реализацию идеи, должно иметь целевой характер, чего можно достичь выделением самостоятельного бюджета данного проекта.

Привлечение исключительно собственных средств применяется для дел требующих небольших размеров инвестиций.

Внешнее финансирование является формой привлечения инвестиций предусматривающей использование источников: нефинансовых компаний, средств финансовых институтов, населения, иностранных инвесторов, государства, в тоже время дополнительных ресурсов учредителей. Оно может осуществляться с помощью привлеченных и заемных денежных средств.

Все источники финансирования имеют свои недостатки и обладают определенными достоинствами. Поэтому для реализация любого дела необходимо разработать собственную стратегию инвестиционной политики, провести анализ других способов и источников инвестиций, провести тщательную проработку схемы финансирования.

Разработанная схема инвестирования должна включать в себя:

  • необходимый объем инвестиционных средств для реализации идеи в полном объеме;
  • иметь оптимальную схему финансирования;
  • уменьшение капитальных затрат и снижение риска в целом.

Существуют еще такие формы как:

  • Акционирование это метод инвестиций, который в основном применяют для реализации поставленных целей при отраслевой и региональной диверсификации финансовой деятельности
  • Дополнительная эмиссия акций применяют для реализации инвестиционных идей имеющих крупный масштаб, инвестиционных программ развития.
  • Организация нового предприятия, которое предназначенного для реализации инвестиционного проекта, является одним из методов целевого долевого финансирования. Может быть использовано частными предпринимателями, для реализации своей предпринимательской деятельности; крупными диверсифицированными компаниями; предприятиями, которые находятся в сложном финансовом положении или имеют временное затруднение с денежными средствами

Формы привлечения иностранных инвестиций

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д. (рис. 1.2.1).

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

Читайте также  Рост инвестиций на дальний восток

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политический и экономический риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска — на банк и затем — на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант — безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займ — передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции — вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Рис. 1.2.1 Схема привлечения иностранных инвестиций.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее.

Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Читайте также  Валовые частные инвестиции 110 дивиденды 10

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.

Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Конечно, существуют общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом. Это — совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.

В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи — внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензий и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • — создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • — создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • — создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • — ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • — ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • — создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100 %-м иностранным участием.

Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством.

Для кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска.

Читайте также  В какую страну вложить инвестиции

В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории — концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений.

В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ — от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ.

Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д.

Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства — погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении.

Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством.

Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров.

Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях.

Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного природного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделе продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию.

Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия.

Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Осуществление затрат на создание инфраструктуры может производиться и путем уменьшения на первых этапах отчислений от доходов предприятий зоны в бюджет, предоставления им налоговых льгот. Но в будущем эти издержки должны быть перекрыты увеличением доходов, в том числе доходов бюджета, за счет ускоренного развития производства преимущественно за счет привлечения иностранного капитала и получения дополнительной валюты. Поэтому решение о создании зоны должно быть обосновано с точки зрения учета этих факторов.

Источники: http://investicii-v.ru/privlechenie_investicij/, http://www.bazastankov.ru/content/view/159/7/, http://vuzlit.ru/1300574/formy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто